17.11.2015
Скачать в других форматах:

Сэмьюэл Д. Фэрклот

Созидание церквей, готовых к воспроизводству

2. Управление, определение целей и планирование

 

Управление при созидании церквей

 

"Это духовный принцип или плотское уклонение от доверия Святому Духу?.. Имеет ли он под собой библейское основание?" Такие вопросы можно часто услышать в церквах, когда заходит речь об управлении. Эдвард Р. Дейтон и Дэвид А. Фрезер предпочитают называть управление в церкви парадок­сальным планированием. "Это значит, что христиане тщательно планируют свои действия, но в то же время твердо верят, что Бог контролирует их". "Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его" (Притч. 16,9).

Сам Господь предусмотрел необходимость мудрого руководства в жизни Своих детей. Во времена Ветхого Завета такие предводители как Моисей и Неемия действительно проявляли  "пророческую  мудрость",  управляя обществом в ситуациях, казавшихся безвыходными и безнадежными (Исх. 18,13-27; Неем. 2,11-3,32). Во времена Нового Завета Дух Святой наделял верующих способностью к управлению и разумной организации жизни Церкви Иисуса Христа (Рим. 12,8; 1 Кор. 12,28). В этой связи планирование при созидании церквей - духовная необходимость, заслуживающая серьезного отношения.

Управление определяется как "наука получения результатов посредством деятельности других людей", и как "достижение желаемых результатов посредством эффективного использования ограниченных средств". Ведущий специалист  по  вопросам  управления  Луис  А.  Аллен,   известный многочисленными трудами в этой области, заявляет, что управление - это просто работа. Он и его единомышленники подчеркивают, что следует различать работу техническую и работу по управлению. В обязанности руководителя входит выполнение и той и другой.

Рис. 3 Управление: функции и действия

 

Функции Действия

I

Планирование

Оценка

Постановка целей

Разработка подходов

Программирование (составление плана)

Создание методики проведения работы

Составление расписания (графика)

Формирование бюджета

 

II

Организация управления

Разработка организационной структуры

Передача полномочий

Установление взаимосвязей

 

III

Осуществление управления

Принятие решений (мозговой штурм)

Общение

Мотивировка (побуждение к деятельности)

Подбор кадров Работа с людьми

 

IV

Контроль за управлением

Определение стандартных форм отчетности

Учет результатов работы

Оценка результатов

Корректировка хода работы

 

 

Управление состоит из планирования, организации, осуществления руководства (включая работу с кадрами) и контроля. Всякую другую работу руководитель передает подчиненным или вышестоящим руководителям, обычно это техническая работа. Какая же деятельность входит в эти четыре функции управления? Аллен предлагает свое представление об этом на рис. 3. Он утверждает: "Все, что возникает в любой ситуации управления, можно отнести к одной из четырех основных функций или к одному из 19-ти подпунктов. Всё!"

 

Рис. 4

Воронка УЦР (управление посредством целей и результатов)

Alien, The Management Profession, 4

 

Управление посредством целей и результатов

 

Управление посредством целей и результатов (УЦР) является одним из самых распространенных методов. Он четко изложен в публикациях специалиста по управлению Джорджа Л. Морриси, появившихся в печати в 70-е гг. Данный метод требует, чтобы руководитель концентрировал основное внимание на результатах, а не на деятельности. Он также требует систематического планирования, как показано на примере воронки УЦР Морриси (рис. 4). В воронке УЦР различают шесть отдельных этапов:

1) определение функций и задач;

2) установление основных сфер, где ожидаются результаты;

3) установление и точное определение показателей эффективности;

4) постановка и отбор целей;

5) разработка плана действий;

6) организация контроля.

Оказалось, что такая система идеально совместима с сиcтемой управления ОПОМР, приведенной в данной книге.

"Процесс УЦР движется от общего к частному. Его задача состоит в том, чтобы расчленить большой комплекс дел до размера управляемой единицы", - Морриси цитирует Эда Грина, который определил, что "управление включает три вида ежедневной деятельности:

а) умственный анализ;

б) ведение делопроизводства;

в) выполнение плановых работ".

В сущности, такой подход помогает разбить всю деятельность руководителя на основные элементы; для эффективного управления руководитель выбирает наиболее важные и выстраивает их в логическую цепь, которая, если смотреть  на  вещи  реально,  неизбежно  приведет  к  повышению производительности и к моральному удовлетворению проделанной работой.

 

Круговая модель

 

Дейтон и Фрезер представляют процесс управления для христианской миссии в виде десяти последовательных этапов (см. рис. 5). Их можно свести в четыре основные блока:

1) определение необходимых действий;

2) планирование благовестия;

3) благовестие в силе Духа Святого;

4) анализ результатов духовной деятельности.

Как же соотнести все это с проблемой созидания церквей? Каким образом данный процесс поможет нам мыслить в нужном направлении?

 

Рис. 5 Модель планирования

 

Edward R. Dayton and David A. Frascr, Planning Strategies for World Evangelization, 43

 

Применение

 

Основа управления - умственный труд, а такая деятельность не для каждого легка. Она требует целенаправленных усилии. Дейтон и Фрезер утверждают, что "руководителями не рождаются".  Созидатели церквей, хотя и призваны Святым Духом к руководству, должны развивать свое умение мыслить. Способность управлять - это приобретаемый навык Созидание церквей, будь то отечественных или зарубежных, - отнюдь не то, что Морриси называет "управлением из кресла", или "протиранием штанов".

К сожалению, большая часть труда для Господа выполняется экспромтом, под влиянием обстоятельств, без предварительного планирования, и все это беззастенчиво оправдывается духовностью. Хотя созидание церквей более, чем любое другое служение нашему Господу, требует организационных навыков. Успех или неудача в деле созидания церкви прямо зависит от тщательного обдумывания, сопровождаемого искренней молитвой, и подчинения Святому Духу. Практика доказывает, что "скорее отсутствие планирования тормозит работу Духа, чем его избыток". В данной главе мною, в частности, затронуто планирование и управление: с чего начинать мыслить созидателю церкви?

 

Основные цели воспроизводства

 

Определение целей

 

Как утверждает Олан Хендрикс, одной из самых важных сторон планирования, неотъемлемой от самого понятия планирования, является постановка целей. Четко поставленные цели дают громадное преимущество. Предполагают, что:

1) четко поставленные цели укрепляют связи,

2) четко поставленные цели являются основой мудрого планирования,

3) четко поставленные цели создают базу для анализа и изменений,

4) четко поставленные цели позволяют определить направление движения,

5) четко поставленные цели укрепляют и испытывают нашу веру.

Для обеспечения ясности все цели необходимо тщательно записать; они должны быть направлены на конечные результаты, иметь временные границы, быть конкретными, практичными и осуществимыми. Цель должна указывать на что-то определенное, к чему мы стремимся, наш успех будет измеряться достижением цели. "Постановка цели - это отражение нашего понимания Божьего замысла по отношению к нам, как к Его Телу".

 

Цели созидания церквей

 

Джин Гетц в ведении к своей небольшой, но яркой работе "Мера Церкви" как бы выражает мои собственные переживания:

Замысел этой книги возник в ходе личного служения Иисусу Христу в поместной церкви. Она выросла из глубокого убеждения, что лично я призван выполнять Господне дело Господними методами, что я должен применять принципы истинно библейского служения, что я должен иметь верные цели и точные критерии оценки своих усилий.

Что же такое "верные цели" в деле созидания церквей? Какова конечная цель? Данные мировой статистики подчеркивают огромную нужду в увеличении количества евангельских церквей. Серьезное размышление об этой нужде неизбежно приведет нас к выводу: необходимо побуждать уже существующие церкви к воспроизводству и созидать новые церкви, которые обладали бы способностью к умножению.

Созидание церкви в любом случае должно иметь в виду главную цель - умножение поместных церквей по всей земле. Организаторы церквей не имеют права удовлетворяться всего лишь рождением церкви-отпрыска. Речь должна идти о создании форпоста для благовестия и опорного пункта проповеди. Они должны стремиться к осуществлению конечной цели в виде зрелой церкви, которая энергично созидает другие новые церкви. Дейтон и Фрезер устанавливают параметры такой работы:

"Конечной целью благовестия является созидание церквей, которые в свою очередь примут участие в проповеди Евангелия". "Конечная стратегия обязательно должна включать образование динамичной церкви".

Несколько лет тому назад Питер Вагнер в своем труде "Границы стратегии миссионера" подверг критике мой подход. Он определил зрелую церковь не как самообеспечиваемую,  самоуправляемую и самовоспроизводящуюся единицу, а как:

а) живущую для других,

б) способную позаботиться о себе,

в) соответствующую культурным условиям.

Я учел его замечания и включил в свою схему три промежуточных цели в качестве составляющих конечной цели - создания зрелой воспроизводящейся церкви.

Чтобы лучше понять значение терминов "конечная цель" и "промежуточная цель", читатель может бросить быстрый взгляд на развернутую схему ОПОМР "Созидание церкви, способной к воспроизводству", которая прилагается к данной книге. Все непонятные надписи и линии станут ясными по мере прочтения книги, но сейчас я прошу обратить внимание на правую часть схемы, в которой перечисленны все этапы. Пункт 44 изображает конечную, или главную цель - новую самостоятельную зрелую церковь, способную к воспроизводству. Однако, главной цели невозможно достичь без решения трех дополнительных задач. Первая - церковь должна жить для других, а не замыкаться в себе (п. 41). Конечно, столь же важна и задача самообеспечения, способность церкви позаботиться самой о себе (п. 42). Третьей жизненно важной задачей является желание и способность проявлять Христову любовь и проповедовать соответственно культурной обстановке (п. 43). Другие дополнительные задачи дают возможность выполнить вышеперечисленное.

П. Вагнер советует, как лучше понять дополнительные задачи, ведущие к зрелости:

Прежде всего, церковь, которая живет дли других, имеет две существенные характеристики: она чутко относится к социальным нужцам окружающих и завоевывает сердца людей искренней христианской любовью и состраданием; она активно занимается созиданием церквей в близлежащих районах, а также в других странах и культурах. Второе. "Забота о себе" проявляется и в попечении о душах, и в богослужении, и в духовных, и в организационных, и в финансовых вопросах. Для того, чтобы церковь могла позаботиться о себе, она должна развиваться в пяти указанных направлениях. И в-третьих, церковь, которая способна учитывать культурные условия, проявляет  "один   из  самых  важных  признаков  зрелости". Действительно, такая церковь соответствует культуре данного общества, и это привлекает к Евангелию людей из мира. Церковь не может быть отделена от окружающей среды и одновременно служить орудием примирения, как этого желал Господь. Учет культурных особенностей обязателен для эффективного выполнения Великого Поручения.

Конечно, когда созидатель церкви только начинает свое служение, его первой и главной целью является созидание новой поместной общины (этап 5 в цикле "Деятельность Павла" Д. Гесселгрейва, рис. 1). П. Вагнер, который трудился миссионером в Южной Америке, прежде всего озабочен именно этим. Создание новой конгрегации было и моей главной задачей в Португалии. Беседуя с основателями церквей из Уганды, Заира, Центрально-Африканской Республики, Нигерии и Зимбабве, а также из Кореи, Филиппин, Японии, Таиланда и Индии, я обнаружил аналогичные явления.

Как пользоваться планом ОПОМР Стратегия

Как отмечает Д. Гесселгрейв, "самое трудное - это выйти из старой колеи и начать  прокладывать  новую".   Ричард  Б.   Кук   называет   Павла "дисциплинированным целеустремленным стратегом". Вот что он пишет об апостоле Павле:

...он работал организованно от Иерусалима до Иллирика (Рим. 15,19), от побережья Средиземного моря до Адриатического. Павел и его сотрудники останавливались на месяц в одной провинции или районе (1 Кор. 16,5-8), но как только Благая весть была "распространена" (т. е. утверждена, а не просто проповедана - Рим. 15,19), и домашние церкви основаны, Павел видел, что ему больше "нет места" в этом районе (Рим. 15,23).

Современная миссионерская литература представляет богатый выбор работ по стратегии таких авторов как, например, Эдвард Р. Дейтон и Дэвид А. Фрезер. Их выдающийся вклад в миссионерскую литературу - "Стратегия планирования мирового евангелизма". Предпосылки, из которых они исходят, таковы:

В некотором смысле каждый человек и каждая организация имеют свою стратегию или подход к проблеме или к достижению цели... Стратегия - это общий подход, план или способ, предлагающий, как достичь данной цели и решить проблемы.

Как христиане, мы имеем огромные преимущества в разработке стратегии, потому что у нас есть Слово Божье, источник полной и абсолютной истины, а значит, мы можем соответствующим образом разрабатывать генеральную стратегию... Наша задача - сотрудничать с Богом, чтобы привести Его Царство к процветанию.

Как и система УЦР, стратегия созидания церквей направлена от общего к частному и нацелена на результат. Мы также концентрируем внимание на результатах, и конечным результатом считаем зрелую церковь, способную и стремящуюся к воспроизводству. Все же, нельзя сосредотачивать наше внимание только на этом. Для того, чтобы конечная цель могла быть достигнута, вначале необходимо   осуществить   первоочередные   задачи.   Путешественники, совершающие длительные переходы по горной местности, постоянно видят перед собой цель - вершину, к которой стремятся, но в то же время не забывают о скалах и реках, лежащих на их пути. Запас продовольствия, снаряжение альпиниста и другие предметы необходимы им, чтобы в нужный срок благополучно достичь вершины и вернуться с победой.

Так же и в нашем случае. Вы спросите, что же Дейтон и Фрезер подразумевают под генеральной стратегией, которая проложит путь к конечной цели? Мы знаем, какой хотели бы видеть свою церковь. Но как достичь желаемого результата? Для того, чтобы выполнить первоначальные задачи и затем достичь конечного успеха, необходимо разработать план промежуточных действий - меры, которые позволят из элементов воссоздать целое. Такие меры и являются теми дополнительными задачами, с которыми мы уже встречались, а многие другие подробно показаны на схеме ОПОМР. Наконец, эффективное планирование требует, чтобы и промежуточные действия мы разделили на более частные задачи и компоненты - стратегию ближайших действий.

Планирование с помощью ОПОМР

ОПОМР охарактеризован Б. Д. Гансеном как "контрольный прибор для определения частей задания и соединения их в единую систему". Дейтон называет его ценным инструментом для планирования. Читатель уже познакомился с подробным вариантом ОПОМР, но мы начнем изучать ее упрощенную версию, изображенную на рис. 6. Для того, чтобы понять терминологию ОПОМР, необходимо усвоить два определения. Каждый пронумерованный элемент схемы символизирует задачу, или цель, которой нужно добиться. Линии, соединяющие задачи между собой, указывают направление действий точно так же, как карта путешественника показывает его маршрут. Каждая группа сплошных линий показывает цепь действий или задач, которые необходимо осуществить для достижения главной цели. Дополнительные цели, на которые эти действия оказывают влияние, показаны пунктирной линией.

Читать схему ОПОМР нужно слева направо. На рис. 6 справа находится задача 44 - это конечная цель: создание зрелой церкви, готовой к воспроизводству. Все пункты плана движутся слева направо, к п. 44. Перед пунктом 44 расположены три промежуточных цели: п. 41, 42 и 43. Заметьте, что с конечной целью их связывают пунктирные линии. С левого края схемы точка 0 олицетворяет сердца (церковь, группа единомышленников, личность), подготовленные Святым Духом к провозглашению Благой вести и участию в созидании церкви. Эта предпосылка должна служить точкой отсчета работы по созиданию каждой новой церкви.

Как уже отмечено, для зрелой церкви характерны три свойства, без которых невозможно достичь конечной цели: п. 41 (жизнь для других), п. 42 (самообеспечение) и п. 43 (соответствие культурным условиям). В дополнение к ним существует десять более частных задач: п. 12 - организована новая церковь; п. 15 - начато осуществление плана практической социальной помощи; п. 18 - церковь активно проповедует Евангелие окружающим; п. 21 -церковное богослужение контекстуализировано; п. 26 - обеспечено мудрое и успешное управление делами церкви; п. 30 - церковь живет как тело; п. 33 - достигнуто самообеспечение; п. 35 - церковь осознает себя; п. 38 - церковь приспособлена к условиям внешней среды; п. 40 - постоянно происходят обращения из мира.

На данной схеме ОПОМР мы стремимся упорядочить эти десять задач так, чтобы показать их логическую связь с тремя промежуточными (41, 42, 43) и с конечной целью (44). Такое логическое распределение задач сделано в форме четырех цепей с соответствующими разветвлениями. В схеме ОПОМР каждой задаче или цели предшествует действие, необходимое для ее достижения. Таким образом, каждая цепь ОПОМР состоит из задач или действий, необходимых для достижения главной цели плана.

 

Цепь I

 

Как видно на рис. 6, первая цепь задач оканчивается организацией новой церкви - пунктом 12, нашей первой целью. Такую церковь можно сравнить с новорожденным ребенком. Созидатель церкви допустит большую ошибку, если подумает, что на этом его ответственность оканчивается! Это особенно опасно для стран, где мало евангельских церквей со здравым учением. Ведь дети отчаянно нуждаются в любви и внимании со стороны взрослых.

 

Цепь II

 

Необходимо сказать несколько слов и о цепях II, III и IV. Их нельзя рассматривать как последовательные. Все эти три цепи одновременно разворачиваются вслед за цепью I. Замечание Д. Гесселгрейва, что "Цикл деятельности Павла" нужно рассматривать и в одновременном срезе, и во временной последовательности, можно отнести и к системе ОПОМР. Новые души будут обращаться к Господу, принимать крещение,*

 

* (См. полную схему ОПОМР. Задача 44, которая не описана в нашей книге, напоминает нам графически, что новые крещения будут продолжаться в течение всей жизни церкви.)

 

 вникать в учение и входить в общение с церковью. Подобно этому, цепь II связана с цепью IV: выполнение поставленных задач будет зависеть от успешной адаптации к местным условиям. Различные события будут повторяться, наслаиваться друг на друга или выполняться одновременно с различной степенью успешности.

Задачи и действия цепи II направлены к достижению промежуточной цели 41 - становлению церкви, живущей для других. Однако, в пределах данной цепи существует два подраздела, и каждый из них имеет собственную цель, Один ряд задач порождает план социальной помощи окружающим - п. 15. Другой - активную проповедь Евангелия в обществе и поддержку всемирного благовестия - п. 18. Как только церковь начала проявлять заботу о физической и духовной жизни людей, можно считать, что она живет для других. Пунктирная линия, соединяющая п. 15 и 18с п. 41, отражает эту связь. Задачи настолько взаимосвязанны, что выполнив п. 15 и 18, вы обязательно достигнете п. 41.

 

Цепь III

 

Цепь III включает пять подразделов, изображенных в центральной части рис. 6. И вновь основатель церквей убедится, что выполнив пять дополнительных целей, он автоматически достигает основной цели - созидания церкви, которая заботится сама о себе - п. 42. Для того, чтобы достичь этого, церковь должна:

1) действенно проповедовать христианское учение во время богослужений или через другие виды служения;

2) мудро и успешно управлять своими делами;

3) функционировать как тело;

4) стать финансово независимой;

5) ясно видеть свою специфику и быть способной к изменениям.

Перечисленные пять целей (на рис. 6 - п, 21, 26, 30, 33 и 35) вносят существенный вклад в становление зрелой поместной церкви.

 

Цепь IV

 

Задачи в цепи IV делятся на два подраздела с тем, чтобы указать на две тесно взаимосвязанные стороны культурного соответствия, которые позволяют достичь пункта 43 - промежуточной цели плана. Один из подразделов указывает на то, что церковь соответствует условиям внешней среды - п. 38. Другой подраздел обращает внимание на то, как христианская вера побеждает нехристианский окружающий мир - п. 40. Легко прослеживается тесная взаимосвязь между задачами цепи IV и цепи II.

 

 

Возможные возражения

 

В следующих главах представлено систематическое применение плана ОПОМР в деле созидания церквей. Я вовсе не претендую на то, что данный труд - последнее слово в стратегии созидания церквей. Моя оценка этого плана совпадает с мнением Д. Геселгрейва о его "Цикле деятельности Павла":

"Схема, вероятно, слишком идеальна, чтобы быть реальной, слишком запрограммированна, чтобы быть практичной... Нет ничего неприкос­новенного в таком способе разделения задач на управляемые элементы".

Цель нашего курса - подготовить тружеников на ниве созидания церквей по всему миру, особенно в условиях, где Евангелие практически не проповедовалось, чтобы они смогли успешно выполнить свое предназначение. Участие уже существующих конгрегаций в деле умножения церквей - в наше время для многих районов мира является вопиющей необходимостью. Мы не можем позволить себе созидать новые церкви, которые не желают и не умеют воспроизводить себе подобных.

Что касается отношения к каждой конкретной ситуации на местах, автор согласен с Дейтоном и Фрезером: "...каждая проблема, с которой мы сталкиваемся, отличается от другой, и каждая требует соответствующего индивидуального  подхода".   План   ОПОМР,  представленный  здесь, необходимо отработать, видоизменить и расширить с тем, чтобы эту "уникальную стратегию" можно было использовать при созидании церквей в любой ситуации.


 

ЧАСТЬ

 

Подготовительный и начальный периоды


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.