Йохем Даума
Малые пророки III. Софония, Аггей, Захария, Малахия
4.6. На пути к Новому Завету
1. Можно с уверенностью сказать, что авторы книг Нового Завета обращаются к Книге пророка Малахии. Так, апостол Павел цитирует слова об Иакове и Исаве: “Иакова Я полюбил, Исава Я возненавидел” (Рим. 9,13). Контекст, в котором используются эти слова, отличается от контекста в Мал. 1. Там речь шла об избрании Иакова как Иудеи (Израиля) и отвержении Исава как Эдома. Это не мешает нам признать, что Павел по праву цитирует Мал. 1,2, даже если он имеет в виду не (только) народы, а (также) отдельные личности. В Мал. 1 Яхве подчеркивает любовь к Своему народу, указывая на Своё отвращение к Эдому, который навсегда останется руиной. Павел рассматривает любовь Бога к одному (Иакову) и ненависть к другому (Исаву) в рамках утверждения, что Бог не нарушил Своего обетования, даже если в дни апостола Павла казалось, что Бог отвергнул Свой народ Израиля. Бог постоянно проводил разделение в народе. Он стал на сторону потомков Исаака, а не на сторону потомков Измаила, стал на сторону потомков Иакова, а не Исава. На каком основании Он поступал именно так? Пример Иакова и Исава ярко иллюстрирует это. Ведь ещё до того, как оба мальчика родились и смогли сделать что-то хорошее или плохое, их матери Ревекке было сказано: “Старший будет служить младшему”. От чего зависит сохранение или не сохранение жизни? Не от усилий человека, а от Бога и Его милосердия. Он милосерден к тем, к кому Он желает таким быть; Он ожесточает тех, кого Он хочет ожесточить (Рим. 9,6-18).
Об этом не сказано в Мал. 1,2; однако апостол Павел может это добавить, потому что Его любовь к Иакову и ненависть к Исаву уходят корнями к тому, что было сказано о родоначальниках обоих народов ещё в те времена (Быт. 25,23).
Для более детального толкования Рим. 9 я ссылаюсь на свою работу “Общая благодать” (“Algemene genade” 1966,290-295). В этой работе я оспариваю тот подход, что имена Иакова и Исава представляют всего лишь народы и не имеют ничего общего с избранием или неизбранием людей для вечного спасения во Христе. В Рим. 9-11 очень много указаний на личности, таких как: Я милосерден к тем, к кому Я милосерден (ст.15); это не зависит от воли или усилий человека (ст. 16); никто ведь не противостанет Его воле? (ст. 19); почему Ты сделал меня таким, каким я есть? (ст. 20), и т.д.
Дискуссия о более точном значении слова “ненавидеть” [евр.: śn’; греч.: miseoo] в Мал. 1,2; Рим. 9.13 вряд ли может окончиться утверждением, что “ненависть” всегда можно немного смягчить, если речь идёт о Боге. Это слово действительно можно смягчить, если сказать, например, что Лия не была любимой женой у Иакова (Быт. 29,31.33), хотя в SV в этом отрывке сказано, что её ненавидели. Подобные случаи со словом “ненавидеть”, которое можно смягчить к “питать отвращение к”, “не мочь”, “пренебречь”, мы находим во Втор. 21,15-17; 22,13.16; Суд. 14,16; 15,2. См. Ван дер Вауде [Van der Woude 1982,87]. Однако намного сложнее смягчить ненависть, когда речь идёт о Боге, Который к одному желает проявить милосердие, а к другому – нет.
2. Ещё один текст из Книги Малахии привлекает большое к себе внимание в Новом Завете. Имеется в виду Мал. 3,1 и 4,5, где говорится об Илье как посланнике Яхве. Как объяснил ангел Гавриил Марии (Лк. 1,7) и как позже сказал Иисус Своим ученикам (Мф. 11,14; Мк. 9,13; Лк. 7,27), этот “Илья” пришел в лице Иоанна Крестителя. Иоанн Креститель еще отрицает, что он Илья (Ин. 1,21), и объясняет, что он – голос вопиющего в пустыни: “Приготовьте путь Яхве” (Ис. 40,3). Тем самым он видит себя как человека, предшествующего Мессии, Божьему Агнцу, Который “возьмёт на Себя грехи мира” (Ин. 1,22-34). Тот, кто в Мал. 3 будет идти перед Яхве, теперь идет перед Мессией. Это предельно ясно, если сравнить Мал. 3,1 (“он очистит путь передо Мной”) с Мф. 11,10 (“он приготовит путь перед Тобой, Иисус”).
В Мал. 3 не говорится ничего о страданиях, которые коснутся “Ильи”. Иисус говорит, однако, что они сделали с “Ильей”, что хотели, как о нем написано (Мк. 9,13). Пророк Илья страдал, и ему грозила смерть (3 Цар. 19,2.10), предтеча/пророк Иоанн Креститель был пленен и убит. Прочтение Мал. 3 в Новом Завете позволяет нам открыть нечто новое. Оно касается “дня Яхве” и предтечи (“Ильи”), но становится нам понятным только через поучения Иисуса. Иоанн мог сомневаться, действительно ли в Иисусе пришел Мессия (Мф. 11,2сл.). Это и не удивительно, если перед его глазами были всего лишь строки об Илье в Мал. 3. Однако поучения Иисуса открывают нам страдания как Иоанна предтечи, так и Иисуса, Агнца Божьего.
К размышлениям подталкивает то, что с приходом предтечи Яхве связал некоторые последствия. Если предтече не удастся вызвать среди поколений примирение, тогда Яхве должен будет уничтожить землю Израиля (Мал. 4,6). Разве так не произошло? На храм, землю и народ в 70 году после Р.Х. пришло опустошение. Как народ Израиль с тех пор так и не покаялся.
Всё, что мы раньше говорили о ветхозаветных посланиях, направленных на конец, наблюдаем также здесь: путь к концу (дню Яхве) переходит в следующий этап. Горизонт перед нами расширяется; мы видим после деятельности Христа больше, чем мог открыть Малахия, и даже больше, чем мог предположить Иоанн Креститель в темнице. То, что Малахия находится всё ещё в пределах ветхозаветного горизонта, можно понять уже из того, чтó после дня Яхве наполнит Его радостью: жертвоприношения Иудеи и Иерусалима, которые будут совершать перед Яхве сыновья Левия надлежащим образом (Мал. 3,4). Таким образом, мы находимся ещё в пределах иудейского народа. О спасении, в котором будут участвовать также другие народы, ещё не говорится. Эти народы продолжат свое существование и будут восхвалять Иудею, потому что иудейский народ будет жить в великолепной земле (Мал. 3.12). Великий день Божьего Последнего суда в Новом Завете касается всех народов, и таким образом, он намного обширнее, чем пророчествует Малахия. У Малахии “обычная” история продолжается, но уже при очень благоприятных условиях для Иудеи. В Новом Завете великий день Суда приносит завершение всей истории.
Таким образом, после Малахии история идет дальше, несмотря на то, что слушающие пророка люди ожидали, что возвещенный им день уже приближается. Это не было так, если принять во внимание, что между Малахией и приходом “Ильи” прошло около четырех столетий. А между приходом предтечи и днем, когда Бог (Иисус Христос) придет с Последним судом, уже лежит почти две тысячи лет. Разделение времени на этапы, которое нужно до тех пор, пока не настанет день Яхве, становится нам понятным только из Нового Завета. После страданий и смерти Иисуса наступает время для того, чтобы сделать все народы учениками Иисуса (Мф. 24,14).
Бог может даровать очень долгое время для распространения Своего Евангелия милосердия и терпения (2 Петр. 3,4сл.), прежде чем наступит день, о котором пророки и новозаветные верующие возвещали, что он придет скоро. Из Книги пророка Малахии нужно также понять, что Яхве появится “внезапно” (Мал. 3,1). Однако, как мы уже говорили [см. 4.4.1], это “внезапно” не означает “тотчас”.
Истолкование, согласно которому в утверждении «как о нем написано» (Мк. 9.13) слово «нем» относится к Иисусу, а не к “Ильи”, на мой взгляд, надуманно. Действительно, в Ветхом Завете нигде выразительно не написано, что они сделали с Ильей, что хотели, но от страданий он не был огражден, как написано в ветхозаветных историях о нем.
Я соглашаюсь с Риддербосом [Ridderbos 1952,232] и Вонком [Vonk 1983,936] касательно катастрофических последствий отвержения и даже умерщвления “Ильи” (Иоанна Крестителя).
Йохем Даума. «Комментарий к Ветхому Завету» в 4 т.
Готовится к публикации издательством «Коллоквиум».
2009–2012 гг.
© Ukraine Cie Hattem
Комментарии: