30.03.2014
Скачать в других форматах:

Роберт Годфри

Великий дар завета

Великий дар завета

 Пророк Исаия знал, что истинный и живой Бог это Бог, Который инициирует заключение завета и хранит верность заветным обетованиям. Пророк пишет о «завете мира» (Ис. 54:10), а также о «вечном завете» (Ис. 55:3) между Богом и Его народом. По Божьему замыслу этот завет должен быть благословением и ободрением для Божьего народа. Но что такое завет?

Согласно одному краткому определению, завет это «отношения по установленным правилам». Бог инициирует отношения с нами и устанавливает определенные стандарты, которым они должны соответствовать. Таким образом, завет похож на договор или соглашение, в которых прописываются права и обязанности, связывающие обе стороны.

Большинство реформатских богословов считает, что первый завет, о котором повествуется в Святом Писании, был заключен Богом с Адамом в Эдемском Саду. Хотя слово «завет» и не используется в тексте книги Бытия, тем не менее, сам контекст ясно указывает на установление отношений Бога с Адамом на основании заветной системы прав (благ) и обязанностей. Следует отметить, что пророк Осия говорит об Адаме в контексте завета: «Они же, подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне» (Ос.6:7). Вестминстерское исповедание веры излагает библейское учение о Божьих отношениях с Адамом следующим образом: «Первый завет, заключенный с человеком, был заветом дел; в соответствии с этим заветом, Адаму, а в нем и всему его потомству, была обещана жизнь при условии совершенного личного послушания» (VII.2). Таким образом, согласно первому завету Бог обещал людям жизнь при условии их безоговорочного послушания.

Адам, а в нем и все человечество, впав в грех и непослушание, заслужил смертный приговор. Однако, Бог по Своей милости заключает с грешниками другой завет, который обычно называется заветом благодати. Вестминстерское исповедание веры говорит об этом завете так: «В этом втором завете Он (Бог) предлагает грешникам жизнь и спасение чрез Иисуса Христа, требуя от них веры в Него, чтобы получить спасение. Он обещает послать Своего Святого Духа всем тем, кто предопределен к жизни вечной, чтобы дать им желание и способность веровать» (VII.3). Завет благодати представлен как благословение жизни и спасения, которое связано с обязательством веры. Но так как вера это Божий дар, само требование веры является Божьим благословением!

Этот завет благодати был объявлен Адаму и Еве в Эдемском Саду (Быт.3:15), и он являл собой корень всех заветных соглашений в Святом Писании, включая Божьи заветы с Авраамом, Моисеем и Давидом. Все эти заветы исполнятся в пришествии Иисуса Христа и великой искупительной работе, которую Он совершил ради спасения грешников.

Исполнение предыдущих заветов сущность Евангелия. Иисус второй Адам, Глава общины нового завета и нового человечества. Он выполнил условие совершенного, личного послушания. Посредством смерти Он испытал на Себе всю полноту Божьего гнева, дабы в Иисусе Христе грешники могли обрести прощение грехов и жизнь. Таким образом, Иисус заключил завет благодати между Богом и человечеством. Он выполнил все условия завета, как за нас, так и в нас.

Благодаря великой работе Христа обетованной в Ветхом Завете и исполненной в Новом Завете слово «завет» представляет особую ценность для Божьего народа. Понимая суть великого Божьего замысла, мы можем рассматривать ссылки на завет в книге пророка Исаии в новом свете и с большей признательностью.

Бог провозгласил: «Горы сдвинутся, и холмы поколеблются, а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь» (Ис.54:10). В данном тексте Господь уверяет израильтян в том, что Он непрестанно о них заботится. Его милость более нерушима, нежели горы и холмы. Скорее земля исчезнет, нежели Бог отступит от Своего возрожденного народа. Эта милость Бога также называется «благостью». В некоторых переводах слово «хесед» звучит как «нерушимая любовь». Это особая, спасительная Божья любовь к собственному народу. Это слово можно было также перевести как «заветная любовь». Нерушимая заветная любовь Господа уверяет нас в том, что мы примирены с Богом. Мы сами по себе ничего не можем сделать, чтобы примириться с Богом. Но Иисус, будучи Богом завета, дарует нам прощение и примиряет с Отцом. Как верующие, знающие, что оправданы Богом, мы, прекрасными словами из пятьдесят четвертой главы Книги пророка Исаии, признаем Его нашим Творцом, Супругом, Господом воинств, Святым Израилевым и Богом всей земли.

Кроме того, мы находим ссылку на заветную благодать в Ис. 55:3: «Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, и дам вам завет вечный, неизменные милости, [обещанные] Давиду». В данном тексте представлено Божье обетование о вечности и неизменности Божьего завета, в котором, тем не менее, есть условие верность народа завету.

С грешниками заключен вечный завет, благодаря работе Христа. Вестминстерское исповедание веры отлично выражает эту истину: «Господь Иисус, Своим совершенным послушанием и преданием Себя в жертву, которую Он единожды принес Богу вечным Духом,  полностью удовлетворил правосудие Своего Отца. Он приобрел не только примирение, но и вечное наследие в Царстве Небесном для всех тех, кого вручил Ему Отец» (VIII. 5). Благодаря тому, что у нас есть вечный и неизменный завет, мы обладаем вечным наследием. Только представьте, как безмерно велика к нам милость Господнего завета!

 

В. Роберт Годфри

 

Впервые данная статья была опубликована в журнале Tabletalk

 в сентябре 1999 года.

 

Роберт Годфри

Доктор В. Роберт Годфри является президентом и профессором Церковной истории в Вестминстерской Богословской Семинарии, Калифорния. Получил образование в Стэнфордском Университете и Богословской Семинарии «Гордон-Конвелл». Доктор Годфри также является редактором «Чрез Слово Христово» (Пресбитериан энд реформед) и соредактором «Теономия: Реформатская Критика» (Зондерван).

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.