Мэтью Генри
Толкование книг Нового Завета. Первое послание к Тимофею
ГЛАВА 4
В этой главе Павел
I. Предсказывает о страшном отступничестве, см. 1-3.
II. Рассматривает вопрос христианской свободы, ст. 4-5.
III. Дает Тимофею несколько указаний, относящихся лично к нему и его учению, а также к тем, кто находился на его попечении, ст. 6 и до конца.
Стихи 1-5
Мы имеем здесь пророчество об отступлении последнего времени, о чем Павел уже говорил как о явлении, известном среди христиан и ожидаемом ими, в 2 Фес. 2.
I. В конце предыдущей главы было дано изложение тайны благочестия, поэтому в начале этой главы вполне уместно излагается тайна беззакония: Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры... Апостол подразумевает под этим предсказания Духа либо в Ветхом Завете, либо в Новом, либо в том и другом вместе. Пророчество относительно антихриста, так же как и пророчество о Христе, исходит от Духа Святого. В обоих Заветах Дух Святой ясно говорит об общем отступлении от веры во Христа и чистого поклонения Богу. Это будет иметь место в последние времена эпохи христианства, ибо они называются последними днями; в последующие века церкви, ибо тайна беззакония уже начала действовать. Отступят некоторые от веры, или будет отступление от веры. Некоторые, но не все, ибо в самые плохие времена Бог будет иметь Свой верный остаток по избранию благодати. Они отступят от веры, однажды преданной святым (Иуд. 3), то есть от здравого евангельского учения, некогда переданного им. Внимая духам обольстителям, то есть людям, претендующим на водительство Духа Святого, тогда как, в действительности, они не были Им водимы. 1 Иоан. 4:1: Возлюбленные! не всякому духу верьте, то есть не всякому претендующему на вдохновение от Духа Святого. Заметьте здесь следующее:
1. Одним из величайших примеров отступления (обращения к бесовским учениям, или учениям о бесах) является поклонение святым и ангелам как промежуточным божествам, посредникам между бессмертным Богом и смертным человеком; язычники называли их бесами и поклонялись им как таковым. Теперь к этому пришла римско-католическая церковь; одним из ее первых шагов к великому отступлению было сохранение мощей святых мучеников, воздаяние им божеских почестей, воздвижение в их честь алтарей и сожжение курений, посвящение им изображений и храмов, вознесение молитв и славословий умершим святым. Это не что иное, как поклонение бесам, оживление язычества, образа первого зверя.
2. Орудия, содействующие распространению этого отступления и обольщения.
(1) Обольщение будет осуществляться через лицемерие лжесловесников (говорящих ложь), через агентов сатаны, обольщающих с помощью лжи, вымыслов и претензий на чудеса, ст. 2. Через лицемерие исповедующих веру во Христа и в то же самое время противостоящих Его помазанным служителям и всем Его установлениям. Это относится также к лицемерию тех, кто сожжен в совести своей, то есть полностью отвергших самые элементарные принципы добродетели и нравственной честности. Если бы совесть людей не была сожженной, то они не пользовались бы властью освобождать от присяги ради блага католичества, не могли бы потерять остатки человечности и сострадания и под видом защиты интересов церкви предаваться самой варварской жестокости в борьбе против еретиков.
(2) Другая характерная особенность этих людей – они запрещают вступать в брак, в частности священнослужителям, очень неодобрительно отзываются о браке, хотя он является установлением Божиим. Они также велят воздерживаться от пищи, сводя религию к воздержанию от нее в определенные дни и периоды, с целью господства над совестью людей.
3. В целом, следует заметить:
(1) Отступление последнего времени не должно удивлять нас, потому что оно ясно было предсказано Духом.
(2) Дух есть Бог, иначе Он не мог бы так ясно предвидеть столь отдаленные события, которые для нас являются случайными и непредвиденными, зависящими от нравов, настроений и похотей людей.
(3) Разница между предсказаниями Духа и языческими предвещаниями очень велика: Дух говорит ясно, а предсказания языческих оракулов всегда туманны и неопределенны.
(4) Утешительно знать о том, что не все, а только некоторые будут увлечены этим общим отступлением.
(5) Это обычное явление, когда обманщики и обольстители притязают на водительство Духа, исходя из предположения (в котором все убеждены), что вероятнее всего можно получить признание того, что претендует на происхождение от Духа.
(6) Люди должны ожесточиться, и совесть их должна стать сожженной, прежде чем они смогут отступить от веры и других привлекать на свою сторону.
(7) Когда люди повелевают то, что Бог запрещает, в частности поклонение святым и ангелам и запрещают то, что Бог разрешает и повелевает, например употребление пищи и вступление в брак, то этим самым они обнаруживают свое отступление от веры.
II. Упомянув о лицемерных постах отступников от веры, апостол пользуется случаем, чтобы изложить учение о христианской свободе, дарованной нам Евангелием, - о свободе пользоваться творением Божиим: различия между чистой и нечистой пищей (какие виды животных можно есть и какие нельзя), соблюдавшиеся под законом, теперь уничтожены, мы ничего не должны считать скверным или нечистым, Деян. 10:15. Заметьте:
1. Мы должны смотреть на свою пищу как на творение Божие, мы получили ее от Него и поэтому должны пользоваться ею ради Него.
2. Бог предназначал Свои творения особенно для верных и познавших истину, для христиан, имеющих право на них на основании завета, тогда как остальные обладают только обычным правом.
3. То, что Бог сотворил, должно приниматься с благодарением. Мы не должны отвергать дары Божией щедрости и не должны быть щепетильными, делая различия там, где Бог не делает их, но с благодарностью принимать все, признавая власть Бога как Творца их и щедрость Его как их Подателя: Всякое творение Божие хорошо и ничто не предосудительно... ст. 4. Это означает полную свободу от всех различий, установленных в Ветхом завете обрядовым законом, в частности относительно свиного мяса, которое было запрещено есть иудеям, но нам, христианам, разрешено, на основании правила: Ибо все творение Божие хорошо, и далее. Заметьте: творения Божий тогда хороши и вдвойне сладостны для нас, когда они принимаются с благодарением. Потому что освящается словом Божиим и молитвою, ст. 5. Желательно, чтобы все земные блага принимались нами освященными. Они освящаются:
(1) Словом Божиим. Не только его разрешением вкушать всякую пищу без различия, но и обетованием напитать нас пищей, подходящей для нас. Это делает наше употребление земных благ освященным.
(2) Молитвой, благословляющей нашу пищу. Мы должны обращаться к слову Божьему и молитве во всех наших поступках и делах, и тогда все все у нас будет по вере. Заметьте:
[1] Всякое творение Божие, ибо Он создал все. Ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор. Знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною, Пс. 49:10, 11.
[2] Всякое творение Божие хорошо. Когда Бог обозрел все сотворенное Им, то увидел, что все весьма хорошо, Быт. 1:31.
[3] При Божием благословении всякое творение становится полезным для нас; человек живет не хлебом единым, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мат. 4:4); поэтому ничто не следует отвергать.
[4] Мы должны просить Его благословения в молитве и таким образом освящать молитвой принимаемые нами творения.
Стихи 6-16
Апостол хочет, чтобы Тимофей внушал христианам такие понятия, которые могли бы уберечь их от обольщения иудействующими учителями. Заметьте: верными служителями Иисуса Христа являются те, что усердны в своей работе, не только стремятся ввести новые понятия но и приводить на память братьям то, что они уже приняли и слышали. Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете и утверждены в настоящей истине, 2Пет. 1:12. И еще: ...напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл, 2 Пет. 3:1. И апостол Иуда говорит: Я хочу напомнить вам... Иуд. 5. Как видите, апостолы считали главной частью своего служения напоминать своим слушателям, ибо мы склонны забывать и медлительны в том, чтобы усваивать и запоминать относящееся к божественным вопросам. Питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал. Заметьте:
1. Даже служители нуждаются в том, чтобы возрастать в познании Христа и Его учения: они должны питаться словами веры.
2. Самый лучший для служителя способ возрастать в познании и вере - это напоминать братьям учение; уча других, мы учимся сами.
3. Те, кого учители учат, являются братьями для них, и они должны обращаться с ними как с братьями, ибо служители не должны господствовать над наследием Божиим.
I. Здесь Павел призывает всех, как Тимофея, так и всех остальных, к благочестию: Негодных же и бабьих басней отвращайся... ст. 7, 8. С иудейскими преданиями, каковыми заполнены головы некоторых людей, не следует иметь никакого дела. Но упражняй себя в благочестии, то есть в практической религии. Кто хочет быть благочестивым, тот должен упражнять себя в благочестии, оно требует постоянного упражнения. Довод берется из той пользы, которую приносит благочестие: Ибо телесное упражнение мало полезно, или на малое время. Воздержание от пищи или брака и тому подобное хотя и считаются актами самоотречения и умерщвления плоти, однако сами по себе мало полезны. Какая польза от умерщвления тела, если мы не умерщвляем грех? Заметьте:
1. Через благочестие достигается очень много; оно приносит пользу для всей нашей жизни, ибо имеет обетование жизни настоящей и будущей.
2. Польза от благочестия заключается в данных ему обетованиях, которые касаются и настоящей жизни, но особенно будущей. В Ветхом завете обетования касались, в основном, временных благ, а в Новом - духовных и вечных благословений. Если благочестивые люди и мало имеют благ в этой жизни, то недостаток их будет компенсирован благами будущей жизни.
3. В дни апостола бытовали негодные и бабьи басни, и Тимофей, хотя он и был человеком превосходным, нуждался, тем не менее, в совете: Отвращайся...
4. Недостаточно только отвергать негодные и бабьи басни, но необходимо упражняться в благочестии. Мы должны не только отвергнуть зло, но и научиться делать добро (Ис. 1:16, 17), должны сделать своей постоянной практикой упражнение в благочестии.
5. Истинно благочестивые ничего не потеряют в конечном счете, что бы ни случилось с теми, кто предается телесным упражнениям, ибо благочестие имеет обетование жизни настоящей и будущей.
II. Ободрение, помогающее нам следовать путем благочестия и упражняться в нем, несмотря на все трудности и разочарования, встречающиеся на этом пути. Апостол сказал (ст. 8), что оно на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей. Но вот вопрос: Восполнит ли польза от него наши утраты? Если нет, то какая же это польза? Однако мы можем быть уверены в пользе благочестия. Павел произносит еще одно верное слово, достойное всякого принятия, - что все наши усилия и потери в служении Христу и труде на ниве Его будут щедро вознаграждены, так что если мы и теряем что-то ради Христа, однако ничего не потеряем из-за Него. Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живого, ст. 10. Заметьте:
1. Благочестивые люди должны трудиться и терпеть поношения; они должны делать добро и в то же время быть готовы терпеть зло. В этом мире нас ожидают труд и скорбь не только как общий удел всех людей, но и как особый удел святых.
2. Те, кто трудится и терпит поношения, служа Богу и трудясь на ниве Его, могут уповать на Бога живого, что не останутся в убытке. Пусть это ободряет их. Мы уповаем на Бога живого. Бог, Который обещает вознаградить нас, есть живой Бог, Он Сам имеет в Себе жизнь вечную и является источником жизни для всех служащих Ему. Сознание этого должно ободрять нас в нашем служении Богу и в страданиях за Него, особенно сознание того, что Он есть Спаситель всех человеков.
(1) В Своем провидении Он защищает человека и продлевает жизнь детей человеческих.
(2) Его благоволение к человечеству в вопросе вечного спасения простирается так далеко, что Он не хочет, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Он не желает смерти грешника. Он есть Спаситель всех людей, ни одного из них Он не обрекает на такое безнадежное положение, как падших ангелов. Итак, если Он Спаситель всех человеков, то из этого можно сделать заключение, что тем более Он вознаградит тех, кто ищет Его и служит Ему. Если Он так благоволит ко всему Своему творению, то тем более позаботится о благополучии тех, кто является новой тварью, кто родился свыше. Он есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных. Спасение, приготовленное Богом для всех верующих, вполне достаточно, для того чтобы вознаградить их за все труды и страдания. Здесь мы видим, что:
[1] Жизнь христианина полна труда и страданий: Мы... трудимся и поношения терпим...
[2] Самое лучшее, на что мы можем рассчитывать в этой жизни, - это терпеть поношения за наши добрые дела, дела веры и труд любви.
[3] Истинные христиане уповают на живого Бога, ибо проклят человек, надеющийся на человека или на что-либо другое, кроме живого Бога, а уповающие на Него никогда не постыдятся. Надейся на Него во всякое время.
[4] Бог есть Спаситель всех людей, так как Он всем дает возможность для спасения. Но особенно Он является Спасителем истинных верующих; следовательно, существует общее и особое спасение.
III. Апостол заканчивает главу наставлениями лично Тимофею.
1. Проповедывать сие и учить, то есть то, чему его сейчас учит Павел. «Повелевай им упражняться в благочестии, учи их тому, что благочестие полезно и что, служа Богу, они служат Тому, Кто поддерживает и защищает их».
2. Вести себя серьезно и благоразумно, чтобы приобрести уважение, несмотря на свою молодость: «Никто да не пренебрегает юностью твоею, то есть никому не давай повода пренебрегать твоею юностью». Никто не будет пренебрегать юностью человека, если он не делает себя достойным пренебрежения своим юношеским легкомыслием и безрассудством. Это может произойти и со старым человеком, и если им пренебрегают, то он должен благодарить за это самого себя.
3. Подкреплять учение добрым примером: ...будь образцом для верных... Заметьте: те, что учат других словом, должны учить и своей жизнью, иначе они будут одной рукой строить, а другой - разрушать построенное. Они должны быть образцом как в слове, так и в житии. Их слово должно быть назидательным, и тогда оно будет образцом для других. Их поведение должно быть строгим, и тоже будет образцом. Они должны быть образцом в любви, в любви к Богу и ко всем добрым людям; образцом в духе, то есть в духовной настроенности, в духовном поклонении; образцом в вере, то есть в исповедании христианской веры, и в чистоте, или целомудрии.
4. Павел обязывает Тимофея усердно учиться: Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением, ст. 13. Несмотря на то что Тимофей был наделен экстраординарными дарами, он должен был пользоваться и ординарными средствами. Возможно, здесь подразумевается общественное чтение Священного Писания: он должен читать и наставлять, то есть читать и объяснять прочитанное, доводить его до понимания слушателей. Он должен объяснять его как путем наставления, так и путем преподавания; он должен учить их, что они должны делать и во что верить. Заметьте:
(1) Служители должны учить тому и повелевать то, чему сами были научены и что им было повелено исполнять. Они должны учить людей соблюдать все, что повелел Христос, Мат. 28:20.
(2) Самый лучший способ, каким служитель может избежать пренебрежения к себе, - это учить тому и осуществлять в своей жизни то, чему он сам научен. Если служители не учат, чему должно учить, или поступают совершенно противоположно преподаваемому ими учению, вместо того чтобы быть образцом для верных, то они оказываются в пренебрежении, что и не удивительно, ибо служитель должен быть примером для своей паствы.
(3) Служители, самым наилучшим образом одаренные для своего служения, должны, тем не менее, заботиться о своем обучении, о совершенствовании в познаниях, а также о своем труде; они должны заниматься чтением, наставлением и учением.
5. Он призывает его остерегаться нерадения: Не неради о пребывающем в тебе даровании... ст. 14. Дары Божий увядают, если о них нерадеют. Это предупреждение можно отнести либо к служению, на какое был поставлен Тимофей, либо к тем дарам, какими он был наделен для этого служения. Назначение на служение совершалось естественным путем, а наделение дарами -сверхъестественным. Вероятно, здесь имеется в виду первое, то есть служение, ибо сказано, что оно было дано Тимофею через возложение рук. Обратим внимание на то, каков библейский способ назначения на служение: оно осуществлялось путем возложения рук, причем возложения рук священства (англ. пресвитеров. -Прим. переводчика). Заметьте: Тимофей был поставлен на служение через служителей. Сверхъестественный дар был ниспослан ему, как мы читаем в другом месте, через возложение рук апостола Павла, а на служение он был поставлен через возложение рук пресвитеров. Мы можем отметить здесь:
(1) Служение - это дар, дар Христа; когда Он восшел на высоту, то получил дары для человеков и поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, Еф. 4:8, 11; и эти дары были чрезвычайно полезны для Его церкви.
(2) Служитель не должен пренебрегать даром, данным ему, будь то дар, подразумеваемый в данном случае, то есть призвание к служению, или одаренность для совершения служения; он не должен пренебрегать ни тем, ни другим.
(3) Хотя в случае Тимофея имело место пророчество (дарование было дано ему по пророчеству), тем не менее оно сопровождалось возложением рук пресвитеров; именно таким путем он был поставлен на служение, и я полагаю, что рукоположение пресвитерами было достаточно правомочным в данном случае, так как апостол Павел не имел, по-видимому, никакого отношения к рукоположению Тимофея на служение. Это верно, что сверхъестественные дары были ниспосланы Тимофею через возложение рук Павла (2 Тим. 1:6), но что касается назначения его на служение, то даже если Павел и принимал в этом участие, пресвитеры при этом не были исключены, ибо они особо упоминаются. Из этого можно заключить, что пресвитеры имеют полное право рукополагать служителей.
6. Приняв вверенное ему служение, Тимофей должен всецело посвятить себя ему, пребывать в нем: «Всецело отдайся ему, дабы успех твой для всех был очевиден». Он был достаточно мудрым, знающим человеком, однако нуждался в том, чтобы более преуспевать, чтобы всем было очевидно его совершенствование в познании. Заметьте:
(1) Служители должны много размышлять (заботиться, в русском тексте: о сем заботься). Они должны заранее думать о том, что и как им говорить. Они должны размышлять об огромной ответственности, возложенной на них, о достоинстве и ценности бессмертных душ и о том, что они должны будут дать отчет за них.
(2) Служители должны предать себя этому, размышлять об этом как о главной задаче и главном деле своей жизни: ...всем пребывай (англ. - предай себя всецело этому. - Прим. переводчика).
(3) И тогда их успех будет очевиден во всем и для всех; таков путь к преуспеванию в познании и благодати и в полезности для других.
7. Павел настоятельно советует ему быть предельно бдительным: «Вникай в себя и в учение, наблюдай за тем, что ты проповедуешь, занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя». Заметьте:
(1) Служители заняты спасением душ, и это доброе дело.
(2) Служитель в первую очередь должен заботиться о своем спасении: «Спасай прежде всего себя, тогда ты сможешь быть орудием спасения слушающих тебя».
(3) В своей проповеди служитель должен ставить своей целью, после спасения своей собственной души, спасение слушающих его.
(4) Самый лучший способ достижения той и другой цели - вникать в себя, наблюдать за собою.
Этот материал еще не обсуждался.