Роберт Годфри
Возвращая славе истинное содержание
Возвращая славе истинное содержание
«На самом деле, нас не Бог интересует», – такие поразительные слова сказал старейшина церкви пастору, после того как тот начал читать серию проповедей о качествах (атрибутах) Бога. Пастор был хорошим проповедником, тем не менее, старейшина заявил, что общине не интересны проповеди о Боге. Их интересовали проповеди о личных отношениях, а не о характере Бога.
Эта история, основанная на реальных фактах, затрагивает вопрос, который вызывает обеспокоенность у известного богослова Дэвида Уэллса. Его волнует концепция так называемой «бессодержательности Бога». Подавляющее большинство жителей Северной Америки утверждают, что верят в существование Бога. Тем не менее, никто не интересуется кто же такой Бог на самом деле. Бог не занимает важное место в жизни большинства людей, даже тех, кто постоянно посещает церковь.
Бессодержательность Бога была проблемой также и в древнем Израиле. Народ Божий утверждал, что почитает Его. Израильтяне посещали храмовые богослужения и приносили в жертву Господу огромное число животных. Они произносили длинные молитвы. Тем не менее, их сердца были далеки от Бога. Они думали только о себе, и не были послушны Господу. По этой причине Он повелел пророку Исаии обратить внимание этих жестоковыйных людей на Божий характер, Божий закон и Божий замысел относительно истинного положения народа. Таким образом, в пророчествах Исаии содержится много данных о характере, качествах Бога.
На протяжении этого года я бы хотел, вместе с пророком Исаией, рассмотреть Божий характер. Этот муж открывает нам Бога с интересной и неожиданной стороны. Размышляя над качествами Бога в изложении Исаии, мы возрастем в познании, вере, благоговении и желании жить для нашего великого Господа.
В начале пророчества Исаии Бог называет Себя Отцом принадлежащих Ему людей. Господь называет их сыновьями, которых Он «воспитал и возвысил» (Ис. 1:2). Хотя в первой главе этой книги Бог, в основном, сетует о плачевном положении Израиля, тем не менее, Он называет израильтян Своими детьми. В течение многих лет либеральные богословы называли Бога Отцом всего Его творения. Святое Писание, в основном, говорит об отцовстве Бога в контексте народа завета. Называя Себя Отцом Израиля, Бог указывает, тем самым, на особое отношение к этому народу, благодаря чему этот народ стал Его народом. Он избрал их как сыновей Авраама. Божье отцовство для Израиля заключается в том, что Он создал из потомков Авраама народ и защищал Его от других народов. Он наставил их на путь веры и святости. Исаия описывает признание Израилем особой заботы Господа: «Но ныне, Господи, Ты – Отец наш; мы – глина, а Ты – образователь наш, и все мы – дело руки Твоей» (Ис.64:8). Бог явил Себя Израилю как Отец, возлюбивший его, и обеспечивающий народ всем необходимым. Кроме того, Он говорит о Себе как об Отце, Который разочарован и расстроен неблагодарным и эгоистичным поведением Своих детей. Исаия в начале своего пророчества выражает обеспокоенность Отца относительно трех вещей. Во-первых, Его дети непокорны. Они не исполняют закон, который Он им дал. Во-вторых, Бог обеспокоен глупостью Своих детей. Они пренебрегли Его наставлением, живя как глупцы. В-третьих, израильтяне превратились в формалистов, механически выполняющих обряды, в то время как их сердца удалились от Бога. Следует помнить, что Бог не похож на современных отцов, которые либо не обращают внимания, либо оправдывают всеми правдами и неправдами своих детей. Кроме того, Он не склонен в недоумении пожимать плечами, не зная как поступить, столкнувшись с непослушанием, глупостью и формализмом.
Скорее, Он предлагает Своим детям сделать выбор – осуждение или покаяние. Израиль не сможет избежать Божьего осуждения, если не выберет путь спасения. Бог Сам предлагает ему спасение, обещая избавить Свой народ от греха. Одно из величайших обетований Святого Писания звучит так: «Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» (Ис.1:18). Отец исполнил обетование омыть от грехов Свой народ, послав Сына Своего, Иисуса Христа. Кровь Христа очищает нас от всякого греха: «… то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (Евр.9:14). Святые, которые пребывают в небесах, это те, кто «… омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (Откр.7:14). Откровение отцовства Бога – это откровение Бога, Который заботится, предупреждает и спасает Свой народ. Иисус, Сын Божий, превращает бессодержательный формализм, который поражает сердца неверных, в искреннее и содержательное поклонение Богу. Отклик Божьего народа на Господне спасение заключен в следующих словах: «… придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева…» (Ис.2:3). Бог превращает глупость Своего народа в пламенное желание познавать Его закон. Тогда они скажут: «Он научит нас Своим путям…». Бог превращает непослушание Своего народа в повиновение. Тогда они скажут: «придите, и взойдем на гору Господню… будем ходить по стезям Его».
Исаия предвидит, что в Иисусе отцовство Бога будет относиться не только к Израилю, но также и ко всем приходящим к Нему: «И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы» (Ис.2:2). Слова Исаии относятся как к иудеям, так и к нам, язычникам по рождению. В Иисусе Христе Бог есть Отец всех искупленных.
В. Роберт Годфри
Впервые данная статья была опубликована в журнале Tabletalk
в январе 1999 года.
Этот материал еще не обсуждался.