Йос Колейн
Древняя Церковь и работа Святого Духа
Дары Святого Духа
В день Пятидесятницы на верующих был излит Святой Дух, согласно обетованию Ветхого Завета: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Иоил. 2:28 и Деяния 2:17).
Это излияние Духа являлось также исполнением обещания Христа: «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Иоан. 16:7).
В первом столетии Святой Дух иногда показывал Свое присутствие среди Божьих детей довольно зрелищным образом – говорение на иных языках, исцеления и пророчества. Можно сказать, что эти знамения выполняли функцию некоего торжественного приветствия, «фейерверка в честь царя», являясь радостным провозглашением грядущего Духа – обещанного Утешителя и Советника.
Хотя эти знаки были наиболее очевидными среди всех даров (или «харизмата») Святого Духа, тем не менее, они не были наиболее важными дарами с точки зрения необходимости, на что указывает апостол Павел в 1-м послании Коринфянам, 12 и 13 главы. Верующие получают разнообразные дары от Святого Духа, Который дает их, когда и кому Сам пожелает. Дух совершенно точно знает, что необходимо Церкви и в какое время! (Иоанна 6:13) По этой причине мы никогда не должны хвастаться особыми дарами, потому что они, собственно, не наши, но дары Духа Телу Христа во всей его совокупности! (1-е Коринфянам 12:7). В этом Теле мы являемся взаимосвязанными друг с другом членами, и наши разнообразные дары должны усиливать и дополнять друг друга.
Главная цель излияния даров Духа – приблизить людей ко Христу и прославить Его. Святой Дух пришел не для того, чтобы свидетельствовать о Себе, но об Иисусе как Спасителе (Иоанна 16:13–14). «Фейерверк Духа» показал, что благословения Христа явлены сейчас всем языкам и народам (Деяния 2:6).
Постоянный фейерверк?
Но должен ли этот «фейерверк» продолжаться все время? Если мы посмотрим на историю Церкви, то увидим, что это не так. В первом столетии христианская церковь ожидала скорого возвращения Христа. Но со временем Божьи дети все четче понимали, что это не произойдет так быстро, как они ожидали. Таким образом, у Церкви на первом месте стояло великое предназначение и призвание на этой земле – распространять Евангелие, вплоть до пришествия Христа! (Матфея 24:14). Второе и третье столетие были в целом тяжелым периодом для Церкви. Снова и снова христиане подвергались преследованиям, многие из них погибли как мученики. Да и сама Церковь переживала переходное состояние. Она преобразовалась из группы молодых общин, разбросанных по всей территории Римской империи, в организованное тело. Одним из аспектов этого развития стало то, что разные функции служителей Церкви (в частности, полномочия пресвитеров, дьяконов и епископов) подверглись тщательной разработке. Также в конце второго столетия было завершено составление канона Святого Писания. Хотя на тот момент не существовало официальных решений относительно границ канона, для Церкви было вполне очевидным, какие книги составляли собрание Ветхого и Нового Заветов. Все это привело к тому, что такие дары, как спонтанное пророчество и говорение на иных языках, стали менее необходимыми (2-е Тимофею 3:16, 2-е Петра 1:19–21). В то же время другие дары Святого Духа заметно выходят на передний план – мудрость, учительство, руководство и попечение (1-е Коринфянам 12:7–11, Римлянам 12:6–8, Титу 1:5–9). Церковь, жившая в окружении враждебного мира, сильно нуждалась в этих дарах. Иногда высказываются предположения, что Церковь «утратила» дары Духа. Но это кажется весьма странным. Ведь дары Духа не зависят от качества человеческой веры, но единственно от Святого Духа! Только Сам Дух раздает дары, кому пожелает и когда пожелает (1-е Коринфянам 12:4).
Монтанизм
В этот переходный период в Церкви произошел конфликт. Человек по имени Монтан (пр. 175–?? гг.), уроженец Фригийской области в Малой Азии, утверждал, что исчезновение из Церкви «зрелищных даров» является признаком ее упадка. Монтан провозглашал, что Параклет, Святой Дух, говорил чрез него особым образом. Кроме того, его сопровождали две пророчицы, говорившие на иных языках. Они даже утверждали, что сам Монтан был Параклетом, дающим уникальные откровения Церкви! Помимо этого основного заблуждения, в Монтанизме присутствовали и другие положения, сеявшие смуту и распространявшие небиблейские учения. В этой статье мы ограничимся рассмотрением лишь нескольких идей, которые преобладали в Монтанизме и присутствуют в мире по сей день. В частности, это харизматическое движение.
Зрелищные дары
Монтанизм акцентировал большое внимание на «зрелищных» дарах Святого Духа, таких как пророчество, видения и говорения на иных языках. Факт исчезновения этих даров из практики Церкви был, согласно учению Монтана, признаком слабости верующих и недостатка церковной дисциплины и рвения в служении Господу. Становится понятно, почему Монтан был назван «Первым пятидесятником». Поначалу Церковь колебалась в своей реакции на это движение. Ведь каждая живая церковь признает пред Богом недостаток духовности, недостаток храбрости в страданиях и недостаток верности. Христиане так часто соблазняются ригоризмом и законничеством! Но с течением времени Церковь явственно противостала заявлениям Монтана и его сторонников, признав его учение духовной гордыней.
Так, ставший в 235 году мучеником римский епископ Ипполит в самое сердце поразил движение Монтана, заявив, что дополнительные откровения, подобные тем, которые получали монтанисты, были фактически невозможны. Водительство Святого Духа следует искать не в новых откровениях, но в верности Писанию и общине Церкви. Никто не может претендовать на обладание особым руководством или благословением Духа в отрыве от Писания!
Ипполит считал, что параллельно с возрастающим принятием христианами канона Писания во 2 и 3 столетиях Святой Дух постепенно удаляет «особые харизмата» пророчества, говорения на иных языках и исцеления. Писание – Книга Святого Духа! Когда канон стал очевиден почти для каждого, тогда исчезла необходимость полагаться на непосредственные откровения.
Монтан и его последователи отрицали исторический процесс, в котором и чрез который Дух руководит Церковью. Они заявляли, что особым образом обладают Святым Духом, и отрицали уникальный авторитет книг Нового Завета.
Существует и другая проблема. Мы не можем делать какие-либо выводы о духовном состоянии Церкви на основании присутствия или отсутствия более «зрелищных» даров. Невозможно утверждать в свете Нового Завета, что отсутствие «зрелищных харизмата» указывает на духовную слабость и поврежденность. Но противоположное утверждение (что обилие даров свидетельствует об успешности Церкви) также было бы неправильным – у верующих в Коринфе намного чаще проявлялись дары, чем в какой-либо другой общине, и в то же время Павел утверждал, что уровень их морали был хуже, чем у язычников (1-е Коринфянам 5:1).
Несправедливым было бы утверждение о духовной слабости и по отношению к тем христианам, которые не обладали этими особыми дарами, но готовы были умереть за Христа во времена преследований! Кто, как не Святой Дух, даровал им силу страдать за Христа?
Харизматические лидеры
Последователи Монтанизма также утверждали, что только те, кто обладает этими особыми дарами, могут занимать епископские должности в Церкви. Они лелеяли идею «харизматического лидера», который, как утверждалось, должен быть особым орудием Духа, может говорить с властью и давать новые и непосредственные откровения от Бога. Кроме того, монтанисты сильно критиковали так называемых «тихих епископов», служивших в христианской Церкви, которые не обладали дарами пророчества и говорения на иных языках. Тем фактом, что у них были другие дары Духа – мудрость, любовь, навыки руководства, – пренебрегали, проводя неоправданное различие между «высокими» и «обычными» дарами Духа.
Отец Церкви, Игнатий, умерший мученической смертью в 115 году, сам обладал даром пророчества. Но он открыто защищал так называемых «тихих епископов», не пророчествовавших и не говоривших на иных языках. По словам Игнатия, служители Церкви должны обладать дарами Святого Духа для исполнения их служения. И должны быть официально избраны общиной на это служение. Такие дары, как мудрость, пасторские дарования и талант руководства, были такими же дарами Духа, как и все остальные. Никто не имеет права утверждать, что обладает «высшими дарами». Авторитет служителей Церкви не зависит от особых даров, но только от того факта, что их учение находится в согласии с учением апостолов!
Заключение
Поразительно осознавать, что и теперь мы слышим отголоски Церковной истории. Вопросы, которые поднимались во 2 и 3 веках, иногда весьма сходны с возникающими в современном мире вопросами по поводу говорения на иных языках и руководства в Церкви. Конечно, мы не должны копировать ответы, которые были даны в прошлом, однако можем научиться тому, как отцы церкви реагировали на небиблейское учение, возникшее в Церкви. Ценный урок прошлого заключается в следующем:
Я молюсь о том, чтобы дары, которые дает нам сегодня Святой Дух, помогли созидать Церковь Христову в Украине и во всем мире, и чтобы через это Бог был прославлен!
Комментарии: