Йохем Даума
Малые пророки III. Софония, Аггей, Захария, Малахия
3. КНИГА ПРОРОКА ЗАХАРИИ
3.2. Захарии 1. Первое видение
1. Из первого послания, которое Захария должен передать народу, можно заметить, что в отношениях завета, которые народ поддерживает с Яхве, ещё много чего недостаёт. Иначе не было бы призыва к покаянию после того, как иудеи в двадцать четвертый день шестого месяца – значит, два месяца спустя (срн. Зах. 1,1 с Агг. 1,15) – вновь принялись за строительство храма. Приблизительно через месяц будет уже заложен фундамент храма (срн. Зах. 1,1 с Агг. 2,18). Но, как видно, ещё нужно слово предостережения. После восьми видений, о которых сообщается, начиная с Зах. 1,7, пророк снова укажет на необходимость принять во внимание завет с Яхве (Зах. 7,9сл.; 8,16сл.).
Захария должен напомнить иудеям их историю. Нынешнее поколение снова чувствует на себе гнев Яхве, который часто изливался на их праотцев из-за их непослушания. В этом случае можно вспомнить падение Иудеи и наказание изгнанием (Ис. 47,6; 54,8сл.; 64,4.9). Однако в поведении возвратившихся иудеев также много чего недостаёт. Разве плохие урожаи –это не следствие этого (Агг. 1,10сл.; 2,15сл.)? Прекрасно, что иудеи всё же приступили к строительству храма, но этого недостаточно, чтобы говорить о полном восстановлении их связи с Яхве. Ведь оно охватывает больше, нежели строительство храма. Народ должен покаяться всем сердем. Изменения будут только тогда, когда народ сердцем обратится к Яхве: “Обратитесь ко Мне, и тогда Я обращусь к вам, – говорит Яхве, Бог небесных сил” (Зах. 1,3; см. также Мал. 3,7; срн. 2 Пар. 30,6).
Здесь не сказано, какую именно форму должно иметь покаяние. Призыв будет основываться на желании Яхве, чтобы люди всем сердцем отдавались строительству храма. Однако существуют также недостатки, которые напоминают о грехах их праотцев. Они ходили злыми путями и делали злые дела (Зах. 1,4).
Когда тогдашние пророки призывали Израиль обратиться от злых путей и злых дел, этот призыв не был услышан. Пророк понимает, что праотцы упокоились, а пророки, которые их предостерегали, также отошли в вечность. Они все умерли. Тем не менее, современные пророку иудеи должны вынести два урока из прошлого.
В первую очередь, слова и законы, которые Яхве передавал прежним поколениям через Своих пророков, остаются действенными и сейчас. Люди могли убедиться в этом. Теперешнее поколение может вспомнить своих собственных родителей, которые умерли в изгнании (Зах. 1,6а)! Во-вторых, праотцы также знали о покаянии (Зах. 1,6б). При этом я (в отличие от того, что в NBV предполагается кавычками) считаю, что стих 6б относится не к поколению Захарии, а к праотцам. Теперешнее поколение также должно осознать, что слова и законы Яхве не теряют своей силы и таким образом призывают к обращению.
Собственно говоря, если рассмотреть части этого послания, Захария ничего нового не сообщает. Его содержание повторялось снова и снова (срн. Втор. 28,2.15.45; Иер. 25,3сл.; Плач. 2,17; Иез. 24,14).
Иногда в слове пророки в Зах. 1,5 видят лжепророков. Однако мне кажется неправдоподобным, что в стихе 5 подразумеваются другие пророки, чем те, которые упомянуты в Зах. 1,4.6.
NBV, вероятно, исходит из того, что современные иудеи (“народ”) обратились и что соответственно в Зах. 1,6б не говорится об обращении их праотцев. Соглашаясь с другими толкователями [как Van der Woude 1984,26v], я не считаю это очевидным. Это было бы тем более сомнительно, если это обращение было условием получения следующих восьми видений с их радостными сообщениями. Как уже было сказано, предостережения со ссылкой на праотцев звучат и после этих видений.
2. Яхве снова обращается к Захарии три месяца спустя, в одиннадцатый месяц – то есть в шеват (вавилонское название этого месяца). На этот раз Захария получает первое из восьми видений. Впрочем, вполне вероятно, что все восемь видений он получил за одну ночь. Видение отличается от сна тем, что его созерцают, бодрствуя, в то время как сны видят спящие. Из Зах. 4,1 видно, что пророк всё же спал между видениями. Сведения о видениях в Ветхом Завете показывают нам, что они всегда связаны с раскрытием того, что произойдёт в близком или далеком будущем. Складывается впечатление, что видения Захарии не так сильно влияли на него физически, как это было в случае с Авраамом (Быт. 15,12) и Даниилом (Дан. 7,28; 8,27). В большинстве случаев простые слова “я поднял мои глаза” выступают началом нового видения.
Все видения происходят на небесах. Появляются ангелы, а возле них и возле пророка пребывает Яхве.
В первом видении пророк видит человека на рыжем коне между кустами мирты, находящимися в долине у воды. Немного дальше Захария видит больше коней разного цвета: рыжих, золотисто-рыжих и белых. Он спрашивает ангела, который будет присутствовать во всех видениях, чтобы тот истолковал все это. Ангел отвечает, что он покажет Захарии, о чём тот спрашивает. Таким образом, он не отвечает сам, поскольку ответ слышится от человека, который стоит между миртами и сидит на рыжей лошади. Он, вероятно, вождь других всадников, стоящих позади него. Начальник всадников рассказывает Захарии, что Яхве послал их, чтобы они объехали землю. Однако на вопрос Захарии ещё не дан полный ответ, так как всадники теперь вместе отвечают третьему лицу, а именно, ангелу Яхве, который находится между кустами мирты. Ему всадники дают отчёт об их поездке вокруг земли: “Обошли мы землю, и вот вся земля в мире и спокойствии”.
Эти слова не такие мирные, как кажется. Ведь ангел взывает к Яхве: “Яхве, Боже небесных сил – Тот, Который владеет всеми силами – сколько ещё пройдёт, как Ты сжалишься над Иерусалимом и городами Иудеи, на которых Ты уже гневаешься семьдесят лет?” Полное спокойствие по всей земле, включая Иудею, – это тревожная весть. На вопрос отвечает Сам Яхве, причём ангел, который сопровождает Захарию, выступает как посредник. Яхве говорит ему утешительные и ободряющие слова, которые этот ангел, в свою очередь, снова передает Захарии.
В ответе Яхве прослеживаются две мысли: исполненный любви, Яхве выступает в защиту Иерусалима и Сиона, в то время как Он кипит от гнева к “самодовольным народам”. Он выпустил Свой гнев на Израиль, а эти народы ещё сильнее проявляли зло по отношению к Его народу. Яхве подключил вавилонян и ассирийцев, чтобы наказать Свой народ, а они проявили самодовольство и высокомерие. Секира начала подниматься на Яхве, который рубил ею (Ис. 10,12сл.; срн. Авв. 1,12сл.; 2,5сл.)!
Через сопровождающего его ангела Захарии было передано не всё, что ответил Яхве. В Зах. 1,16.17 мы находим дополнение. Яхве обращается с жалостью к Иерусалиму и велит отстроить Его дом. Здесь впервые сказано прямо о восстановлении храма. Как с момента оставления храма (срн. Иез. 9,3; 10,4; 11,22сл.) началось время гнева и наказания Яхве, так с Его поселения в Иерусалиме снова начинается время милосердия. Потом провозглашается о восстановлении всего Иерусалима. Землемерная вервь протянется по Иерусалиму в знак начала его восстановления.
Однако Захария от имени Яхве должен передать ещё кое-что: города в земле Яхве снова будут процветать. Это станет результатом утешения, которое Яхве снова приносит Сиону, и возобновления избранности Иерусалима. Тогдашнее положение Иерусалима было ещё плачевным. Конечно, там были обжитые дома (срн. Агг. 1,4), однако город был ещё пуст (Неем. 7,4). Не только восстановление храма и города послужит свидетельством милосердного возвращения Яхве к Своему народу, но также через экономическое процветание городов Яхве подарит утешение и покажет, что Он снова избрал Иерусалим.
Сочетание экономического благополучия и восстановления храма встречается также в Книге Аггея (Агг. 2,18сл.).
Сон и видение не стоит слишком разделять, как следует из Ис. 29,7, где сон и видение употребляются как синонимы.
Из того, что при последующих видениях не указывается дата, можно предположить, что все видения пророк увидел за одну ночь. В Зах. 4,1 указывается на краткий перерыв между четвёртым и пятым видением.
Не все толкователи считают, что наряду с ангелом, “который говорил со мной” (лат.: angelus interpres, то есть истолковывающий ангел), и всадником между кустами мирты можно говорить ещё о третьем лице, то есть об ангеле Яхве. Многие полагают, что упомянутый всадник и ангел Яхве – это одно и то же лицо. Для этого следует объединить указания “человек” для всадника и “ангел” для ангела Яхве. Я считало, что было три фигуры, две из которых стояли “между миртами”, то есть всадник на рыжей лошади как начальник всех всадников и ангел Яхве. Об этом особенном ангеле см. 2.2.3.
В Зах. 1,15 дословно сказано, что народы пришли помочь Яхве [евр.: ‘zr]. Это слово встречается часто (срн. Ис. 63,5: Яхве не находит помощника). Однако народы помогли “злом” [Зах. 1,15, евр.: ‘āzerū lerā‘ā] и не считались с тем, что Яхве стремился не уничтожить Свой народ, а наказать.
3. Для более детального толкования первого видения следует обратить внимание на некоторые подробности.
Весьма заманчивой кажется идея придать значение цветам коней. Разноцветных коней мы встречаем также в Зах. 6 и Откр. 6. Были попытки увидеть четыре, а не три цвета в вышеупомянутых главах. Но в тексте говорится лишь о трех. Точные цвета, кстати, трудно определить. Некоторые считают, что мы имеем дело фактически с двумя группами цветов, причём в первой (куда входят два цвета) доминирует красный, а во второй группе – белый. Всадники были посланы вступить в бой со злом (“красный”). Одновременно их победа заранее ясна (“белый”). То, что ещё не дошло дело до битвы, а всего остановилось на разведке, не исключает того, что позже всё-таки будет битва.
Какой же задний план большой тишины, которую всадники встретили при объезде земли? Предполагается, что речь идёт о ситуации в Персидском царстве. После смерти Камбиса, сына царя Кира, Дарий I (521-486 до н.э.) взял всю власть в свои руки. На протяжении нескольких лет он уничтожил всех своих противников. Во время похода в Египет армия Дария в 519-518 гг. до н.э. (то есть через некоторое время после видений Захарии) проходит через Иудею, где полным ходом идёт строительство храма, которое поддержал также новый царь. Он был заинтересован в том, чтобы отношения с Иерусалимом были хорошие. Ведь Иудея занимала стратегическое положение в отношении Египта.
Большой покой, о котором докладывают всадники после своего осмотра, хорошо согласовывается с уничтожением противников Дария, которое уже было или через некоторое время станет свершившимся фактом. Что ж, у Дария больше не было противников, и народы покорились его власти. На первый взгляд, может показаться, будто царящий мир является хорошим условием для восстановления народа Яхве после изгнания. Сначала так и выглядело. Изгнанию пришёл конец, когда царь Кир уничтожил вавилонян. Но что будет происходить дальше? Мы знаем, что отношение персов к иудеям ухудшилось и строительство храма остановилось.
“Сколько ещё будет так продолжаться…?” – восклицает ангел Яхве, обращаясь к Самому Яхве. Ангел Яхве, который заступается за народ Израиля, знает, что Яхве сопереживает Своему народу (Ис. 63,9). Ангел Яхве не удовлетворяется тем “миром”, который царит на земле. И ангел обращается к Яхве не зря. Доклад всадников тронул также сердце Яхве и побудил Его сказать “утешительные и благие слова” (Зах. 1,13). Таким образом, ситуация изменится.
Эти изменения коснутся трех аспектов: строительства храма, восстановления города и нового благосостояния после экономического возрождения (Зах. 1,16сл.). Обратите внимание, что восстановление храма идёт на первом месте. Этот приоритет мы увидим также в следующих четырех видениях. Всадники – это как глаза Яхве, которые показывают Ему, что происходит в мире. Он всезнающий, и это должно успокоить иудейский народ. Ведь реакция ангела Яхве показывает, что Яхве не удовлетворен установившимся покоем в мире. Три дела, которые в планах Яхве, будут реализованы после всего противостояния, которое испытал народ после обнадёживающего начала.
В вопросе сокращения трёх к двум основным цветам я присоединяюсь к Ригнеллу [Rignell 1950,33v]. Рыжий и золотисто-рыжий цвет [евр.: ’adūmīm и śerūqqīm] говорят о двух оттенках красного.
О политической ситуации около 520 года до н.э. смотрите К.Р. Веенгофа [BH³462vv]. Он пишет, что Дарию I, члену младшей ветви Ахаменидов, удалось спасти персидский трон от мага Гауматы, который восстал против Камбиса.
Первое видение, которое показывает всеведение Яхве, напоминает заключительное восьмое видение, которое рассказывает о всемогуществе Яхве. Я присоединяюсь к Кэрол Меерс и Эрику Меерсу [Meyers en Meyers 1987,128] и возвращаюсь к этому при обсуждении последнего видения [см. 3.7.2].
Йохем Даума. «Комментарий к Ветхому Завету» в 4 т.
Готовится к публикации издательством «Коллоквиум».
2009–2012 гг.
© Ukraine Cie Hattem
Этот материал еще не обсуждался.