Йос Колейн
Лк. 2, 1-20: рождение Иисуса возвещено и восхвалено!
Возлюбленные во Христе братья и сестры!
Какой великолепной, вероятно, была та ночь, когда родился Господь Иисус Христос! Величественное и сияющее воинство небесных ангелов восхваляло Бога. Их звонкие голоса раздавались над полями: «Слава в вышних Богу! На земле мир! В людях благоволение!»
Пастухи, сторожившие своё стадо, смотрели на происходившее широко открытыми глазами. Они были ослеплены нисходящим на них светом. Сначала появился один ангел. Потом целое воинство! Слава в вышних Богу! На земле мир! В людях благоволение!
Кажется, будто среди ночи внезапно появился удивительный прожектор – прожектор свыше. И пастухи находятся прямо под этим небесным прожектором. Именно они оказались первыми, кто мог услышать великую новость: «Христос родился!» Они могут первыми приветствовать Младенца. Кажется, что даже после увиденного в их сердцах продолжает гореть небесный свет. Ведь последнее, что мы слышим о пастухах – это их восхваление и прославление Бога за всё, что они смогли увидеть и услышать!
Мы живём в век рекламы. Повсюду перед нашими глазами разноцветные плакаты, телевизионные ролики… Возникает вопрос, неужели нельзя было возвестить о рождении Господа Иисуса более профессионально? Почему ангельские хоры не пели на улицах Иерусалима? Почему ангел явился не первосвященнику, а каким-то простым пастухам? Почему Иисус родился в хлеву, а не в Иерусалиме? Неужели этот город не был также и городом Давида? Почему тогда Вифлеем?
Наверное, нам всё же следует воспринимать это совершенно иначе… Так должно было произойти. Как раз этот Младенец в яслях в Вифлееме является знаком, вселяющим в нас веру в Божье спасение. Так об этот говорит ангел: «И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях».
Младенец в яслях – наше спасение. Этот Младенец возвещен смертным людям, восхвален небесными силами.
1. Младенец в яслях – наше спасение. Об этом Младенце возвещено простым смертным.
«И стало так…» На украинском языке: « І сталось…». Это выражение очень часто встречается у Луки. «И стало так» – в этом мире постоянно что-то происходит. Бог с небес управляет этой землей. Как люди, мы часто ничего из этого не понимаем, поскольку мы простые смертные. Но Божий план неизменен!
«И стало так, в те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле». Какая сильная власть была у кесаря! Из Рима он выдал указ, и во всем мире была проведена перепись! Кесарь Август на протяжении многих лет был великим человеком в Римской империи. Он заботился о сохранении мира после многолетних войн и восстаний в Средиземноморье. Не удивительно, что люди превозносили Августа до небес. Его почитали как спасителя, освободителя этого мира. Неужели не он принес мир на эту землю? Его областеначальники, такие как Квириний, по-своему поддерживали этот мир.
«И стало так, в те дни вышло от кесаря Августа повеление…». Весьма примечательное предложение. О каких днях идет речь? О днях могучего и сильного кесаря? Нет, всё случилось в те дни, когда Бог послал ангела Гавриила в маленький провинциальный городок Назарет, чтобы возвестить о приходе Спасителя. В те дни, когда Бог явился Захарии и Иосифу. В то время, когда Господь начал исполнять Своё обетование о рождении Иисуса, именно тогда Август выдал повеление о переписи. Тогда Богу понадобился этот кесарь для исполнения Его плана: Иосиф и Мария должны были отправиться в Вифлеем. Это, должно быть, взбудоражило даже самого кесаря! Когда Август был кесарем, в Вифлееме произошло нечто, над чем он не имел никакой власти…
«И стало так…» показывает, что Бог приступает к работе, что Он включает зелёный свет началу спасения этого мира. Благодать и спасение исходят не снизу, от земного кесаря, а свыше, от Всемогущего Бога! Когда речь заходит о спасении и милосердии сильные мира сего становятся просто бессильными. Здесь они не играют главной роли. Они всего лишь пешки в великой работе Бога над спасением этого мира.
Однако на земле всё, конечно же, кажется совсем по-другому… «Пошел также и Иосиф из Назарета в Вифлеем». Кесарь хотел собрать налоги со всей своей империи. Поэтому Иосиф и Мария должны были отправиться в Вифлеем, находившийся на расстоянии около 130 км, через горы Иудеи. Возможно, не обошлось без ропота и огорчений. Иосиф, далекий потомок иудейского царя Давида, теперь отправляется в путь по велению римского кесаря.
Что обещал Ангел? Мария станет матерью Избавителя, Спасителя, потомка Давида и Его царству не будет конца! Мария запела от радости о том, что этот Царь свергнет могучих с их престолов. Однако сейчас Иосиф должен отправляться в путь, чтобы налоговики Августа не арестовали его.
Всё, что происходило потом, представлено во многих детских Библиях чудесной картинкой. Часто рассказывается, что Иосиф и Мария сильно уставшие приходят в Вифлеем. Они идут к постоялому двору, маленькой деревенской гостинице, чтобы там остановиться. Однако в гостинице мест нет. И тогда они идут вдоль домов, пока наконец не находят где-то хлев. Причем, как раз вовремя, так как именно в эту ночь родился Иисус Христос.
Однако если мы хорошенько рассмотрим текст Луки 2, то увидим, что всё, должно быть, происходило совершенно иначе. В стихе 6 говорится: «И стало, когда же они были там. Наступило время родить ей». Таким образом, это значит, что они уже были в Вифлееме, когда пришло время Марии родить ребенка. К тому времени они уже нашли пристанище – возможно, на каком-то постоялом дворе, в маленькой гостинице.
Тем не менее, это ещё не значит, что всё у них было просто и гладко. Вовсе нет! В те времена подобные постоялые дворы состояли всего лишь из одного помещения, где готовили еду, ели и спали. Это помещение было заполнено людьми: многие потомки Давида пришли туда, как и Иосиф с Марией, для переписи. Возможно, среди них были налоговики кесаря или же воины, которые должны были охранять этих налоговиков от иудейских террористов – уже и в те времена существовал терроризм. Нет, там явно было не место для рождения ребёнка. Положение было безвыходным, и когда пришло время родить, Иосиф и Мария сами отправились искать более спокойное место! На дворе было лето, и животные находились в поле, поэтому супружеская пара пришла в хлев. Это было такое место, о котором нормальный человек мог бы вспомнить в самую последнюю очередь. А на постоялом дворе просто не оказалось места для рождения ребенка!
Когда Ребенок родился, Его спеленали. Но этот факт абсолютно не свидетельствует о бедности. В некоторых странах и до сегодняшнего дня новорожденных пеленают. Мария отправилась в путь хорошо подготовленной к предстоящему событию, взяв с собой и пеленки для новорожденного. Это было обычное рождение, но все-таки в убогом месте – в хлеву, а не в уютной домашней обстановке. У ребенка не было колыбели, и его положили в кормушку для животных – ясли. Позже Иисус скажет: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда, Сын Человеческий не имеет где приклонить голову».
И это началось уже с самого рождения! Какой контраст с жизнью кесаря в Риме, во дворце, полном роскоши. В то время как голос кесаря во всем мире звучал как голос истины, этот Царь, лежащий в яслях, казался вовсе незаметным. Как, должно быть, чувствовали себя Иосиф и Мария…
Однако в эту ночь в поле возвещается весть о рождении нового Царя! О происходившем там знают все дети. Глубокая ночь. Тишина. У костра сидят пастухи, сторожащие свои стада. И тут вдруг как будто среди ночи кто-то включил необычайно яркую лампочку. Только представьте себе: темнота… и вдруг внезапно зажигается яркий свет. Сначала человек ослеплен и ничего не видит. Но потом, потом к своему изумлению пастухи видят Господнего ангела, стоящего перед ними. Как именно он выглядел, мы не знаем, но читаем, что пастухи испугались его до смерти! Таким удивительным был этот свет. Настолько удивительным был этот ангел с небес.
Однако ангел говорит: «Не бойтесь, не бойтесь же! Я пришел возвестить вам великую радость! Родился Спаситель, Иисус, в городе Давида!»
Невозможно себе даже представить, как это все происходило. Как мы читаем в Библии, когда является ангел, это всегда потрясающее событие. И о случае с Захарией, и о случае с Марией мы читаем, что они «смутились» и «устрашились», когда им явился ангел. А теперь тем более – ведь все происходит среди ночи!
Трудно передать царившую там атмосферу. Я думаю, что в этом и мы, благодаря традиции, ошибаемся. Мы представляем себе, будто бы ангелы поют веселые песни под бубны и флейты. Будто бы по вечерам ангелы мило приходят петь песни у костра. Но это вовсе не милый визит! Появление ангелов навевает страх. Оно не обещает ничего доброго. Святой ангел Божий запросто появляется в этом грешном мире. Человек пугается такого зрелища. Что это? Нападение свыше? Небесный обыск? Неужели грешных людей поднимают с постели, чтобы те держали ответ перед небесным Судьей за свои поступки? Неужели их, как злоумышленников, ловят ночью?
Появляется необыкновенно яркий свет. Кажется, будто беспощадный прожектор пронзает тьму. Однако это вовсе не похоже на то, как во время войны прожекторы освещали воздушное пространство в поисках цели для уничтожения. Нет, здесь возвещают о Царе мира. Небесный прожектор ищет людей, которые должны услышать великую новость и могут её воспринять. Небесная весть передается на землю: так Бог любит этот мир, что посылает Своего Единородного Сына! Мрак должен отступить перед светом.
Там, в поле Ефрафы, величие Господа озаряет пастухов! Господне величие известно нам ещё из Ветхого Завета. Это величие проявлялось в огненном столпе при исходе из Египта. Это величие было также на Хориве, когда Господь даровал Закон. Это величие обитало также в скинии. Когда Моисей вышел к людям, его лицо сияло. Тогда ему пришлось даже накрыть лицо, потому что люди не могли смотреть на него. Это величие ослепительно для людей, и именно по этой причине его почти всегда скрывает Господь, но теперь оно сияет. И это знак, что Бог снова поселяется среди Своего народа. Величие, которое смертельно для грешников, теперь сопровождает добрую весть! Грешные люди попадают под лучи Божьей милости.
И это только начало! Так как говорит ангел: «Я возвещаю великую радость, которая будет всему народу». Сейчас только пастухи видят происходящее, но вскоре весь народ будет освещен величием, исходящим свыше. Прожектор Божьего величия направлен на грешников. Но этот прожектор управляется рукой Бога-Отца. Его спасение станет уделом всего народа, говорит ангел. Ведь сегодня родился Спаситель. Не кесарь Август, не земной освободитель, а Христос, Господь, в городе Давида!
Величие Господа сияет в Ефрафе. Ефрафа… Это означает: в этом падшем мире льется свет.
Ефрафа – это действительно наш мир. Ефрафа – это место, где Рахиль родила своего второго сына. Бенони назвала она его – сын моей печали. Сын, которого она желала всей душой, и о рождении которого она долгие годы молилась и боролась. Этот сын стал её смертью. Рахиль умерла в муках рождения. Иаков похоронил свою любимую жену по дороге в Ефрафу. Странник без пристанища; могила – просто у дороги. Такой неустроенной была жизнь детей Божьих. И когда Иаков ещё оплакивал свою жену, Рувим переспал с Валлой, наложницей Иакова – таким грешным был мир Ефрафы. На полях Ефрафы Божий народ был наказан за свои грехи. Рахиль оплакивала своих детей, потому что им предстояло быть изгнанными или убитыми. Вскоре вновь будет слышен плач, когда Ирод прикажет убить детей Вифлеема. Наш мир – это одна цепочка войны и насилия.
Однако в окрестностях Ефрафы Давид пас свои стада. И там же он был помазан на царя – Христос, помазанник Ветхого Завета! Бог послал в этот мир луч света надежды.
Ефрафа – о ней говорит Михей (5,2): «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть владыкою в Израиле и Которого происхождение изначала, из дней вечных». На полях Ефрафы родился великий Сын Давида. Христос, Который принесет благодать и спасение в этот грешный и падший мир!
Пастухи в растерянности. Они не могут поверить своим глазам и ушам. Может, это сон? Ведь это вовсе не похоже на действительность. Спасение – в этом мире? Однако ангел дает им знак – «Вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях!» Тем самым подтверждается небесная весть о спасении для этой земли. Божья небесная благодать нисходит на эту землю. Всего лишь Младенец – не может быть проще, и Он так же как все дети в те времена укутан в пелены. Однако Он положен в очень странном месте – в кормушке для животных! Ясли – беднее уже некуда. Детская спальня без каких-либо удобств.
Но ангел говорит: теперь это знак о спасении для грешников – смирение, слабость, бедность этого Ребёнка. В этом проявляется благодать Божья с небес! Спасение доступно всем, поскольку Бог немыслимо уничижается. Кажется, будто Бог говорит: бедность яслей – это ваша бедность. Вы, люди, именно таковы – странники без крова над головой, для которых нет нигде места, никакого пристанища. Видя такую нужду, Бог спускается с высоты, чтобы нас отыскать. Так Бог приходит к нам. Он не стыдится нас, странников, а во всем уподобляется нам! Всевышнего Господа воинства небесного можно найти в кормушке в Вифлееме.
Как современный человек, живущий в мире ТВ-роликов, вы можете подумать: неужели это реклама Божьего Царства? Если людей следует убеждать именно таким образом, то это тернистый путь. Да, это и есть тернистый путь, которым идет Иисус! Однако это единственный путь – путь страданий от яслей до креста.
Но все же бедность Этого Младенца и величие Бога дивно сочетаются. Это знак, что грешные люди чудесным образом все-таки принадлежат Богу. Чудесный обмен: мы становимся царскими детьми, поскольку Сын Царя уничижил Себя. Его бедность – это наше богатство. В яслях встречаются небо и земля. Смертные могут жить. Благодать с небес опускается в ясли в Вифлееме.
2. Младенец в яслях – наше спасение. Этот Младенец прославляется небесными жителями.
Как только ангел произнес эти слова, возле него сразу появилось большое небесное воинство, восхваляющее Бога! Вовсе не милые ангелочки, которые резвились в небе, воспевая песни, а сильные воины. Они сильнее воинства диавола! Они поют не сладкие песенки, они прославляют Бога – громко, оглушительно! В тексте, кстати, ничего не сказано о том, что они поют! Это хоровая декламация. Они восклицают и возвещают хвалу Богу и победу Младенца в яслях. Не пропустите этот знак смирения из Вифлеема. Ведь именно Он – Военачальник ангелов! Ангелы восклицают свои небесные славословия: Слава в вышних Богу! На земле мир! В людях благоволение! Они чествуют Бога! Они восхваляют Бога за Его удивительный план спасения.
Какое могущественное воинство! Но, к счастью, это мирная сила. Слава! Небесные воины мира. Они пришли не забирать беззаконников. Они рассказывают беззаконникам о том, что существует прощение. Оправдательный приговор на Божьем суде. Оправдательный приговор в Божьем Дворце мира. Всё благодаря Младенцу в яслях.
После грехопадения Бог мог уничтожить весь мир, как горшечник превращает неудавшееся изделие снова в кусок глины и делает из нее что-то другое … Так и Бог мог начать всё сначала. Однако Бог продлевает дни жизни нашего мира. Он проявляет к людям благоволение. Воинство ангелов воспевает безмерную любовь Бога. Бог дарует людям милость.
В людях благоволение… Некоторые считают, что так говорить нельзя. Бог не любит людей. Он любит только Своих детей. Но тогда они искажают данный вопрос. Ведь его суть состоит не в том, кто становится блаженным или кто считается избранным. В данном случае Божье спасение возвещается всему творению. Это должны услышать все! Речь идёт о радости, которая выпадает на долю всего народа. Так через некоторое время Иоанн Креститель будет свидетельствовать о Свете Христа, чтобы все через Него уверовали. В Ин. 1 говорится, что этот Свет просвещает всякого человека, приходящего в мир. Так Евангелие доносится до всех и каждого. Никто никогда не сможет сказать, что по Божьейвине он не смог войти в небесные обители, поскольку Бог объявляет о Своём спасении всему творению. Апостол Павел пишет: объявилась Божья милость, которая приносит спасение всем людям! Эта небесная новость является благословением для тех, кто вместе с ангельским воинством восхваляет Рожденного в Вифлееме, кто присоединяется к хору воинов в Ефрафе.
Однако эта новость несет смерть для тех, кто ей противится! Для тех, кто ведет себя как враг и сопротивляется небесному воинству. Тогда их как военных преступников ловят и приводят на Божий трибунал!
«Мир на земле», но как часто мы наблюдаем совсем обратное. Кажется, будто Бог все ещё откладывает этот мир на потом. Но это только так кажется, в действительности всё совсем иначе. Бог не откладывает окончательный мир на потом, но Он терпелив – Он желает, чтобы ещё больше людей обратилось к Нему. Поэтому празднованием Рождества мы снова и снова объявляем о том мире, о котором возвещали ангелы!
«Мир на земле» – это похоже на послание неземных существ. Когда на поле Ефрафы исчезает свет, тьма кажется ещё гуще, чем когда-либо. Неужели это был сон? Галлюцинация? У пастухов таких вопросов не возникало.
«И стало так, когда ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось» – здесь снова мы встречаем это слово! Нет, ангел не сказал, что они должны отправиться в Вифлеем. Они сами так решают. Они реагируют на то, что сделал Бог. И эта реакция – Божья работа.
Знак, о котором говорил ангел: вы найдёте какого-то Младенца в каких-то яслях. Теперь же они действительно находят этого Младенца в этих яслях! Они сопоставляют слова ангела с увиденным Младенцем Иисусом. Не услышав той вести, которую принес ангел, и громогласной песни хвалы ангельского воинства, они бы никогда не поверили, что этот Ребенок особенный.
Просто невероятно. Они смотрят на Ребенка и верят: этот Младенец – мой Податель блаженства. Этот Ребенок, о Котором заботятся Иосиф и Мария, обычный плотник и его молодая жена, этот Младенец – спасение всего мира. Бог доверил Его двум людям. Это маленький Ребёнок, рассматривающий все большими глазами, Который может заплакать, Которого нужно кормить и одевать. И это мой Податель блаженства.
Как радостно должно было быть Иосифу и Марии! Им казалось, что они совсем одни в этом чужом городе в темной ночи. Но Бог послал весть о рождении, и пастухи её приняли. И теперь они могут всё это передать Иосифу и Марии.
Что же могли сказать крепкие пастухи Иосифу и молодой маме Марии? Заботьтесь о Нем хорошо, ладно? Ведь это также и наш Податель блаженства…
Трогательно – Божий Сын становится уязвимым человеком. Он может заболеть, упасть, пораниться. Вот насколько близко стал Бог к людям в лице Христа. Он должен был стать таким уязвимым, чтобы нас спасти. Свет мира должен был так унизиться в этом темном мире. Так Предвечный Бог посылает спасение простым смертным.
Мы также сегодня можем уверовать вместе с пастухами. Бог зажег свет во тьме. Он зажег свет в жизни пастухов. Он также зажигает этот свет и в вашей жизни. Поверьте! Этот Младенец в яслях – наш Всесильный Бог, наш Вечный Отец, наш Князь мира! Велико Его владычество и бесконечный мир, который Он приносит (Ис. 9,7). Через Иисуса мы становимся Божьими детьми! Слава Богу! Мир на земле! В людях благоволение!
Йос Колейн
Этот материал еще не обсуждался.