Чарльз Сперджен
12 проповедей о прославлении
3. Хвали Бога своего, о Сион!
А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они. Говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что, если они умолкнут, то камни возопиют.
Евангелие от Луки 19:37-40.
Спаситель был «мужем скорбей», но вместе с тем глубоко в душе Он носил неисчерпаемое сокровище чистой небесной радости. Надо полагать, что среди людей не было подобных Ему, кто бы испытывал такой глубокий, чистый, истинный покой. «Помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих». Благожелательность есть радость. Высшая благожелательность по природе вещей должна приносить глубочайшее удовлетворение. Сколько радости принесло сострадающему сердцу Христа благословенное служение людям, предвидение удивительных плодов Своего труда на земле и в вечности, видение исцеленных Им больных и воскрешенных мертвых! Иногда эта радость вырывалась наружу: «В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли...». Иисус пел песни, хотя на Него надвигалась ночь, и, несмотря на то, что Его лик был обезображен паче других лиц челове
ческих и не сиял земным счастьем, порой он был украшен несравненным выражением удовлетворения, к которому Его вели размышления о награде за Его подвиг. Поэтому Он восхвалял Бога в собрании великом.
В этом отношении Господь Иисус — образ Своей Церкви на земле. На Сион надвигается беда, Церковь встает на тернистую тропу, по которой шел ее Господь. Она — вне стана, через многие скорби прокладывает себе путь к славе. Ей надлежит нести поношение. Нести крест — ее обязанность, подвергаться презрению и быть отторгнутой детьми ее матери — ее удел. Несмотря на это, у Церкви есть полноводный источник радости, из которого пьют лишь она сама и ее дети. В хранилищах есть вино, масло и хлеб, в нашем Иерусалиме достаточно запасов, которые поддерживают жизнь святых и укрепляют их. Как и у Спасителя, у Церкви также есть причина для радости, ибо «речные потоки веселят град Божий». Несмотря на то, что мы изгнанники, мы радуемся, вспоминая о нашем Царе. И наша радость в Нем не знает границ: Его имя на наших знаменах.
Ныне мы как Церковь призваны радоваться в Боге. Вы поймете, как Господь Иисус въезжал в Иерусалим для того, чтобы, как надеялись Его ученики, воссесть на престол Давида и начать долгожданное царствование. В тот день у них были причины для радости, ибо Господь был среди них. Он был великолепен среди восторженной толпы, радостно восхвалявшей Его. Иисус Христос среди нас сегодня, и Он — Царь. Его голову украшает величественный венец, он проезжает по улицам нашего города, исцеляя больных, воскрешая мертвых, обращаясь со словами утешения к плачущим. Он также величественен в наших глазах. И дети возносят Ему хвалу, ибо в воскресной школе слышится пение обратившихся подростков, их пение также прекрасно, как возгласы иерусалимских детей: «Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне!»
Я желал бы, дорогие друзья, пробудить в каждом из нас этим утром святую радость, ибо среди нас наш Царь. Мы должны оказать Ему радушный прием, радоваться Его при
сутствию. Пока Он милостиво творит чудные дела спасения в нашем собрании, мы должны петь Ему самые прекрасные песни, на которые только способны наши немощные уста. Я хочу, чтобы стихи из Евангелия от Луки были восприняты вами как образец хвалы, которую мы можем вознести Господу. Мы обратим внимание, во-первых, на восхитительную хвалу, выраженную в них, во-вторых, своевременность хвалебной песни, в-третьих, необоснованное недовольство , в-четвертых, на уверенный ответ.
I. Итак, в стихах выражена восхитительная хвала Господу.
Каждое слово в тридцать седьмом стихе очень важно и заслуживает внимания любого, кто желает научиться восхвалять Спасителя. Заметим, что хвала прозвучала незамедлительно . Радостные певцы не стали ждать, пока Иисус войдет в Иерусалим, но «когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога...» Очень важно знать, почему следует прославлять Бога. Слепота неверия и бельмо неблагодарности становятся причиной того, что милости Божьи оказываются в забытьи и умирают, не побудив человека хвалить Бога. Неблагодарные купаются в лучах милости, но не видят света, который они могли бы воспеть. И, напротив, те, у кого присутствует дух веры, полны благодарности, они ценят восходящее Солнце милосердия и славят Его с раннего утра. Они поют о милости, которую Бог проявляет к ним, о Его новых благословениях. Если первые лучи восходящего солнца пробудили в тебе радость, значит, вскоре в твоей жизни наступит блаженный полдень. Я убежден, что Церковь в наши дни многое теряет, когда не благодарит Бога за то малое, что у нее есть. У нас много молитвенных собраний, но слишком мало собраний прославления. Получается так, словно у Церкви есть силы возвышать голос, когда ей что-то нужно, но ее поражает немота, когда надо прославить Господа. Господин церкви поступает с ней так же, как с рабом, которому был дан талант серебра. Он не пустил серебро в оборот, поэтому Господь забрал его. Мы не
благодарили Бога за небольшие благословения, поэтому лишились даже их, и церкви стали бесплодными и Дух Божий оставил их. Так давайте же возвысим свои голоса и прославим нашего Господа, потому что Он благословлял нас в течение этих двенадцати лет. Пробуждение в нашей церкви не прекращалось. Мы постоянно слышали молитвы грешников, в эти годы люди обращались ко Христу ежедневно, я чуть было не сказал ежечасно. Мы вдвое были благослов лены в течение последних двенадцати лет. Доля Вениамина была впятеро больше, чем у других. Мы питались с царского стола, хлеба у нас было вдоволь. Так неужели мы не прославим Господа? О, не заставляйте меня дважды повторять мой призыв, а пусть наши души уже сейчас начнут славить Его, даже сейчас, когда Он еще не вошел в Иерусалим.
Нас поражает единодушие людей, прославлявших Господа. Обратите внимание, что не множество, а все множество учеников радостно хвалило Господа. Никто не молчал, не было никого, кто бы не пел. Но я уверен, что жизненные проблемы тех учеников были не проще наших. У кого-то дома лежала больная жена или ребенок мучился в лихорадке. Многие из них были бедными людьми, в этом нет сомнений, а бедность всегда сопровождается своими трудностя ми. Эти люди были во многом подобны нам. Им приходилось бороться с внутренним грехом и с искушениями, приходившими извне, но это не помешало ни одному человеку присоединиться к хвалебному хору в тот счастливый день. О, душа моя, что бы ни угнетало тебя сегодня, радуйся, вспоминая о том, что Иисус Христос прославляет ся в церкви. Отчего, брат мой, твоя арфа весит на вербах? Тебе не о чем петь? Господь ничего не сделал для тебя? Ну что же, если лично у тебя нет причин славить Бога, тогда одолжи нам свое сердце и голос и помоги нам, потому что нам предстоит такой труд, что сами мы едва ли справимся. У нас причин для прославления Бога больше, чем сил, поэтому нам нужна помощь. Помоги нам, пой от нашего имени, если ты не можешь петь от своего. А там, глядишь,
из искры возгорится пламя, ты будешь захвачен прославлением и неожиданно поймешь, за что ты сам можешь благодарить Бога.
Я знаю, что некоторые из вас не могут славить Бога сегодня утром. Давайте попросим Господа настроить ваши арфы. Не оставайтесь в молчании! Не молчите! Благословляйте Его имя! Если вы не может возблагодарить Его за преходящее, воздайте Ему хвалу за духовное. А если ваша духовная жизнь не очень насыщена, тогда прославляйте Его за то, Кто Он есть, за кровавый пот на Его челе, за пронзенные руки и сердце. Не прославите ли вы Его за это? Даже если бы Он не умер лично за меня, я должен был бы любить Его за то, что Он умер за других. Его доброта, великодушие, смерть за тех, кто был Ему врагом, должны пробудить благодарность даже в человеке с очень слабой верой. Поэтому я буду доволен, если мы все, без исключения, будем прославлять Бога. Пусть каждая птичка исполнит свою песню, хотя не все мы жаворонки и соловьи. Пусть каждое дерево лесное рукоплещет Ему, даже иссоп, вырастающий из стены, пусть развевается в поклонении. Ободритесь, возлюбленные, смотрите веселее. Пусть угнетающие заботы и недобрый страх покинут вас. Звучите, арфы, исчезните сомнения. «Все множество» должно славить Господа. Хвала должна быть единодушной, ни одна нота не должна звучать фальшиво, чтобы не испортить всю мелодию.
Прославление Господа было многолюдным . «...Все множество...» Есть нечто вдохновляющее и укрепляющее в звуке многоголосой хвалы Богу. Вы помните, как мы пели: «Славь Христа! Славь Христа! С торжеством славь, земля». Наша песня взмывала к сводам этого здания, и для многих из нас минуты пения были самыми счастливыми в жизни, ибо уста каждого язык воспевали хвалу и сердце каждого было преисполнено радости. Давайте вернем эти счастливые минуты, давайте уже сейчас предвкушать то время, когда жители Востока и Запада, Севера и Юга, всех веков и всех стран соберутся на небесных холмах и воспоют вечную песню, прославляющую Иисуса — Господа всего мира. Иисус лю
бит многоголосую хвалу, Он любит, когда омытые Его кровью вместе поют Ему хвалу.
Миллионы уст поют хвалу,
Но радость на всех одна.
Нас пока еще не миллионы, но нас тысячи, прославим же Его имя всем множеством уст.
Однако когда Христа прославляло «все множество учеников », фарисеи не прославляли Его — они роптали. Истинная хвала может звучать только из чистых сердец. Если вы не познали Христа, вы не можете петь Ему. Ученики, окружившие Христа, конечно, могли петь Ему. Некоторые из них недавно присоединились к числу Его последователей. Другие уже совершали чудеса во имя Его, были призваны к апостольскому служению и проповедовали в разных местах. Но все они были учениками. Я уверен, что в нашем огромном собрании большинство учеников. Тогда все вы (кто только поступил в Его школу, кто давно учится в ней, кто стал уже отцом в Израиле и учит других, все множество учеников) я надеюсь, прославите Бога. Я желал бы — и да даст Бог нам то, чего я желаю, чтобы те из вас, которые не являются учениками Христа, могли в скором времени стать ими. «Возьмите иго Мое на себя, — говорит Он, — и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». Ученик — это тот, кто учится. Возможно, вы знаете не очень много, но Христос начинает учить с нуля и наделяет Своих учеников мудростью. Если вы знаете лишь то, что вы ничего не знаете, то вы знаете достаточно, чтобы стать учеником Христа. Для того чтобы поступить в колледж Христа, не надо сдавать вступительные экзамены. Он берет на учебу всех и дает им возможность познать чудеса Его любви. О, если бы вы стали Его учениками! Скажите тому, кто держит в руках перо и на чьем столе стоит чернильница: «Запишите мое имя, сэр», и станьте смиренными последователями Агнца. С одной стороны, мне бы не хотелось, чтобы те, кто еще не является учеником Христа, молчали, когда другие поют, но, с другой стороны, мне кажется, эти люди
поступят более честно, если не будут петь некоторые из наших гимнов. В противном случае им придется произносить слова, которые не имеют к ним отношения. Пусть лучше они молятся: «Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою». Возможно, вы обладаете прекрасным голосом, мой друг, и можете спеть любой гимн, но Бог не принимает хвалу, если она не от сердца. Самая лучшая мелодия в нашем песеннике носит название «Сердце». Все множество учеников, которых любит Иисус, — это как раз те люди, которые могут воспевать славное имя Искупителя. Да поможет вам Бог, дорогие слушатели, присоединиться к этим людям.
Далее мы обращаем внимание на то, что люди радостно славили Христа. «...Все множество учеников начало в радости славить Бога...» Я жду того часа, когда учение о том, что христианин должен быть угрюмым человеком, исчезнет из церквей. В этом мире христиане, как никто другой, имеют право на радость. Любое христианское служение должно выполняться с радостью, но особенно служение прославления Господа. Мне приходилось бывать в собраниях, где пели только очень печальные песни. Они поют настолько уныло и тягуче, что им, пожалуй, не хватит нескольких лет, чтобы спеть 118 псалом от начала до конца, или, как сказал Уоттс, скорее закончится вечность, чем они до конца допоют этот псалом. И они пели в таком унылом, безжизненном тоне, что казалось, будто через час их ждет эшафот, а не благословения милостивого Бога. Братья, истинная хвала заставляет наши сердца радостно биться и радостно петь. Во время пения никогда не приспускайте свой флаг, как в знак траура. Пусть поднимаются флаги самых светлых тонов, пусть они радостно развеваются на ветру, пусть ваша душа изо всех сил радуется в Боге, вашем Спасителе. Ученики в радости славили Бога. Но почему мы не можем радоваться? Некоторые христиане думают, что веселый взгляд может привести ко греху, а возможно, уже является страшным грехопадением. Радостный девяносто девятый псалом был изменен во всех англоязычных песенниках:
Воскликните Господу, вся земля!
Служите Господу со страхом;
Идите пред лице Его с восклицанием!
Входите во врата Его со славословием,
Во дворы Его с хвалою.
В английских гимнах сказано: «Служите Господу со страхом», но шотландские гимны не стали исправлять Писание:
Служите Господу с веселием ;
Идите пред лице Его с восклицанием!
Как Божье творение славит Бога за стенами наших домов? Птицы по воскресеньям не сидят со сложенными крыльями, печально пребывая в молчании в кронах деревьев, но они поют звонко и радостно даже, когда начинается дождь. Так и новорожденные ягнята скачут в полях, прославляя Бога, хотя порой бывает сыро и холодно. Земля и небеса залиты светом радости, почему бы этому свету не зажечься в сердцах и домах верующих? «Служите Господу с веселием...» Как правильно сказал псалмопевец: «...идите пред лице Его с восклицанием!» Ученики радостно славили Христа.
Кроме того, прославление Христа было эмоциональным . Ученики славили Его своими голосами, велегласно. Церковное благочиние не терпит прославления методистов: их возгласы и восклицания «Аллилуйя!» кому-то кажутся вызывающими. Но я не стану критиковать их, чтобы мне не уподобиться фарисеям, которые сказали: «Учитель! запрети ученикам Твоим». Я желал бы, чтобы больше людей были настолько же пылкими и даже неистовыми в прославлении, как методисты. Ученики, окружившие Господа в тот день, возгласами выражали свою радость, и хотя эти возгласы, скорее всего, не были очень стройными, но они были горячими и звучали от сердца. Они все вместе славили велегласно. Про Роуланда Хилла рассказывают такую историю. Однажды какая-то женщина, сидя на ступеньках кафедры, пела так громко и пронзительно, что мистер Хилл не выдержал и сказал ей: «Не могли бы вы петь не так громко?»
Она ответила: «Но я пою от всего сердца». «О, — сказал он, — тогда простите меня и продолжайте петь, пойте так громко, как вы можете». Действительно, друзья, хотелось бы, чтобы пение было более стройным, но если кто-то поет от всего сердца, то мы не имеем ничего против громкого пения, ведь и сам Спаситель не был против него. Не обязаны ли мы петь громко? Разве милости Божьи не громки? Разве Его благость не заслуживает быть громко провозглашенной? Не прозвучали ли крестные слова Христа так громко, что земля потряслась? Так неужели мы будем петь шепотом? Если не голосом, то по крайней мере делами прославим Бога, а, как известно, дела громче слов. Мы превознесем Его великими делами доброты, любви, самоотречения, жертвенности и подкрепим свои слова делами. Все множество учеников в радости громогласно славило Бога. Я хочу призвать каждого христианина прославить сегодня Господа, вы можете сделать это голосом или поступками. Но в любом случае обязательно присоединитесь ко всем святым, от всего сердца прославляющим благословенное имя вечно милостивого Господа.
Несмотря на то, что прославление было эмоциональным, оно было не беспричинным , ибо указана причина, по которой люди славили Господа: «...за все чудеса, какие видели они». Мои дорогие друзья, мы видели много чудес, совершенных Христом. Когда Христос вошел в Иерусалим, Он совершил множество чудес. Слепые прозрели, уши глухих отверзлись, одержимые бесами были освобождены, и неисцелимые болезни были изгнаны силой слова. Я думаю, у нас есть похожие причины для прославления. Знаете ли вы, что совершил Бог? Просто удивительно, сколько людей за последние две недели заявили о том, что они уверовали во Христа! Наши пресвитера расскажут вам. Святой Дух коснулся тех, кто раньше вообще не слышал Евангелия. Кого-то из тех, кто был уверен в своей праведности, Он обличил в грехе, других, которые отчаялись спастись, Он утешил любовью Христа. Я уверен, что братья, которые разговари вали с посетителями, были поражены тем, что буквально
сотни людей приходили спросить о том, что делать, чтобы обрести мир. Те, кто отвечал, занимались благословенным трудом. Во время наших собраний мы испытывали необычное чувство Божественного присутствия. Мы не ощущали особого возбуждения, но наш дух был в святом напряжении, и одновременно нас наполняли надежда, радость и святая пылкость. Господь улыбнулся Своей церкви, приблизился к Своей возлюбленной, одарил ее знаками Своей любви и ниспослал ей неописуемую радость. Мы не беспричинно прославляем Христа, ибо мы видели Его великие дела.
Заканчивая первую часть нашей беседы, отмечу, что у учеников Христа были личные причины для радости. Самая прекрасная хвала звучит из уст того человека, который вкусил, как благ Господь. Многие из вас были обращены два или три месяца назад. О! Вы должны благословлять Его имя, и вы будете делать это. Именно вы в первую очередь должны благословить Его имя за то великое дело, которое Он совершил в вас. То, что вам раньше было дорого, теперь ненавистно вам, а то, что казалось вам неприемлемым, стало для вас сладостным. Бог превратил вашу тьму в свет. Он извлек вас из страшного рва и из тинистого болота и поставил ваши ноги на камень. Так не воздаст ли ваша твердая поступь Ему хвалу? Вы будете благословлять Его. У кого-то из вас были спасены дети. Бог призрел на многие семьи и призвал к себе одного, двух, трех. Господу было угодно благословить семьи наших старейшин. О, пойте Его имени! Восхваляйте Его за великие чудеса, которые вы видели.
Для тех из вас, кто не познал чудеса Божьи, мои слова покажутся общими фразами. Но познавшие их со слезами на глазах говорят о своем сыне, о своей дочери: «Они теперь молятся». Святые Божии, как бы я желал взять горящий уголь с жертвенника хвалы, который стоит пред престолом Божьим! Как бы я хотел зажечь им ваши сердца! Но это дело Господа. О! Пусть Он сейчас сделает это! Пусть каждый из вас ощутит, что он готов положить свой венец к Его ногам, что он способен петь подобно херувимам и серафимам, что он не уступит в стремлении благодарить Бога ни одно
му ангелу, пребывающему у вечного престола. Пусть этим утром исполнятся слова: «...все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они».
II. Мы переходим ко второй части беседы: хвала была выражена своевременно в хвалебной песне: «...благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!»
Песня была своевременной, потому что в ней говорилось о Христе. «Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе...» Ни одна песня не звучит так сладостно из уст верующих, как песня о возлюбившем нас и предавшем Себя за нас. В песне учеников говорилось о Христе как о Царе, именно поэтому она была своевременной, она была предназначена для дня коронации. Венчайте Его! Венчайте Господа всей вселенной! Припевом в этой песне были слова: «...Благословен царь...», а в куплетах говорилось о том, что Он был послан Всевышним: «...грядущий во имя Господне». Христос облечен Божественной властью, Он пришел к людям от имени нашего Бога Отца, поведал о виденном на небесах, и при этом Он не без поручения Бога взялся за это дело. Он был послан Отцом в соответствии с Его замыслами. О, благословите Господа, святые, вспоминая о том, что ваш Спаситель — помазанный Господом. Христос воцарился на Его престоле, Сущий Бог, Которому было угодно поразить Его, сказал о Нем: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею». Ваш Спаситель божественен. Тот, Кого вы почитаете, Сын Марии, есть Сын Божий. Ехавший на осле восседает на херувимах и проносится над мраком бездны. Люди постилали свои одежды и резали ветви деревьев — слишком просто для царя, но вскоре ангелы устилали Его путь своими песнями поклонения. От блистания пред Ним бежали облака Его, град и угли огненные. Благословен Царь! О, прославьте Его в этот день! Прославьте Царя, ибо Он Божественен и послан Отцом.
Ученики радовались, что Христос был рядом с ними. Именно оттого, что Он был рядом, их радость умножалась. Ис
точником и центром их веселья был Царь на молодом осле, Царь-победитель. Они не могли не радоваться, когда увидели Его. Возлюбленные, наш Царь с нами. Он въехал в Иерусалим, въехал торжественно. Пробудите все струны своей души для горячей хвалы, и пусть песни вашего сердца будут о Христе.
Хвалебная песнь была своевременной также потому, что она была предназначена Богу. Когда люди пели эту песню, они превозносили Бога, Бога во Христе. Они пели: «Мир на небесах и слава в вышних!» Когда мы воспеваем Христа, мы желаем благословить Божественное величие, даровавшее Его нам. Да будет хвала Отцу за Его неизреченный дар. О вечный Бог, мы, Твое творение, желаем искренно прославить Тебя, живя в этом ничтожном мире, за Твое великое решение избрать нас предметом Твоей величественной любви. Мы благословляем Тебя за то, что Ты еще прежде того, как простер звездное небо, дал нам благодать во Христе, Твоем Сыне. Мы прославляем Тебя, о Боже, и возвеличи ваем Твое имя, спрашивая самих себя: «Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» Как Ты, обладавший бесконечной славой, смог снизойти до того, чтобы стать человеком, страдать, истекать кровью и умереть за нас? «Воздайте Господу, сыны Божии, воздайте Господу славу и честь, воздайте Господу славу имени Его». О, если бы мое место занял вдохновлен ный Богом певец или древний пророк, который со святым красноречием превознес бы перед вами Того, Кто был убит, но теперь жив, который прославил бы Бога, пославшего Сына в этот мир, чтобы Он искупил Себе народ, возвещающий Его совершенства!
Эта песня была своевременна еще по одной причине: она охватывала весь мир. Хвала тех людей не была ограничена стенами, как наша сегодня, множество учеников пело под открытым небом. Вместо стен у них был горизонт, а вместо крыши — свод небес, которые ни на что не опирались. Их песня, родившаяся на небесах, не имела границ, она охватила собой весь мир: «...мир на небесах и слава в выш
них!» Эта песня также необычна, как песня ангелов, воспевших в ночь Рождества, но она отличается от нее, ибо в ту ночь ангелы пели: «На земле мир...», — а у ворот Иерусалима звучали другие слова: «...мир на небесах...» Суть любой песни — ее распространение. Священная радость началась на небесах и достигла земли, поэтому ангелы пели: «На земле мир...» Но теперь песня началась на земле и полетела в небеса: «...мир на небесах и слава в вышних!» Разве не удивительно, что такие несчастные существа, как мы, могут, находясь на земле, прикоснуться к небесам? Благодарность, наполняющая наши сердца, проникает на небо. Слава Божья не может быть увеличена творением, ибо она бесконечна, но творение может отражать ее. Благодарность человека на земле, в чьем сердце горит огонь любви, согревает сами небеса. Множество людей пели о мире на небесах, словно Спаситель даровал ангелам полный покой, словно война Бога против греха закончилась, благодаря тому, что пришел Царь-победитель. О, давайте петь такие песни, которые подойдут для высшего мира! Я желал бы вместе со звуками музыки вознести свою душу к небесам. О, если бы какие-нибудь небесные слова могли поднять мои чувства до неба! Песня учеников была своевременной, потому что она охватывала весь мир.
Кроме того, она была своевременной, потому что люди пели ее в духе благодарности . Они громко восклицали: «Благословен! »: «...благословен Царь...» Мы не можем благословить Бога и все же благословляем Его. Благословен Господь! Братья мои, не возникало ли у вас желание сделать Иисуса счастливее? Не хочется ли вам возвеличить Его? Да будет Он превознесен! Да воссядет Он в вышних! Я почти допускаю эгоистичное желание, чтобы Он не был так превознесен, чтобы у меня была возможность превознести Его больше. О! Если уничтожение моего тела, души и духа могло прибавить Ему хотя бы чуточку славы, я бы не только согласился на жертву, но благословил бы Его имя за то, что Он удостоил меня такой чести. Все, что мы делаем, не добавляет к Его славе. И все же, братья, я желаю, чтобы
люди воздавали Ему должное. О! Если бы Он как победитель проехал по нашей стране! О, если бы Царь Иисус был так же хорошо известен в наше время, как во времена пуритан! О, если бы Шотландия была также предана Ему, как во времена ковенанторов! 9 О, если бы Иисус был велик в глазах всех людей! Мы молимся об этом, мы стремимся к этому. Среди величайших радостей самая великая — радость, которую нам приносит знание того, что Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, чтобы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено.
Итак, было сказано несколько слов о своевременности песни множества учеников. Обращайте особое внимание на гимны, которые лучше других характеризуют вашу жизнь и милость Бога в спасении вашей души, не ленитесь прославлять Его песнями, которые лучше всего для этого подходят.
III. В-третьих, очень коротко, ибо я не намерен уделять много внимания подобным людям, мы поговорим о несвоевременном вмешательстве . «Учитель! запрети ученикам Твоим». Нам знаком этот голос — неизменное ворчание фарисеев. Ничего другого они сказать не могли. Таковы эти люди, и таковы их речи. Они осмеливаются говорить: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди», — и вместе с тем не желают присоединиться к хвале других людей.
Чем были недовольны фарисеи? Первая причина заключается в том, что они боялись, что люди перестанут прославлять их самих. Если бы люди говорили: «Благословенны фарисеи! О, прекрасные фарисеи! Как широки их филактерии! Как красивы полы их одежд! Как аккуратно они отдают десятину с аниса и мяты! Какое чудо, что Бог позволил нам, несчастным созданиям, взирать на это величествен ное воплощение добродетели!», — я уверен, что среди фа
9 Ковенанторы — члены шотландской пресвитерианской церкви XVII века, которые были посвящены защите и распространению пресвитерианства.
рисеев не нашлось бы ни одного, кто бы сказал: «Учитель! запрети ученикам Твоим». Гордое сердце никогда не прославляет Бога, потому что оно тайно желает хвалы себе.
Далее, они завидовали людям. Сами они не испытывали такой радости, как ученики, и для них было невыносимо зрелище чужого счастья. Они, подобно старшему брату из притчи о блудном сыне, думали про себя: «Ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими». Неужели это причина, чтобы другие не могли веселиться? Воистину это скверная причина не давать другим радоваться! Если мы сами не можем радоваться, мы не должны мешать другим. Если в нашем сердце не звучит музыка, то пусть в нем по крайней мере не будет желания остановить музыку в других сердцах.
Но, я думаю, главная причина их требования заключалась в зависти к самому Иисусу: они не могли видеть Его в венце величия. В этом — суть человеческого сердца. Оно не желает видеть Христа прославленным. Проповедуйте нравственность, сухое богословие или обряды и большинство будет довольно, но начните проповедовать Иисуса Христа, и послышатся возгласы: «Учитель! запрети ученикам Твоим». Один опытный проповедник дал отличный совет начинающему, сказав: «Не уничижай ничего, кроме греха, не превозноси никого, кроме Христа». Братья, давайте не будем воспевать никого другого, кроме Христа. Ничего не говорите о своей церкви, о своей деноминации, молчите о своем проповеднике, но прославляйте Христа, и вы увидите, как это не понравится фарисеям. Но это лишь еще одна причина для нас больше славить Христа: пусть сатана получит побольше того, что ему не по нраву. Проповедь Христа — это бичевание сатаны, это гром, который заставляет ад трястись. Давайте же не будем молчать, мы сомнем нашего врага, если будем просто превозносить Господа Иисуса Христа. «Учитель! запрети ученикам Твоим». К сожалению, в современной христианской церкви Господь вряд ли услышит подобные слова. Редко, очень редко мы слышим о том, что в миру принято называть фанатизмом. Было время, когда
ремесленник отправлялся проповедовать Христа в Индию. Были люди, которые отправлялись к язычникам проповедовать Евангелие, не дорожа своей жизнью. Было время, когда Церковь была настолько глупа, что расставалась с жизнью своих святых ради славы Христа. Но сейчас-то она намного осмотрительней! Увы! Увы, твоей осмотрительно сти. Церковь так спокойна и уравновешена — пропала методистская пылкость, даже деноминация, чье имя всегда ассоциировалось с жизнью, стала благочинной и застывшей. И мы тоже очень великодушны: позволяем проповедовать самые богохульные учения и приставляем палец к своим устам: «Ведь многие хорошие люди придерживаются этих учений». Ни о каком запрете в наши дни не может идти и речи. Братья, как порой устаешь от этого! О, если бы зажегся древний огонь! Церковь не расцветет, пока он не зажжется вновь. О, пусть вернется прежний фанатизм, ибо благодаря ему Дух Божий делает людей ревностными служителями Бога! О, пусть вернется к нам былая отвага, которая рисковала всем и всеми, лишь бы прославить Того, Кто пролил кровь на кресте! Да продлит Бог наши дни, чтобы мы еще увидели эти времена! Мир может роптать, но Иисус на стороне Своих учеников.
IV. Мы переходим к последней части беседы — уверенному ответу Христа. Иисус сказал: «...сказываю вам, что, если они умолкнут, то камни возопиют».
Братья, я думаю, ситуация очень похожа на нашу. Если мы не прославим Господа, камни возвысят голос против нас. Мы должны прославлять Господа. Горе нам, если мы этого не делаем! Мы не должны сдерживать свои уста. Спастись от ада и молчать?! Иметь твердую надежду на небеса и оставаться неблагодарным?! Быть искупленными кровью и сомкнуть уста! Быть исполненными Духом и не говорить?! Не давать проявиться Духу из-за страха перед ничтожными людьми?! Боже нас упаси! Во имя Всевышнего Бога пусть подобные мысли развеются по ветру. Наши дети спасены, плод чресл наших в руках у Христа! Они растут на наших глазах, как деревья у потоков вод. Но где же песни, где ра
дость, где восторг? Мы уподобляемся животным, наши сердца сделаны из гранита, у некоторых, возможно, из стали. Или из стали. Мы должны славить Бога! Царь среди нас, Царь Иисус улыбается нам, садится с нами за один стол, одаривает нас Своим словом, а мы не будем прославлять Его?! Если бы сатана познал радость общения со Христом, он бы научился любить, но мы будем хуже бесов, если не будем прославлять имя Иисуса! Сила Царя явилась во всей красе, Его враги повержены, Его победоносная колесница проносится по улицам города, а песен нет! О Сион, если мы забудем петь, то пусть нас забудет наша правая рука. Величайшая радость для нас — победа нашего Царя. Он грядет! Его пришествие все ближе, знамения благословений окружают нас в воздухе и на небе. Так неужели не зазвучит песня?! О, мы должны благословлять Его! Осанна! Благословен грядущий во имя Господне!
Но могли ли камни возопить? Да, могли, и если бы они заговорили, то оказалось бы, что могут многое рассказать. Если бы камни заговорили, они бы рассказали о Своем Создателе . Так не поведаем ли мы о Нем, сотворившем из нас, камней, детей Аврааму? Они могли бы рассказать о долгих столетиях, ушедших в прошлое. Древние скалы описали бы хаос и порядок, рассказали бы о разных стадиях творения. Не можем ли мы рассказать о Божьем замысле, о Его великих делах прошлого, совершенных ради Церкви? Если бы камни заговорили, они бы рассказали о том, кто тесал их: как он придавал им форму и сделал их пригодными для строительства храма. Разве не можем мы рассказать о нашем Создателе, сокрушившем наши сердца молотом Своего слова, обтесавшем нас, чтобы мы стали частью Его храма? Если бы камни заговорили, они бы рассказали о строителях , которые укладывали их в храмовые стены. Так станем ли мы молчать об Архитекторе и Строителе, который поместил каждого из нас на свое место в храме Бога живого? О, если бы камни возопили, они бы поведали длинную историю о памятниках , ибо часто камни становились памятниками Богу. И мы тоже можем рассказать о своем
Авен-Езере — камне помощи, камне напоминания. Камни нарушенного нами закона вопиют против нас, но Христос, отваливший камень от двери Своей могилы, возвышает голос за нас. Камни могли бы заговорить, но мы им не позволим: мы заглушим их шум священной песней и будем благословлять величие Всевышнего все дни жизни нашей. Пусть сегодня и завтра мы будем особенно посвящены святой радости, и пусть Господь в своей необъятной милости наполнит радостью наши сердца: радостью от дел милосердия и любви и радостью прославления Его имени! Да будет благословен живущий во веки веков!
Утро, 25 февраля, 1866 г.
Этот материал еще не обсуждался.