Дон Синнема
Обновления завета
Взаимоотношения Яхве с творением, и в особенности с народом, носящим Его имя, строятся на основании завета. Завет, в котором состоят Яхве и Его народ, один, но у этого завета есть история. Завет был учрежден при сотворении мира, – тогда были заложены основания заветных взаимоотношений. На протяжении последующей истории эти отношения выражались в определенных формах. По мере смены исторических эпох, Яхве обновлял заключенный некогда завет для засвидетельствования о том, что Он продолжает править Своим народом. Обстоятельства жизни Божьего народа менялись, и потому необходимо было подтверждать или дополнять условия и обетования завета сообразно новым возникающим нуждам. Всякий раз, когда обновлялся завет, совершалась определенная церемония, служившая свидетельством окончательного утверждения завета, возвещались условия (законы) завета, а народ вновь посвящал себя Яхве, Богу завета. Хотя некоторые положения завета могли в чем-то меняться, их сущность оставалась неизменной: послушание вознаграждается жизнью, непослушание влечет за собой смерть. Завет, развивавшийся и совершенствовавшийся на протяжении истории, исполнится и обретет свое окончательное выражение в новом мире. Тогда Яхве будет вечно пребывать со Своим народом на новой земле.
Вот наиболее важные эпизоды библейской истории, в которые совершались церемонии обновления завета:
(1) Завет с Ноем (Быт. 9:1-17)
После Потопа – катастрофы вселенского масштаба, в которой погибли осужденные Богом нечестивцы, – Яхве обновил Свой завет со всем творением (в Быт.9:l-3 подтверждается то, что было сказано ранее – в Быт.1:28-30). Этот завет, всеобщий по своему характеру, Бог заключил с Ноем, его потомками и со всякой живой душой. Заключая этот завет, Яхве обращался ко всему человечеству и миру; подобное Он совершит вновь лишь тогда, когда пошлет в мир Иисуса Христа, чтобы установить новый завет.
(2) Завет с Авраамом, Исааком и Иаковом (Быт. 12:1-10; 15:1-21; 17:1-21)
После Ноя и до пришествия Иисуса Христа Яхве проявлял Свое попечение о человечестве и мире в рамках завета с родом Авраама, Исаака и Иакова и народом Израиля. Яхве призвал Авраама из Ура Халдейского, пообещал ему, что его потомки будут* народом святым и получат в наследие землю Ханаанскую. На этой земле они будут жить в завете с Богом и станут благословением для всех народов.
(3) Синайский завет (Исх. 20 ~ 24)
У горы Синай Яхве заключил завет со Своими избранным народом, хотя к тому времени народ еще не вошел во владение землей обетованной. У горы Синай Яхве открылся народу как Великий Царь, Который вправе требовать от избранных преданности, ибо Он явил Себя как Тот, Кто сильнее фараона. В 24-й главе книги Исход описана церемония окончательного утверждения этого завета. Общими положениями завета были Десять Заповедей, частности же его изложены в Исходе 21-23, 25-31.
(4) Обновленный Синайский завет (Исх. 32:1-20; 34:1-35)
Вскоре после того как Яхве заключил завет с Израилем, народ нарушил его. Прошло всего лишь сорок дней, а израильтяне уже стали сомневаться в том, может ли Яхве ввести их в землю обетованную. Не удивительно, что Моисей разбил скрижали завета (это действие символизировало нарушение завета). Несмотря на неверность народа, Яхве явил милость и подтвердил действенность Своего завета с Израилем.
(5) Завет книги Второзаконие
В то время, когда народ шел из пустыни в землю обетованную, возникла необходимость в обновлении завета. Именно тогда место Моисея, вождя Божьего народа, занял Иисус Навин; обновление завета должно было свидетельствовать о том, что Яхве продолжает править Израилем, несмотря на то, что у Израиля сменился вождь и изменились обстоятельства, в которых проходило странствие Божьего народа. Этот завет был утвержден в два этапа:
i) На равнинах Моавитских (Втор. 29:1-15)
Перед самым вхождением Израиля в землю обетованную завет был обновлен через Моисея, который к тому времени достиг преклонного возраста.
Вся книга Второзаконие представляет собой изложение, или описание церемонии обновления завета. И вновь, как и прежде, общими положениями завета служат Десять Заповедей (Втор. 5:6-21); частности же подробно излагаются во Второзаконии 12-26. Церемония обновления завета включала в себя указания, касавшиеся осуществления перехода власти от Моисея к Иисусу Навину. Кроме того, в рамках этой церемонии были даны особые наставления относительно второго этапа обновления завета в новой земле под руководством Иисуса Навина (Втор. 27:1-26).
ii) У гор Гаризим и Гевал (Иис. Н. 8:30-35)
Вскоре после того как Израиль вошел в землю обетованную, был окончательно утвержден обновленный завет, который и составляет предмет книги Второзаконие; посредником при утверждении этого завета был Иисус Навин. На этом втором этапе, когда Израиль уже находился в новой стране и был ведом новым вождем, была подтверждена действенность завета книги Второзаконие.
(6) Сихемский завет (Иис.Н. 24:1-28)
После того как Яхве ввел Свой народ в землю обетованную, изгнал ее прежних обитателей и отдал ее во владение Своему народу, Израиль оказался на пороге новой эпохи. Иисус Навин был в конце своего жизненного пути, а Израилю предстояло заселить оставшуюся часть земли, которую дал ему Яхве. В это время возникла необходимость обновить завет для засвидетельствования того, что после смерти Иисуса Навина Господь будет продолжать править землей обетованной.
(7) Завет, заключенный в Галгале (I Цар. 8-12)
В период правления судей Израиль постоянно проявлял неверность Яхве; таким образом, было очевидно, что народ нуждается в ином руководстве. Израильтяне хотели, чтобы ими правил царь. Основное затруднение, рассматриваемое в данных главах, состоит в том, будет ли народ видеть в новом вожде царя, «как у прочих народов», или же он будет почитать его за помазанника Божьего, слугу, исполняющего Его завет. О том, как разрешилось это затруднение, мы читаем в главе 12. Самуил от имени Божьего упрекает израильтян в неверности, проявившейся в том, что они пожелали царя, «как у прочих народов». После того как народ приносит покаяние, Божий посланник возвещает, что завет, несмотря на изменившиеся обстоятельства, остается в силе.
(8) Завет с Давидом (II Цар. 7)
Господь отклоняет замысел Давида, который желал построить Ему Дом (храм). Не Давид построит Дом Господу, а Господь устроит дом (создаст династию) Своему избранному. Теперь заветные взаимоотношения между Яхве и Израилем будут осуществляться посредством вечного завета, заключенного Господом с Давидом (Ср. II Цар. 23: 1-7; Ps. 88:29-37; 131:11-12);
(9) Освящение храма (III Царств 8)
Господь, как и обещал, устроил в лице Соломона дом Давиду. Теперь Соломон должен был построить Дом Господу. Поселившись в Доме Своем, Господь явственно показал, что одобряет заветные отношения со Своим народом в рамках монархии, принявшие теперь вполне законченную форму. Условия завета были оговорены вновь: в них особо подчеркивалась первостепенная значимость Иерусалимского храма. Царь выступал в роли ходатая завета.
(10) Завет с Иоасом (IV Царств 11)
После того как закончилось то время, когда, из-за преступных действий Гофолии, на престоле Израиля не было царя из дома Давида, священник Иодай выступил в роли инициатора обновления завета между Яхве с одной стороны и царем и народом с другой, а также – между царем и народом. Так был восстановлен Давидов завет.
(11) Завет с Иосией (IV Царств 22-23)
История царей Израиля и Иуды была отмечена последовательными нарушениями верности завету. Ярким исключением из этого служит царствование Иосии, который правил в то время, когда иудейское царство жило в преддверии грядущего суда. Найдя книгу Закона (она была утеряна!), Иосия взялся за переустройство иудейского общества: этот царь искренне желал, чтобы весь народ исполнял законы Божьего завета. Верность Иосии и его стремление к лучшей, богоугодной жизни, было запечатлено в церемонии торжественного обновления завета.
(12) Завет, заключенный после возвращения Израиля из Вавилонского плена под водительством Неемии (Неем. 8-10; Ездра 10)
По возвращении из Вавилонского плена, израильтяне собрались в Иерусалиме и просили книжника Ездру читать им из книги Закона Моисеева. Как и в случае с царем Иосией, чтение Закона вызвало у слушателей глубокое осознание греховности, побудило их исповедать грехи и принести покаяние перед Богом. Народ вновь праздновал праздник кущей и клялся хранить все заповеди завета, который заключил с ним Яхве.
(13) Новый завет (Иер. 31:31-34; Евр. 8-9; I Кор. 11:25; II Кор. 3)
С пришествием Мессии, исполнившего ветхий завет, началась новая эпоха. Под выражениями «ветхий завет» и «первый завет», употребляющимися в Послании к евреям, следует понимать ряд упомянутых в первой части Библии заветов, начиная с Синайского. Христос как ходатай нового завета дополнил Закон заповедями, Нагорной проповеди. Мы твердо уверены в том, что Бог будет полностью удовлетворен осуществлением нового завета, поскольку Христос выполнил то, что по условиям завета требуется от человека. Обетование нового завета – это вечное искупление и вечное наследие (жизнь в новом мире), где Яхве будет нашим Богом, а мы – Его народом. То, что Христос обещал и за что поручился, когда пришел в мир в первый раз, будет исполнено и обретет свое окончательное выражение в новом мире. Как и в начале, Яхве будет обитать с Своим народом.
Перепечатано с разрешения из книги Д. Синнема «Обретение земли обетованной. Изучение книги Иисуса Навина» (Торонто, 1977).
Этот материал еще не обсуждался.