31.03.2012
Скачать в других форматах:

Ричард Пратт

Он дал нам прообразы

Глава 16. От людей к людям

"Надеюсь, я увижу Чака и его семью",- сказал я жене, отправляясь в аэропорт. Вот уже пять лет, как я не виделся с моими друзьями, но мне предстояло провести недельную конференцию в их городе. "Я позвоню им, когда прилечу туда". Я звонил каждый день, но так и не дозвонился. В конце недели я прилетел обратно, так и не встретившись с друзьями. Я был очень близок к поставленной цели, но все же не достиг ее.

В двух предыдущих главах мы рассмотрели способы преодоления эпохальной и культурной дистанции, отделяющей нас от ветхозаветных историй. Но одного широкомасштабного приспособления этих историй к нашему веку и культуре недостаточно для того, чтобы верующие могли правильно толковать их. Мы должны теперь научиться приспосабливать их к потребностям различных групп людей и отдельных личностей.

Личное применение связано с рядом важных вопросов. Мы рассмотрим три из них: препятствия в личном применении, процесс личного применения и уровни личного применения. Что затрудняет наши попытки применять ветхозаветные истории в жизни людей? Какие стратегии помогут нам достичь этой цели? Какие перемены мы хотим произвести в жизни современных верующих?

Препятствия в личном применении

Посещая разные церкви, я часто слышу подобные жалобы: "Наш пастор говорит слишком абстрактно". "Он не знает, что происходит в настоящей жизни". "Он говорит теориями, никогда не касаясь практического применения". "Он не думает о людях; он думает о каких-то идеях".

Я никогда не знаю, как мне воспринимать такую критику, особенно если она направлена против моих учеников или друзей. Иногда люди высказывают эти обвинения просто потому, что не хотят прислушиваться и учиться. Но я должен признать, что зачастую такая оценка верна; многие церковные лидеры смотрят больше на абстрактные идеи, чем на практическую жизнь их прихожан.

Почему же нам так сложно сопоставлять идеи ветхозаветных историй с практическими потребностями? Нам мешают три основных фактора: наша неполноценность, злоупотребление других людей и природа ветхозаветных историй.

Наша неполноценность

Во многих случаях наша неполноценность ставит огромное препятствие личному применению. Церковные лидеры должны многое побеждать и преодолевать в себе, чтобы быть способными различать практические стороны ветхозаветных историй.

С одной стороны, мы пренебрегаем личным применением ветхозаветных историй из-за своего духовного состояния. Все мы периодически проходим через эту трудность. Когда наши сердца холодны к Писанию, нам практически невозможно увидеть в ветхозаветных историях какую-либо ценность для личной жизни. Если мы в бунте против Бога, мы избегаем личного применения, потому что боимся, что нам придется что-то менять в себе. Учители Слова должны особенно стремиться сообразовать свою жизнь с Писанием. Иначе им будет трудно пытаться служить другим.

Несколько лет назад я спросил одного опытного пастора о том, что, по его мнению, является самым трудным в подготовке к проповеди. Я ожидал, что он скажет: "Понимание древнееврейского языка" или "Подведение простого итога в конце проповеди". Но вместо этого он признался: "Труднее всего применять то, о чем проповедуешь, в своей собственной жизни... Я часами размышляю над тем, что во мне должно измениться. И только тогда я начинаю осознавать то, о чем нужно говорить церкви". Этот пастор осознал одну из величайших трудностей, препятствующих эффективному применению, - личное духовное состояние.

Этот урок должен быть усвоен каждым толкователем. Чтобы служить нуждам других, мы должны начать с себя. Каждый раз, когда мы читаем какую-нибудь ветхозаветную историю, мы должны спрашивать себя: "На какие недостатки во мне указывает эта история?" "Как я должен применять ее в своей жизни?" Когда мы найдем ответы на эти вопросы, мы сможем служить другим.

С другой стороны, учители могут иметь желание практического применения, но не знать, как это сделать. За редким исключением, преподаватели теологии не уделяют этому никакого внимания. Студенты узнают только основные экзегетические стратегии и усваивают различные доктрины. Эти темы необходимы для правильного толкования, но на лекциях почти ничего не говорится о ветхозаветных ответах на актуальные для сегодняшних людей вопросы.

Пренебрежение личным применением заставляет многих церковных лидеров рассматривать ветхозаветные истории так, что это совершенно не соответствует потребностям обычных верующих. Мы озабочены текстовыми вариантами и увлекаемся литературными структурами этих историй; изучаем их историческое происхождение; прослеживаем их отпечатки на истории церкви. Все это важные вопросы, но они часто отвлекают нас от служения тем, кто пришел на нашу проповедь.

Итак, что же нужно современным христианам? Хотя у каждого человека могут быть разные потребности, большинство верующих желает одного и того же. Им нужно, чтобы их исправляли, когда они ошибаются, и уверяли их в прощении. Они ищут руководства, когда стоят перед трудным выбором. Они нуждаются в утешении, когда проходят испытания. Они желают укрепления своих отношений. Они ищут исцеления от ошибок прошлого и мужества для задач будущего.

Если мы хотим, чтобы наши проповеди, основанные на ветхозаветных историях, соответствовали потребностям современных людей, мы должны думать, прежде всего, именно о таких вопросах. Вместо того чтобы уделять такое огромное внимание теологическим темам, которые нам преподают в институтах, мы должны больше думать о восполнении нужд людей, которым мы проповедуем. Мы должны спрашивать себя: "Не слишком ли я стараюсь выполнить свой личный план?" "Служит ли моя проповедь, основанная на этой ветхозаветной истории, практическим нуждам слушающих меня людей?"

Злоупотребление других людей

Иногда пасторы и учители пренебрегают проповедью, основанной на той или иной ветхозаветной истории, потому что видят, как другие злоупотребляют этой историей. Многие христиане настолько близко отождествляют себя с тем, о чем читают в Ветхом Завете, что забывают о первоначальном значении этих историй. Из-за этого многие лидеры полностью избегают любого личного применения.

Все мы встречали доброжелательных верующих, которые обращаются с ветхозаветными историями как с откровениями, посланными с неба лично для них. Они находят какую-нибудь историю и интуитивно чувствуют, что через нее Бог говорит к ним. Но, к сожалению, такие "небесные сообщения" часто противоречат основному смыслу, вложенному в историю.

Однажды мне рассказали об одном студенте, который подошел к профессору с выражением огромного восхищения на лице. В течение нескольких месяцев у этого студента были трудности с посещением семинарии. "Вчера Бог сказал мне, что мне делать! - радостно воскликнул он. - Я прочитал 1Царств 14:12: "Взойдите к нам, и мы вам скажем нечто...". Через этот стих Бог сказал мне, чтобы я ходил в семинарию и слушал то, что вы говорите на ваших лекциях".

Учитель был рад, что этот молодой человек все-таки решился посещать занятия, но стих, который он процитировал, не имел никакого отношения к слушанию лекций в семинарии. В этом месте Писания рассказывается о том, как Филистимляне насмехались над Ионафаном и хотели убить его, когда он приблизился к ним в сражении (1Цар.13:23-14:14).

"Я не знал, что ему ответить,- сказал мне профессор, улыбнувшись. - Я даже на какое-то мгновенье почувствовал себя Филистимлянином и убийцей!"

Чтобы предотвратить такие злоупотребления, мы еще раз подчеркиваем основные правила толкования, которые обсуждались в этой книге. Первоначальное значение текста является ключом к правильному применению. Поскольку многие верующие могут неправильно воспринимать Писание, наше применение той или иной истории должно всегда основываться на его основном смысле, и тогда другие увидят важность осторожного толкования.

Но слишком тщательное изучение первоначального значения может легко привести к пренебрежению личным применением. Это случается тогда, когда мы недостаточно обдумываем обе стороны. У нас есть так много минут в дне и так много часов в неделе, чтобы учиться. Если мы только и делаем, что ныряем в глубины основного смысла Писаний, у нас может не быть времени поразмыслить над его применением в своей собственной жизни. Но в то же время, мы не должны сосредотачиваться на одном только применении. Ни одна из этих крайностей не допустима. Мы всегда должны спрашивать себя: "Уравновешено ли мое понимание первоначального значения с современным применением?" "Не уделяю ли я одной стороне больше внимания за счет другой?"

Природа ветхозаветных историй

Нашему личному применению препятствует еще кое-что: природа самих ветхозаветных историй. Насколько мы видим, большинство ветхозаветных книг было написано не для одного человека, а для всего Израильского народа в общем. В них рассматриваются такие общие вопросы, как великие Божьи дела, политика, поклонение и война.

Например, повествования о патриархах в книге Бытия призывают народ Израиля оставить Египет и идти к завоеванию Ханаана. На взгляд Моисея, патриархи были не просто отдельными личностями; каждый из них представлял собой целый народ. Благословения, данные Богом Аврааму, Исааку и Иакову относились ко всем Израильтянам. Жизнь каждого из сынов Иакова представляла собой жизнь всех потомков из их колен.

Также и книги Паралипоменон направляют весь народ, вернувшийся после переселения, к программе восстановления царства. Продолжительные родословные (1Пар.1:1-9:44) охватывают прошлые поколения всех Израильских колен. Летописец постоянно говорит обо "всем Израиле" и обращается ко "всему Божьему народу", а не просто к какой-нибудь отдельной группе.

Ветхозаветные истории касаются многих общих тем, поэтому наше применение часто остается на уровне общих понятий. Пасторы учат свои собрания любить Бога, слушать Господа, хранить веру и быть добрыми к ближним. Это важные вопросы, но слушающие нас прихожане часто не знают, что конкретно нужно делать, чтобы исполнять Божье Слово.

Тем не менее, мы также должны помнить, что некоторые истории Ветхого Завета были обращены к группам людей и даже отдельным личностям в Израиле. Священники, левиты и пророки учили людей исполнять Закон, указывая им на значение тех или иных историй (Лев.10:11; 4Цар.22:11-20; 2Пар.15:3; 17:7-9; Езд.7:27; Неем.8:7-8, 11; Мал.2:7-9). Главы семейств должны были "внушать их детям своим и говорить о них, сидя в доме своем и идя дорогою, и ложась и вставая" (Втор.6:7). Цари должны были иметь у себя копию Закона (Втор.17:18-20). Иосия услышал Закон из книги Второзакония и увидел свою личную ответственность перед ним (4Цар.22:1-23:25). Неемия вспомнил слова из Писания и осознал их значение для своей жизни (Неем.1:5-11). Таким же образом и сегодняшние учители Слова обязаны применять ветхозаветные истории к конкретным нуждам людей. Мы должны усердно стараться показать значение этих книг для жизни каждого отдельного человека. Время от времени мы должны смотреть на себя со стороны и спрашивать: "Не слишком ли я все обобщаю?" "Обращено ли то, о чем я говорю, на конкретные нужды слушающих?"

Толкователи, которые желают быть полезными в своем служении, сталкиваются с множеством трудностей. Наши собственные недостатки, неправильное понимание Писания другими людьми и обширная природа самих ветхозаветных историй - все это ставит на нашем пути высокие барьеры. И если мы желаем достичь цели личного применения, мы должны осознать эти трудности и настроиться на их преодоление (см. рис. 64).

Процесс личного применения

Какие практические шаги мы можем предпринять, чтобы преодолеть трудности в личном применении? Процесс личного применения может следовать во многих направлениях, но так или иначе, нам придется столкнуться со следующими вопросами: первоначальные читатели, извлечение ветхозаветных принципов и современные читатели.

Первоначальные читатели

Чтобы сделать первый шаг к личному применению ветхозаветных историй, нам необходимо осознать разнообразие читателей, для которых эти истории писались в первую очередь. Мы почему-то привыкли думать, что ветхозаветные авторы писали принципы вечной истины для безликой аудитории. В этой книге мы попытались устранить это заблуждение. Писатели Ветхого Завета составляли свои повествования с пасторскими намерениями, предназначая свои послания для самых разных людей. В числе их читателей были мужчины и женщины, старые и молодые, богатые и бедные, праведники и нечестивцы. Ветхозаветные истории были обращены к этим и многим другим классам Израильского общества.

Приступая к чтению Библии, мы скоро замечаем, что одни ветхозаветные истории больше сосредотачиваются на общих идеях, а другие касаются конкретных аспектов Израильского общества. Давайте рассмотрим три уровня внимания, которые присущи ветхозаветным историям: общее, групповое и специфическое.

Общее внимание. Многие истории уделяют общее внимание всему Израилю. При этом не выделяется никакая группа людей, а просто рассматривается весь народ. Посмотрите на историю об испытании Авраама (Быт.22:1-9), когда Бог повелел ему принести в жертву своего сына. Первые читатели могли многое брать для себя из этой истории, но основная тема видна в словах Божьего Ангела. Благодаря послушанию Авраама победа Израиля в Ханаане стала возможной.

Эта тема уверенности в победе относилась ко всему Израильскому обществу. В тексте не выделяются лидеры, священники, пророки или другие особые группы людей. Моисей хотел, чтобы весь народ ощутил уверенность в будущем на основании Божьего обетования Аврааму.

Несмотря на общее внимание, первоначальный смысл этой истории достаточно разнообразен. Каждое из колен должно было занять свое место в расположении святой армии (Чис.2:1-34; 10:11-36): священники должны были показывать уверенность в победе, неся ковчег перед коленами (Чис.10:33-36); начальники должны были выполнять свои обязанности, организовывая и обучая армию; солдаты должны были подготавливать себя к разным ситуациям в сражениях; женщины и дети должны были молиться и поддерживать солдат. Хотя сама история касается общих идей, ее значение для различных групп первых читателей было разнообразным.

Групповое внимание. Некоторые ветхозаветные истории обращены к определенным частям Израильского общества. Например, в 1Пар.29:1-9 повествуется о пожертвованиях на храм, которые собирали в последние годы жизни Давида. Для народа, возвращенного из плена, эта история служила примером посвящения и служения храму. Летописец уже не говорит в общих чертах; его слова обращены не ко всему народу, а к определенным группам людей.

Рассказ начинается со слов Давида о его собственных дарах (1Пар.29:1-5): "Всеми силами я заготовил для дома Бога моего... По любви моей к дому Бога моего, есть у меня сокровище собственное... и его я отдаю для дома Бога моего" (1Пар.29:2-3). Затем Давид обращается к собранию с такими словами: "Не поусердствует ли еще кто жертвовать сегодня для Господа?". И тогда "стали жертвовать начальники семейств и начальники колен Израилевых, и начальники тысяч и сотен, и начальники над имениями царя". В завершении этого повествования летописец добавил: "И радовался народ усердию их, потому что они от всего сердца жертвовали Господу".

Каждая часть этой истории обращена к разным группам людей из аудитории летописца. Принимая во внимание возможные самые ранние даты написания этой книги, личный пример Давида показывал необходимость Зоровавеля и других членов линии Давида поддерживать восстановление храма. Действия Израильских начальников указывали на роль лидеров в возвращенном из плена обществе. Упомянув в своем повествовании разные группы людей, летописец указывал на обязанности и потребности различных слоев Израильского общества.

Специфическое внимание. Но некоторые ветхозаветные истории уделяли особое внимание какой-нибудь одной группе или классу людей. Например, смерть Надава и Авиуда (Лев.10:1-20) упоминается сразу после раздела Левита, в котором подробно рассматриваются обязанности священников при совершении обрядов скинии (Лев.6:8-9:24). Когда Надав и Авиуд принесли "огонь чуждый" пред Господа, Он истребил их. Далее Моисей предостерегает Аарона и его сынов, чтобы они были отделены от народа. Господь также говорит Аарону и его сыновьям о необходимости удерживаться от вина и крепких напитков, так как они должны "отличать священное от несвященного и нечистое от чистого, и научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея" (Лев.10:9-11). Итак, мы видим, что в этой истории основное внимание Моисей обращает на священников Израиля.

Однако и другие люди, которые не были священниками, могли найти для себя в этой истории много полезного. В книге Левит рассматриваются многие вопросы, интересовавшие обычных людей (1:1-6:7; 18:1-20:27; 26:1-27:34). Следовательно, мы можем предположить, что историю о Надаве и Авиуде Моисей написал не только в качестве наставления для священников. Мужчины, женщины и дети Израиля также должны были ощутить святость служения в скинии. Эта история формировала их взгляд на поклонение, их действия в служении Богу, а также их отношение ко всему, что считалось святыней.

Современные читатели могут начать применять к себе ветхозаветные истории не раньше, чем осознают разнообразие аудитории, к которой эти истории были обращены в первую очередь. Понять многогранное первоначальное значение этих историй нам помогут такие вопросы: "Какое значение имела эта история для всего Израильского народа?" "Как должны были реагировать на эту историю различные группы народа, а также отдельные личности?" Ответив на эти вопросы, мы сможем открыть для себя некоторые способы личного применения ветхозаветных историй.

Извлечение принципов

Вторым основным шагом к достижению целей нашего личного применения является извлечение из первоначального смысла историй тех принципов, которые явно применимы в современной жизни. Если мы внимательно подвели итоги первоначального значения, наша оценка будет тесно связана с эпохальными и культурными обстоятельствами времен писателя. Теперь мы достаточно четко видим, как текст должен был применяться в то время. Но чем теснее мы привязываем историю к его первоначальной среде, тем сложнее нам становится применять его в современной жизни. Наше толкование в таком случае ограничено обстановкой, в которой была написана эта история.

Поэтому нам необходимо переформулировать первоначальное значение так, чтобы оно соответствовало нашему веку и культуре. Другими словами, авторские предложения, утверждения и принципы должны рассматриваться с особым вниманием на применении этих принципов к сегодняшним потребностям церкви.

Для достижения этой цели, мы должны изучать первоначальное значение в свете эпохальных и культурных перемен, происшедших между временем написания историй и нашим днем. В этом нам помогут такие вопросы: "Как рассматриваемый нами ветхозаветный принцип преобразился с пришествием Христа?" "Какие перемены в культуре помогают нам приспособить значение этой истории к нашему дню?"

Для примера, давайте снова обратимся к трем историям, которые мы уже упомянули в этой главе. Мы уже увидели, что повествование об испытании Авраама (Быт.22:1-19) было обращено на конкретные нужды Израильского общества во время исхода. Благодаря реакции Бога на послушание Авраама, Моисей ободрял народ и призывал к уверенности в победе, когда они приступали к завоеванию Ханаана.

Чтобы применить этот аспект первоначального значения к нашему времени, нам необходимо переформулировать намерения Моисея. Мы не призваны к захвату Ханаанских городов. Мы не должны вести никакой физической войны. В свете Нового Завета, мы должны сказать, что Церковь должна быть уверена в победе в ее духовной войне, потому что Христос исполнил Божье обетование Аврааму. Христос одержал начальную победу своей смертью и воскресением (Кол.2:13-15); Он ведет победоносное наступление на врага сегодня через Свою Церковь (Еф.6:10-18); и Он закончит войну, когда вернется (Отк.19:11-21). Принимая во внимание такие эпохальные различия, мы можем переместить первоначальное значение в наши дни.

Кроме того, мы также должны оценивать преобразования в культуре. Духовная война церкви различна в зависимости от культуры. В некоторых культурах церковь социально и физически угнетается. На христианские церкви также оказывают давление другие религии. Да и в самой церкви мы вынуждены бороться с тонкими и вкрадчивыми формами ересей. Наша духовная брань принимает много разных форм. Поэтому мы должны переформулировать призыв Моисея в Быт.22:1-19 так, чтобы он придавал нам уверенность в любом духовном сражении.

Второе повествование о Давиде в 1Пар.29:1-9 призывает различные группы народа, вернувшегося из плена, поддерживать храм. Летописец учил своих читателей давать от своего имущества на служение храма, чтобы Божьи благословения пришли на восстановленный народ. Однако такой вывод, сделанный из этой истории, не легко применить к современным читателям. Летописец обращал внимание на конкретные нужды, с которыми сталкивалось Израильское общество. Но мы не живем в Иерусалиме; мы не строим храм.

Чтобы перейти к современному применению, христианские толкователи должны преобразить цель летописца, заменив ветхозаветные принципы принципами нашей эпохи. В этом случае мы можем просто сказать, что данная история учит Божий народ быть посвященным поклонению во Христе, чтобы получать Божьи благословения. Мы отдаем самих себя Ему, потому что Он "обитал с нами" (Ин.1:14) стал жертвоприношением за нас (Рим.3:25-26; Евр.9:14). Он ходатайствует за нас в небесном храме (Евр.9:11-15) и введет нас в присутствие Бога после Своего второго пришествия (Отк.21:3-4). Такая формулировка оживляет идею этой истории для современных людей.

Мы также прокладываем путь к личному применению, когда изучаем особенности современных культур. Как должны христиане из различных культур проявлять свою преданность поклонению? Какие аспекты поклонения являются вопросами культурной свободы, а какие отражают теократические требования? Паралипоменон учит нас поклоняться Христу так, как требуют обстоятельства нашей культуры. Одни обстоятельства требуют денежных пожертвований; другие могут требовать от нас жертвования работой, имуществом и даже жизнью. Если в нашей культуре мы видим всеобщее вероотступничество, то посвящение себя истинному поклонению означает отделение себя от таких церквей. В других случаях мы должны проявлять послушание и поддерживать существующие церковные структуры. Мы должны сами определить, как ситуация в нашей культуре влияет на применение этой истории из книги Паралипоменон.

То же самое касается и истории о Надаве и Авиуде (Лев.10:1-20). Основная цель, с которой был написана эта история, заключается в предостережении священников и народа против нарушения порядка священного служения в скинии. Но чтобы применить это к нашим дням, мы должны вспомнить об исполнении прообразов скинии во Христе. Его смерть и воскресение, Его постоянное ходатайство на небесах и будущие благословения Божьего присутствия в корне изменяют значение этой истории для нас. В этой истории мы видим предостережение от нарушения святости нашего Спасителя. Мы всегда должны хранить преданность заповедям Отца, когда приходим к Нему.

Какими бы разными ни были наши культуры в нынешний век, мы всегда должны смотреть на святость Христа. Мы обязаны противиться всем попыткам этого мира отвратить нас от чистого посвящения, почтения и поклонения Ему.

Современные читатели

Если мы останемся на уровне широкомасштабных эпохальных и культурных изменений, наше применение все еще будет неконкретным и неясным. Мы сможем только частично затрагивать нужды отдельных групп и личностей. Поэтому третьим основным шагом к личному применению является подробное изучение различий среди современных читателей. Современное общество очень разнообразно. И как ветхозаветные писатели учитывали разнообразие потребностей, так и современные толкователи должны учитывать различия среди сегодняшних верующих.

Чтобы охватить разнообразные нужды современных читателей, мы должны следить за тем, чтобы не останавливаться только на какой-нибудь одной группе верующих. Я, например, не знаю, сколько раз я уже слышал проповеди, направленные исключительно на нужды одних только взрослых мужчин. Иногда в кадр попадают женщины, но в основном пасторы очень редко говорят о том, как ветхозаветные истории могут применяться подростками, детьми, больными, физически или умственно отсталыми людьми. Чтобы истории Ветхого Завета были живы для всех прихожан нашей церкви, мы должны учитывать не только какую-нибудь одну категорию верующих. Время от времени, мы должны обращать свои проповеди к разным группам людей.

Какие же группы людей присутствуют в церкви? В большинстве собраний встречаются люди с различным духовным, эмоциональным и физическим состоянием, различного возраста, пола, рода занятий и экономического положения. Это только некоторые отличительные черты верующих, но и они уже свидетельствуют о необходимости разнообразного применения ветхозаветных историй к этим группам людей.

Что говорит повествование об испытании Авраама этим различным группам современных христиан? В общем, оно дает всем верующим уверенность в победе во Христе. Но как эта тема применима к тем, кто не верит во Христа? Она предупреждает их о Божьем суде и побуждает обратиться к Христу за победой над злом и смертью. А что эта история говорит тем из верующих, которые находятся в отчаянии, переносят беды? Он предлагает им надежду, несмотря на их нынешние обстоятельства. Что он говорит богатым? Не надеяться на то, что богатство может обезопасить их будущее. Что он говорит бедным? Наши сегодняшние страдания ничего не значат в сравнении с вечными богатствами во Христе. Что говорится в этой истории верующим, у которых хорошее, крепкое здоровье? Использовать всю свою энергию в грядущих духовных сражениях. А что говорится тем, кто болен и находится при смерти? Труд Христа и Божье обетование Аврааму дают нам уверенность в победе над смертью.

Повествование летописца о преданности храму (1Пар.29:1-9) также обращено к различным нуждам. Эта история обличает тех, кто пренебрегает жертвованием на дело Божье, и побуждает церковных лидеров самим подавать пример, как это делал Давид. Простых прихожан эта история учит следовать примеру их руководителей. Она призывает богатых щедро давать на труд царства и даже требует внимательного поклонения со стороны детей.

История Моисея о Надаве и Авиуде (Лев.10:1-20) предостерегает тех, кто не воспринимает Божью святость всерьез. Она приносит радость тем верующим, которые чувствуют себя принятыми Богом. И в первую очередь, она обращен к церковным руководителям, повелевая им исследовать свои сердца, когда они ведут Божий народ в поклонении. Стариков предостерегают от следования традициям и обычаям, которые неугодны Богу. Молодежь находит призыв к осторожности, когда вводит что-то новое в поклонение. Когда эта история проливает свет для различных людей, нам становится виден обширный потенциал ее практического применения.

Чтобы понять, как ветхозаветные истории могут применяться современными верующими, мы должны сначала изучить различные особенности первоначальных читателей. Затем, принимая во внимание эпохальные и культурные перемены, мы извлекаем уместные для нас принципы. И, наконец, мы приспосабливаем применение этих историй к разнообразным нуждам современных читателей (см. рис. 65).

Уровни личного применения

В одной из предыдущих глав мы увидели, что освящение и толкование взаимозависимы. С одной стороны, наша борьба с грехом и плотью оказывает значительное влияние на понимание историй Ветхого Завета. Личное возрастание в вере является основанием, на котором строится успешное толкование. С другой стороны, освящение является целью чтения этих историй. Если мы не применяем Писание к своей жизни, наше духовное состояние мгновенно ухудшается.

Я часто спрашиваю людей: "В чем вы видите основную пользу от Писания?" Конечно же, я получаю много разных ответов, но на протяжении ряда лет я заметил, что все они попадают в три основные категории. Одни люди говорят: "Я вижу, как нужно мыслить". Другие отвечают: "Слово Божье изменяет мои поступки". И третьи говорят: "Писание помогает мне чувствовать Бога в моей жизни". Эти ответы отражают разную глубину, которой должно достигать личное применение. Ветхозаветные истории освящают наше мышление, поступки и эмоции.

Христос учил, что наибольшая заповедь - это "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим" (Мф.22:37; см. Втор.6:5). Одним словом, Он призывает нас отдать всю свою сущность служению Богу. Следовательно, наивысшей целью толкования является применение Писания ко всему, что существует в нас и вокруг нас. Теолог Ван Тил в своей книге "Введение в систематическую теологию" сказал по этому поводу так: "Сама сущность верующего соответствует сущности Бога, потому что он желает мыслить так, как мыслит Бог, поступать так, как поступил бы Бог, и иметь те же чувства, которые имеет Бог".

Мы рассмотрим три уровня личного применения: мышление, поведение и эмоции. Как должны ветхозаветные истории преображать наше мышление? Как мы должны изменять свое поведение? Какое влияние должны оказывать эти истории на наши эмоции? Эти аспекты применения полностью взаимозависимы. Освящение нашего мышления, поведения и эмоций происходит одновременно и во многом связано между собой. Но ради простоты обсуждения, мы рассмотрим каждую из этих сфер нашей жизни отдельно.

Применение к мышлению

Применение ветхозаветных историй к мышлению - это процесс сообразования наших взглядов на жизнь с Писанием. Мы отвергаем то, что Библия называет ложью и принимаем то, что она называет истиной. Чтобы глубже изучить этот аспект применения, мы рассмотрим его важность и главные сферы.

Важность. Поскольку интеллект играет существенную роль в жизни христиан, очень важно применять ветхозаветные истории к нашему мышлению. В Своей бесконечной мудрости Бог установил человеческий разум в качестве инструмента, которым мы постигаем Его откровение. Через откровение истина открывается нашему разуму. Глупцы не могут получить такого откровения истины. Бог открылся нам в Своем Слове. Чтобы применять это Слово, мы сначала должны сообразовать свое мышление с Его волей.

К сожалению, многие евангельские верующие сегодня смотрят на человеческий разум как на нечто такое, чего следует опасаться. Мы боимся, что наши мысли уведут нас от благочестивой жизни. Но мы никогда не сможем полностью отказаться от использования умственных способностей. Даже простое чтение Писания требует участия нашего разума. Однако многие верующие отворачиваются от "интеллектуального христианства" к анти-интелеллектуализму.

Результаты такого пренебрежения умственными способностями очевидны. Неустойчивость и ошибки в нашей жизни прямо осуждаются учением Писания. Но я встречал верующих, которые оправдывают явные грехи, говоря, что они "не чувствовали обличения Святого Духа". Чувства являются важным фактором, но мы, прежде всего, должны формировать свои взгляды на жизнь через применение Писания к своему мышлению.

При этом мы можем легко спутать понимание Писания с настоящим применением этого Писания к нашему пониманию. Мы часто думаем, что, как только мы поняли, чему учит Писание, наш разум уже выполнил всю требуемую работу. Но это не так. Мы не можем сказать, что применили ту или иную ветхозаветную историю в своей жизни, пока не изменим свои взгляды на реальность согласно ее учению. Мы знаем, что ветхозаветные истории учат нас посвящать Богу один день в неделю, но многие верующие считают это тяжелым бременем. Мы понимаем ветхозаветное мнение о Божьей справедливости, но сомневаемся, что Бог действительно справедлив во всех Своих путях сегодня. Итак, одного понимания текста недостаточно; наш разум становится освященным только тогда, когда наше мышление сообразовывается с учением Писания.

Сферы. Применение Писания к мышлению имеет три основные сферы. Как мы уже увидели, ветхозаветные истории предлагают информативное, указательное и эмоциональное значение для современной жизни.

Во-первых, мы должны принимать информацию, которую эти истории предоставляют о современной жизни. У всех верующих есть какие-то заблуждения в понимании Бога, мира и человечества. Мы думаем, что Бог поступит так, но Он поступает совсем иначе. Мы считаем, что изучили самих себя, но на самом деле в человеке есть много тайн. К примеру, у многих христиан не укладывается в голове, как Бог мог повелеть кому-то принести своего ребенка в жертву. Но мы должны отложить свои собственные представления и принять эту информацию о Боге, какой бы странной она ни казалась. Ветхозаветные истории предоставляют правильные взгляды на все, что нас окружает. Мы обязаны принимать эту информацию и соответственно изменять свое мышление.

Во-вторых, преображение нашего мышления включает в себя принятие всех указаний, которые нам даются в тексте. Ветхозаветные истории многое говорят о наших нравственных обязанностях. Мы можем считать некоторые поступки правильными, но затем обнаружить, что Писание учит другому. Но иногда мы также находим в Писании подтверждение своим убеждениям. Отношение Иосифа к своим братьям в последней главе Бытия учит нас смиряться и прощать других. Мы часто попадаем в такие обстоятельства, которые заставляют нас игнорировать эту обязанность. И именно в таких ситуациях у нас есть возможность доказать, что мы следуем правильному учению.

В-третьих, мы должны принимать эмоциональное значение ветхозаветных историй. Иногда мы думаем, что правильно относимся к некоторым вещам, но затем обнаруживаем, что Писание учит нас изменить это отношение. Например, мало кто из нас считает жертвование собственных денег радостным событием, но повествование летописца о пожертвованиях народа на храм (1Пар.29:1-9) учит нас давать от себя с радостью. Мы должны не просто понимать то, что говорит текст о человеческих чувствах, мы должны соглашаться и сообразовываться с его учением.

Применение ветхозаветных историй к мышлению заключается в нашем умственном соглашении с тем, что эти истории нам говорят. При внимательном изучении мы обнаруживаем в них информативное, указательное и эмоциональное значение для нашей современной жизни. И в ответ мы утверждаем, что эти истории правдивы. В процессе сообразования нашего мышления с Писанием нас сопровождают некоторые вопросы. Что должно измениться в нашем мышлении, чтобы оно соответствовало информативному значению текста? Что мы должны изменить в своих взгляды, чтобы соответствовать нравственным указаниям этих историй? Как мы можем согласовать свои чувства с их эмоциональным значением?

Применение к поведению

Применение ветхозаветных историй в современной жизни требует не только нашего умственного согласия; это только начало. Бог также требует, чтобы с Его откровением были сообразованы наши действия. Давайте рассмотрим важность и сферы применения ветхозаветных принципов в поведении.

Важность применения историй Ветхого Завета в нашем поведении становится очевидной, когда мы осознаем, что далеко не всегда живем в соответствии с тем, во что верим. Все верующие знают гораздо больше, чем применяют на самом деле. В некоторой степени это неизбежно; в нашем поведении всегда будут недостатки. Тем не менее, мы не должны довольствоваться простым соглашением со своей стороны с истиной ветхозаветных историй. Это соглашение должно отражаться в действиях. Как сказал Иаков: "Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя" (Иак.1:22).

Многие евангельские верующие не осознают важности святой жизни из-за своих фундаментальных теологических заблуждений. Будучи полностью убеждены, что спасение дается "по благодати... через веру" (Еф.2:8), они принимают Божью милость за позволение грешить. Писание четко учит, что мы не можем заработать спасение; надеяться на вечную жизнь мы можем только благодаря работе Христа. Тем не менее, в Писании также четко сказано, что искупленные Христом люди приносят плоды праведной жизни: "Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять" (Еф.2:10). Упование на спасение во Христе обязывает нас к совершению добрых дел. Спасительная вера не сделает нас совершенными в поступках, но она направляет наше поведение в праведное русло.

Сферы. Применение Писания к поведению также имеет три основные сферы. Мы сообразовываем наше поведение с информативным, указательным и эмоциональным значением ветхозаветных историй.

Во-первых, информация ветхозаветных текстов учит нас правильному поведению. Обратите внимание на Быт.1:1-2:3. В этом отрывке говорится, что Бог является Творцом всего. Когда наша жизнь затемняет или перечеркивает эту истину, мы не можем сказать, что на самом деле применяем эту информацию в своем поведении. Кроме того, нам говорится, что Бог назвал сотворенный Им порядок хорошим. Наше поведение никогда не должно нарушать этого естественного порядка. Мы также читаем, что люди сотворены по образу Божьему. Мы должны всегда помнить об этом в обращении с другими людьми и даже с собой. Наше поведение должно сообразоваться с информацией, которую мы черпаем из историй Ветхого Завета.

Во-вторых, указательное значение ветхозаветных историй должно также отражаться в наших действиях. История о вторжении Сусакима (2Пар.12:1-12) учит, что грешники должны смириться и искать Божьей милости. Применять эту историю в поведении означает молиться и просить прощения. Повествование о Вавилонской башне (Быт.11:1-9) учит нас не превозносить собственное имя в неповиновении Богу. Современные христиане должны вести себя так, чтобы вся слава была только имени Бога.

В-третьих, эмоциональное значение ветхозаветных историй часто требует от нас особого поведения. Смерть Надава и Авиуда (Лев.10:1-20) учит нас страху и высокому уважению к святости Бога в поклонении. Применение этого отрывка в поведении означает поклонение Богу в совершенном благоговении и трепете перед Ним. Внедряя ветхозаветные истории в современную жизнь, мы должны сосредотачиваться на переменах в поведении, которых требует их информативное, указательное и эмоциональное значение. В достижении этой цели нам помогут некоторые соответствующие вопросы. Каких действий требует от нас информация той или иной истории? Как должен измениться стиль нашей жизни в свете указаний этой истории? И как должно проявляться в нашем поведении ее эмоциональное значение?

Эмоциональное применение

Ветхозаветные истории были также предназначены для применения на эмоциональном уровне. Они должны были влиять на наши взгляды, побуждения и отношения.

Важность. Эмоциональное применение необходимо для нас, потому что мы нуждаемся в руководстве на уровне чувств. Бог создал нас эмоциональными существами, и Он желает обновить эту сферу нашей жизни во Христе. Иногда наши собственные чувства начинают причинять нам ущерб, и тогда ветхозаветные истории могут предложить незаменимую поддержку.

К сожалению, многие христиане считают, что эмоции неприкосновенны. Мы позволяем своим чувствам блуждать в любом направлении. Однако во Христе мы не просто призваны к принятию евангельской истины и поведению согласно ей; мы также призваны любить Бога и Его пути, и ненавидеть грех. Будучи христианами, мы должны подчинить свои эмоции Святому Духу так же, как подчиняем наше мышление и поведение.

Пренебрежение эмоциональным применением создает верующим серьезные проблемы. Мы не можем обойтись без ободряющих слов и строгих предупреждений, которые видны в Писании. Мы живем в мире, исполненном трудностей и разочарования. Каждый верующий иногда ощущает внутри пустоту: нет больше ревности, нет любви, нет силы. В такие моменты эмоциональные стороны ветхозаветных историй способны согреть наши сердца и подтолкнуть нас к обновленной ревности за Христа. Иногда наши сердца ожесточаются по отношению к Богу. Когда мы увлекаемся грехом, нам безразличны вопросы веры. Наша любовь к Богу меняется на привязанность к миру. Когда это случается, применение ветхозаветных историй на эмоциональном уровне может вернуть нас на правильный путь.

Сферы. Эмоциональное применение охватывает те же сферы, что и применение ветхозаветных историй к поведению и мышлению. Когда мы внимательно читаем Писание, наши чувства затрагиваются его информативным, указательным и эмоциональным значением.

Во-первых, информация, которую мы извлекаем из ветхозаветных текстов, способна влиять на наши эмоции. К примеру, читая книгу Судей, мы видим, что нам нужен был благочестивый царь, который бы управлял нами, и таким царем стал Христос. Это не просто сухой факт; он напоминает нам о том, что Христос - это наша единственная надежда. Что может вызвать у нас больше радости и уверенности, чем осознание того, что Он обеспечил наше избавление и безопасность? Бытие (2:4-3:24) учит нас, что трудности в жизни возникли из-за нашего бунта против Бога. Мы не можем думать об этом без ощущения стыда и благодарности Богу за Его искупительную благодать. Все эти факты, несомненно, затрагивают наши эмоции.

Во-вторых, указательное значение этих историй также вызывает наши эмоции. Из повествования о царствовании Асы (2Пар.14:2-16:14) мы видим, что Божий народ должен прислушиваться к словам Его пророков. Какие чувства у нас это вызывает? Возможно, это ободряет нас, потому что Бог не оставил нас без руководства. Мы также можем испытывать осуждение за свой отказ от повиновения Его Слову. В истории об Иуде и Фамари (Быт.38:1-30) мы видим требование сексуальной нравственности. Какая эмоциональная реакция у нас возникает при этом? Те, кто целомудрен, радуются; а безнравственные и развращенные должны трепетать от страха.

В-третьих, нам необходимо применять эмоциональное значение ветхозаветных историй. Применение эмоциональных граней выходит за пределы понимания и касается наших чувств. Повествование об испытании Авраама дает нам уверенность в будущем. Но мы можем сказать, что применили эту историю, только когда действительно ощущаем такую уверенность. История о том, как Давид радовался во время внесения ковчега в Иерусалим (2Цар.6:12-19) показывает нам, как должен радоваться Божий народ, когда входит в Его присутствие. Мы должны не только знать, что нужно радоваться, мы должны ощущать эту радость.

Толкователи должны уделять огромное внимание применению ветхозаветных историй на уровне мышления, поведения и эмоций. При этом мы должны научиться делать ударение на том или ином аспекте применения в зависимости от потребностей тех людей, которых мы учим. Верующие имеют разные сильные и слабые стороны на разных жизненных стадиях. И мы, как толкователи и учители Слова, должны чувствовать эти тонкости. Когда кому-то необходимо интеллектуальное исправление, мы должны обратить его внимание на применение историй к мышлению. Если люди слабы в поведении, мы должны говорить больше об этом аспекте. А верующим, у которых есть эмоциональные нужды, необходимо служить на этом уровне.

Если мы не замечаем насущных нужд верующих, это может причинить серьезные трудности в жизнедеятельности церкви. Слишком большое внимание применению ветхозаветных историй к мышлению может привести к интеллектуализму; наша вера будет умалена до простых идей и умозаключений. Чрезмерное ударение на аспекте поведения может привести к законничеству; сутью религиозной жизни будет только соблюдение того, что правильно. Возвышение эмоционального значения над остальными видами применения приводит к эмоциональности; верующие становятся сосредоточенными исключительно на своих чувствах.

Каждый уровень применения играет существенную роль в освящении и сообразовании со Христом. Мы должны следить за тем, чтобы и не преувеличивать, и не пренебрегать каким-либо из аспектов применения. Мы должны сосредотачиваться на мыслях, поступках или чувствах по мере того, как возникают соответствующие нужды. Готовясь к проповеди, основанной на ветхозаветной истории, мы можем избежать крайностей, если зададим себе три простых вопроса. Каких аспектов современного мышления касается эта история? Что в ней говорится о современном поведении? Каким эмоциональным нуждам моих слушателей служит этот текст (см. рис. 66)?

Заключение

В этой главе мы рассмотрели личное применение ветхозаветных историй. Мы увидели, что на пути этого аспекта толкования стоит множество преград. Но мы можем преодолевать эти препятствия, учитывая разнообразие среди первоначальной аудитории, приспосабливая эти истории к нашей эпохе и культуре, а также обращая внимание на различные нужды современных читателей. В завершение, мы должны предоставлять проливать свет на наше мышление, поведение и эмоции ветхозаветным историям. Постоянно учитывая эти основные факторы, мы сможем применять истории Ветхого Завета и, таким образом, служить еще большему освящению Божьего народа и приносить славу Богу.

Вопросы

1. Назовите три препятствия, которые часто мешают современным верующим практически применять ветхозаветные истории. В чем эти барьеры препятствуют вашей личной работе с Ветхим Заветом?

2. Назовите три основных шага, ведущих к эффективному личному применению ветхозаветных историй? Проиллюстрируйте каждый из этих шагов любой историей, приведенной в этой главе.

3. Назовите три уровня личного применения. В чем заключается важность каждого из них? На основании чего мы должны выделять тот или иной уровень среди всех остальных?

Упражнения

1. Подведите итог первоначального значения Быт.2:4-3:24, следуя структурному анализу, предложенному в главе 10.

2. Назовите некоторые из различных групп людей, для которых Моисей непосредственно написал Быт.2:4-3:24. Что мог говорить этот отрывок каждой из названных вами групп во времена Моисея?

3. Какие изменения в эпохе и культуре необходимо учитывать при применении Быт.2:4-3:24 к современным читателям?

4. Какие различия среди современной аудитории требуют разного рода применения Быт.2:4-3:24? Какие аспекты применения ветхозаветных историй к мышлению, поведению и эмоциям могут быть выделены согласно потребностям современных читателей?

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.