28.11.2014

Александр Бычков

Движение Нью Эйдж как сдвиг мировоззренческой парадигмы

Скачать в других форматах:

 

1. Что такое Нью Эйдж? 1

2. Нью Эйдж как сдвиг мировоззренческой парадигмы современности. 2

3. Зарождение и развитие движения Нью Эйдж. 4

4. Ключевые взгляды Нью Эйдж. 6

5. Примеры проявления взглядов Нью Эйдж в современной культуре и обществе. 10

6. Христианский ответ Нью Эйдж. 15

 

1. Что такое Нью Эйдж?

Нью Эйдж как самостоятельно явление, получившее широкое распространение в западном обществе, возникло во второй половине 20-ого века, особенно начиная с 80-х годов, когда стал особенно широко употребляться сам термин Нью Эйдж и стало часто звучать упоминание эпохи Водолея. В это время мы находим на Западе огромное количество организаций, учений, книг, в идеях которых виден сдвиг культурной и мировоззренческой парадигмы западного общества. Появляется новая терминология, которая действительно приносит западному обществу новые для него понятия. Оккультизм, восточные религии и практики, парапсихология, медиумы, новые виды медицины, всевозможные практики саморазвития. В общее движение вовлекаются писатели, деятели культуры и науки, новые идеи отображаются в кино. Джордж Харрисон становится частью «общества сознания Кришны» и поет «Аллилуйя» и «Хари Кришна» одновременно[1]. Джордж Лукас снимает «Звездые войны»[2]. Происходит что-то, и вот, в 1980 году выходит книга известного социолога Марлен Фергюсон «Заговор Водолея». Все это проявления движения Нью Эйдж.

Термин Нью Эйдж является более или менее известным, однако не так много людей отчетливо понимают, что же под ним скрывается. Не много людей задумывалось над тем, чтобы дать ему точное определение. И однако, как следует из самого названия и первоначального его смысла, это определение может быть дано, и дано довольно четко, как наступление новой эпохи, эры Водолея. В то же время само упоминание эры Водолея, да и сам термин Нью Эйдж, вряд ли находит широкое употребление в нашей жизни и культуре. В связи с этим возможно считать Нью Эйдж узким и незначительным явлением, не имеющим особого отношения к нашей жизни и нашей культуре, и потому не заслуживающим внимания.

С другой стороны, если все же задаться целью определить понятие Нью Эйдж и, например, заглянуть в википедию, то окажется, что это довольное емкое понятие, для описания сути и проявлений которого приводится множество самых различных терминов, почерпнутых из различных философских и религиозных систем и практик. Упоминаются такие термины, как теософия, расширение сознания, реинкарнация, эзотерика, религиозный синтез, монизм, «Высшее Я» и так далее. Читая еще, вы неизменно наткнетесь и на более знакомые слова, такие как медитация, саморазвитие, йога и даже магия, гипноз, НЛО. И тогда стремление определить Нью Эйдж может отпасть уже по причине всего этого многообразия. Как соединены все эти разнородные элементы? Неужели можно их все причислить к некоему одному движению? И однако же религиоведы, социологи и культурологи это делают. Почему? Что же такое Нью Эйдж, как это явление возникло, в чем его суть и как оно проявляется? Как христианину следует оценивать Нью Эйдж и его проявления?

 

2. Нью Эйдж как сдвиг мировоззренческой парадигмы современности

В течение многих столетий владычества христианского мира на Западе было сформировано более или менее цельное мировоззрение, имеющее своим основанием Библейские догматы о Боге, о мире и о месте человека в нем. Однако казавшиеся ранее непоколебимыми столпы теистических убеждений западного человека в Новое Время были довольно быстро сметены сначала деизмом, а потом натурализмом[3]. Важно подчеркнуть, что происходило не просто расширение мировоззрения Западной цивилизации или некоторое смещение акцентов, а явственный сдвиг парадигмы. Человек, привыкший жить в мире, сотворенном Богом, общаясь с Богом, и с другими творениями, согласно установленным Богом законам, вдруг очутился в совсем другом мире. В мире самодостаточном, в мире, где первичной и вечной была материя, существующая и организованная благодаря действию естественных законов. Эти законы можно изучить и использовать их в покорении себе вселенной.

Священство и Божье откровение были отодвинуты и заменены учеными и наукой[4]. Вселенная больше не богоцентрична, она уже человекоцентрична. Человек вдруг оказался свободным от Божьих установлений, христианская этика была заменена секуляризацией. Человек более не обременен чрезмерно внешними авторитетами, такими как догмы или традиции. Он сам в состоянии оценить и вынести вердикт относительно космоса, законов бытия и законов этики. Человеческое «Я» занимает свой трон[5]. Силой своей мысли и воли вслед за новыми пророками — учеными — теперь человек сам устраивает для себя новое, свободное и счастливое будущее.

Однако же у этого освобождения появляется и ряд «побочных» эффектов. Одним из основных является потеря смысла человеческого существования. Материализм не может дать никакого ответа на вопрос о смысле жизни. Кроме того, оказалось, что и человеческому разуму нужна некоторая внешняя опора, и если ее нет в Боге и Его откровении, то где ее искать? Где искать и этические стандарты? Натурализм, представляющий вселенную как хорошо устроенную машину и человека также как часть этой машины, совершенно игнорировал духовные нужды человека. В такой вселенной нет места любви, чувственному теплу, живому общению. Возвеличивание человеческого разума вело и к пренебрежению его чувственностью, интуицией, эстетичностью. Спустя некоторое время оказалось, что человечество  не готово к тому, чтобы остаться заключенным в рамки сухого материализма. Отринув Бога, оно вдруг осталось одиноким и брошенным в недружелюбной и холодной вселенной.

В западный мир стремительно входят секуляризация, и религиозные институты вытесняются все дальше и дальше на периферию культурной и общественной жизни[6]. Христианство критикуется за эксклюзивизм, за одобрение социальной несправедливости, за инквизицию и крестовые походы, за чрезмерную догматичность.[7]

В то же время происходит разочарование в чрезмерном научном рационализме, технологиях и индустриализации. Человечество проходит мировые войны, возникает ядерный арсенал и гонка вооружений, усугубляется социальная несправедливость, прогресс приводит к истощению планетарных ресурсов и экологическим угрозам[8]. Медицина не дает ответов на многие вопросы, и человек до сих пор страдает от различных тяжелых болезней.

А может быть человечеству просто совершенно не подходит материалистическое мировоззрение? Ведь, как говорил Жан Кальвин, семя религии в человеке неистребимо. Но христианство, вытесненное научным прогрессом и секулярными процессами на периферию, не было готово и не имело возможности дать ответ обществу, которое теперь разочаровалось и в самом научном и секулярном подходе. И Запад начинает поиск новых источников и видов духовности. От чрезмерной рациональности западный человек обращается к чувственности, от неумеренного индивидуализма и раздробленности к целостности, от материализма к «новой духовности».

Именно поэтому я предпочитаю говорить о Нью Эйдж в самом широком смысле, как о новой духовности, новой мировоззренческой парадигме[9], или как об особом религиозном сознании постмодерна[10]. Думаю, именно поэтому википедия столь многогранно описывает его. В этом смысле новый век не просто ожидается, но новый век как новое мировоззрение или новая религия западного человека уже наступил.

Но эта новая духовность не является совершенным разрывом с мировоззрением модерна. Как мы увидим ниже, она включит в себя и разовьет ряд его догматов. Гуманисты объявили человека центром и мерилом вселенной, но натуралистическое мировоззрение не смогло подтвердить этой ценности. Натурализм объявил материю объективной и изучаемой реальностью, но обнаружил несостоятельность человеческого разума в этом изучении и также неготовность человека к жизни в таком мире. Новый Век на самом деле идет дальше. Он сакрализирует как человека, так и космос, напрямую наделяя их божественными качествами и достоинством. В этом конечно не так много нового, но это фактически возврат в язычество. Что и делает человек нового времени, обращаясь к дохристианским религиям и раннехристианским ересям.

 

3. Зарождение и развитие движения Нью Эйдж

Христианство не просто не рассматривается на этом пути как возможный источник ответов на возникшие вопросы, но оно по-прежнему и даже более, чем по-прежнему, объявляется институтом, враждебным по отношению к возможному прогрессу, сдвигу парадигмы западного человека. Оно не просто не может дать ответ, но служит препятствием, и потому должно быть отринуто. Недаром символом нового движение является Эра Водолея — Эра, сменившая Эру рыб, или христианство. Оно должно быть совершенно сокрушено. По моему мнению, ряд особенностей Нью Эйдж (таких как релятивизм, неприязнь к догматике) – это помимо прочего и реакция на христианство. На этом фоне вполне логичным выглядит обращение взглядов западного человека на Восток в поиске ответов в нем[11].

Истоки движения надо искать прежде всего в теософии, которая возникла благодаря деятельности и учению русской писательницы Е. П. Блаватской[12]. В 1875 году, после долгих путешествий по различным странам, в том числе по Тибету и по Индии, она основала в Нью-Йорке «теософское общество». Сейчас не столь много людей знает о ней, если не считать последователей различных групп, так или иначе последующих «теософскому обществу». И тем более мало кто будет связывать с ней все то обилие разнообразных практик и учений, которые переплетены в Нью Эйдж. И, однако же, теософское учение Блаватской, его принципы, могут быть прослежены в общих идеях Нью Эйдж. Ее опора на индуизм и восток вообще, постулат о существовании единой тайной философии, лежащей в основе всех религий, о безличном, пронизывающем все Боге (пантеизм), Всеобъемлющем Космосе[13] (монизм), идея восхождения к «Высшему Я»[14] с помощью тайных мистерий, позитивное истолкование Сансары и Кармы, ожидание появления новой человеческой расы – все это в том или ином виде мы найдем в сознании  Нью Эйдж.[15]

Возникает целый ряд движений, идеи которых весьма созвучны индуистскому монизму, хотя и обличены в христианскую и/или  научную терминологию. Мы находим подобные идеи в Трансцендентализме, Христианской науке, Христианской школе единства. Все они отказываются от классических христианских взглядов, в то же время исповедуя монизм и пантеизм в том или ином виде, и в основном сосредотачивают свое внимание на альтернативных практиках исцеления.[16]

Помимо Блаватской и другие более популярные писатели обращались к восточной теме. Ярчайшим примером является Герман Гессе и его повесть «Сиддхартха», написанная в начале двадцатого века. Популяризаторами Востока выступают и знаменитые The Beatles. На Западе возникает огромный спрос на восточные учения и практики, и во второй половине 20-ого века с Востока устремляется лавина школ медитации, ведической литературы, индуистских религиозных групп и гуру.

Происходит и обращение к архаичному язычеству и шаманизму. Прогресс оторвал человека от его корней, от природы и мудрости предков. Возможно, западный человек забыл мудрость, которая была известна его древним предкам? Возможно, они умели жить в гармонии с природой и космосом? Неоязычество возникает повсеместно.  Источником идей Блаватской был не только индуизм, но и древние греческие и египетские религии. Если The Beatles популяризировал индуизм в Британии и во всем мире, то The Doors становится проводником шаманизма в Америке. Популярность набирает учение К. Кастанеды. Подобным образом набирают популярности всевозможные оккультные и эзотерические практики и идеи от самых изощренных до самых примитивных.

На эти вызовы отвечает и само научное сообщество. На самом деле в науке уже существовали некоторые предпосылки к появлению взглядов Нью Эйдж. В начале 20 века в науке произошла революция, возникла теория относительности Эйнштейна и также развивается Квантовая Механика. В научном мире начинают говорить о существовании пространственно-временного континуума, о волновых и энергетических свойствах материи. Все это, кажется, открывает путь к целостному или монистическому взгляду на мир[17]. Во второй половине 20-ого века известный ученый физик-ядерщик Ф. Капра пишет труд «Дао физики». Известный психиатр Карл Густав Юнг развивает учение о «коллективном бессознательном», которое весьма созвучны монистическим и пантеистическим взглядам Нью Эйдж. Он объединяет современную психологию с элементами эзотерики. Он стал употреблять религиозную терминологию по отношению к человеческой психике, говоря о божественности человеческого разума, и напротив, говорил о Боге как о разуме[18]. В 60-х годах развивается трансперсональная психология, сочетающая восточные религии и идеи Юнга. Возникают всевозможные группы и практики, целью которых служит изменение человеческого сознания, будь то восточные практики, такие как йога и медитация, или психоаналитические сеансы, школы развития личности и так далее.

Помимо психологии происходит и открытие нетрадиционной или альтернативной медицины. И этому есть целый ряд причин. Западный человек отнюдь не собирается отказываться от своего стиля жизни, от своей погони за счастьем, а значит и за здоровьем, но эта погоня включается в новую парадигму. Духовность Нью Эйдж – это вовсе не пренебрежение человеческим телом в угоду духу, но это скорее единство тела и духа. И это единство является следствием монистического взгляда на мир[19]. Этот же монизм порождает и отношение к человеку как к целому, и потому и медицина, применяемая к нему должна иметь иной характер, чем традиционная. Необходимо лечить не отдельные органы, но всего человека. Такой взгляд и ищется в альтернативной медицине, будь то восточные практики, народные целители, или ученые, проводящие эксперименты с биополем, аурой и так далее.

В Советском Союзе в виду его тоталитарной идеологии это движение ощущалось меньше, хотя все же, особенно в 80-х, его влияние чувствовалось, но в 90-х, после краха СССР, все эти идеи хлынули потоком и к нам, а также и те, которые уже сформировались внутри СССР, получили свое распространение.

 

4. Ключевые взгляды Нью Эйдж.

Большинство авторов, как христианских богословов, так и светских религиоведов или культурологов, в основном выделяют одни и те же элементы, составляющие мировоззрения движения Нью Эйдж. Они могут быть несколько различно скомпонованы, однако суть от этого не меняется.

Я начинаю с описания взглядов на Бога и на мир. Однако выделение этого пункта как первого в мировоззрении  Нью Эйдж может ввести в заблуждение. На мой взгляд, хотя пантеистические и монистические убеждения  являются неотъемлемой частью мировоззрения Нью Эйдж, однако же то, что представляет для  Нью Эйдж особую и первостепенную важность — это убеждения, связанные с человеком и человечеством. Но они невозможны без определенных взглядов на Бога и космос.

 

4.1. Безличный Бог и цельный мир. Пантеизм и монизм.

Нью Эйдж противна догматика, определенность и рационализм. Он определяет Бога прежде всего опытно, а не через рациональные догматы. Скорее важным является то, каким образом Бог может быть найден, как Он может проявиться, как и для чего с Ним можно взаимодействовать, чем то, что Он из Себя представляет.

Тем не менее, обычно  Нью Эйдж свойственно пантеистическое представление о Боге. О Боге не следует говорить как о личности, и соответственно не следует выстраивать с Ним личностных взаимоотношений. Это Божественная энергия, пронизывающая весь космос. Возможно, Бог не ограничен нашим миром и простирается и далее его (в таком случае стоит говорить о панентеизме), однако это не имеет большого значения. Бог — это Абсолют или Принцип, проявляемый во всем и которому все подчинено.

С таким отношением к Богу тесно связано и отношение к миру. Мир представляет из себя единую цельную и взаимосвязанную структуру, где сложно дух отделить от материи, сознание от бессознательного. Мир пронизан Божественными энергиями и фактически является проявлениями или вибрациями этой энергии. Строго говоря, такой мир невозможно отделить от Бога, но Бог есть космос, либо же Бог включает в Себя космос, а космос есть Бог или по крайней мере Его часть.

С этой цельностью связано и отношение Нью Эйдж к человечеству и природе. Человечество является частью целого и само по себе должно быть цельным. Должны быть уничтожены все барьеры и границы. Люди должны быть объединены в единую человеческую семью, возможно под управлением единого мирового правительства. С таким отношением к миру может быть связана и чрезмерная обеспокоенность Нью Эйдж вопросами экологии. Среда, в которой мы обитаем, — божественна, сакральна. Она составляет с нами единое целое, и потому должна быть оберегаема. В Нью Эйдж, в том или ином виде, распространен культ Геи[20].

Нью Эйдж рассматривает космос как целостную структуру, которой свойственно развитие или эволюция, но с другой стороны ей свойственна и цикличность. Бытие космоса самодостаточно и вечно, но не статично. Происходит цикличное развитие и упадок миров и вселенных.

Иногда в Нью Эйдж говорится и о трансцендентном, отделенном от творения Боге, однако же, Он обеспечивает единство всего существующего[21]. Либо же о Боге говорится в контексте идей Инь и Янь, однако и в этом случае это лишь весьма условный дуализм, потому что в самой восточной философии Инь и Янь неизменно формируют единое целое. Таким образом, цельность мира сохраняется при любом взгляде.

 

4.2. Развитие человеческого потенциала

Основной идеей  Нью Эйдж безусловно следует считать идею восхождения или реализации человеческого потенциала развития[22]. В этом смысле Нью Эйдж совершенно не уступает концепциям гуманистического и технологического прогресса и эволюции, присущим новому времени.

Человек является частью Бога и связан с Богом особым образом. Фактически человек является Богом (или богом). Восточное правило «Атман есть Брахман» является ключевым постулатом Нью Эйдж. Но если для традиционных восточных монистических религий (таких как буддизм или монистические течения индуизма) ударение ставится на Брахмане, Боге, и человек находит счастье или покой, осознав себя частью целого и, по сути, растворившись в нем, то Нью Эйдж делает ударение на Атмане, на своей индивидуальности[23]. Он открывает в себе Бога, в себе же его познает, овладевает Божественными атрибутами, которые свойственны ему, человеку, и пользуется ими в идеале неограниченно. Человек становится архитектором как минимум своего собственного мира, а как максимум, неограниченно влияет на всю вселенную.

Утверждение Атман есть Брахман, я есть Бог, я есть абсолют, следует понимать неоднозначно. Человек не просто является частью Бога, связанным с Ним, но он является и сам Богом. Он не просто органически помещен в целостный космос, но он является и микрокосмом.

Будучи божественным, человек не может умереть. Смерти в Нью Эйдж нет, а есть череда перевоплощений[24]. Напротив, человек содержит в себе неограниченный потенциал к развитию. Это развитие многогранно. Из-за целостного мировосприятия Нью Эйдж, духовность не отделяется дуалистически от телесного, поэтому развитие человека должно быть целостным — это и духовное развитие, и развитие разума, и развитие физическое, вплоть до эволюции в новый человеческий вид, о чем подробнее ниже.

Будучи сам Богом, человек имеет неограниченный потенциал для развития в себе самом. Однако этот потенциал нужно рассматривать и в связи с холистическим взглядом Нью Эйдж на мир. Человек является неотъемлемой частью цельного космоса, который пронизывается Божественными энергиями. Он связан с ним, и ресурсы, заключенные в Боге и космосе (что сложно разделить, да и не нужно) – все к услугам человека. Нужно только знать, как ими пользоваться, как получить к ним доступ.

Так, человек должен быть здоров. И он имеет в себе и в окружающей среде для этого совершенный ресурс. Он может в совершенстве овладеть своим телом, подчинить его своей воле, укротить, если нужно, сделать сильным, здоровым и красивым. Он может исцелять и себя и других. Он может в совершенстве овладеть боевыми искусствами. И тут вполне кстати  восточные практики, которые обычно объединяют развитие тела и духа.

Человек имеет сверхспособности. Его сознание и его мысли имеют силу. Нужно просто знать это и уметь этим пользоваться. Так, он может стать экстрасенсом, он может быть телепатом. Он может прогнозировать и влиять на свое будущее, он может создавать реальность вокруг себя.

Тут следует отметить и то, что мотивацией к личностным изменениям является и изменение мира вокруг себя. Так как все связано, то, когда я развиваюсь, я автоматически влияю и на среду, в которой нахожусь. Я изменяю мир и общество, в которых живу.

С этим связана и крайне оптимистическая эсхатология Нью Эйдж. Астрологи говорят о наступлении Эры Водолея, которая грядет на смену Эре Рыб. Помимо того, что это будет эра всеобщего братства, это будет и эра радикальной перемены человеческого существа и, возможно, мира в целом. Грядет новая человеческая раса. Когда некоторое критическое число людей сможет развиться до определенного уровня, то изменения всего человечества станут неотвратимыми. В то же время, как я писал выше, по моему мнению, новый век уже наступил, ведь мировоззрение нового века стало очень популярным.

Неограниченный потенциал требует и неограниченного времени для развития. Поэтому в Нью Эйдж пользуется популярностью восточная идея реинкарнации. Однако, если для восточных религий Сансара (колесо перевоплощений) – это мучительный процесс, от которого следует освободиться, то для Нью Эйдж это вдохновляющая идея, которая позволяет человеку и человечеству развиваться и эволюционировать без предела[25].

 

4.3. Синтез и эзотерика

Холистическое мировоззрение и доктрина «Атман есть Брахман» обуславливают и источники, цели и пути познания в Нью Эйдж. Думаю, можно выделить два уровня цели познания. Более низкой целью является в основном прагматичность. Как пользоваться своей связью с космосом и божественными энергиями? Есть ли для этого особые знания или навыки? Эта цель в основном свойственна «потребителям» Нью Эйдж.

Высшей же целью знания Нью Эйдж прежде всего является осознание своей божественности, либо же постулата «Атман есть Брахман». Нужно осознать, кем ты на самом деле являешься.  Эта цель также имеет прагматичную составляющую. Осознав это, человек поймет, что он сам творит свою судьбу, что у него безграничный потенциал, что он свободен в своем выборе, ничем не ограничен в своем развитии и независим в устройстве своего мира.

Изменения собственного сознания и есть цель познания Нью Эйдж. Для этой цели подходят любые методы изменения сознания — медитация, эзотерические и оккультные практики (об этом ниже), особая музыка или даже наркотические средства[26].

Это знание лежит в основе единой древней философии человечества, суть которой отражается во всех религиях. Нью Эйдж не может признать авторитет религиозных догм, и потому с легкостью отбрасывает большинство традиционных и классических религиозных и философских систем. Ведь очевидно, что они противоречат друг другу. При этом Нью Эйдж, благодаря своему холистическому и релятивистскому мировоззрению провозглашает их единство. Как же так? Нью Эйдж с легкостью решает эту дилемму. Он использует огромное число религиозных, философских и научных материалов в качестве базы, сырья для утверждения и подтверждения собственного мировоззрения. Не так сложно подобрать фрагменты философской и религиозной системы, истолковать их в контексте взглядов Нью Эйдж и объявить, что в основе данной традиции лежит все та же древняя философия, которой последователи Нью Эйдж придерживаются. Поэтому нельзя сказать, что Нью Эйдж не интересно изучение религии, философии и науки. Напротив. Но им не интересны авторитетные системы и традиции, им интересен лишь материал, который можно использовать в качестве конструктора «сделай сам» для создания собственной религии[27].

Однако приоритетом будет все же эзотерическое или гностическое знание. Великие религии и философские школы имеют в себе и что-то сокрытое, и что-то доступное только посвященным. И для достижения этих тайных знаний нужно особое посвящение, особая подготовка и знание особых ритуалов[28]. Обращение за таким знанием имеет прежде всего внутренний характер. Истинное знание не выражается и не передается словами, оно познается внутри себя. Человек является богом и познает Бога в себе. Человек является микрокосмом и познает макрокосм[29]. Здесь также уместным будет упомянуть популярный термин Нью Эйдж channeling. Возможно установить внутреннюю связь между собой и Богом, другими людьми, космосом. Так появляется, например, медиум.

Хотя Бог и Космос в Нью Эйдж безличностны, однако же существуют божественные высшие существа, с которыми можно вступать в контакт. Это могут быть ангельские существа, инопланетяне, либо же достигшие высшего сознания учителя. В Нью Эйдж используется термин «Иерархия»[30]. Поэтому Нью Эйдж способствует развитию всевозможных оккультных практик вплоть до вызывания духов.

 

4.4. Этика Нью Эйдж

Стоит кратко упомянуть основу этики Нью Эйдж. По сути, вопрос различия между добром и злом и существования последнего решается довольно просто. Категория зла в концепциях Нью Эйдж фактически отсутствует. Зло не может быть в мире, который неотделим от Бога. Даже в концепциях «Инь и Янь», «Светлой» и «Темной» стороны Силы, различия между ними условны, и они составляют нераздельное целое.

Для Нью Эйдж «злом», чем-то неправильным, является лишь неосознанность своей божественности и отсутствие стремления к реализации своего потенциала. Ты должен понять, что ты Бог и начать жить согласно своему предназначению — развиваться, и все будет хорошо.

Нью Эйдж оперирует понятием Кармы. Карма неразрывно связана с реинкарнацией. Твоя настоящая жизнь связана с твоей Кармой, и твоя будущая жизнь также с ней связана. Негативную Карму необходимо нейтрализовать. Но думаю, что и этот принцип также связан с развитием человека, с тем, насколько он следовал и следует своему предназначению. Этика Нью Эйдж подчеркивает важность любви, важность своей индивидуальности, важность терпимости и гармоничных отношений с другими людьми и миром.

 

5. Примеры проявления взглядов Нью Эйдж в современной культуре и обществе

Для того, чтобы лучше понять основные концепции Нью Эйдж и также степень их распространения и влияния в нашем обществе я приведу несколько примеров проявления Нью Эйдж.

 

5.1. Организованные группы

В Украине существуют более или менее организованные группы, которые исповедуют взгляды Нью Эйдж. Религиоведы причисляют их к новым религиозным движениям (НРД), а христианские авторы могли бы назвать их культами[31]. Количество их последователей совсем невелико и влияние их также не особо велико в обществе[32].

Примером такой группы является Культурная Ассоциация Новый Акрополь. Организация позиционирует себя, как культурная ассоциация и философская школа. Но, по сути, она следует теософскому учению Е. П. Блаватской. Вот открыто постулируемые принципы, в самих формулировках которых можно увидеть отображение идеологии Нью Эйдж[33]:

1.             Братство всех людей,

2.             Познание посредством сравнительного изучения философии, религии и науки,

3.                    Развитие человеческого потенциала.

Другим примером является Школа Боевого Гопака. Это очень интересный пример синтеза, присущего Нью Эйдж. Группа ориентируется как на народную (языческую и христианскую) традицию, так и на восточную (ведическую). Как и в восточных школах единоборств, упор делается на гармоничное развитие духа и тела. На фоне развития национального самосознания украинцев подобная группа может быть в какой-то мере влиятельной в распространении взглядов Нью Эйдж. Вот типичная для Нью Эйдж фраза, взятая из документа «Наука Учителя»[34], где рассматривается история Украины:

Жерцi, володiючи яснобаченням, телепатiєю, телекiнезом, гiпнозом, левiтацiєю, маючи вiдкрите третє око i пробуджену кундалiнi, з легкiстю входили в саматi, могли у найскрутнiших ситуацiях приймати безпомилковi рiшення та вiддавати життєво важливi накази. Володiючи всiма видами енергiї, маючи очищенi i потужнi чакри, жерцi могли матерiалiзовувати речi, за що їх називали володарями Долi i Часу.

Я считаю, что к движению Нью Эйдж в Украине с некоторыми оговорками можно причислить и такие восточные группы, как «Международное Общество Сознания Кришны». Я объясню это ниже.

Стоит отметить, что помимо групп с довольно жесткой структурой и авторитарными лидерами, существует множество аморфных школ и групп, последователи которых свободно переходят из одной в другую[35].

 

5.2. Художественная литература

Классическим выразителем взглядов Нью Эйдж в литературе является повесть-притча Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Чайка не удовлетворена жизнью лишь ради пропитания. Она считает, что ее способность летать должна иметь высшее предназначение, и находит смысл своей жизни в том, чтобы развивать эту способность летать. Таким образом развитие сразу же преподносится как высшая ценность.

Чайка открывает секреты, которые помогают ей летать намного быстрее других. Она встречается с чайками — посланниками из другого мира, и перемещается туда, где находит учителя. Это можно назвать терминами Нью Эйдж Ченнеллинг и Иерархия. Она эволюционирует и ее тело становится намного более приспособленным к полетам. Учитель объясняет ей, что она очень быстро достигла уровня, для которого у многих уходит тысячи жизней. Идея развития тесно связана с идеей реинкарнации. Важность учителей, гуру, тоже вполне свойственна Нью Эйдж, по крайней мере организованным структурам Нью Эйдж.

Учитель открывает чайке Джонатану тайну о том, что мысль материальна, потому можно развивать свою скорость вплоть до скорости мысли. То есть развитие чайки фактически безгранично. Он также говорит о Великой Чайке, которая живет в каждой чайке, и это нужно осознать (Атман есть Брахман). Осознание этого, развитие чайки является единственным объективным этическим законом.

Подобные мысли выражены в повести Коэльо «Алхимик»; они присутствуют в том или ином виде и в другой современной литературе.

 

5.3. Кинофильмы, мультфильмы, игры

Классикой Нью Эйдж в кино являются трилогии Дж. Лукаса «Звездные войны» и «Приключения Индианы Джонса». Однако и в современном кинематографе встречаются картины, очень ярко передающие взгляды Нью Эйдж. Кинолента Люка Бессона «Люси» (2014), на мой взгляд, является ярчайшей проповедью Нью Эйдж. В человеке (в человеческом мозге) скрыт безграничный потенциал. Люси, овладевая своим мозгом, осознавая себя, получает все большее знание о мире, в которым живет, и всю большую власть над ним. Когда она раскрывает 100% своего потенциала, она фактически растворяется в мире, она становится Богом, пронизывающим всю вселенную. Люси когда-то была первобытным человеком, а теперь она развилась, эволюционировала в Бога.

Идеи Нью Эйдж ярко представлены в фильме Начало (Inceptions, 2010). Где герой Леонардо Ди Каприо получает возможность конструировать реальность, хоть и во снах, но таким образом, что она влияет и на действительность. Хотя граница между действительностью и сном фактически стерта. Подобные идеи выражены и в фильме «Матрица». Идеи Нью Эйдж представлены в фильмах «Аватар» (культ природы, монизм), «Облачный Атлас» (реинкарнация).

Идеи Нью Эйдж очень широко распространены в детских мультфильмах, особенно восточных и европейских. Интересным примером будет знаменитый анимационный фильм Кунг-фу панда (2008). Даже толстый Панда может стать Великим Воином Дракона. Но для этого нужна подготовка и секретное знание. Однако же в конце оказывается, что секрета никакого нет, а есть лишь вера в себя. Ты можешь стать великим воином лишь благодаря вере в себя. Ты можешь все просто потому, что ты можешь все. На мой взгляд, это суть эзотерического познания Нью Эйдж. Тема «собственной мелодии» центральная в мультфильме «Делай Ноги» (Happy Feet)

Мультсериалы, которые показываются по украинскому телевидению, «Клуб Винкс — школа волшебниц», «Волшебные Поппикси», «Друзья ангелов», «Щенок в моем кармане», «Мой друг марсианин», «Вирус атакует», «Мой маленький пони», «Наруто» и многие другие изобилуют элементами Нью Эйдж, такими как магия, оккультизм, иерархия, ченнеллинг, стихии и энергии мира и так далее. Эти элементы не являются второстепенными в этих мультфильмах, но отражают их основное содержание. Мировоззрение Нью Эйдж также широко представлено в компьютерных играх, особенно ММОРПГ (прокачка, манна, амулеты и т.д.).[36]

 

5.4. Альтернативная медицина

Нетрадиционная медицина, основой которой служат идеи Нью Эйдж, также популяризируется в Украине. Такая медицина обычно утверждает, что источник исцеления находится в нас самих, и мы можем пользоваться им, когда соприкасаемся с нашими внутренними энергиями или космическими энергиями. Также акцент делается на исцелении всего человека, а не отдельных органов. Это холистическая медицина[37]. Я приведу несколько примеров.

 а) Биоэнергетика.

...не существует болезней отдельных органов. Человек болеет в целом...Так как болезнь – это снижение уровня энергетического баланса в организме, задача биоэнерготерапевта поднять этот уровень и восстановить движение энергии по...каналам... в теле человека... что дает возможность активизировать скрытый потенциал на клеточном уровне и победить болезнь без лекарств или хирургического вмешательства.[38]

б) Космоенергетика.

Исцеляет энергия космоса, Божественная энергия, в итоге настройки больного на энергетические поля Вселенной.[39]

         в) Иглоукалывание.

         Иглоукалывание воздействует за счет балансирования потоков энергетических уровней, также их называют жизненной энергией Ци в вашем теле. Ци состоит из положительных и отрицательных энергий. Если вы здоровый человек, ци является сбалансированным и протекает хорошо.[40]

С энергией Ци связанно множество восточных практик, таких как цигун, различные боевые искусства и йога. Эти практики также направленны на оздоровление и развитие. В связи с особым распространением йоги, стоит уделить ей отдельное внимание.

 

5.5. Йога и другие восточные практики

Йога является довольно известной практикой как на Западе, так и в нашем обществе, однако согласно грубым подсчетам ее популярность (количество действительно практикующих йогу людей) все же вызывает сомнения[41].

Множество людей воспринимает йогу лишь как духовно-оздоровительную практику (причем совершенно неясно, что они подразумевают под «духовностью»). Также и популяризаторы йоги часто преподносят ее как религиозно-нейтральную практику, в основном направленную на физическое и психическое оздоровление. Однако если просмотреть украинские и российские сайты, посвященные йоге, то религиозная основа йоги станет вполне очевидной. Станет очевидным и то, что эти религиозные идеи вполне соответствуют парадигме Нью Эйдж. Приведу пример:

Если Вы ещё живы, воплощены в этом мире, то это обозначает только одно — ещё не поздно! Косность — подружка Смерти. И не важно в чём она выражается — в теле, мыслях, сознании, духе… Отсутствие гибкости, развития, эволюционирования приводит к вполне предсказуемому результату… смене тела, внешних условий… И новая, молодая, гибкая личность, базирующаяся на опыте предыдущих, продолжит своё развитие… Но не факт, что всё сложится так удачно, как в этой жизни, и Вы получите драгоценное человеческое воплощение (в соответствии с Законом Кармы), хорошие условия и возможность для практики (не важно, что это — Йога, Буддизм, Христианство, Иудаизм, Мусульманство, Индуизм и др.). Все эти учения говорят об одном и том же — как измениться, наполниться светом, чистотой, энергией, радостью, счастьем, любовью и состраданием… И, начав с себя, затем привнести это в мир, сделав его лучше, чище, добрее… [42]

Здесь же я считаю нужным высказать одно замечание относительно всех собственно восточных практик и движений. Нам нельзя отождествлять Нью Эйдж исключительно с Востоком. Для Нью Эйдж важны скорее принципы, чем форма в которой они изложены. Форма может быть как восточной, так и западной, а чаще смешанной. И, конечно, сами восточные религии нельзя отождествлять с Нью Эйдж. Они более глубокие и более развитые, у них другие акценты и приоритеты. Они отлично от Нью Эйдж могут воспринимать одни и те же концепции (например, Атман есть Брахман, Сансара). Последователи собственно восточных культов, религий и практик в Украине могут и будут возражать против причисления их к Нью Эйдж, и, возможно, вполне обоснованно. В восточных религиях они ищут большую глубину и цельность, чем та, которую может им дать Нью Эйдж. Однако, очевидно, что именно восточные религии, особенно те, которые не исповедуют личностного Бога, очень близки к Нью Эйдж по основным догматам, потому именно они в основном служат источником идей, терминов и практик для Нью Эйдж. Своей близостью к Нью Эйдж они и вызывают интерес у западного общества. И если отдельные люди и следуют самим восточным религиям, то большинство воспринимают их идеи именно в контексте Нью Эйдж. На этом основании я считаю правомерным рассматривать влияние восточных религий и их распространение в Западном мире как часть сдвига мировоззренческой парадигмы, которую можно назвать Нью Эйдж.

 

5.6. Личностное развитие

Последняя сфера, в которой явно видно влияние идей Нью Эйдж и которую я упомяну, – это сфера личностного развития и всевозможные связанные с ней тренинги и практики. Преодоление этических рамок, создание собственной реальности, отрицание каких-либо ограничений, позитивное (магическое) мышление — все эти концепции широко используются на мотивационных тренингах.

Энергетика проекции, в которую поверил, как в реальность, мгновенно заряжает пространство сознания соответствующим настроением.
К счастью, почти все дурные убеждения о жизни – насквозь иллюзорны. Все самые страшные понимания про себя и свою жизнь, вся тяжесть сансары – в мыслях...Все проблемы – от ума, они – наши маленькие фантазии.[43]

Сознательный человек понимает, что жизнь может быть какой угодно. Мы можем жить так, как сами выберем, как сами захотим. Мы можем жить в любой точке мира и заниматься любым делом. Когда нет привязанности к шаблонам, начинаешь понимать, что каким бы иллюзорным не был выбор, от него в этой жизни зависит практически все.[44]

Можно рассматривать саморазвитие, как развлечение, интересное и полезное времяпровождение, или если угодно – как модное хобби, которое способствует нахождению общества людей вашего уровня развития (вибрации). Если вы устали от мирских развлечений, тема развития личности – глубочайшая, даже бездонная тема, которая обнажает все более глубокие и тонкие уровни и оттенки истинному искателю.[45]

 

6. Христианский ответ Нью Эйдж

Хотя в целом идеи Нью Эйдж противоречат основным догматам христианской веры, изложенным в Библии и разделяемым всеми христианским конфессиями (и мы это покажем), сперва я считаю нужным высказать несколько позитивных замечаний относительно этих идей.

Реакция Нью Эйдж на материализм и рационализм вполне справедлива. Никак нельзя удовлетвориться сухим материализмом и холодным рационализмом натуралистического мировоззрения. Человек больше, чем просто высокоразвитая машина, взаимодействующая с другими машинами. Человек также куда больше, чем холодный разум и физические нужды. У человека есть иные потребности, в нем также есть высшая ценность и высшее назначение. Разум без совести, разум без чувства, разум без любви не может привести человека и человечество в целом к счастливому будущему, что мы отчетливо понимаем сейчас. Порыв Нью Эйдж в сторону человеческой целостности понятен и может быть в целом одобрен.

Неприветливый и неуютный космос натурализма не подходит для полноценной жизни человеческого существа. В таком космосе человек обречен на нестерпимое одиночество. Его нужда в общении, в любви, в теплоте ни коим образом не может быть удовлетворена в таком космосе. Космос, за пределами которого ничего нет, и в то же время не обладающий жизнью, в себе самом ужасен. Ясно и то, что человек не может постичь космос своим ограниченным разумом. Мистические концепции Нью Эйдж подчеркивают то, что космос не познается одним лишь разумом и потому оставляют в нем место для тайны.

И однако же ответы Нью Эйдж не являются удовлетворительными. Хотя Нью Эйдж считает, что все религии говорят об одном, это не так. Христианская вера кардинально отличается от концепций Нью Эйдж.

 

1) Бог-Творец

Нью Эйдж ищет совершенство и полноту в мире и в самом человеке, не обращаясь при этом к трансцендентному Богу Творцу. А именно о таком Боге говорит Библия. Библейский Бог сотворил мир  из ничего, но в то же время остается совершенно отличным от творения. Он – не просто энергия, но Он личность, Которая возжелала иметь отношения любви с человеком. И человек, сотворенный Им, призван любить Его всем сердцем и всей душой. Именно в Боге-Творце есть та любовь, красота, тепло, которое ищет человек. Человек может иметь глубокие отношения, союз любви с Ним, при этом не теряя собственной личности и зная, что и Он является личностью. Он является безграничным, намного выше человека и его мыслей. В Нем есть тайна, в Нем есть бесконечность и совершенство, которые нужны человеку.

Личностный Бог требователен, как и истинная любовь требовательна. Он ожидает любви, верности и послушания от человека. Именно Он устанавливает правила. А человек им подчиняется. Сам же человек не устанавливает правил для Бога, оставаясь творением. Не готовый к ответственным отношениям с личностным Богом, не готовый быть ведомым Им в этих отношениях, человек Нью Эйдж не удерживается от искушения смешать Бога с творением, лишить Его Личности, и тем самым снять с себя ответственность, и также отвергнуть свою роль второго, ведомого. Он поддается искушению создать Бога, которым можно управлять. Но, поддавшись этому искушению, человек Нью Эйдж теряет возможность личностного общения с Богом. Низводя Его до уровня творения, человек лишает Бога надлежащий славы и лишает самого себя истинного объекта поклонения.

 

2) Сотворенный Богом мир

Библия говорит о мире, сотворенном Богом. В этом ценность мира. В мире действительно много прекрасного, много удивительного и непостижимого для человека и даже для современной науки. Ученые мало приблизились к тайнам вселенной. Это так, потому что она сотворена бесконечным, премудрым и благим Богом. Мир имеет начало и имеет порядок, именно потому что он сотворен Богом. Но мир остается сотворенным, отделенным от Творца. Он никак не самодостаточен, но целиком и полностью во всякое время зависит от Своего Творца-Бога. Он указывает нам на Своего Творца, чтобы мы поклонялись не миру, но именно Богу, сотворившему его. В этом и заключается его ценность.

Космос не является Божественным. Искать в нем Божественность значит заблуждаться и искать в нем то, чего в нем нет. Когда мы смотрим на вселенную саму по себе, то видим, что она действительно безжизненна. Камень не является Богом или Его частью, не является Богом и планета. Христианин не может верить в Божество, неотделимое от космоса. Он не может обожествлять космос, как это делает Нью Эйдж. Возведения творения в Божественное достоинство и ниспровержение Бога до уровня творения — это богоотступничество и богохульство.

 

3) Человек, сотворенный по образу Божию

Человек действительно является совершенно особым существом. У него есть духовные потребности, у него есть также и удивительные свойства. Он может любить и чувствовать, у него есть совесть. У него есть высшее предназначение. Важны и его тело, и его душа. И он действительно имеет в себе самом некоторое знание о Боге и также являет собой Божье послание. Но их исток не в том, что он Бог, а в том, что он несет в себе образ Божий. Это достоинство дано ему Богом, а не присуще ему само по себе. Оно дано ему с определенной целью — любить Бога и поклоняться Ему в духе и в истине. Человек, сотворенный Богом по Его образу, остается совершенно отличным от Бога. Его дело – познавать Бога и поклоняться Ему как Богу.

Человек не имеет в себе безграничного потенциала. Он не может стать Богом; он создан из праха земного. Он — слабое и зависимое существо. Он болеет, страдает, заблуждается и умирает. Нью Эйдж  ложно описывает природу и возможности человека. Принимать ложь за действительность — смертельно опасно.

Человек не является Богом и потому не является сам себе законом. У него есть высший Законодатель, которому человек обязан быть послушным. Дело человека не постигать свой закон, но повиноваться закону Божьему, который Бог явил ему в Писании и его собственной совести.

Более того, человек является творением падшим. Проблема человека не в том, что он не осознает свою божественность. Как раз наоборот. Первые люди послушались змея и вкусили запретный плод, чтобы стать самим, как боги. Нью Эйдж, учащий о божественности человека, сам явно указывает на корни своего учения. Эта ложь рождена в Эдемском Саду. Не космические законы Инь и Янь действуют в сердце человека, а грех, рожденный в его сердце, порабощает и пожирает его.

Библейский Бог — Личность, возжелавшая иметь с человеком отношения любви и святости, в которых установлен определенный порядок. Человек, предав Его доверие и любовь, эти отношения попрал. Он не просто не может открыть Бога внутри себя, но он отринут от Лица истинного Бога — Своего Творца. Его не ждет реинкарнация и эволюция, но смерть и суд Божий за его грехи. Единственной надеждой такого человека остается не саморазвитие, но Божье милосердие.

И Бог в Своем милосердии открыл для человечества путь ко спасению, предложив жертву умилостивления в Своем Сыне Иисусе Христе, пришедшим в мир и явившем миру Бога истинного, и взявшего на Себя грех мира так, что всякий верующий в Него не погибнет, но будет иметь жизнь вечную. Аминь.

 

Список использованной литературы

1.  Локхаас Ф. Х. «Движение New Age» - http://www.blagovestnik.org/books/00151.htm

2.  Сайр Дж. «Парад миров» - Санкт-Петербург, 1997г., 247стр

3.  Косорукова Ю., Бондаренко Г. «Идеология и современная культура Нью Эйдж или кризис пост-христианской цивилизации», п. 2 - http://pryahi.indeep.ru/history/new_age.html

4.  Рязанова Л., «Нью-Эйдж — Религиозное сознание в ситуации постмодерна» - НАНУ, Інститут Соціології, “Соціальні Виміри Суспільства”, Збірник наукових праць Випуск 5

5.  Макдауэлл Дж, Стюар Д. «Обманщики» - Новая Жизнь 1994, 224 с

6. Годфрид, Нью-Эйдж: новый порядок, новое человечество, новая вера. Пункт «Первая опора: научный фундамент» -   http://www.christusimperat.org/ru/node/13459

7.  Папский Совет По Культуре Папский Совет По Межрелигиозному Диалогу, «Христианский Взгляд на Нью Эйдж»,- Москва 2009, 121 с

8.  Раевский А. Н «Онтологические, Антропологические, Этические и Эсхатологические Концепции Движения Нью-Эйдж», Ростов-на-Дону 2013г

9.  Раевский А. Н.  «Движение New Age Как Квазирелигиозная Субкультура Современного Общества: Религиоведческий Анализ», Ростов-на-Дону-2012

10. Бирюкова Ю. А., "Нью эйдж" - Супермаркет духовных услуг, п. Масс-культ для общества массовой культуры - http://www.countries.ru/library/religio/newage.htm

11. http://www.manwb.ru/articles/philosophy/filosofy_perrenis/hpb_doctrina/

12. Аблеев С. Р. «Материя и Сознание в философской парадигме универсального монизма» http://grani.agni-age.net/articles10/4010.htm

13. Е. П. Блаватская, «Практический оккультизм» - http://www.theosophy.ru/lib/hpb-prak.htm

14. http://hopak.org.ua/node/12

15. http://newacropolis.org.ua/ru/цели-и-принципы

16. http://kievyogastudio.com/aboutyoga/about-yoga/

17. http://yogaifschool.com/

18. http://health-club.org.ua/medicina/24-netradicionaya-medicina.html

19. http://www.krishna.ru/historical-records/1640-----.html

20. http://centrenergetika.com.ua/

21. http://narmedzona.ru/index.php/kosmoenergetika

22. http://narmedzona.ru/index.php/akupuntura/62-akupuntura

23. http://www.yoga.ua/read/arifmetika-jogicheskogo-populizma/

24. http://progressman.ru


[1]    Смотри интервью с Джорджем Харрисоном, 1982 - http://www.krishna.ru/historical-records/1640-----.html

[2]    Смотри пояснение связи «Звездных воин» с Нью Эйдж Локхаас Ф. Х. «Движение New Age» - http://www.blagovestnik.org/books/00151.htm – глава 3, пункт 2

[3]    Подробнее об этих мировоззрениях и причинах смены одного другим смотри Сайр Дж. «Парад миров» - Санкт-Петербург, 1997г.

[4]    Смотри, например, Косорукова Ю., Бондаренко Г. «Идеология и современная культура Нью Эйдж или кризис пост-христианской цивилизации», п. 2 - http://pryahi.indeep.ru/history/new_age.html

[5]    Смотри  Папский Совет По Культуре Папский Совет По Межрелигиозному Диалогу, «Христианский Взгляд на Нью Эйдж»,- Москва 2009 — с. 8

[6]    Там же

[7]    Читай например — http://www.christusimperat.org/ru/node/13459, «вторая опора: восточные религии»

[8]    Там же

[9]    О Нью Эйдж как о сдвиге парадигмы читай Папский Совет По Культуре Папский Совет По Межрелигиозному Диалогу, «Христианский Взгляд на Нью Эйдж»,- Москва 2009 — с. 22

[10]   Целый ряд работ рассматривает Нью Эйдж именно как религию постмодернизма. Смотри, например, Рязанова Л., «Нью-Эйдж — Религиозное сознание в ситуации постмодерна» - НАНУ, Інститут Соціології, “Соціальні Виміри Суспільства”, Збірник наукових праць Випуск 5 — с. 422,  Сайр Дж. «Парад миров» - Санкт-Петербург, 1997г., Ю. Косорукова, Г. Бедненко - http://pryahi.indeep.ru/history/new_age.html

[11]   Там же

[12]   О влияние Блаватской на Нью Эйдж пишет например Макдауэлл Дж, Стюар Д. «Обманщики» - Новая Жизнь 1994, 224 с — с. 179

[13]   Монистическое учение Блаватской описывает Аблеев С. Р. «Материя и Сознание в философской парадигме универсального монизма» http://grani.agni-age.net/articles10/4010.htm

[14]   Е. П. Блаватская, «Практический оккультизм» - http://www.theosophy.ru/lib/hpb-prak.htm

[15]   Общее изложение учение Блаватской можно найти у ее последователя Х. А. Ливрага - http://www.manwb.ru/articles/philosophy/filosofy_perrenis/hpb_doctrina/

[16]   Подробное описание этих и других псевдохристианских культов можно найти у Макдауэлл Дж, Стюар Д. «Обманщики» - Новая Жизнь 1994, 224 с

[17]   О влиянии научных открытий на монистический взгляд на вселенную смотри Годфрид, Нью-Эйдж: новый порядок, новое человечество, новая вера. Пункт «Первая опора: научный фундамент» - http://www.christusimperat.org/ru/node/13459

[18]   Подробнее о учении Юнга и изменении психологии смотри Папский Совет По Культуре Папский Совет По Межрелигиозному Диалогу, «Христианский Взгляд на Нью Эйдж»,- Москва 2009 — с. 36, 37

[19]   Смотри Аблеев С. Р. «Материя и Сознание в философской парадигме универсального монизма» http://grani.agni-age.net/articles10/4010.htm

[20]   Смотри  Папский Совет По Культуре Папский Совет По Межрелигиозному Диалогу, «Христианский Взгляд на Нью Эйдж»,- Москва 2009 — с. 43

[21]   Классификацию онтологии  Нью Эйдж смотри А. Н. Раевский «Онтологические, Антропологические, Этические и Эсхатологические Концепции Движения Нью-Эйдж», Ростов-на-Дону 2013г

[22]   Как центральную идею Нью Эйдж восхождение рассматривает Раевский А. Н.  «Движение New Age Как Квазирелигиозная Субкультура Современного Общества: Религиоведческий Анализ», Ростов-на-Дону-2012

[23]   Эту идею блестяще раскрывает Сайр Дж. «Парад миров» - Санкт-Петербург, 1997г, глава 8 — с. 171

[24]   Подробнее о реинкарнации и карме смотри Локхаас Ф. Х., Движение New Age, - http://www.blagovestnik.org/books/00151.htm - 3. Оккультизм New Age, Оккультные верования

[25]   Об этом пишет Бирюкова Ю. А., "Нью эйдж" - Супермаркет духовных услуг, п. Масс-культ для общества массовой культуры - http://www.countries.ru/library/religio/newage.htm

[26]   О наркотиках в движении Нью Эйдж смотри Сайр Дж. «Парад миров» - Санкт-Петербург, 1997г, глава 8 — с. 162

[27]   Смотри Косорукова Ю., Бондаренко Г. «Идеология и современная культура Нью Эйдж или кризис пост-христианской цивилизации», пункт «Нью Эйдж как постмодернизм в религии: Религия-конструктор» - http://pryahi.indeep.ru/history/new_age.html

[28]   Смотри, например, Е. П. Блаватская, «Практический оккультизм» - http://www.theosophy.ru/lib/hpb-prak.htm

[29]   Смотри  Папский Совет По Культуре Папский Совет По Межрелигиозному Диалогу, «Христианский Взгляд на Нью Эйдж»,- Москва 2009 — с. 33

[30]   Как одну из основных идей Нью Эйдж Иерархию рассматривает Раевский А. Н.  «Движение New Age Как Квазирелигиозная Субкультура Современного Общества: Религиоведческий Анализ», Ростов-на-Дону-2012

[31]   Подробное описание культов Нью Эйдж на Западе смотри Макдауэлл Дж, Стюар Д. «Обманщики» - Новая Жизнь 1994, 224 с, глава «Введение в культы нового времени»

[32]   О НРД Нью Эйдж в России смотри Раевский А. Н.  «Движение New Age Как Квазирелигиозная Субкультура Современного Общества: Религиоведческий Анализ», Ростов-на-Дону-2012, 2 гл., 3 п.

[33]   http://newacropolis.org.ua/ru/цели-и-принципы

[34]   http://hopak.org.ua/node/12

[35]   смотри Раевский А. Н.  «Движение New Age Как Квазирелигиозная Субкультура Современного Общества: Религиоведческий Анализ», Ростов-на-Дону-2012, 2 гл., 3 п.

[36]   О Нью Эйдж в анимации и ММОРПГ смотри Раевский А. Н.  «Движение New Age Как Квазирелигиозная Субкультура Современного Общества: Религиоведческий Анализ», Ростов-на-Дону-2012, 2 гл., 4 п.

[37]   О холистической медицины читай, например, http://health-club.org.ua/medicina/24-netradicionaya-medicina.html

[38]   http://centrenergetika.com.ua/

[39]   http://narmedzona.ru/index.php/kosmoenergetika

[40]   http://narmedzona.ru/index.php/akupuntura/62-akupuntura

[41]   http://www.yoga.ua/read/arifmetika-jogicheskogo-populizma/

[42]   http://kievyogastudio.com/aboutyoga/about-yoga/

[43]   http://progressman.ru/2013/12/belief/

[44]   http://progressman.ru/2013/02/stereotype/

[45]   http://progressman.ru/2009/09/perspektivy/

Александр Бычков

Магистр богословия, служитель ЕПЦУ.

https://www.facebook.com/alexander.bychkov.5

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.