На каком основании вы утверждаете, что вы – избранные? Откуда вы знаете? Не считают ли реформаты себя лучше других потому, что они избраны Богом?

1. Чему не учит реформатское богословие

Говоря о спасении, мы прежде всего хотим воздать всю славу Богу и Христу.

Мы хотим подчеркнуть, что человек спасается только верой (Рим. 4:2-5; Кол. 2:16; Еф.2:8 и дальше)

Даже вера не является нашим "вкладом" в спасение, так как она – дар Божий (Еф. 2:8,9)

В этом и состоит главное различие между реформатским и арминианским богословием:

         арминиане говорят, что человек спасается потому, что Бог увидел в нем нечто хорошее, чего не увидел у других – веру! Вера – это не дар Божий, а "готовность" человека "принять" спасение. Человек сам решает, верить ему или нет.

         реформаты же говорят, что все люди потеряны в своих грехах (Рим. 3:21-23; 5:12). Но Бог милостив и из всего множества грешников Он по Своему изволению избирает многих; и не из-за их добрых дел, но по благодати во Христе.

         Ветхий Завет

Мы встречается с этим уже в Ветхом Завете, где Бог избрал Себе народ израильский: и не потому, что они были лучше или сильнее, а потому что Сам так восхотел (Втор. 7:7,8; Иер. 31:36,37; Иезек. 16)

Если Вы ответите, что эти тексты не говорят о вечном спасении отдельных людей, Вы будете правы. Но они показывают общий подход и то, как Бог избирает Своих детей: не потому, что они лучше, а руководствуясь Своей свободной и святой волей (ср. Иов. 39:34-38).

Новый Завет

В Новом Завете мы уже намного лучше видим, как Бог действует в личном избрании Своих детей. Мы понимаем это уже из Иоан.3, где Иисус говорит о необходимости возрождения Духом Святым для каждого. Мы убеждаемся в этом и из личного опыта ап.Павла (Деян. 9), а также из его писем: Рим. 9:11-23; 2Тим.1:9,10; Тит. 3:4-6.

 

Реформаты ни в коем случае не утверждают, что они в чем-то лучше других, но прославляют Божью суверенную благодать в избрании, которое Бог осуществляет по Своему изволению.

 

2. Учение об избрании – для прославления Бога!

Нужно сказать еще об одном. Сам вопрос о том, лучше ли избранные, проистекает из узкого понимания учения о Боге и спасении. Да, вопрос о "моем спасении" очень важен. Но акцентировать внимание только на нем – значит сдаться в плен антропоцентричного мышления!

 

Какова была Божья цель при сотворении человека? Человек был создан по образу и подобию Бога, чтобы любить и прославлять Своего Отца, чтобы владычествовать над Божьим прекрасным творением в святости и праведности. Вот как начинается Вестминстерский катехизис:

         В чем состоит основное предназначение человека?

         Основное предназначение человека — прославлять Бога и вечно радоваться в Нём

А в Гейдельбергском катехизисе (вопрос 6) сказано:

Бог создал человека хорошо, по образу Своему, т. е. в истинной праведности и святости, так, чтобы он мог поистине знать Бога, своего Создателя, любить Его всем сердцем и жить с Ним в вечном блаженстве, прославляя и восхваляя Его.

 

Но Божье дитя подняло мятеж. Вместо того чтобы прославлять Бога, оно поставило в центр себя. Вот в чем суть греха: человек больше не любит своего Отца и Творца, а прежде всего себя самого! В этом – корень всех грехов.

 

Но на землю пришел Христос – спасти нас.

С какой целью? Чтобы восстановить отношения со Своим творением, чтобы воссоздать образ Божий в человеке, чтобы мы могли жить с нашим Отцом и Создателем, и все это – чтобы мы опять прославляли Его!

Вот почему ап.Павел, говоря о Божьем суверенном избрании и осуждении в Римл.9-11, заканчивает свои рассуждения словами хвалы: "Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь" (См. также Еф.1:4-6 и 1Петр. 2:9).

Откр. 22:1-5 прекрасно показывает воплощение Божьего вечного замысла о человеке и творении: "престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему". Мы видим, что наше избрание и спасение приносят славу Триединому Богу!

 

Откуда вы знаете, что вы избраны?

Некоторые люди считают, что для уверенности в спасении необходимо увидеть какой-то особый небесный знак или услышать "внутренний голос". Это создает своеобразную "христианскую элиту". Но ни Писание, ни реформатские исповедания не учат ничему подобному.

Свидетельство из Писания. Во славу Христа и Духа

В новозаветном учении о спасении мы главным образом встречаемся не со страхом и сомнениями, а с доверием и утешением во Христе:

         - ап.Петр в Деян. 15:11

         - ап.Павел в Римл. 5:1; 8:31-39; 10:13; 2Тим. 4:8,18

         - Иоанн в 1Иоан. 1:7; 2:28; 3:2; 4:16 и др.

Это доверие важно и для нашей проповеди Евангелия другим: мы не говорим о "теоретической возможности" спасения. Мы посланы Христом, чтобы проповедовать Царство, "покаяние и прощение грехов во всех народах" (Лук. 24:47).

Это не приводит к самоуверенности: наоборот, вся наша уверенность основывается на том, что совершил для нас Спаситель Иисус Христос.

В Иоан. 10:28 Иисус так говорит об учениках: "Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей". Его слова подразумевает достижимость для человека уверенности в спасении уже в "земной" жизни. Эта убежденность проистекает не из наших добрых дел или сильной веры, но из того, что мы доверяем Христу и совершенству Его труда. Последние слова Христа на земле были такими: "Я с вами во все дни до скончания века". Кто сомневается в том, что Христос может исполнить то, что обещал?

Такая уверенность невозможна без силы Святого Духа, Возрождающего нас (Иоан. 3:5-8). Он может то, что неподвластно человеку (Мк. 10:27). "Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии" (Римл. 8:16).

 

Свидетельство из Писания. "Книга жизни"

В рассуждениях об уверенности в спасении часто упоминают "Книгу жизни". По мнению некоторых, это выражение означает, что только Бог знает, кто же на самом деле избран. Но это понятие ("Книга жизни") на самом деле указывает на другое. Оно показывает верующим, что Бог верен Своим обетованиям в любых обстоятельствах. Что бы ни случилось на земле, наше будущее точно с Богом и Христом:

- Флп. 4:3 - Павел свидетельствует, что имена его сотрудников записаны "в книге жизни"

- Книга Откровения:

- для нашей вечной жизни важно, что наши имена записаны в "Книге жизни": Откр. 3:5; 13:8; 17:8; 20:12,15; 22:19.

- число избранных постоянно: Откр. 17:8-14

- примечательно, что "Книга жизни" названа также "Книгой Агнца" (Откр. 13:8; 21:27), что означает: наше спасение несомненно и оберегаемо Христом.

 

Реформатские вероисповедания об уверенности в спасении

Реформатские исповедание избирают тот же подход: они всегда указывают на обетование Бога во Христе:

 

Гейдельбергский катехизис

Вопрос 21

Что такое истинная вера?

Истинная вера - это твердое знание, посредством которого я принимаю за истину все, что Бог открыл нам в Слове Своем. И вместе с тем твердая уверенность, которую Дух Святой через Святое Евангелие вселил в сердце мое, что не только другим, но и мне тоже дарованы Господом отпущение грехов, вечная праведность и блаженство только по милости Божьей ради заслуг Иисуса Христа.

 

Личная уверенность укрепляется также посредством Вечери Господней:

Вопрос 79

Почему же тогда Христос называет этот хлеб Своим Телом и чашу Своей Кровью или Новым Заветом на Крови Его и Павел говорит о приобщении к Телу и Крови Христа?

Христос говорит так не без всякой причины. Он не только хочет этим научить нас, что подобно тому, как хлеб и вино питают нас в этой временной жизни, так Его распятое Тело и пролитая Кровь становятся истинной пищей и питьем для наших душ для жизни вечной. Более того, этими видимыми знаками и залогами Он хочет уверить нас в том, что мы так же действительно причастны Его истинному Телу и Крови, посредством Духа Святого, как действительно получаем в уста наши эти святые знаки в память о Нем. И в том, что все Его страдания и смирение были принесены за нас, как если бы сами страдали и сами искупали перед Господом наши долги.

 

Каноны Дортского Синода, I.12 и V.9.10.11.13

I.12.

В должное время избранным дается, хотя и различным образом и в разной степени, уверенность в вечном и неизменном избрании ко спасению. Подобная уверенность происходит не от настойчивого исследования глубин и тайн деяний Божиих, но от наблюдения в себе (в духовной и святой радости) безошибочных плодов избрания, указанных в Слове Божием, - таких как истинная вера во Христа, сыновний страх Божий, благочестивая печаль о грехах, жажда праведности и другие плоды.

 

 

Для дальнейшего чтения:

         Дж. Пакер, "Проповедь Евангелия и всевластие Бога"

         Р.С.Спраул, "Избранные Богом"

         С. Худиев, "Об уверенности в спасении".

         Августин, "О предопределении святых"

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Комментарии:

7. Springsteen
29.09.2011 | 08:57
Здравствуйте! В канонах Дортского Синода сказано :"...уверенность в спасении происходит от наблюдения в себе безошибочных плодов спасения, таких как истинная вера во Христа и т.д..." Вопрос:как человек может определить, что его вера истинна? Всякий человек субьективен, все сектанты, например, считают свою веру истинной.
6. dima
07.11.2010 | 20:57
Он опирается на Бакстера и других пуритан
5. Дмитрий
07.11.2010 | 20:41
А вот у Вебера как раз подобное нашлось:

"74. Насколько господствующая в кальвинизме (чрезвычайно важная для нашей концепции) идея, согласно которой избранность получает свое подтверждение в профессиональной деятельности и поведении, у Лютера отходит на второй план, свидетельствует следующий отрывок..."

Правда, "в кальвинизме", а не "у Кальвина".
На какие источники он мог опираться?
4. Дмитрий
29.10.2010 | 01:16
Спасибо! Так и чуял, что свой брат православный окажется с марксистским акцентом... :(
В том-то, в частности, и дело, что читал Вебера, а у него такого нет. А будь такое у Кальвина было бы странно, если бы Вебер не поставил это лыко в строку.
3. dima
27.10.2010 | 15:39
Дмитрий, у Кальвина такого нет. Он и сам жил довольно бедно, так что если благосостояние - признак кальвиниста, то Кальвин - плохой кальвинист. У некоторых пуритан (кальвинистов Англии) было мнение, что христианские добродетели (честность, трудолюбие, экономность) приводят, как правило, к благосостоянию. Если читаете по-английски - могу послать много серьезных книг. Если нет - читайте Вебера, хотя его известный тезис о связи между капитализмом и протестантизмом (и особенно кальвинизмом) многие оспаривают.
Почему у нас так много пишут об этом? Потому что до сих пор пользуются марксистскими книжонками, в которых на религию смотрят под экономическим углом.
2. Дмитрий
27.10.2010 | 14:36
Православный протоиерей Максим Козлов воспроизводит следующее распространенное обвинение в адрес кальвинизма. (см. пространную цитату ниже). Подскажите, пожалуйста, есть ли такое у Кальвина или хотя бы последователей? Или это передергивание? Все-таки хочется, наконец, разобраться. Я, во всяком случае, такого нигде не нашел.

"Так как же можно определить что на человеке почиет благословение Божие? По тому, с каким успехом осуществляются его мирские дела. Если его коммерческие дела идут успешно, если ему Бог дает распоряжаться многим имуществом, то это знак милости и благоволения Божия (это очевидный возврат к Ветхому Завету, когда по внешнему благосостоянию и преуспеянию человека судили о том, насколько он угоден Богу).

И получилось, что достижение внешнего, материального преуспеяния стало считаться очень важным признаком близости человека к спасению. Если до того богатство (и в Православии и в католицизме) считалось препятствием или по крайней мере очень большим соблазном и опасностью на пути к спасению, то в кальвинизме стало наоборот: ты богат, ты хороший купец, коммерсант, предприниматель - значит, на твоих делах почиет благословение Божие. Так кальвинизм дал толчок к развитию современного европейского капитализма. Это очень интересный пример того, как религиозные воззрения определяют экономическое состояние общества, а не наоборот."
1. Леонид
03.05.2010 | 04:29
арминиане говорят, что человек спасается потому, что Бог увидел в нем нечто хорошее, чего не увидел у других – веру!

Впервые слышу подобное за 50 лет своей жизни.Где вы нашли такое утверждение?