17.11.2015
Скачать в других форматах:

Сэмьюэл Д. Фэрклот

Созидание церквей, готовых к воспроизводству

10. Самосознание церкви

 

Зрелая церковь способна решать собственные проблемы и развивать свой "характерный образ действий", по выражению Питера Вагнера. Такая церковь будет заботиться о своем духовном росте, а также о том, чтобы ее богослужения были исполнены смысла и понятны для участников. Она также будет способна создать ответственное руководство и правильно распоряжаться своими денежными средствами. Однако, в служении такой церкви есть еще один важный элемент. Она "будет заботиться о себе в психологическом аспекте".

Психология - это социальная наука, которая исследует сознание, мысли­тельные процессы, эмоции и волю человека. Она стремится изучить и упорядочить деятельность личности, ее характер, отношения и мысли. Мы живем в век глубокого изучения психологии и родственных с нею дисциплин. Все необычные проявления диагностируются и исследуются. Возможно, кому-то покажется странным привлекать психологию к процессу созидания церкви, но не подлежит сомнению, что не только отдельным личностям крайне необходимо знать, кто они; поместной церкви также важно понять себя.

Как же поместная церковь печется о себе с психологической точки зрения? Аллан Типпет назвал такую церковь "самоопределяющейся".  Что церковь думает о себе сама? Как она осознает себя? В своей книге об ответственности церкви Питер Бейерхауз и Генри Лефевер говорят об "ответственной индиви­дуальности".  Данная глава предлагает краткое исследование психологического аспекта жизни новой церкви. Это очень важно в процессе роста и развития, особенно в таких странах как Португалия, Испания, Италия, Греция или Австрия, где евангельских христиан совсем немного. Как осознают себя евангельские церкви, когда число их членов составляет менее 1 % местного населения?

Ответ на этот вопрос очевиден для тех, кто хотя бы знаком с европейской культурой. Евангельские христиане часто переживают ощущение собственной неполноценности. Их считают неудачниками. Их служителей нельзя узнать по одежде или внешнему виду. Верующих не принимают в обществе. Их убеждения почитают заблуждением. Они часто теряют работу, могут подвергаться преследованиям за веру. Ложь, которую веками распространяли о евангельских христианах и их вероучении, владеет умами общества. При таких условиях не удивительно, что многими христианами, которые отчаялись занять достойное положение в обществе или в государстве, овладевает определенный пессимизм.

Такие пораженческие настроения до некоторой степени характерны для евангельских церквей во всем мире, однако это непростительно для церкви, которая призвана воспроизводить себе подобных. Наши цели в данной части плана ОПОМР и действия, направленные на их достижение, существенно зависят от здорового самосознания церкви.

И хотя многие идут "широким путем, ведущим в погибель", поместная церковь, ориентированная на воспроизводство, должна чувствовать честь и привилегию быть среди тех немногих, которые идут "узким путем, ведущим в жизнь вечную" (Мтф. 7,13-14).

Стимулирующее самоопределение конгрегации

Задача 37 (цель - пункт 34): Используя различные методы, развивайте, такой образ действий церкви, который ведет к самоопределению.

Рис. 52 Независимость от внешнего давления

 

Все мы знаем, что маленькие дети проявляют черты характера своих родителей, особенно того из них, кто проводит с ними больше времени. Наши мнения об окружающих, наши расовые предрассудки, наши страхи и различного рода комплексы большей частью берут начало из этого источника. Родители и воспитатели несут огромную ответственность.

Я постоянно подчеркивал, что в период роста и организационного становления все элементы нашего плана созидания новой церкви должны находиться в равновесии. Во внутренней жизни и делах церкви огромное значение имеет психологическое развитие!  Библия  учит нас,  что новообращенные похожи на младенцев. Те, кто действительно родились свыше, нуждаются в нежной любящей заботе, как и новорожденные. Люди, созидающие церковь, а позже и новая церковь, наследуют обязанность обеспечивать необходимую и соответствующую нуждам отеческую заботу и попечение своим духовным детям. Обычно каждый родитель имеет такую обязанность по отношению к своим детям. На мыслительные процессы наших детей неосознанно влияет образ нашего мышления и самовыражения. Существуют различные пути такого влияния, причем мы даже не замечаем, когда и как это случается. Это - образование без фанфар и церемоний. Люди постепенно, почти незаметно подходят к принятию мировоззренческих принципов, приобретают сильные чувства по отношению к определенным людям, научаются действовать определенным образом в зависимости от своего окружения.

То же самое происходит в новой церкви, будь то в Северной Америке, Европе, Латинской Америке или Африке. Цель для такой церкви, по определению П. Вагнера, - достичь состояния, когда она "не испытывает комплекса неполноценности, вызванного подозрениями в том, что верующие являются агентами иностранных служб. Церковь - не беспомощное дитя и не бунтующий подросток; эти стадии развития у нее уже позади. Она воспитала в себе твердое чувство принадлежности к своей культурной среде, хотя и представляет меньшинство. Она не испытывает необходимости извиняться перед каждым за свое существование".  Такая церковь уже достигла определенной зрелости. Наша задача 37 - подвести церковь к этой точке. "Стадии развития", о которых пишет П. Вагнер, являются решающими для достижения нашей цели.

Самоопределение - это свобода иметь собственное мнение и действовать без влияния извне. Так как Бог созидает нашу церковную жизнь и управляет ею, один из аспектов свободной воли, рассматриваемый здесь, - это право людей вырабатывать свою собственную форму управления и образ действий без принуждения или вмешательства извне. Такое здравое самосознание церкви включает ряд элементов. Три из них имеют ключевое значение как для общины, так и для личности. Во-первых, согласно Священному Писнию, новообращенный должен четко осознавать, что он имеет большую ценность в глазах Божьих. И это - замысел Божий от сотворения мира (Еф. 1,4). Каждый верующий должен знать, что все мы драгоценны для Бога, независимо от расы, социального положения, рода занятий или уровня образования. "Ибо так возлюбил Бог" человека, что даровал ему вечную жизнь по вере (Иоан. 3,16). Во-вторых, - человек несет личную ответственность перед Богом. Каждый верующий должен осознавать: Бог повелевает нам быть ответственными, верными распорядителями того, что нам вверено. На практике это означает, что каждый член новой церкви должен приобрести чувство личной ответственности перед Богом. Христианин имеет благословенную возможность избрать путь хождения перед Богом (Быт. 5,24 и 6,9; Гал. 5,25). Личное изучение Библии, личная молитвенная жизнь, посвящение Богу и общение с братьями и сестрами - вот занятия, формирующие волю и самоопределение верующего. Непоправимый урон и вред наносят церкви как Телу, когда членов ее балуют и таким образом препятствуют развитию церкви, о котором пишет П. Вагнер. Нужно оставить младенческое, чтобы стать зрелым мужем (1 Кор. 13,11).

В-третьих, каждый член церкви выполняет собственную задачу в Теле. Все верующие должны иметь свободу в Духе Святом, чтобы служить в Теле и посредством Тела. Мы обсуждали это в главе 6 (задача 31), в связи с дарами Духа. Каждый новообращенный христианин должен знать, что Святое Писание говорит о дарах. Тогда все члены церкви смогут молитвенно, с Божьей помощью, приобрести чувство личной ответственности за свою роль в жизни церкви. Каждый новообращенный должен осознавать важность своего места в теле Христовом (1 Пет. 4,10).

Только если большинство членов поступает таким образом, поместная церковь может достичь истинного самоопределения. Во многих странах Африки, Азии и Европы евангельские церкви действительно остаются в меньшинстве.   Следовательно,   каждой   церкви   необходимо   здравое самосознание, основанное на понимании того, кем мы являемся в глазах Божьих и ответственности перед Господом и другими верующими. Такое самосознание - большая поддержка для последователей Христа в обществе, где они малочисленны и бесправны.

Задача 34 в плане ОПОМР в известном смысле является двухсторонней. Когда церковь, в лице ее отдельных членов, осуществляет самоопределение, она обычно свободна от внешнего давления. Но она также свободна от небиблейского диктата одного или нескольких человек внутри церкви!

 

Гармония независимости

 

Задача 38 (цель - пункт 35): Побуждать и развивать в церкви библейское отношение к вопросу независимости.

Рис. 53 Сформировано самосознание

Гармоничные взаимоотношения поместной церкви с другими церквами также влияют на психологический климат. Библия предполагает гармонию при практической разработке учения о церкви. Должен существовать баланс между сознанием независимости поместной церкви с одной стороны и сознанием единства с остальными христианами с другой стороны.

 

Одна Церковь - много церквей

 

Неумеренный дух независимости никогда не приведет к добру - как в личной христианской жизни, так и в отношениях между церквами. О единстве Церкви пишет Д. Гесселгрейв:

Совершенно очевидно, что когда наш Господь сказал: "Я создам Церковь Мою..." (Мат. 16,18) и когда Он молился: "Да будут вес едино" (Иоан. 17,22), Он подразумевал единую Церковь. И подлинная трагедия в том, что Его строители склонны неверно истолковывать это ясное библейское учение и пренебрегать им. Возьмите, например, общепри­нятую интерпретацию 1 послания к Коринфянам (3,16): "Разве нс знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?" Большинство христиан, не долго думая, понимают это в том смысле, что отдельные христиане являются храмом Бога. Некоторые понимают под "храмом Божьим" церковь в Коринфе.

Поскольку Церковь, которую создал Иисус Христос, значительно больше, чем поместное собрание, мы должны помочь каждой новой церкви осознать свое единство с другими христианскими конгрегациями, близкими и дальними. Это требует определенных усилий. Церкви могут и должны осуществлять совместную деятельность, даже с церквами других объединений. Хотя регулярное участие в служении и посещение своей церкви имеет важное значение, для нас, как членов тела Христова, периодическое общение с верующими других поместных церквей также бывает полезным. Работая в Португалии я обнаружил, что такое общение воодушевляет членов нашей церкви. Совместное благовестие и общение с сотнями других верующих из десятков других церквей приводит к заметному подъему энтузиазма -происходит увеличение размеров Церкви в нашем сознании.

Святой Дух имеет единый Божий храм в новозаветном смысле этого слова, и существует его конкретное проявление в каждой поместной церкви. Излагая ту же истину устами апостола Петра (1 Пет. 2,5-6), Господь описывает Церковь как "духовный дом", в котором Иисус Христос является "драгоценным краеугольным камнем" (ст. 6), а отдельные верующие - "живыми камнями" (ст. 5).

О церкви как о поместной общине говорит Эрнест Де Витт Бертон в своих комментариях на послание к Галатам. Он дает превосходный обзор значений слова "экклесия" и его использования в классической, иудейской и христианской традициях. Он убежден, что ограничение значения слова рамками отдельной местности, без сомнения, первично в Новом Завете. Он предлагает следующее объяснение:

Термин "экклесия" (народное собрание) применительно к христианской церкви возник на языческой почве (хотя это спорно), и относился к поместным собраниям верующих, однако развитие обобщающего вселенского значения данного слова было облегчено применением аналогичного еврейского термина "кагал" к Израилю, как избранному народу Божьему, а этот термин в греческом переводе Библии (Септуагинте) был представлен словом "экклесия".

Я делаю эту очень короткую ссылку на новозаветное употребление слова "экклесия", чтобы подчеркнуть тот факт, что есть только одна Церковь Иисуса Христа, даже если географически и организационно она существует в виде небольших поместных собраний. Д. Робинсон предлагает интересный подход к взаимосвязи между единичностью и множественностью Церкви.

Хотя церквей может быть столько же, сколько городов или даже селений, тем не менее Новый Завет знает только одну экклесию, не вдаваясь в объяснения различий между "одной" и "многими". "Одно" -не было слиянием или объединением "многих". Это было "небесной" ральностью, принадлежащей не к видимому миру, но к миру славного воскресения, в котором Христос превознесен (Еф. 1,20-23; Евр. 2.12; 12,23). И все же, поскольку поместная экклесия собрана во имя Христа и Он находится в центре (Мат. 18,20), она вкусила силу будущего века и стала начатком той экклесии будущего. Поэтому и поместная церковь названа "Церковью Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровью Своею" (Д. Ал. 20,28; 1 Кор. 1,2; 5,2; 12,27).

Все, кто знаком с историей христианства, понимают исторические причины сегодняшних разделений. Члены поместной церкви должны иметь соответствующие знания по истории, чтобы понять современную ситуацию. Организатор церквей Мелвин Ходжес резюмирует:

В наши дни мы имеем дело с препятствием, которого не было перед первоапостольской церковью. Сегодня христианская церковь разделена на вероисповедания. Ранняя церковь потеряла свою чистоту и силу, настали "Темные Века". Восстанавливая духовную истину, евангельские верующие отделились от Римско-католической церкви. Затем среди протестантов, по мере восстановления полноты истин Божьих, не всем нравился новый уровень их понимания, поэтому многие, получившие свет Божий, вынуждены были отделяться от "родительской" общности. Часто такое отделение было необходимостью. Важно понимать, что многие разделения, которые существуют в протестанстком мире сегодня, отражают борьбу за истину. Несмотря на то, что разделения в протестантизме достойны сожаления, все же они предпочтительней единства в невежестве и грехе, существовавшего в Средние Века. Вне зависимости от доктринальных и организационных разделений, большинство истинных детей Божьих сознают свое духовное единство с другими верующими, рожденными от Духа Святого. 

Сегодня у нас нет материнской церкви в том смысле, в каком ею была Иерусалимская община в первом столетии. Наши поместные церкви не находятся в таком отношении к какой-то одной церкви, как некогда к Иерусалимской церкви. Правда, Рим претендует на эту роль. Но в действительности наши церкви являются настоящими церквами Христа, если они подчиняются только Божьему Слову, Священному Писанию в своей вере и действиях.

Слово "действия" представляет собой ловушку для нашего утверждения. Многое из того, что "делалось" в первом веке, не было подробно записано. Явные изменения, развитие происходило в течение первого века и в церковном устройстве, и в поклонении. На богослужение и организацию сильно повлияли конкретные нужды и культурные установки. Проще говоря, это означает: мы должны быть терпимы друг ко другу в свете того факта, что нам неизвестны в деталях все особенности служения в различных поместных церквах новозаветного периода.  Священное Писание умалчивает о порядке богослужения, о том, как проводилась Вечеря Господня, как совершались крещения, о том, как собирались церковные десятины и пожертвования, о том, вся ли община голосовала при решении вопросов, касающихся церкви, или эту ответственность брали на себя служители. Мы находим некоторые сведения об этом в литературе о первом столетии и о более поздних временах.

Однако, когда мы сегодня утверждаем, что Новый Завет - это наше единственное руководство в вере и действиях, мы, по сути, говорим, что не имеем библейского права требовать подчинения в тех вещах, о которых Священное Писание хранит молчание! Если бы этот вопрос так был поставлен, многие неугодные Богу разделения бесследно исчезли бы. Различия в нашей практике не должны препятствовать нашему братству во Христе, нашем Учителе и Главе Тела.

 

Межцерковные взаимоотношения

 

Библия подтверждает, что на основе общей приверженности к вере и практике Священного Писания мы имеем право и обязанность наслаждаться христианским братством и духовным общением с единоверцами, вне зависи­мости от их организационной принадлежности. Наш союз уже был скреплен Святым Духом (Еф. 4,3-6). В чем наше единство? Мы все - члены друг другу в Христовом теле, которое превышает величиной нашу поместную конгрегацию и наше вероисповедание, - в Теле, распространенном до края мира!

Те, кто созидал церкви, охотно согласятся с перечнем преимуществ, получаемых поместной церковью от преодоления изоляции. Данный список предложен М. Ходжесом, и его можно еще расширить:

1. Сотрудничество позволяет расширить общение.

2. Сотрудничество облегчает взаимное назидание в христианской жизни.

3. Сотрудничество часто дает поместной церкви большую степень стабильности в деле Божьем.

4. Сотрудничество позволяет церквам защищаться от ложных учений, а также от лютых беспощадных хищников, или "волков" (Д. Ал. 20,29).

5. Сотрудничество дает возможность объединить усилия в деле благовестия, христианского образования, благотворительности и обучения работников.

В вопросе сотрудничества между церквами Гесселгрейв советует установить два вида взаимоотношений: взаимоотношения со спонсорами - конфессией или братством церквей, и взаимоотношения с другими поместными церквами.

Особенность взаимоотношении новой поместной церкви с конфессией или союзом церквей будут определяться ее организаторами. Следовательно, очень важно, чтобы организатор церкви разъяснял служителям новой общины характер таких взаимоотношений (что должно быть отражено в учредительных документах) и осуществлял их на практике...

Если поместная церковь желает предотвратить не основанную на Писании изоляцию с одной стороны, или же не соответствующие Библии экуменические контакты с другой стороны, то необходимо в молитве определить принципы и цели сотрудничества с другими церквами региона. Простого утверждения в основополагающих документах или протоколах по этому важному вопросу недостаточно, оно должно быть развернутым, чтобы избежать возможных разделений и конфликтов.

Гесселгрейв также считает, что общение с другими поместными церквами должно осуществляться через такие видь! деятельности, как благовестие, богослужения, встречи по особым случаям, праздники и благотворительность.

Этим мы завершаем обзор цепи III схемы ОПОМР. Как вы помните, в план включено пять главных задач (см. рис. 6), которые все вместе позволяют церкви "самой заботиться о себе".

1. Духовная жизнь Тела (глава 6)

2. Богослужения, исполненные смысла и доступные для понимания (глава 7),

3. Мудрое управление делами церкви (глава 8)

4. Финансовое самообеспечение (глава 9)

5. Самосознание церкви (глава 10).

Все пять требовании являются "строительными плитами", которые совместно образуют пункт 42 плана ОПОМР (см. полную схему). Сомнительно, что базовая церковь успешно создаст здоровую, способную к воспроизводству конфегацию, если не будет на собственном примере демонстрировать такие качества.

А сейчас мы обратим наше внимание на цепь IV в нашем плане ОПОМР, чтобы выяснить вопрос отношений новой церкви с культурной средой.

 


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.