29.03.2014

Р. Лукас

Второе послание Петра: Обетование Его пришествия

Пособие по изучению

Цель данного пособия — помочь читателю добраться до самой сердцевины посланий и на практике применить то, что он узнал. Пособие составлено таким образом, чтобы его можно было использовать при индивидуальном изучении или в небольших группах, которые собираются на час или на два каждую неделю, что вместе читать и обсуждать Библию, а также молиться.

В пособии представлен материал по всем разделам данных посланий. Если их изучают в группе в течение ограниченного времени, то ведущий должен заранее решить, какие вопросы следует обсудить во время собрания группы, а какие оставить для самостоятельной работы (индивидуально или небольшой группой в течение недели).

Чтобы извлечь наибольшую пользу из таких занятий, каждый член группы должен предварительно прочитать те разделы, которые будут обсуждаться на занятии, а также указанные в каждом послании ссылки на другие тексты.

Во избежание излишней академичности постарайтесь время от времени обсуждать практическое применение изученного материала. Начиная и завершая каждое занятие, воздавайте хвалу Богу и молитесь. Молитесь, чтобы Дух Святой говорил с вами, присутствуя на ваших занятиях.

ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ ПЕТРА

2 Пет. 1:1–2 1. Подлинник (с. 23)

1. Что особенно заботит Петра в этом послании? Приходилось ли вам сталкиваться с подобными явлениями?

2. Как убедиться, что «христианство, которое мы приняли как свою веру, которым мы живем и которое передаем другим», — это подлинник, а не подделка? Как вы думаете, что это означает на деле? Почему?

1. Подлинный апостол: происхождение Евангелия (1:1а)

3. Какой двоякий смысл вкладывал Петр, представляя себя в качестве раба Иисуса Христа?

4. Как может христианский лидер заслужить титул «апостол»? Почему мы должны остерегаться называть современных лидеров «апостолами»?

Причина, по которой фигура Петра для нас сегодня важна и значительна, заключается не в свойствах его интеллекта или личности, а в Том, Кем он послан нам.

2. Подлинный христианин: свойства Евангелия (1:16)

5. Как бы вы ответили тому, кто сомневается, что для нас сегодня имеет значение то, что произошло с Иисусом две тысячи лет назад?

6. Какие черты христианства, которые так же важны для нас, как и для первых христиан, подчеркивает здесь Петр?

3. Подлинный опыт: воздействие Евангелия (1:2)

7. Что имеет в виду Петр под благодатью и миром? Как вы понимаете это?

8. «Это чревато опасностью: можно стать хорошо информированным нехристианином, у которого отсутствует главная составляющая». Что представляет собой эта главная составляющая? Откуда она возникла?

4. Подлинный Христос: содержание Евангелия (1:16—2)

9. Какие четыре титула Петр использует «в качестве индикаторов чистоты переданной нам вести» (с. 38)? Что означает каждый из них?

10. «Существует постоянное искушение разделить эти четыре титула» (с. 41). Приходилось ли вам сталкиваться с таким искушением? Как это происходило?

2 Пет. 1:3–4 2. Сила и обетования (с. 41)

1. Как вы относитесь к тому, что некоторые христиане «делают то, что Библия явно запрещает»? Как может помочь в этом то, что говорит Петр?

1. Сила Иисуса Христа (1:3)

2. Что представляет собой сила Иисуса, которую мы можем получить? Действует ли она в вашей жизни? Каким образом?

3. «Всегда есть и будут люди, которые хотят дополнить дело Христа добавочным учением». Приходилось ли вам сталкиваться с такими людьми? Как можно противостоять этому?

2. Обетования Иисуса Христа (1:4)

4. Почему некоторые комментаторы выступают против тезиса о том, что христиане могут быть причастниками Божеского естества! Что вы думаете по этому поводу? Почему?

5. Что имеет в виду Кристофер Грин, когда говорит о двух формах эсхатологии: «недореализованной» и «сверхреализованной» эсхатологии? Какую тенденцию вы можете выявить у себя? Как вы смотрите на эти вопросы?

2 Пет. 1:5–11 3. Христианин, приносящий плоды (с. 57)

1. «Если мы оправданы превосходящей всякое разумение благодатью Божьей, то можем наслаждаться новыми взаимоотношениями с Богом, при которых идея закона и послушания теряет свой смысл». Как вы ответили бы на это в свете сказанного Петром?

1. Правильно действующий христианин (1:5—9)

2. Если Иисус дал нам «все потребное для жизни и благочестия» (1:3), то почему мы должны прилагать «к сему все старание» (1:5), чтобы дополнить нашу веру?

Он пишет о личном опыте веры, о личной связи каждого с Господом Иисусом, и если эта вера подлинная, она должна проявиться наглядно и практически.

3. Петр говорит о том, что формирует христианский характер. Почему он выбрал именно эти качества? Над чем, как вы считаете, вам нужно поработать самим?

4. Что может случиться с теми, кто не выработает в себе этих черт характера? Почему?

2. Христианин в вечности (1:10,11)

5. В чем заключается «серьезная проверка на подлинность нашей веры»? Как вы соотносите это со своим опытом?

6. Какие благословения, данные навеки, упоминает здесь Петр? Что он имеет в виду?

2 Пет. 1:12–15 4. Помните, помните (с. 69)

7. Не перестану напоминать (1:12)

1. Почему Петр продолжает напоминать своим читателям то, о чем уже говорил им?

2. Как могут те, кто изучает Библию, противостоять «искушению привлечь внимание людей к чему–то новому»? Почему так важно разобраться в этом?

Постоянное напоминание о главных истинах христианства — это неотъемлемая часть роста христианского самопознания.

3. Какой урок преподает нам здесь Петр, исходя из своего собственного опыта? Можете ли вы применить это в своей жизни?

2. Возбуждать вас напоминанием (1:13,14)

4. Что говорит Петр о своей приближающейся кончине? Какие первостепенные задачи это ставит перед ним?

5. Если бы вы знали, что вам, скажем, осталось жить одну неделю, как бы вы распорядились оставшимся временем? Почему?

3. Чтобы вы приводили это на память (1:15)

6. Какие были высказаны предположения о том, что имеет в виду Петр в этом стихе? Что, по вашему мнению, представляется наиболее вероятным?

7. Какой самый важный момент из дискуссии по этому вопросу может привести вас в смущение? Как это можно применить в вашей ситуации?

4. Опасность отсутствия духовного размышления

8. «Хотя история Церкви насчитывает уже две тысячи лет, создается впечатление, что все христиане постапостольской эпохи — это христиане второго поколения». Какие практические выводы из этого наблюдения вы можете сделать?

«Церковь призвана проповедовать истину, а не выдвигать новые интересные идеи, она должна продолжать напоминать нам о конкретных основополагающих и вечных истинах» (Martyn Lloyd–Jones, p. 56).

2 Пет. 1:16–21 5. Свидетели (с. 79)

1. Свидетельство апостолов (1:16—18)

1. В «изобретении» какого учения обвиняли Петра и других апостолов? Как он защищает свою позицию?

2. Какое значение имеет ссылка на Псалом 2 в ст. 17?

2. Свидетельство пророков (1:19—21)

3. Какие две причины приводит Петр в пользу чтения Ветхого Завета? Почему это так важно?

4. Что, по мнению Петра, прежде всего должны знать читатели о Ветхом Завете? Почему это так важно?

5. Как то, о чем пишет Петр, помогает .понять взаимоотношения между Ветхим и Новым Заветом?

2 Пет. 2:1–3 6. Пятая колонна (с. 93)

1. Вечно существующая опасность (2:1а)

1. Почему, как вы думаете, «ложные учения неизбежно присутствуют в любой деноминации»? Почему Бог допускает это?

2. Вечно доверчивая Церковь (2:16—За)

2. Какие пять «предупредительных сигналов», предостережений, дает Петр своим читателям, чтобы они смогли избежать влияния лжеучителей?

3. Как эти стихи объясняют, может ли христианин потерять спасение?

Это неизбежное следствие в жизни тех людей, которые пришли к отрицанию Второго пришествия Христа, — когда высокие нравственные критерии перестают быть жизненным принципом, а становятся делом личного выбора и вкуса.

4. Почему лжеучителя так популярны? В какой мере вы полагаетесь на популярных лидеров, принимая их слова за истину в последней инстанции?

5. Сталкиваетесь ли вы с такими испытаниями, когда «банковские правила пользования денежными средствами начинают применять в церкви»? К чему это приводит? Какие шаги необходимо предпринять, чтобы избежать этого?

3. Вечно бодрствующий Бог (2:36)

6. Как бы вы ответили тем, кто считает, что, хотя лжеучителя отрицают суд Божий, идея Божественного суда является чисто иллюзорной?

2 Пет. 2:4–9 7. Суд Божий над миром неминуем (с. 104)

1. Три библейских примера мудрого суда Божьего (2:4—8)

1. Какие два важных момента отмечает Петр на примере согрешивших ангелов?

2. Какие еще важные уроки можно извлечь, видя то, что произошло с нечестивыми во времена Ноя?

3. Какие два важных урока можно извлечь, видя судьбу Содома и Гоморры?

4. Что говорит Петр о том, какую позицию мы должны занимать по отношению к окружающему миру? Что это означает для вас на практике?

2. Бог держит все под Своим контролем (2:9)

5. К какой «трудной теме» обращается теперь Петр? Какой ответ он дает на этот вопрос?

Не стоит делать вывод, что Бог перестал управлять миром, если неправедные люди господствуют в мире, а иногда и в Церкви. Нет, Он по–прежнему все держит под Своим контролем.

6. «…Христиане должны быть настороже и, сознавая, что их ждут тяжкие испытания, оставаться верными Ему в мире, погрязшем в разврате». В какой мере вы чувствуете себя достаточно комфортно в этом мире? Почему это состояние опасно?

2 Пет. 2:10–22, часть I (2:10–16)

8. Описание мертвого служителя (с. 115)

«То, что могли заметить христиане XXвека, так это резкое отличие между почтением, которое воздается лжеучителям сегодня, и тем, как к ним относились апостолы» (G. Н. Clark, р. 103).

1. То, что случилось тогда, происходит и сегодня (2:10а)

1. Размышляете ли вы над примерами лжеучителей, известными вам? Как вы распознаете лжеучителей?

2. На каких чертах лжеучителей сосредоточивает свое внимание Петр?

2. Лжеучителя презирают законную духовную власть (2:10б–13а)

3. Какое фундаментальное заблуждение описывает здесь Петр?

4. «Рациональный подход и современное истолкование христианской этики служат для людей оправданием нарушения ими этих принципов в стремлении поступать, как им заблагорассудится, потворствуя своим плотским желаниям». О чем заставляют вас задуматься такие примеры? Каковы будут последствия для тех, кто учит этому?

3. Лжеучителя потворствуют желаниям своей греховной природы (2:136–16)

5. Каковы последствия для тех, кто «идет вслед скверных похотей плоти» (2:10)?

6. Как история Валаама иллюстрирует довод Петра?

7. Можете ли вы рассмотреть какие–то ситуации, к которым вам, возможно, следует подготовиться заранее, сыграв роль «валаамовой ослицы»?

2 Пет. 2:10–22, часть II (2:17–22)

9. Описание мертвого служения (с. 131)

1. Как обнаружить эту проблему (2:17)

1. Вызывают ли у вас гнев лжеучения? Почему?

2. Безводные источники:

они не могут сказать ничего ценного (2:18)

2. Чего, по мнению Петра, мы должны ждать от этих лжеучителей? Можете ли вы привести какие–то примеры?

3. Мглы, гонимые бурей: они бессильны перед лицом греха (2:19)

Мы должны особенно опасаться людей, чьи обещания отличаются от обетовании Божьих.

3. Какие заблуждения, по мнению Петра, связаны с обещанием свободы, которую предлагают лжеучителя?

4. «Более тщательное рассмотрение позволяет найти несоответствие между тем, что, с одной стороны, эти люди заявляют публично о своих взаимоотношениях с Богом, и, с другой стороны, их реальными действиями». Есть ли такое несоответствие между вашей частной и общественной жизнью? К чему может привести такое лицемерие?

4. Приготовлен мрак вечной тьмы: их ожидает осуждение (2:20—22)

5. Почему эти стихи вызывают большое беспокойство у некоторых христиан? Как можно избежать такого беспокойства?

6. Какие классические признаки неверия приводит Кристофер Грин? Как можно помочь тем, кто открывает это в своей жизни?

7. Были ли лжеучителя, о которых пишет Петр, вообще когда–либо христианами? Как вы пришли к такому заключению?

2 Пет. 3:1,2 10. Вы забыли все? (с. 143)

1. Связь с 2 Пет. 2

1. «Этот раздел начинается с неожиданного поворота». Как это можно объяснить? Какое решение для вас является наиболее приемлемым? Почему?

2. Связь с 2 Пет. 1

2. Какая существует связь между началом гл. 3 и гл. 1? Как это характеризует общую стратегию послания Петра?

3. Связь с прошлым

3. Если это второе послание Петра, то какое было первым? Как вы оцениваете высказанные предположения?

4. Связи

4. «Эти стихи подтверждают сохранившийся интерес Петра к данной теме». Что имеет в виду Кристофер Грин? Как это выражено в этих стихах?

2 Пет. 3:3–7 11. Могущественное Слово Божье (с. 148)

1. Какой ключевой вопрос теперь поднимает Петр? Почему это так важно в нашей жизни?

1. Явятся наглые ругатели (3:3)

2. Что имеет в виду Петр под «последними днями»? Что мы можем ожидать в это время?

2. Их вопрос и причина, побудившая задать его (3:4)

3. Что лежит в основе вопроса, который задают «наглые ругатели»?

3. Необоснованность доводов. Могущественное слово Божье (3:5–7)

4. В чем заблуждались «наглые ругатели» в этом вопросе? Почему они допустили эту ошибку?

2 Пет. 3:8–10 12. Долготерпение Божье (с. 158)

1. Обетование о долготерпении Господнем, записанное в Ветхом Завете (3:8,9)

1. Как лжеучителя предпочитают истолковывать «отсрочку» суда Божьего? Как правильно объяснить это явление? Как Петр показывает это?

2. Как контекст Пс. 89 помогает расширить наше понимание сказанного здесь Петром?

3. Что означает сказанное о спасении каждого в конце времен? К какому выводу приходите вы сами?

4. Какой логический вывод делает Кристофер Грин из ст. 9? Что вы думаете об этом?

2. Обетование о Втором пришествии Христа в Новом Завете (3:10)

5. Какие четыре стадии описывает Петр, говоря о дне Суда?

6. Какому риску мы подвергаем себя и других, «представляя такого Бога нашим нехристианским друзьям»? Есть ли у вас какие–то сомнения на этот счет? Как вы думаете, что сказал бы вам Петр?

2 Пет. 3:11–16 13. В ожидании нового дома (с. 169)

1. Что ожидает нас в будущем? (3:11,12а)

1. Согласно Петру, почему так важно для нашего будущего понимание грядущего разрушения мира?

2. Как мы можем ускорить приближение Дня Господнего? Как вы относитесь к этому вопросу?

«Только тот, кто стремится к святости, осмелится желать пришествия Дня Господнего» (J. W. С. Wand, р. 146).

2. Как Бог исполняет Свои обетования? (3:126,13)

3. Какая «новая мысль» о Божественном суде содержится в этих стихах? Как это может повлиять на нашу жизнь?

3. Какими людьми мы должны быть? (3:14)

4. Почему так важно для нас предпринимать всяческие усилия, «потщиться», как говорит Петр, чтобы жить святой жизнью?

5. Есть ли какие–то препятствия, которые мешают вам быть неоскверненными и непорочными в мире с Ним? Что вы сами можете сделать?

4. Как мы можем ускорить наступление Дня Господнего? (3:15,16)

6. Что это означает: «испытывают серьезные затруднения в правильном понимании» этого? Почему? Чем помогает в этом Петр?

7. Как Петр подчеркивает неотложность своей вести о Втором пришествии Иисуса?

2 Пет. 3:17,18 14. Весть Второго послания Петра (с. 182)

1. Защищенный христианин (3:17)

1. Какие три момента, особо важные для христиан, подчеркивает Кристофер Грин? Как мы можем сохранить твердость?

2. Возрастающий христианин (3:18а)

2. Почему так важно для нас возрастать в благодати и познании… Христа? Как достичь этого?

Каждый день ставит нас перед выбором, когда мы пытаемся забыть то, чему научились за долгие годы, и встать под новые знамена.

3. Христос во славе (3:186)

3. Что означает фраза «большая честь и привилегия» в этом заключительном тексте?

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.