30.01.2009
Скачать в других форматах:

Том Маршалл

Библейское понимание лидерства

ГЛАВА 20. Когда лидеры терпят неудачу

Обладание дарами и способностями лидера вовсе не гарантирует того, что лидер никогда не потерпит неудачу. Точно так же как и обладание способностями к менеджменту не защитит от возможности развала бизнеса, или спортивные способности вовсе не означают, что вас никогда не победят. Итак, время от времени,лидеры терпят неудачи и иногда терпят большие неудачи. Процент терпящих неудачу в сфере лидерства, возможно, не больше, чем в любой другой сфере деятельности. Но такие неудачи привлекают больше внимания, потому что лидер находится на виду, и падение лидера обычно влияет на жизни и интересы определённого круга людей.

 

Главная проблема заключается, однако, не в осуждении, а в восстановлении и выздоровлении потерпевших неудачу лидеров, и эту работу церковь обычно выполняла очень плохо. Её обвинили, и небезосновательно, что она является армией, добивающей раненых. Однако восстановление падших лидеров имеет первостепенную важность не только потому, что в этом выражается сострадание и желание помочь. Но ещё и потому, что неудача может быть важнойстадией на пути к настоящей полезности лидера. Я знаю это по себе. Неудача является вмешательством, которое иногда приходится использовать Богу для того, чтобы перерезать жилку самодостаточности в жизни лидера. Когда это происходит, мы можем, в определённом смысле, хроматьи после этого. Но истина в том, что мы наконец-то начали изменяться из Иакова — обманщика, зависимого от обмана и хитрых интриг — в Израиля, Божьего князя.

 

Как лидеры терпят неудачу?

 

Давайте проясним, что мы обращаемся здесь не к обыкновенным случаям, когда лидеры допускают ошибки или погрешности в суждении. Никакие лидеры не могут избежать этого. Здесь мы рассматриваем ситуации, когда действия или упущения со стороны лидеров привели к серьёзным или невосполнимым неудачам и провалам. Обстоятельства, при которых случаются такие катастрофы, широко варьируются. Их в общем можно разместить под следующими заголовками:

 

Неудачи, не вызывающие моральных обвинений

 

1. Случаи, когда люди, не являющиеся лидерами, были поставлены на места лидеров и, следовательно, обнаружилось, что они не могут справиться с требованиями, предъявляемыми к этому положению.

 

2. Случаи, когда у людей есть способности лидеров, но требования на данном месте превосходят их возможности, знания или опыт. Иными словами, у лидеров не хватает потенциала.

 

3. Случаи, когда лидеры допускают очень серьёзные ошибки в суждениях или повторяющиеся ошибки, из-за чего люди потеряли всякую уверенность в их способности вести.

 

Неудачи, вызывающие моральные обвинения

 

1. Случаи, когда лидеры несправедливо обращались с людьми или были виновны в серьёзном нарушении доверия, из-за чего люди потеряли доверие к ним и веру в их честность.

 

2. Случаи, когда лидеры в команде потеряли взаимопонимание друг с другом, и вместо того, чтобы уладить свои противоречия, они позволили спорам между собой ослабить или разделить людей в церкви или организации.

 

3. Случаи, когда лидеры морально пали в личной жизни.

 

Восстановление неудачных лидеров

 

Даже после беглого взгляда на вышеприведенные пункты, понятно, что весьма непохожие аспекты вовлечены в каждый тип неудачи, и поэтому будет и различаться исцеляющая работа, которую необходимо предпринять. Лучше всего будет кратко рассмотреть каждый класс.

 

1. Пытаются вести не лидеры

 

Проблема заключается в несоответствии лидеров выполняемой ими работе. Исследования показали, что сильные стороны и плюсы человека являются врожденными, то есть они помещаются в человека Богом, от рождения, и не могут в основе своей изменять природу, хотя и могут развиваться или затормаживаться. Иными словами, все мы сотворены способными к некоторым вещам, но не способными во всём. Если мы попадаем в положение, в котором требуются сильные стороны и плюсы, отличные от тех, которыми мы обладаем, мы всегда будем чувствовать себя под давлением. Потому что мы не получим результатов выше среднего и всегда будем находиться в состоянии опасения потерпеть неудачу. Это печальная истина в отношении многих одарённых людей в организациях, которые были увлечены мнением, заключающийся в том, что единственная лестница наверх — это лестницалидерства. Люди без способностей к лидерству обнаруживают, что их мотивация иссушается заданием, и, в тоже время, их настоящие сильные стороны и дары остаются незадействованными.

 

Восстановление людей, раненых переживанием неудачи, включает в себя работу в следующих областях.

 

а. Необходимо помочь этим людям понять причины происшедшего, чтобы они могли освободиться от чувства неудачи и вины. Они боролись, чтобы исполнить роль, с которой они не могли справиться.

 

Возможно, что их самоуверенность и чувство собственного достоинства понесли потери, и это нуждается в восстановлении. Лучше это сделать тем людям, которые искренне принимают и уважают нуждающихся в помощи, и заботятся об их процветании,

 

б. Необходимо получить точное описание сильных сторон и плюсов нуждающегося в восстановлении человека. Лучше всего это делать профессионально с помощью метода, подобного С.И.М.С. (Системе Идентификации Мотивированных Способностей Артура Миллара). Это уникальная система, которую по точке зрения можно сравнить с библейским взглядом на человека, была использована в 35000 случаях. Она имеет неоценимое значение в распознании проблем, вызванных несоответствием личности выбранной работе, и в советах по выбору карьеры или изменению карьеры,

 

в. Обнаружив очертания сильных сторон и плюсов человека, необходимо помочь ему войти в область служения, подходящую этим сильным сторонам и приносящую радость и исполненность.

 

2 и 3. Лидеры, допускающие серьезные ошибки в суждении.

 

Это похожие случаи, за исключением того, что номер 2 более извинителен, потому что неопытному лидеру была дана слишком большая ответственность слишком рано; или он столкнулся с решениями и проблемами, для которых у него ещё не хватало навыков, опыта и знаний. Однако, в обоих случаях мудрость и сострадание необходимы для того, чтобы потенциально полезные карьеры лидеров не потерпели крушение.

 

Эти ситуации требуют:

 

а. Тщательного анализа причин, стоящих за неудачей, и чёткого понимания и признания лидерами того, что они сделали неправильно. Это требует и честности, и смиренности со стороны тех, кто совершил ошибки,

 

б. Выработки стратегии, заключающаяся в ликвидации непосредственных и долгосрочных последствий для организации или группы. Она составляется таким образом, чтобы можно было исправить результаты неудачи и восстановить, если можно, положение,

 

в. Планы ликвидации минусов лидеров.

 

Это может включать в себя:

 

Научение и руководство более опытных лидеров. Создание вокруг изолированного лидера команды для выполнения задания. Возвращение лидеров, находящихся на мели, на уровень ответственности, который больше соответствует их возможностям и опыту, для того, чтобы они могли вновь завоевать доверие, г. Обеспечение долгосрочной пасторской заботы о лидерах для того, чтобы они имели доступк тем лидерам, служителям, с которыми они могли бы свободно обсудить трудности, испытания и достижения. Это гарантирует, что с проблемами разберутся ещё до того, как они станут серьёзными болезнями. Пасторская забота должна также распространяться на помощь в восстановлении других областейв жизни лидеров, которые пострадали от стресса неудачи, например, брак и взаимоотношения в семье.

 

д. Информирование людей о планах и направлениях действия в отношении лидера, чтобы они могли выразить свою любовь к нему, и свою поддержку его как личности. Люди должны дать почувствовать лидеру, что они принимают участие в его восстановлении. Также необходимо создать возможности для удаления неправильных чувств и критического отношения с обеих сторон.

 

4, 5 и 6. Где явно присутствует моральное падение

 

Эти три случая требуют другого обращения, так как в них был нанесен моральный вред. Другие факторы, такие же, как и в случаях 1 и 3, тоже могут иметь место, и в таких случаях будут применимы выше указанные шаги. Здесь мы особо обратимся к моральным вопросам, которые необходимо уладить. Это:

 

1. Покаяние

 

2. Восполнение

 

3. Перестройка.

 

Покаяние

 

Джипси Смит, известный английский евангелист, несколько поколений тому назад говорил, что всеми проблемами христиане обязаны плохому покаянию. Является лиэто заявление абсолютно точным или нет — нам необходимо подчеркнуть тот факт, что покаяние это более чем извинение или выражение сожаления о происшедшем. Это требует абсолютно ясного понимания от человека, что случилось на самом деле, и что необходимо предпринять по поводу этого. Эти вопросы нельзя обходить, делая поспешное предположение, что христиане, и особенно христианские лидеры, понимают абсолютно всё о покаянии. Учитывая весь опыт, включая наш собственный, мы можем прийти к убеждению, что это далеко не так. Для истинногопокаяния необходимо:

 

а. Искреннее признание того, что закон Божий, который был нарушен, — это праведный закон, и было неправильно нарушать его.

 

б. Искреннее признание личной вины в нарушении закона без уловок и извинений,

 

в. Искреннее намерение исправиться и в будущем быть послушным закону, который был нарушен.

 

Другой такой же важный аспект состоит в необходимости верить в то, что пострадавшая сторона желает простить, и что она прощает не только как пострадавшая лично, но также как и противящаяся преступлению, совершенному против закона Божьего в её лице.

 

Вопрос прощения часто так же мало понимается, как и вопрос покаяния, и обычно этому тоже нужно учить. Для того чтобы разобраться с неправильным поступком должным образом, виновный должен не только искренне раскаяться, но должен также быть способным поверить, что прощающий, прощая, всё же сохраняет настоящую заботу о нарушенном законе Божьем. Это означает, что предложенное покаяние никогда не следует принимать со словами: “Ничего страшного, не беспокойся”.

 

Восполнение

 

Возможно, это понятие покажется сложным и старомодным, но оно чрезвычайно важно, не столько для вопроса прощения, сколько для вопроса восстановления. Ключевым местом является книга Левит 6:2-6. Там говориться, что если человек грешит и поступает неверно по отношению к Господу, обманывая своего ближнего в том, что было ему доверено или поручено, или если он обманывает его или клянется ложно, то:

 

а. Он должен вернуть то, что тот поручил ему, или в чем он ложно поклялся,

 

б. Он должен полностью восполнить всё, добавить пятую часть к её цене и отдать всё это владельцу в день, когда он приносит жертву повинности.

 

в. Он должен принести к священнику, то есть к Господу, свою жертву повинности, и священник очистит его, и он будет прощён.

 

Восполнение — это не зарабатывание прощения, это исправление сделанного вреда. Это может быть публичное извинение перед человеком, с которым неправильно обошлись. Так же может включать добровольное принятие роли слуги по отношению к людям, с которыми обошлись высокомерноили над которыми доминировали. Цель этого заключается в том, чтобы, если возможно, восполнить причиненный вред, чтобы закон Божий был превознесен и мир восстановлен.

 

Следовательно, цель не заключается в наказании и в зарабатывании прощения. Цель — восстановление взаимоотношений. В идеале предпринимаемое действие должно проистекать из взаимного согласия между сторонами о том, что приемлемо в данных обстоятельствах. Возможно, для восстановления мира потребуется только покаяние ипрощение; возможно, для обеих сторон понадобится некоторая форма компенсации и восполнения.

 

Перестройка

 

Другим важным аспектом восстановления, которым тоже часто пренебрегают, и в отношении которого очень плохо работают, является желание со стороны лидеров, потерпевших неудачу, тратить время на восстановление тех областей своей жизни, в которых наблюдались недостатки. Фактор времени не справится с этим; необходимо более произвольное дисциплинирование, хотя это и болезненный процесс.

 

“Всякое наказание в настоящее время кажется нерадостью, а печалью; но после наученным чрез него доставляет мирный плод праведности”.(Евр. 12:11)

 

Работа помощи в восстановлении лидера требует мудрости, сострадания и терпения, а более всего — отеческого сердца, которое желает служить дисциплинирование твердо, и в то же время справедливо и с любовью, и которое радуется, когда всё уже позади. При работе с лидером в такой ситуации необходимо обратиться к определённым областям, чтобы выяснить:

 

1. Какова природа неудачи? Что произошло?

 

Это может быть одна большая и явная ошибка, приведшая к крушению, или запутанный клубок нестыковок и неправильных суждений в ряде областей, который необходимо распутать для установления фактов. Не следует торопиться с этим анализом, его нужно делать как можно более объективно и беспристрастно.

 

Обычно вы обнаружите, что вы столкнулись с большой путаницей в уме лидера, а также с бессознательными защитными механизмами, которые могут не позволить ему увидеть факты с достаточной ясностью.

 

2. В чём заключается неудача? Почему она произошла?

 

Эта область требует ещё большей заботы и проницательности, потому что теперь вы ищете причину.

 

Почему лидер совершает такие серьёзные ошибки в суждении? Склонен ли он стремиться к заключениям без достаточного рассуждения? Делает ли он мгновенные суждения для того, чтобы впечатлять других своей решительностью? Паникует ли он под давлением, или теряет спокойствие, когда перед ним слишком много возможностей.

 

Почему лидер так несправедлив по отношению к некоторым людям? Почему у него наблюдается стойкое предубеждение к определённым личностям и типам? Реагирует ли она на критику личным выпадом? Если да, то почему? Ворчит ли он, и трудно ли ему терпеть людей, которые медленно учатся новому?

 

Выявляет ли неудача серьёзные недостатки характера, с которыми необходимо разобраться? Существуют ли проблемы с похотью, гневом и нечестностью? Существуют ли неразрешенные проблемы в браке? Есть ли у лидера чрезмерное желание быть принятым и любимым или быть объектом восхищения?

 

Цель всего этого заключается в том, чтобы дать лидеру возможность не только понять для себя, с какими проблемами приходится столкнуться, но и получить смелость для обращения к проблемам, но и уверенность в том, что они могут быть преодолены.

 

3. Как можно убрать причину или причины неудачи?

 

Это может простираться дальше понимания этих причин, до развития конкретных стратегий для создания возможности разобраться с опасными или бесполезными стереотипами поведения и научиться новым и более полезным или солидарным стереотипам. Или возможно, что более глубокое служение необходимо для эмоционального или внутреннего исцеления или для разрушения уз и рабства, существование которых было обнаружено. Суть заключается в том, что дело должно идти дальше уровня понимания, до действия исцеления.

 

Необходимо в деталях обсудить и достичь взаимного понимания в отношении того, что необходимо предпринять. Для успеха необходимо желание участвовать.

 

4. Как мы можем узнать, что слабость или неудача была исправлена, и что лидер может начать снова действовать в этих областях с определенной долей уверенности?

 

На этот вопрос не существует готового универсального ответа. Необходимо выделить время не только на то, чтобы у лидера возникло посвящение предписанному направлению действия. Здесь важно чтобы в его или её жизни произошло суверенное действие Бога.

 

Будет необходимо воодушевление и признание происшедшего прогресса. Лидер нуждается больше всего в присутствии друга, поддерживающего его, который, однако, достаточно объективен, чтобы противостоять нетерпению, и настаивать на должном выполнении работы. Показателем настоящего Божьего действия в жизни человека является его готовность терпеливо ждать, пока его выпустят, а не рваться к этому. Если кто-то достаточно заботится о том, чтобы лидер прошел через эти долины, он не поставит результат под угрозу, слишком рано давая лидеру возможность появиться на публике. Однако он и не пожелает, чтобы его появление было без причины отложено из-за того, что роль наставника даёт большие полномочия.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.