29.12.2013
Скачать в других форматах:

Мэтью Генри

Толкование книг Нового Завета. Второе послание к Тимофею

ГЛАВА 4

В этой главе

I. Павел с большой торжественностью и настоятельностью убеждает Тимофея усердно и добросовестно исполнять свой труд и служение благовестника, ст. 1-5.

II. Причина такой озабоченности Павла: почему Тимофей должен так настоятельно проповедовать, во время и не во время? Потому что церковь вскоре, вероятно, лишится служения апостола, ибо время его отшествия настало, ст. 6-8.

III. Различные частные вопросы, намеки и предупреждения относительно Александра медника, ст. 9-15.

IV. Павел сообщает о том, что с ним случилось при первом его ответе: хотя люди оставили его, Господь был с ним, и это вселяло в него надежду на будущее избавление, ст. 16-18. Заканчивается послание приветствиями и благословением, ст. 19 и до конца.

Стихи 1-8

Заметьте,

I. Как торжественно Павел начинает свое наставление (ст. 1): Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом (нашим) Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и царствие Его. Даже самые лучшие из людей нуждаются в том, чтобы страхом побуждать их к исполнению своего долга. Труд служителя это вопрос не безразличный, но очень большой важности. Горе ему, если он не проповедует, 1 Кор. 9:16. Чтобы быть верным, он должен помнить о том,

1. Что очи Бога и Иисуса Христа обращены на него: ...заклинаю тебя перед Богом и Господом (нашим) Иисусом Христом, то есть, так как ты дорожишь благоволением Бога и Иисуса Христа, так как ты хочешь получить одобрение от Бога и Иисуса Христа, так как ты хочешь воздать должное Богу, сотворившему тебя, и Иисусу Христу, искупившему тебя».

2. Павел заклинает Тимофея, потому что тот будет отвечать перед Богом в великий день, напоминая ему о грядущем суде, на котором будет судить Господь Иисус. Он будет судить живых и мертвых в явление Его и царствие Его, то есть когда явится, чтобы царствовать. Это касается всех, как служителей, так и прочих детей Божиих, все должны серьезно подумать о том, что им предстоит вскоре дать отчет Иисусу Христу за все, что было доверено им и возложено на них. Христос будет судией живых и мертвых, то есть как тех, что в момент пришествия Его будут живыми, так и тех, кто восстанет из могил. Заметьте:

(1) Господь будет судить живых и мертвых. Бог весь суд отдал Сыну и назначил Его Судией живых и мертвых, Деян. 10:42.

(2) Христос явится, придет во второй раз, и это будет славное явление, как означает употребленное здесь греческое слово ётфауЕШУ.

(3) Тогда Его Царство явится во всей своей славе: ...в явление Его и царствие Его; ибо Он явится в Своем царствии, сидя на престоле, чтобы судить этот мир.

II. В чем заклинает апостол Тимофея, ст. 2-5.

1. Проповедовать слово... Это задача служителей, доверенное им домостроительство. Они должны проповедовать чистое простое слово Божие, а не свои собственные идеи и фантазии. Они не должны искажать его, но должны проповедовать искренне, как от Бога, пред Богом, во Христе, 2 Кор. 2:17.

2. Проповедовать настоятельно, со всем усердием убеждая своих слушателей: «...настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай, делай это со всем рвением. Призывай всех, находящихся на твоем попечении, остерегаться греха и исполнять свой христианский долг: призывай их к покаянию, вере и к святой жизни и делай это во время и не во время. Во время, то есть когда они расположены слушать тебя, когда представляются благоприятные возможности делать это с успехом. Более того, делай это и не во время, даже когда у тебя нет уверенности, что можно их убедить, так как ты можешь и не подозревать, как Дух Божий действует на них, ибо Дух дышит, где хочет. Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей...» (Еккл. 11:6). Мы должны делать это во время, то есть не упускать возможностей, и делать это не во время, то есть не уклоняться от своей обязанности под предлогом, что время неподходящее.

3. Он должен говорить людям об их недостатках: «...обличай, запрещай... Убеждай грешников в их грехах и предупреждай об опасности их нечестивого поведения. Старайся, обращаясь с ними прямо, привести их к покаянию. Обличай их со всей строгостью и авторитетом, во имя Христа, чтобы они воспринимали твое неодобрение как знак Божьего неодобрения».

4. Он должен направлять, ободрять и воодушевлять тех, кто хорошо начал. «...Увещевай (убеждай держаться и стоять до конца) со всяким долготерпением и назиданием».

(1) Он должен делать это терпеливо: ...со всяким долготерпением... «Если ты не видишь плода твоих трудов в настоящее время, все же не оставляй своего дела, не переставай их наставлять». Если Бог проявляет к ним Свое долготерпение, то и служители должны увещевать их со всяким долготерпением.

(2) Он должен увещевать их разумно, без горячности, но с назиданием, то есть: «Чтобы довести их до доброго поведения, прививай им добрые принципы. Преподавай им истину, которая в Иисусе, приводи их к твердой вере в нее, и таким образом ты отвратишь их от зла и приведешь к добру». Заметьте:

[1] Дело служителя включает в себя различные части: он должен проповедовать, обличать, запрещать и увещевать.

[2] Он должен быть очень усерден, не должен жалеть ни трудов, ни сил, но должен убеждать их, чтобы они заботились о своих душах и о своей вечной участи.

5. Он должен быть бдителен во всем. «Ищи возможности делать доброе. Не упускай по своей небрежности благоприятного случая. Будь бдителен в своем служении, бодрствуй против искушений сатаны, могущих отвратить тебя от служения; бодрствуй над теми душами, что доверены твоему попечению».

6. Он должен быть готов к скорбям, переносить их, извлекая из них благо для себя. Переноси терпеливо. «Не унывай в трудностях, с которыми столкнешься, но переноси их с душевным спокойствием. Приучай себя к трудностям».

7. Он должен помнить р своем служении и исполнять свои обязанности: ...совершай дело благовестника... Дело благовестника как заместителя апостолов заключалось в том, чтобы поливать то, что они насадили. Благовестники не были постоянными пасторами, но только временно пребывали в церквах, насажденных апостолами, и управляли ими до тех пор, пока в них не были поставлены постоянные служители. Таков был труд Тимофея.

8. Он должен исполнять свое служение: ...исполняй служение твое. На него было возложено великое дело, и он должен соответствовать ему, исполнять все, что входит в обязанности его служения с усердием и тщательностью. Заметьте:

(1) Служитель должен ожидать, что при верном исполнении своих обязанностей он столкнется со скорбями.

(2) Он должен переносить их терпеливо, как добрый воин Христа.

(3) Он не должен впадать в уныние от них, но должен совершать свое дело, исполнять служение свое.

(4) Наилучший способ доказать, что мы хорошо служим, состоит в том, чтобы исполнить его, исполнить все, вложить соответствующий труд в каждую часть его.

III. Причины, усиливающие это повеление.

1. Проникновение в церковь заблуждений и ересей, могущих развратить умы многих христиан (ст. 3, 4): «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут. Поэтому используй настоящее время, пока еще принимается здравое учение. Трудись сейчас, ибо это время посева; когда поля побелеют к жатве, пускай свой серп, ибо благоприятные возможности скоро исчезнут. Здравого учения принимать не будут... Появятся люди, которые по своим прихотям будут избирать себе учителей и от истины отвратят слух, поэтому постарайся утвердить как можно большее число людей, чтобы, когда поднимутся эти бури, они могли оказаться стойкими и избежать отступления». Люди должны внимать, и служители -проповедовать, ибо это время придет; будь на страже против бед, которые могут возникнуть впоследствии, хотя теперь их еще нет. Люди отвратят слух от истины, им наскучит старое простое Евангелие Христа, и они обратятся к басням, будут находить удовольствие в них. И Бог попустит им поддаться обману и поверить лжи, за то что они не приняли любви истины для своего спасения, 2 Фес. 2:11, 12. Заметьте:

(1) Этих учителей не Бог им пошлет, но они сами будут избирать их себе, по своим прихотям, чтобы они льстили их слуху.

(2) Так поступают люди, не желающие принимать здравого учения, простых, проникновенных проповедей, имеющих конкретную цель, и поэтому избирающих себе своих учителей.

(3) Между словом Божиим и словом таких учителей существует огромная разница: первое - это здравое учение, слово истины, второе - только лишь басни.

(4) Прежде чем обратиться к басням, люди сначала отвращают свой слух от истины, ибо невозможно слушать и принимать и то и другое, как невозможно служить двум господам. Бог по справедливости допускает тем, кто устал от истины, обращаться к басням, допускает, чтобы их увлекли от истины баснями.

2. Павел почти уже завершил свой труд: ...исполняй служение твое. Ибо я уже становлюсь жертвою... ст. 6.

(1) «Поэтому будет больше дела для тебя». Когда одни труженики уходят из виноградника, тогда оставшимся в нем не время бездельничать, но надо удвоить свои усилия. Чем меньше рук на труде, тем усерднее должны быть те руки, которые еще трудятся.

(2) «Я совершил труд своего времени, своего поколения; теперь ты должен совершать труд твоего времени, твоего поколения».

(3) Утешение и радость, какие испытывал Павел в ожидании своего близкого отшествия, должны вдохновлять Тимофея на усердие, рвение и серьезность в труде. Павел говорит: «Я убедился в том, что наш Господин благ и наше дело доброе; я с огромным удовлетворением оглядываюсь на свой подвиг, и ты не страшись трудностей, что встретятся тебе. Для тебя приготовлен венец жизни, ты можешь быть уверен в этом так же, как если бы он уже лежал на твоей голове. Поэтому переноси скорби и исполняй служение твое». Мужество и радость, проявляемые умирающими святыми и служителями, особенно мучениками, являются сильным подтверждением истины христианской веры и большим ободрением в труде для остающихся в живых святых и служителей. Здесь апостол смотрит вперед, на свою приближающуюся смерть: ...я уже становлюсь жертвою... Дух Святой свидетельствовал по всем городам, что узы и скорби ожидали его, Деян. 20:23. Теперь он находился в Риме и, вероятно, получил свидетельство Духа, что здесь ему надлежало запечатлеть истину своей кровью. И он смотрел на это как на очень близкое событие: ...я уже изливаюсь, согласно тексту оригинала, то есть я уже почти мученик. Здесь есть намек на излияние вина на жертву, ибо кровь мучеников, хотя и не является искупительной жертвой, однако представляла собой благодарственную жертву во славу благодати Божией и Его истины. Заметьте:

[1] С каким удовольствием он говорит о смерти. Он называет ее отшествием. Хотя, по всей вероятности, он предвидел, что его ожидает мученическая смерть, тем не менее называет ее отшествием, или освобождением. Смерть для доброго человека это освобождение из темницы этого мира и отшествие к блаженству иного мира; он не прекращает свое существование, а лишь переходит из одного мира в другой.

[2] С каким удовольствием он оглядывается на прожитую им жизнь (ст. 7): Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил. Он не боялся смерти, потому что имел свидетельство совести своей, что благодатью Божией выполнил свое назначение в жизни. Как христианин и как служитель он подвизался добрым подвигом. Он совершил служение, преодолел все трудности в своей борьбе, был орудием в осуществлении славной победы вознесшегося Искупителя над силами тьмы. Его жизнь была течением, и он его совершил; он завершил свой подвиг и пробежал свое поприще. «Веру сохранил. Я был верен учению Евангелия, никогда не изменял ни одной из его доктрин». Заметьте:

Во-первых, жизнь христианина, но особенно служителя, есть подвиг и поприще; иногда она сравнивается в Священном Писании с подвигом, иногда - с поприщем.

Во-вторых, это добрый подвиг, добрая война, доброе поприще, и победа нам обеспечена, если мы остаемся верными и мужественными.

в-третьих, мы должны подвизаться этим добрым подвигом, должны сражаться и совершать свое течение до конца; мы не должны прекращать борьбы, пока не преодолеем все силою Возлюбившего нас, Рим. 8:37.

в-четвертых, какое великое утешение для умирающего святого, когда он может оглянуться на свою жизнь и сказать вместе с апостолом: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил». Какое это неизреченное утешение – в конце своих дней быть способным сказать так же, как сказал апостол! Пусть же будет нашим постоянным стремлением с помощью благодати Божией с радостью совершить свое поприще, Деян. 20:24.

[3] С каким удовольствием он смотрел вперед, на жизнь, что ожидала его в будущем (ст. 8): А теперь готовится мне венец правды, и далее. Он от всего отказался ради Христа, но в убытке не остался, Фил. 3:8. Пусть же это вдохновляет Тимофея в его страданиях, чтобы он переносил их, как добрый воин Иисуса Христа: нас ожидают венец жизни, слава и радость, которые с избытком компенсируют все страдания и весь труд в нашей земной борьбе. Заметьте: этот венец называется венцом правды, потому что он будет наградой за наше служение (не неправеден Бог, чтобы забыть его) и потому что наша святость и праведность станут совершенными там и будут нашим венцом. Бог даст его как праведный Судия. И тем не менее этот венец правды не был исключительной принадлежностью Павла, как если бы он предназначался только для апостолов и мучеников, он готовится всем возлюбившим явление Его. Заметьте: отличительным признаком всех святых является то, что они возлюбили явление Иисуса Христа; они возлюбили Его первое пришествие, когда Он приходил для уничтожения греха жертвою Своею, Евр. 9:26. Они любят размышлять о нем. Они возлюбили и второе пришествие Христа, любят и ожидают его. И Он явится ради тех, кто возлюбил явление Его, для радости их; венец правды, сберегаемый для них, будет тогда дан им, Евр. 9:28. Мы познаем из этого,

Во-первых, что Господь есть праведный Судия, ибо Его суд соответствует истине.

Во-вторых, венец верующих есть венец правды, он приобретен праведностью Христа и будет возложен на святых как награда за их праведность.

в-третьих, этот венец, который верующие будут некогда носить, сберегается для них; сейчас они не имеют его, поскольку здесь они всего лишь наследники; они еще не обладают им, и тем не менее уверены в том, что он приготовлен для них.

в-четвертых, праведный Судия даст его всем возлюбившим явление Его, всем, кто готовится к Его пришествию и желает его. Ей, гряду скоро! аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!

Стихи 9-15

В заключение послания Павел говорит Тимофею о некоторых частных вопросах.

1. Он просит его поспешить к нему, если это возможно (ст. 9): Постарайся прийти ко мне скоро. Тимофей был не из пасторов, связанных с одним определенным местом служения, но из благовестников, созидавших по указанию апостолов основанные ими церкви. Павел нуждался в обществе и помощи Тимофея по той причине, что некоторые оставили его (ст. 10), причем один из недобрых побуждений, а именно, Димас: Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век... Он изменил Павлу и его делу либо из-за страха перед страданиями (ибо Павел был узником теперь, и он боялся подвергнуться опасности из-за него), либо был вынужден оставить его из-за каких-либо житейских дел, которыми связал себя. Его первая любовь к Христу и Его Евангелию угасла, и он увлекся любовью к миру. Отметим: любовь к нынешнему веку часто бывает причиной отступления от истины и от пути Иисуса Христа. Он пошел в Фессалонику, влекомый туда либо торговыми, либо другими какими-то мирскими делами. Крискент пошел в один город, Тит - в другой. Однако Лука оставался с Павлом, ст. 10. Разве этого было недостаточно? Павел так не считал, он любил общество своих друзей.

2. Он с уважением отзывается о Марке: ...он мне нужен для служения. Предполагают, что это был тот самый Марк, из-за кого Павел с Варнавой поспорили, Деян. 15:39. Павел не хотел брать его с собой на труд, так как некогда он отстал от них и оставил дело; но теперь он просит Тимофея взять Марка и привести с собою. Из этого видно, что Павел примирился с Марком и стал лучшего о нем мнения, чем был прежде. Это урок для нас, чтобы мы имели дух прощения. Не следует навсегда отказываться от содействия полезных и нужных людей, даже если у них были и ошибки в прошлом.

3. Павел просит Тимофея принести ему из Троады вещи, оставленные им там (ст. 13), среди них фелонь, которая, возможно, была ему особенно необходима в холодной темнице. Вероятно, обычно Павел одевался просто. Хотя Павел водился вдохновением свыше, тем не менее он хотел иметь с собой свои книги. Как Тимофея он побуждал уделять внимание чтению, так поступал и сам. Пока мы живем, должны учиться. Особенно кожаные, под которыми некоторые понимают оригиналы его посланий.

4. Павел упоминает Александра и то зло, какое он причинил ему, ст. 14, 15. Это тот, о ком говорится в Деян. 19:33. Кажется, он принимал христианскую веру, причем был выдающимся среди других, ибо вызвал особую ярость поклонников Артемиды, и тем не менее он причинил Павлу много зла. Павел бывал в большой опасности как от лжебратьев (2 Кор. 11:26), так и от открытых врагов. Он предсказывает, что Бог воздаст ему. Это пророческое предсказание об ожидающем его праведном суде Божием: ...Да воздаст ему Господь по делам его! Он предупреждает Тимофея остерегаться его: «Берегись его и ты... чтобы он, под видом дружбы, не причинил и тебе вреда». Иметь дело с людьми, являющимися врагами такому человеку, как апостол Павел, опасно. Заметьте:

(1) Некоторые из тех, кто некогда слушал Павла и восхищался им, не оставили у него доброго воспоминания о себе, ибо один оставил его, другой причинил ему много зла. Однако

(2) Некоторых он вспоминает с удовольствием; зло, причиненное одними, не заставило его забыть доброту других. Таковыми были Тимофей, Тит, Марк и Лука.

(3) Павел оставил печать позора на именах и памяти двух личностей; одним из них является Димас, возлюбивший нынешний век, другим – Александр, который сильно противился словам Павла.

(4) Бог воздаст всем злым делателям, особенно отступникам, согласно их дел.

(5) Мы должны остерегаться людей, по духу и по характеру подобных Александру меднику, ибо добра они нам не сделают никакого, а вреда причинят столько, сколько будет в их силах.

Стихи 16-22

Здесь I. Павел сообщает Тимофею о своих обстоятельствах.

1. Недавно он был представлен императору, на основании его апелляции к кесарю, и никого при этом не было с ним (ст. 16), чтобы защищать его, свидетельствовать о нем или хотя бы поддержать его, но все оставили его. Было весьма странно, что такой добрый человек, как Павел, не имел никого, кто был бы готов поддержать его, даже в Риме, где было столько христиан, чья вера возвещалась во всем мире, Рим. 1:8. Но люди остаются людьми. Римские христиане в свое время выходили из города, чтобы встретить Павла (Деян. 28), но когда дело дошло до тюрьмы и возникла опасность пострадать вместе с ним, то они оставили его. Он молится, чтобы Господь не поставил им этого в вину, давая этим понять, что это было с их стороны большим преступлением, которое могло вызвать справедливый гнев Бога на них. Но он молится, чтобы Бог простил им. Обратите внимание на разницу между грехами умышленными и совершаемыми по немощи. Об Александре меднике, кто противился Павлу, он молится: Да воздаст ему Господь. Но об этих христианах, которые оставили Павла в минуту испытания, он просит: ...Да не вменится им! Заметьте:

(1) Павел переживал скорби от друзей, оставивших его в минуту опасности, и от врагов, противостоявших ему.

(2) Это было грехом со стороны христиан – не явиться для защиты апостола, тем более при первом его ответе; но это был грех по немощи и поэтому более извинительный.

(3) Однако Бог мог бы вменить им этот грех, но Павел старается предотвратить это своей ревностной молитвой: ...Да не вменится им.

2. Господь же предстал... ему (ст. 17), наделил его мудростью свыше и мужеством, а также такой способностью говорить, что он превзошел самого себя. Когда никто из людей не поддержал Павла, Бог дал ему восторжествовать: ...дабы чрез меня утвердилось благовестие... то есть: «Бог вывел меня из затруднения, чтобы я мог проповедовать Евангелие, что является моей задачей». Павел умел проповедовать за решеткой так же, как и за кафедрой. И услышали все язычники... в том числе сам император и его приближенные, которые никогда бы не услышали проповеди Павла, если бы его не привели к ним. И я избавился из львиных челюстей, то есть от Нерона (как некоторые думают) или от какого-то другого судии. Некоторые же видят в этом лишь образный оборот речи, подразумевающий, что Павлу грозила неминуемая опасность. И избавит меня Господь от всякого злого дела... Смотрите, как Павел использует свой опыт: «Тот, Кто избавил меня, надеюсь, что и еще избавит, избавит от всякого злого дела, от всякого вреда, причиняемого мне другими. И сохранит для Своего Небесного Царства». И за это он прославляет Бога, радуясь в надежде на славу Божию. Заметьте:

(1) Если Господь с нами, то Он укрепит нас в трудное и опасное время, и Его присутствие с избытком восполнит отсутствие любого человека.

(2) Если Господь сохраняет Своего слугу от неминуемой опасности, то делает это ради выдающегося служения и труда. Павел был сохранен, ради того чтобы проповедь его услышали все язычники.

(3) Избавление, пережитое в прошлом, должно ободрять нашу надежду на избавление в будущем.

(4) Существует Небесное Царство, для которого Господь хранит Своих верных свидетелей и страдающих слуг.

(5) Мы должны воздавать Богу славу за все прошлые, настоящие и будущие избавления: Ему слава во веки веков. Аминь.

II. Павел посылает приветы Прискилле и Акиле и дому Онисифора, ст. 19. Он упоминает о том, что больного Трофима оставил в Милите (ст. 20), откуда следует, что хотя Павел имел дар чудодейственного исцеления всех болезней, для подтверждения проповедуемого им учения, тем не менее он не пользовался этой властью для исцеления своих друзей, чтобы не дать повода для подозрений в тайном сговоре с ними.

III. Он торопит Тимофея придти до зимы (ст. 21), потому что очень желал видеть его и потому что путешествие в зимнее время было наиболее опасным.

IV. Он посылает приветы Тимофею от Еввула, Пуда, Лина, Клавдии и всех братьев.

V. Павел заканчивает послание молитвой: Господь Иисус Христос со духом твоим. Ничего большего нам не надо, для того чтобы быть счастливыми, как только одного - чтобы Господь Иисус Христос был с нашим духом, ибо в Нем заключены все духовные благословения. И это является самой лучшей молитвой, какую мы можем вознести за своих друзей, чтобы Господь Иисус был с их духом, чтобы освящать и спасать их и, наконец, принять в Свою славу. Как молился первомученик Стефан: Господи Иисусе! приими дух мой, Деян. 7:59. Благодать с вами. Аминь. Если здесь с нами будет благодать, чтобы обращать и преображать нас, чтобы делать нас святыми, хранить нас смиренными и помочь нам устоять до конца, то потом мы будем увенчаны славой: Ибо Господь Бог есть солнце и щит. Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ. Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя! (Пс. 83:12, 13). Царю вечному, бессмертному, невидимому, единому премудрому Богу, Спасителю нашему, да будет честь и слава во веки веков. Аминь.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.