24.03.2014
Скачать в других форматах:

Джон А. Бауэрс, Рональд Л. Шойерз

Доктрины благодати: столпы реформатской веры

УРОК 4. Только Христос

ТРЕТИЙ СТОЛП

Что вы чувствуете, когда вас обманывают? У вас появляется ощущение, что вас  предали, не так ли? Мы хотим, чтобы люди были честны с нами. Если подобное случается в повседневной жизни, то мы с вами должны быть очень благодарны за то, что Бог никогда не обманывает нас. Даже говоря нам о нас самих, Он никогда не искажает факты. В Библии Бог показывает, кто мы, и как мы на самом деле выглядим в Его глазах. Иногда внешне мы можем произвести хорошее впечатление на людей. Но Бог видит не только то, какие мы снаружи, Он видит наше сердце и знает нашу сущность. Он откровенен и честен с нами. Бог говорит, что по своей природе мы – грешники. Мы оскорбили Его тем, что нарушили все Его заповеди и не возлюбили Его всем своим сердцем, всем разумением, всей силой и всей крепостью своей (Мф. 22:37-40). Мы заслуживаем того, чтобы вечно страдать от Его святого гнева. Может быть, нам не нравится как Бог оценивает нас, но это  правда. Бог никогда не лжет.

Из последнего урока нам стало известно, что мы духовно мертвы (Еф. 2:1). Мы не здоровые духовно! И мы не просто испытываем какое-то духовное недомогание или серьезно болеем духовно. Благодаря помощи врачей и лечебным процедурам состояние больного может улучшиться. Но у мертвого нет никакой надежды на то, что он сможет поправиться. Поскольку мы духовно мертвы, то для того, чтобы снова обрести духовное здоровье, мы не можем сделать абсолютно ничего. Ни один доктор, ни один друг, ни один служитель, ни какая-либо наука не сделают нас духовно живыми.

Но, несмотря на это, есть удивительная новость, которая заключается в том, что у нас все-таки есть надежда! В Библии нам дано Евангелие, Благая Весть о том, что даже для духовно мертвых есть вечная жизнь. Эта новая жизнь исходит не из нас. Она исходит извне. Вот та самая Благая Весть, обнаруженная в Библии реформаторами во время протестантской Реформации: только во Христе (или solus Christus, – лат.) мы становимся духовно живыми. Через славный и совершенный труд Христа, Сына Божьего, мы навечно обретаем спасение. Эта удивительная доктрина является ключевым столпом христианской веры. Без нее у нас не было бы никакой надежды. Без нее христианская вера превратилась бы в руины. Без Христа мы не имели бы жизни.

 

 

КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ

1. Почему мы заслуживаем вечные страдания в аду?

 

2. Верное или неверное утверждение. Как бы вы изменили неверные утверждения, чтобы они стали верными?

a.                       Мы духовно мертвы и не можем ничего сделать, чтобы помочь себе.

б.                      Поскольку мы духовно больны, нам необходимо, чтобы Бог помог нам обрести спасение.

в.                       Нам не нужен Спаситель, поскольку мы духовно здоровы.

г.                        По своей природе мы ненавидим Бога и своего ближнего.

ЧТО СОВЕРШИЛ ХРИСТОС

Что совершил Христос, чтобы спасти нас от духовной смерти? Почему только Он один может даровать нам духовную жизнь? Христос выполнил четыре важных требования, которые крайне необходимы для нашего спасения. Не выполнив этих требований, Он не смог бы спасти нас. Никто не может спасти нас, или хотя бы помочь нам в этом деле, не выполнив каждого из них. Для того чтобы сделать нас духовно живыми, Богу необходимо было, чтобы Спаситель вместо нас в совершенстве подчинился Ему, вместо нас умер, вместо нас воскрес и восстановил нас в отношениях с Богом. Только Христос мог в совершенстве исполнить эти требования. А это именно то, что Он и сделал. Вот поэтому мы и восклицаем вместе с реформаторами: Solus Christus!

Первым требованием, которое Христос выполнил вместо нас, было в совершенстве подчиниться Богу. Адам ослушался своего Творца и по причине греха навлек на нас гнев Божий. Вина за грех Адама вменяется и нам. Это означает, что теперь у нас есть греховный счет на небесах, поскольку грех Адама записан на счет каждого из нас. Чтобы нам получить спасение, кто-то должен был изменить этот греховный счет на небесах. Чтобы сделать нас духовно живыми, кто-то должен был в совершенстве подчиниться Богу вместо нас. В Библии говорится, что Иисус в совершенстве подчинился Своему Отцу вместо нас. Он сделал то, что мы никогда не смогли бы сделать. И сейчас нам вменяется Его праведность. Его совершенство переносится на наш счет. Теперь мы как христиане имеем безупречный счет. Вот поэтому мы так радуемся, читая Послание к Римлянам 5:18-19: «Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие». Далее в Послании к Римлянам 8:3-4 мы читаем: «Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной [в жертву] за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу». Один только Христос смог в совершенстве подчиниться Богу вместо нас. Solus Christus!

Во-вторых, Христос умер вместо нас. Божье требование заключалось не только в том, чтобы кто-то вместо нас в совершенстве исполнил Его закон. Кто-то также должен был взять на себя вину за наш грех. Поскольку Бог свят и справедлив, Он должен наказать грех. Бог попросту отрекся бы от Своего характера, если бы позволил греху остаться безнаказанным. Либо мы должны вечно страдать в аду за свои грехи, либо кто-то должен взять на себя наше наказание.

Но, слава Богу, Евангелие повествует о том, что Христос понес на Себе наказание всех тех, кто верует в Него! Никто другой не смог бы до конца заплатить цену за наши грехи. Только Христос удовлетворил Божью справедливость. Только Он понес все наши грехи. «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою…» (Гал. 3:13). Мы спасены от Божьего гнева благодаря тому, что вместо нас умер Христос. «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21). Иначе говоря, теперь мы обрели новое положение перед Богом. Праведность Иисуса помещена на наш счет на небесах. Мы были повинны в грехе Адама, затем наш грех был переложен на Христа, а теперь нам вменяется Его совершенная праведность. Это называется двойным вменением. Мы радуемся, читая такие слова из Первого послания Петра 2:24: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились». А Послание к Римлянам 3:24-25 служит нам напоминанием о том, что мы получаем «… оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде». «Умилостивление» означает, что смерть Христа полностью удовлетворила гнев Божий, вызванный нашими грехами. Ничья другая смерть не смогла бы спасти нас от Божьего гнева. Только Христос смог сделать это для нас. Solus Christus!

Христос также воскрес из мертвых вместо нас. Если бы Христос остался в могиле, Он бы не смог спасти нас. Он умер, как и все другие, кого называли пророками и религиозными лидерами. Но наш Спаситель не остался мертвым. Чтобы засвидетельствовать победу над смертью, сатаной и грехом, Он воскрес на третий день. Воскресение Иисуса означает, что Он заработал для нас вечную жизнь. Поскольку Он вечно живой, мы можем радоваться, читая Послание к Римлянам 4:25: «Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего». Никто другой не смог бы воскреснуть из мертвых и даровать нам новую духовную жизнь. Только Христос смог сделать это для нас. Solus Christus!

Кроме того наш Господь восстановил нас в отношениях с Богом. «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. 1:30). Труд Христа не остался тщетным. Он сделал то, чего хотел Бог. Труд Христа всецело спасает нас. «… Избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов» (Кол. 1:13-14). Никто другой не смог бы восстановить нас в отношениях с Богом и привести в Его Царствие. Только Христос смог сделать это для нас. Хвала Богу! Solus Christus!

 

 

КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ

3. Почему было необходимо, чтобы Христос вместо нас в совершенстве подчинился Богу?                        

 

4. Объясните понятие «двойное вменение».                            

 

5. Если бы Христос однажды умер за нас и не воскрес, смог бы Он нас спасти? Почему «да» или почему «нет»?

 

6. Прочтите отрывок из книги пророка Исаии 53:5-6. О ком говорит пророк?

     

Согласно стиху 5, что Он совершил для нас? Назовите четыре пункта.

 

ЧТО ПРОДОЛЖАЕТ СОВЕРШАТЬ ХРИСТОС

Не только в прошлом Христос совершал для нас удивительный и действенный труд, который заверяет в том, что только Он один является нашим Спасителем. Наш Господь и сейчас продолжает трудиться ради нас. Из Библии мы узнаем, что Христос – наш Посредник. Посредник – это связующее звено между двумя сторонами. Иисус – единственный, Кто находится между нами и Богом. Он постоянно ходатайствует за нас перед Богом. В своих молитвах мы обращаемся к Богу через Иисуса Христа, нашего Посредника. Ради нас Он слышит наши нужды и передает их Отцу. Без Христа у нас не было бы никакого права даже обращаться к Богу. Поэтому мы и заканчиваем свои молитвы словами «ради Иисуса» или «во имя Иисуса». «Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим. 8:34). Нашим Посредником является один только Он.

Будучи нашим Посредником, Христос также хранит нас в Своем Царстве. Поскольку Он всецело спас нас и восстановил в отношениях с Богом, Он всегда будет защищать нас от всех, кто захочет похитить нас из Его руки. Вслед за утверждением, что Христос ходатайствует за нас (в Рим. 8:34), задается глубокий вопрос: «Кто отлучит нас от любви Божией…?» (ст. 35). Хвала Богу за Его ответ! Ничто «… не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (ст. 39).

Однако есть кое-что еще, что сделает для нас Христос. В конце времен Он окончательно завершит Свой труд. Иисус Христос вернется во второй раз, чтобы воскресить наши тела и исполнить Свое обетование о том, что мы будем жить на новой земле и под новыми небесами.

«Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4:16-17).

Христос, наш Посредник, вернется для того, чтобы навсегда забрать нас домой.

 

ЧЕГО НЕ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ МЫ

Утверждая библейское учение о принципе solus Christus, реформаторы тем самым не хотели сказать, что Бог Отец и Бог Святой Дух менее значимы. Под этим они также не подразумевали, что Римская католическая церковь не придавала большого значения труду Христа. Раскрывая принцип solus Christus, и уча ему, реформаторы на самом деле утверждали, что Христос – единственный путь спасения от Божьего гнева. Библия не учит тому, что Иисус – это лишь один из путей, ведущих к Богу, пускай даже самый лучший. Она учит, что нет больше другого человека, нет другого пути или способа, которым мы могли бы спастись. Для того чтобы нам спастись, Христос должен был совершить все это. Наше спасение зависит от Него.

Важно запомнить это библейское учение, потому что этот мир постоянно пытается сбить нас с толку в вопросе спасения. Католическое богословие учит, что другим нашим посредником, стоящим наравне с Иисусом, является Дева Мария. Это значит, что люди обращают к ней свои молитвы и уповают на ее помощь. Многие сегодня верят, что Бог спасет всех хороших людей, когда те умрут, независимо от того, верили они в Иисуса или нет. Они полагают, что Бога волнуют лишь любовь и добрые намерения нашего сердца, а не то, во что мы верим. Другие же утверждают, что иудеи, мусульмане, индуисты, буддисты и христиане молятся одному и тому же Богу, к Которому все они и приходят, но только каждый – своей дорогой. А Иисус – это лишь один из многих путей, ведущих к Богу.

Так ли необходима вера во Христа? И является ли Иисус тем единственным путем, ведущим к Богу? Является ли вера в принцип solus Christus ключевой? Верите ли вы, что наша вечная жизнь находится только во Христе?

Библия без сомнения дает нам неоспоримый ответ на все эти важные вопросы. Один только Христос выполнил все, что требовалось Богом, и что сами для себя мы никогда бы не смогли сделать. Только Он спасает нас. Вот что говорится о Христе в книге Деяний 4:12: «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». Когда под вдохновением Святого Духа апостол Петр проповедовал в день Пятидесятницы, возможно, он размышлял над словами, которые Бог провозгласил пророку Исаии: «Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня» (Ис. 43:11). Иисус Сам о Себе говорил, что Он – единственный Спаситель: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Делая подобное заявление, Иисус был либо глупцом, либо Тем единственным Спасителем, в Котором мы так отчаянно нуждаемся. Является ли Он вашим Спасителем?

 

 

ЗАПОМНИТЕ

1 Тимофею 2:5-6                                                                                                                                        
«Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех».

Деяния 4:12                                                                                                                                                                 
«Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись».

Гейдельбергский катехизис

30В. Веруют ли в единственного Спасителя нашего Иисуса люди, надеющиеся обрести спасение и благоденствие с помощью святых или собственными усилиями, или как-либо еще?

О. Нет, не веруют. Лишь на словах они славят Его. На деле же отворачиваются от единственного Спасителя нашего Иисуса. Ибо одно из двух истинно: либо Иисус не совершенный Спаситель, либо те, кто истинной верой обретают этого Спасителя, должны найти в Нем все для спасения своего.

Вестминстерское исповедание веры, глава 8, 1

Богу было угодно, согласно Его предвечному намерению, избрать и предопределить Господа Иисуса, Своего единородного Сына, быть Посредником между Богом и человеком, пророком, священником, царем, главою и Спасителем Его Церкви, наследником всего сущего, судией мира; Бог от вечности дал Ему народ, который стал семенем Его, чтобы через Него же в должное время быть искупленным, призванным, оправданным, освященным и прославленным.

 

КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ

7. Что Иисус, будучи нашим Посредником, совершает для нас сейчас? Назовите два пункта.      

 

8. Если человек, надеясь обрести спасение, верит в кого-то другого, а не во Христа, то является ли такой человек ребенком Божьим? Почему «да» или почему «нет»?

 

9. Имеет ли человек подлинную веру в Иисуса, если в надежде на свое спасение помимо Христа он полагается на кого-то еще? Почему «да» или почему «нет»? Приведите примеры, в кого верят другие люди.

 

10. Согласно стиху, который нужно выучить (1 Тим. 2:5-6), сколько существует спасителей? Что это говорит нам обо всех других религиях?

 

   

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

Solus Christus – мы спасаемся только во Христе.

Двойное вменение – наш грех вменяется Христу, или перекладывается на Него, а Его праведность вменяется нам, или переносится на счет всех тех, кто верует в Него.

Посредник – это связующее звено между двумя сторонами. Христос – единственный, Кто находится между Богом и нами для того чтобы привести нас к Богу и удовлетворить Его праведный гнев, обращенный против нас.

Умилостивление – это новозаветное слово означает, что смерть Христа полностью удовлетворила гнев Божий, вызванный нашими грехами.

 

 

 

 


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.