03.12.2015

Уэс Брейденхоф

Реформатское богослужение

Скачать в других форматах:

Часто можно услышать, что вся наша жизнь есть поклонение Богу, и в целом такое утверждение справедливо. Вне всякого сомнения, мы искуплены Богом, чтобы служить Ему всей своей жизнью, а не только 2-3 часа, отведённые для воскресного богослужения. И всё же, когда народ Божий сходится для совместного поклонения, происходит нечто важное. Прежде всего, на таком собрании верующих людей Бог присутствует сверхъестественным образом – не так, как во всех иных случаях (Мф.18:20). Во времена Ветхого Завета Бог по-особому пребывал в Святая Святых – так же и сегодня, и тем же особым образом, Он пребывает в собрании народа Божия, во время церковного поклонения (1 Коринфянам 5:4). И это значит, что совместное церковное богослужение несёт в себе отпечаток чего-то неповторимого, что совершенно отличается от повседневного хождения верующих пред лицом Божьим.

В предлагаемой вашему вниманию серии статей я намерен подвергнуть анализу привычное для нас реформатское богослужение, рассмотрев его исключительность и особую важность. Как можно объяснить то, что мы делаем на Воскресном собрании? Мы обязаны это знать. Мы лишь соблюдаем традиции? или же весь установленный порядок нашего богослужения покоится на библейском обосновании? Рядом с нами есть церкви других направлений; мы замечаем, в чём мы больше всего отличаемся. Уместно ли будет здесь говорить только лишь о «стиле поклонения», или же на кону стоит нечто большее? Статья, открывающая цикл, рассматривает два основных принципа, лежащие в основе реформатского богослужения.

 

Регулятивный принцип

Сущность данного принципа очень кратко изложена в Гейдельбергском катехизисе, В/О 96. Здесь речь идет о том, чего от нас требует Бог во Второй Заповеди: «Чтобы мы никаким образом не изображали Господа и не поклонялись Ему никоим иным способом, кроме того, который Он заповедал в Слове Своем». Другими словами, когда народ Божий участвует в совместном церковном поклонении, то только Словом Божьим можно установить, что же такое «поклонение». Мы не вправе ни добавлять к Божьему Слову, ни отнимать от него. Бельгийское исповедание веры в артикуле о Библии особо отмечает взаимосвязь между достаточностью Писания и поклонением народа Божия: «так как образ поклонения, который Бог требует от нас, целиком и подробно описан в оном, то является незаконным кому бы то ни было, даже Апостолу, учить иначе, нежели научает нас Святое Писание» (Арт. 7).

Всё, о чем здесь говорится, носит название Регулятивного Принципа Поклонения (RPW – от англ. Regulative Principle of Worship). Он может также быть назван и реформатским, или библейским принципом поклонения – по той причине, что он стал одним из главнейших признаков верующих-реформатов, отличающих их и от римо-католиков, и от лютеран. По мнению римо-католиков, в том, что касается поклонения, церковь вправе беспрепятственно вносить добавления к библейским заповедям, либо точно так же беспрепятственно от них убавлять. Лютеране же уверены в том, что если установленная практика поклонения Писанием не запрещена, то она разрешена. Реформаты, со своей стороны, настаивают на том, что поклонение Богу следует совершать только тем способом, который заповедан Им Самим в Его Слове – ничего к нему не добавляя, и ничего из него не убавляя.

Отрывок, записанный в книге Левит, 10:1-2, считается одним из традиционных, приводимых в защиту Регулятивного Принципа. Надав и Авиуд принесли пред Яхве чуждый огонь, о котором Он не давал повеления в Своём Слове, и не одобрял его. Писание очень скудно говорит о том, что же конкретно произошло в тот момент. Однако ясно одно: эти люди помыслили нечто прибавить к тому, что заповедано Богом. В результате ниспал огонь от Яхве и поглотил их. Отсюда мы заключаем и подтверждаем текстом: лишь то поклонение, которое заповедано Самим Богом, будет Ему приятным и угодным.

Когда же речь заходит о воплощении Регулятивного Принципа в жизнь, то нужно учитывать два уточнения. Первое из них относится к различным методам, посредством которых Писание предписывает ту или иную практику поклонения. Заповедь не всегда принимает вид прямого императива: «поступай так» или «избегай этого». Иногда Писание дает образец, которому в точности нужно следовать. В других же случаях мы выводим или извлекаем из него определённую практику и приходим – согласно определению, данному в Вестминстерском исповедании веры – к «оправданным и логически обоснованным умозаключениям» (1.6). В рамках предлагаемой серии статей у нас будет возможность на конкретных примерах посмотреть, как это работает.

Второе уточнение касается существенной разницы, которая имеется между элементами поклонения и его обстоятельствами. Элементы поклонения – это действия, которые совершаются во время богослужения. Обстоятельства поклонения – это побочные факторы, в контексте которых совершаются элементы поклонения. Так, например, в церковном помещении могут стоять либо стулья, либо скамьи со спинками – данный фактор следует считать обстоятельством. То же относится и к манере аккомпанирования духовных песен, а также к установленному времени начала утреннего богослужения – в 9:30 или в 10:00. Эти и другие моменты (обстоятельства) Писанием не заповеданы, но обусловлены разумной и основанной на Писании свободе выбора. Регулятивный Принцип Поклонения применяется только в отношении элементов поклонения, но никак не его обстоятельств.

 

Принцип заветной структуры

Итак, будем считать, что в нашем богослужении Регулятивный Принцип Поклонения соблюдён, а все, присутствующие в нём необходимые элементы, обусловлены Св. Писанием. Как теперь нам следует их структурировать? Для ответа на этот вопрос мы вновь обратимся к Библии, и сформулируем на её основе так называемый «Принцип заветной структуры».

В любом из библейских заветов неизменно присутствуют две стороны-участника: Бог и Его народ. В ветхозаветное время роль посредников между Богом Яхве и народом Израиля выполняли священники, совершающие служение при скинии и в храме. В одних случаях они выступали как представители Бога, в других – как представители народа. Из текста Евр.8:5 становится ясно, что их служение было «образом и тенью небесного». Другими словами, служение при скинии и в храме указывало на нечто большее, а именно – на посредническое служение Иисуса Христа.

Всё это говорит нам о том, что в основу библейского поклонения положен завет между Богом и Его народом. Завет от начала и до конца пронизывает всю структуру богослужения, в котором отражена сущность заветных взаимоотношений. А благодаря посредническому служению Иисуса Христа мы удостоены чести слышать, как Бог обращается к нам через Слово, а также и самим обращаться к Нему.

 Данный принцип позволяет нам глубже проникнуть в сущность заветных отношений. Среди элементов богослужения, заповеданных Богом, ясно видны те из них, в которых Бог обращается к человеку, и те, в которых человек обращается к Богу. Кроме того, мы можем расположить их в том порядке, чтобы на протяжении всего богослужения в них узнавалось чередующееся взаимодействие: Бог говорит – человек отвечает; и снова Бог говорит – и снова человек отвечает. В этом смысле богослужение представляет собой не что иное, как отношения – заветные отношения между Богом и Его народом, отношения, при которых обе стороны имеют общение друг с другом.

Церковное богослужение – пожалуй, одно из важнейших мероприятий всей нашей жизни. Прославление и восхваление Бога нашего спасения неизменно становится одним из первых деяний всякого, кто принадлежит Богу и усыновлён Им. Столь же важным и неизменным становится желание слышать, что скажет нам Бог, свидетельствовать о том, как Он являет Своё могущество в нашей жизни, как Он изменяет нас Словом и Духом. Подобные размышления неизменно возбуждают в нас всё необходимое усердие к нелицемерному поклонению в Духе и истине.

WL Bredenhof

© 2013

 

www.christianstudylibrary.org

 

Рекомендуемое чтение

The Beauty of Reformed Liturgy, G. VanDooren (Premier, 1980)

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.