Д. Г. Гиртсема
Воскресенье и суббота
Всемирный вопрос
Мы начинаем издание журнала «Труба» 1987 года с тщательного рассмотрения вопроса, связанного с воскресеньем и его отношением к субботе.
Некоторое время тому назад я получил копию газеты «Горизонт» (Horizon). Эта газета принадлежит Женскому обществу провинции Онтарио. В ней была опубликована статья о воскресенье, написанная Дж. Гельдер-старшей. Она говорит о воскресенье таким образом, что становится очевидным, что этот день поклонения является даром Божьим и, следовательно, днем радости, которым должен наслаждаться Божий народ. Было бы полезно поразмышлять над ее словами.
Более того, для этого случая я также держу про запас две статьи по той же теме, написанные в журнале «Ежемесячный отчет Свободной церкви Шотландии» (Monthly Record of the Free Church of Scotland) за сентябрь и октябрь прошлого года. В этих статьях их автор преп. Джон Л. Маккей рассматривает вопрос, является ли суббота, как день покоя, предписанием, данным людям после сотворения мира. Этот вопрос не рассматривается в очерке Гельдер-старшей, но он довольно важен. Преп. Маккей говорит о том, что этот вопрос вызывает разногласия в реформатских и пресвитерианских церквях на протяжении веков. Это разногласие можно кратко изложить в следующем вопросе: должны ли мы следовать «субботней теории» (sabbatarian theory) или же нам необходимо твердо придерживаться «теории Господнего дня» (dominical theory)? Так как мы имеем разрешение на перепечатку любой статьи из журнала «Ежемесячный отчет», мы будем использовать эти статьи, чтобы показать, что этот вопрос обсуждается не только в нашей стране, но также в других странах мира, в других реформатских и пресвитерианских церквях.
Вполне очевидно, что «теория Господнего дня» рассматривает воскресенье как день Господний (Dominus), в который верующие собирались для поклонения, потому что в первый день недели Господь воскрес из мертвых, и в этот день новозаветная церковь собралась на поклонение. В подобном взгляде не проводится связи между воскресеньем и ветхозаветной субботой. Говорится о том, что Христос является исполнением ветхозаветной субботы, так как Он есть исполнение ветхозаветного жертвоприношения животных и, таким образом, снова подобно тому, как были отменены жертвоприношения, должен быть отменен ветхозаветный день покоя, день без работы. Это означает, что согласно этому взгляду, четвертая заповедь как таковая не имеет никакого отношения к новозаветной церкви.
Вполне очевидно, что «субботняя теория» заявляет о том, что четвертая заповедь, говоря о субботе не только как о дне поклонения, но также как о дне отдыха, все еще остается в силе для новозаветной церкви, хотя необходимо принять во внимание отличие в Божьем промысле.
Современное уничтожение дня покоя и поклонения
Предпосылкой написания статьи в журнале Свободной церкви Шотландии является тот факт, что христиане в Шотландии вовлечены в борьбу за сохранение воскресенья как дня отдыха в своем обществе. Существует большое количество бизнесменов, которые упорно работают над тем, чтобы по воскресеньям совершались покупки. Подобная борьба проходит и в нашем канадском обществе. Особенно в Онтарио и Манитобе, а также Британской Колумбии и других провинциях нашей страны. В настоящее время этот вопрос стоит в центре внимания.
Однако в этой борьбе не все христиане сохраняют единство. Многие не видят необходимости проведения этой борьбы. Они принципиально не возражают против открытия магазинов и работы по воскресеньям, потому что не видят связи между четвертой заповедью и соблюдением воскресенья. В то же время среди сторонников «теории Господнего дня» есть люди, которые готовы бороться за сохранение воскресенья как дня отдыха и поклонения. Но, несмотря на это, эта теория с легкостью разрушает готовность бороться с упразднением воскресенья как дня отдыха и с дальнейшей секуляризацией нашего общества.
Основной вопрос
Во всех спорах возникает основной вопрос: «Имеет ли четвертая заповедь свое основание и корень в Божьем завете с Израилем, установленном на горе Синай, или же в Его труде по сотворению мира?». Является ли дар и заповедь одного дня покоя в цикле семи дней временным и церемониальным предписанием только для древнего Израиля или же это также закон, данный всем людям при сотворении мира и содержащий в себе дар и значение на все времена? Преп. Маккей отстаивает вторую точку зрения.
Сторонники «теории Господнего дня» основывают свой аргумент на таких текстах Нового Завета как Колоссянам 2:16, 17, где апостол Павел пишет о том, что суббота – это «тень будущего», в то время как «реальность – во Христе». Преп. Маккей также упоминает Галатам 4:9-11 и Римлянам 14:5, 6. Мое мнение в большей мере соответствует мнению шотландского служителя. И я не думаю, что этот взгляд находится «в одном шаге от какой-то ереси или сектантского понимания», как пишет преп. ВанДорен. Несомненно, в этой связи мы должны остерегаться строгой приверженности букве закона. Если я его правильно понимаю, именно от законничества преп. ВанДорен также желает нас предостеречь. Спасение только во Христе, а не в ком или чем-либо еще, а также не в соблюдении определенных правил поведения в день покоя и не в соблюдении самого дня покоя.
Однако когда я прочитал о том, что суббота – только «тень», я взял свой Новый Завет на греческом языке и обнаружил, что это слово там не употребляется. Оно добавлено в переводе и может привести к неправильному выводу. Факт заключается в том, что возможно и необходимо заявить, что субботний день как один день покоя в семидневной неделе является установлением, данным при сотворении мира, что нельзя сказать о других установлениях, о которых говорится в Колоссянам 2:17: ежегодные праздники и новолуния.
Это – важный факт. Когда Господь заповедал Израилю соблюдать субботу, Он поместил повеление о соблюдении этого дня во все ветхозаветные законы и заповеди, необходимые для жизни Израиля в завете на обетованной земле.
Заповедь о субботе теперь получила особое выражение, которое подчеркивало тот факт, что эти заповеди были даны для обеспечения святости Израиля перед Господом. Суббота теперь была окружена большим количеством типично израильских обрядовых норм.
Мы также можем упомянуть некоторые другие законы. Израильтянам было запрещено принимать в пищу нечистых животных. Люди становились нечистыми, когда прикасались к мертвому телу. Запреты «не прикасайся», «не вкушай» были средством сохранения обрядовой святости. Бог дал эти и другие заповеди для того, чтобы многоразличным образом и множество раз напомнить Своему народу: Я свят, следовательно, вы должны быть святы. Павел показывает, что заповеди и исполнение заповедей не делает нас святыми и не способствует сохранению нашей святости. Прощение грехов и святая жизнь перед Господом возможна только благодаря живой вере, которая связана со Христом. Христос со Своей кровью и Духом – есть материя, тело и реальность. Ветхозаветные заповеди, которые Израиль получил на горе Синай, являются тенью, указывающей на Христа. Таким образом, то, что типично израильское, есть тень. Христос пришел на ее место как Спаситель. Во Христе верующие люди святы, и все дни недели святы перед Господом.
Но это не отменяет тот факт, что остается определенный аспект дня покоя как установления, данного при сотворении мира. Это не означает, что с приходом Христа этот один день покоя в неделю, в принципе, был отменен. Христос – Господин субботы. Он может сделать с ней все, что Ему угодно. Он управляет ей.
Переход с субботы на воскресенье
Переход с субботы на воскресенье начался со дня воскресения Христа и Его явления Своим ученикам, а также с Его благословения первого дня недели. Он продолжался с Его появлением среди учеников, когда там уже присутствовал Фома в первый день следующей недели. И далее – с обычая ранней церкви собираться на поклонение в тот же первый день недели.
Тем не менее, насколько известно, ранняя церковь в Палестине продолжала соблюдать седьмой день недели – субботу, по крайней мере, до падения Иерусалима, в то время как ранняя церковь в Римской империи собиралась на поклонение утром в первый день недели до начала работы, но не считала этот день днем отдыха.
Мы можем увидеть в этом предопределенную заботу Господа. Если бы ранняя палестинская церковь незамедлительно отменила седьмой день как субботний день, она бы воздвигла большую преграду на пути распространения Евангелия среди народа, принадлежащего ветхому завету. Из-за отмены седьмого дня иудеи выступили бы против Евангелия и против церкви. В то переходное время достижение евреев евангельской вестью было более важно, чем переход с седьмого дня на первый день недели для поклонения Богу и отдыха. Бог не желает, чтобы Его народ поступал как революционеры. Он Сам не поступает таким образом. Христос был и остается Господином субботы. Суббота должна служить Ему и Его непрекращающемуся труду созидания Своей Церкви.
Общины, состоящие из числа обращенных из язычников, имели в своей среде много рабов и слуг. Неявка на работу в первый день каждой недели была бы открытым неповиновением в глазах их неверующих хозяев . В то же самое время, особое ударение, как для всех церквей, так и для церквей из обращенных язычников, делается на том, что необходимо избегать даже наименьшего подозрения на революцию для того, чтобы противники Евангелия не могли найти причину обвинить в чем-либо церковь Христа.
И все же наступило время покоя и свободы для христианской церкви, когда в начале четвертого века римский император Константин стал христианином. С этого времени воскресенье, как день Господний, все больше и шире становился днем поклонения и покоя. Божий дар сотворения вернулся посредством ниспосланной Божьим провидением Его заботы, чтобы снова стать благословением для человечества. Христос явил Себя Господином субботы, которая была дана человеку при сотворении, сохранена в особом ветхозаветном облачении Израиля и дарована также христианской церкви и ее окружению, чтобы быть благословением для них.
Действительно, произошел переход с седьмого дня на первый день недели, потому что это был день воскресения Христа. Жизнь на земле, включая дар дня покоя, укоренена и основывается не только на Божьем труде творения мира. Она укоренена и основывается теперь на деле спасения, совершенного Христом, Его смерти и воскресения. Эта новая жизнь исходит теперь от Него и через Него, Он приобрел ее на кресте и явил ее в воскресении из мертвых. Но это – все еще та же самая жизнь, которую Бог сотворил в начале, в раю. Искупительный труд Христа – это восстанавливающий труд. Именно поэтому восстановленное установление, данное при сотворении мира, все еще является благословением для человечества.
В чем заключается наше призвание?
Наш западный мир отвергает Бога и Христа. Современный человек снова стремится обрести «свободу», не осознавая, что его «свобода» – это положение раба величайшего из всех рабовладельцев: сатаны. Сатана желает уничтожить этот христианский, данный Богом день покоя своим обманом, потому что он хочет уничтожить Божий труд. Цель сатаны – уничтожить церковь как столп истины и света в этом мире. Он хочет подчинить этот мир своему мятежному правлению больше и глубже , чтобы даже не осталось ни следа от того, что даровал Бог.
В данной ситуации два побуждения должны руководить нами, христианами: попечение о церкви и сострадание к миру.
Кроме того, в нашей среде существует тенденция все более и более легкомысленно относится к воскресному дню. Мы становимся менее строгими. Сегодня мы позволяем себе больше, чем вчера. Разве заправка пустого бензобака бензином на заправочной станции в воскресенье не становится привычным делом для нас? Разве отправиться в магазин в воскресенье, чтобы купить что-нибудь необходимое (?) или недостающее, больше не является чем-то плохим? Разве молодежь по воскресеньям, конечно же, после богослужения, не делает свои школьные, институтские или университетские домашние задания, особенно в загруженный период времени своей учебы?
Действительно ли, что в этих и многих других, так называемых мелочах, воскресенье становится все больше похожим на остальные дни недели, в то время как раньше оно отличалось от них? Нам необходимо осознать, что все эти незначительные изменения в нашем поведении, даже в мелочах, позволяют этому миру с легкостью проникать в нашу жизнь, и вместе с тем – в церковь Христа, за которую Он отдал Свою жизнь на кресте. Мы пользуемся большей свободой здесь и позволяем себе немного больше там. А причина заключается в основном в нашем себялюбии, стремлении к комфорту или удовольствию, или в необходимости, насколько мы сами это понимаем. Мы не лишаем себя приятных мелочей. Мы угождаем себе. И мы называем это своей христианской свободой!
Несомненно, мы обладаем христианской свободой. Но разве эта свобода дана нам, чтобы служить себе, нашей любви к комфорту и тому подобному? Или же мы имеем эту свободу для того, чтобы служить Господу, сберегать и созидать Его церковь с Ним и для Него в святом посвящении?
Со всех сторон на нас обрушивается влияние отношения к жизни современного человека, который живет для себя. И мы принимаем это отношение, сами не осознавая того, потому как в нашей груди стучит грешное сердце, которое склонно к проявлению себялюбия.
Забота о церкви Христа, ее святости перед Господом, ее сохранности как носителя света Христа – именно это должно определять все наше поведение, которое также включает то, как мы проводим наш день поклонения и покоя. Таким образом, мы призваны к тому, чтобы противостать и бороться с соответствием этому миру во всех его формах, что также включает в себя наше «соблюдение воскресного дня». «Все мне позволительно, но не все назидает», пишет апостол Павел (1-е Кор. 10:23). А затем он добавляет: «Никто не ищи своего, но каждый [пользы] другого». В своем поведении Павел руководствовался следующим девизом: «Не ставь камня преткновения ни перед иудеем, ни перед язычником, ни перед церковью». А вы знаете, что камень преткновения может привести к греху.
Во-вторых, мы также должны иметь сострадание к этому миру. Мы верим, что без познания и служения Богу в соответствии с Его Словом, без поклонения Богу, без веры во Христа нет спасения, нет надежды, нет ничего. Мы знаем, что забвение заповедей Божьих влечет за собой хаос и разрушение. Общество, которое стремится к возрождению посредством революции, захлебнется в собственной крови. Общество, которое допускает насилие и убийство, уничтожает себя. Общество, которое строится на неверности в браке, семье и обществе, разрушает само себя.
Общество, которое потакает кражам, придет к банкротству. Общество, которое строит свою жизнь на неправде и обмане, разоряет себя. Общество, которое управляемо завистью, ревностью и раздором, уничтожает само себя.
Я упомянул только шесть из Десяти заповедей. Просто невозможно нарушать Божьи заповеди, не пожиная при этом чудовищных последствий. То же самое касается отношения к первым четырем заповедям. Мир без соблюдения дня покоя и поклонения быстро несется к своей погибели, потому что остается и хочет продолжать оставаться миром без Бога. А мир без Бога – это мир тьмы. Сострадание к этому миру должно побуждать церковь сохранять свет Евангелия ярким и чистым, живя для Христа, по Евангелию, в обновленной жизни, для Бога посредством Святого Духа. Это – жизнь по воле Божьей, согласно которой десять, все десять, заповедей все еще являются основным откровением. Нести свет словом и делом в темноте окружающего мира, и таким образом, бороться за сохранение церкви послушной в вере своему Спасителю и Господу, – это проявление сострадания к миру, который погибает в своей порабощающей и губительной «свободе».
Этот материал еще не обсуждался.