Мэтью Генри
Толкование книг Ветхого Завета. Числа
ГЛАВА 14
Эта глава описывает фатальную ссору между Богом и Израилем, в результате которой за ропот и неверие Бог поклялся во гневе, что они не войдут в покой. Здесь рассказывается
(I) о непокорстве и восстании Израиля против Бога, вызванном докладом нечестивых разведчиков (ст.1-4).
(II) О безрезультатных попытках Моисея и Аарона, Халева и Иисуса Навина усмирить бунт (ст.5-10).
(III) Оскорбленный Бог справедливо угрожает им полным истреблением (ст.11,12).
(IV) Смиренное ходатайство Моисея о них (ст.13-19).
(V) Смягчение приговора в ответ на молитву Моисея; не все израильтяне будут истреблены, но указ издан, подтвержден клятвой, объявлен народу, вновь и вновь повторен для него и гласит, что все это сообщество погибнет в пустыне и ни один из них, кроме Халева и Иисуса Навина, не войдет в Ханаан (ст.20-35).
(VI) Немедленная смерть нечестивых разведчиков (ст.36-39).
(VII) Упрек тем, кто пытался пойти вперед, несмотря на постановление (ст.40-45). Это написано для нашего назидания, чтобы мы по тому же примеру не впали в непокорность.
Стихи 1-4
В этих стихах мы читаем, какое зло причинили неверные разведчики своим лживым докладом. Мы можем предположить, что эти двенадцать человек, внесенных в список для ознакомления с Ханааном, и ранее обсуждали между собой содержание доклада, который нужно было предоставить народу, а Халев и Иисус Навин, скорее всего, делали все возможное, чтобы склонить остальных к своей точке зрения; и если бы они согласились, чтобы Халев, согласно занимаемому положению, выступал от их имени, как глава группы, то все хорошо закончилось бы. Но похоже, что неверные разведчики самовольно решили поднять бунт лишь для того, чтобы противостать Моисею и Аарону, хотя и не могли надеяться на продвижение благодаря этому поступку, разве только стать начальниками и предводителями во время возвращения в Египет, о котором они в то время подумывали. Но что из этого вышло? В этих стихах мы читаем, что те, кого они учили приспосабливаться, пришли в негодование, и, как написано в конце этой главы, были истреблены. Обратите внимание:
I. Как народ раздражал себя: народ поднял вопль и плакал (ст.1); поверив больше докладу разведчиков, а не слову Бога, считая свою ситуацию отчаянной, они отпустили поводья своих страстей и не могли владеть собой. Как глупые упрямые дети они рыдали, не зная о чем. Можно было понять, если бы они плакали, когда враг поражал их стоянки или когда они видели сынов Енаковых у ворот своего лагеря; но те, кто плачет без повода, заслуживают того, чтобы у них появился повод для плача. Словно все это уже свершилось, они сидели и плакали во всю ту ночь. Отметьте: неверие или недоверие Богу – это грех, который несет в себе наказание. Кто не доверяет Богу, тот постоянно доставляет себе беспокойство. Мирских скорбящих людей намного больше, чем скорбящих в Боге, так как печаль мирская производит смерть.
II. Как они бросили вызов своим правителям: они роптали на Моисея и Аарона, и в их лице порицали Господа (ст.2,3). Собрание старейшин начало высказывать недовольство (ст.1), но очень скоро зараза распространилась на весь стан, ибо роптали все сыны Израилевы. Подозрительность и недовольство распространяются со сверхъестественной быстротой среди бездумной толпы, которая очень легко учится отвергать начальства и злословить высокие власти.
1. Они оглядывались назад с беспочвенным недовольством и желали оказаться умершими вместе с первенцами в Египте или умереть в пустыне вместе с теми, кто недавно умер от наказания за необузданные желания. Обратите внимание на поразительное сумасшествие необузданных страстей, которые побуждают человека легкомысленно относиться к тому, что сама природа считает самым дорогим, – к жизни. Не было еще таких приятных месяцев с момента их выхода из Египта, какие они провели здесь, где были облачены славой, где им сопутствовало благоволение и постоянные сюрпризы развлекали их. Тем не менее они хотели умереть в Египте, словно все это не делало их жизнь здесь приятной. Такое невысокое мнение они имели о страшных судах Божьих, свершившихся над их соседями за их грех, раз желали больше разделить с ними их наказание, чем пойти на риск и войти в Ханаан. Они предпочитали умереть от Божьей справедливости, как преступники, а не жить победителями в Его благоволении. Некоторые читают это место так: «О, если бы мы умерли в земле Египетской или умерли в пустыне сей! О, если бы мы могли умереть!» Они желали умереть из страха перед смертью и не имели благоразумия в той мере, как у несчастных прокаженных, которые, вместо того чтобы умереть на том месте, где они были, рискнули пойти в стан врага: «…если умертвят, умрем» (4Цар.7:4). Как низменны были духи этих вырождающихся израильтян, которые, вместо того чтобы умереть как воины в славе (если ситуация ухудшится), с мечом в руках, желали умереть, как разлагающиеся овцы в пустыне.
2. Они смотрели вперед с необоснованным отчаянием, считая доказанным (ст.3), что если войдут в Ханаан, то погибнут от меча, и оправдывали причину своего страха великой заботой о женах и детях, которые, по их заключению, станут добычей хананеев. В этих стихах звучит самая нечестивая хула, порочащая самого Бога, словно Он привел их сюда с определенной целью, чтобы они погибли от меча, а их бедные и невинные жены и дети стали добычей врага. Тем самым они фактически обвиняли Бога, олицетворяющего любовь, в наихудшем злобном умысле, вечную Истину – в самом низком лицемерии, предполагая, что все сказанные Им добрые слова и совершенные для них дела преследовали лишь одну цель – заманить их в ловушку и скрыть тайное намерение погубить их. Какая наглая дерзость! Но разве не будет выступать против небес тот язык, который зажжен от адского пламени? Дьявол поддерживает свои интересы в сердцах людей, внушая им плохие мысли о Боге, словно Господь желает смерти грешников и радуется, видя страдания и трудности своих служителей, хотя на самом деле знает, что Его намерения о нас (несмотря на то, знаем мы их или нет) - намерения во благо, а не на зло (Иер.29:11).
III. Как они, в конце концов, пришли к отчаянному решению вернуться в Египет, вместо того, чтобы идти в Ханаан. Вначале это побуждение было высказано в форме вопроса (ст.3): «Не лучше ли нам возвратиться в Египет?» Но беспокойство людей достигло такой высокой отметки, а их духи настолько расположены одобрить любое неверное предложение, что вскоре это решение было принято без обсуждения (ст.4): «Поставим себе начальника и возвратимся в Египет». Намного позднее они оплакивали (Неем.9:17), что поставили над собою вождя, чтобы возвратиться в рабство свое, так как знали, что Моисей не будет вождем в этом отступлении. Величайшим безрассудством в мире было желать оказаться в Египте или думать, что там им будет лучше, чем здесь. Если они не осмелились идти в Ханаан, то лучше было бы им оставаться на том же месте, чем возвращаться в Египет. Чего же им не хватало? На что они жаловались? У них был достаток, мир, покой, справедливый государственный уклад, хорошее сообщество, они имели знаки Божьего присутствия, которых было достаточно, чтобы сделать их жизнь в пустыне легкой, если бы они имели удовлетворенные сердца. Но куда же они собирались идти, чтобы улучшить свою жизнь? В Египет! Неужели они так быстро забыли жестокие рабские узы, в которых там находились? Неужели опять хотели оказаться под жестокой властью своих надсмотрщиков, тяжко работать, делая кирпичи? И неужели они надеялись, что теперь с ними там будут обращаться лучше, чем ранее, после всех казней, от которых пострадал Египет из-за них? Как быстро (не прошло и полтора года) они забыли все тяготы своего рабства и все песни своего избавления! Подобно грубым животным, они думали лишь о настоящем, а их память вместе с другими силами разума стала жертвой их страстей (см. Пс.105:7). Писание угрожает (Втор.28:68), что в качестве наказания и в дополнение к их бедам они будут вынуждены вернуться в Египет вновь, но они даже желают этого. Грешники – враги сами себе, и кто не живет по воле Божьей, тот причиняет себе зло и способствует собственной гибели.
2. Самое смешное и безрассудное – говорить о возвращении через пустыню. Неужели они надеялись, что облако Бога будет вести их, а Его манна – сопровождать их? Если же нет, то тогда тысячам израильтян предстояло неизбежно потеряться и погибнуть в пустыне. Если предположить, что трудности, связанные с завоеванием Ханаана, были такими большими, как они себе представляли, то трудности, связанные с возвращением в Египет, были намного большими. В данной ситуации давайте обратим внимание
(1) на безрассудство недовольства и нетерпимости, когда мы испытываем трудности во внешних обстоятельствах. Мы обеспокоены нынешним положением, жалуемся на свое место и жребий и желаем перемен. Но есть ли такое место или такие условия в мире, которые не имели бы в себе беспокойство, если мы расположены к нему? Способ улучшить свое положение – улучшить расположение своего духа, и вместо того, чтобы спрашивать: «Не лучше ли возвратиться в Египет?», спросить: «Не лучше ли быть довольными и извлечь наилучшее из того, что мы имеем?»
(2) На безрассудство отступничества от путей Божьих. Небеса – это Ханаан, к которому мы стремимся, земля, в которой молоко и мед; кто представляет о ней плохой доклад, не может отрицать того, что эта земля безусловно хороша, но только трудно добраться до нее. На строгость и решительное благочестие смотрят, как на недостижимые цели, и это останавливает от продвижения вперед многих, кто хорошо начал; лучше, вместо того чтобы переносить предполагаемые трудности религиозной жизни, они вспоминали несомненные фатальные последствия греховной жизни; так они записали безрассудство Израиля, который, находясь на расстоянии одного шага от Ханаана, захотел поставить себе начальника и вернуться в Египет.
Стихи 5-10
Эти стихи описывают вмешательство друзей Израиля, которые хотели спасти Израиль от гибели, но все напрасно. Врачеватели их состояния хотели исцелить их, но они не желали исцеления; караульный предупредил их, но они не прислушались к предостережению, и поэтому их кровь да будет на их же голове.
I. Наилучшие усилия были приложены, чтобы усмирить бунт, и если бы в то время они, наконец, поняли, что содействует их миру, то тем самым предотвратили бы все дальнейшие бедствия.
1. Моисей и Аарон со своей стороны сделали все необходимое (ст.5). Хотя народ роптал против них (ст.2), тем не менее они смело не обращали внимания на нанесенное им оскорбление и доказали, что являются верными друзьями тех, кто был их жестокими врагами. Толпа издавала такие крики и шум, что Моисея и Аарона не было слышно; если бы они повелели своим слугам заставить людей молчать, то разъяренная толпа, скорее всего, стала бы еще более шумной. Поэтому, чтобы завладеть вниманием всего собрания, они пали на свои лица, тем самым выражая
(1) свои смиренные молитвы Богу, чтобы Он усмирил это бушующее море, шум его волн и бунт народа.
(2) Великую тревогу и беспокойство их духа. Они пали как люди, изумленные или пораженные ударом грома: удивленные народом, отказывающимся от своих благ, видя недостойное поведение тех, кто был так хорошо наставлен. И
(3) свое огромное желание, чтобы народ прекратил роптать. Они надеялись воздействовать на них своим смиренным расположением и убедить их не упорствовать в своем непокорстве. Моисей и Аарон умоляли их, словно через них сам Бог заклинал их примириться с Собой. Моисей описывает, что они сказали народу, пересказывая эту историю в Книге Второзаконие 1:29,30: «…не бойтесь их; Господь, Бог ваш… будет сражаться за вас». Отметьте: кто является ревностным другом драгоценных душ, тот унизится до любого положения ради их спасения. Моисей и Аарон, несмотря на почетное положение, падают ниц перед народом, умоляя израильтян не губить себя.
2. Халев и Иисус Навин со своей стороны сделали все необходимое: они разодрали одежды свои в святом негодовании, видя грех народа и испытывая святой страх перед гневом Бога, так как уже видели, как он обрушился на них. Этих благочестивых людей очень беспокоило то, что зачинщиками этого бунта стали разведчики, с которыми вместе исследовали землю, и поэтому они считали себя обязанными сделать все возможное, чтобы усмирить бурю, поднятую ими. Они говорили как власть имеющие, а их увещевание было особо уместно и трогательно (ст.7-9).
(1) Они убеждали израильтян в том, что исследованная ими земля была очень хороша и ради нее стоило рисковать, что эта земля не поядает живущих на ней, как рассказывали нечестивые разведчики. Она очень, очень хороша (ст.7), весьма хороша (англ.пер.), и поэтому у них нет оснований презреть землю желанную. Отметьте: если бы людей основательно убеждали в преимуществах, которые дарует религия, то они не разочаровывались бы в ней и служили.
(2) Они пренебрегали кажущимися трудностями, которые препятствовали завладению этой землей: «…не бойтесь народа земли сей» (ст.9). Какие бы пугающие мысли ни владели вами, не так страшен лев, каким его рисуют. «Он достанется вам на съедение», то есть «они появились на вашем пути не для того, чтобы сражаться с вами, а чтобы вы питались ими; вы будете с легкостью, наслаждением и большим преимуществом господствовать над ними». Писание говорит, что фараон был отдан им в пищу (Пс.73:14) – то же самое будет с хананеями. Они показывают: что бы противоположное им ни говорили – преимущество на стороне Израиля. Ибо,
[1] хотя хананеи жили в укрепленных городах, они были незащищены: защиты у них не стало; общее провидение, которое охраняет права народов, оставило их и больше не будет для них прибежищем и защитой. Другие разведчики обратили внимание на их силу, а эти – на их нечестивость и отсюда сделали вывод, что Бог оставил их, и, следовательно, защиты у них не стало. Ни один народ не может быть в безопасности, если раздражает Бога и побудил Господа покинуть его.
[2] Хотя Израиль жил в палатках, тем не менее был защищен: с нами Господь, а Его имя – крепкая башня; не бойтесь их. Отметьте: пока Бог с нами, мы не должны бояться самых могущественных сил, направленных против нас.
(3) Они четко показывают, что все опасности, которым подвергались израильтяне, были результатом их недовольства, и что они победили бы всех своих врагов, если бы не делали своим врагом Бога. Лишь от этого зависит их ситуация (ст.8): «Если Господь милостив к нам, а так оно и есть, если мы не провоцируем Его, то Он введет нас в землю сию; благодаря Его благоволению и свету Его лица (Пс.43:4) мы обязательно завладеем ею, если только по собственной глупости не откажемся от Его благоволения и милостей». Итог их обращения таков: «Только против Господа не восставайте» (ст.9). Отметьте: грешников может погубить лишь собственное бунтарство. Если Бог оставляет их, то лишь потому, что они отталкивают Его от себя; они умирают потому, что хотят умереть. Никто не изгоняется из небесного Ханаана, кроме тех, кто покидает его. Разве можно было изложить эту ситуацию четче? Разве можно было на них воздействовать убедительнее? Каков же результат?
II. Это ни к чему не привело; люди оставались глухими к справедливым увещеваниям; более того, в результате их обращения они пришли в ярость и стали более неистовыми: «И сказало все общество: побить их камнями!» (ст.10). Начальники Израиля и влиятельные люди (как считает епископ Патрик) повелели простым людям напасть на них и размозжить им головы. Так печально обстоят дела народа, чьи вожди вводят его в заблуждение. Отметьте: очень часто люди, чьи сердца вполне расположены делать злое, испытывают ярость к тем, кто дает им добрый совет. Кто не желает изменяться, тот ненавидит тех, кто хочет их изменить, и считает их своими врагами лишь потому, что они говорят истину. Так с самого начала Израиль стал неверно обращаться с пророками и побивать камнями посланных к ним, и это наполнило чашу их грехов (Мат.23:37). Побить их камнями! Почему, какое зло они совершили? Им нельзя было предъявить никакой вины; истина в том, что два пророка сии мучили тех, кто упорствовал в своем неверии (Отк.11:10). Халев и Иисус Навин сказали: «С нами Господь; не бойтесь…» (ст.9); и если Израиль не разогнал свои страхи с помощью этих ободряющих слов, то сказавшие их знали, как ими можно ободрить себя, чтобы противостоять разъяренной толпе, собиравшейся побить их камнями; так же поступил Давид в подобном случае (1Цар. 30:6). Тот, кому не удается своим советом наставить и утешить других, должен прилагать усилия, чтобы наставить по крайней мере себя. Халев и Иисус Навин знали, что они защищают Бога и Его славу, и поэтому не сомневались, что Бог вступится за них и их безопасность. Они не огорчились, ибо явилась слава Господня к ужасу и смущению тех, кто собирался побить камнями слуг Бога. Когда они дурно отзывались о Боге (ст.3), то слава не явилась, чтобы заставить молчать хулителей; но когда они начали угрожать Халеву и Иисусу, то коснулись зеницы Его ока, и Его слава сразу же явилась. Отметьте: кто остается верным, подвергая себя опасности ради Бога, тот может быть уверен, что будет взят под особую защиту и будет сокрыт от разъяренных людей то ли под небесами, то ли в небесах.
Стихи 11-19
Эти стихи описывают:
I. Справедливый приговор, который Бог вынес Израилю за его ропот и неверие; хотя в дальнейшем он был смягчен, но показал, чего заслужил их грех и чего требовала оскорбленная справедливость, а также последствия этого, если бы Моисей не вмешался. Когда слава Господня явилась в скинии, можно предположить, что Моисей воспринял это как призыв немедленно прийти и остаться там, как и ранее, до постройки скинии, когда он отправился в горы в подобной ситуации (Исх.32:30). Так, пока народ раздумывал, как бы опозорить его, Бог публично облек его славой как человека, исполнившего Его волю. Далее нам рассказывается, что Бог сказал ему там.
1. Он показал, каким великим злом был грех народа (ст.11). То, что происходило между Богом и Моисеем, проходило через Моисея: когда народ был недоволен Богом, то говорил об этом Моисею (ст.2); когда Бог был недоволен народом, то Он также говорил об этом Моисею, открывая Свои тайны рабу Своему, пророку (Ам.3:7). Бог справедливо жалуется Моисею на две вещи:
(1) на их грех. Они раздражали Его, или (как подчеркивает слово) отвергали, порицали и пренебрегали Им, ибо не верили Ему. Это и был тот горький корень, который нес в себе желчь и полынь. Именно неверие сделало этот день днем ропота в пустыне (Евр.3:8). Отметьте: неверие в Бога, в Его силу и обетование в высшей степени раздражает Бога и является корнем многих других провокаций. Неверие – это великий грех (1Иоан.5:10) и корень греха (Евр.3:12).
(2) На их упорство в грехе: доколе будет он поступать так? Отметьте: Бог небес записывает, как долго грешники упорствуют в своих грехах, и чем больше они упорствуют, тем более Он недоволен. Их грех усугублялся
[1] отношением к Богу: это был Его народ, избранный, исповедующий Его народ. Чем ближе человек к Богу по своему имени или исповеданию, тем больше Бога раздражают его грехи, особенно его неверие.
[2] Их знанием о силе и милости Бога. Другой человек подумал бы, что при всех знамениях, которые Бог сделал среди него, народ был обязан довериться Ему и следовать за Ним. Чем больше Бог сделал для нас, тем больше Он недоволен, когда мы не верим Ему.
2. Он показал приговор, который справедливость вынесла им за этого грех (ст.12). «Что Мне остается, как не полностью истребить их? И скоро Я сделаю это. Я поражу его язвою, не оставлю ни одного из них в живых, а полностью сотру их имя и расу, и таким образом лишу их наследства, чтобы они больше не тревожили Меня. О, удовлетворю Я Себя над противниками Моими. Они хотели умереть, и Я дам им умереть; от них не останется ни ветви, ни корня. Такие непокорные дети заслуживают, чтобы их лишили наследства. А если Меня спросят: «Что же будет с заветом между Богом и Авраамом?», то вот ответ: «Я сохранюсь в семье Моисея и произведу от тебя народ многочисленнее и сильнее». Тем самым Бог хотел
(1) испытать Моисея, сохранил ли он до сих пор любовь к Израилю, которую недавно проявил в подобной ситуации, предпочитая интересы Израиля интересам собственной семьи. И оказалось, что Моисеем до сих пор владел тот же гражданский дух и он не мог вынести мысли о том, что его имя возвысится на руинах имени Израиля.
(2) Научить нас, что Бог ничего не потеряет, истребив грешников. Если бы Адам и Ева были уничтожены и лишены наследства, то Он мог бы сделать другого Адама и другую Еву, и в них прославить Свою милость, как и здесь Он мог прославить Свою милость в Моисее, если бы Израиль был уничтожен.
II. Смиренное ходатайство Моисея о них. Грех сделал фатальную брешь в стене их защиты, через которую, несомненно, вошло бы разрушение, если бы Моисей в нужное время не вмешался и не исправил положение. В этом он был прообразом Христа, который ходатайствовал о Своих преследователях и молился об обижающих Его, оставив нам пример следовать этому правилу (Мат.5:44).
1. Одним словом молитву, содержащуюся в его прошении, можно изложить так: «Прости грех народу сему (ст.19), то есть не погуби их, хотя они заслуживают этого». Так же молился Христос о тех, кто распял Его: «Отче, прости им». Прощение греха народа заключается в отвращении наказания всего государства, и именно этого ревностно желал Моисей.
2. Просьб много, и они все настоятельные.
(1) Моисей больше всего настаивает на просьбе, касающейся славы Божьей (ст.13-16). Он начинает с этой просьбы несколько неожиданно, услышав страшные слова «Я истреблю его», и, используя эту возможность, говорит: «Господь, тогда об этом услышат египтяне» (англ.пер.). Божья слава ближе его сердцу, чем личные интересы. Обратите внимание, как он преподносит эту ситуацию Богу. Он ссылается на то,
[1] что глаза египтян и хананеян устремлены на них, и они многого ожидают от них. «Они не могли не слышать о том, что Ты, Господи, находишься среди народа сего» (ст.14). Соседние страны повсюду раззвонили, что этот народ находится под особой защитой небес, как никакой другой народ под солнцем.
[2] Что если они будут истреблены, то на это обратят особое внимание. «Услышат египтяне (ст.13), ибо их соглядатаи находятся среди нас, и они скажут жителям земли сей» (ст.14), ибо между Ханааном и Египтом существовало хорошее сообщение, хотя и не через пустыню. «Если этот народ, создавший так много шума, будет окончательно истреблен, если их великие ожидания не сбудутся, а их свет превратится в копоть, то об этом с радостью будут рассказывать в Гефе и возвещать на улицах Аскалона. И тогда какие выводы сделают из этого язычники? Будет невозможно объяснить им, что это действие Божьей справедливости, которое способствует Божьей славе; человек несмысленный не знает того (Пс.91:7), они решат, что причина этого – недостаточная сила Бога, и таким образом используют эту ситуацию, чтобы опорочить Его (ст.16). Они скажут: «Он убил их в пустыне, потому что не смог привести в Ханаан, Его рука коротка, а Его чудеса иссякли. Поэтому, Господи, да не будет одна Твоя характерная черта прославлена за счет другой; пусть милость восторжествует над судом, и тогда Твоя могущественная сила не будет под сомнением». Отметьте: наилучшими прошениями в молитве являются те, которые содействуют чести Бога, ибо они согласуются с первым прошением в молитве Господа «Отче наш…»: «Да святится имя Твое. Не унижай престола славы Твоей». Сам Бог ссылается на это (Втор.32:27): «Чтобы не сказали, что Я испугался озлобления врагов» (англ.пер.); и мы должны использовать это как аргумент для себя, чтобы каждый наш поступок не давал повода врагам Господа хулить Его (1Тим.6:1).
(2) Он ссылается на тот случай, когда Бог провозгласил Свое имя у горы Хорив (ст. 17,18): «Да возвеличится сила Господня». Здесь сила возвеличивается ради прощающей милости; это Его власть над собственным гневом. Если Бог истребит народ, то Его сила окажется под сомнением; а если Он продолжит начатое и совершит их спасение, несмотря на возникшие трудности – не только силу врагов, но провокации со стороны израильтян, – то это только в высшей степени возвеличит божественную силу. Чего не сможет сделать Тот, кто сделал такой слабый народ завоевателями, и такой недостойный народ – любимцами? Чем больше опасность, что другие будут порицать силу Бога, тем больше мы должны стремиться, чтобы она прославилась. Чтобы усилить это прошение, он ссылается на слово, изреченное Богом: «Господь долготерпелив и многомилостив». Здесь о милости Бога говорится, как о Его славе; Бог прославлен ею (Исх.34:6,7). И теперь Моисей молится, чтобы в данной ситуации Он прославил ее. Отметьте: мы должны черпать ободрение в молитве из слова Божьего, на которое Он повелел нам уповать (Пс. 118:49). «Господи, будь таким и поступай по слову Своему, ибо разве можешь Ты сказать и не исполнить?» Бог торжественно возвестил о трех вещах, на которые здесь ссылается Моисей и использует для усиления своих просьб.
[1] Милость, присутствующая в Божьей природе в общем: Он долготерпелив, медлителен на гнев и милостив; Он не гневается по каждому поводу, а сострадателен и нежен к Своим обидчикам.
[2] Его готовность простить грех: Он прощающий беззакония и преступления, грехи всех видов.
[3] Его нежелание доходить до крайних мер, даже когда Он наказывает. И в этом смысле дальнейшие слова можно прочитать так: «Ни в коем случае не совершающий опустошение, наказывая отцов в детях». Безусловно, Бог сказал во второй заповеди, что будет наказывать, но здесь Он обещает, что не будет полностью истреблять семьи, церкви и народы сразу; поэтому эти слова можно применить к данной ситуации, ибо Моисей не мог просить, чтобы Бог вообще не наказывал грех (так как если бы Он не оставил знаки Своего недовольства, то это в значительной мере ободрило людей к непокорству), а лишь чтобы Он не истреблял народ, как одного человека (ст.15). Он не просит о том, чтобы израильтян не наказывали, а чтобы они не были истреблены. А возвещение имени Божьего противоречило этой Его цели, так как оно имело место, когда Бог простил им грех после того, как они сделали себе золотого тельца. Данный совершенный ими грех был в достаточной мере плохой, но это не было идолопоклонство.
(3) Он ссылается на недавний опыт: как Ты прощал народ сей от Египта доселе (ст.19). Похоже, этот довод должен возыметь противоположное действие. Почему еще раз нужно прощать тех, кого и так много прощали, а они вновь и вновь устраивали бунт и ожесточались; зачем ободрять их в непокорстве милосердием и терпением Бога и частыми прощениями, полученными от Него? Среди людей считалось бы неразумным ссылаться на подобное обстоятельство в просьбах, имевших такую же природу, ибо это может нанести вред просящему; но в других случаях, как и при прощении греха, мысли и пути Бога безгранично выше наших (Ис.55:9). Моисей рассматривает этот факт как хороший повод: «Господи, прости, как Ты прощал». Если Ты простишь сейчас, то это не опозорит Твою справедливость и не уменьшит славу Твоей милости, как и раньше. Поэтому сыны Иакова не уничтожились, так как имели дело с Богом, который не меняется (Мал.3:6).
Стихи 20-35
Эти стихи излагают ответ Бога на молитву Моисея, который свидетельствует о милости и суде. Вначале он дается лично Моисею (ст.20-25), а затем велено публично передать его народу (ст.26-35). Частое повторение одного и того же говорит о решимости не изменять сказанного. Давайте рассмотрим его детальнее.
I. Крайние меры приговора смягчены (ст.20): «Я прощаю их и не истреблю мгновенно». Обратите внимание на силу молитвы и на то, как Богу нравится облачать ее славой. Он хотел простить народ, но Моисею достанется слава, так как прощение будет получено в ответ на его молитву; оно будет даровано по слову твоему; поэтому, как начальник, он имел власть с Богом и убедил Его. Посмотрите, как Бог благоволит и ободряет нас, когда мы ходатайствуем за других, для того, чтобы в молитве нами владел гражданский дух. Благодаря действенной, ревностной молитве одного праведника весь народ был спасен от гибели. Посмотрите, как скор Бог прощать грех и как легко Его уговорить. «Прости», - говорит Моисей (ст.19); «Я прощаю», - отвечает Бог (ст.20). Давид также увидел, насколько стремителен Бог, даруя милость (Пс.31:5). Он не по грехам нашим воздал нам (Пс.102:10).
II. Главное – прославить имя Бога (ст.21). Писание говорит и подтверждает: «Славы Господней полна вся земля». Моисей в своей молитве показал, что его в первую очередь волнует слава Бога. «Позвольте Мне одному, - говорит Бог, - действенно возвеличить ее с помощью этой диспенсации». Весь мир увидит, как Бог ненавидит грех даже в Своем народе и что Он взыщет за это; но мир также увидит, как милостив Он и как медлителен на гнев. Поэтому, когда наш Спаситель помолился: «Отче, прославь имя Твое», Он мгновенно ответил: «И прославил и еще прославлю» (Иоан.12:28). Отметьте: кто искренне ищет славы Божьей, тот может быть уверен в том, что ищет. Бог обратил эту молитву о прославлении Себя в обетование, а мы можем обратить ее в славу в созвучии с ангелами (Ис.6:3): «Вся земля полна славы Его!»
III. Грех, которым народ раздражал Бога, вынуждая Его выступить против него, здесь усугубляется (ст.22,27). Он не становится хуже, чем был на самом деле, но показывается чрезмерно порочным. Это было злое общество; каждый из них был порочен, а все вместе в сообществе – очень порочны.
1. Они искушали Бога: искушали Его силу – может ли Он помочь им в их трудностях; искушали Его милость – хочет ли Он помочь; искушали Его верность – исполнится ли Его обетование. Они искушали Его справедливость: возмутится ли Он их провокацией и накажет ли их. Они фактически бросили Ему вызов, как Бог – идолам (Ис.41:23): чтобы они сделали что-нибудь, доброе ли, худое ли.
2. Они роптали против Него. На этом ставится особое ударение (ст.27). Они не только сомневались в Его возможностях, но и оспаривали все, что Он делал, постоянно выражая недовольство и стараясь найти ошибки. Не похоже, чтобы они роптали на какой-либо из законов или на постановления, которые Бог дал им (хотя они оказались тяжким ярмом), но они роптали на свое руководство и обеспечение необходимым. Отметьте: намного легче заставить себя совершать внешние обряды в религии и соблюдать все формальности поклонения, чем жить, уповая и подчиняясь божественному провидению на протяжении всей жизни.
3. Они поступили так после того, как видели чудеса Божьи в Египте и в пустыне (ст.2). Они не верили собственным глазам, которые свидетельствовали о том, что среди них был Бог истины.
4. Они провоцировали Его десять раз, то есть очень часто: иудейские толкователи подсчитали, что именно десять раз все собрание провоцировало Бога. Вначале – у Красного моря (Исх.14:11); затем – у Мерры (Исх.15:23,24); в пустыне Синайской (Исх.16:2); в Рефидиме (Исх.17:1,2); сделав золотого тельца (Исх.32); затем в Тавере и Киброт-Гаттааве (Числ.11); а это был десятый случай. Отметьте: Бог подсчитывает, как часто мы повторяем свои провокации, и рано или поздно поставит их перед нами.
5. Они не слушали Его голос, хотя Он вновь и вновь напоминал им об этом грехе.
IV. За этот грех им был вынесен приговор.
1. Они не увидят обетованную землю (ст.23) и не войдут в нее (ст.30). Он поклялся во гневе Своем, что они не войдут в покой Его (Пс.94:11). Отметьте: неверие в обетование лишает выгоды, сопутствующей ему. Кто пренебрег прекрасной землей, тот будет изгнан с нее. Обетование Бога исполнится для их потомков, но не для них.
2. Они должны немедленно обратиться и идти в пустыню (ст.25). Их следующий переход будет отступлением. Они должны повернуть обратно, и вместо того, чтобы идти в Ханаан, у границ которого сейчас находились, они вновь должны были вернуться к Красному морю. «А завтра обратитесь, то есть вскоре вы вновь вернетесь в огромную, унылую пустыню, от которой изнемогали. Это время, чтобы вы переместились ради собственной безопасности, ибо амаликитяне лежат в засаде в долине, готовые атаковать вас, если вы пойдете вперед». Именно их израильтяне боялись из-за своего неверия (Числ.13:29), и именно ими сейчас Бог справедливо пугает их. Чего страшится нечестивый, то и постигнет его.
3. Каждый, достигший зрелого возраста, умрет в пустыне: не все сразу, а постепенно. Они желали умереть в пустыне и Бог сказал «Аминь» их страстному желанию; Он сделал их грех их гибелью, уловив их словами уст их так, что языком своим они поразили самих себя; Он поймал их на слове и решил, что их трупы падут в пустыне сей (ст.28,29 и вновь ст.32,35). Посмотрите, с каким презрением Он говорит о них сейчас, когда своим грехом они сделали себя отвратительными; мужественные и отважные мужи превратились в трупы, когда Дух Божий отошел от них. Они стали похожи на мертвых людей. Их отцы так высоко ценили Ханаан, что желали, чтобы их тела перенесли и похоронили там в доказательство их упования на Божье обетование о том, что эта земля будет их владением. А эти израильтяне, пренебрегши хорошей землей и разуверившись в обетовании о ней, не получат чести быть похороненными в ней, а обретут свои могилы в пустыне.
4. Соответственно этому приговору они будут блуждать по пустыне, как заблудшие путники, в течение сорока лет, то есть столько времени, чтобы исполнилось сорок лет от момента их выхода из Египта и вхождения в Ханаан (ст.33,34). Так долго они должны будут блуждать
(1) соответственно количеству дней, на протяжении которых разведчики исследовали землю. Они согласились ожидать сорок дней свидетельства человеческого, так как не поверили слову Бога, и поэтому вполне справедливо должны были ожидать сорок лет, пока исполнится Божье обетование.
(2) Чтобы благодаря этому они пришли к покаянию и обрели милость с Богом в ином мире, что бы ни случилось с ними в этом. Теперь у них появилось время поразмыслить о себе и своих путях; неудобства, связанные с жизнью в пустыне, помогут им смириться, испытать себя и узнать, что в сердце твоем (Втор.8:2). Так долго несли они свои беззакония, ощущая в этом наказании тяжесть гнева Божьего. Их заставили стенать от тяжести собственного греха, приведшего их туда, который был слишком тяжел для них.
(3) Чтобы могли во всей полноте ощутить, как опасно для народа, состоящего в завете с Богом, разрывать этот завет: «вы познаете, что значит быть оставленными Мною – и причины этого разрыва, происшедшего из-за вашего греха (ибо Бог никогда не оставит нас, пока мы первыми не оставим Его), и его последствия, которые приведут к вашей гибели; можно считать вас погибшими, если с вами расторгнут завет».
(4) Чтобы за это время выросло новое поколение, ибо это не происходит немедленно. Дети, выросшие во время, когда Бог четко предоставлял знаки Своего недовольства их отцами, несли наказание за их блудодейство (т.е. наказание за их грехи, особенно за идолопоклонство золотому тельцу, которое сейчас припомнил им Бог) и должны были принять предостережение не ходить непокорными путями своих отцов. А такое долгое блуждание в пустыне сделало бы Ханаан для них более желанным. Похоже, что в связи с этим приговором Моисей написал Псалом 89, очень соответствующий нынешнему состоянию Израиля, в котором он учит их молиться; и если приговор не может быть изменен, то может быть освящен, и они смогут приобрести сердце мудрое.
V. Милость, которая присутствовала в этом суровом приговоре.
1. Милость была проявлена к Халеву и Иисусу Навину: хотя они будут вынуждены блуждать с остатком в пустыне, но только они из всех, кому в то время было больше двадцати лет, выживут во время изгнания и смогут войти в Ханаан. В стихе 24 упоминается лишь Халев, и он облачается особой честью,
(1) когда описывается его характер. В нем был иной дух, отличный от других разведчиков, дух следования, который зарождал в нем иные мысли, и он совершенно повиновался Господу, тщательно исполнял свой долг и был верен ему, хотя остался в одиночестве и подвергся угрозам.
(2) Когда ему было обещано вознаграждение: его введу в землю, в которую он ходил. Отметьте:
[1] каждый из нас должен особо заботиться и прилагать огромные усилия, чтобы полностью повиноваться Господу. Мы должны, повинуясь Божьей воле и служа Его славе, повсюду следовать за Ним без сомнений, честно – без притворства, радостно – без пререканий, постоянно – безотказно; это означает – совершенно повиноваться Ему.
[2] Кто желает совершенно следовать за Богом, тот должен иметь иной дух, отличающийся от духа этого мира и их собственного духа. Он должен иметь дух Халева.
[3] Кто следует за Богом совершенно во времена всеобщего отступничества, того Бог признает Своим и почтит особой охраной во времена всеобщих бедствий. Небесный Ханаан будет вечным наследием тех, кто следует за Богом совершенно. Когда Халев упоминается во второй раз (ст.30), то рядом с ним стоит имя Иисуса Навина, которому сопутствует такое же благоволение и который увенчан теми же почестями, так как был на хорошем счету и участвовал в тех же служениях.
2. Милость к детям этого непокорного народа. Его семя должно было сохраниться, и Ханаан должен был сохраниться для этого семени: «Детей ваших, не достигших двадцати лет, о которых вы в своем неверии говорили, что они достанутся в добычу врагам, Я введу туда» (ст.31). Израильтяне несправедливо обвинили Бога в намерении погубить их детей (ст.3), но Бог даст им знать, что Он проводит различие между виновными и невинными и истребит их, не касаясь их детей. Подобное обетование было дано Аврааму, который, хотя и ошибался, но был удержан от дальнейших ошибок; и хотя Бог наказывал их преступления жезлом, тем не менее милости же Своей не отнимет от них.
Стихи 36-45
Эти стихи описывают:
I. Внезапную смерть десяти нечестивых разведчиков. В то время как народу зачитывался приговор, еще до того, как он был опубликован, они умерли, быв поражены пред Господом (ст.36,37).
1. Тем самым Бог показал Свое особое недовольство теми, кто грешит и вводит Израиля в грех.
(1) Они согрешили сами, оклеветав землю обетованную. Отметьте: особо раздражают Бога те, кто неверно представляет религию, позорит ее и зарождает предубеждения о ней в умах людей или дает повод поступать так тем, кто ищет повода. Кто представляет служение Богу презренным и ничтожным, печальным и обременительным, трудным и невыполнимым, ненужным и бесполезным, тот приносит плохой доклад о хорошей земле и совращает с прямых путей Господних, фактически говоря ложь.
(2) Они ввели Израиля в грех. Они намеренно возмутили против Бога все сие общество. Отметьте: кто является зачинщиком греха, тот должен быть готов испытать на себе особые знаки гнева Бога, который сурово взыщет за кровь душ, пролитую по его вине.
2. Тем самым Бог показал, что Он мог сделать со всем обществом, и дал пример того, как исполнится приговор. Тот, кто внезапно истребил по одному человеку из колена, мог так же внезапно истребить все колена, и Он будет делать это постепенно. Отметьте: поразительная смерть отъявленных грешников является примером окончательной гибели нечестивых людей (2Пет.2:5,6). Так был явлен народу гнев Божий, чтобы грешники услышали и ужаснулись.
II. Особая защита Халева и Иисуса Навина: они остались живы (ст.38). Вполне возможно, что все двенадцать разведчиков стояли вместе, ибо на них были устремлены глаза всего Израиля. Поэтому на этот факт обращается особое внимание, как на явление поразительное, которое не могло не впечатлить все собрание: когда в результате наказания десять нечестивых разведчиков пали мертвыми за распространение злобного беспорядка, эти двое, находившиеся среди них, остались живыми и невредимыми. Тем самым Бог подтвердил их свидетельство и привел в замешательство тех, кто собирался побить их камнями. При этом Бог также заверил их в дальнейшей сохранности в пустыне, когда тысячи падут одесную их (Пс.90:7). Смерть никогда не попадает мимо цели и не забирает по недосмотру тех, кто предуставлен для жизни, даже если они находятся среди тех, кто должен умереть.
III. Объявление приговора всему народу (ст.36). Он рассказал им суть указа, касавшегося их, который не мог быть изменен: они должны были погибнуть в пустыне, а Ханаан будет сохранен для следующего поколения. Мы можем справедливо подумать, что эти слова весьма огорчили весь народ и самого Моисея, который очень хотел оказаться в Ханаане; но он примирился с ними, а люди сильно рыдали и скорбели. Моисей был уверен, что этот приговор прославит Бога, и это успокоило его, в то время как сознание собственной вины и того, что они сами навлекли на себя это наказание, вызвало у людей большое недовольство. Они рыдали без повода (ст.1), а теперь им был дан повод, чтобы плакать; так справедливо ропщущие стали плакальщиками. Если бы они скорбели о грехе, когда их справедливо обличили в нем (ст.9), то вынесение приговора можно было бы предотвратить; но сейчас, когда они оплакивали лишь решение, их скорбь была слишком запоздалой и бесполезной; они не нашли места для покаяния, хотя искали его усердно, со слезами (англ.пер.,Евр.12:17). Такой же плач, подобный этому, сейчас стоит в аду, но слезы не могут загасить его пламя или охладить язык.
IV. Глупые и бесплодные попытки некоторых израильтян войти в Ханаан, несмотря на вынесенный приговор.
1. Теперь они страстно желали войти в Ханаан (ст.40). Они встали рано, построились в боевом порядке, став одним целым, и попросили Моисея вести их вперед, против врага; теперь никто не предлагал выбрать начальника и вернуться в Египет. Они исповедали свою ошибку: «…ибо мы согрешили»; они подтвердили, что изменились: «Вот, мы пойдем на то место». Теперь они желали ту землю, которой пренебрегли, и обрели уверенность в обетовании, которому не верили. Когда Бог выносит суд, Он победит; рано или поздно Он, в конце концов, убедит грешников в том, что их нечестивые дела и жестокие слова причинили зло, и заставит их отказаться от своих слов. Но хотя Бог прославился их отречением, они не получили от этого никакой выгоды, так как было слишком поздно. Указ был издан, издержки – определены; они не искали Господа, когда Его можно было найти, а теперь Его нельзя было найти. О, если бы люди так же настойчиво стремились к небесам, пока день их благодати длится, как они будут стремиться, когда он закончится; если бы они так же усердно обеспечивали себя маслом, пока жених задерживается, как усердно они будут искать его, когда жених придет; как хорошо это было бы для них!
2. Моисей неодобрительно относится к их побуждению и запрещает предпринимать поход, о котором они подумывали: «Не ходите» (ст.41-43).
(1) Он предостерегает их о грехе: «Для чего вы преступаете повеление Господа, который четко повелел двигаться по направлению к Красному морю». Отметьте: то, что было нашей обязанностью, в свое время может обратиться грехом, когда время упущено. Верно, что повеление, на которое ссылается Моисей, по своей природе было наказанием, но кто не повинуется закону, тот обязан подчиниться наказанию, ибо Господь – наш Судья и Законодатель.
(2) Он предупреждает их об опасности: «Это будет безуспешно, и не надейтесь на успех». Отметьте: глупо надеяться на успех в тех делах, которые мы совершаем против Божьей воли. «Хананеи там пред вами, готовые атаковать вас, и не будет с вами Господа, чтобы защитить и сражаться за вас; поэтому смотрите – чтобы не поразили вас враги ваши». Кто оставляет путь долга, тот лишается Божьей защиты и идет в погибель. Опасно идти туда, где нет уверенности, что Бог будет с нами. Более того, Моисей четко предвидит и предсказывает их поражение: «Вы падете от меча амаликитян и хананеян (которые должны были пасть от их меча), потому что вы отступили от Господа, перестали следовать водительству Его заповеди и обетования; поэтому не будет с вами Господа». Отметьте: Бог несомненно оставит тех, кто оставил Его, а те, кого Он оставил, подвергнутся всяким бедствиям.
3. Тем не менее они рискнули отправиться в путь. Никогда еще народ не был так упрям и крайне решителен идти против Бога. Когда Господь велел им идти, они не хотели, а когда запретил – они пошли. Подобные плотские помышления суть вражда против Бога: они дерзнули подняться на вершину горы (ст.44).
(1) Они сопротивлялись приговору божественной справедливости и настойчиво бросали ей вызов.
(2) Они пренебрегли знаками Божьего присутствия и хотели идти вперед, оставив Моисея и ковчег завета в стане. Они разуверились в силе Бога и теперь самонадеянно решили обойтись без нее, своими собственными силами.
4. Этот поход соответственно быстро закончился (ст.45). Враги ожидали их на вершине горы, чтобы исполнить приговор, вынесенный захватчикам, и, получив информацию об их приближении от своих разведчиков, неожиданно напали и поразили их; скорее всего, многие израильтяне были убиты. Начал приводиться в исполнение приговор о том, что их трупы падут в пустыне сей. Отметьте: никогда хорошо не закончится то предприятие, которое началось с греха. Единственный путь обрести мир с друзьями и успех в борьбе с врагами – сделать Бога своим другом и хранить себя в Его любви. Когда евреи, как и их предки, подобным образом отвергли праведность Христа и попытались утвердить собственную праведность, их попытки закончились так же, как эта.
Этот материал еще не обсуждался.