23.01.2010
Скачать в других форматах:

Дональд Инглиш

Евангелие от Марка

6:14-8:26     4. Посланническая миссия за пределами Галилеи

1. Смерть Иоанна Крестителя (6:14-29)

Царь Ирод, услышав об Иисусе, — ибо имя Его стало гласно, — говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. 15 Другие говорили: это Илия. А иные говорили: это пророк, или как один из пророков. 16 Ирод же услышав сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых. 17Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. 18Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. 19 Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. 20 Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святый, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствие слушал его. 21 Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским. — 22 Дочь Иродиады вошла, плясала иугодила Ироду и возлежавшим с ним. Царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе. 23 И клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. 24 Она вышла и спросила у матери своей: чего просить ? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. 25 И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря:хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. 26 Царь опечалился; но, ради клятвы и возлежавших с ним, не захотел отказать ей. 27 И тотчас послав оруженосца, царь повелел принести голову его. 28 Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей. 29 Ученики его, услышавши, пришли и взяли тело его и положили его во гробе.

Чтобы не создалось впечатления, что миссионерская деятельность учеников проходила в спокойной обстановке, Марк включает рассказ о том, как встретил свой конец великий предвозвестник Иисуса Иоанн Креститель. Этот промежуточный эпизод дает нам понять, что эффективность благовестия не гарантировала благожелательных ответов со стороны аудитории, как нам иногда представляется. Напротив, благовестие часто приводило к обострению и ужесточению отношений с оппозицией. Это единственная во всем Евангелии история, не касающаяся непосредственно Иисуса. Рассказывая ее, Марк намекает на то, что ожидает Иисуса, и подчеркивает, что Ему также предстоит пройти путь истинного ученичества.

В истории с Иоанном Крестителем мы видим подробности, которые предвосхищают предстоящие Иисусу допросы, осуждение и казнь. Появление в повествовании Ирода несколько напоминает ветхозаветный рассказ о Иезавели и Илии(ЗЦар. 16:29—34; 19:1—3). Однако все это вовсе не означает, что именно эти соображения продиктовали Марку форму рассказа.

Неудивительно, что Ироду рассказали об Иисусе (6:14). Здесь речь идет об Ироде Антипе, правителе Галилеи и Переи с 4 по 39 г. н.э. Марк дает ему почетный титул царь (традиция Рима или просто популярное слово?), в то время как Марк и Лука называют его более официально — «четвертовластник» (Мф. 14:1; Лк. 9:7).

В тексте не говорится, что именно слышал Ирод — конкретно ли о миссии учеников, или о служении Иисуса вообще. Контекст отрывка после 6:12,13 предполагает первое, ссылка же на имя Иисуса (6:14) указывает на последнее. Однако нет никаких оснований опровергнуть обе эти возможности. Наиболее вероятным ответом может послужить комментарий Андерсона о том, что «имя человека (ср. также: 9:37-39,41; 13:6,13) тождественно всей его личности, выражающейся в его словах и действиях»1.

Хотя некоторые комментаторы предпочитают в стихе 14 вариант «некоторые говорили...», лучше все же читать этот стих как в большинстве рукописей — «Ирод... говорил...». Этот вариант не совсем сочетается со стихом 15 («другие говорили... а иные говорили...»), но сосредотачивает наше внимание на муках совести Ирода, ибо именно он был центральной фигурой, ставшей причиной смерти Иоанна. Ирод осознавал, что совершил грех, приказав обезглавить Иоанна. А вести о проповеди Иисуса и Его чудесах оживили этот грех в его памяти.

Слова Ирода «...это Иоанн... он воскрес из мертвых» (16) являются вводными словами истории о том, как умер Креститель. В стихах 17-20 рассказывается о взаимоотношениях Ирода с Иоанном, а стих 19 дополняет это повествование рассказом о страшной мести Иродиады.

В этой истории существует одна неясность. Иосиф Флавий («Древности», XVIII, 5.1) пишет, что Иродиада была замужем за Иродом, сыном Ирода Великого и Мариамны П. Марк говорит, что она была женой Филиппа. Самым известным членом семьи под этим именем был Филипп-четвертовластник, женившийся на Саломии, дочери Иродиады, которая своим танцем и зловещей просьбой сыграла роковую роль в драме, рассказанной Марком, хотя в некоторых древних рукописях это имя вообще не упо-минается. Р. П. Мартин предполагает, что Ирод, за которого вышла замуж Иродиада, также назывался и Филиппом1. Вряд ли можно согласиться с тем, что Марк «ошибся».

Иоанн Креститель постоянно обличал Ирода в том, что он нарушил святой закон, взяв жену брата (Лев. 18:16; 20:21). Ирод отверг свою первую жену, дочь Ареты, царя Аравии, и, согласно Иосифу, потерпел в результате этого военное поражение. Иродиада покинула своего мужа или разошлась с ним, чтобы жить с Иродом. Иоанн не давал им обоим забыть о неправедности этого поступка, хотя они по-разному реагировали на его слова.

Ирод посадил Иоанна в темницу, отчасти чтобы сохранить его (17,20), а также потому, что не хотел публичных обвинений со стороны нового пророка и проповедника. Однако он не собирался убивать его, какхотела Иродиада (19). Он, скорее, слушал Иоанна со смешанным чувством страха, радости и внутреннего беспокойства (наиболее вероятное прочтение рукописей, хотя и не всех). В качестве еще одной причины заточения Иоанна Матфей в своем Евангелии упоминает также и страх Ирода перед праведным возмущением народа (Мф. 14:5). Такое смешение чувств было свойственно характеру Ирода, как мы убедимся позже. Однако просто слушать Иоанна и пытаться защитить его, поскольку он муж праведный и святый (20), было, видимо, недостаточно в условиях разгоревшейся не на шутку борьбы. Нужно было решиться и принять либо одну, либо другую сторону. Колебания и нерешительность Ирода привели к гибели великого пророка.

 

Anderson. P. 167.

 

' Martin. Action. P. 47.

Сцена, нарисованная в стихах 19, 21—29, напоминает историю Есфири, решающей судьбу своего врага. Несложно разрешить и кажущееся противоречие в тексте, касающееся места, где произошла трагедия, — в Тивериаде, поскольку главная резиденция Ирода находилась там, или в Махероне, где, по утверждению Иосифа Флавия, умер Креститель? Скорость, с которой расправились с Иоанном, требует признать тот факт, что темница Иоанна находилась неподалеку от дворца, где устроил пиршество Ирод. По всей видимости, Ирод пировал в Махероне. Нет ничего странного и в том, что царевна пляшет перед собравшимися гостями. Следует лишь сопоставить «нормальное» поведение в семье Ирода и связать его с мстительным характером Иродиады, которая получила блестящую возможность воспользоваться возникшими обстоятельствами (21). Мартин цитирует следующие слова Т. У. Мансона об Иродиаде: «Единственным местом, на котором можно было написать ее свидетельство о браке, была оборотная сторона свидетельства о смерти Иоанна»1.

Безрассудное обещание Ирода царевне, возможно данное в состоянии алкогольного опьянения, напоминает такие эпизоды из Книги Есфири, как 5:3,6; 7:2 и 3 Цар. 13:8. Однако этот факт не является основанием для сомнений в исторической подлинности повествования Марка, скорее он поднимает вопросы о надежности правителей. Конечно же, Ирод не мог отдать полцарства за танец, а потому равным образом нельзя было принимать его обещания так буквально.

И все же слова Ирода дали Иродиаде шанс достичь желаемого через послушную дочь. Дочь же, похоже, добавила ужасающую деталь, выразив желание, чтобы голову пророка принесли на блюде (25). Она была достойной дочерью своей матери! Жизнь Иоанна подошла к своему концу, ученики забрали и погребли его тело. Матфей (14:12) пишет, что они пошли и рассказали Иисусу о том, что произошло. В Палестине они становились все менее и менее значительной группой.

а. Цена, которую приходится платить ученикам

Марк подошел к наивысшему моменту в своем повествовании об ученичестве. Других таких моментов напряжения уже не будет вплоть до описания смерти Самого Иисуса. Тот, кто «подготовил пути» Мессии, не только не был освобожден Им из темницы, но и встретил свою смерть именно потому, что был верен до конца. Теперь мы начинаем понимать, почему Иисус основывал Свой призыв учеников не только на Своем учении, чудесах и простом следовании вместе с толпой. Его требования были слишком высоки. Быть учеником, как покажет вторая часть Евангелия, это значит следовать за Иисусом весь путь до креста и дальше. Как неоспоримо утверждает Р. П. Мартин1, Иоанн Креститель явился не только провозвестником Иисуса. В представлении Марка он стал и Его прототипом.

б. Истинная вера непоколебима и в тяжелые времена

Марк предназначал это послание читателям своего времени. В христианстве всегда наблюдалась тенденция слишком много внимания уделять чудесам, переживаниям и триумфальному характеру христианского опыта. Однако на практике христианское вероучение вначале привлекает и кажется эффективным (особенно молодым людям), но впоследствии оказывается трудно применимым к самым различным обстоятельствам повседневной жизни. В результате в одних случаях христианская церковь ограничивает жизнь и ожидания своих членов, а в других — ряды верующих постепенно редеют. Церковь пополняет свои ряды новыми членами. Успех делается достоянием гласности, о провалах молчат.

Марк в своем Евангелии делает попытку изменить односторонние взгляды современников на ученичество. Он рассказывает, что ученичество Иоанна Крестителя было не таким. И тем более значителен образец послушания Сына Божьего Иисуса. Обладая очевидной властью и совершенно осознавая все последствия, Он настойчиво продолжает Свой путь в Иерусалим к смерти, потому что этого требует борьба между злом и добром, ненавистью и любовью. Смерть Иоанна Крестителя показала, что далеко не всегда благовестие получает одобрение. Существует определенная цена ученичества, и ее нужно заплатить. Иоанн Креститель заплатил всю цену сполна.

В чем же заключается ученичество? В том, что человек, живущий по истине, ходит с Иисусом и в любви отдает себя Божьему

 

 

1 Martin. Action. P. 48, quoting: T. W. Manson. The Servant Messiah (Cambridge University Press, 1953). P. 40.

 

Martin. Mark.

 

служению миру. Наградой ему является не успех и не торжество, но твердая уверенность, что он верно служит Божьим целям в этом мире.

2. Иисус накормил пять тысяч (6:30-44)

И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили. 31 Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного. Ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда. 32 И отправились в пустынное место в лодке одни.

Это вступление содержит множество слов, типичных для Марка. Апостолы (30) — примечательное слово, которое встречается только в этом месте Евангелия от Марка. В рассказе Марка выделены два момента их работы в парах: о них апостолы возбужденно рассказывают Иисусу.

С одной стороны, наименование «апостол» лучше рассматривать как титул посланника, чем как более общее определение миссионера, поскольку такое наименование привлекает внимание к его особой роли. Слова Павла, сказанные несколько позже о том, что он был назначен Иисусом как апостол (1 Кор. 15:8—12; Гал. 1:1), показывают, как высоко ценилось это звание. Марк называет апостолами двенадцать учеников Иисуса. В этом определении звучат почет и уважение.

Но, с другой стороны, происхождение этого слова, как и краткое описание их работы у Марка, привлекает наше внимание и к другому аспекту истории. Если рассматривать фон еврейского слова saliah (арамейское fliha), то становится очевидным, что «посланник» — это не столько военная сила или колонизирующая партия, сколько официальный представитель какого-то лица, организации или общества. Как таковые апостолы посылаются с определенной миссией, после завершения которой их санкции теряют силу. В этой своей миссии они зависят от полномочий направившего их лица. Имеет значение только статус пославшего их лица, а не их собственный. Что касается самих апостолов, важна их функция и их роль, но не их положение. Положение и полномочия Иисуса подтверждаются тем, что апостолы возвратились к Нему с докладом (30), после чего Он принимает понятное всем решение отправить их в уединенное место для отдыха.

 

К этому следует добавить лишь то, как мало Марк рассказывает об этой первой миссии апостолов, как будто их возвращение с отчетом намного важнее, чем то, что они сделали во время своего служения. Не хочет ли Марк сказать, что ни проповедь, ни учение, ни исцеления и изгнание бесов не делают людей учениками Иисуса? Ключ в том, что Он их послал, они выполнили все то, что Он им велел, затем возвратились к Нему и оставались с Ним, пока Он опять не отправил их. Все, что они делали, могло быть плодами истинного ученичества, но никак не основанием. Основание — это принадлежность Самому Христу.

Теперь Иисус продолжает обучение (31) и решает отправить их подальше от постоянно прибывающих толп людей. Может быть, ученики предпочли бы остаться с Ним, но Он знает, что они устали и нуждаются в отдыхе. Определенно в Его ответе на их вопрос о том, как поступить с толпами людей, есть некоторая резкость (36,37). Но какими бы ни были Его мотивы, защитить ли их от накала и волнений только что обретенной ими мощной силы, уберечь ли от перенапряжения сил, но Он старается дать им отдых.

а. Выполнение своей роли важнее, чем положение

Понятие «апостол» и сегодня имеет большое значение. Поскольку все признают, что миссионерская деятельность христиан в мире является продолжением служения Иисуса и Его миссии, следовательно, христиане выполняют апостольскую миссию, данную всей Церкви, когда она была послана в мир, чтобы благовествовать ему (Ин. 17:18; 20:21). Из самого учения также становится ясно, что миссия апостолов в мире — концентрировать наше внимание на Пославшем, а не на посланных. Акцент делается на роли и функции апостола, а не на его положении. Действительно, повеление идти в мир исходит собственно из задачи этой миссии. Двенадцать должны были выполнить конкретную роль в качестве соработников и очевидцев служения Иисуса. И все же в большинстве деноминаций мы, похоже, с особой старательностью относимся к определению своего «положения», а не к определению своих «функций», более внимательны к «структурам», а не к «задачам», скорее беспокоимся о «самосохранении», нежели о «служении» и своей миссии по отношению к другим. Дело не в том, что в самом положении есть нечто неправильное или же в структурах кроется некое зло. Нет, просто они занимают слишком большое место в нашем сознании и деятельности, тогда как функции и служение слишком малы.

б. Человеческие слабости и ошибки учеников

Прежде чем перейти к следующему этапу в истории Марка, нам следует отметить, как Иисус напомнил ученикам об их человеческих слабостях и немощах. Они служили людям. Они были возбуждены всем произошедшим. Они, возможно, устали. Иисус помог им увидеть их человеческую природу и не стыдиться ее. Это Он носил в Себе скрытый источник, существование которого проявится позже, когда Он накормит тысячные толпы и пройдет по воде. Ученики же не должны были вообразить, что могут служить без отдыха и перерыва. Им нужен был покой и отдых, а еще более — возможность учиться. Как и нам.

33 Народ увидел, как они отправлялись, и многие узнали их; и бежали туда пешие из всех городов, и предупредили их, и собрались к Нему. 34 Иисус, вышед, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить ихмного. 35 И как времени прошло много, ученики Его, приступивши к Нему, говорят: место здесь пустынное, а времени уже много; 36 Отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и купили себе хлеба; ибо им нечего есть. 37 Он сказал им в ответ: вы дайте им есть. И сказали Ему: разве нам пойти ку-питьхлеба динариев на двести и дать им есть?38Но Он спросил их: сколько у вас хлебов? пойдите, посмотрите. Они,узнавши, сказали: пять хлебов и две рыбы. 39 Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве. 40 И сели рядами по сто и по пятидесяти. 41 Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. 42 И ели все и насытились; 43 И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов; 44 Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей.

В стихах 33,34 мы видим страстное желание людей видеть Иисуса. Галилея была очень маленькой областью, а лодки в те времена были такими невместительными, что путешествие по морю отнимало больше времени, чем сухопутное. У Марка не совсем ясно, где все это произошло. Лука говорит о Вифсаиде (Лк. 9:10), однако текст Марка достовернее, потому что в 6:45 он упоминает Вифсаиду как место, куда они перебрались после сотворения чуда с хлебами и рыбой («перебраться на другую сторону» озера; RSV). В некоторых рукописях упоминание о «другой стороне» опускается, и это снимает проблему. В любом случае Марк, как мы уже говорили, не стремится к определению точного местоположения. Его интересуют действия.

Но что происходит в действительности? Толпы людей стекаются к Иисусу (что характерно для Евангелия от Марка), и Иисус не гонит их, хотя иногда стремится защитить от них Своих учеников (31). Его отношение к народу передается словом сжалился (34) или «был исполнен сострадания», то есть Он был глубоко тронут положением людей. Это же слово использовано в истории о добром самарянине (Лк. 10:33) и, фактически, является стержнем, на котором держится вся притча. Интересно отметить, что это слово использовано только по отношению к чувствам и действиям Иисуса (Мк. 8:2; Мф. 9:36; 14:14; 15:32) или к поступкам тех людей в Его притчах, которые повторяли Его действия (Мф. 18:27; Лк. 10:33). Не хотят ли авторы Евангелий сказать, что такого рода сострадание может иметь своим источником только Иисуса или, по крайней мере, что Он являет Собой высший пример такого отношения? Так, несмотря на то, что ученики действительно нуждались в отдыхе и обучении, Иисус не отправил, не смог отправить толпы людей обратно, потому что они были как овцы, не имеющие пастыря (34). Нас трогает сердечность такого сострадания1. Нужды других — вот истинный мотив для христианского служения.

В противоположность Иисусу (35), ученики в некотором нетерпении замечают, что время уже позднее, что народу очень много и они находятся вдалеке от мест, где можно приобрести продукты питания. Толпы, казалось, ничего не замечали. Иисус, похоже, тоже не беспокоился. Может быть, ученики просто хотели остаться наедине с Иисусом или отдохнуть, потому и посоветовали Ему отослать народ по домам (36)?

Вряд ли они были готовы к ответу, который услышали от Иисуса. Они проповедовали, исцеляли, изгоняли нечистую силу. Теперь Он предлагает им и дальше подражать Его власти: «Вы дайте им есть» (37). Их реакция показывает, как мало, даже

1 Исторический фон этих образов можно найти в Чис. 27:17; 3 Цар. 22:17; 2 Пар. 18:16; Иез. 34:5.

 

теперь, они готовы довериться Ему, чтобы творить необычное. Они недоверчиво спрашивают, имеет ли Он в виду, что им нужно пойти и потратить огромные деньги, чтобы купить достаточное количество еды (37)? Так просто и выразительно подготовлена сцена для чуда, которое сотворит Иисус, накормив тысячи людей (38-44).

Существует множество объяснений того, что именно произошло и что это происшествие означает. Все эти объяснения варьируются между предположениями, что, воодушевленные деяниями Иисуса, люди поделились друг с другом своим хлебом, и мыслью, что было совершено таинство причастия, когда каждый из присутствовавших принял крошку хлеба.

Однако последнее объяснение принять трудно, потому что слишком многое в повествовании Марка указывает на это событие как на чудо. Резкий вопрос учеников в стихе 37 наверняка был бы смягчен, если бы определение всего случившегося как чуда было включено в повествование позже, но Марк ведет повествование в том порядке, в котором слышал от очевидцев. Есть и другие элементы, которые указывают на то, что рассказ записан со слов очевидцев: подробности в описании организации и места действия, а также попытка учеников разрешить проблему и накормить людей. Если бы у них была еда, чтобы поделиться ею друг с другом, проблем не было бы вообще. А если у них не было еды, то доли хлеба, полученной во время таинства причастия, конечно, было бы недостаточно. Марк утверждает, что Иисус накормил народ пятью хлебами и двумя рыбами (38). Мог Он это сделать или не мог — этот вопрос относится скорее не к тексту, а к нашему пониманию того, что Иисус мог делать и что Он делал.

Второй вопрос о значении чудесного насыщения тысяч -более сложный. Многих читателей-иудеев должна была поразить очевидная связь этого события с историей о насыщении странствующего народа в пустыне (Исх. 16), как и параллель с последней вечерей, описанной у Марка (Мк. 14:22-26). Однако все это совсем не означает, что Марк написал эту историю на основании двух упомянутых историй или же включил подробности одной или обеих в качестве дополнения к тому, что случилось на самом деле. Если Божья благодать проявляется в насыщении Его людей, тогда можно ожидать как повторения, так и сходства в различных обстоятельствах. С другой стороны, можio допустить и определенную связь между этими тремя историями. Но для правильного понимания того, о чем Марк рассказывает как о реальном событии, важны различия между ними. Разделение людей на группы по пятьдесят и сто человек в 39,40 (что вызывает сходство с учениками раввинов или с организованной военной силой, почему и появляются соответствующие слова в Ин. 6:14,15), возможно, является простой попыткой каким-то образом организовать толпы народа, идущие за Иисусом только потому, что им нравится слушать Его. Распределение присутствующих по рядам произошло оттого, что чисто организационно так было легче накормить огромное количество народа.

Описание того, как Иисус взял хлеб, попросил благословения у Бога, подняв глаза к небу, и раздал, вполне укладывается в обычное поведение отца еврейского семейства за едой (41). Упоминание того, что все насытились (42), также подчеркивает, что это был обычный прием пищи. После насыщения осталось двенадцать полных коробов хлеба, причем остатков оказалось больше того количества, с которого начали, что, собственно, отражает Божью благодать, характерную для Божьего Царства. То, что корзины здесь названы типичным еврейским словом, также вполне уместно, тогда как в 8:8 и 20 для обозначения корзин использовано слово, популярное среди язычников. На данный момент Иисус обеспечил достаточное количество провизии для удовлетворения нужд их плоти. Пусть это был не мессианский пир, но вполне достаточная трапеза для продолжения пути через пустыню к последней вечере и дальше. Он еще раз послужил людям, но большая часть Его служения была еще впереди. Его ученикам тоже предстояло еще многое понять, как покажет следующее событие.

в. Гибкость благодати

Следует отметить, что все это не совсем соответствовало планам Иисуса. Идея оставить толпы народа была хорошей и необходимой. Но Иисус не удовлетворил их чаяния облачить Его политической властью. В Евангелии каждый поворот событий указывает на скрытую движущую силу, действующую повсюду. Бог устанавливает Свое Царство. Даже Иисусу приходится приспосабливаться к возникающим обстоятельствам. В результате происходит чудо Божественного насыщения народа, напоминающее насыщение людей манной в пустыне и подготавливающее верных Господу к путешествию вперед, к моменту последней вечери.

Стратегии, планы, графики и цели — все это необходимо в текущей жизни церкви, но их следует воспринимать как вероятные, а не главные события. Некоторые самые эффективные моменты наступают тогда, когда события развиваются не так, как мы их запланировали, и мы чувствуем себя полностью растерявшимися и безоружными. Тогда нам нужно довериться Богу. В 1746 году, когда церковное методистское пробуждение в Англии находилось в точке своей наибольшей неопределенности, Джон Уэсли засвидетельствовал на методистской конференции: «Как только мы изъявляем желание следовать за Провидением, так оно и начинает постепенно открываться». В продолжительности такого состояния духа и заключается секрет укрепления методистской церкви и ее роста. Сила христианства в том, что мы осознаем свою неспособность контролировать то, что происходит вокруг нас и с нами.

г. Наши поступки должны определяться не теологией, а любовью

Нам нельзя упустить тот факт, что именно сострадание Иисуса к толпе и внутреннее волнение привели Его к действиям, побудили учить их и кормить как духовной и умственной, так и физической пищей. Он руководствовался вовсе не желанием сотворить чудо, поскольку оно не входило в Его планы. Причиной стремления дать людям учение и насытить их была Его восприимчивость к их нуждам. Так должно быть и в нашей жизни. Все наши споры о том, что Еангелие позволяет, а чего не позволяет; следует вовлекать христиан в тот или иной вид служения в мире, или нет, — должны подчиняться нуждам людей, окружающих нас. Так поступал Христос. И мы должны служить людям ради Христа.

3. Иисус вдет по воде (6:45—52)

И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ. 46 И отпустив их, пошел на гору помолиться. 47 Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле. 48Иувидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их. 49 Они, увидевши Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали. 50 Ибо все видели Его и испугались. И тотчас заговорил с ними и сказал им: ободритесь; это Я, не бойтесь. 51И вошел к ним в лодку; и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились. 52 Ибо не вразумилисъ чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено.

За одним замечательным чудом последовало другое, еще более выдающееся. Как и в случае с насыщением тысяч человек, наше суждение о достоверности произошедшего зависит от нашего восприятия того, Кто есть Иисус и как осуществлялась на земле Его власть. Однако нам нужно помнить, что наше отношение к этому будет зависеть, в свою очередь, от того, что рассказывают в своих Евангелиях Марк и другие авторы, так как они, в конце концов, — главные очевидцы. Они не были ни глупцами, ни обманщиками. Главной проблемой в вопросах демифологизации евангельских событий является появление в XX веке многих новых мифов, заменивших собой мифы первых веков. В результате становится непонятно, зачем вообще умер Иисус и почему Ему нужно было умирать ради сегодняшнего дня? Принимая истории в том виде, в каком преподносит их Марк, мы можем получить ответ на оба вопроса.

По всей видимости, воспоминаниями об этом событии поделился с автором Петр. Вполне типичным для рассказа очевидца является достаточно сложное для восприятия замечание в стихе 48 — хотел миновать их. Видно, как естественна власть Иисуса над природой и как мучительна борьба учеников, пытающихся осознать значение происходящего. Этот двойной угол зрения и является, видимо, главной целью Марка.

То, что Он заставил учеников... отправиться вперед (45) показывает, что Иисус хотел дать им отдых, в котором они так нуждались. Время этого происшествия определить сложно, учитывая следующие фразы: ...как времени прошло много... а времени уже много (35) и вечером (47). Однако вполне возможно разрешить эту проблему, если вместе с Тейлором воспринимать ссылку в стихе 35 в значении «день клонился к вечеру». Стихи 47 и 48 дают возможность предположить, что время действительно было позднее, намного позже того момента, когда следовало отослать толпу на поиски пропитания.

Марк опять возвращается к тому аспекту служения Иисуса, к которому он хотел бы привлечь наше внимание (46). В отдыхе нуждались не только ученики, Иисусу тоже было необходимо молитвенное общение со Своим Небесным Отцом.

После молитвы Иисус видит, как ученики борются с ветром на озере (48) и отправляется к ним прямо по водам озера. Следующее предложение приводит нас в такое же замешательство, как и предыдущее! Он хотел миновать их. Иногда нам приходится признать свою неспособность понять что-либо, заставляющую нас строить догадки. Мысль, что Он хотел добраться до противоположного берега прежде учеников, кажется надуманной, поскольку непонятно, зачем и с какой целью Он сделал бы это. Более убедительно звучит предположение, высказанное в Евангелиях от Луки 24:28 и Иоанна 20:15, согласно которому Иисус стремится помочь Своим ученикам обрести новое восприятие или большую зрелость. Хотя почему Марк не говорит об этом открыто — непонятно. Скорее всего, он просто остается верен своим источникам. В Евангелии от Матфея такой детали нет. Третий вариант — Иисус действительно шел мимо, чтобы испытать, извлекли ли они урок из предыдущего случая, когда Он успокоил разбушевавшееся море. В лодке они находились одни и чувствовали себя такими же одинокими, как и тогда, когда Иисус спал на корме. Теперь Он опять был с ними и опять ничего не делал, чтобы помочь им. Смогут ли ученики на этот раз понять, что они в безопасности, когда Он рядом?

Ответ — нет! Они не только не обрели уверенности в Его присутствии, но даже не узнали Его (49,50). Он появился таким образом, что не только не успокоил их, но, по сути, напугал. Их успокоение или испуг зависели от восприятия возникших обстоятельств в свете своего опыта. Они опять не выдержали испытания, вскричали и испугались (49,50). Когда Он дал о Себе знать обычным способом, ответив словами утешения и призывом не бояться, Своим физическим присутствием в лодке, они успокоились, как и тогда в шторм (50,51). Но и на этот раз они изумлялись и дивились (51).

То, как Марк объясняет очередную их неудачу, тоже удивляет (52), ибо мы ожидаем упоминания об эпизоде с успокоением шторма (4:35—41). Однако он не делает этого, и мы вправе спросить, какая связь существует между насыщением пяти тысяч человек и хождением по водам.

Объяснение можно найти в ветхозаветном прошлом. Бог кормил Свой народ не только манной небесной (Исх. 16), но и другими способами и в других местах (3 Цар. 17:8—16; 4Цар. 4:1—7, 42—44). Так, Он был известен как Бог, Который питает Своих людей (Неем. 9:15; Пс. 77:24,25). Участвуя в насыщении толпы, ученики лично почувствовали Бога, вновь чудесным образом кормившего Свой народ через Иисуса Христа. Они должны были обнаружить эту связь, ибо Ветхий Завет также говорит о Боге, ходящем по водам или проходящем через воды (Иов. 9:8; 38:16; Пс. 76:20; Ис. 43:16). Совсем необязательно, чтобы они вспомнили эти отрывки. Скорее, опыт любого такого чуда должен был стать для них путем к пониманию, с Кем они так долго общались. Иисус, их Учитель, был наделен такой властью, которую они могли бы предполагать только в Боге, явленном в Писании. Однако для них, по-видимому, время понимания еще не наступило. Они все еще воспринимали каждое чудо как нечто самостоятельное. Они приписывали их Иисусу, но не научились еще видеть глубже и дальше, чтобы обнаружить Тот Источник, Который сразу бы открыл им глаза на то, Кто Он есть.

Этим можно объяснить слова Иисуса, шедшего по водам: Это Я (Я семь Сущий), которые напоминают Божественное самоопределение, данное в Ветхом Завете (Исх. 3:14; Ис. 41:4; 43:10; 52:6). Как мог Он, не выходя за рамки Своего перевоплощения и не навязывая Своей воли, высказаться яснее о том, что ждет от них доверия веры?

У нас много общего с первыми учениками

Очень легко критически оценивать первых учеников и даже не верить рассказам Марка об их явной неспособности видеть то, что так очевидно для нас. Понять их нам помогут три вещи. Во-первых, большинство из нас не были воспитаны в сильной монотеистической вере, как иудеи. У нас собственные трудности с пониманием Божественности Христа, однако нет тех проблем, с которыми сталкивались иудеи, когда им нужно было поверить в Человека, появившегося среди них в образе Иисуса.

Во-вторых, мы читаем евангельскую историю, обладая значительным преимуществом, — мы знаем о конце этой истории и о дальнейшем развитии христианского учения. У нас нет бремени сомнений, как у них, когда будущее пугало их своей неизвестностью — «сможем ли мы выстоять до конца?» и «как долго это продлится?» или «что будет, если оппозиция действительно усилится?». Им приходилось жить с этим. Они даже не могли себе представить, что дела пойдут настолько плохо и, в то же время, хорошо, как оказалось впоследствии. Наше огромное преимущество — знание о кресте и воскресении.

В-третьих, мы часто узнаем в них себя. Мы можем быть праведными, когда Бог приходит к нам во Христе по знакомым дорожкам (даже когда эти дорожки сотворены чудом), если они понятны и убеждают нас. Как великолепно раздавать хлеб толпе, зная, с какой малости начал Иисус. У многих из нас есть собственный опыт столкновения с подобными событиями. Но можем ли мы представить себя там, среди ночи, когда яростный ветер грозил опрокинуть лодку, а грести было так тяжело, когда собственная жизнь была под угрозой, а мимо по водам проходила неясная фигура?

Многие христиане прошли через опыт подобного рода. Такое случается, когда на нас обрушиваются неприятности или беды, когда близкие друзья причиняют нам боль, когда одолевают болезни и одиночество или нас обступает духовная пустыня. Тогда Учитель, щедро раздающий хлеб толпам людей, превращается в туманную фигуру в штормовом море и «хочет миновать нас». В такие моменты очень легко испугаться и вскричать. Но цель подобных переживаний — добиться противоположного эффекта. Они нацелены на укрепление нашей веры, они показывают нам, что мы растем, они являются сигналом, удостоверяющим, что Иисус доверяет нам, зная, что мы выдержим любой шторм. Теперь уже нет необходимости постоянно держать нас за руку, потому что Бог и Отец нашего Господа Иисуса Христа, Который кормит Свой народ, успокаивает шторм и ходит по воде, никогда не покинет и не оставит нас. В этом смысле самые темные дни, сквозь которые лежит наш путь, могут принести нам и самую высокую степень внутреннего озарения.

4. Толпы стекаются к Иисусу (6:53—56)

И переправившись прибыли в землю Геннисаретскую и пристали к берегу. 54 Когда вышли они из лодки, тотчас жители, узнавши Его, 55 Обежали всю окрестность ту и начали на постелях приносить больных туда, где Он, как слышно было, находился. 56И куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись.

Марк вновь подчеркивает популярность Иисуса в народе, хотя и не утверждает, что все, приходившие к Нему, стали Его истинными учениками. Напротив, здесь не упоминаются ни учение, ни проповедь. Люди, похоже, приходили затем, чтобы получить исцеление или просто прикоснуться к краю Его одежды. Конечно, они нуждались и в большем, однако здесь автор не говорит, что они просили чего-либо, кроме физического здоровья.

Геннисарет (53) — вероятно, — плодородная долина к югу от Капернаума. Многие исследователи считают, что, направляясь в Вифсаиду, Иисус и Его ученики несколько свернули в сторону. Толпы настойчиво шли за ними (54—56)! С огромным энтузиазмом люди приносили больных на постелях (55). Иисус, как любой еврей, должен был носить на краях Своей одежды кисти (Чис. 15:37 и дал.; Втор. 22:12). Люди были настолько уверены в огромной концентрации Божественной силы в личности Иисуса, что даже прикосновение к Его одежде считали достаточным для того, чтобы получить желаемое исцеление (5:28). И они принимали это, и пользовались этим. Остальное они, похоже, упустили. Эта сцена придает повествованию Марка еще большую выразительность.

5. Религиозная оппозиция усиливается (7:1—23)

Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима; 2 И увидевши некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть, неумытыми руками, укоряли. ЗИбо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умывши тщательно рук; 4 Ипришедши с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей. 5 Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб? 6 Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас лицемерах Исайя, как написано: «люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня; 7 Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим»; 8 Ибо вы, оставивши заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. 9 И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? 10Ибо Моисей сказал: «почитай отца своего и мать свою»; и: «злословящий отца или мать смертию да умрет». Л А вы говорите: кто скажет отцу или матери: «корван, то есть, дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался», — 12 Тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, 13 Устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное. 14 И призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте. 15 Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. 16Если кто имеет уши слышать, да слышит! 17 И когда Он от народа вошел в дом, ученики Его спросили Его о притче. 18 Он сказал им: неужели и вы так непонятливы ?неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? 19 Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища. 20Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека; 21 Ибо извнутръ, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, 22 Кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. 23 Все это зло извнутрь исходит, и оскверняет человека.

В этом отрывке мы видим продолжение темы и понимаем, что обвинение против Иисуса со стороны иудейских лидеров готовится самым тщательным образом. Оппозиция иудейских религиозных властей становится все более интенсивной. Марк раскрывает основные вопросы возникших между двумя сторонами разногласий. Мы можем еще раз убедиться, что Марк пишет для язычников, поскольку он часто поясняет то, что большей части иудеев известно (7:3-4,11).

Иерусалим в Евангелии от Марка (7:1) явно представлен как центр оппозиции иудеев. Поэтому приход фарисеев и учителей закона из Иерусалима свидетельствует о растущей напряженности.

Первый вопрос (2—4) касается церемониальной нечистоты. Ученики Иисуса не выполнили правил, связанных с приемом пищи (2), и Марк объясняет природу этих правил (3,4). Текст отрывка не так прост, как кажется. Во фразе не умывши тщательно рук использовано греческое слово, означающее «кулаком». В некоторых рукописях в этом стихе мы находим либо похожее выражение, либо это слово опускается вовсе, однако именно представленный нами вариант является правильным. Это выражение может означать мытье сложенной в кулак руки ладонью другой руки или омытие рук до запястья, или же использование полной ладони воды, а не большего количества. Кранфилд1 предлагает сравнить действия, перечисленные в этой фразе, с действиями, описанными в стихе 4.

Мы не можем быть уверены в том, что все евреи (3) следовали этим правилам. Марк утверждает, что это был распространенный обычай, особенно после возвращения с рынка (фразу «при-шедши с торга» лучше перевести как «все, что приходит с рынка») , поскольку как люди, так и предметы могли быть осквернены прикосновением язычников в толпе и, следовательно, стать ритуально нечистыми. Даже тень язычника, упавшая на блюдо или тарелку, могла осквернить их.

В основе всех этих споров лежали предания старцев. Предания относились к устной иудейской традиции, которая являлась дополнением, объясняющим некоторые детали законов, их скрытый смысл и применение. Эта тема была поднята оппонентами Иисуса, которые основывали свои обвинения на предании (5), то есть на учении, переданном предками. Совершенно ясно, что невыполнение учениками Иисуса ритуальных предписаний ставило под угрозу само основание, закон, как его понимали религиозные лидеры. Фарисеи и книжники выдвинули такое обвинение, которое могло заинтересовать толпу, поскольку слишком многое в жизни людей находилось под влиянием этих принципов2.

Иисус ответил на обвинение, Сам перейдя в наступление (6—8). Он использовал цитату из Септуагинты, греческой версии Ветхого Завета. Но ни масоретский текст (еврейская версия), ни Септуагинта сами не являлись основанием для критики, с которой выступил Иисус. Фарисеи и книжники возвысили

1  Cranfield. P. 233.

2  То, что эти вопросы продолжали волновать и растущую христианскую церковь, становится ясно из Деян. 15:19-21; 1 Кор. 8:4-13; 10:23-33; Гал. 2:11-17; Рим. 14:14-23; Кол. 2:20-22 и Евр. 13:9,10.

 

собственные, человеческие правила до уровня Божественного закона, и тем самым фактически отвергли истинную цель и дух самого закона. Таким образом, они могли выполнять религиозные ритуалы словом и делом, зависеть от правил, передаваемых через «предания», не будучи в то же время верными сердцем духовным замыслам закона (6, 7). В результате Божий закон по сути дела был отставлен в сторону и ему предпочли человеческое учение и предания, основанные на этом законе (8).

Далее Иисус, стремясь проиллюстрировать положение, приводит конкретный пример (9-13) — вопрос о корване (11). Это арамейское слово, использованное в тексте, транслитерирует еврейский эквивалент, который часто встречается в Левите, Числах и Книге Пророка Иезекииля и означает «пожертвование Богу». Корень еврейского слова имеет значение «поднести» и подразумевает, что дар, принесенный Богу, свят и его нельзя использовать для других нужд. Поэтому иногда то, что было пожертвовано Богу, называли «корваном», даже если оно оставалось в пользовании собственника, просто его нельзя было использовать для обычных целей.

В том примере, который приводит Иисус (был ли это реальный или предполагаемый случай?), человек объявляет корваном то, что он мог бы использовать для помощи родителям (11). Это, по мнению Иисуса, идет вразрез с требованиями закона, касающимися обязанностей детей по отношению к своим родителям (10). Однако предание оправдывает такого человека и освобождает его от этих обязанностей (12).

Неясно, всели иудейские религиозные учителя придерживались такого мнения, но точно известно, что корван охранялся от употребления его в обычных целях. Скорее всего, Иисус не выдвигает обвинений против самих преданий или против использования их в жизни людей, но говорит о том, что осуждение поведения Его учеников со стороны фарисеев выявляет (как заявлял Исайя) их уход от почитания самого закона (а значит и Бога, Который дал его) и превознесение преданий (а значит и человеческого фактора, который породил их). Они не подчиняют сердце и дух Богу, а применяют в своей жизни правила, изобретенные людьми. Итак, Он заявляет: •аИ делаете многое сему подобное» (13).

В подтверждение сказанному Иисус говорит и о том, что на самом деле оскверняет человека (14-23).

Это, конечно, не пища, которая поступает в наш организм, ибо сама пища никак не влияет на то, что из себя человек представляет. Его суть проявляется в том, что из него исходит. Смысл этих высказываний Иисус объясняет далее, упрекая при этом Своих учеников в непонятливости (17-19)'.

Следует отметить, что ученики осмелились просить объяснения, хотя чувствовали, что уже не так, как раньше, нуждаются внем. Иисус, похоже, соглашается с их самооценкой (18)! В стихах 14,15 говорится об осквернении самой сущности человека. Входящее в человека в основном относится к пище (входит в чрево, 19). То, что исходит из него, означает характер человека и его отношение к жизни (то есть все, что в сердце его, 19). Безвредность самой пищи в духовном смысле очевидна (19).

Слова Иисуса в стихах 18,19 являются, по сути дела, утверждением, что всякая пища чиста, и это утверждение выходит за пределы конкретных случаев, обсуждаемых в этом отрывке. Фактически, Иисус отменил как правила, касающиеся пищи и диеты, продиктованные законом, так и «предания», связанные с ними. Можно предположить, что это относится также ко всем ритуальным правилам и их общественному применению. Неужели Иисус отменяет весь закон Моисея? Такое предположение не соответствует Его словам в 7:10 или 1:44 и еще менее тому, что написано в Евангелии от Матфея 5:17—20. И все же здесь, как и у Матфея, предлагается новая, более правильная позиция, с которой следует рассматривать закон Моисея. Иисус напоминает Своим слушателям о духовных целях законов. В Евангелии от Матфея Он призывает их превзойти книжников и фарисеев в выполнении Божьей воли. Иисус предлагает истинную позицию, новую перспективу и новый взгляд. Теперь ученики должны по-новому взглянуть на мир в свете Его учения и всего того, чему еще предстоит произойти в Его служении, включая смерть и воскресение. Церемониальный закон подходит к концу, ибо жертвенная смерть Иисуса обеспечитпрощение, очищение и праведность. Общественные требования перестанут иметь силу закона, потому что Божий народ будет создан заново — не по факту физического рождения, но по факту нового рождения через действие Святого Духа в ответ на веру в Христа. Моральные законы обретут истинную глубину,

1 В некоторых рукописях в стихе 16 содержится призыв «внимательно слушать», что соответствует атмосфере учения, поскольку повествование переходит от утверждения к объяснениям.

 

ибо Иисус откроет их изначальный смысл, сокрытый во внутреннем отношении верующего, а не во внешних стандартах общества. Это ясно из Нагорной проповеди в Евангелии от Матфея.

У Марка же эти пророчества лишь слегка затрагиваются, но нигде не выражаются открыто. Неспособность учеников видеть духовные перспективы показывает, насколько ограниченными они были в то время, как держались за старые привычки и понятия и как верно почувствовали, что следует обратиться за помощью к Иисусу. А Иисус хочет, чтобы они понимали больше. Но истина в полном своем объеме не станет понятнее до тех пор, пока драма не завершится. После Его смерти и воскресения общественные предписания потеряют власть над теми людьми, которых Бог создал верой. Ритуальные установки найдут в Нем свое завершение и конец. Люди увидят в новом, истинном свете все моральные требования, В настоящий же момент ученики являются для нас примером тех, кто ощупью идет к пониманию истины, но не останавливается и не сворачивает с пути. К сожалению, иудейские власти оказались неспособны увидеть истину, потому что их видение ограничивалось стеной, предназначенной для защиты того самого закона Божьего, который Иисус пришел объяснить и исполнить. То, что они построили (предания), не столько сохраняет и защищает закон, сколько ставит их самих в жесткие рамки и границы, так что они не свободны воспринять его глубокое значение.

Иисусом представлен поразительный перечень зол, не учтенных законническим подходом (20—23). Из двенадцати наименований первые шесть даны во множественном числе. Последующие шесть — в единственном числе. Иисус показывает, что любое побуждение ко греху, исходящее извне, определенно не связано с ритуалом, относящимся к еде. Происхождение всех грехов и пороков следует искать «в сердце», а не «в чреве» (см. стих 19). Если все свое внимание направить на вопросы ритуальной чистоты приема пищи и пренебречь источником зла в человеческой жизни — это фактически означает оказаться в положении заключенного. Религиозные лидеры критиковали последователей Иисуса за несоблюдение внешних ритуалов, в то время как в результате их служения многие люди получили освобождение на внутреннем уровне. Это показывает, что критики совершили именно ту ошибку, о которой предупреждал Иисус.

 

а. Что такое добрые традиции ?

Текст представленного отрывка можно воспринимать как вызов всем христианам, ибо нам всем грозит опасность подмены духовного содержания нашими человеческими преданиями. То же грозит и тем, кто критикует других за слишком большую привязанность к преданиям! Человеческая жизнь во многом зависит от преданий и различного рода установок, начиная с семейного уклада и воспитания и заканчивая национальными и интернациональными обычаями. Они связывают между собой определенные периоды нашей истории, отдельных индивидуумов и группы людей, которые иначе были бы разобщены. Они часто несут ответственность за сохранение согласованности, порядка и преемственности, когда те находятся под угрозой. Эти установки познаются в процессе наблюдения и практики, а иногда о них не говорят и им не учат, а просто принимают и усваивают. Их часто воспринимают как нечто «общепринятое», и в этом их опасность и сила. Они простираются от монашеского уклада и формальных традиций, связанных с католической практикой (которая часто кажется протестантам угрозой подлинности Писания), до протестантских конгрегации, многие из которых пользуются неписаными собственными правилами (которые католики часто воспринимают как суетные, дешевые и опасные, каковыми некоторые из них действительно и являются). Дело не в том, есть ли у нас предания и традиции. Похоже, без них в человеческой жизни обойтись нельзя. Достаточно указать на множество групп, которые начинают «без преданий», но вскоре обрастают ими. Вопрос в том, развиваются ли эти традиции в верном направлении, которое, по учению Иисуса, заключается в обязательном испытании их Божьим словом в Писании (наши предания как раз и пытаются объяснить Священное Писание) и высочайшей требовательностью Царства, характеризующейся внутренней чистотой. Но и при соблюдении этих условий традиции, скорее всего, будут постоянно меняться в соответствии с новыми обстоятельствами. Свидетельство тому можно найти как в прошлом (выяснив традиции наших предков), так и в современном мире (изучив традиции других групп христиан). Испытание выдерживают не те традиции, которые совпадают друг с другом, но те, которые в собственном контексте соответствуют Священному Писанию и отвечают требованиям внутренней чистоты. Поэтому нам не стоит слишком привязываться к традициям и преданиям. Слушателям Иисуса было трудно понять и принять именно этот момент.

б. Правильные приоритеты

Критики Иисуса посчитали несоблюдение некоторых ритуалов достаточной причиной для отрицания факта духовного и физического освобождения многих людей. Это освобождение стало доступно всем нуждающимся. Больные выздоравливали, нечистая сила изгонялась, грехи прощались, но критики видели только несоблюдение требования мыть руки перед едой. Они пренебрегли признаками Царства ради ритуальных омовений.

Интересно отметить разницу между верностью традициям и послушанием Богу в жизни других людей, в частности тех, которых мы склонны критиковать. Соперничество деноминаций и вероучений берет начало в сосредоточенности на традициях, преданиях и богослужебной организационной практике — и продолжается в пренебрежении глубокими вопросами, такими, как следование слову Божьему и соблюдение духовной чистоты. Конечно, подобные вопросы не всегда легко решить, но изучение Евангелия поможет нам в этом.

6. Вера язычницы (7:24-30)

И отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонс-кие; и вошед в дом, нехотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться. 25 Ибо услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и пришедши припала к ногам Его; 26А женщина та была язычница, родом Сирофиникиянка; и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери. 27Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям; ибо не хорошо взять хлебу детей и бросить псам. 28 Она же сказала Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей. 29 И сказал ей: за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери. 30 И пришедши в свой дом, она нашла, что бес вышел и дочь лежит на постели.

Теперь Марк рассказывает историю, которая, во-первых, иллюстрирует то, что он говорил о ритуалах, и, во-вторых, дает основание предположить, что Иисус выяснил непредвиденное применение этой истины в течение разговора.

Сам рассказ содержит ряд замечательных черт. Иисус идет в другую область (24). География и топография Марка здесь не точнее, чем в других местах. Но ссылка на Тир определенно уводит за пределы Иудейской территории. А Тир был важным городом, связанным с Римской империей, и серьезным врагом Израиля.

Иисус остается на этой территории (24), а об учениках Его в рассказе Марка не упоминается (Матфей включает их, Мф. 15:23). И об этой женщине Марк не говорит так подробно, как Матфей (Мф. 15:22), позволяя нам предположить, что Иисус в город не пошел. Прямолинейная манера Марка вновь открывает истинное положение вещей.

Мы не знаем, зачем Иисус направился туда. Вполне вероятно, Ему хотелось побыть в одиночестве и даже без учеников. Однако Марк отмечает, что это было невозможно (24). И неудивительно, ведь толпы евреев следовали за Ним и искали Его (6:33). Но то, о чем рассказывается в этом эпизоде, не может не изумлять читателя. Очевидно, что Иисус тоже был удивлен.

Гречанка, сирофиникиянка по рождению (25,26), находит Его и просит исцелить ее дочь. Указание, что женщина была гречанкой, следует понимать в религиозном, а не в национальном смысле. Все дело в том, что она была язычницей, а не иудейкой, и поэтому не следовала никаким иудейским законам (и здесь прослеживается связь с предыдущей историей). Но что делать Иисусу? Ему противостоят религиозные деятели, Его семья сомневается в Нем, толпы следуют за Ним (зачастую из сомнительных побуждений), Его сопровождают ученики, которые лишь отчасти понимают все происходящее, однако Он признан нечистыми духами и Ему безусловно доверяются только отчаявшиеся. И тут вдруг Иисус встречается с совершенно неожиданным обстоятельством. В результате произошедшее будет иметь воздействие на все, что последует за этим, а не только на Его соотечественников и их взгляды. Матфей, рассказывая эпизод с женщиной, упоминает учеников, тем самым подчеркивая важность Его выбора (Мф. 15:23).

Ответ Иисуса (27) поражает Своей уравновешенностью. С одной стороны, Он утверждает Свою верность и призвание служить иудеям: «Дай прежде насытиться детям». С другой стороны, употребление слова «прежде» дает ей надежду. Об этой женщине и ей подобных Он говорит как о «псах», что не звучит комплиментом. Но употребление уменьшительного значения (в оригинале) позволяет предположить, что речь идет о домашних любимцах, а не о бродячих уличных собаках. В целом же Его ответ на данный момент не вдохновляет, хотя и не лишает надежды в будущем1.

Женщина могла почувствовать некоторое удовлетворение от этого, в общем доброжелательного, хотя и отрицательного ответа. Однако она не собиралась отступать. Пусть она была женщиной и язычницей (а она, похоже, была готова принять такое отношение Иисуса к ней и ей подобным), но она была матерью ребенка, нуждавшегося в помощи. Ей было недостаточно уравновешенного богословского ответа, который ничего не изменил в ее ситуации! Она приняла за истину все, что сказал ей Иисус (28), но осмелилась добавить еще один мазок к той незамысловатой картине, которую Он нарисовал: маленькие собачки тоже получают крошки со стола! Чтобы получить хлеб, совсем не обязательно быть ребенком или собакой, и Ему не надо отклоняться от Своего главного служения евреям, чтобы сделать что-то для ее дочери. Она примет унизительное положение, определенное ей Его ответом. Примет ли Он ее дополнение к Своему иносказанию? Его ответ этой женщине покажет, насколько всеобъемлющим будет смысл Его земного служения.

Этот ответ (29) означает, что со временем Его Царство будет открыто и для язычников. Каким бы ни было ее прошлое, в своей нужде она полностью положилась на Него и, возвратившись домой, обнаружила, что дочь исцелена (30).

В этой истории не только подтвердилось многое из уже сказанного, но и появились новые значительные элементы. К списку факторов, которые не обязательно приводят к вере в Иисуса (свидетельства притч, чудеса, изгнания бесов, а также совместные странствия с Иисусом и знание законов), Марк добавляет один фактор, который не мешает верить в Него, — это принадлежность к язычникам. Правда, в словах Иисуса, обращенных к женщине (27), звучат обещания, касающиеся будущего, и тем не менее прорыв сделан. Ее дочь получает исцеление. Двери в Царство Божье, которое созидается в Иисусе, открываются и для язычников.

1 См.: Ис. 2:2-4; 42:1 и далее; 50:1 и далее ветхозаветное подтверждение такой позиции.

 

а.  Пересечение границ и преодоление барьеров

Эта история действует в нашем сознании на двух уровнях. Первый относится к служению Самого Иисуса. Мы уже говорили о том, что большинство людей не понимало, Кто Он есть на самом деле, именно потому, что Ему многое предстояло еще сделать, в частности Своей смертью и воскресением. И все же для тех, кто мог видеть, свидетельства были налицо. Точно так же и с язычниками: им была дана надежда, которая на тот момент относилась к будущему. Эта надежда для язычников представляла собой серьезную проблему для первых учеников Иисуса, что ясно из Деяний святых Апостолов, в частности, из главы 15, где рассказывается, как вся миссия апостолов язычникам находилась под угрозой. Истина победила тогда, когда все увидели, что Бог предлагает спасение через Иисуса всем, независимо от национальности или происхождения.

Другой уровень касается преодоления национальных и религиозных барьеров, когда этого требуют интересы нуждающихся в помощи. Разница между восприятием Иисуса и этой женщины изложена Марком очень четко (все в той же свойственной ему резкой и прямолинейной манере повествования). Для Него это вопрос правильного исполнения воли Божьей, где недопустимо нарушение меры (в богословском смысле). Для нее самым главным является ее больной ребенок, которого, как она верит, Иисус может исцелить. В ответ на ее веру Иисус в Своей готовности помочь ей пересекает множество границ — национальных, религиозных, половых, традиционных — и дарует исцеление в ответ на ее веру. Как самарянин в притче Иисуса (Лк. 10:30-35), Иисус готов был рисковать Собой, чтобы спасти другого.

б. Сегодняшние барьеры

Исторический и современный контекст всех этих событий представляет собой печальную картину. Слишком часто для оправдания различных барьеров между группами и нациями выдвигались якобы христианские принципы, более того, на основании этих принципов даже велись войны и совершались массовые кровопролития. Не так давно мы читали новости о «христианской милиции», воевавшей с мусульманскими войсками в Ливии. Религия чересчур активно участвует в «ирландской» проблеме, хотя истоки этой проблемы лежат вовсе не в религии. Все больше людей как в частном порядке, так и группами набрасываются на меньшинства, и эти разногласия имеют те же корни. Христианская церковь должна проявить настойчивость в преодолении такого рода преград, которые мешают отвечать на нужды людей и самим нуждающимся мешают принимать помощь. Совсем не обязательно соглашаться с богословием другого человека, его образом жизни или национальными обычаями, но нельзя отворачиваться от того, кому требуется поддержка. Нужно просто проявить любовь Божью к другому человеку. Мир нуждается в христианах, которые твердо следуют за своим Учителем и в этом вопросе.

7. Глухие слышат и немые говорят (7:31-37)

Вышед из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому чрез пределы Десятиградия. 32 Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку. 33 Иисус, отведши его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его; 34 И воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа», то есть «отверзись». 35 И тотчас отверзся у него слух, и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто. 36 И повелел им не сказывать никому. Но, сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали. 37 И чрезвычайно дивились и говорили: все хорошо делает: и глухих делает слышащими и немых — говорящими.

Исцеление глухонемого — это еще один пример того, как Иисус пересекает границы, чтобы освободить людей от их оков. На этот раз границей была острая физическая неспособность. К Иисусу привели глухого косноязычного (32) с просьбой исцелить его.

Марк описывает необычный маршрут Иисуса — из Тира на север от Сидона, а затем обратно к Десятиградию юго-восточным направлением, — но как всегда не предлагает ни объяснения этого маршрута, ни определения его времени. Для него важна лишь деятельность Иисуса и значение этой деятельности. Время и место не представляются для Марка чем-то существенным.

Важным для него является лишь свет, который сотворенное чудо проливает на личность Иисуса. Слово, использованное в этом отрывке для объяснения болезни, касающейся речи, встречается только дважды в греческой версии всей Библии: здесь и в Книге Пророка Исайи 35:6. Примечательно, что слова толпы, выражавшей свое изумление при виде чуда («и глухих делает слышащими и немых — говорящими», 37), напоминают слова из Книги Пророка Исайи 35:5,6. Поскольку отрывок из Книги Пророка Исайи относится к пришествию Мессии, связь между ними представляется тем более значительной. Как обычно, Марк дает читателям понять значение деятельности Иисуса. Участники же самих событий, похоже, ничего не понимают. Почему? Это как раз и является главной темой в повествовании Марка. Их слова в изложении Марка содержат ключ к пониманию того, Кто есть Иисус — Мессия, Божий Помазанник («все хорошо делает», 37). И все же они, по-видимому, не в состоянии связать эти факторы воедино. История еще не достигла того момента, когда станет возможным ответить на этот вопрос.

Кажется, что Иисус Сам способствует их непониманию. Чтобы исцелить человека, Он уводит его в сторону (33). Он просит никому не рассказывать о произошедшем (36). Исцеления -это признак Царства, но не само Царство. Благодаря этой истории мы чувствуем приближение чего-то, что еще не открыто, но будет открыто в будущем.

Метод же исцеления здесь не отличается уникальностью. Такая практика использовалась и другими целителями. Уникальность состоит в личности Целителя, Которая и делает исцеление знаком приближения Царства Божьего.

Глубокий вздох Иисуса — это свидетельство духовной борьбы, которая сопровождала исцеление. В Послании к Римлянам 8:22-27 и во Втором послании к Коринфянам 5:2,4 Павел использует это слово для обозначения той внутренней борьбы, которая характеризует жизнь христиан. Исцеление больного сопровождается борьбой со злом.

Арамейское слово ephphatha («откройся»), использованное Марком, вызывает мысль о борьбе. Но его значение гораздо шире, чем просто «открыть уши» и «освободить язык». Открывается и освобождается для Божьей Царственной власти вся личность человека.

Изумленные люди превозносят достижения Иисуса. Но они не являются Его истинными учениками. И здесь Марк обращает наше внимание на два момента. Во-первых, они еще не были свидетелями всей евангельской истории. Допросы, распятие и воскресение еще впереди. Во-вторых, настоящая вера и преданность Христу, как их понимает Марк, это в любом случае чудо. Нас может освободить к вере в Иисуса только «ephphatha» Иисуса.

Урок благовестил

Все христиане призваны быть Христовыми свидетелями, но некоторые обладают данным Богом даром вести других к вере, рассказывая евангельскую историю и приводя ко Христу тех, кто готов слушать. Это особенно касается проповедников бла-говестия. Христиане, поддерживающие таких проповедников в их служении, могут возложить на их плечи тяжелое бремя своих ожиданий. Они могут судить проповедников по их «успехам», то есть по количеству людей, которые ответили на призыв к покаянию.

Этот отрывок помогает скорректировать такое положение. То, что делал Иисус, произвело огромное впечатление на толпы народа, и свидетели Его чудес взволнованно рассказывали об этих чудесах другим, однако совсем не все услышавшие становились учениками Иисуса. Прежде всего им следовало понять значение происходящего, скрывающееся за всем тем, что делал и говорил Иисус. Без этого истинной веры быть не могло. Такое понимание и такое восприятие достигается отчасти в процессе духовной борьбы между добром и злом в мире. Это дается нелегко. Более того, Марк намекает, что приход каждого человека к вере содержит в себе элемент чуда. Люди приводятся к вере действием Бога Духа Святого, однако мы вполне понимаем необходимость решения и выбора самого человека.

8. Накормил четыре тысячи (8:1—21)

В те дни, когда собралось весьма много народа и нечего было им есть, Иисус, призвав учеников Своих, сказал им: 2Жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; 3 Если не евшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге, ибо некоторые из них пришли издалека. 4 Ученики Его отвечали Ему: откуда мог бы кто взять здесь в пустыне хлебов, чтобы накормить их? 5 Испросил их: сколько у вас хлебов ? Они сказали: семь. 6 Тогда велел народу возлечь на землю; и взяв семь хлебов и воздав благодарение, преломил и дал ученикам Своим, чтобы они раздали; и они раздали народу. 7 Было у них и немного рыбок: благословив, Он велел раздать и их. 8 И ели и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин. 9 Евших же было около четырех тысяч. И отпустил их. 10 И тотчас вошед в лодку с учениками Своими, прибыл в пределы Дал-мануфские. 11 Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его. 12 И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения ? истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение. 13 Поставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону. 14 При сем ученики Его забыли взять хлебов и кроме одногохлеба не имели с собою в лодке. ISA Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой. 16 И рассуждая между собою, говорили: это значит, что хлебов нет у нас. 17 Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов ? еще лине понимаете и не разумеете? еще ли окамененоу вас сердце? 18 Имея очи, не види-те?имеяуши, не слышите? и не помните? 19 Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков?Говорят Ему: двенадцать. 20А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков? Сказали: семь. 21 И сказал им: как же не разумеете ?

Немедленно бросается в глаза сходство стихов 1—10 со стихами 6:30—44, где рассказывается, как Иисус накормил пять тысяч человек. Сходство мы видим даже в том, что и в первом, и во втором случае Иисус с учениками перебрался в лодке на другую сторону. В обоих случаях мы видим участливое отношение Иисуса к народу. Ученики в обеих историях удивляются Его повелению накормить людей. И в том, и в другом эпизоде фигурируют хлеб и рыба (хотя в этом, возможно, нет ничего удивительного), а после насыщения тысяч людей чудесным образом остается большое количество хлеба. С другой стороны, мы также видим различия в подробностях (например, в исходном количестве еды). К тому же в одной истории Иисус Сам говорит, что люди нуждаются в подкреплении сил, в другой это делают Его ученики. В первом случае нам предлагается больше деталей, касающихся организации процесса насыщения. Вполне вероятно, что там речь шла о евреях, а здесь — о язычниках. Это предположение основано на описании особенностей местности и различии в словах, взятыхдля обозначения корзин (6:43; 8:19). Что касается удивления учеников (8:4), Марк позже в той же главе (8:17—21) сам останавливает наше внимание на их несообразительности. Конечно, можно отнестись к ним критически, однако и мы часто бываем такими же. Таким образом, внутреннее свидетельство в обеих историях не является завершенным. Если же говорить о том, что рассказывает нам Марк, то мы должны согласиться, что он предлагает две сходных истории. Об этом свидетельствует слово «вновь» (8:1), переведенное в Новой английской Библии как «в другой раз». Видимо, действительно существовало множество подобных историй, оставшихся не записанными, и, чтобы избежать многословия, авторам Евангелий приходилось тщательно отбирать материал. Поэтому нам следует рассматривать евангельские истории такими, какие они есть, и постараться понять, чему они хотят научить нас. В данном случае уроки, похоже, относятся к тому, что произошло далее и о чем рассказано в стихах 11 -13 и 14-21. Там уже несколько иная ситуация. Однако как спор Иисуса с фарисеями о знамениях (11-13), так и обсуждение вопроса о закваске фарисейской с учениками (14—21) тесно связаны с насыщением толпы. Марк, по-видимому, хочет, чтобы мы рассматривали три этих события (1-10,11-13и 14-21), не отделяя их друг от друга.

Фактически, он поднимает два отдельных вопроса. Первый (в 11-13): «Почему Человек, чудесным образом накормивший сначала пять, а затем четыре тысячи человек, не показал фарисеям знамений, когда они Его об этом просили?»

Во-первых, Иисус совершал такие знамения только тогда, когда к тому побуждали конкретные нужды людей и Он отвечал на эти нужды с состраданием (6:34; 8:2). Хотя Иисусу нетрудно было найти нуждающихся в любой момент, Он отказался прибегнуть к надуманной ситуации лишь затем, чтобы представить доказательства о Себе. Его служение, в первую очередь, было направлено не на такие доказательства, оно было посвящено воплощению Божьей любви ко всем, кого Он сотворил и собирал в Свое Царство. Все, что могло отвлечь от естественного проявления Божьей любви, что можно было бы назвать своеобразным «конкурсом знамений», было несовместимо с Его характером.

Во-вторых, они требовали знамений, искушая Его (8:11). Чудеса, как и учение Иисуса, предназначались не для того, чтобы убедить зрителей. Они были проявлением Божьей любви к людям. Они становились знамениями только для тех, кто смиренно и открыто воспринимал и принимал их значение. Но именно этого-то и не было у фарисеев, как показывает их отношение к Нему.

Ответ на второй вопрос (14—21) («Почему ученики не в состоянии воспринимать знамения, когда видят их собственными глазами?») — в предупреждении Иисуса об опасности закваски фарисейской и закваски Иродовой (15). Поскольку ученики забыли захватить хлеб (14), то решили, что Он хочет, чтобы они были внимательны и следили, от кого принимают хлеб. Все мы знакомы с положением учеников в классе, когда самые простые вещи кажутся нам сложными, ибо мы не понимаем их смысла!

Понятие закваски обычно используется в Библии как образ зла (Лев. 2:11; 1 Кор. 5:6-8; Гал. 5:9). Закваска давала хлебу подняться. Таким образом, слово «закваска» могло обозначать какую-то зрелищность или развлечение. Евангелие от Матфея 16:12 отождествляет закваску с фарисейским и саддукейским учениями. Евангелие от Луки 12:1 рассматривает ее как лицемерие. Иисус в рассказе Марка предостерегает учеников от повторения ошибки фарисеев, искавших неопровержимых доказательствах Его статуса (8:11), и от следования Ироду, приказавшему умертвить Иоанна Крестителя (6:14—29) и тем самым отрезавшего себе путь к свету и спасению. Ученики смогли увидеть в этом предупреждении лишь повеление приготовить хлеб для следующего обеда! Если фарисеи требовали особой демонстрации пиротехники на небесах, чтобы убедиться в Божественном происхождении чудес Иисуса, то ученики Его не могли оторвать глаз от земли! Требования одной группы были слишком велики, ожидания другой — слишком ничтожны.

а. Верность и состоятельность

Твердая позиция Иисуса по поводу знамений, касающихся доказательств Божественности Его личности, и непонимание учениками роли Его служения поднимают очень серьезные вопросы христианской жизни и роли христианской церкви в любой культуре. Сегодня западный мир настоятельно требует от нас доказательств нашей состоятельности. Мир, казалось бы, говорит нам: «Если бы вы были нам полезны, мы нашли бы для вас больше времени».

Наша реакция на такое отношение часто становится для нас ловушкой. Вспомним Джона Уимбера с его учением о знамениях и чудесах в евангелизме силы. Мы думаем, что люди непременно уверуют, если увидят поразительные исцеления и изгнание бесов, если услышат пророческое слово. Или возьмем Джима Уолли-са, глубоко преданного идее изменения структуры нашего общества ради воспитания в нас большей восприимчивости к нуждам бедных, черных и женщин. Мы считаем, что люди обязательно уверуют, когда увидят степень нашей озабоченности проблемами общества, в котором мы живем. Мы цитируем покойную мать Терезу Калькуттскую, Мартина Лютера Кинга Младшего и архиепископа Десмонда Туту. Окружающие ждут, что церковь начнет брать пример с подобных выдающихся людей и подражать им, чтобы доказать свою христианскую состоятельность. В результате происходит следующее: и мы, и все те, кто вовлечен в эти процессы, путают знамения с реальностью. Реальность — это Божья любовь к Его миру, сверхъестественным образом открытая в Иисусе. Вся работа, о которой говорилось выше, была совершена во имя любви, которая не может быть знамением, ибо знамение рассчитано на внешнее впечатление, угождающее прихотям общества, жаждущего доказательств соответствия своим требованиям. Если мы будем придавать слишком большое значение знамениям, то можем упустить самое главное — христианскую любовь. Когда служишь любви и воплощаешь ее в своем служении, появляются иные знамения. Знамением является наше постоянное присутствие на богослужениях, наша забота о ближних во имя Христа. Повседневная, хорошо выполненная работа в служении Христу также является знамением. Весь образ жизни верующих — это знамение.

Верующие, и тем более неверующие пренебрегают такими знамениями, обращая преувеличенное внимание на широко-масштабность и зрелищность события. Этот неправильный акцент приводит к слишком большой сосредоточенности на зре-лищности, а другими словами — к недостаточности в нас евангельской любви. Каждый христианин имеет привилегию нести Божью любовь миру. А о знамениях Бог позаботится Сам.

б. Не слишком высоко, не слишком низко

Продолжая затронутую тему, коснемся связанного с ней вопроса, касающегося ошибок фарисеев и учеников в Евангелии от Марка 8:14—21. Фарисеи хотели слишком многого, ученики ожидали слишком малого. Христианское свидетельство как служение Христу — это не бесконечная последовательность волнующих переживаний и не однообразный круг восприятия жизни в ее истинном свете. Между этими двумя крайностями существует та середина, где обычные элементы жизни несут на себе отпечаток Божественной цели. Именно по этой причине все притчи Иисуса о Царстве Божьем сосредоточены на подробностях повседневной жизни того времени. Сквозь призму видения Иисуса вся природа предстает перед нами в виде дверей и окон для духовной реальности. Вот почему так важна христианская апологетика, которая находит ответы на возражения и демонстрирует свою связь со знаниями и содержание в себе всех форм знаний. Апологетика нужна не для того, чтобы доказать наше соответствие, но чтобы показать, что во всех формах истины присутствует Божья любовь, если только мы в состоянии увидеть ее. К сожалению, однако, слишком часто, как и в этой истории с учениками (8:17—21), Иисусу приходится обращаться к нам с вопросом: «Еще ли не понимаете и не разумеете?»

9. Слепой в Вифсаиде (8:22-26)

Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к Нему. 23 Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки, и спросил его, видит ли что ?24 Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. 25 Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему вглянутъ. Ион исцелел и стал видеть все ясно. 26 И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении.

Эту историю с двухэтапным исцелением слепого в Вифсаиде Марк, вероятно, намеревался использовать в качестве дополнения к рассказу о том, что произошло раньше, — двенадцати апостолам не следовало отчаиваться! Кроме того, этот эпизод мог также готовить к тому, о чем будет рассказано позже: о несовершенной вере Петра в сущность природы Иисуса и в Его работу (27—33), а также о том полном откровении, которое было дано трем ученикам на горе Преображения (9:2—7). В нем мы находим серьезное свидетельство подлинности этой истории. И не только в подтексте, но даже в такой детали, что прикосновение Иисуса не всегда исцеляет сразу. Рассказ Марка немногословен, и, тем не менее, эта история многое дает любителям строить утопии, которых так много среди христи ан и которые заявляют: «Если Бог со мной, то почему я не?...» Бог истории делает все в Свое, Им назначенное время и поступает в соответствии со своей святой волей и целями, но всегда (и это мы должны помнить) по Своей любви к нам.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.