22.05.2006
Скачать в других форматах:

Йохем Даума

Христианская свобода

ЧТО ТАКОЕ «СВОБОДА» ДЛЯ ГРЕКОВ?

На моей полке есть богословский словарь, толкующий значение слов Нового Завета, и часто словарная статья в нем начинается с объяснения, что это слово значило для греков. Многие слова из Нового Завета были знакомы язычникам. Они также говорили о боге, грехе, жертве, милости и свободе. И я думаю, что будет хорошо, если я начну с того, что расскажу вам о значении свободы для греков. Тогда мы лучше поймем, что Библия говорит об этом и также насколько по-другому Библия представляет свободу.

Греки использовали краткую формулировку: Свободна жизнь такого человека, который может идти, куда он желает. Свободен тот человек, который независим от других и имеет право самоопределения. Те греки, которые писали о свободе, уже умерли. Но греческий дух остался, потому что это обычная характеристика человека: желание индивидуума быть свободным, быть там и действовать так, как он хочет. Стремление к такой свободе присутствует в сердцах молодых и пожилых мужчин и женщин всех времен и народов.

Также есть и вторая характеристика греческой идеи свободы, которая связана с первой: истинная свобода предназначена только для свободных людей, в отличие от рабов. Раб, безусловно, не принадлежит себе. Он принадлежит своему хозяину, то есть – другому человеку. Он не может идти куда он хочет или делать то, что он хочет делать.

Как уже было сказано выше, не только греки, но и все люди в глубине своего сердца стремятся к свободе. И никто не хочет быть рабом. В конце концов, разве вы не хотите делать то, что вам приятно?

 

БИБЛИЯ ГОВОРИТ НА ДРУГОМ ЯЗЫКЕ

Я не хочу много говорить о свободе в понимании греков и о том, как большинство людей обретают свободу, или хочет обрести ее. Я хочу рассмотреть, что Библия говорит о свободе. Кратко, я хочу поговорить о христианской свободе. Сейчас кроме слова «свобода» появляется еще одно слово, которая также есть и в названии работы – «христианская» (свобода). И это слово «христианская» дает слову «свобода» очень особенное значение. В действительности, эта свобода абсолютно противоположна свободе греков.

Греки говорили: «Кто свободен? Человек, который может сказать: я принадлежу себе». Но апостол Павел говорит: «Кто свободен? Свободен тот человек, который говорит: Я не принадлежу себе». (1 Кор. 6). И этот же апостол, который так прославляет свободу христиан, говорит: «Я – раб Иисуса Христа». Это ведь полная противоположность тому, чего хотели греки. Грек хочет идти куда он хочет и делать то, что ему угодно, но Павел (и все Писание вместе с ним) говорит нам: «Вы не принадлежите себе, вы принадлежите Богу, Христу. Ваше тело, разум и дух находятся в распоряжении вашего Господа Иисуса Христа». Свобода? Конечно, но только как рабы Иисуса Христа в полном смысле этого слова.

Это подразумевает очень сильную зависимость. Это та зависимость, о которой мы читаем в Гейдельбергском катехизисе, воскресный день 1. Плотью и духом, в жизни и смерти я не принадлежу самому себе, но принадлежу Иисусу Христу. Но что удивительно здесь –такая зависимость и есть наивысшая свобода. Это может показаться вам странным, но я надеюсь все объяснить.

Христианская свобода связана с Иисусом Христом. Такая свобода означает быть свободным от самых ужасных сил, которые могут поработить нашу жизнь. Мы назовем три таких силы: власть греха, власть смерти и власти закона.

 

СВОБОДНЫ ОТ ГРЕХА

Мы свободны от греха. Это самое удивительное, чем может обладать человек: быть свободным от греха, который через наши собственные действия пришел и принес ужас в нашу жизнь. Сейчас мы можем сказать, что благодаря Христу грех уже не имеет власти над нами.

Очень важно, что парализованному человеку, которого принесли к Господу Иисусу Христу и который очень хотел получить исцеление, сначала Иисус сказал: «Чадо! Прощаются тебе грехи твои» (Марка 2). Потому что именно это дает исцеление. Вы можете быть хромым, слепым или глухим. Вы можете быть прикованным к кровати и никогда не выздороветь; но одно слово Иисуса Христа: «Чадо! Прощаются тебе грехи твои» дает вам удивительную свободу. Потому что теперь вы свободны от власти сатаны, под чьим господством находились. Вы свободны от рабства зла. Сейчас каждый день моей жизни может хорошо и начинаться и заканчиваться. Я могу молиться: «Господь, благодарю тебя, что мы можем дышать в мире, в котором Христос разрушил силу греха», и вечером, после плохого дня с множеством проблем, я все равно могу сказать: «Господи, благодарю Тебя в Иисусе Христе за то, что мы свободны». Я верю в прощение грехов.

Таким образом, мы уже назвали самый важный аспект нашей христианской свободы. Об этом самом важном аспекте можно прочитать в Гейдельбергском катехизисе, воскресный день 11. На вопрос: «Почему Сына Божьего называют Иисусом, то есть Спасителем?», не следует ответ, что имя Христа приносит что-то хорошее в нашу жизнь, например к слепым возвращается зрение, парализованные начинают ходить, глухие слышать и каждого человека ждет замечательное будущее и великолепная жизнь. Нет, ответ содержит в себе что-то выходящее за эти пределы. Имя Иисус значит, что Он – наш Спаситель и избавляет нас от всех наших грехов. Это самое важное. И это должно быть самым важным в вашей жизни. Я могу говорить как продавец, предлагающий товар, но если в нашей жизни не было прощения грехов, как часть свободы, да, как самое важное в нашей свободе, тогда мои дальнейшие слова бесполезны. Тогда мы отправимся в другое место в поисках нашей «свободы».

 

СВОБОДНЫ ОТ СМЕРТИ

Во-вторых, мы свободны от смерти. Смерть – это также ужасное рабство. Если вы присутствовали на похоронах кого-то из вашей семьи или общины, то у вас должно быть представление об ужасе смерти. И все равно мы, свободные люди, можем сказать после похорон: это был знаменательный день, потому что последний враг, смерть, был побежден. Мы может и должны говорить умирающим людям о всей серьезности их положения; мы не должны молчать о смерти, и ложью мы не сможем утешить семью умирающего. И поэтому мы говорим: Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Мы – больше чем победители через Иисуса Христа, Который возлюбил нас. С верой в воскрешения мертвых мы свободны, а без такого евангелия Павел считал бы себя несчастнее всех людей (1 Кор. 15). Можно также сказать: с такой верой вы свободны, а без нее – вы рабы. Какое это чудо – когда мы обретаем свободу от власти смерти. Сейчас я думаю о наших братьях, которых притесняют, которые не могут собираться вместе. Среди них есть парни и девушки, которые знают, что значит христианская свобода. Рабы Иисуса Христа, и поэтому – иногда смотря в лицо смерти – свободны.

В книгах о мучениках мы часто находим удивительные примеры этого. Я вспоминаю историю о смерти Поликарпа Смирнского. Ему было 86 лет, когда Христос призвал его, епископа из Смирны, умереть мученической смертью. Безусловно, палачи пытались убедить старого человека, что жизнь все еще мила, даже в 86 лет. «Поклянись императором, – сказали они, – и прокляни Христа». Но старик ответил: «Уже восемьдесят шесть лет я служу Ему, и Он ничем не обидел меня: как же могу хулить Царя моего, Спасшего меня?». Тогда палачи показали на огонь, который причиняет страдания – христианин чувствует это! – а он ответил: «Ты грозишь огнем, который час горит и вскоре гаснет, потому что тебе не известен огнь будущего суда и вечной казни, который уготован нечестивым». Пройдя через туннель, Поликарп обретет полную свободу. Этот человек, находившись в узах (долгое время он был в тюрьме) был свободнее, чем все те, кто стояли там, изумленные его словом.

 

СВОБОДА ОТ ВЛАСТИ ЗАКОНА

Мы свободны от греха. Мы свободны от смерти. Также мы свободны от закона. Однако я должен немного перефразировать это: мы свободны от власти закона. От отвратительной власти, которая говорит: ты должен сделать это, ты сделать должен то, а если ты этого не выполнишь, то тебя ждет вечная смерть. Человек должен исполнить требования закона, прежде чем сможет сказать: я заработал свое спасение. Здесь можно привести пример фарисеев, которые настолько объединили закон со своей доктриной спасения, что спасение необходимо было заработать посредством множества добрых дел. На это апостол Павел ответил: НЕТ. Мы свободны от смерти и греха, но также мы свободны от ига закона. Павел сказал это, вдохновленный Святым Духом. Лютер и тысячи других людей повторили это за ним. Сначала они из всех сил старались идти по пути спасения своими силами. Но они постоянно спотыкались о собственную плоть. Наконец-то они нашли Христа, Того, кто взял на себя проклятие закона. И вместе с ними мы говорим:

Я буду вечно крест прославлять! И закон не осудит меня, Христос понес на себе проклятие за мои грехи. Христос умер и приобрел благодать для меня. Я свободен от трех сил: греха, смерти и закона!

 

ИСПЫТЫВАЕТЕ ЛИ ВЫ РАДОСТЬ И БЛАГОДАРНОСТЬ?

Самое важное мы уже сказали. И у всех нас – кто вырос в реформатском мире, посещает церковные собрания, кто не повернулся спиной к молодежным группам по изучению Библии – может быть только одно отношение к услышанному: чувство благодарности и радости. Потому что мы свободы.

Свободны от греха – даже несмотря на то, что сила его все еще активна.

Свободны от смерти – даже если все мы должны пройти через туннель.

Свободны от закона – даже хотя иногда мы думаем, что мы сами можем протоптать себе путь на небеса.

Мы свободы и поэтому радостны. В такой свободе христиане встречают друг друга – в общине и других собраниях. В христианской свободе люди смотрят друг на друга, парни на девушек и девушки на парней. Также создаются семьи, в которых дети воспитываются в свободе во Христе. И благодарность за то, что Господь даст нам в нашей жизни. Особенно, когда мы молоды и хотим попробовать все сразу, мы должны четко понимать, в чем наша настоящая свобода.

Тот, кто благодарен за эту свободу, не будет ворчать о том, что позволено, а что не позволено. Когда сердце переполнено радостью из-за свободы во Христе, тогда необходимо совсем немного. Вы можете легко заметить разницу между стремлением к ложной свободе и благодарностью за истинную свободу. И среди нашей молодежи - откуда появляется недовольство и такие вопросы как: «Почему я не могу делать это или почему я не могу делать то?» Эти вопросы часто возникают именно тогда, когда молодым людям перестает нравиться ходить в церковь или они перестают принимать участие в группах по изучению Библии. Эти молодые люди еще не отдали свое сердце свободе, которую они имеют во Христе. И если вы этого еще не сделали, другими словами, если вы еще не увидели, что вы по-настоящему свободны, то тогда сопротивление различным мирским желаниям и искушениям особо вам не поможет. Голова следует туда, куда тянет ее сердце, и всегда найдутся оправдания выбору и поступкам.

Чем переполнено сердце? Радостью, потому что вы пришли к познанию Иисуса Христа в этой жизни и потому что вы можете стоять в христианской свободе? Обратите внимание на преследуемые церкви. Молодые парни и девушки ходят в церковь, и они знают, что они не смогут получить хорошую работу, когда они истинно выбрали Христа. И они всем сердцем исповедают свою веру и сохраняют ее, даже если это стоит им работы и их будущего.

 

ИСТИННАЯ СВОБОДА ПОДЧИНЯЕТСЯ ЗАКОНУ

Наша невероятная свобода также учит нас ценить подчинение закону. Все знают, что истинная свобода слушает закон. Истинная свобода призывает к закону, потому что свобода может существовать только в порядке, но не в хаосе. Мы можем читать об этом в Библии. Первым об этом сказал не Иисус Христос и не апостол Павел, а сам Господь в Десяти заповедях.

Десять заповедей учат тому, что человек должен делать и чего человек не должен делать. Они описывают наше подчинение закону. Без сомнений. Но как начинается Божий закон? Он начинается с нашей свободы: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. И после этих слов начинаются Десять заповедей. Правила, данные Богом! Правила нашей свободы.

Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим – потому что эти боги ведут тебя в рабство.

Не делай себе кумира и никакого изображения – потому что тот, кто хочет служить Богу своим собственным путем, скоро начет поклонятся Ваалу и лишится своей свободы.

Помни день субботний – потому что это тот день, когда ты слышишь Божье Слово. Мы слышим провозглашение нашей свободы и мы переживаем эту свободу в общине Божьих людей.

Почитай отца твоего и мать твою – также правило нашей свободы. Один человек сказал: у этого мира нет больше отца. Есть немало людей, которые, поднимая шум вокруг свободы, на самом деле стремятся к тому, чтобы подорвать устои общества. Но к счастью, в Голландии все еще сохраняется авторитет пятой заповеди. Без подчинения закону не может быть свободы. Именно поэтому есть правоохранительные органы, некоторых людей штрафуют, а других – арестовывают. Поэтому есть тюрьмы. И все это служит свободе, которую Христос все еще дает этому миру для того, чтобы можно было провозглашать Евангелие истинного спасения.

Не прелюбодействуй – жизнь утрачивает свои краски, когда кто-то начинает «играть» с седьмой заповедью. Хорошо быть в семье, где серьезно относятся к пятой заповеди. В такой семье здоровые отношения, ней управляют родители, а не дети. В такой атмосфере человек может расти. Это же применяется и к седьмой заповеди. Как замечательно, у парня с девушкой здоровые отношение в период помолвки, когда христиане связывают свою жизнь с христианами. Как замечательно, когда они сохраняют чистоту отношений до брака, помня также о том, что это очень важно для церкви Христовой. Но посмотрите на то, что происходит в мире, где седьмой заповедью пренебрегают! Они говорят о «новой нравственности» и о «свободе», об устаревших заповедях, пережитках из прошлого, времен ваших родителей и бабушек с дедушками, которые еще не понимали, что все это значит. Но в атмосфере такой свободы жизнь просто разрушена. Бог грядет со своим судом.

Давайте оставаться верными этим «старомодным» Десяти заповедям Господа, нашего Бога и мы увидим, какие благословения придут в нашу жизнь. Благословения истинной свободы. Все остальное бесполезно, даже хуже, чем бесполезно.

Апостол Иаков понимал это очень хорошо. Он писал: «Но кто вникнет в закон совершенный, [закон] свободы, и пребудет в нем, тот … блажен будет в своем действии» (Иакова 1:25). Закон и, таким образом, свобода. Истинная свобода подчиняется Божьим заповедям.

Сначала мы говорили о том, что мы свободны от власти греха, смерти и также от власти закона. Сейчас для нас понятно, что мы не «свободны» от самого закона, потому что сам закон дан нам как правило благодарности. Мы не должны быть рабами и выполнять тяжелую работу для того, чтобы хоть что-то предложить Господу и сказать ему: «Господь, это мои достижения и этим я заработал свое спасение». Нет, мы уже в свободе, которую Христос заработал для нас и дал нам. И мы должны внимательно относиться к Божьим заповедям, очень внимательно – потому что мы благодарны и не хотим потерять эту свободу.

 

ВЫ МОЖЕТЕ ВОСПЕВАТЬ ЗАКОН!

В Ветхом Завете мы читаем, что дети зададут вопрос: Отец, что значат сии уставы, постановления и законы, которые заповедал вам Господь, Бог ваш? Почему мы должны ходить в храм и почему мальчиков надо обрезать? Почему нам не позволено делать это, но должны делать то? И на это отец не отвечает: Это должно быть сделано и ты должен это сделать, и не спорь! Нет, он отец по сердцу Бога. Он говорит о величии своего Бога: «Сын мой, мы были в Египте и мы были рабами. Господь вывел нас из печи железной рукою крепкою. Проказа постигла народ египетский, а мы прошли через Чермное море. У нас была и пища и питье. Мы были свободны! И чтобы сохранить эту свободу и дать нам то, что мы имеем в этой свободной стране Израиль, Бог дал нам все эти уставы, постановления и законы» (Второзаконие, 6).

И закон как правило благодарности живет среди того Израиля, который имеет страх Божий. И мы можем петь об этом. Авторы Ветхого Завета это делали. Я вспоминаю 118 псалом. Это очень длинный псалом и поэтому его очень редко поют полностью. Едва ли это стало бы возможным. Но псалмопевец хотел столько много слов посвятить любви к Божьему закону:

Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем.

Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его.

Они не делают беззакония, ходят путями Его.

Ты заповедал повеления Твои хранить твердо.

О, если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих!

Тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди Твои:

я славил бы Тебя в правоте сердца, поучаясь судам правды Твоей.

Буду хранить уставы Твои; не оставляй меня совсем.

Как юноше содержать в чистоте путь свой? - Хранением себя по слову Твоему.

Всем сердцем моим ищу Тебя; не дай мне уклониться от заповедей Твоих.

В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою.

Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим.

Устами моими возвещал я все суды уст Твоих.

На пути откровений Твоих я радуюсь, как во всяком богатстве.

О заповедях Твоих размышляю, и взираю на пути Твои.

Уставами Твоими утешаюсь, не забываю слова Твоего.

Яви милость рабу Твоему, и буду жить и хранить слово Твое.

Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего.

Псалом 118:1-18

Это слова человека, который восхищается заповедями и законами и правильно понимает их значение: все заповеди и законы от Бога, который хочет, чтобы Его дети были свободны, хочет, чтобы человек снова стал настоящим человеком, чтобы он мог предстать перед Своим Богом и жить под руководством Его искупительной благодати.

Мы, христиане, продолжаем молиться о том, чтобы мы были радостны и послушны. Это правильное сочетание.

Быть радостным – но вы не сможете оставаться радостным, если не будете исполнять закон Господа.

Быть послушными – но это может стать жалким рабством, если вы не осознаете, что вы можете радоваться. Радоваться – в вашей христианской свободе.

И пусть греки считают такую свободу глупостью. Рабы Иисуса Христа поют о ней. Свободны в Нем и счастливы.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.