Уильям Баркли
Секрет довольства
Секрет довольства
Уильям Баркли
Довольство представляет собой одну из наиболее труднодостижимых христианских добродетелей. Приблизительно четыреста лет тому назад Джеремая Барроус говорил о христианском довольстве как о «редкостной жемчужине». Можно смело утверждать, что довольство непопулярно в наши дни так же, как во времена жизни Барроуса. Кроме того, оно также является одной из самых ключевых добродетелей. Довольный своей жизнью христианин лучше остальных осознает Божье владычество и пребывает в нем. Довольный своей жизнью христианин доверяет Богу, имеет чистое сердце и больше всего желает, чтобы Бог употребил его как только Ему будет угодно.
Мы живем в мире, который порождает недовольство. На каждом шагу нам напоминают о том, что для того, чтобы стать счастливым, необходимо иметь больше вещей, меньше морщин, лучше отдых и меньше проблем. Но, в конечном счете, основная проблема – это греховное человеческое сердце. Мы часто недовольны своей работой, брачными отношениями, своими церквями, семьями – большинством сфер нашей жизни. Очень легко утратить надежду на то, что мы когда-либо сможем достичь довольства. Но Библия учит нас не только тому, что мы должны быть довольны (Евр. 13:5), но она также говорит о том, что мы можем быть довольны.
Именно об этом пишет апостол Павел в главе 4 Послания к Филиппийцам:
«Ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (ст. 11-13).
Дважды в этом отрывке Павел говорит о том, что он «научился» быть довольным. Довольство не приходит естественным путем в греховное человеческое сердце. Мы нуждаемся в Божьей благодати, чтобы она укрепила нас и изменила наши сердца. Но на нас также возлагается ответственность самим учиться быть довольными. Это требует усилий.
Однако тот факт, что Павел говорит о «секрете» или «тайне»[1] довольства, указывает не только на то, что довольство не приходит естественным путем, но также и на то, что само стремление к довольству абсолютно противоречит человеческому образу мышления. Например, чаще всего окружающий мир учит тому, что для достижения мира в своей жизни необходимо избегать сложных ситуаций, которые являются причиной неприятностей или же не приносят удовлетворения. Но Павел ясно указывает на то, что он научился быть довольным как в хороших, так и в плохих жизненных ситуациях, включая пребывание в тюрьме, откуда он и написал это послание. Кроме того, мирской образ мышления относительно довольства и материальных вещей кардинально отличается от христианского. Мышление «чем больше, тем лучше» учит тому, что для достижения удовлетворенности жизнью нам необходима либо какая-то вещь, либо какое-то приспособление. Кроме того, существует мирское мышление под названием «простота жизни», которое гласит, что удовлетворенность приходит благодаря избавлению от вещей и жизни в скудости. Однако Павел говорит, что он научился быть довольным, когда насыщался и когда терпел голод, в изобилии и в скудости. Хотя в понимании того, что мы не должны постоянно стремиться к земным вещам, есть некая библейская истина, исключительно простой образ жизни не гарантирует наличие у человека довольного сердца.
По иронии судьбы в большинстве случаев наибольший «секрет» довольства заключается в том, что для его достижения мы должны быть исполнены недовольства. Как говорит Барроус, удовлетворенный своей жизнью христианин – это «самый довольный человек во всем мире, и в то же время, самый неудовлетворенный человек в мире». Если мы вспомним главу из Послания Павла к Филиппийцам, которая предшествует классическому отрывку о довольстве в главе 4, то увидим в ней выражение решительной неудовлетворенности апостола:
«Не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3:12-14).
Абсолютно противоположно довольству, которое Павел описывает в главе 4, недовольство, о котором говорится в главе 3, и оно является необходимой составной частью истинного христианского довольства.
Обратите внимание на то, что довольство – это не самоуспокоенность. По сути, довольство требует святого честолюбивого стремления. Что это за святое честолюбивое стремление? Для того чтобы правильно понять значение слов Павла, когда он говорит о том, что чего-то не «достиг» (3:12), нам необходимо обратиться к стиху 10: «…чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его». Довольный своей жизнью христианин знает Христа, но несмотря на это, он неустанно стремится лучше познать Его. Это познание Христа приходит через Слово, молитву и поклонение. Оно также приходит через активное служение, которое Павел как раз и описывает в этих стихах. В своем служении Павел желает познать силу Христа, разделить страдание Христа, которое грядет на Его рабов, и уподобиться Христу в Его смерти – умереть для себя и самоотверженно посвятить свою жизнь служению.
Барроус заявляет: «Сердце, открытое для Бога, не может быть наполнено ничем иным как только Богом». Именно в этом, в конечном счете, и заключается «секрет довольства»: знать Христа, но стремиться познавать Его еще больше во всех сферах своей жизни. Когда мы знаем Его и стремимся еще больше познать Его, мы становимся подобными Ему. Когда мы знаем Его и стремимся еще больше познать Его, мы покоимся в Его Провидении и заботе, а также откликаемся на Его призыв к нам – стремиться исполнять не свои планы, но довольствоваться Его замыслом для нашей жизни.
Нас ободряет тот факт, что добродетель, приобрести которую нам самим не под силу, все-таки, является достижимой. Подобно Павлу мы можем «все в укрепляющем Иисусе Христе».
Этот материал еще не обсуждался.