25.03.2015
Скачать в других форматах:

Роберт Годфри

Важность проповеди

 

В Вестминстерском руководстве по общему богослужению (The Westminster Directory of Publick Worship) имеется важный раздел, посвященный проповеди Божьего Слова. Начинается он с акцента на духовной важности проповедования и со слов Святого Писания о том, что проповедь «есть сила Божья ко спасению» (Рим. 1:16).

Верим ли мы, современные христиане, в то, что Евангелие есть сила Божья ко спасению? Действительно ли мы верим словамГейдельбергского катехизиса (вопрос 65): «Поскольку только вера делает нас причастниками Христу и всех Его благодеяний, откуда же возникает эта вера? От Святого Духа, Который воспламеняет ее в сердцах наших через проповедь Евангелия…»?

Зачастую нам трудно дать высокую оценку проповеди, так как она, как нам кажется, не соответствует нашему опыту. Многие современные христиане считают, что уверовали в Бога благодаря свидетельству семьи, друзей или малой группы по изучению Святого Писания. Они, вероятней всего, слышали и плохие  проповеди, и поэтому им тяжело дать оценку проповеди в общем, и признать ее важность для собственного духовного развития в частности.

Как бы там ни было, но и в наши дни проповедь остается установленным Богом средством передачи Евангелия. Как и Иисус, Павел также был проповедником. Лютер и Кальвин возродили проповедь в шестнадцатом столетии. Джордж Уайтфилд, Джонатан Эдвардс, Чарльз Сперджен и Дэвид Мартин Ллойд-Джонс были великими проповедниками.

Лишь в последние сорок лет основная значимость проповеди стала приуменьшаться. Вероятней всего, ослабленное состояние современной Церкви частично объясняется утратой понимания  духовной значимости проповеди. Чем короче становились проповеди и исчезали вечерние богослужения, тем более поверхностным становилось христианство в Северной Америке.

Однако проповедь не теряет своего значения даже там, где, кажется, ей нет места. Служение проповедиэто основание и источник любого служения Церкви. Авраам Кайпер очень хорошо выразил суть данного утверждения: «Посредством этого служения Божий призыв слышен с кафедры, в классах по изучению катехизиса, в семье, в книгах и общении. Однако не всегда оно обращено к каждому грешнику напрямуюибо Господь использует как средство передачи Своего послания либо людей, либо книги». Таким образом, за служением семьи, друзей и малых групп по изучению Святого Писания, которое оказывает влияние на многих людей в наши дни, стоит, по сути, проповедь.

Одним из основных богослужебных действий является слушание проповедуемого Божьего Слова. Жан Кальвин говорил, что там, где нет проповеди и слушания Слова Божьего, там нет Церкви. Если мы хотим по праву называться телом Христовым и верно поклоняться Богу, тогда нам необходима проповедь. Вот до какой степени важно проповедование.

«Руководство по общему богослужению», обсуждая вопрос подготовки проповедника, подчеркивает важность проповеди. Проповедник должен быть «одаренным для такого важного служения…». Интересно отметить, что под одаренностью «Руководство по общему богослужению» подразумевает не то, что зачастую подразумевают современные христиане. Первая составляющая одаренностизнание греческого и иврита, благодаря чему служитель способен читать Святое Писание в оригинале. Вторая составляющая одаренностипознания в общих науках, и особенно в области богословия и Писания. Он должен «упражнять в Святом Писании свой разум и сердце…». Через изучение и молитву служитель должен искать истины Господни в Святом Писании, подготавливаясь открыто провозглашать ее Божьему народу.

Проповедник должен быть готов как психологически, так и духовно. Следует отметить, что в «Руководстве по общему богослужению» ничего не говорится о психологической подготовке, которой в наши дни в определенных кругах уделяется повышенное внимание. В те времена предполагалось, как само собой разумеющееся,  что христианский характер формируется такими добродетелями как любовь и смирение. Для проповедника более важным было знать и любить Слово, нежели быть популярной фигурой. Несколько лет назад журнал «Тайм» опубликовал результаты опроса, из которых видно, что американцы хотят видеть пастора открытым и привлекательным. «Руководство по общему богослужению» подчеркивает нечто другое – ВЕРНОСТЬ БОЖЬЕМУ СЛОВУ.

Одной из составляющих верности, которой часто пренебрегают в наши дни как проповедники, так и общины, является время. Проповедник, который не уделяет (или не имеет) времени для подготовки к проповеди – не верен своему призванию. Требуется время, чтобы приготовить качественную проповедь. Джон Стотт в своей книге «Между двумя мирами» (Between Two Worlds), которая представляет собой пособие для проповедников, утверждает, что для подготовки проповеди требуется, по крайней мере, двенадцать часов. Однако большинству проповедников необходимо больше времени, чем двенадцать часов. По этой причине, они имеют право требовать от общины внесения в свой рабочий график времени на подготовку к проповеди. Общины должны предоставлять пасторам это время не с неохотой, а с пониманием, настаивая на том, чтобы пастор уделял достаточно времени для подготовки проповеди.

Проповедь важна, так как представляет собой силу Божью к спасению. Христианская община должна ценить проповедь так же, как семья ценит пищу. Проповедники обязаны уделять насыщению паствы Словом Божьим большую часть своего времени, используя при этом все свои способности.
В. Роберт Годфри

 

Впервые данная статья была опубликована «Reformation Fellowship, Inc.» в журнале «The Outlook» в январе 1992 года.

 

Роберт Годфри

Доктор В. Роберт Годфри является президентом и профессором Церковной истории в Вестминстерской Богословской Семинарии, Калифорния. Получил образование в Стэнфордском Университете и Богословской Семинарии «Гордон-Конвелл». Доктор Годфри также является редактором «Чрез Слово Христово» (Пресбитериан энд реформед) и соредактором «Теономия: Реформатская Критика» (Зондерван).

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.