24.03.2014
Скачать в других форматах:

Джон А. Бауэрс, Рональд Л. Шойерз

Доктрины благодати: столпы реформатской веры

УРОК 14. Первородный грех

Все люди согрешили в Адаме. В этом предложении содержится краткое и, главным образом, верное изложение доктрины о первородном грехе. И теперь мы обратимся к ней в нашем исследовании Канонов Дортского синода.

Мы выяснили, что правильное понимание нашей греховности должно привести  к библейскому выводу о том, что спасение полностью зависит от Бога.  Известно, что от начала и до конца мы спасаемся благодатью. Послание к Римлянам 3:10-12 не оставляет  ничего, что мы могли бы использовать в качестве оправдания своей греховности. И как следствие, «заграждаются всякие уста» (Рим. 3:19). Может быть, нам хочется представить Богу всевозможные возражения, но что нам нужно сделать, так это заградить  свои уста. Вспомните, именно с этого и начинается первый тезис учения Канонов Дортского синода. Глядя на все с точки зрения ограниченного и греховного человечества, нам бы хотелось спорить с Богом и доказывать Ему, что спасать одних и оставлять на погибель других – несправедливо. Но если мы осознаем степень собственного греха и  вины, то прекратим кричать о справедливости и правосудии, потому что  поймем, к чему приведет нас правосудие. Оно приведет нас к осуждению.

Но несмотря на это, наше гордое и греховное сердце продолжает возражать: «Неужели действительно все мы рождаемся грешными и виновными? Неужели это правда, что и я, и вы несем ответственность перед Богом за грех нашего древнего праотца, совершенный тысячи лет назад? Разве это справедливо? Разве Бог создал человека грешным?». Нам вновь необходимо обратиться к Писанию, чтобы найти ответы на эти надменные возражения. Итак, Каноны Дортского синода направляют нас к библейскому учению с тем, чтобы положить конец этим глупым рассуждениям.

 

ЗАПОМНИТЕ

Римлянам 5:12                                                                                                                                           
«Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили».

Каноны Дортского синода III/IV, 2

Каким стал человек после грехопадения, такими он породил и детей, а именно: он, будучи порочным, породил порочных детей. Сия порочность распространилась, по праведному суждению Божию, от Адама на всех его потомков - кроме одного Христа - не через подражание… но через воспроизведение его испорченной природы.

Вестминстерский Краткий катехизис

18В. В чём заключается греховность того состояния, в которое впал человек?

О. Греховность состояния, в которое впал человек, заключается в вине за первый грех Адама, в отсутствии первоначальной праведности и испорченности всей его природы, что обычно называется первородным грехом, вместе со всеми действительными прегрешениями, проистекающими от него.

 

 

СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ЕГО ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПРАВЕДНОСТИ

Третий и четвертый тезисы учения Канонов Дортского синода начинаются с утверждения, что человек был сотворен праведным. «Изначально человек был сотворен по образу Божию, его ум был наделен истинным и благотворным знанием о своем Творце и духовных вещах, его воля и сердце были наделены праведностью, и во всех своих желаниях он был чист; поистине человек всецело был свят» (Каноны Дортского синода III/IV, 1). Изложение Вероисповедания начинается с того, что Богу воздается вся честь и слава за Его благость. У наших прародителей Адама и Евы не было никаких недостатков. Более того, в них все было хорошо, Сам Бог сказал, что все созданное было « хорошо весьма» (Быт. 1:31). Адам и Ева жили в раю (Быт 2:8). Они должны были возделывать землю и могли в изобилии питаться от щедрости Божьей и от плодов своего труда (Быт. 2:15-16). У них были совершенные отношения не только друг с другом (Быт. 2:18, 22-24), но также и с  Богом. В Эдемском саду не было ни вины, ни порочности, ни стыда (Быт. 2:25). Бог сотворил человека праведным. Мы называем это первоначальной праведностью.

Но посредством нашего собственного бунта грех вошел в мир. В Канонах Дортского синода III/IV, 1 далее мы читаем: «Однако, восстав против Бога по диавольскому наущению и по своей собственной свободной воле, он лишил себя всех этих замечательных даров. Более того, вместо них он навлек на себя слепоту, ужасающее невежество, суетность, неверное суждение своего разума, порочность, строптивость и жестокость воли и сердца, и наконец, нечистоту всех своих желаний».

Нет, Бог не создавал человека грешным. Адам согрешил по своей с обственной свободной воле. Он впал в грех, поддавшись своему собственному безрассудству и бунту. Говоря о его «падении», нельзя сказать, что он просто «поскользнулся» по досадной неосторожности. Это был намеренный стремительный прыжок в грех, совершенный в порыве надменности и бунта.

Если мы начнем  рассмотрение с библейского понимания своего совершенного творения и первоначальной праведности, тогда осознание нашего грехопадения должно глубоко смирить нас и показать  степень собственной вины.

 

 

КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ

1. Прочтите главу 2 книги Бытие. Перечислите все благословения, которыми наслаждались наши прародители в своем первоначальном состоянии.  

     

2. Как современный человек отличается от того, каким сотворил его Бог? Приведите как можно больше примеров.

 

 

ПОНЯТИЕ ПЕРВОРОДНОГО ГРЕХА

Грехопадение Адама в некотором смысле является нашим собственным грехопадением. Нам это, может быть, не нравится. Мы можем думать, что это несправедливо. Но мы должны говорить о грехе именно так, потому что этому учит Библия. Это библейское учение называется доктриной о первородном грехе. В отличие от фактического греха, к которому относятся все те грехи, которые мы  совершаем в мыслях, словах и поступках, первородный грех – это тот грех, с которым мы рождаемся. Вина за первый грех Адама была записана на наш счет на небесах. Это то греховное состояние, которое мы унаследовали от него, что и делает нас всех виновными и испорченными.

Поскольку такое учение неприятно для  горделивой, греховной природы, мы склонны говорить: «Боже, не нужно винить меня за то, что совершил Адам тысячи лет назад». Поэтому многие и пытались смягчить библейское учение о первородном грехе. Пелагий же, например, в целом отрицал доктрину о первородном грехе. Его учение основательно отвергается в Канонах Дортского синода. Он верил, что мы рождаемся безгрешными и учимся грешить только со временем посредством подражания (см. Каноны Дортского синода III/IV, 2). Конечно же, проблема состоит в том, что подобное учение не является библейским. Более того, грешный мир ежедневно предоставляет  все больше доказательств несостоятельности теории Пелагия.  Мир полон греха. Всякая человеческая попытка улучшить собственное состояние  и состояние окружающей среды служит тому подтверждением. Все эти попытки потерпели крах, потому что главная проблема человека – его испорченное сердце.

С другой стороны, ремонстранты (или арминиане) избегают ошибки Пелагия. Они признают греховность и испорченность человеческого сердца и поэтому соглашаются с тем, что первородный грех существует. Тем не менее, их понимание греха не имеет столь глубоких корней в сравнении с тем, что описывается в Библии. В Канонах Дортского синода содержится ответ на классическую арминианскую позицию, призывающий нас отвергнуть ошибку тех, кто учит, что «… невозможно утверждать, будто первородный грех сам по себе достаточен для осуждения всего человечества, или что он служит основанием для временных и вечных кар» (Каноны Дортского синода III/IV, Опровержение заблуждений 1). Арминиане полагают, что первородный грех – это действительно то, что все мы несем в себе вследствие грехопадения. Они даже идут дальше, говоря, что все мы рождаемся грешниками. Однако в их представлении первородный грех – это нечто такое, что просто ослабляет нас, это то, благодаря чему все мы склонны грешить, или что-то, что лишь препятствует нашей свободной воле.

Арминиане не соглашаются с тем, что первородный грех делает человека виновным перед Богом. Первородный грех рассматривается ими как болезнь, из-за которой человеку нужно сострадать, а не как грех, в котором он должен раскаяться. Такую позицию лучше всего описать как полупелагианство – вера, что человек – это падшее существо, но падшее не полностью. Его воля «… сама по себе никогда не была порочной, но лишь была подавлена затмением разума и несдержанностью чувств… сама по себе она способна желать или избирать какое-либо предложенное ей благо, или же не желать и не избирать его» (Каноны Дортского синода III/IV, Опровержение заблуждений 3).

Несмотря на признание первородного греха, полупелагианство очень схоже с пелагианством. Согласно этим двум взглядам положение человека не очень сильно отличается от первоначального состояния Адама. Поскольку воля человека не падшая, то он и сегодня может делать тот же выбор, что и Адам много лет назад. Человек духовно болен, а не мертв. Между этими двумя позициями содержится огромная разница. У арминиан, как и у пелагианцев, отсутствует библейское понимание грехопадения.

Библейское учение, отраженное в Канонах Дортского синода III/IV, Опровержение заблуждений 1, радикально. Оно добирается до истинного корня греха. Первородный грех делает нас не только испорченными, но и виновными. В Послании к Римлянам 5:12 ясно говорится, что мы все согрешили в Адаме. В пятой главе Послания к Римлянам мы читаем, что «… преступлением одного подверглись смерти многие…» (ст. 15), и что «… преступлением одного всем человекам осуждение…» (ст. 18). Мы четко видим здесь, что грех Адама сделал нас виновными перед Богом. Уже с момента нашего зачатия мы достойны осуждения (Пс. 50:7).

Из пятой главы Послания к Римлянам мы узнаем, что Адам, будучи нашим представителем, согрешил. Бог назначил его быть нашим главой завета или заветным представителем. Мы виновны в том, что он совершил, потому что его грех, грех главы завета, был записан на наш счет и взымается с нас как долг. Возможно, нам это не нравится. Мы можем думать: «Мы никогда не выбирали Адама в качестве своего представителя!». Но Бог выбрал его! Было бы глупо и самонадеянно думать, что мы поступили бы лучше, будь  на месте Адама. По Божьему суверенному замыслу именно Адам был нашим представителем. Бог не поступил неправедно, избрав его представлять нас. Более того, если мы не принимаем тот факт, что грех Адама записывается на наш счет, то и  не можем надеяться на то, что нам вменится праведность Христа (Рим. 5). Подобно тому, как Адам был нашим представителем в том первом завете, Христос является нашим представителем в новом и лучшем завете.

 

 

КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ

3. Что такое первородный грех? Что такое фактический грех?      

               

Какая связь между ними? Что делает нас виновными перед Богом?         

     

Почему это важно знать?        

     

4. В чем разница между пелагианским, полупелагианским (арминианским) и реформатским (библейским) пониманием первородного греха?

 

5. Разве справедливо то, что мы отвечаем за грех, совершенный Адамом? Обсудите это.

     

     

6. Что подразумевается под вменением? Что вменяется нам как верующим? Назовите два пункта.

 

ПОСЛЕДСТВИЯ ПЕРВОРОДНОГО ГРЕХА

В Послании к Римлянам 5:12 сказано, что смерть вошла в мир посредством греха, как и предостерегал Бог в книге Бытие 2:17. Вместе с появлением греха повредились все сферы нашей жизни и личности. Теперь существуют болезни, лишения и тяготы жизни. Мы  испытываем боль и  подвержены старению. В сущности, смерть властвует повсюду.

И что более серьезно,  затронут наш внутренний человек – он испорчен. В Канонах Дортского синода III/IV, 3 обобщается библейское учение: «Вот почему все люди зачаты в грехе и рождаются чадами гнева, непригодны для спасительного добра, склонны ко злу, мертвы во грехах своих, рабы греха; и без благодати возрождающего Святого Духа они не желают и не способны обратиться к Богу, изменить свою испорченную природу или даже расположить себя к такому изменению».

Теперь все люди – грешники,  не через подражание, а по природе. Мы грешим не случайно и даже не из-за некоего нейтрального выбора. Мы грешим, потому что сама наша природа греховна. Прочтите Псалом 50:7, книгу пророка Иеремии 17:9, Евангелие от Марка 7:20-23, Послания к Римлянам 7:18 и к Ефесянам 2:3. Пелагиане утверждают, что мы – грешники, потому что мы грешим. Библейский взгляд гораздо более суров: мы грешим (фактический грех), потому что мы – грешники (первородный грех).

Библейское учение о нашей греховности заставляет  признать, что труд Божьей благодати – наша единственная надежда. Мы не можем спасти себя сами. Божье чудо возрождения – это то, в чем мы отчаянно нуждаемся (Ин. 3:3, 5, и 8). Нам нужен Иисус, зачатый от Святого Духа и рожденный Марией Девой, незапятнанный первородным грехом и не имеющий вины.

 

 

КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ

7. Являемся ли мы грешниками, потому что грешим? Или мы грешим, потому что мы – грешники? Объясните разницу.

                              

8. Являются ли новорожденные младенцы грешниками? Чему учит Псалом 50:7?           

               

9. Почему для нас так важно иметь библейское понимание серьезности нашего грехопадения?

 

 

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

Первоначальная праведность – человек был сотворен по образу Божию, в праведности, святости и истинном знании.

Первородный грех – вина Адама за совершенный им первый грех, которая вменяется и нам. Это грех, с которым мы рождаемся, и осквернение, унаследованное нами от грехопадения Адама.

Фактический грех – проистекает из первородного греха. Это те грехи, которые мы непосредственно совершаем в мыслях, словах и поступках.

Вменение – этот юридический термин означает «записать на счет другого человека» или «обвинить другого человека». Первородный грех Адама вменяется нам, все наши грехи (первородный и фактический) вменяются Христу, а праведность Христа вменяется нам.

Пелагианское представление о подражании – в этом ложном представлении утверждается, что человек рождается безгрешным и только учится грешить через подражание своему окружению.

 

 

 


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.