30.03.2014
Скачать в других форматах:

Эгберт Бринк

Образцовая молитва

9 Иавис был знаменитее своих братьев. Мать дала ему имя Иавис, сказав: я родила его с болезнью. 10 И воззвал Иавис к Богу Израилеву [и] сказал: о, если бы Ты благословил меня Твоим благословением, распространил пределы мои, и рука Твоя была со мною, охраняя [меня] от зла, чтобы я не горевал!.. И Бог ниспослал [ему], чего он просил.

(1 Парал. 4:9,10)

 

«Успех гарантирован! Достаточно помолиться с сильным желанием, и Бог даст то, что ты попросил у Него». Примерно с такими комментариями молитва Иависа всевозможными способами используется для проповеди Евангелия процветания – в Америке, Африке и Европе.

Эти проповедники говорят: проблема не в том, что Бог не готов услышать молитву. Проблема в том, что мы недостаточно хотим. Мы проявляем недостаточно смелости попросить у Него. Бог охотно подаст все, что мы попросим, если мы будем просить ревностно и пылко.

 

Бедняга

Ты наречешься Иавис. Такое имя вовсе не радует. Вероятно, оно означает что-то вроде «бедняга» или даже «негодяй». Некто приносящий боль и трудности, несущий беду. Кто даст такое имя своему ребенку? Какая муха укусила мать, давшую такое имя? Она объяснила это тем, что у нее были тяжелые роды. Роды, прошедшие с большими болями и трудностями. Есть достаточно женщин, которые проходили через подобное. Они говорят: «Никогда больше». Часто это чувство исчезает, когда они держат на руках своего ребенка. Бог еще в раю сказал Еве: «умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей» (Быт. 3:16). Мать Иависа вполне это испытала на себе. Но есть еще один момент. Она запечатлевает свое несчастье в имени Иавис. Возможно, в то время у нее еще что-то не ладилось. Она только что пережила тяжелые роды, но не только это послужило причиной того, что она дала такое мрачное имя родившемуся сыну. В свое время другая мать, Рахиль, тоже дала мрачное имя, когда родила второго сына. Она не оправилась после родов и не могла насладиться своим сыном. Она умерла от боли. Ожесточенная и безотрадная, она назвала свое дитя «Бенони» – «сын скорби». Иаков, ее муж, поправил ее. Он назвал сына «Вениамин», «сын радости». Он словно сказал: «добро пожаловать, милое дитя!»

Но в нашей истории отца не видать. Здесь отец не говорит: «нет, я не хочу, чтобы моего сына звали так». Матери очень тяжело на душе. Свое мрачное настроение она запечатлела на своем малыше. Так, словно ее горький опыт в начале жизни ее сына «задал курс» для остатка его жизни. Здесь не проявляется вера; здесь мы видим мало надежды на будущее или вообще никакой надежды.

 

Воодушевление среди развалин

Прежде чем быть строгими к ней, мы должны понять, что ее жизненные обстоятельства определенно не приносили никакого ободрения. Она жила во времена судей. Если вы читали о тех временах, вы знаете, насколько мрачными они были. Обычным делом были постоянный голод, ужасное распутство, межплеменная война. Каждый делал то, что ему казалось справедливым. Процветал индивидуализм: каждый сам за себя. Это приводило к разобщению. Постоянно осуществлялись вторжения извне. Поэтому место проживания было нестабильным. О расширении территории можно было вообще забыть. Ведь племена Израиля были слишком «вялыми». Они все больше и больше приспосабливались к окружающему их миру. Среди них преобладало мнение, что ничего хорошего им не светит. Все это могло отразиться на этой израильтянке. Обстоятельства, в которых жил ее народ, обращались против нее. Ничего хорошего она не ждала. Пред нами предстает ожесточенная женщина, которая выражает свою подавленность в наречении своего сына мрачным именем (ср. 1 Цар. 4:21).

Автор книги Паралипоменон не мог не упомянуть имя Иависа в родословиях. Своей книгой он хотел ободрить читателей, которые тоже находились в непростой ситуации. Некоторые возвратились из изгнания. А их родина была в развалинах. Кто же ее обустроит, к тому же находясь в меньшинстве? Где начинать? Можно догадаться, что им приходило в голову: чтобы больше такого не было никогда!

 

В Божьем распоряжении

Иависчеловек, который не сдается просто так. Он не смиряется с тем, что назван так. Он не пассивен, не смирился со своей судьбой. Он начинает свою молитву словами: Бог Израилев. Имя Израиль получил Иаков, когда боролся с Богом. Иавис теперь призывает этого Бога, Который снова и снова доказывал, что Он заступается за Свой народ. Он освобождал их во многих ситуациях. Они думали: больше с нами ничего не случится.

Иавис говорит о своем проклятии в пылкой и ревностной молитве. Он употребляет формулу обета: «Если Ты сделаешь это, то я сделаю то». Нечто подобное говорила в свое время Анна: «Если ты дашь мне ребенка, я посвящу его Тебе». Да, это прямое настаивание, но это не желание добиться своего силой. Звучит сильный призыв. Кроме того, Иавис не конкретизирует, что он задумал. Он ограничивается следующим: если Ты благословишь меня, если расширишь пределы мои, если Твоя рука будет со мной, если охранишь меня от зла, тогда… А далее он не конкретизирует. Очевидно, оставшееся должен определить Сам Бог. Он предоставляет себя в Божье распоряжение.

 

Расширение территорииблагословение?

В первую очередь: благослови меня. Возможно, здесь подразумевается процветание, благосостояние? Ведь Иавис молится о расширении его пределов. То есть чтобы получить больше земли, стать богаче, быть успешнее. Однако расширение пределов следует отнести ко времени судей.  Бог поделил землю Израиля; каждое племя получило назначенную часть. Для каждого племени отводился участок; разделение проводилось под руководством Иисуса Навина. Но многие просто оставили все это и не получили земли. Они уже не хотели участвовать в дальнейшем изгнании хананеев. Это имело пагубные последствия, ведь хананеяне были Божьими врагами и угрожали религиозным и этическим основаниям Израиля. Бог предупреждал Свой народ, что хананеи принесут им много хлопот. И так и произошло, потому что они увели детей Израиля к жизни без Бога. Подавленные, израильтяне не предпринимали никаких действий. Так обстояли дела во времена судей. Это сравнимо со временами после изгнания (именно тогда была написана книга Паралипоменон), когда израильтяне вернулись в землю обетованную. Их словно парализовало: возможно ли противодействовать? Что мы будем делать, если никто не будет слушать?

Таким образом, Иавис молит не просто о большом куске земли или о шикарной жизни. Он апеллирует к тому, что Бог обещал касательно земли. Он взывает к Самому Богу. Он вовсе не в мрачном настроении, он не пал духом и сохраняет надежду. Он ищет прибежища в Боге. Он идет еще дальше: да будет рука Твоя со мной. Охрани меня от зла, отдали его от меня. Не позволь злу терзать меня и подчинить себе. Невзгоды, противодействие, нарушение связи с Богом – вот что больше всего беспокоит его. Он молит об этом, призывая высочайшее имя: Бог Израиля.

 

Щедрый отклик

Бог услышал молитву Иависа и сделал прямо все то, что он просил. Иавису удается умолить Бога, он становится «знаменитее своих братьев». Он становится важным человеком. Посмотрите, что он получил! Вот что стало из прошлой скорби. Он получил расширение своих пределов, которое было когда-то обещано. Все было с ним хорошо. Его невзгоды остались в прошлом. Иавис получил простор – в прямом смысле и переносном. Его молитва показывает, что от Бога можно ожидать многое. Молитва, преодолевающая негативизм, мрачность и всякий пессимизм. Не надо недооценивать силу молитвы, если надеетесь на Божью помощь.

Если внимательно прочесть молитву Иависа, то это не молитва об успехе. Не о том, чтобы получать еще и еще. Так, словно Бог зависит от наших хотелок и удовлетворяет их. Это трогательная молитва, в которой молящийся сильно взывает к Богу и предоставляет себя в Его распоряжение. Это прекрасное оружие против фаталистского мышления: «из этого ничего не получится, это обречено на неудачу».

Теперь обратимся к Новому Завету. Да, Иисус не приобрел никакого удела земли, который могли бы унаследовать христиане. Для Его последователей уготован совершенно другой мир (Мф. 5:5 и Рим. 4:13). Это новое «расширение пределов» обещано Богом; там нам уготованы окончательные жилища. Обещанная земля для Иависа была ни больше ни меньше как задатком. После прихода Христа обетованная земля – это новая земля. Теперь приоритетна молитва о Божьем царстве. Она обладает огромной силой, если выучитывая приход Божьего царства – предоставляете себя в Божье распоряжение. Бог может дать больше, чем мы можем сделать или помыслить. Успех или удача не приходят без Бога. «Благослови нас» означает фактически то же, что «будь с нами». Освободи меня от негативной спирали. Если Он не пожелал Своего Сына, но отдал Его за нас, то не дарует ли Он нам с Ним и всего? Он даст все, кроме того, что отдалит нас от Него. Это благословение, ибо Его благодать, которую Он сообщает нам, сильнее всего, что мы можем противопоставить ей.

 

Эгберт Бринк

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.