Дональд Гатри
Введение в Новый Завет
Глоссарий
Аггада (англ. Haggadah) - богослужебная иудейская книга, предназначенная для пасхального седера и включавшая тексты из Библии, Талмуда, мидраша, а также молитвы, гимны и молитвословия. А. призвана внушить каждому верующему мысль о том, что, как утверждает Мишна, "он лично был освобожден из Египта". Создание и авторитет А. обосновывается предписанием в Исх. 13.3: "Помните сей день, в который вышли вы из Египта".
Антилегомена (от греч. antnlegw -
"возражаю", "оспариваю", лат., англ, antilego-mena) -
название книг Нового Завета в IV в. (со времен Евсевия ), подлинность
которых подвергалась со стороны некоторых сомнению, в противоположность
"гомологумена", т.е. книгам, несомненно подлинным. А. формально
почитались как Св. Писания, но не использовались во время литургии.
Апокалипсис Петра (англ. Apocalypse of Peter) - апокрифический
апокалипсис, пользовавшийся большим уважением в ранней Церкви,
входивший в Мураториев канон (ок. 190 г.). Мефодий Олимпийский причисляет
этот апокалипсис к богодухновенным Писаниям (qeopnevstois grammasnn). Тем не менее он был исключен из канона Нового
Завета и дошел до нас в отрывках.
Апокрифические апокалипсисы - этот вид апокрифов был широко
распространен в ранней церкви, так как гонения со стороны властей и языческое
окружение порождали в церкви безудержный профетизм и эсхатологические чаяния.
Особенной популярностью пользовались наиболее ранние А. а. "Пастырь
Ерма" и "Апокалипсис Петра". Известны также
Апокалипсис Павла, Откровение Варфоломея, Апокалипсис Фомы, Апокалипсис Стефана
и др. Позже Церковь отвергла апокалиптическую литературу, поставив под сомнение
каноничность Откровения Иоанна, которое вплоть до DC в. считалось антилегоменой.
Апокрифические деяния - неизвестность в отношении дальнейшей судьбы
большинства апостолов или стремление еретических течений сослаться на их
авторитет порождали огромное количество А. д. Среди них наиболее ранние:
"Деяния Петра и Павла", "Деяния Павла" (на которые
ссылается Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген и Ипполит, не
считая их каноническими, и в которые включены Третье послание Павла к
Коринфянам с ответным письмом коринфян), "Деяния Варнавы" (V в.),
"Деяния Филиппа", "Деяния Филиппа в Элладе", "Деяния
Андрея" (некоторые исследователи относят эту книгу к кон. I в.),
"Деяния Андрея и Матфея в стране людоедов", "Деяния и
мученичество Матфея", "Деяния Фомы", "Деяния Фаддея"
(III-IV вв.), "Деяния Иоанна".
Апокрифические евангелия - известно ок. 50 апокрифических Евангелий,
среди которых наиболее распространенны Протоевангелие Иакова (вероятно вышедшее
из среды евионитов), Евангелие Псевдо-Матфея, или Книга о рождении
блаженной Марии и детстве Спасителя (42 гл.), Евангелие о рождестве Марии
(история Марии до Рождества в 10 главах), История Иосифа плотника (32 гл.),
Арабское евангелие детства (52 гл., отдельные повествования вошли в состав
Корана), Евангелие Фомы, Евангелие Петра, Евангелие Никодима
(состоит из "Деяний Пилата" и "Сошествия Христа в ад"), Евангелие
Назореев и др.
Апокрифические послания (англ. Epistolary Pseudepigraphy) - этот вид апокрифической
литературы представлен слабее других, потому что производить подлоги
здесь труднее. Известны "Послание к ЛаодикийцалГ, "Послание
Павла к Коринфянам" (Третье Послание) с ответным посланием их к
апостолу, "Послание Варнавы", "Переписка апостола
Павла с философом Сенекой" в 14 письмах, которая обязана своим
происхождением сказанию о дружбе этих лиц, известная уже Иерониму (De Vir. PI.
12), а также три послания в "Климентинах": "Послание Петра"
ученикам Иакова с прилагаемой "Проповедью Петра", письмо
иерусалимской общины о получении этого послания и Послание Климента к Иакову, в
котором автор повествует о мученической кончине Петра и его последних
распоряжениях.
Апокрифы, апокрифическая литература (от греч. apokrvfos - "тайный,
сокровенный", позднее - "подложный" (по отношению к книгам),
англ, apocryphal literature) - этот термин изначально имел двоякое значение:
(1) книги, не предназначенные для употребления во время церковных собраний /лат.
secretae et non volgatae scripturae, absconditae - книги тайные, сокрытые/; (2)
книги неизвестного происхождения, по Августину - occulta origa /тайное
происхождение/. Позже эти два значения стали сливаться. В протестантской
библеистике часто употребляется другой термин - псевдоэпиграфы, или псевдоэпиграфическая
литература (от греч. yevdhs
/pseudes/ - "ложный", epigrafw /epigrapho/ - зд. "приписываю", англ, pseudepigraphy),
который в большей степени подчеркивает подложность А. л. Апокрифы распадаются
на три группы: А. Ветхого Завета, А. Нового Завета и житийные А.
Апокрифы Ветхого Завета - существуют некоторые разночтения между
основными ветвями христианства в понимании апокрифичности книг Ветхого Завета.
В сочинении Карлштатдта "De canonicis Scripturis libellus" (1520) и в
позднейшем протестантском богословии ряд книг Ветхого Завета отнесен к
апокрифической литературе: 2-я кн. Ездры, вставки в кн. Есфирь, Песнь трех
отроков в кн. пророка Даниила (3 гл.), 13-я и 14-я гл. той же книги (история
Сусанны и пр.), молитва Манассии (в кон. 2-й кн. Паралипоменон), кн. пророка
Варуха, Послание Иеремии, кн. Товит, кн. Иудифь, 1-я, 2-я и 3-я кн.
Маккавейские, кн. Иисуса, сына Сирахова и кн. Премудрости Соломона), между тем
как в католической библеистике они считаются каноническими, а в православной -
неканоническими (предназначенными не для литургии, а для назидательного
чтения), но никак не апокрифическими. Богословы этих церквей
относят к А. В. 3. эфиопскую кн. Еноха, славянскую кн. Еноха, Успение
(Вознесение) Моисея, Апокалипсис Варуха, 3-ю кн. (Апокалипсис) Ездры,
Апокалипсис Авраама, Завет 12 патриархов, Кн. Юбилеев (Кн. Малого Бытия),
Мученичество Исайи, Паралипомены Иеремии и Псалмы Соломона. Протестанты
называют эту литературу псевдоэпиграфической (в отличии от апокрифической).
Кроме того имеют хождение различные книги (Адамовы кн., 6-я и 7-я кн.
Моисеевы), чье иудейское происхождение весьма сомнительно, и поэтому их нельзя
относить к А. В. 3.
Апофтегмы (от греч. apofqegma -
"изречение", англ. Apophthegms) - анонимное собрание
"изречений" и "деяний" отшельников Египетской пустыни,
первых abbas (отцов). Происходит, по-видимому, от коптской устной традиции,
записанной по-гречески в V и VI веках, в алфавитном порядке, начиная с аввы
Антония и кончая аввой Ором (имя которого начинается с омеги - последней буквы
греческого алфавита).
Аутентичность (от греч. avqenths -
" собственной рукой совершающий" , лат. authenticus -
"подлинный, достоверный", англ, authenticity) - принцип соответствия
письменного источника тому, что он декларирует (тип и название документа,
авторство и место происхождения данного документа). А. еще не означает
достоверности всех сведений, которые сообщаются в источнике, если допустить
сознательное искажение фактов со стороны автора. Тем не менее установление А.
путем научной критики источника позволяет выявит культурно-исторический фон его
происхождения.
Варнавы послание (англ, the epistle of Barnabas) - апокрифическое
послание, отражающее период окончательного разрыва между иудейством и
христианством. Хотя предание и связывает его с именем ал. Варнавы (Деян. 4.36;
11-15), он принадлежит перу неизвестного христианского автора нач. II в. от
Р.Х. Иногда включалось в новозаветный канон.
Вульгата (лат. Vulgata versio, англ. Vulgate) - латинский перевод Св.
Писания, выполненный на основе еврейских текстов, Септуагинты и
древнелатинского перевода (Itala interpretatio) Иеронимом, в разное
время дополненный и исправленный. Тридентский собор (1546) утвердил его, и он
вошел во всеобщее употребление в римско-католической церкви. Впервые В. издана
при папе Сиксте V под заглавием "Biblia sacra vulgatae editionis"
(Рим, 1590), откуда она и получила свое название. В дальнейшем редактировалась
и переиздавалась при папах Григории XIV, Клименте VIII и др.
Герметика (лат., англ. Hermetica) - оккультная синкретическая философия,
сложившаяся во II-III вв. на основе ряда трактатов, приписываемых Гермесу
Трисме-гисту (лат., англ. Hermes Trismegistus), воплощенному древнегреческому
богу торговли и тайных знаний, покровителю торговцев, путешественников, воров и
магов Гермесу (греч. Ermhs), почитание которого как
важнейшего божества античного пантеона достигло наибольшего размаха в первые
века от Р.Х., соответствует римскому богу Меркурию (лат. Mercurius). Г.
основывается на иудейской нумерологии, античной цифрометрии (философия
Пифагора), гностицизме и халдейской магии, включает также
элементы египетской мифологии, манихейства и данных
иудейско-христианской апокрифической литературы.
Гностицизм (от греч. gnwstikos /gnosticos/
- "познающий", лат., англ. Gnosticism) -обобщающее название
совокупности синкретических религиозно-философских систем, которые сложились во
II в. от Р.Х. и в которых основные доктрины и учения христианства, оторванные
от их исторического контекста, переистолкованы в духе эллинистической философии
и религии. Отличие Г. от других религиозно-философских синкретических учений,
таких как неоплатонизм, филонизм и герметика, состоит в том, что
Г. признает основные положения христианского вероучения, из-за чего представлял
наиболее серьезную угрозу для Церкви П-Ш вв. Гностические учения в той или иной
степени извратили христианское учения о телесном воскресении Иисуса Христа,
учение о Божественной и человеческой природе Христа, учение о Боге, Св. Духе, спасении
и др. Основные категории гностиков - gnwsis /gnosis/ - "знание", sofia
/sofia/ - "мудрость", plhrwma /pleroma/ - "полнота", dvnamns /dynamis/ - "силы". С решительной критикой Г. выступили Тертуллиан,
Ириней, Климент Александрийский, Ипполит, Епифаний.
Двух источников теория (англ, the two-document theory) - теория,
обоснованная Гольцманом (1863), возникшая на основе концепции Лахмана
о приоритете Евангелия от Марка (1835) и гипотезы Вейссе об
источнике "Q" (1835). Исходя из априорного мнения о литературной
зависимости синоптических Евангелий, эта теория считает источниками Евангелий
от Матфея и Луки гипотетический источник "Q" и Марка. Это мнение
основывается на общности материала Марка для Матфея и Луки, а также на общности
материала Матфея и Луки, отсутствующего у Марка, обозначенного символом
"Q" (см. Quelle).
Диатессарон (лат., англ. Diatessaron, от лат. diatessaron -
"музыкальная кварта", слово греч. происхождения) - первая известная
гармония четырех Евангелий, составленная Татианом в сер. II в. Вероятно,
написана по-гречески, но вскоре переведена на сирийский. Представляла собой
основную священную книгу для сирийско-язычных церквей вплоть до V в. - времени,
когда повсеместно были приняты четыре канонических Евангелия. Текст Д. не
сохранился, однако по дошедшим до наших дней фрагментам, комментариям и
частичным переводам можно сделать вывод, что книга состояла исключительно из
четырех Евангелий, что свидетельствует в пользу раннего авторитета канонических
книг.
Диатриба (греч. diatriba, англ, diatribe) - особый жанр
древнегреческой литературы, который объединяет как научные трактаты и
рассуждения, так и полемические, обличительные трактаты. После написания Эразмом
Роттердамским знаменитого полемического трактата "Диатриба, или
рассуждения о свободной воле", направленного против лютеровского понимания
оправдания по вере и предопределения, это слово стало все больше употребляться
во втором смысле.
Дидахе (греч. Didach - " Учение" , лат.,
англ. Didache, полное название - "Учение Господа, преподанное народам
через двенадцать апостолов") - собрание этических и обрядовых установлений
ранней Церкви, обнаруженное в 1875 г. в Константинополе. Возникло в кон. I в.
от Р.Х. и отражает богословие раннехристианских общин Сирии и Палестины.
Состоит из трех частей: (1) представляет христианский способ существование как
путь жизни, противоположный пути смерти; (2) литургическая, содержащая
рассуждения о крещении и о Вечере Господней; (3) посвящается организации общин
и порядку избрания епископов и диаконов.
Доксология (от греч. doxa -
"слава", "мнение" /о ком-л./, logos - "слово" "речь", англ,
doxology) - славословие, хрестоматийный пример которого встречается в синод, в
Рим. 14.24-26. В некоторых рукописях этот отрывок располагается после Рим.
16.24 (16.25-27), что представляет собой проблему текстуальной критики
Послания.
Евиониты (эвиониты, англ. Ebionites) - иудействующая ересь, ведущая
начало от некоего Евиона, существование которого теперь вообще не признается.
Некоторые исследователи относят происхождение секты ко времени правления Домициана
или еще раньше. Другие предполагают, что отделение Е. от Церкви произошло
приблизительно в 136-138 гг., что было вызвано принятием языческих обычаев в
Иерусалимской церкви.
"История редакций" метод (нем. die redaktionsgeschichtliche
Methode, англ, composition-history), или критика редакций (англ, redaction
criticism) - направление в библейской герменевтике и экзегетике XX в.,
отпочковавшееся от школы "истории форм", которое ставит
основной акцент на индивидуальном богословии редактора той или иной книги Св.
Писания в ее нынешнем виде, рассматривая их в качестве продукта редакторской
работы над "формами" (Forme). Основоположники этого метода - Г.
Концельман и В. Марксен.
Истории религии школа (нем. religionsgeschichtliche Schule, англ, the
History of Religion School of thought) - направление в протестантской
либеральной библе-истике и истории раннего христианства начала XX в., которое
связывало распространение христианства с видоизменением иудейских устных и
письменных преданий в форму, приемлемую для язычников. Главным предметом
исследования III. и. р. выступали Послания. Воззрения этой школы оказали
большое влияние на сторонников школы "истории форм". Основатели
школы - Р. Рейцен-штейн и В. Буссе.
"Истории форм" метод (нем. die formgeschichtliche Methode,
англ, form-historical method), или критика форм (от англ, form criticism) -
влиятельное направление в библейской герменевтике и экзегетике XX в., которое
пытается выделить в тексте Св. Писания первоначальные устные литературные формы
(Forme), зародившиеся в определенной историко-культурной среде (Sitz im
Leberi) и сложившиеся в устном или письменном виде в лоне той или иной
религиозной общины (die Gemeinde), которая ответственна за происхождение
данной формы. Метод И. ф. сложился на волне критики теорий письменных
источников, недооценивавших устное предание, однако, привел к дискредитации
историчности новозаветных событий и, в крайней форме, личности Самого
исторического Иисуса. Современные тенденции в развитии школы И. ф. отличаются
переходом к более умеренным позициям, в частности к признанию историчности
Иисуса Христа и основных евангельских повествований. Основные представители
школы И. ф. в Германии - М. Дибелиус, Р. Бультман, К. Л. Шмидт и М.
Альбертц, в США - Б. С. Истон, В. Банди и Ф. Грант, в
Великобритании - Э. Редлих, Р. Лайтфут, В. Тейлор и Д. Найнгем.
Керигма (от греч. kervgma - "возвещение",
"проповедь", "благовестие", лат., англ, kerygma) - в Новом
Завете это слово обозначало либо сам процесс проповеди (1 Кор. 2.4), либо
содержание проповеди (1 Кор. 1.21). Эта категория приобрела особое значение в
трудах Ч. Г. Додда и позднейшего модернистского богословия. К.
рассматривается как установленная форма благовестия о смерти и Воскресении
Иисуса Христа, потомка Давида, как исполнение ветхозаветных пророчеств, следы
которой Додд обнаруживал, напр., в Деян. 2.14-39; 3.13-26; 1 Кор.
15.1-7, при этом противопоставляя понятия kervgma и didach /didache/ (раннехристианское
учение). Модернисты вообще отделяют исторического Иисуса (как историческую
личность) от керигматического Христа (как объект христианской веры).
Лаодикийцам , послание к (англ, the epistle to the Laodiceans) - апокрифический
апокалипсис, поводом к написанию которого вне всяких сомнений послужило упоминание
о нем в Кол. 4.16. Оно также упоминается Иеронимом (De vir. 111. 5) и
Феодоритом (толкование Послания к Колоссянам, 4.16). П. к Л. представляет собой
компиляцию из Посланий к Филиппинцам, Колоссянам и Ефесянам. Сохранилось только
в латинском переводе.
Лекционарии (англ, lectionaries) - установленный порядок богослужебных
чтений (лекций) и книги, фиксирующие этот порядок. С древних времен Л.
представляли собой чтение Пятикнижья по субботам. Во времена Иисуса книги
пророков также подразделялись на лекции, как показывает отрывок Лк. 4.16-21.
Эту практику позаимствовала христианская Церковь. Карфагенский собор (397 г.)
запретил использовать для Л. что-либо иное, кроме Библии. Как правило, Л.
используются в "литургических" церквях (Католическая, Англиканская,
Лютеранская и Епископальная), хотя в последнее время Л. становятся все более
популярными и в "проповеднических" церквях.
Логия (греч. logia, лат., англ, logia) -
древнегреческий термин, обозначающий "изречения", "слова",
"высказывания". В новозаветной библеистике этой категорией
обозначаются письменные источники, состоящие целиком из изречений. По словам Папия
в древней Церкви имела хождение Л. с изречениями Иисуса Христа, которая
отождествляется современными библеисгами либо с Прото-Марком, либо с
гипотетическим источником "Q" (Quelle).
Манихейство (англ. Manicheism) - религиозно-философское течение,
возникшее на Ближнем Востоке в III в. от Р.Х., широко распространенное в
Передней Азии и в Средиземноморье вплоть до VIII в. Основатель - перс Мани
/англ. Mani, греч. Manhs, лат. Manichaeus/ (216-274/277),
распятый за свое вероучение. Наряду с многими христианскими принципами М.
характеризуется дуализмом Добра и Зла, присущим древнеиранскому религиозному
мировоззрению (маздеизм, зороастризм, культ Митры, маздакизм), а также
проповедью аскетизма как средства преодоления Зла, которое отождествлялось с
материальным миром. М. выделяется среди персидских вероучений пессимистическим
взглядом на исход противоборства Добра и Зла.
Мидарш (англ, midrash) - особый вид иудейской литературы, который
использовался раввинами для толкования Писания. Использование М. предполагало
особую технику тщательного толкования каждого стиха. Один тип М. был призван
более полно истолковать Моисеев закон, другой - вывести моральные принципы или
нравоучительные уроки из библейских текстов. М. мог излагаться в форме притч,
изречений, легенд, историй и т.д.
Мифологическая школа - гиперкритическое течение в библеистике в ХЕХ в.,
отвергающее историчность Иисуса Христа и евангельских повествований. Впервые
понятие мифа в науку ввел 1835 г. гегелианец Ф. Штраус, который считал,
что иудеи перенесли свои мессианские чаяния на личность Иисуса, а Б. Бауэр вообще
настаивал на мифичности Христа. Для обоснования своих гипотез сторонники М. ш.
были вынуждены прибегнуть к поздней датировке Евангелий (кон. II в.),
предложенной Штраусом и Тюбингенской школой. Уже в кон. XIX в.
эта датировка подверглась критике со стороны даже либеральных библеистов (напр.
Гарнака) на основе все возрастающего количества текстуальных данных.
Оказавшись вне сферы научной библеистики, аргументы М. ш. были взяты на
вооружение обструкционистской атеистической критикой.
Мураториев канон (англ. Muratorian Canon) - список канонических книг
Библии, составленный в Риме ок. 190 г., назван по имени впервые открывшего его
итальянского библиографа, богослова, историка и издателя Лодовико Антонио
Муратори (1672-1750).
Назореев евангелие (англ, the Gospel of Nazarenes) - апокрифическое
евангелие на арамейском языке, которое по свидетельству Иеронима употреблялось
в секте назореев в IV в. По мнению Г. Э. Лессинга это писание
легло в основу синоптических Евангелий.
Назореи, или назаряне (от др.-евр. "1 Т 3 /nazar/ -
"отказываться", "воздерживаться", англ. Nazarenes) -
проповедники-аскеты в древней Иудее, давшие пожизненный или временны обет
очищения перед Богом (см. Числ. 6.2-21), заключающийся в том, чтобы не пить
вина, не стричь волос, не входить ни в один дом, где находится мертвое тело, и
в целом хранить себя от осквернения духовного и телесного. В дальнейшем слились
с ессеями.
Нероновские гонения (англ. Nero's persecutions) - первые в истории
христианства массовые гонения, происшедшие при императоре Нероне (54-68),
который, желая отвести от себя подозрения в поджоге Рима (64 г.), обвинил в
этом злодеянии христиан. В непричастности христиан к поджогу были убеждены даже
враждебно настроенные по отношению к христианству римские историки (Тацит
в "Анналах" и Светоний в
историко-биографическом очерке "Жизнь двенадцати Цезарей"), которые
не только зафиксировали факт гонений, но также и описали массовые казни и
изуверскую жестокость со стороны как римских властей, так и "черни".
Жертвами Н. г. пали ал. Петр и ал. Павел.
Павла к Коринфянам послание, иногда известное под названием Третье
послание к Коринфянам (англ, the epistle to the Corinthians, или 3
Corinthians) - апокрифическое послание, которое возникло,
по-видимому, в связи с подразумеваемым в 1 Кор. 5.9 сочинением Павла. Это
послание вместе с ответным посланием коринфян входили составной частью в
апокрифические "Деяния Павла" (по-видимому, были включены в
"Деяния" автором). Это послание упоминает Тертулпиан (De
Baptismo, 17), его комментирует Ефрем Сирин (IV в.), некоторое
время оно входило в Сирийский канон (до нач. V в.). Тем не менее Церковь
осудила подлог и лишила сана автора, асийского пресвитера, невзирая на его
благие намерения и соответствие ортодоксальному учению.
Парусня (от греч. parovsia - "прибытие",
"приход", лат., англ, parousia) - Второе Пришествие нашего Господа
Иисуса Христа и связанные с ним эсхатологические события. П. представляла собой
предмет заветных чаяний ранних христиан, которые в обстановке жестоких
преследований и нетерпимости ожидали скорого исполнения этого обещания Иисуса.
Пастырь Ерма (англ. Shepherd of Hennas) - апокрифический
апокалипсис, написанный во II в. неизвестным автором, принадлежавшим,
скорее всего, к римскому кругу, отмеченный влиянием иудаистских течений, в
частности, традиции ессеев (тема "двух путей"). Посланец, который
должен сообщить это откровение, - пастух (отсюда название книги). В книге
содержатся интересные сведения о ранней экклезилогии. Церковь сравнивается с
женщиной, то молодой, то старой, то с башней из живых камней, опирающаяся на
Христа, как на скалу, и окруженная водами крещения. П. Б. выделяет
необходимость покаяния, переворота духа (metanoia) как главного средства преодоления зла.
Пролог "Против Маркиона", (Антимаркиовский пролог) (англ.
Anti-Marcionite Prologues) - одно из древнейших предисловий к Евангелиям (2-я
пол. II в.). Направлено против попытки Маркиона отсечь Ветхий
Завет от Нового и поставить под сомнение апостольский авторитет всех Евангелий,
кроме Евангелия от Луки.
Псевдоэпиграфы, псевдоэпиграфическая литература - см. апокрифы,
апокрифическая литература.
Септуагинта, или перевод 70 толковников (англ, the Septuagint) - в
соответствии с преданием (псевдоэпиграфическое письмо Аристея),
греческий перевод еврейских книг Ветхого Завета, выполненный 72 толкователями
(переводчиками) по просьбе египетского царя Птолемея II Филадельфа (284-247 гг.
до Р.Х.) с одобрения иерусалимского первосвященника Елеазара и по инициативе
царского библиотекаря Дмитрия Филарейского. Только в кон. XVII в. выяснился
псевдоэпиграфический характер письма Аристея, которое сейчас датируется I в. до
Р.Х. Скорее всего перевод, который осуществлялся в разное время и по частям,
был завершен в царствование Птолемея VII Евергета II (146-117 гг. до Р.Х.).
Самые ранние рукописи С. относятся к IV в. от Р.Х., наиболее точные -
Ватиканский кодекс и Синайский кодекс. С. признана православной церковью
богодухновен-ным Писанием, а ее канон лег в основу Синодального перевода
Ветхого Завета.
Тюбингенская школа (англ. Tubingen school) - историко-критическая школа
отрицательной новозаветной критики, основанная Ф. X, Бауром (1798-1860),
проф. Тюбингенского университета в Германии. Представители Т. ш. стремились к
рационалистическому истолкованию генезиса христианской религии, рассматривая, в
частности, евангельские рассказы как мифы.
Устная гипотеза (англ, the oral hypothesis) - предположение о том, что
письменным Евангелиям предшествовало устное предание, впервые высказанное Гердером
и обоснованное Гизелером. Либеральный подход допускает включение
в это предание легендарных и мифических сказаний.
Фомы евангелие (англ, the Gospel of Thomas) - очень древнее и
распространенное апокрифическое евангелие, крайне противоречивое
и неоднородное, распадается, по мнению Тишендорфа на три текста: (1) "Фомы
Израильтянина речения о детстве Господа"; (2) "Сочинение св. Фомы о
детстве Господа"; (3) "Трактат о детстве Иисуса по Фоме".
Хиазм (лат., англ, chiasmus) - стилистический прием, означающий инверсию
во второй половине фразы, напр.: he rose up and down sat she.
Четырех источников теория (англ, the four-source theory) - гипотеза,
представляющая собой дальнейшее развитие теории двух источников. Автор
этой гипотезы Б. X. Стритер, осознавая недостаточность теории
двух источников (Марка и "Q") для объяснения разночтений
между Матфеем и Лукой, ввел в научный оборот еще два гипотетических источника -
"М" и "L" для обозначения материала, содержащегося только у
Матфея ("М") и только у Луки ("L"). По его мнению
источниками Евангелия от Матфея послужили источник Марка, "Q" и
"М", а для Евангелия от Луки - Марк, "Q" и "L".
Экзорцизм (от греч. exorkisw -
"заклинать", лат., англ, exorcism) - практика изгнания бесов, злых
сил, которыми одержим человек. Современный Э. ведет свое происхождение от
персидских дуалистических верований и распространился на языческий греко-римский
мир во II-III вв. В Ветхом Завете упоминается однажды в 1 Цар. 16.14-23, между
тем как во времена Иисуса Христа уже являлось довольно распространенным
явлением среди иудеев (см. Лк. 11.19; Лк. 9.49 = Мр. 9.38 и далее; Деян.
19.13). Сам Христос изгонял бесов (Мф. 11.4-6; Мр. 7.31-37; Лк. 11.20), что
являлось удостоверением ветхозаветных пророчеств и свидетельством Божественной
власти. Это послужило поводом для обвинения Иисуса со стороны иудеев в
колдовстве (в Талмуде). Изгнание бесов также практиковали апостолы (Деян. 5.16;
8.7; 19.12) для подтверждения своего авторитета. В римско-католической церкви
Э. рассматривался в качестве особого служения, между тем как в протестантизме
это явление получило распространение в связи с харизматическим "оживлением"
XX века.
Эсхатологическая школа (англ. Eschatology school) - направление в
библеистике, рассматривающее эсхатологию как определяющий элемент новозаветного
учения. Начало было положено работой И. Вейсса проповедь Иисуса о
Царстве Божьем". Видным сторонником этой школы являлся А. Швейцер, работа
которого "В поисках исторического Иисуса" стала лозунгом
богословского движения протестантских модернистов XX в.
Benedictus - "Благословен Господь", торжественное пророчество
Захарии, отца Иоанна Крестителя (Лк. 1.68-79), названное по первому слову этого
отрывка в Вульгате, от лат. benedicere - благословлять.
Dass (англ, thatness) - важнейшая категория экзистенциальной философии,
обозначающая в переводе с нем. "присутствие",
"посюсторонность", "актуальность", "действительность",
"конкретность" того или иного факта или события (от нем.
определенного артикля среднего рода das), т. е. D. факта указывает не только на
его "бытийствование" в сознании или воображении, но и его реальное
присутствие в мире. Р. Бультман и сторонники крайних направлений в школе
"истории форм" в отличии от мифологической школы признавали
D. жизни и смерти Иисуса Христа, что однако не означало признание Его
историчности.
Gemeinde - нем. "община" - категория, введенная в
протестантское богословие Лютером. Он предпочитал это слово, а также
слово Sammlung (букв, "собрание"), термину Kirche (церковь) из-за
укоренившегося в последнем понятии скрытого сотериологического смысла,
привнесенного католическим учением о том, что "вне церкви нет спасения"
(лат. extra ecclesia noli salutia). Тем самым подчеркивалось, что простая
принадлежность к G. не спасает ее члена. Спасение, как считал Лютер, приходит
по вере (sola fide) и через Св. Писание (sola Scrip-tura). Эта категория
приобрела совершенно иное значение для школы "истории форм". Р.
Бультман связывал появление той или иной книги Нового Завета с
деятельностью die G. (англ, the theory of community creativeness), в котором
отразилось "богословие общины" (нем. Gemeindetheologie), а не
подлинные исторические события.
Geschichte - букв. нем. "история" - слово исконно германского
происхождения, происходящее от нем. глагола "geschehen", т.е.
"происходить", "осуществляться". Изначально этот термин был
синонимичен слову "Historic", однако уже Лютер считал
последнее "естественной", "природной" историей, которая
целиком определена прошлыми причинными связями, между тем как G. - это история,
формируемая Божественной волей и Божественной милостью, она не подчиняется
естественным законам и неподвластна времени. Карл Барт и все последующее
модернистское богословие противопоставляли эти два термина, связывая G. с
"вертикальным разрывом" истории посредством воплощения, смерти и
Воскресения Иисуса Христа.
Heilsgeschichte - букв. нем. "история спасения", англ,
salvation history - одна из важнейших категорий протестантского богословия,
имеющая двоякое значение: (1) Божий план спасения людей; (2) осуществление
этого плана во времени, в человеческой истории (см. Geschichte) путем
Божьей работы спасения, неизменной по сути, но разной в различных исторических
условиях.
Historic - букв. нем. "история" - слово латинского
происхождения (лат. historia), которое понимается в немецком протестантском
богословии в противовес термину Geschichte как простая
"последовательность событий, объединенная каузальными связями". К.
Барт называл Н. "запечатленный хаос", а Серен Кьеркегор считал,
что человек, живущий в Н. находится в "кризисе", страдает
"болезнью к смерти".
Magnificat - "Величит душа Моя Господа", торжественные слова
Марии в доме у Захарии и Елисаветы (Лк. 1.46-55), названные по первому слову
этого отрывка в Вульгате, от лат. magnificare - возвеличивать, прославлять,
восхвалять. Название литургического гимна, называемого в православной церкви
песнью Богородицы, а в римско-католической - гимном Марии.
Quelle (источник '43") - букв. нем. "источник" -
гипотетический источник, существование которого предложил в 1835 г. X. Г.
Вейссе для объяснения происхождения общего для Евангелий от Матфея и Луки
материала (преимущественно поучительного), отсутствующего у Марка. Относительно
происхождения, содержания, целостности (или составного характера), авторства,
датировки и самой реальности его существования не утихают дискуссии. Некоторые
исследователи отождествляют Q. с устным раннехристианским преданием, другие
считают его логией, третьи вообще отрицают его реальное существование
как конкретного целостного источника, считая "Q" не более чем удобным
символом для обозначения особого материала, содержащегося в Евангелиях от
Матфея и Луки.
Sitz im Leben - букв. нем. "место в жизни" - одна
из основных категорий модернистской библеистики и школы "истории
форм", которая обозначает культурно-исторический фон возникновения
форм (Forme), лежащих в основе той или иной книги Нового Завета. S. i. L. во
многом влияет на литературную форму (Gattung) новозаветной книги. Крайние
сторонники метода "истории форм" допускают, что Евангелия
могли сложиться не на основе подлинных исторических событий, а на основе S. i.
L.
Testimonia - букв. лат. "свидетельство" - особый вид
раннехристианской литературы, призванный обосновать служение, смерть и
Воскресение Иисуса Христа ветхозаветными свидетельствами о Нем. Некоторые
библеисты считают, что одним из литературных источников Евангелия от Матфея,
которое приводит множество ветхозаветных цитат, подтверждающих мессианство
Христа, послужил подобный источник.
Этот материал еще не обсуждался.