Крис Райт
Народ, заботящийся о творении
Некоторым верующим с трудом дается понимание того, как тема христианской миссии соотносится с Ветхим Заветом в целом, а особенно, как она начинается в книге Бытие. Поэтому следует искать истоки именно там, где берет свое начало Библия. Иначе мы упускаем из виду главную цель повествования Библии.
Библейское повествование начинается с сотворения и им же оканчивается. Оно открывается словами «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1), а ее финальное величественное видение раскрыто в словах: «И увидел я новое небо и новую землю» (Откр. 21:1). Проблема в том, что, как это может показаться, для некоторых христиан Библия как бы начинается с Бытия, третьей главы, а оканчивается книгой Откровения, 20 главой. Таким христианам всё известно о грехе, начиная с истории грехопадения. Также им известно, что благодаря Христу Бог решает проблему греха, и что они будут сохранены в день великого Суда. История сотворения для них не более, чем антураж истории спасения, а кульминационный момент всей Библии – лишь их собственный переход в небеса после смерти (и это при том, что в последних главах Библии ничего не говорится об их переходе куда-либо, но, напротив, страстно предсказывается Пришествие Господа к нам).
Откроем для себя заново, что евангельская благая весть начинается не с рождения Иисуса. Она начинается с безгрешной земли, которую Бог сотворил через Иисуса. Возрадуемся вновь о том, что творение во всем его изобилии есть чудесный дар благого Бога. Дейв Буклесс[1] |
Однако, если пренебречь началом библейского повествования и окончательной темой Библии, то и понимание миссии также исказится. Мы начинаем себе представлять, что Бог, а значит и мы, заинтересован лишь в том, чтобы спасти людей от греха и осуждения. Вне всяких сомнений, Библия уделяет огромное внимание данному вопросу. Также верно и то, что именно в этом состоит основная суть нашей миссии, которую мы совершаем во имя Господне. Однако это еще не конец. История Библии этим не завершается, а потому собственное понимание не должно быть завершением истории нашей миссии.
Суть библейской истории состоит в том, что Бог, сотворивший Вселенную, отдает всего Себя для целостного искупления и восстановления всего творения, как только Ему стало ясно, что оно погрязло в злых делах и в грехе. И Он осуществляет этот план, совершив вначале искупление посредством креста и воскресения Иисуса из Назарета, а в будущем Он приведет его к славному завершению в обновленном творении, когда Христос придет вновь на землю. Описывая период времени между двумя великими вехами – первоначальным творением и обновленным творением, Библия очень много говорит о сотворении.
Фактически, сотворение является одной из наиболее важных тем библейского богословия. Поэтому было бы странным не уделить ей подобающего места в богословии миссии. Не менее странной и удручающей кажется ситуация, при которой данная тема занимает незначительное, едва заметное место в богословии и практике миссии многих христиан, которые претендуют называться «библейскими».
Быть человечным – это значит пребывать в надлежащих отношениях с Богом, с другими людьми и с миром. Грех извратил и практически уничтожил эти взаимоотношения, но во Христе, совершенном Человеке, они восстанавливаются... Каждый из трех видов взаимоотношений восстанавливается, когда мы все больше и больше преображаемся в образ Христа. Христос есть совершенный Человек, единственная Личность, Кто в полноте воплотил в Себе образ Божий, поэтому чем более мы походим на Него, тем более человечными мы становимся... Христианская жизнь, которая не имеет ничего общего с превращением нас в сверхдуховных полуангельских существ, действительно представляет собой поиск путей восстановления нашей человечности. Майкл Уиттмер[2] |
Далее, мы напомним себе о миссии заботы о творении, которую Бог, согласно книге Бытия, 1-2, поручил людям в самом начале сотворения их на планете Земля. Затем перейдем к рассмотрению того, что еще Ветхий Завет говорит о творении, и как он подтверждает важность данной задачи. После этого обратимся к Новому Завету и посмотрим, в чем состоит взаимосвязь творения со Христом. Ведь наша миссия должна быть христоцентричной, иначе она вообще перестает быть библейской. Наконец, мы предложим ряд аргументов, почему действия по защите окружающей среды могут рассматриваться как полноправная составная часть миссии народа Божия[3].
ВЛАДЫЧЕСТВОВАТЬ И УПРАВЛЯТЬ, СЛУЖИТЬ И ОБЛАДАТЬ: БЫТИЕ 1-2
Итак, начнем с напоминания, что все мы созданы по образу и подобию Божию. Возможно, об этом легко забыть, но перед тем, как стать христианами, мы уже были людьми, и мы не перестали быть людьми, став христианами (хотя, видя жизнь некоторых христиан, поневоле задумаешься...). Бог возлагает на нас ответственность быть человечными в не меньшей степени, чем быть настоящими христианами. Ибо есть повеления, заповеданные нам Богом, которые мы не сможем выполнить, не будучи человечными. В библейском учении содержится такое право. С другой стороны, находясь в числе народа Божия, а следовательно, определенно являясь частью нового искупленного человечества, мы побуждаемы и обязуемся жить по данной всем людям первоначальной заповеди. Люди – это служители миссии.
Хозяева творения: Бытие 1:26-28
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
Первое библейское упоминание о сотворении людей является утверждением двух основных положений о человеке, и они настолько близки между собою, что считаются совершенно неразрывными: (1) Бог создал нас по Своему образу и подобию (как мужчину, так и женщину), и (2) Бог желает, чтобы мы владычествовали над творением. Право владычествовать не является признаком образа Божия, но, скорее, оно является свидетельством того, что мы сотворены по образу Божию, и это дает нам право действовать. Мы, как люди, наделены земной миссией, поскольку Бог, по мере выполнения нами этой миссии, достигает Своей цели.
Поэтому повеление Божье для рода человеческого состоит не только в том, чтобы наполнять землю (такое же повеление было дано и другим представителям творения – каждому в его собственной среде обитания), но также и владычествовать над землей и управлять остальным творением. Слова kabas (владычествовать) и radah (управлять) имеют особое значение, указывающее на принуждение кого-либо к выполнению повелений другого лица. Однако, данные термины не обязательно подразумевают насилие или злоупотребление (хотя некоторые критики христианства возлагают вину за экологическую катастрофу на христиан, апеллируя к значению этих двух слов, которые якобы дают право на насилие над окружающей средой – обвинение, которое было решительно опровергнуто).
Первое слово «владычествовать [над землей]», возможно, подразумевает не более, чем заповедь возделывать землю, хотя в настоящее время она включает в себя и множество других сфер применения человеческих усилий и способностей.
Второе слово «управлять» более выразительно. Оно подразумевает ответственность, возложенную на людей, которая не возложена на других представителей творения – заповедь управлять и осуществлять владычество над остальным творением. Этим повелением Бог передает в руки человека делегированную форму Божьей царственной власти над всем Его творением. В древние времена цари и императоры (так же, как и современные диктаторы), нередко возводили памятники себе в самых отдаленных уголках своих владений. Огромные статуи призваны были символизировать неограниченную власть самодержцев над землями и населяющими их людьми. Образ-монумент представлял власть царя. Похожим образом и Бог ставит человека как Свой образ в творении и наделяет его полномочиями для осуществления власти. Однако, есть власть, которая принадлежит только Богу, Создателю и Властелину земли.
Такое понимание [образа Божия] исключает наше превозношение, ибо если мы имеем подобие Божие в том, что наделены владычеством, мы призваны быть «подражателями Божьими» [Ефес. 5:l] в том, как мы осуществляем владычество. На самом деле, Imago Dei (образ Божий) сдерживает нас, не предоставляя нам полной земной свободы. Мы обязаны быть царями, но не тиранами – ибо в этом случае мы отвергаем и даже разрушаем в себе Его образ. Хью Спеннер[4] |
Однако, если людям предназначено быть царями творения, то Царем чего является Бог? Как Бог осуществляет Свое владычество над творением? Нам необходимо знать ответ, чтобы понимать, как человеку, носящему в себе образ Божий, следует поступать, как царю творения.
Псалом 144 – один из важных текстов для понимания этой истины. Псалмопевец обращается к «Богу, моему Царю», и призывает все творение прославлять Его. Читая псалом, мы обнаруживаем, что царствование Бога над творением характеризуется мудростью, властью, благостью, благодатью, состраданием, верностью, благородством, провидением, защитой, справедливостью и любовью. Если это и означает для Бога поступать как Царь, то те же качества должны быть присущи и нам – тем, кто создан по образу и подобию Божию, когда мы осуществляем вверенное нам Богом владычество. Нам вручена миссия по управлению творением, но ее следует исполнять в соответствии с тем образцом, который явлен в царствовании Самого Бога.
Итак, владычество человека над остальным творением – это царствование, которое должно быть отображением царствования Самого Бога. Наличие образа Божия в человеке не должно быть поводом для гордыни и злоупотребления властью, но оно побуждает нас к смиренному отображению Божьего характера.
Служители творения: Бытие 2:15
И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.
Итак, у нас в распоряжении есть еще два слова для описания миссии человека. Бог взял сотворенного Им человека и поместил в особом месте на созданной Им земле – в Эдемском саду – и поставил перед ними простую задачу: возделывать сад и заботиться о нем.
Глагол abad обозначает «обслуживать», намекая на то, что подобное обслуживание требует тяжелого труда. И хотя большинство переводов истолковывают данный стих в приблизительном значении «обрабатывать», «возделывать» или «культивировать», корневое значение данного слова все же указывает на идею обслуживания. Люди служат творению, и именно таким способом над ним царствуют.
Глагол samar имеет значение «сберегать что-либо в безопасности» под защитой, опекой и бдительным наблюдением. Это означает обращаться с чем-либо (или с кем-либо) ответственно, уделяя ему внимание (в применении к нравственному аспекту это может означать «ходить путем Господним» или «соблюдать Божьи заповеди» – например, через изучение, осознание и послушание).
Бог помещает людей в созданную Им окружающую среду, для того чтобы они служили творению и заботились о нем. Это означает, что цель нашего управления землей заключается в ее процветании, а не в нашем благополучии. Безусловно, в Библии, кроме всего прочего, много говорится о том, каким образом творение служит удовлетворению человеческих нужд, и мы очень скоро это увидим. Однако начинать необходимо с самого начала. Бог сотворил нас для управления остальным Его творением, служа ему и оберегая его – то есть для усердного труда с целью заботы и защиты его насущных интересов.
Управление творением и служение ему является первой миссией человечества на земле, и эту задачу Бог никогда не отменял.
Одной из важных обязанностей царей в период Ветхого Завета была обязанность помогать беспомощным и недееспособным.
Великое поручение, оставленное нам Иисусом в Новом Завете, необходимо исполнять вместе с самым первым великим поручением Божьим, данным людям в самом начале Библии. В книге Бытие, 1, первое, с чем Бог обратился к человеку, было повеление об управлении и заботе о творении: о рыбах, птицах и остальных живых творениях – для славы Божьей. В этом состоит, если угодно, определение задания вселенского масштаба относительно того, что означает быть человечным. Исчерпывающий ответ на вопрос «Для чего мы здесь?» звучит следующим образом: «Чтобы поклоняться Богу и служить Ему». Самым первым элементом поклонения и служения, согласно Библии, есть забота о творении.
Дейв Буклесс[5] |
В Псалме 71 содержится молитва о даровании царю от Бога совершения справедливого суда, чтобы царь мог встать на защиту нуждающихся и обездоленных. В Ветхом Завете справедливость – это не холодная беспристрастность, а помощь в разрешении споров, так чтобы всякий, несправедливо осужденный, был оправдан, стесненный – освобожден, а нужды всех беспомощных и уязвимых были удовлетворены и голос их услышан.
Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот.
Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего. (Прит. 31:8-9)
Поэтому для нас, представителей рода человеческого, управлять остальным творением в роли царей, поступать согласно образу Бога и Царя, означает осуществлять библейскую справедливость по отношению и к тем, кто не относится к роду человеческому. Осуществление же справедливого отношения должно включать в себя особую заботу о немощных и беззащитных.
«Открывай уста твои за безгласного». Конечно, это повеление не о том, как царям следует поступать в отношении своих подданных, а о том, как представителям человеческого рода следует поступать с животным миром. Быть голосом тех, кто не имеет голоса – весьма существенная составная часть мотивации христиан, принимающих участие в деятельности по защите окружающей среды, по сбережению биологических видов животных и их среды обитания, в работе организаций по защите окружающей среды, и т. п. По сути дела, забота о животном мире является одним из признаков праведника (Прит. 12:10).
И потому первоочередным направлением нашей миссии как народа Божия является господство, вместе с остальным человечеством, над творением, согласно повелению Божьему: служить ему и заботиться о сотворенном.
РАДИ БОГА, РАДИ НАС, РАДИ ВЕЧНОСТИ
В течение нескольких лет девиз Британского общества защиты пернатых (англ. – Royal Society for the Protection of Birds, RSPB) звучал так: «Ради пернатых, ради людей, ради вечности». Это было понятно и легко запоминалась. К тому же, это выражение показалась мне весьма библейским по характеру, за исключением упущенного в нем одного-единственного дополнения: «ради Бога».
Через раскрытие темы сотворения Ветхий Завет позволяет сделать три главных вывода, и каждый из них помогает формированию нашей заинтересованности в участии в экологической миссии.
Слава Божия как Цель сотворения
Творение существует ради того, чтобы воздавать славу и хвалу своему Создателю. Мы, люди, сами будучи сотворенными Богом, живем для той же цели. Как сказано об этом в Кратком катехизисе Вестминстерского Исповедания веры: «Основное предназначение человека – прославлять Бога и вечно радоваться в Нём». Нашим «основным предназначением», первоначальной целью всей человеческой жизни является воздавать славу Богу, и, делая это, самим радоваться от того, что угождаем Богу.
Однако такая богоцентричная цель человеческой жизни (прославлять Бога и радоваться в Нём) не является чем-то таким, что отделяло бы нас от остального творения. Скорее, это делает нас частью остального творения. Это есть «основное предназначение» всего творения. Единственное отличие – мы как люди обязаны прославлять нашего Создателя уникальным способом. Мы являемся единственным творением, созданным по образу Божию, и поэтому слава и хвала, которую воздаем Богу мы, отображает это положение. Отсюда, будучи людьми, мы прославляем Бога в сердцах, делах и словах, как в разуме, так и в чувствах, в языке, искусстве, музыке и результатах трудовой деятельности – во всем том, что отображает Бога, по образу Которого мы сотворены. Наша хвала является именно хвалой человеческой.
Однако все остальное творение – одушевленное и неодушевленное – также участвует в прославлении Бога. Библия на самом деле многократно призывает все сотворенное славить Бога! Чтобы увидеть это, прочитаем хотя бы Псалом 148, а также заключительные строки всей книги Псалмов: «Все дышащее да хвалит Господа!» (Пс. 150:6; ср. Пс. 144:10, 21; Пс. 148). Именно в этом состоит благодарный отклик, присущий не только лишь людям, обладающим привилегиями пользоваться Божьими благодеяниями, но также и тем, кто к роду человеческому не относится (напр., Пс. 103:27-28).
Такой благодарный отклик является фундаментальной характеристикой тварных существ, которые являются частью всякого земного творения, людей и животного мира, природных ландшафтов, морских и горных массивов, земли, ветров, огня и дождей. Псалмопевец призывает все творение к выполнению своего нравственного долга - поклоняться и восхвалять Творца... В еврейском переводе содержится идея, что человечество, да и все мироздание, являются нравственно ответственными, они призваны к нравственному отклику Богу-Творцу; ответ, который является отражением Его славы, и ожидает ответной благодарности, хвалы и поклонения (Пс. 150).
Майкл Норткотт[6] |
В целом, это способно нас озадачить. Однако, причин не верить этому у нас нет. Поскольку мы люди, мы познаем «изнутри» реальность собственной человеческой личности, а также то, что означает для нас прославление Бога. Мы не в состоянии войти в «понимание» животных и еще меньше способны к этому в отношении понимания «сущности» деревьев или горных массивов. Кроме того, мы не можем уразуметь мыслей Бога-Творца и понять отношение Бога к тем, кто не принадлежит к человеческому роду. Однако Библия говорит о Божьих свершениях, и о том, что Он принимает славу и хвалу от всего творения. Возможно, мы не в состоянии объяснить, каким же образом творение славит своего Творца. Однако наша неспособность выразить словами то, как творение без слов славит Бога, или как Бог такую хвалу принимает, не дает оснований отвергать реальность прославления Бога творением, поскольку данный факт убедительно подтверждается во всей Библии.
Поэтому когда мы проявляем заботу о творении, мы достигаем великой цели в принесении славы Богу. Верно и обратное: если мы этого не делаем, или когда мы участвуем в разрушении, загрязнении и расточительном использовании природных ресурсов, мы еще в большей мере препятствуем творению воздавать славу Богу.
Человеческая жизнь и Творение, связанные воедино
Тесная взаимосвязь между человеческими существами и планетой Земля становится ясной уже в самом начале Писания. На иврите слово «человек» (в общем смысле) звучит как «adam». А слову «почва» или «грунт» (и иногда словосочетанию «вся земля») соответствует слово «adamah». Следовательно, мы являемся «земными творениями», созданными из праха земного, с использованием тех же самых исходных «материалов» – клеток, белков, ДНК, минералов и т. п. – как и остальное творение, да и собственно сама планета. Особенно это справедливо по отношению к воде. «Мы не зависим от воды, мы и есть вода» – таким ярким заголовком начиналась одна статья в недавнем номере журнала Королевского общества защиты пернатых (RSPB). В статье до читателя чётко и убедительно доводится мысль о том, что весь вред, который мы причиняем водным ресурсам, мы причиняем себе самим.
Ветхозаветное повествование двояким образом акцентирует внимание на подобного рода комлексной взаимосвязи, имеющейся между человеческими существами и планетой Земля.
Земля, которая нас питает
Во-первых, Бог предоставляет нам земные ресурсы для поддержания нашего существования и для пропитания. Бесспорно, то же самое верно и по отношению ко всем представителям животного мира. Однако конкретное позволение принимать в пищу всё то, что есть в мире вокруг нас, дано именно людям, и это записано в книге Бытие 1:29-30 и 9:3.
Земля нас питает. И одевает. И обеспечивает крышей над головой. Помыслим на мгновение о травянистых растениях, которые, по-видимому, представлены в наибольшем изобилии форм растительности на планете, во всем многообразии их разновидностей, во всех климатических зонах. Мы принимаем в пищу травянистые растения, или же однажды они трансформируются в мясо пасущихся на пастбищах животных, чей ежедневный рацион составляет только травяная растительность. Травянистые растения служат нам питьем в виде молока или кисломолочных продуктов. Мы одеваемся в травянистые растения – в одежду, сделанную из шерсти или обувь из кожи. Миллионы людей и сегодня используют травянистые растения в качестве надежного укрытия от солнца и дождя. Травянистые растения используются для плетения веревок, корзин и настилов для пола. Одни лишь травянистые растения обеспечивают людей бесчисленными благами и удовлетворяют множество наших потребностей. И это еще не идет речь о растениях, которые выращивают в условиях земледельческой культуры. Из таких растений затем изготавливают огромное количество самых разных продовольственных круп, которые мы каждое утро засыпаем в кастрюли, когда готовим себе кашу.
Поэтому будет несколько самонадеянно заявлять, что нам следует «заботиться об окружающей среде» так, как если бы речь шла о пассивном объекте, который нуждается в нашей опеке. Нет, именно окружающая среда заботится о нас, молчаливо совершая для нас ежедневное служение щедрой благодати Божьей, пока мы живем на этой планете, и об этом нам напоминает Псалом 64:9-13, содержащий слова ободрения и благодарности.
Земля, которая страдает вместе с нами
Второе, на чем настаивает Ветхий Завет, это нерушимая нравственная взаимосвязь между поведением людей на земле и состоянием самой земли – хорошим или плохим. Если конкретнее, человеческая порочность порождает экологическое напряжение. Во времена Ветхого Завета люди не были в состоянии понять лежащую в основе всего научную взаимосвязь между видами человеческой деятельности и ее биологическими последствиями, однако они могли их видеть и могли извлекать из них богословские и этические выводы.
Пророк Осия приводит самый непосредственный пример такой взаимосвязи, показывая, как разные виды зла, обнаруживаемые в социальных отношениях, приводят к негативным проявлениям в естественном порядке вещей.
Слушайте слово Господне, сыны Израилевы; ибо суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле.
Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием.
За то восплачет земля сия, и изнемогут все, живущие на ней, со зверями полевыми и птицами небесными, даже и рыбы морские погибнут.
В книге Второзаконие, 28, показано, какие последствия имеют послушание или непослушание народа – благословение или проклятие, проявляющиеся в естественном ходе вещей. Книга пророка Иеремии, 4:23-26, описывает Суд Божий, выраженный в опустошающем изъятии даров творения.
Итак, одно совершенно ясно – мы не можем отделить себя от природной окружающей среды планеты Земля. Мы были сотворены как ее часть с тем, чтобы о ней заботиться. Чем бы мы ни занимались на земле – добрым либо злым, мы оказываем влияние на экологию, так как человеческая жизнь вовлечена во все остальные формы жизни на планете. Именно так всё устроено Богом, и поэтому мы пожинаем плоды собственной деятельности. Алчное человечество становится причиной страданий планеты Земля, а страдающая планета становится причиной страданий людей.
Божье Искупление как составная часть Творения
Сегодня хорошо известно, что последствия нашей общей беспечности на протяжении поколений приводят к кризису окружающей среды в невиданных масштабах. Нет необходимости углубляться в детали, поскольку факты хорошо известны и становятся все более и более тревожными (более того, они обескураживают). Нет нужды также выступать в роли пророка и изрекать зловещие предсказания. Нам не дано знать будущее. Тем не менее, Божья благодать в сочетании с человеческой мудростью дает возможность отыскать способы избежать некоторых из наихудших вариантов развития событий, которые нас ожидают – будь они взяты из здравых научных выводов или же из сюжета научно-фантастического фильма.
При этом Ветхий Завет утверждает, что наше будущее не зависит от человеческой мудрости, как бы впечатляюще она ни выглядела (но которая сама по себе, конечно же, является частью дара Божьего творения в нас). Мы живем на земле, подвергнувшейся проклятию (согласно книге Бытие, 3), но в то же время – на земле завета (согласно книги Бытие, 9). Наше существование, в конечном итоге, зависит не от нас, а от Божьего обетования , данному Ною после потопа и состоящему в том, что Сам Бог обеспечивает и поддерживает жизнь на планете – это есть завет, заключенный не только с человечеством, но и, особенным образом, со всякой формой жизни на земле. В этом и состоит суть вселенских Божьих обетований, в том числе в пределах существующего естественного порядка вещей, который действительно омрачен и запятнан нашей алчностью и стремлением к разрушению.
Не ограничиваясь этим, Ветхий Завет конкретно говорит о творении как о составной части концепции Божьего искупительного замысла. Бог имеет намерение благословить всех представителей человеческого рода, и Его обетование Аврааму свидетельствует том, что Он совершит это. Эта мысль будет неоднократно повторяться в последующих главах. Однако данное благословение не предусматривает перемещение народов с этой планеты в некое иное благословенное пристанище. Скорее, человечество станет благословением вместе с творением и внутри творения, то есть окончательно искупленное и восстановленное до состояния всеобъемлющего блаженства, описанного в книге Бытие, 1-2.
Творение не является неким одноразовым фоном, средой, пригодной для проживания людей, которые, однако, впоследствии намерены жить где-то в другом месте, и ожидают, что однажды придет день, когда это с ними произойдет. Мы искуплены не отдельно от творения, но как непосредственная часть искупленного творения – того самого творения, которое вновь будет полностью и всецело существовать для славы Божьей, для нашей радости и пользы, и для вечности.
Псалмопевцы Израиля многократно предсказывали тот день, когда Бог полностью восстановит утраченный порядок творения. Весть о грядущем Пришествии Господнем для суда над планетой Земля не содержит только угрозу (хотя, конечно, это означает, что нераскаявшихся грешников ожидает окончательный приговор), но это означает, что Бог оправдает угнетенных, восстановит правильные взаимоотношения и принесет на землю мир и справедливость.
В то же время псалмопевцы Израиля рассуждали не только о народе. Все творение воспользуется благами окончательного искупления Божия, и оно возрадуется. Псалом 95 торжественно провозглашает грядущее Царство Божие и его очевидное воздействие на все творение. Там звучит великая «Ода радости» от имени всего восстановленного творения.
Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется. Он будет судить народы по правде.
Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его;
да радуется поле и все, что на нем, и да ликуют все дерева дубравные
пред лицем Господа; ибо идет, ибо идет судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы – по истине Своей. (Пс. 95:10-13, ср. 97:7-9)
Подобный восторг разделяют также и авторы пророческих книг – особенно пророк Исайя. В Исайи 11:1-9 показано справедливое правление грядущего мессианского Царя, и завершается картиной гармонии и мира (shalom) в новом порядке творения. В Исайи, 35 главе, также показано преображение творения, когда Бог окончательно завершит искупление Своего народа. Однако апогей будущего видения творения в Ветхом Завете мы находим в книге Исайи, 65-66. Выражение «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю» (Ис.65:17 – причастие, стоящее в начале стиха, указывает на то, что Бог уже теперь активно совершает действие, а не просто имеет намерение совершить что-либо в будущем), является вступлением к замечательному отрывку, который надо просто полностью прочитать.
Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце.
А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью.
И буду радоваться о Иерусалиме и веселиться о народе Моем; и не услышится в нем более голос плача и голос вопля.
Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем.
И буду строить домы и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их.
Не будут строить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел; ибо дни народа Моего будут, как дни дерева, и избранные Мои долго будут пользоваться изделием рук своих.
Не будут трудиться напрасно и рождать детей на горе; ибо будут семенем, благословенным от Господа, и потомки их с ними.
И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу.
Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь. (Ис. 65:17-25)
В этом вдохновенном видении изображается новое творение Божье, оно изображено обитающим в том месте, где будет радость и свобода от горя и слез, это то жизнеутверждающее состояние, когда работа неизменно будет приносить удовольствие, это свобода от проклятия изнуряющего труда и безопасная окружающая среда! Такое видение затмевает собой большинство мечтаний движения Новый Век.
Всё это естественным образом подводит нас к новозаветному пониманию того, каким образом данная великая надежда творения осуществляется в искуплении, совершенном Иисусом Христом. Однако, прежде чем идти дальше, коротко подытожим уже сказанное.
Когда Бог сотворил землю, Он создал человека по Своему образу, поручив ему определенную миссию по управлению творением, заботе о нем – дав заповедь, которая представляет собой непосредственную модель Царства Божия. Данная миссия для человечества не подлежит отмене, и христиане не освобождаются от нее на том лишь основании, что перед ними стоят другие или же более важные задачи.
Поскольку мы, как христиане, участвуем в исполнении заповеди управлять творением и заботиться о нем, то тем самым мы вместе со всем творением воздаем славу и хвалу Создателю, а это в свою очередь является должной благодарностью за то, что творение, по воле Божьей, обильно восполняет наши нужды.
Однако, даже в те моменты, когда мы поступаем подобным образом, мы осознаем ужасающие масштабы страдания и последствия осквернения творения из-за нашего греха, алчности и жестокости. Поэтому мы не только возвращаемся к основам творения, что побуждает нас к участию в экологической миссии, но и с нетерпением ожидаем искупления творения, и это влечет нас вперед с надеждой и уверенностью, что наш труд не тщетен перед Господом.
ВО ХРИСТЕ, ДЛЯ ХРИСТА, ЧЕРЕЗ ХРИСТА
Наконец, вздохнув с облегчением и испытывая некоторое нетерпение, мы переходим к Новому Завету. Здесь уже мы видим Христа – того самого Христа, Великое Поручение Которого лежит в основе нашей миссии, того самого Христа, единственно во имя Которого освящена и действенна наша миссия. И как только наш ум обращается ко Христу, на память приходит множество широко известных стихов из Писания. «И наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мт. 1:21). «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» (1Тим. 1:15). Миссией Иисуса и целью креста было спасение грешников. Отсюда, безусловно, формируются особенности и нашей миссии. Ибо если наша миссия вытекает из искупительного труда Христа и Его креста, какое место в этом занимает судьба всего творения? Спасение грешников, а не спасение китов или деревьев – разве не на этом нам следует сосредоточиться?
Однако в который раз нам необходимо указать на то, что хотя спасение грешников посредством креста Христова и является славной истиной, это на самом деле не все Евангелие и не окончательный результат, достигнутый совершившимся на кресте – в противном случае, это не вполне бы соответствовало Новому Завету.
Примирил все крестом
Прислушаемся к тому, как Павел излагает свое величественное видение труда Христа в отрывке, который выглядит как определение «надежды Евангелия». Оно составлено очень ясно и тщательно.
Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;
ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано;
и Он есть прежде всего, и все Им стоит.
И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство,
ибо благоугодно было [Отцу], чтобы в Нем обитала всякая полнота,
и чтобы посредством Его примирить с Собою всё, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное.
И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам,
ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, [чтобы] представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою,
если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем. (Кол. 1:15-23)
В этом замечательном отрывке необходимо отметить несколько пунктов.
Апостол Павел рассуждает обо всем творении. Вначале он говорит о «всякой твари» (ст. 15), а затем пользуется словосочетанием «все, что на небесах и что на земле» (ст. 16). Нет сомнений в том, что Павел имеет в виду всю сотворенную вселенную, а не одних лишь людей.
Павел всеобъемлющим образом обнаруживает взаимосвязь между Христом и творением. Христос, будучи Сыном Божьим, бесспорно, присутствовал в нем еще прежде существования вселенной (ст. 17). Христос – источник творения во вселенной (ст. 16). Христос есть Тот, ради Которого существует творение, его Наследник («первенец», «рожденный прежде всякой твари» [ст. 15], «для Него» [ст. 16]). Христос поддерживает существование вселенной (ст. 17).
Согласно мысли Павла, творение является частью спасительной силы креста. Христос искупил творение (ст. 20). Жизненно важно здесь понимать, что Кровь Христа, пролитая на кресте, является средством примирения с Богом всего творения, а не только грешников. «Всё», что подлежит примирению в стихе 20, должно иметь то же вселенское значение, что и «всё» созданное из ст. 16.
Порядок изложения повествования, к которому прибегает Павел, имеет здесь также и обличительный характер, он идет вразрез с тем, как мы стремимся представлять Евангелие. Мы начинаем с иного.
Мы стремимся начать с человека, который нуждается в том, чтобы справиться с проблемой личного греха. Крест является решением проблем отдельного индивидуума, он позволяет обрести спасение и попасть в Небеса. В то же самое время, на пути в Небеса имеется потребность в общении с себе подобными и в соответственном окружении, и церковь служит этим целям, поэтому для человека правильное решение – к ней присоединиться. Что же касается внешнего мира, то нам приходится жить в нем до перехода в Вечность, но он не должен чрезмерно обладать нашим вниманием, потому что только то, что относится к «небесному», имеет для нас реальное значение.
Личность -> церковь -> мир -> небеса. Таков маршрут нашего пути, с присущей ему внутренней двойственностью.
Однако, евангелие, благовествуемое Павлом, развивается в прямо противоположном направлении. На самом деле, у Бога имеется грандиозный план. Павел начинает с сотворения и соотносит его с Христом как с Тем, Кто является Творцом вселенной и поддерживает в ней жизнь. Затем он переходит к Церкви (ст. 18), которая есть народ, принадлежащий новому творению, поскольку этот народ – во Христе, а Он есть Первенец нового творения точно так же, как Он – Первенец первоначального творения. Другими словами, Церковь принадлежит Христу, потому что всё принадлежит Христу, но также еще и потому, что Церковь уже в настоящее время, в нынешнем творении, является осуществлением ожиданий искупленного народа Божия в новом творении. Затем, говоря обо всем творении и о единой Церкви, Павел приходит к выводу об их совокупности в примиряющей работе креста (ст. 20). Наконец, очерчивая величественный план Божий для всей вселенной и делая ударение на центральном месте креста в нем, Павел добавляет: «И, конечно, вы также [«И вас», выразительно стоящее в начале ст. 21] стали участниками того же! Вы, некогда язычники по плоти [как описано в Еф.2:11-12], имеете возможность быть среди тех, кто обрел примирение по вере в это Евангелие, которое ныне для всех и повсюду («которое возвещено всей твари поднебесной», ст. 23, лучше будет перевести как «возвещено всему единому творению / всему творению под небесами» [как в версиях REB и ESV]); Павел воспринимает всю сотворенную землю как сферу провозглашения Евангелия).
Благая Весть для всего творения
Павлово видение Евангелия настолько же всеобъемлюще, как широко и само творение. Причина этому в том, что в его понимание креста и в труд примирения Христа включено все творение. Поэтому наша миссия основана на Евангелии, и она призвана отображать долготу, широту и глубину Евангелия. Следовательно, если крест Христа является благой вестью для всего творения, то и наша миссия должна включать в себя осознание и донесение благой вести всему творению[7].
Отсюда, наша забота о творении вызвана не только лишь тем, что оно было сотворено Богом и нам заповедано о нем заботиться, но также и тем обстоятельством, что оно искуплено Христом, а нам надлежит воздвигнуть знаки, указывающие путь к высшей надежде окончательного восстановления во Христе. Творение включено в Божью миссию искупления. А наша миссия подразумевает участие в искупительном труде в роли доверенных лиц Благой вести как для творения, так и для человечества.
Другие разделы Нового Завета дополняют это величественное видение будущего. Павел связывает искупление творения с искуплением и воскресением наших тел в Послании к Римлянам, восьмой главе – наиболее значительном из всех текстов Св. Писания.
Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих,
потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде,
что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.
Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне;
и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. (Рим. 8:19-23)
Также и апостол Петр, помимо очищающего суда Божия, который уничтожит все зло нынешнего мирового порядка, с нетерпением ожидает появления нового искупленного творения.
Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. (2Пет. 3:13)
Использование слов «огонь» и «уничтожение» не означает, что всё творение будет бесследно изглажено. Скорее, здесь наблюдается параллель с терминами, использованными для описания способа «уничтожения» греховного мира, который был «уничтожен» водой потопа (2 Пет. 3:6-7). Потоп не уничтожил всю планету, но он уничтожил мир греха и бунта. Подобным образом уничтожению во время последнего суда подвергнется не вся вселенная, а грех и нечестие людей и вызванное ими опустошение. Это будет очищающий и освящающий огонь, имеющий своей целью сделать новое творение местом, свободным от греха и исполненным праведностью, потому что Сам Бог будет обитать вместе со Своим искупленным народом (Откр. 21:1-4).
В итоге, наша миссия как сотворенных человеческих существ состоит в заботе о земле, которую сотворил Бог. Для нас же, искупленных, миссия усиливается еще и тем, что мы, помимо всего другого, с нетерпением ожидаем искупления творения. Таким образом, наша христианская деятельность по защите окружающей среды имеет как созидательную, так и искупительную сторону. Именно таким является наш миссионерский отклик на библейское богословие о Божьем намерении относительно творения, от начала и до последней строчки Писания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Надеюсь, в этом кратком обзоре библейского богословия о сотворении приведено достаточно свидетельств, чтобы говорить, насколько важно христианам находиться в первых рядах заботящихся о творении. Мы имеем куда больше взятых из нашей веры оснований заниматься таким трудом, нежели доводов, продиктованных просто благоразумием или из соображений самосохранения («лучше поступать так, чтобы не быть сожженными, либо утопленными»). Поэтому христианам следует стремиться к такому способу жизни на планете, который сегодня называют «зеленым», или же не приносящим ущерба окружающей среде – когда не допускается расточительное использование энергии, уменьшается вредное воздействие на среду обитания, практикуется переработка вместо бессмысленного уничтожения, предотвращается загрязнение, а также поддерживаются политические и экономические инициативы по защите окружающей среды от дальнейшего бесцельного разрушения.
Но есть ли что-то большее, чем всё это? Как насчет экологической миссии? Правомерно ли применять наше библейское богословие по данному вопросу и говорить, что некоторые люди призваны и посланы Богом для особой миссии – заботиться о творении, для научных исследований в сфере экологии и сохранения среды обитания и т. п.? Уверен, что ответ будет положительным, и предложу в дальнейшем ряд аргументов для обоснования этой позиции, когда в главе 15 мы перейдем к рассмотрению вопроса целесообразности.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Поскольку библейская история охватывает период времени от сотворения до обновленного творения, какое это должно иметь значение для миссионерской повестки дня вашей церкви, если она во всем соответствует учению Библии?
2. Как данная глава обогатила ваше понимание служения Иисуса – особенно в отношении значения и масштаба Его крестного подвига и Воскресения?
3. Каким образом идея заботы о планете Земля, как составной части миссии церкви, влияет на ваше восприятие христианской/церковной ответственности в вопросах защиты окружающей среды?
4. После принятия данной точки зрения, существуют ли конкретные модели поведения и служения, которые, как вы чувствуете, следует сделать частью вашей жизни?
[1] Dave Bookless, Plantetwise: Dare to Care for God's World (Nottingham: IVP, 2008), 25. Данная книга является превосходным кратким обзором цельного учения Библии о сотворении и о том, как его можно применить в христианском ученичестве, поклонении, жизни и миссии.
[2] Michael E. Wittmer, Heaven ls a Place on Earth: Why Everything You Do Matters to God (Crand Rapids: Zondervan, 2004), 83. Книга Уиттмера представляет собой прекрасный обзор ключевых тем Библии, начиная от сотворения и до темы нового творения, дающий основу для широкой дискуссии в данной книге.
[3] Более широкое обсуждение библейских оснований этики и миссии окружающей среды содержится в книге Christopher J. H. Wright, Old Testament Ethics for the People of God (Leicester: IVP, and Downers Grove: IVP, 2004), 103- 45; и в книге того же автора, The Mission of God, 397 -420.
[4] Huw Spanner, "Tyrants, Stewards – or Just Kings?" in Animals on the Agenda: Questions about Animals for Theology and Ethics (eds. Linzey Andrew and Dorothy Yamamoto; London: SCM, 1998), 222
[5] Bookless, Planetwise, 136
[6] Michael S. Northcott, The Environment and Christian Ethics (Cambridge: Cambridge University Press, 1996), 180-181.
[7] В так наз. «длинном окончании» Евангелия от Марка Иисус говорит ученикам: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15). Хотя данный текст, возможно, и не является оригинальным, написанным рукой Марка, однако он, безусловно, отражает истинный библейский взгляд. Евагелие смерти и воскресения Иисуса – это истинная Благая весть для всего творения, с чем, вне сомнений, согласился бы автор Псалма 95.
Этот материал еще не обсуждался.