Майкл Хортон
Ересь
Что такое ересь? Ересь – это любое учение, которое прямо противоречит четкому и ясному учению Святого Писания относительно вопросов первостепенной важности.
Суды над ведьмами в Салеме. Постановление Тулузского собора (XIII ст.) о назначении особой комиссии, единственной задачей которой являлось выслеживание еретиков и их уничтожение на кострах инквизиции. Именно такие образы возникают в мыслях у обычного человека, услышавшего слово «ересь». Довольно таки неоднозначное слово, больше подразумевающее некоего обвинителя, невежественного средневекового мракобеса, нежели, собственно, обвиняемого. Но, несмотря на некоторые мрачные события в истории христианства, которые напоминают нам о серьезной опасности злоупотребления практикой охоты на еретиков, слишком мало современных христиан понимают, в каком неоплатном долгу они находятся перед теми мужами Божьими, которые имели мужество, невзирая на последствия, называть ересь ересью.
Концепция ереси: является ли она библейской?
Иудаизм возник, когда народ Израиля отверг Мессию, хотя наш Господь ясно показал, что все Писание Ветхого Завета свидетельствует о Нем (Ин. 5:39). Он порицал религиозных руководителей Израиля за то, что они не знали собственное Писание (Mф. 22:29). После воскресения из мертвых Иисус объяснил ученикам значение всего сказанного о Нем: «И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк. 24:27). Филипп последовал примеру Господа, объясняя вельможе Кандакии, царицы Эфиопской, текст из книги пророка Исаии. Он истолковал пятьдесят третью главу, в которой повествуется о страдающем Рабе, отдавшем Себя в жертву за многих. «Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе», после чего эфиоплянин был немедленно крещен (Деян. 8:26, 36). Вот почему я утверждаю, что иудаизм возник в первом столетии от Р. Х., в то время, когда иудеи отвергли Христа. Суть не в том, что иудаизм признает Писания Ветхого Завета (отвергая при этом Новый Завет), а христиане принимают и то, и другое. Скорее, иудаизм отрицает обетования Ветхого Завета, которые были исполнены во Христе Иисусе. Наш Господь настаивал на том, что только Он является единственным ключом, без которого невозможно истинное понимание Ветхого Завета. Стефан, храбро защищая христианскую веру перед руководителями Израиля, показал, как на протяжении всей своей истории они противились истине, отвергая ее. Как они могли уверовать во Христа, спрашивает Стефан, если побивали камнями истинных пророков, которые пророчествовали о Нем? «Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы» (Деян.7:52).
Мы можем проследить, как концепция ереси или отступничества уходит своими корнями в глубокую древность. Адам и Ева, а вместе с ними и все человечество, восстали против Бога по одной причине — они предпочли ересь истине. Будучи ослеплены изощренной ложью змия, они на самом деле поверили, что могут стать богами, благодаря некоему духовному просвещению. Интересно отметить, что древние язычники, гностики и современные представители движения «Нью Эйдж», упоминая об этом событии, считают, что человечество получило от древнего змея не ложь, а истину. Таким образом, ересь является для них истинным учением. Как в древние времена, так и в современном мире, общество находится под сильным влиянием гностицизма (этот факт отмечали самые разные ученые: Эрик Фогелин из Мюнхенского университета, Гарольд Блум и Филипп Ли из Йельского университета). Но не следует думать, что на этом история ереси заканчивается. Разве Каин убил Авеля не из-за богословских разногласий? Суть конфликта заключалась в споре о том, какую жертву требует Бог. Господь показал, какого рода жертвоприношение приятно Ему, отвергнув приношение, взятое из растительного мира (ведь именно из листьев растения Адам и Ева сшили себе одеяния). Бог принес в жертву животное, чтобы из его шкуры сделать для них одеяния. Авель, верою ожидая грядущего Мессию, обещанного Еве в Бытие 3:15, принес в жертву Господу животное. Мужчины и женщины всегда пытались снискать благоволение у Бога на основании собственных представлений о Нем. Совесть человека свидетельствует о том, что он является грешником, который заслуживает справедливого Божьего осуждения. Но вместо того, чтобы обратиться к Господу с просьбой о милосердии, человечество устанавливает собственный критерий праведности и поклонения. Каин убил Авеля из-за неправильного понимания Евангелия; Каин стал отцом всех преследователей Церкви. Эта истина еще более ясно представлена в одиннадцатой главе Послания к Евреям, в которой говорится, что жертва Авеля была принята по одной простой причине — этот человек возлагал свое упование на обетование, которое можно принять только по благодати и только верою.
Мы можем заметить, что на протяжении всей истории Ветхого Завета истина в большинстве случаев подавлялась неправдою. Кроме того, на основании канонических текстов становится ясным, что иудеи зачастую отвергали истинное учение принадлежавшего им Писания. В то время как Моисей принимал от Господа скрижали Закона, народ Израиля, недавно освобожденный Богом из египетского рабства, поклонялся золотому тельцу. Линия мировой истории разделяет тех, кто поклоняется Богу в Духе и истине, и тех, кто изобретает собственные учения и формы поклонения Богу. В эпоху, которая предшествовала последнему великому рассеянию, весь Израиль, за исключением последовавших за Мессией, отказался от Евангелия и возвратился к собственным путям обретения спасения. В этот период иудеи отсекли себя от христианства. Следует помнить, что Сам Иисус Христос указывал на тот факт, что Ветхий Завет по сути является христианским Писанием. Все в Ветхом Завете указывает на Христа. Кроме того, смысл обрядов, жертвоприношений и теократических установлений Израиля заключался в их полном исполнении во Христе – нашем Пророке, Священнике и Царе.
Таким образом, можно утверждать, что иудаизм был первой ересью в христианской Церкви новозаветной эпохи. Подобно унитаризму, мормонству или исламу, иудаизм содержит в себе зерно истины, но подавляет, искажает и отвергает спасительную истину Христа, представленную как в Ветхом, так и в Новом Завете Святого Писания. Однако, следует добавить, что, как последователи унитаризма, мормоны и мусульмане могут обрести спасение во Христе, так и многие иудеи могут с помощью Божьей уверовать в Господа. Ведь верующие из язычников были привиты к лозе Израиля только благодаря Божьей милости. Кроме того, используя в данном контексте слово «иудеи», я имею в виду не народ, а религию.
В Святом Писании упоминается еще одна ересь (Деян. 8:9). Симон, волхв, совершал чудеса и знамения, поражая воображение толпы. Заметив, какими чудесами сопровождалось апостольское служение Филиппа (проповедь и крещение), Симон пожелал обладать такими же способностями: «Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся» (Деян.8:13). Это очень важный момент, так как и ересь часто может сопровождаться именно чудесами и знамениями. Хотя ученики и совершали чудеса и знамения, основное ударение делалось не на этих явлениях, а на самой сути апостольского послания. «Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины». Не удовлетворившись уровнем собственной духовной силы, Симон-волхв предложил апостолам деньги за дар Святого Духа. Апостол Петр ответил: «Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги» (Деян.8:20). Вновь повторюсь, несмотря на совершаемые апостолами чудеса, ударение делается на следующем: «Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие» (Деян.8:25). Ересь практически всегда акцентирует внимание на собственных чудесах, в то время как истина основана на провозглашении Евангелия. Кроме того, согласно 2 Петра 2:3, ересь зачастую сопровождается жадностью и сребролюбием.
Отцы Ранней Церкви отождествляли личность Симона-волхва с религиозным синкретизмом, порожденным гностической ересью второго столетия. Следует отметить, что в Святом Писании упоминаются такие ереси как гностицизм (достижение уровня божества или единения с божеством посредством духовного просвещения), арианство (отрицание вечной божественной природы Христа) и пелагианство (благость человеческой природы и спасение посредством собственных усилий).
Что такое ересь
В начале этой статьи был дан ответ на вопрос, что такое ересь. Что же такое ересь? Любое учение, которое прямо противоречит четкому и ясному свидетельству Святого Писания относительно вопросов первостепенной важности. Другими словами, с одной стороны, могут существовать странные учения, такие, например, как теория Бенни Хина (согласно которой Адам обладал способностью летать и находиться длительное время под водой), а с другой стороны, еретические учения, которые прямо противоречат Святому Писанию. Следует отметить, что если учения не затрагивают ключевых доктрин о Боге, человеческой природе, личности и природе Иисуса Христа, Святом Духе или спасении, тогда их можно назвать ошибочными, но никак не еретическими. На протяжении столетий богословы различали формальную ересь, то есть стойкое и упорное отрицание основополагающего учения теми, кто был наставлен в истине, от материальной ереси, то есть приверженности еретическому учению по незнанию. Греческое слово hairesis буквально означает «то, что было избрано для себя, по собственному усмотрению». Апостол Павел использует это выражение для описания лжеучителей, которые вносили разделение в церкви (1 Кор. 11:19 и Гал. 5:20). Другими словами, ересь подразумевает не только ошибку, но и особое отношение: высокомерие, отрицание всякой власти и своеволие. Эти качества всегда считались пороками ереси, но в современном либерализме и евангеличестве они часто рассматриваются как признаки особого просвещения или новой идеи, свободные от недостатков мышления прошлых поколений.
Отрицающие такое явление как ересь, отвергают факт существования в религии определенных границ. Если у религии нет никаких характерных черт, которые отличали бы, например, христианство от индуизма, тогда она совершенно бессмысленна.
Кто решает?
На вопрос: «Кто решает?» следует четко ответить: «Святое Писание». Следует отметить, что данная тема требует самого серьезного рассмотрения.
Мы должны помнить, что в Святом Писании содержатся исповедания веры, которые провозглашались на еженедельных богослужениях. В Ветхом Завете, например, представлена «Шема»: «Слушай Израиль, Господь Бог твой, Господь един есть». Монотеизм, то есть вера в одного всемогущего Бога, красной линией проходит как по Ветхому, так и по Новому Завету. В Новом Завете содержатся несколько текстов, которые использовались в литургии Ранней Церкви. Иногда эти исповедания веры использовались в качестве богослужебных песен (ср. Кол. 1:15, 20.) Если мы уверены в том, что Святое Писание является Божьим Словом, тогда нам следует относиться к нему как к источнику всякой истины, в свете которого можно проверить любое учение. Апостол Павел, предупреждая Тимофея о появлении ереси в последние дни, писал следующее: «А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (2 Тим.3:14,15). И следующий известный отрывок: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». Поэтому, «проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 3; 4).
В этом тексте следует обратить внимание на несколько интересных моментов. Во-первых, Павел напоминает Тимофею о его катехетической подготовке. Другими словами, дети христиан воспитывались точно так же как и дети из иудейской синагоги, то есть получали наставление в вере как в семье, так и в церкви. Конечно же, у Тимофея было преимущество. Ведь его наставником был сам апостол Павел! Тем не менее, в данном случае, как отмечается в подстрочном комментарии «NIV» ( то есть «New International Version» – вариант перевода Святого Писания на английский язык), следует помнить, что «по достижению пятилетнего возраста иудейский мальчик приступал к изучению ветхозаветных Писаний. Мать и бабушка Тимофея обучали его вере еще до того, как ему исполнилось пять лет». Итак, мы можем увидеть, что, по мнению апостола Павла, серьезное катехетическое наставление в вере, которое многие современные христиане рассматривают как препятствие в развитии духовного рвения, является крайне важным. Вот почему, будучи в зрелом возрасте, Тимофей, на основании этого наставления, мог противостать еретическим учениям как Божий служитель.
Во-вторых, Павел напоминает Тимофею, что его уверенность частично зависит от признания авторитета тех людей, от которых он получил наставление в вере (3:14). Многие современные христиане считают, что могут опровергнуть ересь или провозгласить истину без какого бы то ни было упоминания о предшествующих учителях веры. «Никаких исповеданий веры, только Христос», «Я верю только Библии». Мы часто слышим подобные наивные утверждения братьев и сестер, которые никак не могут понять, что они сами также истолковывают Святое Писание в свете собственных искаженных представлений и пораженных грехом убеждений. У многих современных христиан, особенно в США, сильно развито глубокое недоверие к авторитету как таковому. Они полагают, что могут самостоятельно, без какой бы то ни было посторонней помощи истолковывать Святое Писание, в то время как «традиционные религиозники» нуждаются в мудрости прошлых поколений христиан. Однако факт остается фактом. Никто не может «просто» читать и истолковывать Библию. Ведь любой литературный текст воспринимается через призму личного незнания, предрассудков и глубоко укоренных (религиозных, культурных, социальных) предпосылок. Я, например, потратил много сил и энергии для того, чтобы понять суть библейского учения о предопределении. Почему это было так трудно? Может быть, Святое Писание неясно объясняло эту истину? Проблема для меня заключалась в том, что учение о предопределении было слишком ясно представлено в Святом Писании. Однако я вырос в церкви, которая не верила в это учение. Поэтому для меня было совершенно естественно психологически противиться принятию данной концепции.
Еретики слишком часто обращаются к Библии «напрямую». Если христиане не знакомы с систематическим учением Святого Писания об основах веры от Бытия до Откровения (для чего, собственно, и было еще в древности разработано катехетическое обучение), они очень быстро становятся легкой добычей умного собеседника, который, ловко вырывая библейские тексты из контекста, использует их в доказательство того, чего Слово Божье совершенно не подразумевает. Вот почему апостол Павел, с одной стороны, утверждает, что Библия является богодухновенной книгой, единственным безошибочным источником для определения истины, а с другой стороны, напоминает Тимофею помнить как наставление, так и своих наставников в вере.
Мой друг из Нидерландов спросил одного американского пастора: «Какие символы веры, исповедания веры и катехизисы признает ваша церковь?» Пастор ответил: «Никаких, только Библию». На это мой товарищ сказал следующее: «Но ведь в ней так много страниц». Конечно, Святое Писание является единственным правилом для веры и жизни, но ведь в нем «так много страниц». Петр отметил, что в посланиях Павла «… есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (2 Пет.3:16). Проблема заключается не в том, что Библия из-за своей объемности является непонятной книгой, или ее авторы противоречат друг другу, а в том, что в ней содержатся трудные тексты, которые легко извращаются и искажаются невеждами и неутвержденными. На протяжении почти двух тысячелетий символы веры, исповедания веры и катехизисы служили верой и правдой Церкви в качестве средств, ограничивающих невежество и искажение христианского учения.
Например, я помню, как трудно мне в колледже давался курс, посвященный творчеству Уильяма Шекспира. Его произведение под названием The Tempest («Буря») было до такой степени непонятным для меня, что мне пришлось сначала освоить синопсис этой пьесы в учебнике английской литературы. Только после прочтения этого краткого пересказа я, наконец-то, увидел общую картину. Только после ознакомления с синопсисом я смог понять отдельные части первоисточника. Символы веры, исповедания и катехизисы относятся к Святому Писанию точно так же как синопсис к пьесе «Буря» Шекспира. Приведу еще один пример. Подумайте, как трудно определить точное место для проведения археологических раскопок в лесной чаще. Однако, используя данные со спутника, археологам, которые легко могут потеряться в лесу, нетрудно определить местонахождение интересующего их участка. Совершенно не претендуя на авторитетность, которым обладает только Святое Писание, символы и исповедания веры помогают нам понять богодухновенное Слово Бога. Вот почему практически каждое предложение в исповеданиях веры и в катехизисах Реформации сопровождается ссылками на Святое Писание. В вероисповеданиях объясняется, что единственным авторитетным правилом для веры и жизни являются не они, а только Божье Слово.
Пренебрежение символами и исповеданиями веры — яркое свидетельство высокомерия и самонадеянности наших современников. На основании того, что у нас есть микроволновые печи и новокаин, мы самоуверенно считаем себя самыми мудрыми и самодостаточными людьми во всей истории существования человечества. Однако забываем, что технологические достижения нельзя отождествить с мудростью, а ноу-хау не то же, что и знание. Христиане, к сожалению, подпали под влияние современного высокомерия, будучи уверенными, что не нуждаются ни в учителях, о которых говорил Павел Тимофею, ни в катехетическом наставлении. Однако, выражение «я просто верю Библии» никак не защитит от культов, суеверий, отступничества и ереси, так как за последние две тысячи лет практически каждая секта, доказывая свою правоту, ссылалась именно на Святое Писание. Суть не в том, чтобы сделать из учителей Церкви безошибочных истолкователей Божьего Слова как в римско-католической церкви, или пренебрегать наставниками Церкви, подобно современному евангеличеству, но в смирении признать тот факт, что «железо железо острит», то есть для того чтобы понять неясные места Библии, требуется мудрость и проницательность многих поколений христиан. Только глупец будет пренебрегать великим наследием мудрости, собранной Церковью за последние двадцать веков.
Безошибочны ли вероисповедания? Конечно же, нет! Однако, Церковь, несмотря на всевозможные разделения, всегда была убеждена в том, что учение Святого Писания в том виде, в каком оно представлено в Апостольском, Никейском, Халкидонском и Афанасьевском символах веры, является необходимым для обретения спасения. И протестанты, и католики, и православные хранят верность этим основополагающим учениям христианской веры. Они истинны не потому, что так сказала Церковь, а потому что они истинны сами по себе, по своей сути. Традиция созывать представителей всей Церкви для проведения собора существует еще со времен апостолов, которые созвали первый Иерусалимский собор для искоренения ереси иудействующих. Хотя соборы могут ошибаться, и действительно ошибались до такой степени, что в средние века даже противоречили друг другу, тем не менее, с решениями ранних вселенских соборов согласны все христиане. В таком случае, почему мы должны терпеть пастырей Церкви не согласных с учением, с которым еще с древнейших времен был согласен весь христианский мир?
Безошибочны ли исповедания веры Реформации? Конечно же, нет! Об этом четко и ясно говорится в самих вероисповеданиях. Тем не менее, содержащиеся в них доктринальные положения затрагивают не только основополагающие истины вселенского христианства, но также, и прежде всего, истины, которые отождествляются с «евангельским христианством». Исповедания Реформации ясно объясняют на основании Святого Писания, в каких областях евангельские христиане должны отказаться от римско-католических искажений. В них представлено библейское учение о спасении, которое Рим или извратил, или вообще отверг.
Безошибочны ли катехизисы (пособия в форме вопросов и ответов для наставления в вере детей и взрослых)? Конечно же, они не менее ошибочны, чем учебный план любой современной воскресной школы. Тогда зачем нам катехизисы, если во многих современных евангельских церквях используются учебные планы воскресных школ? Понятия «подверженный ошибкам» («fallible») и «ошибочный» («fallacious») – это два разных понятия. Понятие «подверженный ошибкам» подразумевает возможность наличия ошибки, а «ошибочный» указывает на действительное наличие ошибок. Наряду со многими служителями, я часто возмущаюсь качеством учебных материалов для воскресных школ, которые проникают в наши церкви. К сожалению, даже церкви, которые являются прямыми наследницами Реформации, практически не уделяют внимания проверке учебных пособий. Очень часто я замечаю, как директоры и учителя воскресных школ приобретают материалы арминианского толка, в которых представлены не великие истины веры, а морализм и избыток развлечений. В современных церквях дети, в большей степени, развлекаются кукольными представлениями, в то время как всего лишь несколько поколений назад малыши прилежно учили катехизис, благодаря которому они могли лучше понимать Святое Писание, дабы, в отличие от «невежд и неутвержденных» (о которых писал апостол Петр), дать отчет в своем уповании. Такое учение Реформации какsola Scriptura (только Писание) совершенно не означало, что каждый человек имеет право истолковывать Святое Писание на свое усмотрение. В связи с этим Лютер писал: «В таком случае каждый человек будет идти в ад по собственному пути». Этот принцип подразумевает осмысление Святого Писания всей Церковью, как духовенством, так и обычными членами. Вероисповедания и катехизисы представляют собой глас всей общины, а не официальную догму религиозной элиты. Идеал Реформации, как и библейский идеал, – исследование Святого Писания не отдельным человеком, а всей общиной. Если воображение – это фабрика идолов, тогда индивидуализм – фабрика ереси.
Великие символы веры очерчивают границы кафолического истолкования Святого Писания, с которым согласны как протестанты, так и католики с православными. Исповедания Реформации устанавливают пределы евангельского учения, а катехизисы учат нас истинам, с которыми согласна определенная группа церквей (например, реформаты и пресвитериане). Тот, кто отрицает основополагающие кафолические истины (которые Церковь провозгласила в своих Символах веры), является не христианином, а еретиком. Тот, кто отрицает основополагающие евангельские истины (которые Церковь признала в исповеданиях Реформации, особенно главнейшее учение евангеличества – оправдание только по благодати и только по вере), вне сомнений, отвергает само Евангелие. Лютеране и кальвинисты могут не соглашаться по разным важным вопросам, тем не менее, согласие этих богословских традиций по некоторым другим вопросам указывает на их принадлежность к евангельскому» христианству. Отстаивая эти истины, мы, тем самым, защищаем само Святое Писание. Провозглашая эти истины в наших церквях, мы следуем совету апостола Павла, данного Тимофею, согласно которому христиане должны противостоять тем, кто по своим прихотям избирают себе учителей, которые льстят слуху и отвращают их от истины, известной им с детства.
Да сохранит нас Господь от «охоты на ведьм» и еретического обольщения. Да утвердит Господь новых афанасиев, которые будут противостоять миру ради спасения мира.
Майкл Хортон – профессор апологетики и систематического богословия кафедры имени Грешема Махена в Вестминстерской семинарии (Эскондидо, Калифорния), ведущий радиопрограммы «The White Horse Inn», и главный редактор журнала Modern Reformation,а также автор нескольких книг, включая: Power Religion, A Better Way, Putting Amazing Back Into Grace, God of Promise: Introducing Covenant Theology (Baker, 2006 год), и Too Good to be True: Finding Hope in a World of Hype (Zondervan, 2006 год).
Переведено с любезного разрешения редакционной коллегии журнала «Modern Reformation»:
«Modern Reformation» («Современная реформация», январь/февраль, выпуск №1, 1994 год, стр.2-7.
Комментарии: