Йохем Даума
Бытие
2.6 Завет с Авраамом
1. Обещания великого будущего, которое Бог подарит Аврааму через Исаака и его потомство, неоднократно находят своё подтверждение. В чём же суть этих обещаний? Давайте вернёмся к тому моменту, когда Авраам и его семья начали путешествие со своей земли в неизвестную им землю Ханаанскую. Он услышал, что Бог превратит его в большой народ: ‘Я тебя благословлю, я дам тебе уважение, и ты станешь источником благословения’. Он пообещал Аврааму защищать его, благословляя тех, кто его будет благословлять, и, проклиная тех, кто его будет проклинать. Действие Божьего благословения будет простираться во все стороны земли: ‘В/через тебя благословятся все племена земные’ (Быт. 12,2).
Когда Авраам пришёл в землю Ханаанскую, Бог снова является ему, возвещая, что теперь он находится в земле, ‘которую Я отдам потомству твоему’ (Быт. 12,7). Но то, что доныне воспринималось только с одной стороны, в Быт.15 получает другой смысл. Авраам высказывает свои хлопоты, что он как бездетный муж, должен будет передать всё своё наследие распорядителю своему – Елиезеру из Дамаска. Бог ему возражает и говорит, что не слуга, а его собственный сын унаследует всё это. Он позволяет Аврааму увидеть, что его потомство будет таким же неисчисляемым, как звёзды на небе (Быт. 15,4).
Авраам верит тому, что сказал Бог (Быт. 15,6), но просит у Бога знамения, с помощью которого он узнает, что будет владеть землёй Ханаанской. Это знамение Авраам получает в завете, который Бог с ним заключает. По Божьему велению Авраам рассекает пополам несколько животных, через которых Бог потом проходит как дым из печи и горящий факел. Однако, следует отметить, что всё это происходит только после того, как Бог насылает на Авраама глубокий сон. Когда же Авраам уснул, Он может всё сделать беспрепятственно. В этом сне на Авраама находит ужас и мрак. И на это тоже есть свои причины, поскольку Бог открывает ему, что его потомки длительное время будут пребывать в чужой земле. Только четвертое поколение возвратится в Ханаанскую землю, так как только тогда амореи (хананеи, см. 2.4.1) ‘сделают столько беззаконий, что их мера будет полной’ (Быт. 15,16).
Конечно, это было для Авраама ошеломляющим открытием. Земля ханаанская ему обещана, но сам он не будет владеть ею. Он умрёт в спокойной старости (Быт. 15,15), а его потомки, и только после четырехсотлетних угнетений (Быт. 15,13) в чужой земле, смогут властвовать в Ханаанской земле! Овладеть Ханааном, оказывается, намного сложнее, чем Авраам мог себе представить.
Быт. 12,3 б (срн. 18,18; 26,4; 28,14) также можно перевести как: ‘И все народы на земле желают друг другу стать такими же благословенными, как ты’ (евр. brk с возвратным значением). Я же использую тот перевод, который наилучше подходит повторению этого стиха в Деян. 3,25 и Гал. 3,8. С теологической точки зрения перевод здесь имеет огромное значение. Если мы при переводе этого стиха используем пассив, тогда становится очевидным Господний план по отношению к миру: речь идёт о благословении, которое через Авраама выльется на все народы. Если мы используем возвратный глагол, тогда выходит, что народы желают друг другу, чтобы с ними как можно быстрее произошло то же, что происходит с Авраамом. Тогда становится совсем непонятно, что их быстрота полностью зависит от Авраама и его потомков. См. также Гамильтон [I,1990,374].
Для обозначения глубокого сна Авраама (Быт. 15,12) используется еврейское слово (tardēmā), которое также встречается, когда описывается сон Адама (Быт. 2,21, когда была сотворена Ева) и сон Ионы (1,9, когда он во время шторма находится на корабле). Это Бог насылает такой сон. См. также 1 Цар26,12, где Давид может забрать копьё Саула и сосуд с водой только потому, что Бог наслал на Саула и его родных крепкий сон. Через глубокий сон Бог как будто выключает человека, чтобы Самому беспрепятственно сделать задуманное [M. Oeming в ThWAT VII,359].
Заключение завета (Быт.15,18; евр. kārat berīt) происходит согласно с традицией Древнего Ближнего Востока, когда животные разрезаются на две части, символизируя, что группы, которые заключают завет, должны подходить друг другу как эти части животных. См. Венгам [I, 1987,332], толкование которого на Быт. 15,17 я использую большей частью. Согласно объяснению Венгама, животные изображают Израиль, а прохождение Бога через обе части животных указывает на договорённость с Израилем. Хищные птицы (нечистые), которые нападают на животных, и которых Авраам отгоняет от них, могут символизировать языческие племена. Эти племена угрожают Израилю, но не достигают успеха.
2. Немного позже Бог подтверждает заключение завета в Быт. 15 и расширяет этот завет (Быт. 17,1). Имена, которые носили до сих пор Аврам и Сара, меняются на Авраама и Сарру, чтобы указать на плодовитость Авраама как будущего отца множества народов, и на Сарру как на государыню, мать многих царских родов (Быт. 17,4-15).
Я вижу расширение, прежде всего, в том, что Бог Себя официально связывает как Бог с Авраамом и его потомками. Больше нигде не встречается такой открытый текст: ‘Я заключаю завет между Мной и тобой, и твоими потомками, и всеми поколениями после тебя, завет вечный: Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя’. Дальше следует обещание, что Он навсегда отдаст Ханаан Аврааму и его потомкам, и ‘Я буду им Богом’ (Быт. 17,7).
Вовсе неудивительно, что Авраам с глубоким уважением склоняется перед Богом, но в то же время смеётся про себя, как он, которому уже сто лет, и Сарра, девяносто лет, ещё могут родить детей. Он взывает к Богу, чтобы тот подумал об уже рождённом Измаиле! Бог услышал это от Авраама и пообещал произвести от Измаила много потомков (Быт. 17,20; см. 2.5.3). Но этот завет Он заключает исключительно с тем сыном, которого родит Сарра, и имя которому будет Исаак (‘он смеётся’) (Быт. 17,19).
Авраам, со своей же стороны, получает задание обрезать весь мужской пол в его доме, как обязательство и символ заключения завета. Это обрезание настолько знаменательное, что завет с Авраамом даже называется ‘заветом обрезания’ (Деян. 7,8). Тот, кто не будет носить этого знака, должен выйти из Божьего народа, поскольку он нарушил завет с Богом (Быт. 17,9).
Мы встречаем здесь то, что будет постоянно привлекать наше внимание. Мы увидели, что Бог придерживается тех обещаний, которые Он дал в Своем завете, несмотря на промахи своего партнёра. Именно поэтому за нарушение завета нужно платить высокую цену. Бог продолжает идти вперёд с верными Ему, а нарушители Его завета больше не получат того, что Он обещал.
До этого времени я постоянно употреблял имена Авраам и Сарра, хотя эти имена можно употреблять только после Быт. 17,5.15, то есть после рождения Измаила (Быт. 16,15).
Обрезание вовсе не было новым явлением, таким же, как и знамение радуги в завете с Ноем. Обрезание применялось до или после времени Быт.17 египтянами, едомеями, аммонитянами, моавитянами, фенисеями и арабами (срн. Иер. 9,25). Об обрезании ничего не было сказано у вавилонцев, ассирийцев и филистимлян (срн. 1 Цар. 18,25; 31,4). Мне кажется весьма приемлемой версия, предлагаемая Гиспеном [II,1979,140], что обрезание, которое касалось мужского члена, можно связать с плодородием и размножением, поскольку в Быт. 17 эти слова очень часто повторяются (17,2.4-16.19). В удалении крайней плоти Голверда [1957,280] видит удаление остановки жизни, убирание смерти, чтобы стали возможны плодородие и жизнь. Очень нелегко утверждать хоть что-то, поскольку нигде в Библии нет объяснений обрезанию, как мы читаем о многих других знамениях [Hamilton I,1990,470]. Во всяком случае, обрезание для Израиля не было никакой церемонией посвящения, напр. при достижении зрелости или брачного возраста. Дети, которым от роду всего 8 дней, должны были принять обрезание (Быт. 17,12). Это знамение мы должны связывать с заветом, а не с достижением какого-то возраста. Для носителей такого знамения – это доказательство того, что они имеют место в завете, и что они будут сопричастны великого будущего. Как радуга являлась знаком, который напоминал Богу о Его обещании в завете, заключенном с Ноем, так теперь обрезание становится напоминанием человеку о завете с Авраамом [Fretheim 1994,459].
3. Не всегда удаётся человеку связать обещания, данные ему Богом с конкретно взятой ситуацией в его жизни. Два раза Авраам врёт о Сарре, утверждая, что она его сестра, потому что боится за свою жизнь и не всегда признаёт в ней мать обещанных ему будущих потомков (Быт. 12,10; 20,2). Авраам как столетний человек смеётся при мысли, что ему и его жене Сарре ещё будет даровано сына (Быт. 17,17). Сарра тоже смеётся, когда Бог возвещает, что ровно через год у неё будет ребёнок (Быт. 18,12). Когда Исаак растёт, Авраам должен расстаться с Измаилом (Быт. 21,11).
Однако, мы замечаем, насколько сильнее становится Авраам в своих убеждениях, что Бог – это его Бог, и что Его обещаниям всегда нужно верить. Множество фактов говорят сами за себя. Самый первый и самый значительный – это готовность Авраама пожертвовать своего сына Исаака (Быт. 22 [см. 2.7]). Потом то, что он осознанно выкупил (дорого) часть земли. Она станет единственной собственностью в той окрестности, владельцем которой он станет, согласно Божьим обещаниям. Но в действительности он был и остался там всего лишь чужеземцем (Быт. 23,4). Эта собственность, пещера на поле Махпела, была предназначена для погребения Сарры, а также и для его будущего захоронения (Быт. 23,1; 25,9). Дальше нам бросается в глаза тот факт, что Авраам не хотел, чтобы Исаак искал себе жену среди хананеев. Он послал своего самого старшего слугу в ту землю, откуда он был родом, чтобы тот нашел там жену для его сына. Всё усложнялось ещё и тем, что она должна придти в землю ханаанскую, а не Исаак должен идти в Месопотамию (Быт. 24,5). Особенностью завета было то, что Исаак не мог жениться на ханаанской девушке. То же понимают потом Исаак и Ревекка, когда их сын Исав женится с женщинами-хеттами (Быт. 26,34).
Наконец, мы должны также заметить, что Авраам после Сарры и, возможно, ещё раньше рядом с Саррой, имел других жен (Быт. 25,1). Это называется развязкой к Быт. 22-24. Текст сосредотачивает наше внимание на другом: Авраам ещё при жизни наделил подарками своих потомков и отослал их в восточную землю, далеко от Исаака (Быт. 25,6). Завет с Авраамом ограничивался только потомками Авраама и Сарры.
Гиспен [II, 1979,293] говорит о Быт. 25,1-6 как о развязке. О последних 35 годах жизни Авраама нечего было сказать, поскольку ‘он разделил участь большинства старых людей’, как говорит Гиспен.
Йохем Даума. «Комментарий к Ветхому Завету» в 4 т.
Готовится к публикации издательством «Коллоквиум».
2009–2012 гг.
© Ukraine Cie Hattem
Этот материал еще не обсуждался.