30.06.2008

Алистер МакГрат

Введение в христианское богословие

Скачать в других форматах:

ЧАСТЬ I. ВЕХИ: ПЕРИОДЫ, ТЕМЫ И ЛИЧНОСТИ ХРИСТИАНСКОГО БОГОСЛОВИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Каждый, кто задумывается о самых значительных вопросах христианского богословия, вскоре обнаруживает, что многие из них уже рассматривались до него. По существу, невозможно заниматься богословием так, как если бы этим никто до сих пор не занимался. Всегда присутствует элемент "заглядывания через плечо", чтобы увидеть, как это делалось в прошлом и к каким выводам при этом пришли. Важнейшую часть понятия "традиция" составляет готовность исследователя серьезно воспринимать богословское наследие. Карт Барт чрезвычайно точно выразил эту идею:

"Нельзя быть в Церкви, не относясь к богословию прошлого так же ответственно, как к богословию настоящего. Августин, Фома Аквинский, Лютер, Шлейермахер и все остальные продолжают жить. Они все еще обращаются к нам и требуют нашего внимания как живые голоса, и это также неоспоримо, как то, что мы принадлежим к одной Церкви."

Поэтому чрезвычайно важно, чтобы читатель познакомился с христианским прошлым, которое дает нам жизненно важные точки отсчета для современного рассмотрения христианского богословия.

Первая часть настоящей книги имеет своей целью дать обзор развития христианского богословия, определить ключевые периоды, темы и личности, которые формировали этот процесс эволюции. Особое внимание будет уделено тенденциям, сложившимся после эпохи Возрождения, поскольку они оказали наибольшее воздействие на современное западное богословие. Тем не менее, правильное понимание по крайней мере некоторых аспектов развития христианского богословия в течении патристического и средневекового периодов представляет собой существенный фоновый материал для осознанного изучения современного христианского богословия. Данная работа, таким образом, имеет своей целью дать обзор некоторых из наиболее значительных вопросов, связанных с этими эпохами, а именно:

географического местонахождения основных центров христианской мысли;

богословских вопросов, вокруг которых разгорались споры;

богословских школ, связанных с этими вопросами;

ведущих богословов этих периодов и их особых интересов.

В кратком обзоре развития христианского богословия будут рассмотрены следующие основные периоды:

патристический период, ок. 100-451 гг. (глава 1);

средневековье и Возрождение, ок. 1000-1500 гг. (глава 2);

Реформация и Постреформация, ок. 1500-1700 гг. (глава 3);

современный период, с приблизительно 1700 г. до настоящего времени (глава 4).

Вполне очевидно, что трудно провести четкую хронологическую границу между многими из этих периодов; например, взаимоотношения между такими понятиями как средневековье, эпоха Возрождения и Реформация до сих пор продолжают оставаться предметом дискуссий, поскольку некоторые исследователи видят в двух последних продолжение первого, в то время как другие рассматривают их как самостоятельные движения и эпохи. Читатель должен понимать, что всякое деление в истории в определенной степени произвольно!

Алистер МакГрат

Алистер МакГрат родился в Белфасте (Северная Ирландия) 23 января 1953 года. Он учился в Методистском колледже в Белфасте, специализируясь на математике, физике и химии. В октябре 1971 года был принят в Вэдхэмский колледж при Оксфордском университете изучать химию. В 1977 году в Оксфорде ему присуждена докторская степень за исследования в области естествознания. В 1976-78 изучал богословие в Теологической школе Оксфорда.

В 1978 году переехал в Кембридж, где, не оставляя работы в Кембриджском университете, в сентябре 1980 года был рукоположен на диакона и начал нести служение викария в англиканской церкви в Воллэтоне. В 1983 был назначен преподавателем христианского учения и этики в Уиклифф Холл, Оксфорд.

В 1993 году был избран деканом Уифлифф Холл, а в 1998 получил звание "профессор исторического богословия" от Оксфордского университета. В 2001 году за исследования в области исторического и систематического богословия ему присуждена научная степень доктора богословия.

С сентября 2004 года возглавляет Оксфордский центр благовестия и апологетики.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.