28.04.2014
Скачать в других форматах:

Нельсон Клоостерман

Кремация

 

Среди различных наставлений, которые Господь дал ветхозаветному Израилю, мы находим повеление о скорби по умершему человеку: «Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов [на теле] [вашем] и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем; ибо ты народ святой у Господа Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» (Втор. 14:1-2).

 

Из этих стихов мы узнаем, что скорбь по умершему человеку является частью заветных отношений. Погребальные обычаи Израиля должны были свидетельствовать о том, кем являлся Израиль согласно своему суверенному избранию. Господь установил ограничение на траур, ограничение, которое означало, что однажды жизнь одержит победу над смертью в лице и труде Иисуса Христа.

 

Как часть заветного образа жизни, похороны верующего человека в то время  и сейчас являются для наблюдающего мира свидетельством об Источнике и Подателе жизни, Господе Боге неба и земли. Следовательно, то, как люди обращаются с телами умерших, является религиозным и этическим вопросом.

 

В рамках подобного понимания необходимо дать оценку растущей популярности в странах западного мира кремации вместо погребения.

 

Аргументы в пользу кремации

 

Пять видов аргументов выдвигаются в защиту допустимости кремации, а именно экономические, гигиенические, экологические, эстетические и теологические аргументы.

 

Экономический аргумент состоит в  том, что кремация допустима, потому что она дешевле, чем погребение. При кремации нет необходимости в расходах на покупку места на кладбище, гроба и усыпальницы или склепа, покупку надгробного камня или мемориальной доски, а также на уход за могилой. Возражение: несмотря на то, что  кремация действительно дешевле погребения в том случае, если прах развеивается или сберегается частным образом, а не сохраняется в каком-то отдельном здании или склепе, сам по себе этот аргумент недостаточен для того, чтобы оправдать выбор в пользу кремации. Экономический аргумент убедит только тех людей, которые уже избрали кремацию по другим причинам.

 

Гигиенический и экологический аргумент заявляет, что кремация более предпочтительна, так как она представляет собой меньшую угрозу или опасность для здоровья человека и окружающей среды. В этом контексте некоторые люди утверждают, что захоронение занимает слишком много дорогостоящего места. Возражение: современные нормы и методы погребения упраздняют любую угрозу для здоровья людей. Экологическо-пространственным аргументом, несомненно, злоупотребляют на Западе; даже в Нидерландах, одной из самых плотно населенных странах мира, ни один муниципалитет не прибегнет к кремации по причине недостатка места на кладбище.

 

Эстетический аргумент настаивает на том, что кремация более предпочтительна, чем неэстетический процесс разложения и гниения, связанный с погребением. Возражение: разложение и гниение не привлекательны сами по себе, но в равной степени непривлекательно также и сжигание человеческого тела. И помните о том, что немногим из нас необходимо смотреть на разлагающийся труп в гробу или сгорающий труп в печи крематория. Таким образом, этот аргумент не в состоянии оправдать ни погребение, ни кремацию.

 

Теологический аргумент предполагает, что использование кремации допустимо, ввиду того, что мы получим новые воскресшие тела. Один реформатский богослов из Южно-Африканской Республики, покойный Дж. Хейнс, написал: «Новое воскресшее тело, несомненно, будет демонстрировать неразрывность с земным умершим телом, и, конечно, оно будет прославленным; но на это ни в коей мере не окажет влияние то, что произошло с земным телом до или даже во время его погребения. Таким образом, и по этой причине также кремацию в принципе нельзя отвергать» (Theologiese etiek 2/1:329). Возражение: читателя необходимо предупредить:  мнение Хейнса является истинным только отчасти. Он не сказал о том, что кремация в принципе приемлема, а только о том, что кремацию нельзя отвергать на основании ее влияния на земное тело. Следовательно, наблюдения Хейна в действительности не является аргументом в пользу кремации.

 

Библия одобряет погребение

 

Несомненно, библейские примеры указывают на то, что погребение является наиболее предпочтительным методом попечения об умершем теле. Библия с отрицательной стороны раскрывает события, связанные с кремацией умерших тел, они в основном происходят в контексте излияния Божьего суда на грешников (Содом и Гоморра; Ахан и его семья).

 

Но в Священном Писании мы находим много положительных примеров погребения. Авраам испытал большие трудности, пытаясь купить пещеру для погребения своей любимой жены Сарры (Быт. 23:3-20). Позднее Исаак и Измаил похоронили своего отца Авраама рядом с Саррой в том месте, которое со временем должно было стать семейной гробницей для ветхозаветных патриархов и родоначальниц. Мы читаем о том, что Господь Сам похоронил Моисея (Втор. 34:6). Цари Израиля и Иуды погребались рядом со своими предками. В Новом Завете мы читаем о похоронах Иоанна Крестителя, Лазаря и юноши из города Наин, Стефана и Господа Иисуса. Погребение Иисуса было провозглашено ветхозаветными пророками (Ис. 53:9), подготовлено помазанием Марии (Мф. 26:12; Мк. 14:18) и было необходимо для нашего искупления (Гейдельбергский катехизис, Воскресенье 26, ВО 41).

 

Связь между погребением и воскресением особо подчеркивал апостол Павел, когда говорил об образце для христианской жизни. Для церкви в Риме апостол написал: «Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:4). А церкви в Колоссах Дух Христа сказал: «В Нем [Иисусе Христе] вы,… быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» (Кол. 2:11-12). Подобный символизм также применим по отношению к нашему физическому воскресению, о котором говорится в главе 15 Первого послания к Коринфянам.

 

Подводя итог, на основании библейского свидетельства мы можем сделать два вывода. Во-первых, в Библии нет ясного повеления предавать земле умерших людей. Во-вторых, как в Ветхом, так и в Новом Завете Библия дает нам яркие примеры из жизни верующих людей, и эти примеры являются убедительным свидетельством непревзойденной ценности погребения.

 

Погребение как свидетельство о Христе

 

Относительно второго вывода мы должны с готовностью признать, что библейские обычаи ни в коей мере не представляют собой непогрешимые стандарты для наших современных традиций. Таким образом, библейские примеры сами по себе не являются достаточными или решающими для изменения нашего поведения. Но эти примеры не находятся в Библии «сами по себе»! Они представлены в контексте Божьей деятельности, труда Иисуса Христа, представленного в Его уничижении и превознесении. Эти дела послушания нашего Господа Иисуса Христа включали Его погребение, которое мы исповедуем каждое воскресенье в Апостольском Символе веры. Последователи Христа идут по пути смерти, погребения, воскресения и вознесения к славе. Пятнадцатая глава Первого послания к Коринфянам говорит о переходе от смертности к бессмертию, от тления к нетлению. В этом процессе наше погребение занимает очень важное место. Наши тела предаются земле, откуда они и пришли, и как последствие Божьего наказания за наш грех, они возвращаются в прах, из которого они были сотворены.

 

Эта весть о смертности, разложении и воскресении, весть, которая выражается в погребении, не «звучит» в кремации. «Сеяние» тела в землю, зная о том, что оно вернется в прах, доносит совсем иную весть, нежели превращение тела в пепел и рассеивание его по ветру.

 

У нас появляется возможность сделать выбор в пользу свидетельства нашей смертью о Евангелии нашего Господа Иисуса Христа. Невзирая на тот факт, что спустя некоторое время конечный результат будет одним и тем же (в конце концов, прах и пепел не сильно отличаются друг от друга), именно погребение, а не кремация, является более ясным и более последовательным выражением того пути, который первым прошел наш Спаситель, и по которому последовали Его ученики в своей жизни и смерти.

 

Более того, сегодня кремация осуществляется в религиозном контексте. Как признак нашей секуляризованной культуры кремация не может рассматриваться отдельно от мировоззрения отвергающего Бога и поклоняющегося человеку атеизма. Отделение кремации от сопровождающего ее мировоззрения часто происходит тогда, когда люди оправдывают кремацию как самый дешевый, самый здоровый, самый быстрый и хороший способ избавления от трупов.

 

Погребение предпочтительно, если только…

 

Если мы придерживаемся той точки зрения, что Библия не дает нам ясного повеления относительно захоронения, мы должны также признать, что Библия не содержит явного запрета на кремацию.

 

Могут возникнуть определенные ситуации, когда кремация становится неизбежной. Давайте вспомним об эпидемиях, когда ради здоровья людей необходимо было уничтожать трупы больных людей, чтобы предотвратить распространение инфекции. Или же военное время, когда из-за большого количества жертв обычное погребение становится невозможным.

 

Более того, в странах, в которых христианская вера имела либо очень незначительное, либо не имела никакого влияния, погребение становится либо невозможным, либо чрезвычайно сложным делом. Например, в Японии, помимо нехватки места для захоронения, влияние буддизма и чрезмерные цены, связанные с погребением, делают кремацию более предпочтительной. Даже в странах, в которых христианство утратило свое влиятельное положение, погребение может стать исключением, потому что оно несет с собой такие же трудности для верующих, с которыми сталкиваются христиане в Японии. Вероятность утраты привилегии предавать земле умерших людей требует, чтобы мы как можно дольше сохранили эту свободу.

 

Как же мы тогда должны хоронить умерших людей?

 

В заключении приведем несколько наблюдений касательно христианских похорон.

 

Во многих (но не всех) реформатских церквях похороны являются семейным делом. Во времена Реформации реформаты исключили похороны из своих литургических, финансовых и часто суеверных сфер деятельности, которые имели место в католицизме. Если похороны – семейное дело, это означает, что они больше не являются церковным служением. Человек, который проводит похороны (это может быть и не служитель),  доносит определенное послание или обращение, а не проповедь. Послание должно быть личностным, не становясь при этом панегириком. Внимание должно быть сосредоточено на Боге и Его Слове, на Евангелии милостивой благодати, которая дается нечестивым грешникам исключительно через Иисуса Христа.

 

Так как похороны являются семейным делом, может возникнуть опасность того, что они станут слишком частными. Скорбь по умершему человеку – это как социальное, так и духовное проявление. Необходимо дать возможность друзьям семьи и покойного выразить свое горе. Похороны по христианскому обряду должны знаменоваться значительным участием, которое разделяют между собой святые до, во время и после похорон. Распространяющаяся традиция проводить частное погребение, за которым следует публичная «поминальная служба», может лишить верующих прекрасной возможности исповедать реальность победы Христа над смертью и могилой, когда они вместе стоят у гроба. Христианские похороны отмечены сосредоточенностью на Слове Божьем и молитве, соответствующим исполнением псалмов и исповедания веры. Предварительная подготовка к похоронным служениям с избранием библейских отрывков и соответствующих псалмов (также для общецерковного пения) имеет много преимуществ. Вот, например, одно важное преимущество: независимо от эмоционального напряжения, связанного со смертью любимого человека, мы можем убедиться в том, что псалмы, исполняющиеся на похоронах, полностью реформатские по своему содержанию и музыке. Зачем в нашем похоронном пении довольствоваться чем-то иным, что не является самым лучшим?

 

Сегодня в своих похоронных традициях христиане также могут свидетельствовать о реальности существования личности нерожденного ребенка. Должны ли родители мертворожденного младенца проводить похоронное служение для своего ребенка? Да, возможно, с участием только ближайших родственников, так как у ребенка не было других социальных отношений. В случае выкидыша родители должны убедиться в том, что с останками младенца, которые, возможно, должны пройти медицинское обследование, обращаются достойно и  с уважением. В связи с этим родители могут конкретизировать свои пожелания относительно действий врача или штатных сотрудников больницы. Даже несмотря на то, что родители или другие члены семьи никогда бы не смогли развить отношения с этим ребенком, они переживают скорбь из-за несбывшихся ожиданий, связанных с беременностью. Эти чувства помогает выразить  и разделить христианское похоронное служение.

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.