Реймонд Браун
Послание к Евреям
Глава 11
11:1-16 18. Вера: ее сущность и ее герои
Сейчас мы приступаем к одной из самых знаменитых глав Библии. Даже те христиане, которым предыдущие главы казались трудными для понимания, обращаются за помощью к этой главе, и особенно в минуты духовного кризиса и ослабления веры. И они не разочаровываются. Эти отважные люди вдохновляли первых читателей послания и продолжают вдохновлять современных христиан своей стойкостью и терпением. Но надо сразу сказать, что эту главу нельзя отрывать от остального текста послания, ибо учение, изложенное в ней, базируется на предшествующих стихах. В настоящем отрывке мы встречаемся с мощным учением о вере как пути к жизни.
1. Определение веры (11:1-3)
Отрывок начинается с выяснения природы и свойств истинной веры. Христиане — это те, кто «стоят в вере» (10:39). Но, к сожалению, для некоторых это оказалось недоступным, и потому вера их слаба и непостоянна. Из прежних глав мы уже узнали, что не все, вставшие на путь веры, смогли устоять на нем. Поэтому так важно прояснить до конца смысл этого интригующего слова «вера». Автор не претендует на полноту оценки; он рассматривает веру применительно к конкретной ситуации в его общине. У нас нет оснований сомневаться в прекрасной осведомленности автора в других аспектах веры, так как само слово «вера» используется в Иовом Завете во всем многообразии значений и богатстве своего содержания. Оно указывает направление («вера в Иисуса») и главный объект. Оно подразумевает признание на интеллектуальном уровне (от чего не уклоняются даже
демоны) существования Бога, а также личной посвященности Богу, доступной только христианам (Рим. 3:26; 10:8; Иак. 2:19; Ин. 1:12). В этом отрывке большой интерес представляют сами авторские рассуждения. В начальных стихах говорится о такой вере, которая необходима для укрепления в терпении (10:36) и «стояния в вере» (10:39). Обладающие истинной верой принимают слово Бога, и подчиняются Его воле, и получают Его одобрение.
1) Вера принимает слово Бога (11:1)
Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.
В этой главе, как и в других местах, говорится, что вера — это реакция человека на слова Бога. Она серьезно воспринимает Благую весть, открытую Богом через истину Священного Писания. Она не просто соглашается с Божьим словом, — она живет в согласии с ним. Автор сужает свой анализ вопроса о вере до двух ее аспектов, имеющих особую важность для его читателей: это устремленность в будущее, с одной стороны, и ее нынешняя функция, с другой.
Во-первых, вера ожидает будущего. Она не полагается на то, что открыто обычному физическому зрению, но имеет твердую надежду на осуществление невидимого. Те «верные», о которых говорится в гл. 11, не жили настоящим моментом, но понимали, что в жизни есть нечто большее, чем временные и преходящие события. Жизнь для них была странствием. Они знали, что впереди их ждет что-то лучшее, потому что так сказал Бог, и они предпочли верить Его слову, а не легкомысленным обещаниям и пустым заверениям этого мира.
Во-вторых, вера оценивает настоящее. Неверно думать, что верующий не интересуется современной жизнью. На самом деле верующий более внимательно приглядывается к окружающему миру, чем неверующий. Человек, не имеющий четкой веры, принимает все как есть: если к нему приходят деньги, он тратит их на собственные нужды; если подворачивается случай получить чувственное удовольствие, он не упускает его, какими бы ни были его последствия. Он не задумывается над тем, вредит ли это ему самому и окружающим, ибо это не тревожит его. Человек веры шест уверенность в невидимом. Эти люди не смотрят на жизненные ситуации с позиции естественных потребительских аппетитов; они простирают свой взор к небу, чтобы различить руку невидимого Бога (11:27), действующую в обстоятельствах их жизни, и получить силы для терпения.
2) Вера имеет одобрение Бога (11:2)
Верой древние люди получали небесное одобрение (В русском переводе Библии — «В ней свидетельствованы древние». — Примеч. пер.)
Через веру древние получили самое главное — благоволение Бога, и «древние» же (то же слово использовано в первом предложении послания; в русском переводе Библии—«отцы». — Примеч. пер.) приняли слово от Бога и передали его многим последующим поколениям, получив при этом небесное одобрение (рассуждение автора основано на английском переводе Библии. — Примеч. пер.). Без такой веры человек не может удовлетворить Бога (11:6) и сам не может познать радость Божественного благоволения. Для верующего угодить Богу — высшее счастье. Он не ищет одобрения людей, ибо это опасное занятие. Он жаждет заслужить одобрение Бога прямо сейчас и верит, что Бог, в конце концов, явит его (Мф. 25:21; ср.: Л к. 6:26).
3) Вера признает могущество Бога (11:3)
Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.
Автор уже касался темы творения, и теперь опять обращается к ней, чтобы показать, что вера может видеть могущество Бога в сотворенном Им мире. Послание начиналосьс провозглашения роли Христа в творении (1:2); теперь же эта роль будет проанализирована более детально.
Только верой можно признать поразительную истину, что «видимое произошло от невидимого» (NEB). Брюс подчеркивает, что, говоря об этом, автор сосредоточивает свое внимание «на первой главе Книги Бытие, потому что намерен привести семь ярких примеров живой веры из ее последующих глав». Мы уже видели, что, цитируя Ветхий Завет, он все время обращается к Септуагинте. В этом варианте перевода начало творения описано следующим образом: «Земля была невидима» (aoratos). Это же слово использовано позже, когда говорится о «невидимом» Боге (11.27). Беспредельное могущество Бога выражается в том, что Он творит вселенную из ничего. Он просто провозгласил, что так будет, и так стало.
2. Три праведника (11:4-7)
Сейчас мы приступаем к той части послания, которую Ричард Сиббз, пуританский писатель XVII в., назвал «малой книгой мучеников». Это созвездие святых представлено здесь не с целью продемонстрировать их достоинства, потому что все они были грешными людьми, ошибались и порой огорчали Бога. Библия не унижает нас, когда повествует о замечательных делах своих великих святых; автор излагает всю правду о них для того, чтобы мы увидели в них обычных людей, которые исключительно благодатью Бога смогли достичь совершенства. Он выбирает из их числа самые яркие характеры: Авеля, Еноха и Ноя.
1) Авель исполнил требование Бога (11:4)
Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще.
Авель принес Богу лучшую жертву, чем его брат Каин. Жертва Авеля угодила Богу не столько своим качеством («от первородных стада») и тем, что сопровождалась пролитием крови, сколько своей искренностью. Авель предложил Богу не просто лучшую жертву; он принес свое чистое сердце. Каин же не смог победить мощную силу одолевавшего его греха (Быт. 4:1-7). Впоследствии Иисус удостоверит искренность Авеля, а Иоанн — греховность Каина (Мф. 23:35; 1 Ин. 3:12). Бог засвидетельствовал праведность Авеля тем, что принял его жертву (рассуждение автора основано на английском переводе Библии. — Примеч. пер.). Хотя Авель был убит своим греховным братом, его жертва и сейчас говорит еще, а дела его веры являются примером чистоты помышлений и сердца, обращенного к Богу, что несравненно важнее, чем качество приносимой жертвы. Является ли внешнее выражение нашей хвалы и поклонения, наши денежные пожертвования и наше служение искренним выражением любви и посвященности Богу? Бог смотрит не только на свойство жертвы, но и на сердце жертвующего. Жертва Авеля обращается к человечеству с призывом увидеть в ней символ величайшей из всех жертв — «крови кропления» Христа (12:24), Который, хотя и был убит завистливыми потомками Каина, но все же не был похож на беспомощного Авеля, убитого приступом внезапной человеческой ярости. Абсолютно добровольная жертва Христа была и предусмотрена, и одобрена Богом.
2) Енох ходил с Богом (11:5,6)
Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу. А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он
есть, и ищущим Его воздает.
Для верующего христианина преданность Богу выражается не только в постоянной религиозной практике поклонения и периодическом принесении какого-либо жертвенного дара. Наша жизнь отдана Богу, следовательно, наша праведность распространяется на всю нашу жизнь. Те, в ком живет истинная вера, ходят с Богом (Быт. 5:22,24) каждый день. Краткий обзор жизни Еноха в Книге Бытие содержит одну примечательную деталь: «И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала». Есть основание полагать, что серьезным нравственным и духовным переоценкам Еноха способствовали его родительские обязанности, когда он, чувствуя свое несовершенство и беспомощность в этом вопросе, обратился за помощью к Богу. Он понял, что стать хорошим примером для своих детей он сможет, если только будет ходить с Богом. Своим неколебимым доверием Енох угодил Богу. И верующие других поколений, и мы, сегодняшние верующие, можем угодить Богу только своим абсолютным доверием к Нему.
Те, которые, подобно Еноху, ищут Бога, силой своей веры исповедают две великие истины о Боге: что Он существует и что Он милостив. Они не просто признают разумом, что Он есть, ибо без этого вера была бы бессмысленной. Вера в существование Бога подразумевает посвященность Ему всей жизни. В безбожном обществе, где действует абсолютный приоритет материальных
ценностей, очень легко не замечать существования Бога и Его благодати. Но Он вознаграждает ищущих Его. Он не просто дает нам знать о Себе, но доказывает Свою милость к нам. Те, кто стремится к Богу в своей повседневной жизни, могут свидетельствовать о Его доброте и благости.
3) Ной был послушен Богу (11:7)
Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере.
Ной представляет собой образец веры, о которой говорится в первых стихах главы. Он принял слово Бога {получил откровение), получил Его одобрение {сделался наследником правды по вере) и признал могущество Бога (поверив в то, что еще не было видимо) совершать и суд, и спасение. Ной дает нам замечательный пример веры, которой свойственно внимательное отношение к словам Бога и готовность выполнять Его повеления. Он не только получил приказ, он выполнил его и начал строить ковчег. Бог повелел, и Ной сделал. Сам Иисус придавал большое значение смиренному послушанию (Мф. 7:24—27), все, кто живет верой, признают это. Кроме того, Ной продемонстрировал совершенно новый, дерзновенный тип веры, ибо поверил в невидимое. Строя ковчег, Ной получал не только одобрение от Бога, но и насмешки от людей, на всем протяжении строительства ковчега показывавших вопиющее неверие.
Бог являл Свое милосердное терпение, а Ной отвечал Ему безусловным послушанием (2 Пет. 2:5; 1 Пет. 3:20), через которое он получил великие блага: спасение, способность свидетельствовать и праведность. Благодаря его послушанию весь дом был спасен, а остальные погибли. Его соседи считали глупостью то, что он делал, но «своей верой он доказал неправоту всего мира» (N ЕВ). В каждом поколении христианское послушание имеет огромную ценность с точки зрения евангелизма. На людей действуют не только наши слова, но и то, насколько мы послушны Богу. Далее, через послушание Ной приобрел праведность как награду от Бога за веру в Него (Быт. 7:1; Иез. 14:14; Рим. 3:22). Секрет Ноя заключался в его абсолютном и безусловном послушании открывшемуся ему Божьему слову, ибо, как говорит Писание, Ной «сделал... все; как повелел ему Бог, так он
и сделал» (Быт. 6:9,22).
3. Авраам и его семья (11:8-12)
Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. 9 Верою оби* тал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; 10 Ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог. 11 Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени и не по времени возраста родила; ибо знала, что верен Обещавший. 12 И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.
Вслед за историей Ноя следует подробный рассказ о другом выдающемся герое веры, показавшем пример послушания по вере (par excellence), — Аврааме. Появление Авраама в ряду древних святых вполне естественно, тем более что о нем уже упоминалось ранее (6:13—15) как о человеке, который своей верой и долготерпением унаследовал Божьи обетования.
Вполне заслуженно Авраам занимает самое почетное место в иудейской традиции как отец нации, но не менее почетное место он занимает также и в новозаветном учении как отец всех верующих. Послание к Евреям, например, называет всех верующих «потомками Авраама» (2:16; в русском переводе Библии — «семя Авраамово». — Примеч. пер.). В данном отрывке на примере Авраама и его жены нам представлены пять различных аспектов веры: смиренность, жертвенность, смелость, настойчивость и полная зависимость от Бога.
1) Смиренность веры
Это свойство Авраамовой веры доказано его готовностью исполнить любое дело, порученное ему Богом: верою Авраам повиновался призванию. Книга Бытие с не меньшей точностью подтверждает факт смиренной готовности Авраама подчиниться небесному голосу: «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей... <...> И пошел Аврам, как сказал ему Господь» (Быт. 12; 1—4).
Многократно на страницах послания подчеркивается мысль, что необыкновенное послушание Богу, проявленное этими великими древними людьми, происходило, несомненно, от их неколебимой веры в истинность слов Бога. Все они абсолютно полагались на Его слово, потому что были уверены в его авторитете,, огромной важности, безграничной силе и полнейшей надежности (1:1,2; 2:1 -4; 4:12; 6:12-18). Комментируя такой феномен, как послушание Авраама, Кальвин сказал, что патриарх не делал ничего без Божьего повеления. В этом состоит один из принципов веры — не делать ничего до тех пор, пока не придет слово от Бога и не покажет нам путь, осветив его перед нами, подобно фонарю.
2) Жертвенность веры
Это качество Авраамо.вой веры проявилось в его готовности оставить все то, что было надежно, успешно, безопасно и приятно. Книга Бытие повествует о том, что Бог потребовал от Авраама оставить все свое хозяйство и «дом отца», и он сделал так. Лютер так прокомментировал цену этой жертвы: «Во-первых, ему было очень нелегко покидать родную землю, которую он любил, как любой из нас... Во-вторых, тяжело покидать друзей и приятелей, но больше всего — родных и родное жилище». Иногда вера в Бога требует таких жертв.
Жертвенность Авраамовой веры доказана также его согласием отправиться в страну, которую имел получить в наследие. Авраам подчинился приказу Бога, а Бог по Своему милосердию добавил к приказанию щедрые обещания. Кальвин замечает, что «это было уникальное и тяжелое испытание веры, потому что требовалось оставить все, что имеешь, и уйти в полную неизвестность». Авраам понял, что в своем полном подчинении воле Бога ему придется полностью положиться не только на Призвавшего его, но и на Того, Кто будет направлять каждый его шаг, удовлетворять все его нужды и заботиться о его будущем. О том же говорит все учение Нового Завета: когда Бог призывает нас, мы не знаем, куда и как нам идти, но Он обещает нам Свое благое содействие во всем (13:21).
3) Смелость веры
Авраам начал свое путешествие, не зная, куда идет. Важна мысль, которую автор вкладывает в этот стих. В Харане Аврааму не была открыта истина о его будущем наследии. Он был направлен в место, которое имел получить в наследие. Библия ясно говорит, что Авраам не получил обетования до тех пор, пока не вошел в Ханаан. Бог сказал, что произведет от него великий народ, который будет благословлен в нем. Когда он добрался до места. Господь явился ему и сказал: «Потомству твоему отдам Я землю сию» (Быт. 12:7). «Обещание наследия не было результатом послушания; оно было наградой за него» (Брюс). Аврааму было за семьдесят, когда он покинул свою страну. Для такого шага в таком возрасте требовалась немалая смелость и даже героизм. Такая же смелость требуется от всех, кто хочет «ходить верою, а не видением» (2 Кор. 5:7).
4) Настойчивость веры
Здесь особо подчеркивается неколебимость веры Авраама. Даже войдя в обетованную землю и получив обещания о наследии, Авраам не увидел их скорого исполнения. Он владел этим наследием только по обетованию, а не в действительности, ибо земля эта была занята другими народами, которые жили всвоих городах, тоща как Авраам, как в последствии его сыновья и внуки, жил в шатрах. Исаак и Иаков разделяли с ним эти условия существования, будучи сонаследниками того же обетования. Та земля им не принадлежала, однако вера их была крепкой и неколебимой, ибо они знали, что Бог всегда верен Своему слову.
В тяжелые моменты Авраам всегда вспоминал о том, как Бог дал Свое повеление и произнес Свое обетование. Когда обстоятельства были против него, он поднимал глаза к небесному Богу, Который обещал ему Свою защиту и Свою награду (Быт. 15:1). В страхе и смятении Авраам не раз утешался надеждой: он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.
5) Упование веры
Зависимость Авраама от Бога напрямик связана с верой его жены Сарры, которая после первого приступа сомнения (Быт. 18:12-15) поверила тому Богу, Который не только исполняет обещания, но и творит чудеса: Сарра не по времени возраста зачала, потому что вместе со своим мужем пришла в то место, где обновилось ее упование на верного Бога (ср.: 10:23). По человеческим меркам такая пожилая женщина не могла родить ребенка. Она жаждала
своего собственного дитя, и только Бог мог совершить это чудо. Поверив Ему, она доказала свое упование и зависимость от Него. Так от омертвелой плоти родилось дитя обетования.
4. Свойства веры (11:13—16)
В этом месте повествование о вере патриарха Авраама на некоторое время прерывается, чтобы показать пять духовных качеств, запечатленных в жизни великих ветхозаветных персонажей: упование, готовность свидетельствовать, постоянный поиск, проницательность и уверенность в небесной защите.
Все сии умерли в вере, не получивши обетовании, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; 14 Ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. 15 И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; 16 Но они стремились к лучшему, то есть, к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.
1) Они имели упование в вере
Все эти люди умерли в вере, то есть под покровом веры, сохранив глубоко в своих сердцах Божьи обещания, но так и не дождавшись их исполнения. Однако обитавший в них дух говорил им, что. хотя они не получили обещанных благословений, они видели их. Они видели их издали и радовались этому. Об этой великой радости свидетельствуют строки послания. Возможно, эти слова напоминали иудейским читателям о Моисее, который мечтал увидеть свое отечество в Ханаане, когда взбирался на вершину горы Фасга, мечтал увидеть обетованную землю, чтобы возрадоваться исполнению Божьего обещания Своему народу (Втор. 3:25—28). Те древние отцы веры не получили обетовании, а нынешние верующие их получают (10:36). Кальвин восхищается героизмом патриархов веры, когда сравнивает их ограниченные духовные возможности с тем богатством благословений, которые имеют в своем распоряжении современные верующие: «Бог позволил отцам лишь вкусить Своих благ, тогда как они в изобилии изливаются на нас... однако, несмотря ни на что, они были довольны и не отпали от веры... Если же мы отпадем, то будем вдвойне виновны... Как же велика будет наша вина, если мы, устав верить, оставим Господа, Который так благ и милосерд к нам!»
2) Они свидетельствовали о своей вере
Они говорили о себе как о странниках и пришельцах на земле (в английском переводе Библии — exiles, «изгои». — Примеч. пер.). Они не просто думали так—они свидетельствовали об этом другим. Они говорят о земной жизни как пришельцы и мечтаюто лучшей жизни на небесах. Вера не может молчать; она должна заявлять о себе и рассказывать о себе другим людям.
3) Ищущая вера
Эти изгои ищут отечества, и вся их жизнь говорит о том, что их отечество не на земле, иначе они нашли бы его, но сердца их устремлены в небеса. Они помышляют не о том отечестве, из которого [они] вышли. Их отечество на небесах просто потому, что это обитель Бога, и, как Его дети, они считали его своим. Концепция «отчужденности» занимает большое место в новозаветном учении и звучит в его текстах с убедительной ясностью. Христианское отечество находится на небесах, то есть там, куда верующие устремляют все свои надежды (Флп. 3:20; I Пет. 1:17; 2:11).
4) Проницательная вера
Они не только искали неба, они также критически относились к земной жизни. Глядя на «видимые» веши и явления, они скоро разглядели на них печать непостоянства, тления и смерти. Они отвращали свой взгляд от материальных ценностей и обращали его к «лучшему», то есть к небесному, дому, ожидающему Божьих детей. И вновь с особой силой звучит здесь это слово — «лучший». Люди веры имеют способность к различению добра и зла, вечного и погибающего, постоянного и временного. Этим замечательным качеством отличалась вся жизнь Моисея, о чем будет сказано в последующих стихах рассматриваемой главы (11:24-28).
5) Защищающая вера
Эти пришельцы на земле постоянно страдали от физических притеснений, социального остракизма, душевного напряжения и экономического бесправия. В древнем мире изгои никогда не пользовались общественными благами; разрыв со своей традиционной средой налагал на человека несмываемое пятно позора. Но эти странники шли домой, и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом, и Он приготовил для них город. Как верно заметил Уэсткотт, «автор рисует здесь прекрасный и яркий образ „города" совсем не случайно». В I в. преобладали три концепции «идеального города»: иудейская, греческая и стоическая. Согласно иудейскому пониманию, это был город божественной суверенности (Пс. 47:2); греческое мышление видело в нем место особых привилегий, предназначенное для избранных; стоики же, напротив, считали этот город воплощением всеобщей надежды. Новозаветное учение из этих трех отдает предпочтение ведущей идее, утверждающей принадлежность этого города суверенному Богу, который живет среди Своего народа (12:22). Особая привилегия жить в нем отдана верующим, однако Бог по Своей милости призывает туда каждого, кто готов поверить в Иисуса.
Заключение
В этой связи серьезный читатель не может не задуматься о некоторых важных практических аспектах. Духовное видение, вера и мужество тех великих древних патриархов имеют большое практическое значение и для нас, и для окружающего нас прихотливого и несмиренного мира. Вся их жизнь как будто обличает наше малодушие и бросает вызов пропитавшему наше общество духу материализма.
1) Они обличают наше малодушие
Этим пришельцам есть что сказать современному евангелиз-му. Они смело говорили о своем отношении к этому миру, о том, что они искали свое отечество не на земле. Их смелое свидетельство резко контрастирует с нашим виноватым молчанием. Большинство наших современников живут только этим миром, как будто кроме него ничего не существует. Они не умеют мыслить категориями вечности. На христиан возложена миссия тактично, но твердо напоминать этому обществу о том, что за границей этой жизни есть другая жизнь, что после смерти приходит суд (9:27). Опираясь на учение и заповеди Иисуса, эта тема — ответственности человека перед Богом — занимает важное место в раннехристианской евангельской проповеди (Мф. 16:27; Деян. 10:42; 17:31).
2) Они бросают вызов нашему материализму
Здесь необходимо поговорить о нашем образе жизни как христиан. Те, кто знает, что есть «лучший» мир, не станут тратить свои ограниченные жизненные силы на материальное приобретательство и жадно цепляться за материальные ценности. Верующие взирают на небесный город в предвкушении его вечной радости. В первые века христианства среди верующих была популярна книга, известная сегодня под названием «Пастырь ЕрМа», в которой есть следующее важное высказывание:
«Вы, как Божьи слуги... знаете, что ваш город не здесь. А если вы знаете город, в котором собираетесь жить, то для чего вы тогда запасаетесь землями и возводите на них дорогие жилища? Опомнитесь и перестаньте готовить и запасать излишества для себя и живите так, как будто живете в чужой стране»1.
Эти слова резко обличают легкомысленное западное общество, призывая нас к более скромному стилю жизни, и напоминают нам о том, что безнравственно иметь так много, когда миллионы людей нуждаются в малом. Наконец, Библия называет алчность синонимом безбожности. Для христианина неприемлема жажда материальных благ, потому что Иисус никогда не был богат, потому что Он обнищал ради нас. Вдохновленная Его примером, первая церковь изо всех сил стремилась удовлетворять материальные нужды голодных и отверженных, а на протяжении последующих веков скромная и жертвенная жизнь истинных христиан была обличением для многих людей. В наше время мы не сможем повлиять на этот мир евангельской проповедью, если вместо милосердия и сострадания станем демонстрировать самодовольное потребительство. Пока мы занимаемся преумножением своего благосостояния, 500 миллионов мужчин, женщин и детей в мире голодают и в два раза большее число людей недоедает. В развивающихся странах один ребенок из четырех умирает, не дожив до пятилетнего возраста.
Сайдер сказал: «Нищета всего мира выражается в слезах ста миллионов женщин, которые плачут... потому что не могут накормить своих детей»'. Те, которые, согласно учению послания, являются пришельцами на земле, должны усвоить простой и жертвенный стиль жизни. По мнению Сайдера, для нас «чрезвычайно важно символизировать и практически реал изовывать нашу заботу о голодающих»2. Священное Писание прямо говорит о том, что, когда нуждающийся просит помощи, Бог ожидает от нас чего-то большего, чем только молитвы.
11:17-32 19. Вера в периоды скорбей
1. В ожидании исполнения обетовании (11:17-22)
В этом разделе продолжается повествование о подвигах людей веры, из жизни которых приводятся четыре эпизода. Показана сила Божьего обетования, роль веры в его исполнение и умение уповать на него. В качестве примера автор использует истории из жизни Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа, которые выступают здесь в роли свидетелей силы Бога и верности Его обещаний.
1) Послушание Авраама (11:17—19)
Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, 18 О котором было сказано: «в Исааке наречется тебе семя»; 19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
Согласно Иудейскому пониманию, Авраам был искушаем Богом десятью различными способами. Послание фокусирует внимание читателей на том эпизоде из жизни Авраама, когда он получил от Бога приказ принести в жертву сына Исаака (Быт. 22:1—14). Несмотря на то что требование Бога смутило Авраама и повергло в недоумение, он продолжал верить и ни в чем не отступил от воли Бога. Сама идея принесения в жертву единородного сына казалась нелепой, ибо этот ребенок был обещанным Божьим даром, через которого Господь обещал даровать Свою благодать: в Исааке наречется тебе семя. Казалось, Бог забыл о данном слове, но Авраам был исполнен решимости подчиняться Богу во всем. Он крепко держался истины Божьего обещания и верил, что Исааку было предназначено стать жертвой и что Бог затем воскресит его для того, чтобы исполнить
Свою последнюю волю. Авраам не изменил Богу ни в чем, будучи до конца послушен Ему и уверен в Его могущественной силе. Его вера питалась творческой силой Бога (11:3) и Его словом (4:12). Нож был отведен от груди Исаака, а его спасение было ярким выражением неизменной Божьей милости, снисходящей на человека в момент крайнего отчаяния.
2) Вера Исаака (11:20) .
Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.
Здесь подобраны эпизоды из жизни Исаака и Иакова, рассказывающие о благословении ими других людей. В древнем мире огромное значение придавалось родительскому благословению, которое гарантировало доступ к будущему наследству. При поверхностном знакомстве с историей благословения Иакова Исааком создается странное впечатление, будто благословение было получено Иаковом благодаря тому, что он ловко обма-И нул своего отца, который оказался лишенным мудрой родительской пронииательноси (Быт. 27). Однако Священное Писание дает нам другое понимание сущности случившегося, ибо во всем происшедшем присутствует абсолютный суверенитет и удивительная милость Бога.
Мудрость Бога заключалась в Его совершенно естественном и привычном требовании благословлять первенца. Вполне понятно, почему Исаак отдал эту привилегию Исаву, однако Божье благоволение было с Иаковом, через которого было предусмотрено исполнение Божьего плана. Поэтому Бог позволил Иакову смошенничать. Несмотря на то что Иаков так гнусно обманул отца, поддался уговорам своей заблуждавшейся матери, завидовал своему брату и ненавидел его, Бог помог ему использовать Исава и благословил его. Бог дарует Свои благословения не потому, что мы заслуживаем их, а потому, что мы нуждаемся в них.
Размышляя над случившимся, Исаак разглядел руку своего мудрого, суверенного и милостивого Бога. Но его чуткая и отзывчивая вера проявилась не только в исторических подробностях эпизода его отцовского благословения, ной в замечательной сущности этих благословений, ибо только «верой» смог «переселенец», не имевший своей земли, исповедовать, что народы будут служить его потомкам и почитать их.
3) Ожидание Иакова (11:21)
Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.
Так же и Иаков, будучи уже слепым и слабым, благословил своих внуков и, к огорчению Иосифа, отдал первенство младшему, хотя традиционно оно принадлежало старшему. Но здесь опять же сущность веры Иакова передается содержанием благословений: «Да возрастут они во множество», в «многочисленный народ» (Быт. 48:16,19). Старик Иаков был настолько немощен физически, что его домашним приходилось поддерживать его (по другим версиям, он опирался на изголовье постели), но вера его была сильна. Он предвидел время, когда его потомки будут процветать под милосердным водительством Бога. В его благословении отразилась его «уверенность в надежде», и он знал, что Бог, Который вел его, не оставит их (Быт. 48:15,21).
4) Убежденность Иосифа (11:22)
Верою Иосиф при кончине напоминал об исходе сынов Израиле-
вых и завещал о костях своих.
Когда Иаков благословил сыновей Иосифа, он сказал Иосифу, что Бог будет с ним и приведет его в землю отцов. Иосиф поверил этому, и когда дни его были на исходе, он был настолько уверен в исполнении этого обетования, что оставил подробные инструкции по поводу перевозки своих останков из Египта в Ханаан (Быт. 50:24-26). Кальвин заметил, что это наставление Иосифа не было порождено эгоистическими интересами, но являлось побудительным духовным стимулом для израильского народа: «Он хотел зажечь в них сильное желание искупления», чтобы они «обрели уверенность в надежде на свое будущее освобождение».
Прежде чем двигаться дальше, мы отметим два положения, представляющих большую практическую ценность для современных христиан. Все, переживающие тяжелое время скорбей и испытаний, найдут в этих строках утешение и ободрение.
Во-первых, в период испытания веры нужно продолжать твердо верить Божьему слову. Авраам переживал мрачные времена, но неотступно держался за Божье обещание. Он всячески сопротивлялся сомнению и унынию. Даже там, у подножия горы Моав, он сказал своим слугам: «Я и сын мой пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам». Когда маленький Исаак спросил отца об отсутствовавшем агнце, Авраам заверил его, сказав: «Богусмотрит Себе агнца для всесожжения». Тяжелейшее испытание Авраамовой веры открыло путь чудеснейшему Божьему обетованию, что стало возможным только благодаря абсолютному послушанию Авраама воле Бога(Быт. 22:16—18).
Во-вторых, когда ислытывается вера, нужно находить радость в ощущении могущества Бога. Авраам знал, что тот самый Бог, Который до тех пор все время вел его, не оставит его и в минуту тяжелейшего душевного потрясения. Бог сказал: «В Исааке наречется тебе семя», и Авраам поверил, что Бог исполнит Свое обещание, и если необходимо — через воскресение Исаака. Он неколебимо верил в то, что для Бога нет ничего невозможного. В период испытаний мы должны не только послушно принимать слово от Бога, но и помнить о том, что Богу возможно все.
2. Моисей и множество верующих (11:23—29)
Авраам принял обетование (6:13), а Моисей принял закон (10:28). Вполне понятно, почему эти две выдающихся личности представляют такой интерес для автора послания. Но, несмотря на огромную роль Моисея, вера этого замечательного вождя еврейского народа ни в коем случае не должна умалять живую и действенную веру отдельного израильтянина. В этой главе появляется образ отдельного верующего иудея. Верою израильтяне разделили духовное видение Моисея и совершили пасху (11:28). Таким образом, не только Моисей верил Божьему слову и укреплялся Его силой (Исх. 3:8,19,20).
В этих стихах запечатлены пять аспектов веры: она побеждает наши страхи, определяет наши цели, обостряет наше видение, признает нашу зависимость и помогает нам преодолевать трудности.
1) Вера побеждает наши страхи (11:23)
Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими; ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.
Невзирая на то что фараон приказал умертвить всех младенцев мужского пола, родители Моисея пренебрегли царским повелением и не испугались последствий. Движимые вначале чисто естественными мотивами, умиленные красотой своего дитя (Исх. 2:2), они спрятали его в доме с огромным риском для себя, ибо были убеждены в своей правоте. Их бесстрашие вызывает особое восхищение автора. Человеческий страх представляет серьезную духовную проблему и довольно подробно рассматривается автором на протяжении всего послания (2:15; 4:1; 5:7; 10:31; 12:21,28; 13:6).
Важно то, что верой Божьи люди побеждают самые навязчивые страхи. Многим христианам, жившим тогда в Римской империи, царское повеление внушало невероятный страх. Не нужно было быть пророком, чтобы предсказать, что первоначальная терпимость вскоре сменится жестокими репрессиями. Можно не сомневаться, что этот пример веры, показанный мужем и женой, рисковавшими собой ради своего драгоценного дитя, не остался незамеченным в среде их современников, людей I в.
2) Вера определяет наши цели (11:24—26)
Верою Моисей, пришед в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, 25 И лучше захотел страдать с народом Божи-им, нежели иметь временное, греховное наслаждение, 26 И поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища...
Порой верующего человека жизнь ставит перед необходимостью выбора, а разумный выбор можно сделать только верой. Именно верой Моисей принял ряд важнейших для народа решений, связавших его жизнь с жизнью Божьего народа. Верой Моисей оставил свои социальные привилегии, физические удовольствия и материальное благополучие.
Социальные привилегии просто обрушивались на Моисея как на приемного сына дочери фараона (Исх. 2:10), а ожидавшее его поприще египетского принца сулило ему всевозможные блага и высокое положение. Когда перед ним встала необходимость выбора между славой египетского царского двора и невзгодами пустыни, он выбрал второе. Сознательный выбор социально униженного положения можно сделать только верой.
Физические удовольствия были в постоянном распоряжении Моисея, проживавшего во дворце египетского царя, однако он увидел в них нравственное разложение и временное наслаждение, которые считал греховными. Он оставил все это ради того, чтобы соединиться с Божьим народом, то есть с бесправными рабами-евреями.
Материальное благополучиебыло характерной чертой египетского образа жизни, ибо богатства и сокровища этой страны были баснословны. Йо Моисей отрекся и от этого ради того, чтобы быть притесняемым в этом мире и получить Божье одобрение в будущем. Такой решительный выбор можно сделать только верой, потому что только верой христианин выбирает не собственное удовлетворение, а то, что угодит Богу, прославит Христа и поможет другим.
Многие комментаторы считают, что выбор Моисея дал обильную тему для пасторских проповедей первым христианам-иудеям ранней церкви. Моисей мог остаться среди безбожного народа, но верой он избрал поношение ради Христа, потому что увидел его вечную ценность в сравнении с пустотой светской жизнью. Возможно, автор, всвязи с этим, был обеспокоен судьбой тех христиан, которые находятся перед серьезной опасностью отступничества и оставления своей христианской общины, тех истинно Божьих людей, которые обольстились физической безопасностью и социальной благонадежностью, обеспеченными им в стенах синагоги. Автор наставляет своих читателей: «Подражайте Моисею. Изберите верой то, что вечно и нетленно. Будьте готовы терпеть гонения и поношение ради Божьих помазанников». В испытаниях, выпавших на долю Божьего народа при исходе из Египта, автор видит прообраз будущих испытаний нового исхода под водительством Христа. «Знак помазания на героях веры» (NEB) был драгоценнейшим сокровищем Моисея.
3) Вера обостряет наше духовное видение (11:27)
Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского; ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.
Моисей отказался от высокого положения, удовольствий и сокровищ Египта. Он не смотрел в гневное лицо фараона; он взирал не на земное, а на небесное. В этом стихе отразилось одно из
замечательнейших и парадоксальнейших качеств христианской веры: смотреть налицо Бога, Который невидим. Фраза «он взирал» (11:26) означает, что «его глаза были устремлены» (NEB). Значение употребленного здесь глагола можно растолковать следующим образом: «фиксировать свое внимание на чем-то, подобно тому, как художник неотрывно смотрит на свое живописное или скульптурное творение» (Брюс). Но это слово также означает сознательный выбор. Уэсткотт говорит, что в классической литературе оно употребляется в значении «рассматривать объекты поочередно». Мы устремляем свой взгляд на конечное, а не на сиюминутное; мы вглядываемся в будущее, пытаясь разглядеть нашу вечную награду, а не ищем временной выгоды.
Все это произошло, когда Моисей оставил... Египет. Возможно, здесь идет речь о его побеге в Мадиамскую землю после того, как совершенное им убийство стало известно фараону (Исх. 2:11—15). Однако не исключено, что это замечание относится к его второму побегу из Египта вместе с искупленным Божьим народом. В пользу первой точки зрения говорит следующий стих (11:28) со своей вступительной фразой «верою совершил он пасху», благодаря которой восстанавливается правильная историческая последовательность описываемых в обоих стихах событий. Если допустить, что речь идет о побеге Моисея в Мадиамскую землю, в таком случае перед нами пример пассивного долготерпения. Ведь Моисей мог бы, воспользовавшись случаем с египетским надсмотрщиком, организовать бунт среди евреев и, встав во главе восстания и использовав их численное превосходство, добиться успеха. Но, по словам А. С. Пика, «духовное видение открыло ему, что время Бога еще не пришло, и он решительно сходит с пути, на который он вступил... Ибо труднее было жить для своего народа, чем умереть за него»1. В то время, когда его люди были в таком отчаянном положении, ему, находившемуся тогда в Мадиамской земле, потребовалось огромное терпение. Комментируя послание, Пик напоминает нам: «Чтобы оставить любимое дело, в которое вложено сердце, и покорно обречь себя на бездействие, ибо такова воля Божья, требовалась необыкновенная, высшего порядка смелость, которая
1 A. S. Peake, The Heroes and Martyrs of Faith (London, 1910), p. 121.
порождается и подкрепляется только чистейшим духовным видением».
Если же ссылка на уход Моисея из Египта относится к великому исходу Израиля, тогда нам преподан пример активного долготерпения. Фараон был в бешенстве, и, хотя Бог все же усмирил его целой серий последовательных наказаний, Моисей знал, что настырные египтяне не отпустят евреев без кровопролития. Долготерпение этого великого вождя Божьего народа выражалось не в том, что он наблюдал за тем, как гневается фараон, а в том, что он уповал на милость Бога. Он взирал на невидимого, живого и верного Бога и получил от Него силу, выносливость и терпение.
4) Вера, признающая нашу зависимость (11:28)
Верою совершил он пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.
Несмотря на героические усилия народа и мудрость вождя, успех исхода был обеспечен исключительно мощным вмешательством Бога. Однажды ночью ангел смерти (Истребитель) посетил каждый египетский дом и в каждом погубил первенца. Все прежние попытки Бога убедить фараона лишь ожесточали его еще больше. Но когда ангел пронесся над египетской землей, чтобы совершить акцию возмездия, не пострадали только те дома, косяки дверей которых были помазаны кровью. Фараон и египтяне упорно отказывались подчиниться Богу, но в ту ночь все евреи убедились, что кровь пасхального агнца на входных дверях не осталась незамеченной. Весь народ предстал перед Господом в едином духе смирения. Требования Бога казались им странными и сложными (агнец должен был быть безупречным во всех отношениях) и сам ритуал — беспрецедентным, однако они сделали все так, как повелел Господь. Своей простой верой они совершили пасху. Они положились на Бога, Который говорил к ним через Своего слугу: «И пошли сыны Израи-левы и сделали; как повелел Господь Моисею и Аарону, так и сделали» (Исх. 12:1-3,28).
5) Вера, побеждающая обстоятельства (11:29)
Верою перешли они Чермное море, как по суше, — на что покусившись, Египтяне потонули.
Но не только вера Моисея отозвалась на призыв Бога-Избавителя. Тот факт, что народ (рассуждения автора основаны на английском переводе Библии. — Примеч. пер.) смог перейти Красное море, был выражением действия смиренной веры. Здесь вновь с особой силой отмечается их полная зависимость от Бога. Моисей сказал им: «Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны». Народ вместе с Моисеем подчинились Божьему слову. Моисею было приказано протянуть свой жезл, что он и сделал (Исх. 14:10—31). Напоминанием об этом великом событии автор послания вдохновлял первых христиан верить Богу, для Которого нет ничего невозможного (Быт. 18:14; Иов. 42:2; Мк. 10:27). Вся мощь Римской империи и вся сила врагов Израиля могли восстать против них, но верой они смогли восторжествовать над обстоятельствами и убедиться в том, что любое непреодолимое препятствие на их пути всегда оборачивалось доказательством верности Божьего слова и безграничности Божьего могущества.
3. Жизнь в обетованной земле (11:30—32)
Автор опускает годы странствия в пустыне и переходит сразу к первому и самому трудному испытанию, с которым евреи столкнулись после вхождения в Ханаан, — эпизоду с неприступным городом Иерихоном. Затем он напоминает нам о вере блудницы Раав, чтобы затем перейти к краткому поименному перечню шести персонажей от периода Судей до установления царства Давида. Вера, описанная в этих стихах, неустрашима, готова идти на риск и поразительно многообразна.
1) Бесстрашная вера (11:30)
Верою пали стены Иерихонские по семидневном обхождении.
Иерихон был символом непобедимости Ханаана, но здесь вновь, объединившись в послушании слову Бога, евреи исполнили все, что от них требовалось. День за днем торжественная процессия с ковчегом Завета во главе шествовала вокруг стен хорошо укрепленного города, а на седьмой день она прошествовала вокруг него семь раз (Нав. 6:14). Загремели трубы, громко закричали люди, стены города рухнули, и он был взят. Автор отмечает упорство веры еврейского народа, когда стены пали по семидневном обхождении.
2) Вера, готовая идти на риск (11:31)
Верою Раав блудница, с миром принявши соглядатаев (и проводивши их другим путем), не погибла с неверными.
Чтобы неопытные читатели не подумали, что вера доступна только достойным людям, автор показывает им, что даже самый падший человек может верой принять Божье слово и убедиться в его могуществе. Хотя жизнь Раав не была отмечена ни религиозным усердием, ни нравственной чистотой, — качествами, присущими всем святым людям, упомянутым в этой главе, — она поверила их Богу и была спасена. Она слышала, как Бог помог странствующим евреям перейти Красное море (Нав. 2), и понимала, что, по человеческим меркам, недостойна спасения, но не хотела погибнуть с неверными и смело воззвала к милости еврейских разведчиков: «Дайте мне верный знак, что вы... избавите души наши от смерти». Поверив в силу Бога, она доказала искренность своей веры гостеприимством по отношению к пришельцам, с миром приняв их. Укрытие в своем доме вражеских шпионов было крайне рискованным делом, но она поверила, что Бог, избавивший их, спасет также и ее, а такая вера достойна награды.
3) Многообразная вера (11:32)
И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках...
Автор понимает, что из-за недостатка времени невозможно продолжать этот впечатляющий перечень доблестных дел героев веры. Он называет в этом стихе имена шести выдающихся людей — мужчин, первые четверо из которых принадлежат периоду Судей, когда вера была в большом почете как особая редкость. В те дни, вместо того чтобы слушать Бога, починяться Ему и почитать посвященного духовного вождя, «каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд. 6:10; 17:6). Это было время отступничества. Верное Богу меньшинство напоминало людям о проявлении силы Божьей в прошлые времена, чтобы воз-
родилось в их душах доверие к Богу, Который мог спасти их (Суд. 6:13; 7:7). Однако для судей и для сменившего их Давида вера не была чем-то казенным или стереотипным. Бог действует так, как считает нужным, и использует тех, кого желает использовать.
Все шестеро очень отличались друг от друга буквально во всем: своими личными качествами, социальным статусом и духовным уровнем, и Бог использовал каждого из них по-разному. Он не подгонял их под какой-то конкретный шаблон или модель и не требовал от них одинаковой реакции. Кроме того, ни один из них не был идеален: Гедеон был боязлив, Варак — нерешителен, Самсон — легкомыслен, Иеффай — опрометчив, Давид — излишне чувственен, а Самуил — небрежен (Суд. 6:15; 4:8; 16:4-20; 11:30;31; 2 Цар. 11:2-5; 1 Цар. 8:1 -3). Кальвин сказал:
«Ни один из них не обладал безукоризненной верой... В любом святом всегда найдется что-нибудь предосудительное. Однако вера, даже неполная и несовершенная, всегда находит одобрение у Бога, и поэтому недостатки, от которых мы стараемся избавиться, не должны сокрушать и обескураживать нас, если только мы идем с верою по пути, на который нас поставил Бог».
Если нуждающиеся в помощи Бога станут искать Его лица, слезы их не будут напрасными. Он порой избирает для Своих целей самых, казалось бы, неподходящих людей и использует самых непокорных.
11:33-40 20. Неизвестные победители и великая сила духа
Созвездие доблестных героев веры состоит не только из выдающихся вождей, патриархов, судей, царей, пророков и мучеников. В заключительных стихах этой главы мы встречаемся с целой армией замечательных людей, имен которых мы никогда не узнаем, но чья героическая вера сохранилась в памяти поколений как драгоценное сокровище. Нередко такая вера порождала героизм, а иногда — силу духа и стойкость. Но во всех случаях их вера ожидала исполнения Божьих обещаний.
1. Вера, порождавшая героизм (11:33—35а)
Которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, 34 Угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; 35 Жены получали умерших своих воскресшими...
Из этих стихов явствует, что вера нередко имеет наступательный характер, когда отказывается признать неизбежность ситуации и бросается в бой. Но здесь задействованы не только воинские качества, ибо вера одерживает также нравственные и духовные победы. Верой утверждается Божья справедливость, исполняются Божьи обещания и проявляется Божья сила даже в воскресении. Именно такой верой слабость превращается в силу.
Но не меньше впечатляют и видимые достижения веры. Верой люди побеждали диких зверей, укрощали огонь и иноземных агрессоров. Во всех этих случаях вера действовала как мошное оружие, как активный фактор, всегда необходимый для выживания.
Перечень героических деяний сменяется затем не менее важным и необходимым повествованием о совершенно иных ситуациях с совершенно иными акцентами, когда ни победить врага, ни спастись бегством невозможно. Враг слишком силен, обстоятельства вышли из-под контроля. В этих случаях вера помогает принять жизнь такой, какая она есть, и дает людям силы встретить страдания и беды со спокойствием, терпением и доверием. Автор обращает особое внимание на эти добродетели, потому что они требуют от нас еще большей веры.
2. Вера, порождающая мужество (11:356-38)
...Иные же замучены были, не принявши освобождения, дабы получить лучшее воскресение; 36 Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу. 37 Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в мило-тях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; 38 Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. ШШ
Во времена жестоких гонений и преследований многим людям была дарована такая вера, которая помогала им мужественно переносить страдания (в 11:356 использовано слово в значении «пытки»), насмешки и другие испытания. Мир презирал их, но он не был достоин их. Как сказал Кальвин, «хотя мир презирает Божьих детей, как мусор, его ненависть к ним на самом деле является наказанием самому миру, потому что вместе с ней приходят Божьи благословения». В кризисные периоды вера позволяла им правильно оценивать настоящее и предвидеть будущее. Когда им давали шанс освободиться и спасти свою жизнь, они понимали, что нынешняя свобода имеет лишь временный характер. Они ожидали лучшего воскресения, потому что знали, что их ожидают радости другой, лучшей страны, которые вечно верный Бог приготовил для них (11:16,11). Этим мужественным мужчинам и женщинам была дана сила не побеждать обстоятельства, а выносить страдания, но они сумели превратить выпавшее на их долю страшное горе в триумфальный подвиг.
3. Вера, ожидающая исполнения обещаний (11:39,40)
И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, 40 Потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
При всем своем совершенстве их вера была ограничена рамками ветхого завета, но стремилась клучшему. Они ожидали исполнения Божьих обещаний, предвидели более полное откровение во Христе, но не увидели их осуществления. Они могли бы достичь совершенства, став христианами, то есть через Иисуса и Его жертву. Совершенство и исполнение Божьих обещаний пришлое новым заветом, через вечное наследие, которое обретается через принятие более совершенной жертвы. Божий дом (3:2,6) состоит из верных святых ветхого и нового заветов, ибо все они одинаково искуплены Христом, единственным Совершителем всеобщей веры (12:2).
Заключение
В данном отрывке читатели становятся свидетелями мужественного жизненного подвига старозаветных святых людей, с одной стороны, и несовершенства их достижений — с другой. Они смогли сделать очень много, но их дела были неполными и несовершенными. Они унаследовали, получили и подтвердили Божьи обещания, но чаше всего они были вынуждены только ожидать и надеяться всю жизнь, и этим была отмечена их вера. Ни Авраам, ни Исаак, ни Иаков не увидели обещанного (11:13), но они имели терпение. Также и христиане, с одной стороны, имеют обещания и получают благословения, а с другой, верят другим и терпеливо ожидают их исполнения. Но нам дано значительно больше, чем ветхозаветным верующим, которые были просто лишены доступных нам благословений. Им не было дано ощущение личного внутреннего очищения, свободы от страха; они не имели возможности приходить к престолу за немедленной помощью и благодатью; они были лишены истинного вечного спасения, твердой надежды, чистой совести, гарантированного прощения и всегда открытого доступа к Богу (1:3; 2:15,18; 4:15,16; 7:25; 5:9; 6:18,19; 9:14,26; 10:19-22), который мы имеем
во Христе. Все эти щедрые благословения и богатые дары неизменно должны подвигать нас к более горячей вере и более серьезным жертвам. Если те стойкие посвященные мученики сумели достичь столь многого, имея при этом так мало, то каким же по-настоящему искренним и полным должно быть наше служение Богу! Данные нам для этого возможности разнообразны, а источники наших сил неограничены.
Этот материал еще не обсуждался.