19.12.2009
Скачать в других форматах:

Эдмунд П. Клауни

Первое Послание Петра

4:12-19  8. Дар страданий за Христа

1. Радость единства с Христом в страданиях (4:12—16)

Возлюбленные!огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, 13 Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. 14 Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас: теми Он хулится, а вами прославляется. 15 Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; 16 А если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь.

Должны ли христиане удивляться, когда наступит время страданий? Апостол Петр, внимательно относившийся к своим читателям, предвидел возможность возникновения такого вопроса. Разве он не убеждал их в победе Христа над всеми силами тьмы и над смертью? Разве он не называл их святым народом Божьим, живыми камнями в храме, принадлежащем Господу, наследниками неба? Чем более твердо укрепляет апостол их надежду, чем красноречивее доказывает он их преимущества, тем более странным должно казаться утверждение, что им предстоит пострадать. Почему те, кто приобщен к славе воскресения Христа и носят Его имя, должны испытать насилие, поношения и попадать в тюрьмы как преступники?

Такие вопросы могут взволновать христиан, но Петр напоминает им, что в страданиях за Христа нет ничего неожиданного или необъяснимого. Более того, если мы поймем, откуда происходят страдания, то мы не только примем их, но будем радоваться им. Петр показывает значение страданий с двух сторон. Во-первых, мы находим смысл своих страданий за Христа в том, что Он пострадал за нас. Мы разделяем с Ним страдания, так же как однажды разделим с Ним славу (4:13; 5:1). Во-вторых, страдание не разрушает, а очищает нас. Огонь, который мы проходим в наказание от Бога, не является огнем Его гнева, который поглотит неверующих. Это очистительный огонь испытаний, которые Он посылает нам. В новом творении Бог уничтожит грех, и начал Он с нас. Страдания, которые встречаются в нашей жизни, показывают, что Господь приступает к великому обновлению мира.

Давайте прежде рассмотрим значение страданий Христа для наших страданий. Петр был свидетелем Его страданий (5:1). Он свидетельствует не только о самих событиях, происшедших в Геф-симанском саду и на Голгофе, но и об их значении. Христос, праведник, пострадал за нас, неправедных, чтобы привести нас кБогу(3:18). Удивление, вызванное тем, что праведнику приходится страдать, нашло выражение в Книге Иова и во многих псалмах. Петр отвечает на этот вопрос точно так же, как это делает Ветхий Завет. Бог — единственный Повелитель, и мы страдаем, потому что такова Его воля (4:19). Но теперь воля Божья относительно наших страданий должна пониматься в свете происходящих по Его воле страданий Христа. Только Христос действительно был праведен, однако Он пострадал за наши грехи. Ключ к тайне страданий праведных людей — это тайна мучений Христа. Пророки свидетельствовали о том, что Он должен будет принять мучения, а после войти в славу (1:11). Чудо замысла Божьего проявилось в том, что Бог уготовил пострадать Христу и через Его страдания спасти нас. Зная об этом, мы можем радоваться тому, что Бог дает нам возможность пострадать за Христа. Мы ничего не можем прибавить к Его искупительной жертве, поскольку Он вознес наши грехи на древо (2:24). Христос пострадал за наши грехи «однажды» (3:18). Однако когда мы принимаем мучения как христиане, мы в определенном смысле разделяем мучения Христа. Став праведными благодаря Ему, мы страдаем вместе с Ним как праведники.

Фраза Христовы страдания может означать те мучения, которые претерпел Христос, или же мучения, которые мы претерпеваем во имя Его1. Но поскольку Петр говорит о страданиях за имя Христово (4:14) и как Христиан (4:16), эта фраза вполне может указывать именно на страдания за Христа. Хотя далее Петр говорит также, что он — свидетель страданий Христовых и соучастник в славе (5:1). Здесь он однозначно говорит о страданиях и смерти Самого Христа.

Поэтому лучше понимать Христовы страдания как страдания, которые претерпел Христос. Мы разделяем Его мучения, но не тем, что добавляем что-то к осуществленному Им искуплению, а когда идем по Его следам (2:21). Страдая за Христа, мы соединяемся с Ним. Наши страдания служат свидетельством Его страданиям. Мы не видели Иисуса на кресте, как Его видел Петр, но вместе с Петром мы понимаем значение Его искупительной жертвы. Поскольку Он принял страдания за нас, мы радуемся, когда Он считает нас достойными пострадать за Него.

Страдания служат подтверждением нашей принадлежности к Христу. Одно это наполняет радостью наши сердца. Это также поддерживает в нас надежду. Если, подобно Христу, мы страдаем согласно с волей Божьей, то это дает нам уверенность, что, подобно Христу, мы также получим славу Отца. Нас ждет радость созерцания Христа в Его славе в великий день Его возвращения (4:13). Вот почему в страданиях мы видим не угрозу, а обещание. Жизнь Иисуса служит примером и для нашей жизни.

С самых первых веков своего существования Церковь ценила рассказы о том, с какой радостью мученики шли на смерть за Христа. Послание из церкви в городе Смирна, написанное во II веке, сообщает о смерти Поликарпа, епископа Смирнско-го. После того как он был арестован и приведен к проконсулу, тот предложил ему воскурить фимиам цезарю. «Похули Бога, — сказал проконсул, — и я отпущу тебя. Прокляни Христа».

Поликарп ответил: «Восемьдесят шесть лет я служил Ему, и Он никогда не сделал мне ничего плохого. Как могу я хулить своего Царя, Который спас меня?» Привязанный к столбу, Поликарп молился о том, чтобы Господь принял его «как приятную и благоугодную жертву»'.

 

1 Во 2 Кор. 1:5 Павел говорит об умножающихся страданиях и славе, связанных с Христом. В этом контексте фраза «страдания Христовы» означает страдания за Господа. Тот же смысл в Кол. 1:24.

Cyril С. Richardson, ed., Early Christian Fathers (Westminster, 1953), pp. 152,

 

Верующие, которые страдают за Христа, преисполнены надежды. Они знают, что в явление славы Его возрадуются и восторжествуют (4:13). Однако мы не просто надеемся увидеть славу Христа в будущем — мы приобщены к ней уже сейчас. Его слава проявлена в Духе Святом, Который был послан от Его престола (4:14). Петр возвестил сошествие Духа Святого во время Пятидесятницы (Деян. 2:3,33). Славу Божью олицетворяли языки пламени, но ее реальное присутствие было представлено в личности Духа Святого, Духа Божественной славы'. Дух славы, Дух Божий почивает на вас, — говорит Петр (4:14). Никакие оскорбления не могут лишить учеников Христа благословения Духа Святого. Напротив, в первую очередь благословение дается тем, кого оскорбляют и преследуют. Петр слышал, как Иисус благословил всех, кого будут гнать и поносить за Него (Мф. 5:11; Лк. 6:22. См.: Мк. 13:13; Деян. 9:16). Впервые столкнувшись с яростью первосвященника, он молился вместе со всеми и просил у Бога смелости. Сила ответа Духа Святого на эту молитву сотрясла комнату, в которой они находились (Деян. 4:29).

Конечно, Петр помнил, что Иисус обещал помощь Духа Святого тем, кому придется предстать перед судом за свою веру (Мф. 10:19 и дал.). Апостол не обещает христианам из Галатии и Вифинии, что на них спустятся огненные языки или что во время гонений перед ними предстанет видение — Христос, сидящий по правую руку Отца, — которое было дано Стефану. Но апостол напоминает им, что Христос даровал им Духа Святого от Своего престола. В этой славе они могут радоваться.

Страдание во имя Христа ведет к славе, в нем самом — слава, но через него также прославляется Бог. Когда верующие страдают за свою веру, это приносит славу Богу Обвинения сатаны против Бога и Иова оказались ложными, Бог доказал Свою правоту2. Христианам дано знать то, что не было открыто Иову: они должны прославлять Бога, терпя страдания за имя Христово. Находясь в тюрьме в Филиппах, Павел и Сила славили Господа. Павел прославлял имя Иисуса перед теми самыми правителями, которые привели Спасителя к Пилату. В течение веков хри-

1 См.: М. G. Kline, Images of the Spirit (Baker, 1980).

2 См.: Μ. G. Kline, Trial by Ordeal', in W. R. Godfrey and Jesse L. Boyd III,

eds., Through Christ's Word (Presbyterian & Reformed, 1985), pp. 81-93.

 

стиане бросали вызов своим гонителям, восхваляя Бога. Арман-до Валладарес, который в течение двадцати двух лет был пленником режима Кастро на Кубе, рассказывает, как он пришел к живой вере в Христа: «К новой жизни меня пробудили выкрики патриотов, которых вели на казнь: „Да здравствует Царь, да здравствует Христос! Долой коммунизм!"... Эти выкрики содержали в себе такую силу и так действовали на окружающих, что к 1963 году осужденным на смерть запихивали в рот кляпы перед тем, как вести их на казнь. Тюремщики боялись этих криков»1.

Страдание, которое прославляет Бога, конечно же, не может быть последствием совершенных нами преступлений (4:15). Если мы поступаем неправедно и страдаем за свои проступки, это происходит не во славу Бога (2:20). Петр упоминает убийство и воровство не потому, что он подозревает христиан в совершении подобных вещей, а потому, что за свою веру христиане могли принять смертную казнь, как и люди, совершившие подобные преступления. Петр также говорит о тех, кто «вмешивается не в свои дела»2, возможно, потому, что именно такого рода правонарушения чаще всего совершали христиане. Келли делает предположение, что верующие могли «вмешиваться не в свои дела» тем, что слишком бурно протестовали против языческих обычаев3.

Говоря о страданиях за Христа, апостол Петр упоминает имя (4:14,16). Возможно, что использованное здесь греческое слово указывает на причину страданий, а не выступает в значении «имя»: «Если злословят вас за Христа...» (4:14); «...прославляй Бога за это» (4:16)4. Однако весь Новый Завет придает столь большое значение имени Христа, что мы вполне можем прочитать эти выражения как «за имя Христово» и «в этом имени»5. (В переводе NIVза то, что вы носите это имя6слово «имя» служит описательным обозначением «Христианина».)

1 Against All Hope: the Prison Memoirs of Armando Valladares, translated by

Andrew Hurley (Hamish Hamilton, 1986), p. 17.

2 В Синодальном переводе Библии — «как посягающий на чужое». —

Примеч. пер.

3 Kelly, p. 189.

4 Келли приводит серьезные доводы, подтверждающие такое мнение

(Kelly, pp. 190-191).

5 Такой перевод дает ASV, RSV — «этим именем».

6 В Синодальном переводе Библии — «...за такую участь». — Примеч. пер.

 

2. Упование на поддержку Бога в страданиях (4:17—19)

Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию ? 18 И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится ? 19 Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро.

Христианин, любящий Господа, радуется, что он может пострадать за Того, Кто принял мучения за него. Он терпеливо ждет наступления того дня, когда он увидит Господа и войдет в Его славу.

Но само по себе страдание — жестокое испытание для человека. Петр знал, что такое обвинения и тюремное заключение, и его мученическая смерть была уже не за горами. Поэтому он размышляет о Суде Божьем, который принес в мир проклятие страданий и смерти. Однако Петр смотрит на Суд Бога с надеждой. В этом отрывке (4:12—19) он обращается к словам пророка Малахии:

«Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он — как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде» (Мал. 3:1-3).

Когда Господь придет, Он очистит Свой народ и превратит их жертвоприношения в приятные для Себя. Однако Малахия пророчествует о том, что Его приход будет подобен пылающей печи для нечестивых. Огонь, который очистит дом Божий, пожрет их (Мал. 4:1). В Ветхом Завете Суд Божий часто сравнивается с огнем, который очищает золото и серебро (Пс. 65:10; Зах. 13:9; ср.: Прит. 27:21). Впрочем, Петр имеет в виду скорее всего именно пророчество Малахии, поскольку тот соединяет мысль о приходе Господа в Свой храм и Его цель: очистить Своих служителей и уничтожить грешников1.

Петр уже говорил об очищении нашей веры через огненные искушения (1:7). Он учил христиан, к которым пишет, что они составляют дом Божий, Его святой храм (2:4,5). Теперь из Книги Пророка Малахии он заимствует образ очищения дома Божьего огнем. Начаться суду необходимо с дома Божьего (4:17)'. Огненные испытания, которые предстоит пережить христианам, — это очистительный огонь Господа, пришедшего в Свой храм. Но если даже дом Божий, — Его Собственный народ, — должен пройти через огонь, то каков будет конец тех, кто отвергает Евангелие? Павел отвечает на этот вопрос также, как и Малахия: их концом будет уничтожение от лица Божьего «в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога» (2 Фес. 1:7,8).

Пламя Суда, которое вспыхнет во время пришествия Христа, уже горит в тех страданиях, через которые проходят христиане. Но насколько отличается назначение пламени в доме Божьем от огня Последнего Суда! Огонь Божий в Его храме очищает веру Его духовного священства. Через эту веру, которая ценнее очищенного золота, Бог сохранит их для будущей славы. Бог вошел в Свой новый храм, Дух славы покоится в новом святилище, состоящем из живых камней (4:14). Христиане не должны удивляться огненному искушению — они должны радоваться, зная, что Святой Бог поселился среди Своего народа. Огненное искушение нелегко преодолеть, но испытания не разрушают нас, а служат залогом нашего спасения. Петр напоминает нам об их спасительном значении, ссылаясь на Книгу Притчей Соломоновых 11:1 в Септуагинте. Если даже святой народ Божий должен пройти через такие страдания, подумайте о том гневе, который ожидает неверующих, которые сейчас поносят и гонят христиан!

И если праведник едва спасается... Петр не ставит под сомнение надежность спасения, обещанного нам и готового «открыться в последнее время» (1:5). Слово, переведенное как едва, означает «с трудом»; «оно не подразумевает неуверенности в том итоге, который должен наступить, но указывает на трудности

1 См.: D. Е. Johnson, 'Fire in God's House: Imagery from Malachi 3 in Peter's Theology of Suffering (1 Peter 4:12-19)' — ненапечатанная работа. См. также: Stibbs, p. 163.

1 Как замечает Джонсон (Johnson, op. с;'/.), N1V теряет связь этого отрывка с Книгой Пророка Малахии, давая перевод семья вместо «дом» (храм) в 4:17 (здесь используется то же греческое слово, что и в 2:5, где оно переведено как «дом») и изменяя «огненное испытание» на мучительное испытание в 4:12.

 

дороги, которая к нему ведет»1. Очищение Богом Своего народа происходит не в чистилище после смерти, не в наказании, которое искупает грех. В действительности очищение происходит через испытание страданием и искушением, в которых вера людей очищается, подобно золоту в печи2.

Зная о той благодати, которую уготовил им их Небесный Отец, христиане могут предавать себя Ему в своих страданиях. Иисус предал Себя Отцу, идя на крест, мы призваны идти по Его следам (Лк. 23:46; 1 Пет. 2:21-23). Он пострадал в соответствии с волей Отца. Хотя Бог желает, чтобы мы страдали с иной целью, наши страдания все равно происходят во славу Его. Бог заслуживает того полного доверия, которое выказал Ему Иисус. Слово, переведенное как предавать (4:19), обозначает вручение денег на хранение. Эллинистический мир еще не знал банковской системы. Если кто-то отправлялся в дорогу, ему приходилось доверять свои деньги соседу на время своего отсутствия. Естественно, что он не мог быть вполне уверен в честности этого соседа. Милость Божья проявляется в том, что Он вверяет нам Евангелие. Поэтому мы можем смело предавать свои души верной заботе Создателя (4:19)! «Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день» (2 Тим. 1:12).

Отрывок 4:19 из Первого послания Петра — это единственное место во всем Новом Завете, где Бог назван Создателем. Петр напоминает нам, что Господь сотворил весь мир, в котором проявлен Его великий замысел. Он дает пищу птицам и даже знает количество волос у нас на голове, и Он будет заботиться о нас, предавших себя Его заботе (Мф. 6:26,31).

Бог — крепость наша, как восклицает псалмопевец. Мы предаем себя Тому, Кто каменная гора и ограда наша (Пс. 30:4—6). Но это не просто бегство к Богу от страданий, которые мы переносим. Мы должны быть активными и предавать себя Богу через свои добрые дела. Петр вновь призывает нас делать добро (ср: 2:12,15,20; 3:13,16,17). Страдание открывает нам новый путь, позволяющий явить любовь Христову.

Benetreau, p. 257.

Stibbs, p. 164.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.