29.05.2015
Скачать в других форматах:

Роб ван Хаувелинген

Сошел в ад или восшел на небо?

 

 

потому что и Христос … был умерщвлен по плоти, но ожил духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега…

крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы.

 (1 Петра 3:18б-20a; 21б-22)

Христос, пишет Петр, пришел к духам в темнице, чтобы о чем-то им проповедовать. Имеет ли это отношение к словам «сошедшего в ад», которые мы встречаем в Апостольском символе веры? От времен, когда писалось это послание, нас отделяют многие века. Петр, вероятно, был уверен, что читатели поймут его слова, однако для нас их значение кажется не столь очевидным. Например, кто эти духи? В чем суть этой проповеди Христа? Когда это произошло?

 

Начнем с последнего вопроса. Некоторые думают, что речь идет о времени Ноя. Ведь Петр в своем другом письме называет Ноя «проповедником правды» (2 Петра 2:5). Строительством ковчега Ной призывал своих современников к покаянию; и за Ноем, так сказать, стоял Дух Христов. Поэтому, именно Христос – посредством Ноя – проповедовал тогда. Первым предложил такое толкование Августин. Он понимал выражение «духи в темнице» образно – как указание на неверующих, которые были пленены грехом. Однако в стихе 20 Ной не описывается как строитель ковчега, глава семьи или проповедник суда. Его имя просто служит для того, чтобы указать на конкретное время. И идея о том, что Христос проповедовал «через Ноя», кажется нам, современным читателям Библии, скорее «притянутой».

 

Согласно другому объяснению, под «духами в темнице» подразумеваются умершие. Ведь и Сам Христос умер и был погребен. Разве Он не мог сойти в духовной форме в царство мертвых? Сторонники этого толкования часто ссылаются на то, что говорится дальше в послании: «для того и мертвым было благовествуемо» (1 Петра 4:6). Однако на греческом здесь используется другая терминология, и не говорится, что проповедовал именно Христос. В 4:6 апостол Петр имеет в виду братьев и сестер, которые уже умерли: когда они жили на земле, они не напрасно слышали Евангелие. Выражение «сошел в ад» из Апостольского символа веры не имеет отношения к этому.

 

Есть также несколько разных взглядов на проповедь, о которой здесь говорится. Кому она предназначалась? Что хотел передать Христос? Многие римско-католические комментаторы утверждают, что Христос хотел провозгласить Свою победу повсюду. В то же время это провозглашение позволило Ему освободить от временного заключения в чистилище кающихся среди поколения потопа, которые обратились к Богу в последний момент, но не смогли избежать смерти в потопе. Другие полагают, что Христос пошел в Гадес (царство мертвых), чтобы лично провозгласить Евангелие всем неверующим. Так они якобы получили возможность раскаяться. Но если Христос проповедовал всем мертвым, почему текст ограничивается лишь поколением Ноя? И разве не в этой жизни люди делают решающий выбор (Лук. 16:19-31)?

 

Идея о том, что Христос проповедовал мертвым, основывается в особенности на определенной интерпретации предшествующих стихов, где Петр говорит: «быв умерщвлен по плоти, но ожив духом» (стих 18). Предположительно, Христос обращался к мертвым в духовной форме. Однако эта интерпретация неверна, потому что Петр здесь противопоставляет две силы: люди умертвили Иисуса, но Бог, через Своего Духа, поднял Его к жизни. Это ссылка на воскресение Христа. И Этим же Духом, говорит Петр, Христос также проповедовал духам в темнице (на греческом союз en hooi грамматически связан с kèrussein).

 

Эта проповедь, как сказано в тексте, имело место во время Христового «отхода» («сошествия»). Что здесь подразумевается? Куда Христос пошел (отошел, сошел, восшел)? Сошел ли Он в царство мертвых? Но Петр сосредоточен на Христе как воскресшем, восшедшем Господе. То, что эти духи в темнице, еще не говорит о том, что Христос лично посещал их. Их достигла только весть, которую Он пришел принести.

 

Это «восходящее» движение Христа, которому положило начало воскресение, направило Иисус даже выше, к самому небу. Слово, которое у нас переведено как «сойдя» в стихе 19, соответствует словам «восшед» в стихе 22, где его значение конкретизируется: «восшед на небо». Другими словами, Петр говорит не о сошествии в ад, а о восшествии на небо: взойдя (на небо), Христос проповедовал (на греческом: poreutheis ekèruxen).

 

Это не была проповедь Евангелия в обычном смысле этого слова (для этих целей Петр использует глагол euangelizein: 1:12; 4:6). Скорее, здесь подразумевается вестник, который провозглашает что-то публично. Такое провозглашение может быть вестью о бедствии, а может быть и вестью о победе. И, действительно, восшествие Христа означает бедствие для Божьих врагов, ибо Христос теперь, раз и навсегда, облачен величием; и оно означает благодать для каждого, кто верит в Него.

 

Вестью о Христовой победе в особенности глубоко впечатлены упомянутые «узники». Но нам ничего не говорится об их реакции. Очевидно, им не оставалось ничего, как молча признать главенство восшедшего Господа.

 

Но что на счет этих духов в темнице? Кто они – люди или ангелы? На этот вопрос не ответишь простой ссылкой на стих 20, где сказано о днях Ноя (откуда можно было бы заключить, что эти духи – люди). Потому что в Бытии нигде явно не говорится о непокорности поколения, пережившего потом. Это характеристика самого Петра. В своем послании Петр неоднократно указывает на человеческую непокорность, конкретнее – непокорность Слову или Евангелию (2:8; 3:1; 4:17), однако в этом стихе такая конкретизация отсутствует. Дни Ноя были отмечены чистойнепокорностью, неким конфликтом с Творцом касательно авторитета, конфликтом, который мог разыграться как на земле, где живут люди, так и в «высшем» мире, где живут ангелы. Поэтому вопрос остается: Петр говорит о людях или ангелах?

 

В целом в Писании под «духами» (pneumata) подразумеваются ангельские силы: демонические или служебные духи (Мф. 8:16; Лук. 10:20; Еф. 2:2; Евр. 1:14). Когда Петр говорит о людях, которые умерли, он использует выражение «умершие» (см. 4:6: nekroi). Есть только одно место в Писании, где говорится о «духах праведников, достигших совершенства» (Евр. 12:23). Но там сам контекст ясно уточняет, что речь идет о людях. В нашем же стихе таких уточнений нет, и поэтому у нас нет причин полагать, что обычное значение «духов» как ангелов в нашем случае не подходит. Напротив, когда в 3:22 Петр явно ссылается на вознесение, он говорит, что Христос вошел на небеса и Ему «покорились ангелы и власти и силы».

 

Слово «темница» также указывает скорее на ангелов, чем людей. Нигде в Библии мир умерших не называется «темницей», и в то же время в ней говорится об ангелах, которые временно заточены в тюрьму. Об этом можно прочитать в 2 Петра и Иуды, в контексте исторических примеров, которые показывают, что грех никогда не остается без наказания. Петр использует выражение из греческой среды (‘в Тартаре, 2:4), тогда как Иуда использует еврейскую терминологию (‘соблюдает в вечных узах, под мраком’, шеол, стих 6). Но оба автора указывают на одно и то же: непокорные ангелы соблюдаемы в тюрьме до времени последнего суда:

“Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания” (2 Петра 2:4)

“и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня.” (Иуды 6)

В прошлом эти тексты часто использовались как доказательство того, что в мире ангелов произошло грехопадение, которое не описано в Бытии 3. Однако сейчас большинство придерживается мнения, что оба текста указывают на зачинщиков зла из Быт. 6:1-4. Еще перед потопом было восстание в мире ангелов. Некоторые ангелы (названные «сынами Божьими») оставили свои небесные обители, чтобы вступить в брак (породниться) с представителями человеческой расы и причинить много зла на земле. В иудейской традиции распространены предания о Енохе, про которого известно, что он ходил с Богом и был взят на небо. Согласно этим преданиям, Енох должен был провозгласить Божий суд над двумястами восставшими ангелами, которые породнились с представителями человечества и ввели тех в грех. По их просьбе Енох пытается быть посредником, но Бог оставляет в силе Свой приговор. Когда всемирный потоп покрыл землю, восставшие ангелы, зачинщики зла, были заключены в тюрьму до последнего суда. С того времени они навсегда «исчезают».

 

Очевидно, эта история была весьма популярна, в том числе и среди христиан. В послании Иуды содержится даже краткая цитата из Еноха (ст.14). Петр использует несколько ключевых слов, чтобы указать на это предание, и под «духами в темнице» подразумевает, вероятно, ангелов времен потопа. Из-за своего пагубного влияния на жителей древнего мира «дни Ноя» служили особенным примером непокорности (Мф. 24:37-38; Лук. 17:26).

 

Петр хочет сказать следующее. Непокорные грешники – как ангелы, так и люди – не смогут избежать наказания, в то время как праведные будут спасены от грядущего суда. Ведь Христос Своим вознесением провозгласил победу; Он навеки заставил умолкнуть восставших ангелов, и теперь все верующие могут разделить блага Его победы.

 

Петр адресовал свое послание христианам, которые ощущали определенную дискриминацию из-за своей веры и крещения. Действительно, все, кто идет за Христом, становятся на путь страдания. В случае со Христом казалось, что этот путь даже приводит в никуда, к смерти. Однако следует помнить, что произошло воскресение Христа, а после того Христос восшел на небо. Путь, который, казалось, вел в никуда, на самом деле вел к победе. Христос теперь восседает одесную Бога. Поэтому изначально христиане – крещенные во Имя Его – на побеждающей стороне!

 

Роб ван Хаувелинген

Доктор П.Х.Р. Хаувелинген (1955) – профессор Нового Завета в богословском университете города Кампен, Нидерланды. Он также работает в Южной Африке: экстраординарным профессором в Центре реформатской теологии и развития при Южноафриканском сообществе Норт-Вест Университета (Потчефструм) и исследователем в Департаменте новозаветных исследований в Университете Претории.

Докторская диссертация П.Х.Р. Хаувелингена посвящена вопросу подлинности второго послания Петра. В серии комментариев по Новому Завету на нидерландском языке Commentaar op het Nieuwe Testament (главный редактор: доктор Якоб Ван Брюгген (Jakob van Bruggen)) опубликованы его толкования на Евангелие от Иоанна, послания Фессалоникийцам, Пасторские послания, 1-е послание Петра, 2 послание Петра и послание Иуды. Он также был редактором тематического сборника исследований по Апостольскому периоду. Список его работ представлен на сайте богословского университета в Кампене:

https://www.tukampen.nl/medewerkeronline/phrvanhouwelingen

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Комментарии:

1. эдуард
06.02.2016 | 17:17
Автор доказывает в своей статье ,что в темнице падшие ангелы,но есть упущение,в 20стихе Бог не мог ожидать Своим долготерпением падших ангелов,так как Он заключил падших ангелов-навсегда в узы смотрите 2петра 2:4...Пока Ной строил ковчег непокорные люди имели возможность обратиться к Богу.Только людям дана эта милость от Бога,но не люциферу и увлечённых им падших ангелов