Реймонд Браун
Послание к Евреям
Глава 3
3:1-6 6. Христос — наш Апостол
Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа, 2 Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его. 3 Ибо Он достоин тем большей славы пред Моисеем, чем большую честь имеет в сравнении с домом тот, кто устроил его; 4 Ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший все есть Бог. 5 И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить, б А Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца.
В этом отрывке автор обращается к читателям с пасторским наставлением, аналогичным наставлению во 2:1—4. В начале гл. 2 он призывал их быть внимательными к Божьей Благой вести и послушными ей, а теперь он убеждает их смиренно обратить все свое внимание на Иисуса, Апостола и Первосвященника своего исповедания (рассуждения автора основаны на английском переводе Библии. — Примеч. пер.). Автор призывает первых христиан задуматься о том, что для них сделал Христос, и описывает этих верующих в контексте своего предыдущего обращения к ним, то есть с позиции их взаимоотношений, их новой природы и их привилегий как Божьих детей.
Во-первых, сточки зрения взаимоотношений, они теперь братия (3:1). Христос не стыдится их так называть (2:11) и получает радость от общения с ними. Он уподобился им во всем (2:17) для того, чтобы удовлетворять все их духовные и моральные потребности. Он также говорит здесь об их новой природе как святых братьев. Если слово «братия» подразумевает их родство с Христом, то определение «святые» имеет отношение к их новому и очень важному качеству. Они стали «святыми» благодаря искупительной работе Христа (2:11). После этого автор заводит речь об их привилегиях. Они не только святые братья, но и небесные сограждане, имеющие богатые привилегии какучастники в небесном звании. Слово «участники» (metachoi) часто встречается в различных стихах послания. Оно «подразумевает участие в каком-то общем благословении или привилегии... Единство этого союза заложено в общем наследии его членов, а не в их личностях» (Уэсткотт). Оно же используется для характеристики христиан как «причастников» Христу (3:14), «причастников» Святого Духа (6:4) и как детей, подлежащих наказанию как воспитательному средству (12:8).
Интересно, что эти три слова использованы автором в связи с сопоставлением дела Христа и дела Моисея, потому что Моисей действительно получил небесный призыв от Бога, Который явно и внятно воззвал к нему из куста. Более того, Моисей был послан Богом надело, приготовленное для него (Исх. 3:4,10,14). И в этом же отрывке говорится, что Иисус был послан Господом Богом. Он есть Апостол (в русском переводе Библии — «Посланник». — Примеч. пер.) нашего исповедания. Мы тоже стали «причастниками» небесного призыва. Мы получили призыв с небес. Господь Бог ясно и четко обращается к нам во Христе. Он «говорил нам в Сыне» (1:2). Но мы не только призваны с небес — мы призваны на небеса. Вместе с другими верующими мы призваны, как апостол Павел сказал в Послании кФилиппиЙцам, «вышним званием Божиим во Христе Иисусе» (Флп. 3:14). Христос призывает нас к славе и великому будущему, приготовленному для нас.
Освященные братья призваны уразуметь... Иисуса Христа,то есть сосредоточить на Нем свое внимание. Неоднократно автор послания призывает их «взирать» на Иисуса и «помыслить» о Том, Кто так много сделал для них (12:2,3). В этих стихах анализируется апостольская и священническая миссия Христа во взаимоотношении с человеком, Моисеем и Богом.
1. Дело Христа и мы
Образ Господа, на которого призваны взирать верующие, написан автором духовно выразительными средствами, что позволяет увидеть Иисуса как человека, как небесного посланника и как милосердного первосвященника.
1) Иисус как человек
К первым христианам обращен призыв обратиться от своих несчастий к Самому Господу Иисусу. Взирая на Него, они отдают свою любовь и свои самые чистые мысли Тому, Кто тоже страдал и пережил ненависть и жестокое гонение. Только в этом случае они могут надеяться преодолеть испытания и обрести совершенный мир и покой. Здесь к ним обращен призыв взглянуть на Иисуса со всей серьезностью, как и в других местах послания, где автор вполне сознательно употребляет имя Христа, чтобы оно звучало еще громче и явственнее: «Но видим... что Иисус, «уразумейте... Иисуса», «имея Первосвященника великого... Иисуса», «во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус» (Евр. 2:9; 3:1; 4:14; 6:19,20). Он жил среди нас, страдал среди нас, умер за нас как Тот, Кто полностью и совершенно понимает наши нужды. Смотреть на Иисуса, размышлять об Иисусе, Который всегда смотрит на нас, слушает нас, глубоко вникает в наши проблемы и сопереживает нам, — вот одна из главнейших и любимейших тем автора послания.
2) Божественный апостол
Верующие должны взирать на Христа как на апостола. Он — Божий посол, глашатай, уполномоченный Отцом (Ин. 17:3,8; 20:21). В представлении и практике древних людей, особо назначенный посланник обладал большой властью и считался личным представителем лица, пославшего его. Иисус был уполномочен Богом исполнить определенную миссию. Он был послан не только провозгласить истину, но и продемонстрировать ее (1:2,3). В этом отрывке нам открывается еще одна сторона деятельности Христа как Божьего апостола, Который послан сооружать дом, то есть строить общество искупленных людей (3:6; Еф. 2:19-22; 1 Тим. 3:15; 1 Пет. 4:17). В первых главах уже проскальзывали первые авторские штрихи к теме церкви, ибо во Христе мы становимся сыновьями, братьями, детьми и соучастниками (Евр. 2:10-13,17; 3:1). Но сейчас, читая этот отрывок, мы, также как его автор, начинаем понимать, сколь велико значение христианской семьи. Христос пришел не только спасти отдельных людей, но и сформировать огромное сообщество Своих последователей, искупленных Божьих людей. Послание не дает места духовному индивидуализму. Верующие обязаны осознавать свое высочайшее призвание служить другим христианам и относиться к этой обязанности очень серьезно: «Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам». Регулярные собрания для поклонения Богу должны стать спутниками истинных христиан, которые всеми возможными способами ободряют и поддерживают друг друга. В этих стихах говорится, что христиане принадлежат дому Божьему, а Христос был послан в мир, чтобы через спасение ввести их в это прекрасное, изобильное, надежное и вечное сообщество (3:6,13; 4:9; 6:1; 10:24,25).
3) Милосердный священник
В первых стихах послания Христос назван сильным, милостивым и верным священником. В данном отрывке мы видим Его как Первосвященника нашего исповедания. Так как некоторые христиане-иудеи отошли от своей веры, Он перестал быть священником их исповедания, но оставался таковым для тех, кто находил радость в верности Христа и жаждал публично исповедать Его своим апостолом (то есть Божьим посланником к людям) и своим священником (то есть уполномоченным представлять нужды людей перед Богом), невзирая на последствия такого смелого поступка.
Если верующие, живущие во враждебном окружении, в период искушений и испытаний хотят сохранить свое упование на Христа и верность Ему, они должны «взирать» на Него. Это слово, по мнению Хьюгза, означает «старательное приложение к чему-либо своих мыслей»; по мнению Уэсткотта, — «внимательное наблюдением за чем-либо». Его использует Иисус, когда предлагает Своим слушателям поразмышлять о судьбе воронов и лилий (Лк. 12:24,27), оно также появляется и в нашем послании, когда автор призывает читателей серьезно задуматься над тем, чем они могут помочь своим братьям-христианам (10:24). Если мы хотим духовно возрастать, мы должны ежедневно уделять время серьезному размышлению над личностью, учением и делом Христа. Короче говоря, верующие призваны укореняться своими мыслями в Иисусе. Современный мир утратил привычку к медитации, потому что занят своими проблемами и погружен в суету. Но дело в том, что пренебрежение к медитации ведет к духовному обнищанию и неспособности понимать духовную истину.
В наше время особенно нельзя недооценивать христианскую медитацию, ибо сегодня множество людей западного мира, убежденных в пользе медитации, очень увлечены различными восточными религиями с их акцентом на разнообразных формах молитвенной медитации. Растерянность и разочарование в современном секуляризме, материализме и рационализме толкают тысячи наших современников — особенно часто, хотя и не исключительно молодых и мыслящих людей, — в объятия восточного мистицизма. Многочисленные гуру улыбаются нам с фотографий, а их последователи заполонили наши города. Тем большая ответственность лежит на истинных христианах. Им следует не только разоблачать языческую сущность таких учений, но и самим постоянно предаваться медитации, только совсем другого рода — библейской, наставляющей в истине, позитивной и полезной. Трансцендентная медитация не призывает человека к анализу и размышлению. Служители культа призывают испытать блаженство. В этом их цель. Уход от реальности — вот итог подобных упражнений. Но христианская медитация не призывает верующего человека к полному безразличию к другим, к погружению в набожное состояние отвлеченности или моральной индифферентности. Христианская медитация предполагает работу активного и заинтересованного разума. Библия учит, что наша медитация должна быть угодна Богу, и поэтому мы должны размышлять над Божьим словом, а не зубрить пустые индуистские мантры, размышлять над личностью Сына Божьего, а не над учениями восточных гуру (Пс. 1:2; 18:14; 103:34; 118:15). Послание к Евреям призывает нас обратиться всем своим разумом и всей своей любовью к Иисусу, посланнику Бога, Который вошел в Божье присутствие как наш вечный спаситель, нынешний ходатай и верный друг.
2. Дело Христа и Моисей
Известно, что Моисей является одной из самых значительных личностей в истории иудейской веры и мышления. Он должен был передать Божье слово своему народу. Автор стремится донести до читателей очень важную мысль, что, превознося Христа, верующие не принижают роль Моисея. Вечный нравственный закон «был засвидетельствован ангелами» (рассуждения автора основаны на английском переводе Библии. — Примеч. пер.) и Моисеем, который передал закон и был верен во всем (3:2,5; Чис. 12:7). Но Иисус достоин... большей славы, чем Моисей. Моисей был временным служителем, а Христос есть вечный Сын; Моисей был свидетелем, провозгласившим лучшие и более полные откровения, тогда как Христос есть само Откровение (1:1—3); Моисей был верным управителем в доме, а Христос есть хозяин этого дома; Моисей был лишь частью этого дома, а Христос есть строитель его, и Он выше этого дома, ибо Он основал его (3:6). Моисей любил Бога, а Иисус Сам есть Бог. Смысл этих рассуждений автора ясен: оставить путь Христа ради закона Моисея — значит оставить большее ради меньшего, вечное ради временного.
Несомненно, что этот аспект христианского учения приводится в данном отрывке не только ради богословского исследования взаимосвязи между Христом и Моисеем, благодатью и законом, но и для пасторского наставления верующих, ради практической пользы. Формально «отрезанные» от иудаизма, отделенные от своих семей и друзей, новообращенные христиане-иудеи испытывали чувство одиночества и растерянности. Необходимо было напомнить им, что во Христе они несомненно принадлежат Божьему дому и поэтому всегда находятся в безопасности. Они были отлучены от местной синагоги, но никогда не будут отлучены от Бога. Дож... Его—мы (3:6). В этих словах звучит неколебимая уверенность. Если только твердо сохраним до конца нашу веру. Награда обещана тем, которые берут силу от Него одного, остаются верными и мужественными, несмотря на противостояние, и сохраняют надежду, несмотря ни на какие заманчивые альтернативы.
3. Дело Христа и Бог
Ключевой темой этого отрывка по-прежнему остается превосходство Христа, о чем так прекрасно и возвышенно говорилось в первых главах послания. Автор призывает первых христиан устремиться мыслями к Иисусу и попытаться понять Его взаимоотношения с Богом и с ними самими в настоящем, а с Моисеем в прошлом.
Моисей, ответивший на призыв Бога, понимал, что призван на исполнение конкретного задания; Христу же было предначертано Богом исполнить намного более важную и долговечную миссию. Он приступил к ее исполнению без всякого сомнения (в отличие от Моисея, который вначале противился), но с радостью, хотя впереди Его ждала смерть на кресте. Послание начинается с анализа призвания Христа и Его будущей судьбы. Христа Бог «поставил наследником всего» (1:2). Здесь мы читаем о том, что Он был назначен Богом Своим верным апостолом. Далее будет сказано о его нынешнем назначении как Первосвященника (5:1,5; рассуждения автора основаны на английском переводе Библии. — Примеч. пер.). Хотя Господь Иисус изображен в послании во всем блеске Своей совершенной Божественности, Он не воспользовался этими славными титулами, «не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником» (5:5). Хотя Он и Сын, Он ожидал Своего назначения быть нашим апостолом и спасителем в вечности.
Моисей был верен и делал все, что велел ему Бог (Исх. 40:16), однако его смирение и усердие не идут ни в какое сравнение с преданностью Иисуса. Господь Бог знал, что Сын исполнит дело, предназначенное для Него в вечности.
Наконец, анализируя этот отрывок, следует сказать об идеальном соответствии между надежной защитой, обещанной верующему, и требуемой от него стойкостью и верностью.
Во-первых, безопасность верующему гарантирована. Христиане будут успешны, если только смиренно и с упованием будут обращаться к своему верному первосвященнику. Вокруг нас столько коварных искушений, готовых увести нас от Христа и веры. Автор призывает нас к неустанным поискам, упорному следованию избранным путем и мужеству, но это еще не все. На протяжении всего послания звучат вечные и неколебимые истины: «Он... может... помочь», «дом же Его —- мы», «мы соделал ись причастниками Христу», «мы имеем Первосвященника великого» (2: J 8; 3:6,14; 4:14). В этом основание нашего упования. Мы доверяем не своим делам, а тому, что сделал Он, Верующие полагаются не на то, что они представляют из себя, ибо это религия закона, но возлагают все свое духовное упование на то, Кто есть Он.
Во-вторых, очень важно постоянство веры, о чем автор послания настойчиво и очень серьезно напоминает. Брюс называет постоянство верующего «испытанием на реальность». В этих главах вы не найдете легкого отношения к христианству. Уильям Мэнсон совершенно прав, замечая, что для автора послания христианство «не просто теория и практика покаяния и прощения, но неизменное посвящение всей жизни высшей сверхъестественной цели». Да, по вере в Христа мы действительно входим в Божий дом, но на самом деле от нас ожидают не той слабой веры, которая, вначале ухватившись за Христа, потом постоянно запинается, и не той эмоционально-восторженной веры, которая с обожанием и благодарностью вначале осудила грех, а затем обратилась к Христу за прощением и освобождением, и не той колеблющейся веры, которая проявляет себя в моменты уныния и отчаяния («Верую, Господи! помоги моему неверию», Мк. 9:24), но такой мужественной и твердой веры, которая питается надеждой на лучшее будущее. Настоящая христианская вера есть упование на надежного и верного Бога. Тот, Кто обещал хранить нас, верен и не разочарует Свой народ (10:23; 11:11; 13:5,6). Однако эти обетования не предназначены для самодовольных и благодушных верующих. Как убежденный кальвинист, Беньян был согласен с автором Послания к Евреям, что христианская жизнь — это вознаграждаемый, но очень трудный и напряженный «забег на дистанцию». Он видел цель своей жизни не в том, чтобы «бежать понемногу, с остановками или остановиться на полпути, но в том, чтобы бежать свою дистанцию на протяжении всей жизни, через препятствия, до самого финиша, который должен стать концом жизни».
3:7-4:13 7. Быть стойкими до конца
Сейчас нам предстоит изучить обширный и очень сложный отрывок, представляющий большую трудность для понимания и толкования. Важно отметить в самом начале, что мы имеем дело с оченьлаконичной аргументацией, подкрепляемой ветхозаветными текстами. Главная идея первых стихов очевидна — превосходство Христа над Моисеем. Однако автор ни в малейшей степени не склонен принижать роль Моисея, на что он особо обращает внимание иудейских христиан. Моисей был верен Богу (3:2,5), но, к несчастью, его верность не унаследована израильским народом. Они были неверны и не вошли в покой обетованной земли. Вполне естественно, что автор, обращавшийся к христианам из иудеев и глубоко уверенный в том, что «Бог многократно и многообразно» говорил к Своему народу, автор, искренне любящий Священное Писание, не мог не провести параллель между печальным историческим событием, каким было странствие по пустыне, и христианским путем со всеми сопутствующими ему опасностями.
Новозаветные авторы видели в христианском пути новый исход. Так Лука при описании смерти Христа использует этот термин (exodos, Л к. 9:31). Павел называет Господа Иисуса Пасхальным Агнцем (врусском переводе Библии — «Пасха ваша, Христос...» — Примеч. пер.)\ Петр говорит об Иисусе как о «непорочном и чистом агнце» (1 Пет. 1:19); в 1 Кор. 10:1—10 есть много ссылок на «исход», и Павел замечает, что события эти упоминаются «в наставление нам» (1 Кор. 10:1—10; Рим. 15:4). Автор Послания к Евреям не менее трепетно относится к ветхозаветному Писанию. Мы такие же странники, говорит он. Древние израильтяне начинали прекрасно, но они не устояли в вере и поэтому не смогли войти в обещанный покой. Нам также недостаточно сделать хороший старт. За славным началом должны следовать стойкая вера и смиренное послушание.
Выбор темы «Израиль в пустыне», сделанный автором, не мог не впечатлять первых христиан — читателей послания, так как многие из них, по мнению некоторых богословов, находились под влиянием учения свитков Мертвого моря. Эта секта состояла из людей, которые сознательно порвали с иудейским укладом жизни, чтобы показать свою верность событиям древнего исхода. Кумранская община считала исторический период под названием «сорок лет в пустыне» образцом для подражания, моделью жизненного пути, ведущего в Иерусалим, очищенный от оскверненного храма и его лжесвященства.
В этом отрывке автор делает своим читателям предупреждение, обращается к ним с призывом и открывает им обетование.
1. Голос Бога из прошлого: серьезное предупреждение (3:7—11)
Почему, как говорит Дух Святый, «ныне, когда услышите глас Его, 8 Не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, 9 Где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня и видели дела Мои сорок лет. 10 Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждают сердцем, не познали они путей Моих; 11 Посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой».
Мы уже сказали, что это автор послания обращается к проблеме отступничества. Некоторые члены церкви были на грани выхода из нее и возврата к прошлому. Эти стихи звучат напоминанием верующим о роковой ошибке Израиля в период странствия по пустыне. Бог ожидает от Своего народа твердой веры. Он хочет, чтобы они верили в Его силу и способность не только изменить, но и сохранить их. Они должны «идти дальше» (6:1; в русском переводе Библии — «поспешить к совершенству». — Примеч. пер.). Христиане — это люди, удостоившиеся чести стать членами Божьей семьи и войти в Его дом, однако членство это не является безусловным. Да, мы получаем привилегии безопасности и другие блага, но «если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» (3:14).
Здесь, как и в предыдущих главах, приоритет отдай Божьему слову со всей его серьезностью и значительностью. Мысль автора привязана к тексту Псалма 94, который удивительно соответ-ствуеттеме настоящего отрывка. Этот псалом регулярно читался по субботам в синагогах I в. для прославления, и поэтому он очень близок идее вечной субботы, обетованного покоя, приготовленного Богом для Своего верного народа. В псалме связаны две неразрывные темы: «поклонение» и «преданность». Для чего возносить Богу хвалу, если славословие наше — лишь набор религиозных фраз, не касающихся наших сердец, в которых должна присутствовать любовь и смирение? Поклонение должно быть не только в словах, но и в поступках. Те, которые хотят «предстать лицу Его со славословием» (Пс. 94:2), должны приходить к Нему со вниманием (чтобы «послушали гласа Его») и готовностью к послушанию. Они не должны пренебрегать путями Бога, как поступили их предки (Пс. 94:7—11).
Автор уверен, что Бог продолжает говорить к Своему народу через ветхозаветное Писание, что псалмы — это не просто прекрасные гимны, а инструмент современного откровения Бога Своему народу. «Как говорит Дух. Святой» — в этой фразе говорится о присутствии Святого Духа с Его страстным призывом и стремлением донести этот призыв до читателей, и с этой целью в тексте псалма допускается одно серьезное изменение. В псалме говорится: «Я вознегодовал на то поколение», а в нашем тексте: «это поколение» (рассуждение автора основано на английском переводе Библии. — Примеч. пер.). Он знает, что даже христиане могут ожесточить свои сердца (3:8), а потом заблуждаться (3:10). Автор размышляет над печальными историческими фактами, запечатленными в Исх. 17:1—7 и Чис. 20, когда искупленные израильтяне забыли о прошлом избавлении по милости Божьей и начали роптать и жаловаться на настоящие условия жизни. Переход через Красное море был замечательным событием, но как только на их пути возникли сложности, они восстали на Бога, ополчившись против Его служителей. Они сомневались в Божьем присутствии, говоря: «Есть ли Господь среди нас, или нет?» Места, в которых Израиль бунтовал против Бога, получили названия: «Искушение» и «Укорение». Бог был очень огорчен сомнением и недоверием Своего народа и поклялся, что они не войдут в землю, которая обещана им и приготовлена для них.
Это грозное предупреждение из прошлого, несомненно, не могло пройти мимо неверных и отпавших иудейских христиан.
2. Слово Бога для современности: серьезный призыв (3:12—19)
Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого. 13 Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить «ныне*, чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом; 14 Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца, 15 Доколе говорится: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота». 16 Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем. 17 На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне? 18 Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных ? 19 Итак видим, что они не могли войти за неверие.
Автор послания не только одаренный толкователь, но и преданный пастор. Ему недостаточно предостережения ветхозаветного Писания и псалма, он хочет еще раз подчеркнуть эту мысль, теперь уже для своих современников. Он как будто говорит читателям: «Будьте осторожны, братья. То же самое зло и неверие, которое вы осуждаете в древних израильтянах, может жить внутри вас, внутри каждого из вас». В этих строках нет ни капли наивного оптимизма по поводу человеческой природы. Ситуация очень серьезна. Некоторые из этих верующих могут не увидеть вечную обетованную землю только потому, что, подобно упрямым и неверным евреям первых веков, они восстают против любящего их Бога. Они должны быть внимательными, чтобы в тяжелые дни гонений также не отступить от Бога живого. Обратим внимание на то, как, согласно этим стихам, мрачна судьба человека, потерявшего благодать и постоянную поддержку Бога. Наши сердца могут протестовать, отклоняться, заблуждаться, исполняться злом, неверием, ненавистью и коварством (3:8,10,12,13,18). Это не портрет случай но оступившихся людей, это портрет сознательных отступников (3:12, NEB: «злое, неверное сердце отступника»). Будьте внимательны.
Как же могли первые христианские верующие избежать судьбы непокорных странников-иудеев далекой древности? Автор утверждает, что, если мы, христиане, хотим закончить свое странствие в чудесной, обещанной нам Богом обители, мы должны с радостью и смирением следовать Его слову: слушать, верить, подчиняться и исполнять.
1) Слушать слово
Его голос должен быть услышан (3:7,15; 4:7). Страстный призыв Псалма 94 слышится в этих трех стихах. Мы должны читать Божье слово в уединении, размышлять над его вечными истинами. Каждый день должен быть новой встречей с Богом, которая происходит в процессе систематического чтения Библии и молитвы. Здесь не должно быть спешки; в ежедневных встречах с Богом мы должны постоянно «слушать слово» своими сердцами и душами. В наши дни некоторые христиане, напуганные строгостью законничества или обычным традиционализмом, пренебрегают ежедневным общением с Богом. В обществе, где дисциплина находится в забвении, а власти ни во что не ставятся, нетрудно увидеть, какое серьезное влияние оказывают некоторые современные деструктивные учения на христианское мышление. Христианин, не находящий времени для ежедневной работы над собой и своего духовного роста, не может рассчитывать на достижение духовной зрелости.
Но это не только личное дело каждого. Слово должно провозглашаться и изучаться публично. Автор послания осознает высшую ценность назидающего учительства и милосердного служения, коллективного прославления и ободряющего дружеского общения. Он горячо одобряет регулярные посещения христианских собраний, на которых верующие поклоняются Богу и изучают Библию, где есть все возможности для христианского образования (10:25).
2) Верить слову
Слушать слово и применять его к живой вере — не одно и то же. Человек с неверным сердцем непременно отступит от Бога живого (3:12). Если мы отказываемся принять живое слово (4:12), как же мы можем познать живого Бога, всемогущего автора этого слова? Непокорные иудеи, не вошедшие в обетованную землю, умерли в пустыне из-за своего неверия. Они оказались морально и духовно неспособными вступить в приготовленное для них наследие только потому, что в своей жажде, в своей погоне за
сиюминутными благами они потеряли надежду на блага вечные. Упрямое недоверие, настойчивое нежелание прислушаться к слову Бога и положиться только на Него не позволили им войти в благословенный покой, приготовленный Богом для Своего народа. Поскольку непокорные иудеи не соединили посланное им слово со своей собственной верой в него, благословенное откровение Бога «не принесло им пользы» (4:2). Вера в то, что сказал Бог и что сделал Христос, — вот что имеет первостепенную важность в христианской жизни.
3) Подчиняться слову
Недостаточно только слушать слово и верить ему — необходимо поступать согласно ему без сомнений и колебаний, выражая свою веру исполнением его требований. Непокорные потеряли свою награду. Эта же тема звучит и в следующей главе, где говорится, что израильтяне «не вошли в него [Божий покой} за непокорность» (4:6), несмотря на то что вначале они с восторгом приняли добрую весть о славной будущей судьбе, приготовленной для них Богом. Но все это не просто печальный опыт далекого прошлого, это прискорбное и тревожное явление настоящего времени. Ктаким верующим обращен следующий далее призыв совершать свой христианский путь с усердием и серьезностью, продвигаясь по нему так, чтобы «кто потому же примеру не впал в непокорность» (4:11). Послушание—вотключевая идея Послания к Евреям. Первые христиане были призваны к послушанию, ибо знали, что даже Господь Иисус, удостоившийся всех высших небесных почестей («хотя Он и Сын»), все-таки «научился послушанию через страдания» (в русском переводе Библии — «страданиями навык послушанию». — Примеч. пер.).
4) Делиться словом
Мы уже говорили, что автор высоко ценит роль христианской общины. Он говорит, что, как сыны, братья и дети, христиане постоянно нуждаются в ободрении и наставлении со стороны братьев и сестер. Возможно, они собирались вместе на поклонение в чьем-то доме ранним утром в воскресенье. При таком еженедельном контакте возможности общения и взаимопомощи были, поэтому автор убеждает изучать наставления и обетования Божьего слова на ежедневных собраниях («каждый день», 3:13), чтобы никто не увлекся обманчивой привлекательностью греха. Этим верующим нужно было напоминать не только о превосходстве Христа и важности слова, но и о необходимости поддерживать церковь. Находясь в отчаянии и изоляции, они могли упасть, а в дружеском общении нашли бы дружескую поддержку.
Некоторые члены тогдашней церкви стремились возложить большую часть ответственности на плечи служителей, а сами скорее напоминали равнодушных посторонних наблюдателей. Но церковь нуждается в коллективной ответственности. Не всем дано быть проповедниками (милосердными!), но в поместной церкви все должны уметь быть пасторами. Слово наставлять (parakleite) означает «сильно и энергично вдохновлять, ободрять». Оно применимо для описания действий смелого и мужественного командира перед боем и нередко используется в светской греческой литературе в эпизодах, когда военный командир обращается с вдохновенной речью к своим солдатам. Верующие призваны ежедневно с любовью служить другим христианам. Верующим не свойственно впадать в депрессию, они не могут пессимистически смотреть на безбожный мир. С Богом жизнь всегда лучше, и христиане должны всегда говорить об этом. Жизнь многих верующих нелегка, и поэтому им трудно свидетельствовать о Христе современному миру. Каждый христианин должен надеяться на полную поддержку своих братьев по вере. Для этого каждый член тела Христова должен ежедневно использовать любую возможность говорить ободряющее слово и всеми силами поддерживать своих братьев по вере.
Этот материал еще не обсуждался.