Роб ван Хаувелинген
Дабы мы шли по следам Христа
«Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его... ранами Его вы исцелились»
(1 Петра 2:21, 24)
Следопыты распознают признаки присутствия людей или животных. Такими признаками могут быть: отпечатки следов животных, пятна крови или сломанные ими ветви деревьев. Подобные явления исследуют и экологи – для изучения перемещений и других проявлений активности живых организмов в их естественной среде обитания. Схожим образом действуют и специалисты судебно-медицинской экспертизы, выявляя преступников или же собирая доказательства для предъявления им обвинения. В жизни может происходить так, что некоторые люди на протяжении своей жизни могут полностью сбиться с пути, словно их «нравственный компас» перестал функционировать. Они могут находиться в поисках верного направления и пытаться повернуть жизнь в нужное русло.
Странствующие раввины
В библейские времена люди часто ходили за тем или иным странствующим раввином. Они всегда и везде сопровождали своего учителя, брали с него пример, подражая ему, посвящали учителю всю свою жизнь. Ученики в Израиле формировались путем напряженной личной подготовки. Следуй за раввином и жизнь обретет смысл!
Иисус из Назарета был не совсем обычным раввином и, странствуя по земле Израиля, приглашал следовать за Собою. Временами Он ходил известными дорогами, но иногда выбирал непроторенные пути. И на протяжении всего этого времени Он учил. У нас есть возможность стать Его последователями, если мы присоединимся к Его общине. Или, правильнее будет сказать, если ответим на Его призыв «Следуй за Мной». Именно так Он собрал группу учеников и наставлял их, когда они последовали за Ним. Большую часть времени Иисус находился в окружении Своих последователей – тесного круга молодых людей, насчитывающего двенадцать душ. Наряду с этими близкими учениками возле Иисуса постоянно находилась более многочисленная группа людей, а еще к Учителю приходило и уходило немалое число сторонних наблюдателей. Весть о подобном нетрадиционном подходе этого раввина к обучению распространилась вокруг. У Него ученичество не было чем-то мимолетным. Напротив, становясь Его учеником, всякий понимал, что приступает к делу всей своей жизни.
Отречься себя
Не каждый готов был следовать за Иисусом до конца. Важно помнить, что Учитель направлялся в Иерусалим, где Его ожидала смерть на кресте. Он был готов отдать Свою жизнь ради спасения человечества. Рано или поздно, но каждый из Его последователей оказывался перед таким же выбором. Итак, готовы ли вы к тому, чтобы отречься всего? Поступить так, как Некто, понесший крест к месту казни? Следование за Христом означает быть готовым пожертвовать личными интересами, даже быть готовым смело отдать собственную жизнь. Следовать за Ним означает пригвоздить свою нынешнюю жизнь ко кресту и начать жизнь с новой страницы. Одним словом, отречься себя. В Иоанна, 6:66 говорится, что из-за Его «жестокого учения» (синод. перев. – «странных слов»), многие из Его учеников отвернулись и уже более не ходили с Иисусом. В этом тексте стоит греческий глагол περιπατείν (ходить), он означает, что эти ученики уже не были Его последователями.
Не случайно во всех четырех Евангелиях упоминается серьезное предостережение Христа: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Матфея, 16:24-25; Марка, 8:34-35; Луки, 9:23-24; ср. Иоанна, 12:15). Отрекшись себя, получите награду!
Несравненный
В евангельских текстах греческий глагол ακολουθείν используется для обозначения следования за Иисусом Христом: «сопровождать, составлять компанию, принадлежать к группе». Иногда добавляется слово οπισω – «следовать за» – с целью подчеркнуть наличие лидера, за которым следуют. Господь прокладывает путь, и Его путь неповторим. Любой человек вполне может идти по Его следам, сопровождать Его на пути – точно так же, как это делали первые ученики, когда Иисус еще находился на земле и странствовал по всему Израилю.
Однако, читая, мы ощущаем, как Его земной путь подходит к концу. В последнюю ночь перед Своей смертью на кресте Иисус предупредил об этом Своих ближайших последователей. «Приблизился час Моего отшествия, – говорил Он, – и куда Я иду, вы не можете придти». Симон Петр спрашивал: «Господи, куда Ты идешь?» Иисус отвечал ему: «куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною». Петр сказал ему: «Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за Тебя» (Иоанна, 13:36-37). Петр был готов следовать за Иисусом и на смерть, однако Иисус, говоря эти слова, имел в виду Свое отшествие на Небеса и возвращение к Отцу, пославшему Его. В то время ученики были не в состоянии следовать эти путем.
Таким же горестным стало и прощание на берегу Тивериадского озера, как об этом повествуется в конце четвертого Евангелия. В скрытой форме Иисус предсказывает, что Петр прославит Бога своей собственной смертью: он тоже будет распят. После этого Иисус говорит ему: «Иди за Мною». «Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус (Иоанна) ... Но Иисус говорит ему: «Ты иди за Мною» (Иоанна, 21:19, 20, 22). Этим повествованием Евангелие от Иоанна и завершается. Петр должен стать последователем Иисуса, при этом не озираясь на своего друга Иоанна. Однако Иисус исчезает из вида их, и все, что им остается – это лишь немногочисленные следы на песке.
* Ученичество Христово – это путь длиною в жизнь
Обучение через подражание
Следование за Иисусом во время Его земной жизни отличается от следования за Иисусом после Его отшествия на Небо. После этого события в Новом Завете для обозначения следования вводится в употребление другой глагол, имеющий меньшее отношение к физической жизни, μιμείσθαι, который означает «имитировать, поступать подобным образом». Следовательно, имеется в виду обучение через подражание, подобно тому, как маленькие дети, подражая в ежедневной жизни родителям, узнают для себя, как им следует поступать.
Кроме того, в Новом Завете встречаются и другие персонажи, которые, так же, как и Христос, служат в качестве примера. Одним из них является апостол Павел. Давая наставления коринфянам по поводу того, как им необходимо заботиться об интересах других и отвергать всякое своекорыстие, он пишет: «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1 Коринфянам, 11:1). Есть немало верующих, которые могут служить образцом для подражания: поразмышляйте о примерах веры в Ветхом Завете (Евреям, 11), о сотрудниках Павла (Филиппийцам, 3:17) или о руководителях церкви в Иерусалиме (Евреям, 13:7). Жизнь этих верующих служит примером для каждого из нас. Другими словами, мы, будучи христианами, можем быть как бы руками и ногами Христа для этого мира. В то же самое время нам всем необходимо взирать на Иисуса – начальника и совершителя веры (Евреям, 12:2).
Следы шагов
В свете этого, примечательно, что Петр так обращается к служителям поместных церквей Малой Азии, как если бы они имели возможность буквальным образом ходить по следам Иисуса. Служителям поместных церквей необходимо было ежедневно работать: готовить еду, убирать в домах, ухаживать за детьми, а также работать на своих хозяев. Петр дает им совет: «Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым» (1 Петра, 2:18).
Служители часто находились в положении рабов и были зависимы от своих господ. Некоторые из хозяев были весьма суровы. Без всякой на то причины они могли выпороть своих рабов или даже и того хуже. Петр учит, что если такое происходит, то потерпевшему следует учиться переносить страдания как христианину, указывая им на конкретный пример страдающего Христа. Иисус не прибегал ко лжи или обману, будучи злословим, Он не злословил взаимно, страдая, не угрожал, но все предавал Судии Праведному. «Следуйте по Его следам» – говорит Петр, и, что удивляет, – он использует здесь слово ακολουθείν, глагол, который, как правило, используется только в евангелиях. Этим он дает понять, что уж кто-кто, а рабы, о которых идет речь, в той же степени способны следовать по стопам Иисуса.
Безусловно, апостол Петр хорошо понимал, что ситуация на момент написания послания отличалась от той, какая была раньше. Его читатели не являлись жителями Израиля, а Иисус уже находился на Небесах. Тем не менее, следы шагов, которые оставил Иисус на земле, выходят за пределы времени и пространства. Петр буквально говорит о «примере» (по-гречески υπογραμμος – трафарет, используемый для копирования букв), который «оставил» Иисус. Он оставил эту землю, однако следы Его шагов, что называется, и теперь видны на песке. Следуйте по этому пути!
След крови
Вспоминая о Христовых страданиях, апостол Петр указывает на образ Страдающего Раба из книги пророка Исаии, главы 53. Христос был подвергнут кровавому бичеванию, на Своей спине Он нес деревянный крест на Голгофу. Представьте себе эту картину, удерживайте этот образ перед глазами! Всякий, кто следует за Ним, будет видеть Его израненную спину и следы бичевания. Когда вы терпите незаслуженное наказание, помыслите о Нем. Так выглядит совет Петра для христианских служителей – первых читателей послания апостола. Но к нам, более поздним читателям, этот совет применим в такой же мере – относительно всех наших страданий, которые мы должны переносить как христиане. В бичевании Иисуса наше спасение, ибо Он вознес на крест и наши грехи. Он принял на Себя удары, предназначенные последовавшим за Ним, и исцелил их раны. Свою жизнь Он отдал за нас. Следы шагов Иисуса – это кровавый след, который направляет нас в Его Царство.
Примечание
Впервые эта статья была опубликована на голландском языке: Van Houwelingen, PHR: Volg het voetspoor van Jezus, в: Nader Bekeken, 22 (3), 2015 (78-80). Автор авторизированного перевода на англ. яз. – Аарт Плуг.
* Два известных богослова о следовании путем Христа:
Фома Кемпийский (ок. 1380 –1471) из работы «Подражание Христу» (1441).
«Кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме», – говорит Господь. Эти слова Христа заповедуют нам подражать Его жизни и учению, если мы хотим быть по-настоящему просветленными и свободными от всякой сердечной слепоты. Поэтому пусть главные наши усилия будут направлены на изучение жизни Иисуса Христа. Учение Христа превыше всех наставлений святых. Имеющий Духа найдет в ней манну сокровенную. Ныне есть много людей, которые часто слышат Евангелие, но мало заботятся об услышанном, потому что в них нет Духа Христова. Однако всякий, желающий вполне постичь слова Христовы, обязан всю свою жизнь прилагать усилия для следования примеру жизни Христа».
Тр. Гарри Платинга
Комментарий
Фома начинает с цитаты из Евангелия от Иоанна, в котором Иисус называет Себя светом миру (Иоанна 8:12). Сокровенная манна – прямая ссылка на Откровение 2:17, и косвенная ссылка на Иоанна 6:48-51, где Иисус называет Себя хлебом жизни. Фома перечисляет три пути, которыми мы можем следовать за Христом:
- размышления о Его жизни (как описано в Евангелии);
- жизнь в Духе Христа (Римлянам 8:9; Галатам 5:25);
- сообразование всей своей жизни с жизнью Христа (Римлянам 8:29; Филиппийцам 3:10, 21. Примечание: «сообразный» – не то же, что и «идентичный»!)
Дитрих Бонхеффер (1906 -1945) Из книги «Цена ученичества» (1937).
«Христианство без жизни Христовой неизбежно превращается в христианство без ученичества, а христианство без ученичества – это всегда христианство без Христа. У нас остается абстрактная идея, миф, где есть место для отцовства Бога, но из которого исторгнут Христос как живой Сын. Подобного рода христианство – не что иное, как смерть ученичества.
...
«Благодаря призыву Иисуса люди становятся личностями. Вольно или невольно, но они вынуждены принимать решение, и это решение может быть принято только ими сами. Они не становятся особенными личностями по их собственному выбору: только призывающий их Христос делает их личностями. Каждый человек призывается особым образом, и каждый лично обязан быть Его последователем».
Тр. Р. Фуллер
Комментарий
Вера есть нечто более глубокое, чем просто признание доктринальных положений или весть о прощении; это даже больше, чем доверие Богу. Благодаря тому, что Сын Божий стал Человеком, благодаря тому, что Он стал Посредником, пишет Бонхеффер, следование Христу является вопросом послушания, и это не подразумевает под собой какой-либо личный выбор.
Бонхеффер делает ударение на роли личности, потому что никто не может принять решение веры вместо другого, особенно тогда, когда подобное решение требует жертвенности. Если в том появляется необходимость, следование Христу требует плыть против течения – в частности, против немецкого национал-социализма.
В конечном итоге, каждый несет личную ответственность перед Богом.
Этот материал еще не обсуждался.