12.05.2014
Скачать в других форматах:

А.Л.Т де Брайне

Ветхий Завет и жизнь христианина

 

Недавно в нашей церкви разгорелся спор, в котором отстаивалось мнение о том, что человеку необходим только Новый Завет для того, чтобы знать, как жить по-христиански. Я же отстаиваю ту точку зрения, что христианину также чрезвычайно необходим Ветхий Завет, и в этой статье я хотел бы детально изложить свою позицию. Какие аспекты вашей христианской жизни пострадают, если вы не будете открывать Ветхий Завет?

 

Не удивительно, что сегодня люди недооценивают важность Ветхого Завета. Все большее и большее число христиан указывают на противоречия между Ветхим и Новым Заветом. Ветхий Завет был для Израиля, Новый Завет – для церкви. Кроме того, имеет место все более возрастающая неприязнь к заповедям. Говорят о том, что христиане должны обращать внимание не на законы Моисея, а только на Нагорную проповедь Иисуса или же только на заповедь любви. Бог больше не указывает нам на то, что правильно или неправильно – Он обновляет нас посредством Духа Христа. Таким образом, добрые дела будут совершаться естественным образом, и они могут меняться в зависимости от ситуации. Подобное мнение часто берет свое начало в евангельской среде, несмотря на то, что сегодня многие евангельские христиане акцентируют внимание совсем на другом. Однако для реформатских церквей такая позиция является довольно неожиданным и полным изменением традиционной точки зрения.  Еще со времен Кальвина реформатских верующих упрекали в том, что они были слишком рьяными сторонниками Ветхого Завета. И исполнение псалмов на наших церковных богослужениях не было случайностью. Тем не менее, я осмелюсь усомниться в том, что реформатские верующие действительно уделяли так много внимания Ветхому Завету, применяя его этические стандарты в своей жизни. Во-первых, мы часто ограничивали применение ветхозаветных заповедей в своей жизни. Мы предпочли разделить их на три категории. Мы исключили обрядовые предписания, связанные с израильским поклонением и богослужением; они были не для нас. То же самое касалось гражданских законов, данных Израилю для того, чтобы сформировать его как единый народ. В конце концов, у нас остались только нравственные повеления, т.е. слова, содержащие Божью волю для всех времен и народов. Однако эти повеления мы тоже часто обобщаем в Десяти заповедях. Таким образом, в ежедневной практике христианской жизни большая часть Ветхого Завета также остается без внимания у христиан реформатского вероисповедания.

 

Развитие

Действительно, правильное решение – строить христианскую жизнь, прежде всего, на Новом Завете. В 28-й главе Евангелия от Матфея Иисус заповедал Своим ученикам соблюдать все, что Он повелел, не забывая о Нагорной проповеди. Это составляет конституцию Царства и, следовательно, формирует основу для христианской жизни. Кроме того, будет правильным, прежде всего, сделать ударение на том, что христианская жизнь неразрывно связана с Иисусом и следованием за Ним. Он творит из нас новых людей, людей, которые учатся думать и чувствовать так же, как Он. По этой причине Нагорная проповедь начинается с блаженств, которые  общими штрихами рисуют контуры христианского характера вместо перечисления огромного числа обязанностей. Слова апостола Павла в 5-й главе Послания к Галатам относительно плодов Духа также направлены на что-то большее, чем просто наше поведение. Они касаются новых качеств характера. Все вышесказанное не означает, что практическое содержание новой христианской жизни нельзя описать конкретно. Иисус и Его апостолы также очень ясно и детально излагали, что должно иметь место, а что нет в этом новом бытии. Говоря об этом, они постоянно ссылались на Ветхий Завет, развивая понимание христианского образа жизни с этого отправного пункта. Например, в Нагорной проповеди Иисус дает конкретные указания для христианской жизни. Он постоянно заимствует их из Ветхого Завета. Таким образом, например, используя седьмую заповедь, Иисус радикально высказывается о прелюбодеянии. Его наставления для христианской жизни берут свое начало в рассмотрении учения Ветхого Завета с точки зрения грядущего Царства Божьего. В то же самое время Иисус оставляет многие сферы жизни без внимания. Он поднимает вопрос о прелюбодеянии и об отношении к врагам, но ничего не говорит о соблюдении субботы или об отношениях между родителями и детьми. Требует ли Он от нас конкретных решений относительно половой этики, в то время как остальное остается неопределенным и пущенным на самотек? Если мы так думаем, мы неправильно понимаем Нагорную проповедь. Он бросает вызов нам как духовно зрелым христианам, чтобы мы относились  к другим сферам жизни по тем же принципам, которые Он изложил в Нагорной проповеди. Содержание христианского образа жизни можно определить при помощи «новозаветного» подхода к ветхозаветным словам.

 

Смешивание

Разве апостолы не то же самое писали в своих посланиях? Например, наставления Павла относительно христианской жизни в главах 12-15 Послания к Римлянам формируют образовательную комбинацию всех факторов, посредством которых можно определить содержание христианского образа жизни. Он пишет о посвященности Богу, единстве с Иисусом и творческой деятельности Божьего Духа. Он повторяет ясные наставления из учения Иисуса, такие как, например, любовь к врагам. Помимо этого на его учение также оказали влияние Десять заповедей. Кроме того, апостол также выводит из отрывков Ветхого Завета идею о взаимоотношениях между Израилем и другими народами, или же о людях, занимающих руководящее положение в правительстве. Апостолы также не ведут себя так, как будто со временем ничего не изменилось. Мы не видим с их стороны слепого подражания Ветхому Завету, но на его основании они выводят много принципов. И это неудивительно, потому что Ветхий Завет был их единственной Библией. Именно это «Писание» названо полезным для наставления в праведности, чтобы был совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2-е Тим. 3:16).

 

Бог, народ, земля

Использование Ветхого Завета таким образом соответствует его содержанию. Богослов Кристофер Райт обнаружил в Ветхом Завете трехсторонние отношения между Богом, израильским народом и Обетованной землей Ханаана. Все, что говорит и делает Бог, связано с этим треугольником. Все законы и наставления показывают, каким является Бог в деле созидания израильского народа и наследования им Обетованной земли. Ветхий Завет показывает, как живой Бог через искупление создает новое общество на участке освобожденной земли, таким образом, представляя образец для всего творения. Израиль проявляет свое царственное священство среди других народов: у Израиля можно узнать о том, кто есть Бог и в чем заключается Его воля (Исх. 19). Это новое общество, основанное на Божьих повелениях, должно было привлечь внимание других народов и привести их к прославлению своего Творца. Что-то подобное было явлено, когда царица Савская посетила царя Соломона (3-я Цар. 10:9). Благодаря такому установлению было сформировано новое общество, или цивилизация Израиля в трехсторонних отношениях между Богом, народом и землей, как промежуточный пункт на пути к Божьему окончательному месту назначения – созданию нового творения. Останавливаясь на этом промежуточном пункте, мы видим, что Бог остается верным Своему творению, искупает его и ведет к  месту назначения. После этих утверждений промежуточный пункт не должен стать для нас окончательным. Во многих вопросах мы находимся все еще в начале пути. Заповеди Моисея часто показывают , что изменилось относительно других народов, когда Израиль начал служить истинному Богу. Бог не забирает неожиданно Свой народ из мира других народов. Он не делает его внезапно совершенным. Новое общество Израиля сформировало собой что-то наподобие экспериментальной площадки в то время, когда Божья всемирная цель была все еще далека от  достижения. Тем не менее, мы не можем просто пройти мимо этого промежуточного пункта. Божьи наставления Израилю не являются случайными или бессмысленными, но они все связаны с Божьим ходом истории от сотворения мира до Царства. Они говорят о том, каков Бог, чему подобна новая цивилизация, в центре которой находится Бог, и каковы Божьи замыслы относительно этой земли. Они необходимы  для того, чтобы сегодня на своем жизненном пути мы могли продолжать развивать надлежащий христианский образ жизни.

 

Измененный треугольник

Однако  необходимо помнить о том, что сейчас три угла треугольника уже поменялись. Благодаря Иисусу мы обладаем более глубоким познанием Бога. Мы уже формируем не народ, находящийся на каком-то определенном участке земли, а общину, которая распространена по всему миру. Мы еще не обладаем своей собственной освобожденной землей, но представляем собой странников, следующих по пути к новому грядущему миру. Об этом необходимо помнить , когда мы пытаемся обнаружить Божью волю на основании Ветхого Завета.

Однако исследуя Ветхий Завет, мы также не должны ограничивать себя только нравственными предписаниями или же обращаться только к Десяти заповедям. Весь Ветхий Завет объясняет то, как Бог создал новое сообщество людей вокруг Себя на Обетованной земле. Таким образом,  все написанное в Ветхом Завете помогает нам сделать выводы для применения в условиях  нынешнего времени. Конечно, не совсем понятно, как можно конкретно применить ветхозаветные отрывки к современной жизни. Но именно в этом распознается духовная зрелость христианина, которая требует, чтобы мы как последователи Христа всегда извлекали из Ветхого Завета полезное  для своей христианской жизни.

 

Общество и справедливость

Я хотел бы проиллюстрировать это несколькими примерами. Только Ветхий Завет может помочь  развить христианский взгляд на отношение к земле, к правительству или  организации общества. В Новом Завете эти вопросы не были актуальными, так как христиане едва ли имели какое-либо влияние на мир, в котором они жили. Их внимание переключилось с Обетованной земли на новые небеса и новую землю. Таким образом, они не размышляли о своем положении в чуждом им обществе и слегка затрагивали вопрос относительно того, как должно быть организовано и управляемо такое общество. Позднее христиане получили возможность оказывать влияние на общество. Они тот час же обратились за помощью к Ветхому Завету, потому что там оставлены наставления, позволяющие узнать, каким должно быть общество с точки зрения Бога. Сегодня мы видим что-то подобное в вопросах защиты окружающей среды. Новый Завет предлагает  не более чем общее отношение, но благодаря Ветхому Завету мы узнаем о том, что Бог считал животных ценным творением, а также, что мы не должны наносить вред земле. Относительно частной собственности и экономики Новый Завет учит  тому, что христиане как пришельцы и странники должны относиться к собственности как к чему-то относительному и всегда быть готовыми ею пожертвовать. Хотя в Писании невозможно найти размышлений о наилучшей экономической структуре, этот вопрос становится все более важным для христиан. В современном мире мы – небольшие винтики в могущественной экономической системе. Именно Ветхий Завет содержит много экономических предписаний, например, наставления относительно юбилейного года, когда все рабы должны были быть отпущены на свободу, и когда все долги следовало простить. Недавно один христианский политик  к месту сослался на это библейское повеление, в связи с неразрешимой проблемой внешнего долга Греции.

Короче говоря, все христианские социальные законы и христианское понимание политической ответственности и правосудия никогда бы не появились на свет без Ветхого Завета. То же самое касается христианского взгляда на насилие, наказание, а также на отношение к войне и миру. С давних пор «светское» применение Божьих слов было характерно именно для христиан реформатского вероисповедания, а не для евангельских христиан. Это все касалось оценки «светского» Ветхого Завета.

 

Мудрость и релятивизм

Еще одной важной стороной Ветхого Завета, представляющей ценность для христианской жизни, является его житейская мудрость. Такие книги, как книга Притчей и Екклесиаста, особенно ясно показывают, что для того, чтобы научиться отличать добро от зла, необходимо просто открыть глаза и посмотреть вокруг себя на повседневную реальность. Нельзя думать, что из Библии можно напрямую извлечь все решения проблем. Если вы посмотрите вокруг себя через призму Слова Божьего, и находясь  в единстве со Христом,  то увидите много того, что поможет вам сделать практический выбор между добром и злом. Христианская жизнь в основном связана с применением практической мудрости в реально воспринимаемом мире. Новозаветная весть Иисуса основательна и радикальна. И в то же время она представляет собой не абстрактный идеал, а то, с чем можно начать работать конкретно и практически. Иногда  необходимо начать с малого и продвигаться вперед маленькими шагами, но бывают времена, когда зло искушает нас. В такое время Ветхий Завет помогает нам найти самый надежный выход из сложных ситуаций. Вспоминается пример, когда Моисей позволил существование развода, как временного явления, но в то же самое время установил для него ограничения.

 

Религиозные праздники

Мой последний пример касается праздничного календаря для Божьего ветхозаветного общества. Очевидно, что Бог желает, чтобы люди, собираясь вместе, отмечали совершенные Им дела таким образом, чтобы они соответствовали определенным периодам времени года в Обетованной земле. Во время этих празднеств каждому позволялось стать причастником Божьего благословения, особенно больным и чужестранцам. Если я на мгновение задержусь на этом промежуточном пункте и постараюсь применить его к современности, я не буду утверждать о том, что эти праздники являлись исключительно обрядовыми предписаниями, к которым христиане больше не имеют никакого отношения. Благодаря этим праздникам у меня появляется понимание Божьих намерений для всего человечества и всей земли. Разве в 7-й главе книги Откровения Божье Царство не описывается как вечный Праздник Кущей?

 

Таким образом, христианский образ жизни должен и сегодня формироваться во что-то новое. Разве не прекрасно, что ранняя церковь начала отмечать воскресенье и другие христианские праздничные дни?  Божий новый труд во Христе праздновался и был связан с ритмом жизни мучающегося творения, а также с любовью к слабым и другим людям. Мы можем задумываться над этим, если  привыкли на основании Ветхого Завета выводить для себя основы организации христианской жизни. Только благодаря Ветхому Завету снова наступает праздник.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.