16.12.2008
Скачать в других форматах:

Йохем Даума

От Иисуса Навина к Соломону

1.1. Вступление и завет

         1. После того, как Моисей в присутствии всех израильтян указал на Иисуса Навина как на своего последователя, он ободрил его для исполнения его задания привести народ в землю Ханаан (Втор. 31,7). Когда настал этот момент вступления в землю, Яхве напомнил Своё обещание, что народ Израиля будет владеть этой землей. Как Он поддерживал Моисея, так же Он поддержит Иисуса Навина. Он ободрил Иисуса и повелел ему во всех его поступках сердцем придерживаться законов Моисея. “Не уклоняйся от него ни направо, ни налево”. Иисус должен был непрерывно размышлять о книге законов Моисея; тогда все будет проходить успешно и он достигнет цели (Нав. 1,7).

         В соответствии с законом, после перехода через Иордан все мужчины, которые родились в пустыне и не были там обрезаны, должны были принять этот знак завета. Как часто встречается в Библии, данное место столь важного события тоже получило название: Холм обрезания (Нав. 5,1).

Это событие предоставило также второй достойный внимания факт. Со вступлением народа в землю Ханаан, Яхве снял с них “посрамление египетское” (Нав. 5,9). Тем самым мы должны понимать, что речь идёт о поношении египтянами народа Израиля, который вышел с их земли, чтобы потом в пустыне терпеть нужду и чахнуть (Чис. 14,13; Втор. 9,28). Теперь, когда Израиль перешел через Иордан и на земле ханаанской мог принять обрезание, с периодом под названием “Египет” было окончательно покончено. В день обрезания Яхве навсегда забрал от израильтян “посрамление”, которое преследовало народ (также по их собственной вине). Отсюда снова название, которое имеет значение: Галгал (“место снятия”).

Также была отпразднована Пасха (Нав. 5,10). Пришел конец особенному жизненному периоду из времен скитаний по пустыне. После Пасхи каждый день они ели опресноки и сушеные зерна, которые выросли из этой земли. С тех пор манна больше не появлялась (Нав. 5,12).

Началась новая фаза в истории между Яхве и Его народом. Она требовала утверждения и обновления однажды заключенного Синайского завета.

 

Название Галгал – это игра слов на евр. gālal, (отводить). Таким образом, мы не должны связывать это название с обрезанием, к которому относится название Холм обрезания. Галгал представляет обнадёживающий контраст между тем, что было (насмешка Египта над Израилем в пустыне) и тем, что есть (вступление в землю обетованную).

 

2. Прежде всего, давайте посмотрим, какие отношения в рамках завета были между Яхве и Его народом. Что мы читаем об этом в Книге Иисуса Навина? После покорения Иерихона и Гая, построил Иисус жертвенник на горе Гевал и совершил на нём жертвоприношения (Нав. 8,30). Он позаботился о том, чтобы нанести на камни список с закона Моисея. Можно предположить, что это были либо Десять заповедей, либо благословения и проклятия из Втор. 28. Для этой церемонии гора Гевал была выбрана преднамеренно, чтобы таким великолепным видом с горы на Ханаан предоставить всю землю Яхве.

Народ тоже там мог высказаться. Собравшись вокруг ковчега, одна часть у горы Гевал, другая у горы Гаризим, выслушал народ весь закон Моисея, как благословения, так и проклятия. Ни одно  из Моисеевых предписаний не осталось неупомянутым. Всеми этими действиями Иисус выполнил повеление, данное когда-то Моисеем перед лицом народа (Нав. 8,30; срн. Втор. 11,29; 27,2). Поэтому от народа прозвучало двенадцать раз Аминь (Втор. 27,11). Завет был обновлен, когда народ снова согласился с благословениями. И конечно же с проклятиями, которые приходят после отступничества от Яхве и которые даже могут привести к тому, что Израиль снова потеряет власть над этой землей. Обратите внимание, что пришельцы тоже  участвовали в этой церемонии (Нав. 8,33). Хананеев нужно было истребить; однако пришельцы, которые прибыли вместе с народом из Египта, или может по дороге к ним пристали, имели свои права и обязанности среди израильтян.

 

Ваудстра [Woudstra 1981, 144] рассматривает связь между покорением Гая, как существенным прорывом (после первоначального поражения), и последовавшего сразу после этого провозглашения права Яхве на весь Ханаан.

 

3. Покорение Ханаана было стратегически решено в результате двух битв: на юге битвой у Гаваона (Нав. 10) и на севере битвой у вод Меримы (Нав. 11). После этого землю можно было разделять между племенами Израиля (Нав. 14). Когда это произошло, Иисус поставил Израиль снова перед проблемой выбора. Он созвал народ в Сихем – славное святое место, поскольку как Авраам, после своего прибытия из Месопотамии, так и Иаков, после своего возвращения из Месопотамии, соорудили там жертвенники (Быт. 12,6; 33,18).

В Сихеме Иисус напоминал израильтянам: “Бойтесь Господа, служите Ему в чистоте и искренности; отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою Евфрат и в Египте. Служите только Господу. Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить: богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекой, или богам аморреев, в земле которых живете. А я и дом мой будем служить Господу” (Нав. 24,14). Израильтяне же клятвенно пообещали, что тоже будут служить Господу, “так как Он – Бог наш” (Нав. 24,17). Они остались при этом обещании даже тогда, когда Иисус указал им на то, что они не смогут служить Яхве, Который есть Святой Бог (Нав. 24,19).

 

Замечание Иисуса, что Израиль не будет в состоянии служить Господу, поскольку Он – Святой Бог (Нав. 24,19), не должно восприниматься буквально [Woudstra 1981, 353]. Ведь Нав. 24,31 утверждает, что Израиль служил  Яхве на протяжении всей жизни Иисуса Навина и также после его смерти. Иисус намеревался указать народу на всю ответственность за то, что они только что пообещали. Он побуждал их воспринимать их обещание всерьёз.

 

4. После того, как Израиль повторил слова подтверждения, что они хотят следовать за Яхве и только Яхве, Иисус заключил с народом завет. Хотя он, несомненно, и обозначает обновление завета между народом и Яхве, он не получает такого названия. Он называется заветом между Иисусом и народом, поскольку содержит новые детали. Иисус дал им наставления и предписания, которые он вписал в книгу Божьего закона (Нав. 24,26). Иисус дополнил закон Моисея постановлениями, которые стали необходимы с точки зрения нового времени. Законодательство, которое было дано Моисеем, очевидно, не воспринималось как полностью закрытое и не подлежащее изменению.

 

Иисус дал “постановления и закон” (евр.: hoq ūmišpāt) – сочетание, встречающееся также в Исх. 15,25, где речь идёт об установлении (новых) предписаний закона. Иисус вписал эти постановления в книгу закона Божьего (для нас: книгу закона Моисея). Крузе говорит о “Сихемитском праве”, которое вышло от Иисуса и служило основой для новой жизни в земле обетованной. Крузе из этого делает важное заключение, что израильское право вовсе не было неизменяемой величиной [Kroeze 1968,259]. Чем дальше, тем чаще мы будет приходить к такому выводу.

 

5. Хорошая перспектива того, что предлагало сердечное соглашение народа Израиля со словами Иисуса, поддерживалась ещё одним фактором. Не только единство между Яхве и народом Израиля осталось нетронутым, но также и единство среди самого народа. Колена Рувима, Гада и полколена Манассии, которые уже получили свой надел в земле за Иорданом, впоследствии не отделились от своих братьев. Они исполнили то, что на них возложил Моисей, чтобы не наслаждаться своим “собственным” покоем до того, как также другие колена не получат такой же покой. Вооруженные воины вышеназванных колен должны были при этом даже идти “во главе” своих братьев (Нав. 1,12). Когда все сражения были уже позади, названные колена Израиля вернулись домой после того, как Иисус их благословил (Нав. 22,6).

Спустя некоторое время колена Рувима, Гада и полколена Манассии соорудили жертвенник при границе реки Иордан (Нав. 22,10), чем вызвали у других подозрение, будто они хотят идти своим путём в плане религии. Встревожившись этим, остальные колена собрались в Силоме, чтобы выступить войной против своих заиорданских братьев (Нав. 22,12). Однако оказалось, что поступок заиорданских братьев был неправильно понят. Они вовсе не хотели приносить никаких жертв на сооруженном им жертвеннике. Этим жертвенником они намеревались только подчеркнуть свою связь с западным Израилем и с единым жертвоприношением для Яхве! Если бы позже  последующие поколения с западноиорданских земель сказали поколениям с заиорданских земель: “вы не принадлежите  Яхве”, тогда они смогли бы указать на свой большой жертвенник и ответить: “Посмотрите, вот стоит перед вами копия жертвенника Господа, который построили наши праотцы!” (Нав. 22,21).

Начало истории Израиля после исхода и покорения Ханаана, таким образом, выглядело многообещающе. Несколько раз повторенное утверждение народа, что они выбирают Яхве и выступают против каких-либо других богов, предвещало много добра. И, согласно заключению Иисуса Навина, в первый период всё шло так же хорошо. Мы читаем, что Израиль служил Яхве на протяжении всей жизни Иисуса и после его смерти при правлении старейшин. Эти старейшины сами были очевидцами того, что сделал Господь израильтянам во время хождений по пустыне и покорения земли ханааанской (Нав. 24,31).

Моисей и Аарон не смогли войти в землю обетованную. Это право было передано их последователям – Иисусу Навину и Елеазару, сыну Аарона (как священнику). Они в мире закончили свою жизнь и оба были погребены на Ефремовой горе (Нав. 24,30.33). В этом же месте мы читаем также о погребении костей Иосифа в Сихеме, – так, как он просил (Нав. 24,32; срн. Быт. 50,24). Что ещё могло теперь помешать безоблачному будущему народа Яхве?!

 

Тот факт, что воины заиорданских колен шли на сражение впереди других, является очень важным. Этим коленам было дано преимущество, поскольку их жены и дети уже могли наслаждаться “покоем”. Однако такое преимущество одновременно содержало и обязательство – содействовать обретению покоя для всего Израиля.

Что же касается жертвенника, который заиорданские колена построили на своем обратном пути, то ударение делается на том, что это был единственный большой жертвенник (Нав. 22,10), возможно даже больше, чем в Силоме. Но, взирая на его размер, он действительно не был предназначен для жертвоприношений на нем [Goslinga 1937,157]. Он служил подобием или копией (евр.: tavnīt, Нав. 22,28).

Существует разница во мнениях относительно места сооружения жертвенника: на западной или восточной стороне от Иордана. Совершенно очевидно, что жертвенник был построен в заиорданских землях, а значит в восточной части от Иордана. Такая версия подтверждается ещё и подозрениями встревоженных западноиорданских колен, что, наверно, жертвенник служит для снятия “нечистоты” с заиорданских земель (Нав. 22,19). Разные переводы (среди них и NBV) в словах “напротив (евр.elever) сынов Израилевых” (Нав. 22,11) понимают западную часть от Иордана. Срн. для возможности подтверждения второй версии Втор. 30,18.

 

6. Книга Иисуса Навина, конечно, не предлагает описания ситуации после покорения земли Ханаан, которую мы бы могли назвать идеальной, поскольку после указанных завоеваний нужно было ещё отбирать большую часть земли (Нав. 13,1). Несмотря на это, Иисус выполнил и второе задание после военных действий – разделил всю землю между двенадцатью коленами Израиля (Нав. 13-21). Эта работа по распределению земли, которую в большинстве случаев ещё нужно было отвоёвывать, свидетельствует о вере в хороший конец. Полное покорение пока ещё не было фактом, но уже определёнными ожиданиями.

Кто воспринимает Книгу Иисуса Навина как целостность, должен соединить две вещи. С одной стороны, правда то, что Израиль завладел землей Ханаан и Яхве дал народу покой со всех сторон. Нет такого обещания, которое осталось бы невыполненным со стороны Яхве, мы читаем (Нав. 21,45). Народ с благодарностью мог наслаждаться обретенным “покоем” (Нав. 22,4). С другой стороны, нужно было ещё подождать некоторое время, чтобы полностью покорить всю землю и изгнать многих жителей (Нав. 13,1; 14,12; 17,12). Однако это не воспринималось как противоречие, поскольку вера в те дни была ещё очень сильной. Поэтому Иисус может сначала говорить, что он разделил по жребию оставшиеся народы коленам Израиля (Нав. 23,4), чтобы потом сразу же добавить: Яхве прогонит и истребит для вас эти народы; тогда вы сможете овладеть их землей, как обещал Яхве (Нав. 23,5). А то, что следует дальше после этих слов, позволяет увидеть постоянную необходимость для народа Израиля оставаться бдительными: “Поэтому во всей точности старайтесь хранить и исполнять всё, написанное в книге закона Моисея; не уклоняйтесь от него ни направо, ни налево и не смешивайтесь с этими народами, которые остались между вами” (Нав. 23,6).

Картина жизни в Ханаане, которую рисует Книга Иисуса Навина, совсем другая, чем мы читаем в Книге судей 1. Суд.1 звучит менее оптимистически. Дело вовсе не в том, что в Суд.1 приписывается большая сила ещё живущим там хананеям. А это результат иссякания веры. Также влияет растворение единства среди колен Израилевых. Разница между Книгой Иисуса Навина и Книгой судей чувствуется не в описании политической ситуации, а в изображении духовного состояния. Пока люди ещё верили, царила атмосфера победы. Как только возникло духовное недомогание, с “покоем” было покончено, а враги, которые во времена Иисуса Навина чувствовали себя в неловком положении, вновь обрели силу.

 

Колена Израиля получили свои наделы (евр.: nahalā; см. E.Lipinski [TWAT V,353])  при разделении земли с помощью жребия. Де Волф [De Wolff 1965,107] верно замечает, что Ветхий Завет нигде не говорит, что Израиль унаследовал землю от Бога. “Наследство” не указывает на завещателя, но всегда уделяет внимание последующим наследникам, которые получают то, что было обещано Богом Аврааму и его потомству. Право владения (колен) Израилевых всегда идёт вместе с правом собственности Яхве. Читайте о наследстве детальный анализ, проведенный Де Волфом [De Wolff 1965,106].

В Книге судей я не вижу никакой переоценки ситуации, описанной в Книге Иисуса Навина, как говорит, напр., Казо [Cazeaux 1998,132]. Он (равно как и другие) убеждён, что Иисус вовсе не предоставляет никакой истории. По словам Казо, Книга Иисуса Навина – утопическое “переписывание” покорения Ханаана, датируемое пятым/четвёртым веком до Р.Х. Он находит в Книге Иисуса Навина много иронии и видит в этом скрытую критику на … еврейский национализм [Cazeaux 1998,11.30.57]!

 

 

 

Йохем Даума. «Комментарий к Ветхому Завету» в 4 т.

Готовится к публикации издательством «Коллоквиум».

www.colbooks.org

2009–2012 гг.

© Ukraine Cie Hattem

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.