Джон Пайпер
Позволительно ли гневаться на Бога?
Недавно я узнал, что когда человек спрашивает: «Позволительно ли гневаться на Бога?», вероятно, он задает совсем другой вопрос. На самом деле он спрашивает: «Позволительно ли выражать свой гнев на Бога?» Это не один и тот же вопрос, и ответ не всегда будет одинаковым.
Подобный вопрос обычно возникает во времена сильных страданий или утраты. Болезнь угрожает расстроить все ваши мечты. Смерть забирает драгоценного ребенка из семьи. Абсолютно неожиданный уход близкого человека из семьи или развод потрясает основания вашего мира. В такие времена люди могут очень гневаться, даже на Бога.
Правильно ли это? Чтобы ответить на этот вопрос, возможно, нам необходимо спросить гневающегося человека, всегда ли допустимо гневаться на Бога? Другими словами, может ли человек гневаться на Бога по любой причине и все же оставаться правым? Например, было ли правильно то, что Иона разгневался на Бога за Его милость, проявленную к Ниневии? «И пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел. Иона сильно огорчился этим и был раздражен» (Иона 3:10-4:1). Я предполагаю, что ответ будет отрицательным. Мы не должны гневаться на Бога по любой причине.
Но тогда возникает вопрос: за что позволительно гневаться на Него, а за что – нет? На этот вопрос ответить сложнее. Проблема заключается в сердце, исполненном гневом.
Что вызывает наше недовольство? Гневаемся ли мы на благие Божьи дела? Причиняют ли нам боль Божьи деяния? «Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей» (Втор. 32:39). Разве не подобные деяния оправдывают наш гнев, направленный на Бога? Или же причина гнева заключается в Его решении позволить дьяволу тревожить и мучить нас? «И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги. И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его» (Иов 2:6-7). Оправдывает ли наш гнев на Бога Его решение позволить сатане причинять боль нам и нашим детям?
Или же давайте посмотрим на это с другой стороны. Что такое гнев? Общепринятое определение звучит следующим образом: «Гнев – это сильное эмоциональное состояние, вызванное каким-либо недовольством» (Мерриам-Вебстер). Но это определение звучит довольно неопределенно. Можно быть «недовольным» какой-либо вещью или каким-либо человеком. Гнев на какую-либо вещь не включает в себя возмущение решением или действием. Мы просто недовольны влиянием этой вещи на нас: сломанная защелка или же соринка, попавшая в глаз, или дождь во время пикника. Но когда мы гневаемся на человека, мы недовольны принятым им решением или совершенным им поступком. Гнев на человека всегда предполагает сильное осуждение. Если вы гневаетесь на меня, вы думаете, что я сделал то, что не должен был делать.
Именно поэтому гнев на Бога всегда неправилен. Неправильно – всегда неправильно – осуждать Бога за то, что Он делает или допускает. «Судия всей земли поступит ли неправосудно?» (Быт. 18:25). Когда ограниченные грешные творения осуждают Бога за то, что Он делает или допускает, они поступают крайне надменно. Мы можем рыдать от боли. Мы можем гневаться на грех или на сатану. Но Бог совершает только праведные поступки. «Ей, Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои» (Откр. 16:7).
Но многие, допускающие правомерность гнева на Бога, на самом деле подразумевают, что они имеют право выражать свой гнев на Бога. Когда они слышат, как я говорю о том, что нельзя гневаться на Бога, они думают, что я имею в виду следующее: «Подавите свои чувства и будьте лицемерами». Но я не об этом веду речь . Я говорю о том, что всегда неправильно осуждать Бога за какие-либо Его решения.
Но что делать, если мы испытываем греховное чувство гнева по отношению к Богу? Следует ли добавлять грех лицемерия к греху гнева? Нет. Если мы испытываем подобные чувства, мы должны исповедать их пред Богом. В любом случае Он знает о них. Он видит наши сердца. Если гнев на Бога гнездится в нашем сердце, мы можем сказать Ему об этом, а затем признать, что мы сожалеем об этом и попросить Его помочь нам избавиться от этого греха верою в Его благость и мудрость.
Когда Иисус умер на кресте за наши грехи, Он навсегда удалил гнев Божий из нашей жизни. Сейчас Бог относится к нам с исключительной милостью, даже когда Он проявляет строгость и применяет наказание (Рим. 8:1). Таким образом, люди, пребывающие во Христе, непременно отвратятся от ужасного чувства гнева на Бога. Мы можем взывать в отчаянии: «Боже мой, Боже мой, где Ты?» Но вскоре после этого из наших уст послышится: «В руки Твои я предаю дух мой».
Смиритесь под могучую и милостивую руку Божью.
16 октября 2002 года
Этот материал еще не обсуждался.