18.03.2012
Скачать в других форматах:

Питер Мастерс

На пути к водительству

8. Водительство в принятии церковных решений

 

Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. (Евангелие от Матфея 7:15-17).

Продолжая разговор о водительстве, мы должны выйти за пределы жизни отдельного человека и обратиться к тем большим вопросам, с которыми сталкиваются наши церкви. Человек живет не на необитаемом острове, и верующий не может жить в отрыве от Царства Божьего. Как мы видели в предыдущей главе, Бог собирает нас в поместные церкви, чтобы мы вместе служили Ему, и Он требует от нас посвящения своей церкви. Так должно быть, потому что этого захотел не человек, а Бог, поэтому только последние эгоисты могут искать Божьего водительсва в личной жизни и быть равнодушными к делам и проблемам Его церквей. В виду этого, на страницах этой главы мы перейдем от индивидуального водительства, к водительству на уровне церкви, ибо мы должны принимать участие и в том и в другом.

Закат евангельской проповеди

К сожалению, верующие не всегда уделяют достаточно внимания более широкому кругу событий и тому, чем занимаются их церкви. Это может привести к ужасным последствиям. Стоит только поразмышлять над недавней историей церкви в Соединенном Королевстве, чтобы убедиться в истинности этого утверждения. Сто лет назад Британию буквально заполонили библейские церкви, миссии и сообщества, которые тратили много сил на проповедь спасения погибающим. Но за прошедшие десятилетия наша страна стала свидетелем того, как закрылись тысячи евангельских церквей и еще большее количество попало в руки людей, которые не верят в богодухновенность Библии. Практически все евангельские богословские колледжи, которые в былые времена готовили множество проповедников Евангелия, теперь подчинились теологическому либерализму. Они потеряли всякое уважение к Библии как к книге, написанной Богом.

Упадок евангельской проповеди происходит с поразитель ной быстротой, распространяясь все шире. Ложное учение пронеслось по церквам как лесной пожар, заставляя все протестантские деноминации подчиниться неевангельским конфессиям. Сначала в богословских колледжах на руководящих постах оказались люди, отвергавшие основные христианские учения. Они посеяли сорняки неверия среди будущих проповедников и служителей церквей. Вскоре после этого общины наполнились новым поколением неевангельских проповедни ков, что привело к отходу от старой веры. В наши дни мы считаем за счастье, если в среднем по величине городе найдутся одна-две церкви, проповедующие Евангелие.

Мы должны поставить перед собой несколько вопросов: делают ли что-нибудь христиане, чтобы остановить это угасание, или они позволяют эпидемии развиваться? Какие уроки мы можем извлечь из этой ситуации? Если верующие, окружающие нас, безучастно смотрят на распространение заблуждения, предпринимаем ли мы что-нибудь в этом направлении? Может ли так оказаться, что угасание евангельской веры продолжается из-за нашего бездействия?

Причины нынешнего положения стали более очевидны по прошествии определенного времени. Начиная с 1880-х годов евангельские церкви стали придавать меньшее значение проповеди здравого учения. В церковной практике также появились новые негативные стороны. Мирское стало проникать в церкви незамеченным. Стали популярными небиблейские подходы ко многим вопросам. Методы благовестия начали удаляться от библейских норм. Легкомысленная система «каяния» людей целыми стадионами наполнила церкви множеством необращенных, обманутых людей.

Но, возможно, главной причиной упадка за последние сто лет послужила видимая готовность многих евангельских церквей трудиться и проповедовать сообща с врагами Истины. Они закрыли глаза на повеления Христа (рассмотренные в предыдущей главе) не работать вместе с теми, кто отвергает основы веры. Вследствие этого великая «капитуляция» колледжей и церквей неевангельскому влиянию произошла тихо и без сопротивления.

За исключением некоторых (таких как Ч.Х.Сперджен, который вышел из баптистской деноминации в 1887 году, что было протестом против братского отношения к тем, кто отрицал основные, важные для спасения учения Библии), большинство пасторов и старейшин не стали бить в набат, не посчитали нужным приготовиться к защите. Поэтому сегодня так мало верящих в Библию и проповедующих Евангелие церквей.

Поражены ли мы небрежным отношением к истине, которое прорвалось в наши ряды? Удивительно, что многие не только не поражены этим, но даже не считают это причиной для беспокойства. Напротив, многие современные евангельс кие церкви более чем когда-либо готовы сотрудничать с небиблейскими церквами и проповедниками. Предыдущее поколение евангельских христиан открыло двери своих деноминаций лжеучителям (либеральным богословам и «модернистам»), но они провели четкую грань и не подавали дружественной руки Риму. Теперь же, как бы для того, чтобы показать насколько ухудшилось положение, многие евангельские лидеры охотно идут на союз даже с Римом.

Запрет на праведный суд

Почему повсеместно господствует нежелание защищать веру? Почему некоторые евангельские проповедники и церкви подставляют свою шею под топор сатаны? Почему многие истинные верующие готовы поддерживать служителей и проповедников, которым не хватает времени ни на Библию, ни на Спасителя, ни на то, чтобы привести погибающих к подлинному обращению? Что с нами происходит? Разве Библия не учит нас не сотрудничать с врагами Господа? Мы знаем известные слова, сказанные царю Иосафату в Ветхом Завете: «Следовало ли тебе помогать нечестивцу и любить ненавидящих Господа?» (2 Пар. 19:2). В Новом Завете мы находим ясное повеление апостола Павла, на которое мы ссылались в предыдущей главе, говоря о лжеучителях: «И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь ...» (2 Кор. 6:17).

Незащищенность евангельского христианства сегодня оправдывается почти невероятным искажением смысла слов Христа: «Не судите, да не судимы будете ...» (Матф. 7:1). В качестве примера можно вспомнить, как пастор евангельской церкви пригласил на одно из церковных мероприятий проповедовать известного либерального оратора, который часто выступал по телевидению, опровергая библейские учения. Служитель другой церкви был настолько обеспокоен этим, что он встретился с этим пастором, чтобы выразить свое недоверие приглашенному проповеднику. Однако, в ответ он получил обличение со словами Христа: «Не судите, да не судимы будете». «Кто вы такой, — ответил пастор той церкви, —чтобы судить жизнь и учение д-ра N?»

Несколько лет назад мне пришлось пережить нечто подобное. После проповеди, в которой я предупреждал о проникновении ложного учения в церкви, ко мне подошел слушатель со «словом от Господа», упрекая меня за негативную критику, прозвучавшую в проповеди. Открыв свою Библию, он прочитал торжествен но- осуждающим голосом: «Не судите, да не судимы будете». (Он не понимал, что если бы он действовал в соответствии со своим толкованием этого отрывка, то он не должен был использовать его, чтобы обличить нарушившего эти слова).

Мы никогда не должны оценивать и судить! Как христиане мы должны наивно не замечать заблуждений! Никогда не надо отстаивать Библию и здравое учение! Мы должны закрывать глаза, когда среди пшеницы сеются плевелы! Мы должны сладко улыбаться, когда волки входят в стадо! Неужели это можно назвать правильным толкованием слов нашего Господа? Конечно, нет. Чуть позже мы покажем, что Библия полна повелениями быть бдительными и уметь оценивать учения и людей. Невероятная идея о том, чтонам следует отправлять свой ум в берлогу на зимнюю спячку, в то время как церкви страдают от заблуждений, — это одно из самых разрушительных ошибочных толкований Библии, которое когда-либо существовало.

Еще один пример того, как такое неверное толкование заповеди Христа открывает дорогу лжеучениям, можно найти в широкомасштабных евангелизациях. Некоторые христианс кие организации, занимающиеся так называемыми «евангели зационными крестовыми походами», с течением времени ввели в свои программы странные методы. Один из таких методов — приглашение представителей нееванегльских церквей участвовать в их кампаниях. Другой состоит в том, что «ищущим» рекомендуется посещать церкви своей культуры. Обращенных из католиков посылают обратно в католические церкви — и это ясное свидетельство того, что католические церкви принимаются как здравые в своем учении.

Однажды группа проповедников решила поставить вопрос о законности этих методов перед одним из ведущих организаторов «крестовых походов». Он ответил, что в соответствии с Писанием он не имеет права решать здравое ли учение проповедуется в той или иной церкви тем или иным проповедни ком. В силу этого он считал, что имеет право привлекать подобные методы себе в помощь и посылать ищущих в любые церкви. Какой же отрывок Писания лишает его права выносить духовные суждения? Ответ неизбежно один: «Не судите, да не судимы будете». Он был убежден, что Господь имел в виду именно это.

Долго ли осталось до окончательного вымирания евангельских христиан, отказывающихся от трезвых оценок и суждений? Такое толкование Евангелия от Матфея 7:1 просто не имеет под собой никаких оснований. Оно абсурдно. Отвергнуть право выносить суждения — значит отказаться от Божьего водительства. Если в Евангелии от Матфея 7:1 Иисус запрещает оценивать и выносить суждения, тогда Господь опровергает Самого Себя (что невозможно) в той же главе, когда Он говорит: «Берегитесь лжепророков». Разве это повеление не подразумевает суждение о других людях?

Очевидно, что слова Господа «Не судите» не запрещают использовать наши способности, чтобы оценивать учителей и их методы, быть готовыми защищаться от опасности, безумия и греха. Слова «Не судите» необходимо толковать в контексте непосредственно следующих за ними слов «да не судимы будете». Господь осуждает лицемерное выискивание недостатков, а не правильное использование христианского суждения. Он осуждает нас за то, что мы судим другого человека за те ошибки и проступки, в которых мы и сами виновны. По сути Он говорит: «Не судите другого, когда вы сами заслуживаете осуждения за то же самое».

Когда мы осуждаем другого за то, что мы сами делаем, то тем самым мы показываем, что мы знаем, что правильно. Мы также показываем, что мы верим в то, что те, кто поступает плохо, должны быть осуждены. Поэтому мы оставляем собственные грехи без извинения. «...Ибо каким судом судите, таким будете судимы», — объявляет Господь.

Дж.Райл прекрасно объясняет этот отрывок:

«Наш Господь не имеет в виду, что мы будем вести себя неправильно, если в некоторых ситуациях будем не очень хорошо отзываться о поведении или мнении других людей. Мы должны принимать определенные решения. Нам следует «все испытывать» и «испытывать духов». Господь также не имеет в виду, что мы не имеем права замечать и говорить о грехах и проступках других людей до тех пор, пока сами не станем со

вершенными. Такое толкование противоречит остальному Писанию. Тогда было бы невозможно осуждать заблуждения и лжеучения. Ересь могла бы процветать. Наш Господь осуждает придирчивое отношение к другим людям и постоянное стремление найти в них пороки; Он осуждает поспешное и необдуманное вынесение приговора своим ближним и склонность преувеличивать их ошибки и недостатки и представлять их в самом темном свете».

Чтобы до конца убедиться в том, что этот важный стих не противоречит обязанности выносить здравые суждения о других людях, нам надо прочитать Евангелие от Матфея 7:3-5. Здесь мы видим человека, совершающего серьезный проступок (бревно в его глазу), который в то же время критикует своего брата за проступок, который в сравнении с его проступком выглядит всего лишь сучком или щепкой. «Лицемер! — говорит Господь. — Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего». После того, как лицемер очистился от своего лицемерия, обратившись за помощью к Богу, чтобы Тот избавил его от такого очевидного греха, после этого на нем лежит обязанность оценить менее серьезные проступки своего брата.

Проникновение лжеучения в церковь представляет настолько серьезную угрозу ее жизни, что Господь (в той же самой главе) сравнивает лжеучителей с волками, пробирающи мися в овечье стадо. Попав в стадо, волки будут душить и убивать овец, стремясь рассеять их. Сегодня некоторые люди говорят: «Кто вы такие, чтобы судить бедных волков?» Но слова Господа не оставляют сомнений в том, что есть люди, называющие себя христианами, которых мы должны сторониться.

Библия повелевает обращать внимание на заблуждения

Библия, опровергая мнение многих людей, повелевает нам быть бдительными и готовыми вынести здравое суждение. И это надо делать начиная с ситуаций, когда человек заявляет о своем желании стать членом церкви. Новозаветное учение о поместной церкви зачеркивает идею «смешанного членства», в соответствии с которой в списке членов церкви могут находиться и верующие, и неверующие. Мы должны делать все возможное, чтобы членами поместной церкви становились только те, кто может реально засвидетельствовать о своей вере. Поместная церковь построена на основании живой веры в Христа. «Каждый смотри, как строит на этом основании», — говорит апостол Павел в Первом послании к Коринфянам 3:10.

Важность здравого суждения подчеркивается также тогда, когда идет речь о сохранении чистоты учения в церкви. Об этом мы читаем во многих местах Писания, которые говорят о церковной дисциплине, например, в Послании к Титу 3:10: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся...». Как мы можем повиноваться этому повелению, не вынося суждения о другом человеке? В Послании к Евреям 12:15 нам сказано внимательно следить за тем, чтобы общение в церкви не было нарушено нечестивыми, отступившими от веры и озлобленными ее членами. И снова мы задаем тот же вопрос, как это возможно без вынесения суждения? Отлучение грешника в коринфской церкви — это яркий библейский пример того, что к тем, кто совершает серьезное нравственное преступление, надо применять дисциплинарный меры. Все это требует вынесения определенного суждения о человеке.

В Первом послании к Тимофею 4:1-6 мы читаем о том, что добрый служитель Иисуса Христа это тот, кто напоминает своей церкви, «что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским». Тимофей не только сам должен уметь здраво судить о людях, но ему также следует научить этому и других членов церкви. Павел также предупреждает Тимофея о том что есть люди, «имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3:5). От таких людей апостол призывает Тимофея удаляться. Но как он может последовать этому повелению, не судя о других людях?

Далее Павел советует ему передать учение «верным людям», которые могли бы в свое время занять его место. Как он может найти этих людей, не рассуждая об их качествах? (См. 2 Тим. 2:2.) При выборе руководителей и учителей церкви надо быть очень осторожным и внимательным. Вспомните библейские предупреждения против лжеучителей. Насколько иным было бы сегодня евангельское христианство, если

бы люди Божии следовали этим предостережениям.

Одно из самых серьезных предупреждений апостола Павла записано в Книге Деяний 20:28-31: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями ... Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас».

Павел всегда был настороже, стремясь защитить церкви и Истину. Некоторых людей надо отвергнуть из-за их отступничества. Тимофею апостол дал повеление иметь определен ное мнение о людях: «Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере; таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать» (1 Тим. 1:18-20).

Апостол Иоанн также повелевает не сотрудничать с противниками библейского учения и не поддерживать их: «Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2 Ин. 9-11).

Кто в наши дни отрицает, что Иисус Христос пришел во плоти? В первую очередь, это учителя различных культов и нехристианских религий. Эти люди отрицают божественность Христа. Но то же самое делают те, кто называют себя «христианскими» проповедниками. Если они считают, что Христос был не способен совершать чудеса, что Он не всегда говорил истину, что Он не понимал, о чем Он Сам говорил, когда рассказывал ученикам об искуплении и рождении свыше, то этим они ясно показывают, что они не верят в то, что Иисус — это живой Бог, сошедший с небес! Истинная вера в божественность Христа включает непоколебимую уверенность в Его божественной силе и принятие всех его учений. Следовательно, слова апостола Иоанна применимы к современным богословам-либералам.

В Послании Иуды 3-4 мы находим такой призыв: «Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание — подвизаться за веру, однажды преданную святым. Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа».

Библия повелевает нам находиться в духовном общении лишь с братьями по евангельской вере. Мы также должны беспокоиться о духовном положении тех, кто учит «иному Евангелию», и стараться донести до них весть о спасении. Но мы не должны признавать их христианами и объединяться с ними в духовном труде. Иначе мы нарушим очевидную библейскую заповедь и укрепим иллюзию этих людей, будто они истинные христиане. В этом вопросе Господь уже дал четкое водительство в Своем Слове.

Растущая угроза и наша реакция

Некоторые ведущие евангельские проповедники призывают сегодня объединиться с католиками, и в первую очередь с католиками-харизматами, несмотря на то, что они поклоняются Марии, проводят мессы и отрицают центральное христианское учение об оправдании по вере. В представлении этих проповедников католики — спасенные христиане, хотя они и не пережили рождения свыше и повинуются больше Риму, чем слову Божьему.

Сравнительно недавно, в 50-х годах, началась торговля Евангелием, но уже сейчас просто тысячи евангельских церквей стали будто зачарованными. Слова Писания, заповеди Писания многие христиане отрицают перед лицом Господа. Себе мы должны задать вопрос: «Находимся ли мы среди тех, кто безропотно следует подобными новым течениям? Находимся ли мы среди тех, кто ищет Божьего водительства в личной жизни, но совершенно равнодушен к воле Бога в великих вопросах Церкви?»

Господь уже дал нам четкое водительство в Своем Слове в вопросах проведения богослужения и благовестия. За последние двадцать лет мы стали свидетелями того, что в христианское поклонение и свидетельство было введено столько новшеств, сколько не было предложено за всю 2000-летнюю историю христианства. Как нам относиться ко всем этим нововведениям? Должны ли мы слепо принимать их только потому, что кто-то сказал нам никогда не судить других людей? Совсем наоборот, мы обязаны сверять с Писанием все новые методы поклонения и служения. Апостол Павел призывает нас в Первом послании к Фессалоникийцам 5:21-22: «Все испытывайте [проверяйте], хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла».

Проверяли ли мы, например, в свете Писания использова ние мирской музыки в поклонении? Или мы принимаем подобные приемы без лишних вопросов? Мы должны быть уверены, что то, как мы поклоняемся и как несем служение соответствует примерам, которые Бог оставил для нас в Своем Слове. Мы только лишь служители, слуги, а главная задача служителя — «оказаться верным».

Наивно ожидать, что нам никогда не придется выносить духовное суждение о людях. На что мы рассчитываем? Неужели мы думаем, что сатана выступает в качестве болельщика и просто следит за тем, как слуги Божии добиваются успеха в благовестии? Разве не следует нам ожидать, что он по-прежнему стремится проникнуть в церковь? Неужели можно уже никогда не бояться, что кто-нибудь из нас попадется в ловушку, в которой однажды оказался Валаам?

Павел говорит о «лжебратиях», которые скрытно пробираются в церкви, «чтобы поработить нас» ложным учениям (Гал. 2:4). Апостол никогда не пожимал руки таким людям. Он не признавал их служение и их учение «ни на час». Неужели мы допускаем мысль, что сегодня нам не нужно стоять за Истину?

К великому сожалению, за прошедшие сто лет сатана, не встречая сопротивления, занял большую часть нашей территории. Защитой веры пренебрегли. В еще менее отдаленном прошлом многие церкви, принимающие Библию, обратились к мирской музыке в поклонении и ввели в жизнь церкви множество небиблейских традиций. В значительной мере это произошло из-за того, что на суждение был наложен неписаный запрет. Когда мы, народ Божий, начнем серьезно все проверять? Давайте молиться о том, чтобы стать рассуждаю щим поколением, небезразличным к Его Истине, Его славе и Его великому и милостивому имени.

Требуются люди, особенно молодые люди, которые оставят путь легкомыслия и беспечности, который сегодня так популярен, и вместо этого будут твердо держаться Слова Божьего и будут готовы отстаивать и провозглашать единственное Евангелие, спасающее людей. Только тогда мы увидим вновь могущественные благословения Бога в спасении многих и многих душ. Только тогда церковь будет тем, чем она должна быть — «столпом и утверждением истины». Пусть наше желание водительства Божьего включает готовность быть водимым Богом в вопросах церкви: в отделении от заблуждения, в духовности и чистоте поклонения и благовестия. Бог особым образом руководит теми, кто живет ради распростране ния Евангелия и ради защиты Истины. Господь Сам сказал об этом устами пророка Исаии:

«И отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают. И застроятся потомками твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения»

(Ис.58:10-12).

Пусть это станет реальностью для каждого читателя!

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.