30.03.2014
Скачать в других форматах:

Эгберт Бринк

Как глина в руке горшечника

«не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему? говорит Господь. Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев» (Иер. 18:6).

 

Он может возделывать нас, а может и разрушить. Мыматериал в Божьих руках. Он может поступить с нами так, как посчитает нужным. В этом состоит свобода художника. Мы созданы так, как Он замыслил нас.

 

Этот образ использует и апостол Павел. Бог свободный и суверенный. «Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?»» (Рим. 9:20). Но, если присмотреться внимательно, Иеремия использует образ горшечника по-иному.

 

Мастерство

Иеремия получает задание пойти посмотреть на обыденную картину – на горшечника во время его работы. Горшечников можно было повсюду найти на древнем Среднем Востоке и во многих частях Африки. Они уже в то время работали двумя кружалами (Иер. 18:3). Поворотный круг был прикреплен вертикальной осью к другому глиняному кружалу. Нижнее кружало приводилось в движение ногой, так что начинало вращаться и верхнее. Вначале кусок глины был бесформенный, но, вращаясь, он приобретал вид. Руки мастера придавали ему форму. Он выворачивал глину наверх и формировал ее согласно своему замыслу. Как и всякий человек на своей работе, горшечник хотел сделать нечто красивоетакое, что можно показать другим. Для этого ему требовалось много терпения и художественного мастерства.

Только в тот раз, когда Иеремия наблюдал за горшечником, у того ничего не получилось (18:4). Глина внезапно выскользнула из-под пальцев горшечника. Ничего не получалось так, как хотелось. Глина упрямо не поддавалась замыслу горшечника и не приобретала желанной формы. И даже признанный мастер не мог ничего сделать с этим куском.

Тогда горшечник убрал все, с чем он работал, с кружала. Он заново сделал из всего этого бесформенный кусок и начал опять лепить. Ведь он хотел, чтобы получилось что-то годное и отвечающее его цели. И он продолжал до тех пор, пока не получилось то, что он замыслил. Именно то, что он себе определил (18:4). Горшечник терпеливо работал со своим материалам, хоть тот и был неподатливым. Хороший горшечник знает, как справиться с глиной.

 

Живой материал

Здесь говорится не о готовом горшке или вазе, а о материале, которому еще только предстоит приобрести форму (18:3). Материал все еще живой, подвижный и может принять иной вид. Горшечникэто Бог, работающий над приданием формы. Он хочет вылепить нас согласно образу, который Сам задумал. В этом должен поучаствовать и сам материал. Творец-Горшечник может что-то сделать только тогда, когда мы позволим Ему это. Что-то хорошее может получиться только тогда, когда мы будем содействовать, а не препятствовать. Творец создал нас как живой материал, имеющий свою ответственность. Здесь участвуют и Бог, и человек. Творческий талант горшечника огромный. Он придает форму материалу, но и материал должен содействовать. От его реакции также зависит то, что же в конце концов получится. Ничего не происходит автоматически. Бог требует ответа. Он серьезно относится к людям, выстраивая с ними открытые отношения. Он борется за сердце человекаподобно тому, как горшечник борется с неподатливой глиной и превозмогает.

 

Непослушный материал

Но до чего неподатлив этот материал! Он никак не содействует, ни чуточку. Он не делает то, что хочет от него Творец. И у Творца ничего не получается с этим негодным, непослушным материалом. Из-под Его рук не выходит ничего прекрасного. И в этом нет никакой вины Бога, Горшечника. Его замысел, познания, искусность, намерения совершенны. Но материал не позволяет себя сформировать. Он не гибкий, а твердый. Он не поддается. Люди не позволяют сформировать себя согласно благородному замыслу Творца.

Если рассмотреть то, что происходило во времена царя Иоакима (4 Цар. 4), вы можете легко представить эту картину. Бог сделал так много, чтобы сформировать Свой народ и еще раз обновить его во время правления благочестивого царя Иосии. Казалось, вот пришло время раскаяния и исправления. Однако первые признаки преобразований оказались обманчивыми. Все вновь оказалось важнее, чем Бог: растущее благосостояние, притягательная сила свободных сексуальных отношений, политические лобби и дипломатические договоренности, надежда то на одного сильного соседа, то на другого. А живого Бога между тем игнорировали и не принимали в расчет.

Как констатировал в Свое время великий Пророк Иисус, чего только ни предпринимал Бог, чтобы собрать их, но они не захотели (Мф. 23:37). Такое отношение обречено на неудачу. Тот, кто не позволяет Бог формировать себя и остается без Него, потерпит неудачу. Прекрасный образ, который задуман Богом, не станет, к сожалению, реальностью.

 

Терпеливое преобразование

Утратит ли Бог терпение? Это вполне можно ожидать. Если материал больше сопротивляется, чем содействует, и предпринимаемая Богом работа терпит неудачу, тогда Он не будет бесконечно пытаться что-то сделать из этого материала. Тогда настанет момент, когда Он начинает заново, как и горшечник. Это характерно для Бога.

Если глина не позволяет себя слепить, Бог не сдается. Он не останавливается на горьких неудачах. Он не выбрасывает неудавшиеся куски глины. Он сжимает куски глины вместе и начинает опять. Он исполнен терпения и стойкости. Он не успокоится, пока не закончит работу. Он делает все, чтобы сформировать Свой народ, каким бы упрямым и непослушным он ни был.

Иеремия пытается вновь склонить Божий народ к тому, чтобы они предали себя в руки Бога-Горшечника. Со Своей стороны Он готов и хочет слепить еще нечто прекрасное из той же глины. Если не по ее желанию, то тогда против ее желания. Иногда формирование требует сильной руки и большого напора. Бог не перестает работать над Своим народом, чтобы сформировать его. Даже если это приводит к тому, что Бог в любви к Своему народу должен стать уязвимым – на виду у всех народов. Но этому есть конец. Если глина более не отвечает своей цели, горшечник делает из нее что-то другое. Качество и готовность глины также влияют на то, что он с нее слепит.

 

Живое обращение

Наш Бог – как горшечник. Он может свободно распоряжаться Своим материалом. Он может его возделывать, а может и разрушить. Но мы сейчас не на это обратим внимание. Здесь речь больше о том, что Бог серьезно относится к нашей ответственности.

Ведь Бог – не молчаливый горшечник (18:6). Обращаясь к нам на протяжении веков, Он ищет общения. Он возвещает Слово через Иеремию и ожидает ответа (18:9-10). Так Бог поддерживает отношения с человеком живыми и открытыми. Бог говорит о Своих замыслах и призывает к отклику. План, о котором проповедует Иеремияэто план бедствий. Нравится это пророку или нет, но он должен противостоять всем, кто проповедует, что все будет хорошо. Пророк говорит: если вы будете продолжать в том же духе, попадете из огня да в полымя. Вас ждет упадок. Лучше живите, изменяйтесь!

Но должно быть ясно: это не неизбежный рок. Даже когда раздаются серьезные угрозы, когда проповедуется наступление величайших бедствий, есть всегда возможность раскаяния. Бог не списывает людей заранее. Он продолжает обращаться к ним, вплоть до последнего момента. Сказанное Им не надо считать неумолимым роком. Конечно, Божьи слова следует принимать со всей серьезностью: Он подразумевает именно то, что говориткак родитель, который действительно чем-то грозит своим детям. Но он всегда оставляет возможность для раскаяния. Бог никогда не действует слепо и не становится заложником Своих слов. Он принимает во внимание изменяющиеся обстоятельства и призывает нас к ответственности. Остается пространство для изменений. Бог сохраняет чуткость к раскаянию.

Иеремии тогда это не сулило ничего хорошего. Бог даже запретил ему заступаться за народ (7:16 и далее). Настолько неподатливым и неисправимым был их склад ума. Свое упрямство и нежелание раскаяться они выражали ясными словами (18:12). Бог уже столько раз обращался к ним, что уже не рассчитывает на их обращение. Он хорошо знает их и глубоко понимает их настроения. Но именно здесь проявляется Его милосердие. Он показывает им их упрямство и все еще оставляет возможность для раскаяния. Вот насколько живым есть Его обращение с людьми. В Его самых серьезных угрозах обнаруживается Его любовь. Пророчество о несчастьях находит свое самое ценное исполнение тогда, когда оно не исполняется по причине обращения людей.

 

Гибкий план

Бог воздерживается от исполнения Своего плана (18:10). Когда-то это выражали такими словами: Бог раскаялся. Возможно ли это? Неужели Бог «регулирует» Свои твердые намерения? Неужели у Него тогда нет никаких определенных планов? Он свободен отказаться от Своих замыслов. Но это не означает, что Он изменяет Свои мысли или что Его план не удался. Божий план – открытый и гибкий. Он обращается с людьми не произвольно, но в то же время свободно. Он соответственно реагирует на действия людей и так реализовывает Свой план. Он достигает Своих целей, но может это сделать посредством радикального изменения курса. Он принимает во внимание все возможные сценарии. Если человек реагирует так-то, то Он поступает с ним так-то. Если же человек реагирует по-иному, то и Бог с ним поступает по-иному. Бог связан лишь Самим Собой. Он не связывает Себя последствиями человеческих поступков, так словно Он обязан действовать в соответствии  ними. То, что в прошлом Бог делал или говорил, не ограничивает Его свободу над будущим. Он может изменить Свой план в соответствии с обстоятельствами, в которых замешаны решения людей.

 

Бог сравнивает Себя с Горшечником, который был и остается творческим человеком. Бог терпеливо работает над живым материалом и безошибочно реагирует на все изменяющиеся обстоятельства.

 

Эгберт Бринк

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.