Непростые тексты апостола Павла
Иисус есть Бог? (Флп. 2:9)
«Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» (Флп. 2:9).
Иисус – кто Он? На этот часто задаваемый вопрос давали всевозможные ответы: высоконравственный человек, иудейский пророк, божественная личность, ангел Божий. Или все же Иисус равен Богу? Кажется, Павел высказывается в пользу последнего варианта, когда в Флп. 2:6 говорит о равенстве Иисуса Богу. Но как это себе представить? Неужели, говоря об Отце и Сыне, мы говорим об одном и том же лице? Но ведь Отец и Сын не были оба распяты на кресте. Поэтому Павел говорит, что Бог превознес Его: после воскресения из мертвых Иисус вознесен Отцом на небеса. Очевидно, Отец и Сын – не одна и та же личность.
В Флп. 2:5-11 апостол Павел пишет вовсе не догматический трактат о божественности Христа. Он поет песню. Возможно, он использует уже существующее песнопение, но более вероятно, что сам Павел составил эту поэтическую часть послания. Как бы там ни было, он воспевает «чувствования» (образ мыслей) Иисуса Христа, Который, «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу». Он пришел свыше. Но Он не оставил Свой божественный статус Себе. Он выбрал другое положение, оставив небесную славу и «приняв образ раба». Так Он стал смиренным человеком, земным. Одновременно Иисус явил готовность к безусловному послушанию Богу и к самоотверженному служению ближнему. Здесь, на земле, Он воплотил небесные принципы .
За это Он не обрел почести. Этот путь привел Его к крестной смерти, но благодаря Отцу Он был вознесен на небо и превознесен до самого высокого положения. Таким образом исполнилось пророчество из Ис. 53:12 о страдающем Слуге Господа: «Посему Я дам Ему часть между великими,… что предал душу Свою на смерть». Итак, Он молниеносно перешел от самой низшей к самой высшей точке: как если бы уборщица на предприятии вдруг была бы назначена директором.
Для обозначения этого исключительного небесного положения Христа Павел использует редкое слово: превознесен. На греческом ὑπερυψόω – это составной глагол, который в Новом Завете встречается только в этом стихе. Как подтверждение этого положения Христос получает «имя выше всякого имени».
Но какое же имя здесь подразумевается? На этот счет мнения разделились. Одни считают, что здесь не идет речь о каком-то определенном имени; скорее, здесь подразумевается могущественное положение, которое отводится Тому, Кто так именован. Иисус Христос получает в небе высочайшее имя, то есть славу, которая превосходит всех и вся. Однако проблема такого истолкования в том, что в старейших греческих рукописях в данном месте употреблен артикль, который указывает на какое-то определенное имя.
Второе предположение – это имя Иисус, которое упомянуто в стихе 10. Тогда Павел имел в виду, что земному имени Иисус (что значит «Господь спасает») Бог придал такое значение, которое указывает на превосходство над всяким другим именем. Имя Иисус действительно личностное, однако трудно объяснить, почему имя, которое Божий Сын носил на земле, впоследствии на небе дается Ему вновь, причем это даяние воспринимается как «дар» (греческое χαρίζομαι).
Третье предположение кажется самым правдоподобным. Скорее всего, речь идет об имени Господь (греч. κύριος). Это бы хорошо подходило к стиху 11, где говорится, что всякий язык исповедует: Иисус есть Господь. Как и в Рим. 4:11, Павел здесь цитирует Ис. 45:23б: «предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык». То, что у Исаии сказано относительно Господа (Яхве), Павел отважился перенести на Иисуса. Сам текст Исаии находится в пределах большого раздела (гл. 40-55), в котором постоянно повторяется с небес: «Я – Господь (Яхве). Это Мое Имя».
Это святое Имя Божье Павел здесь и имеет в виду. Иисус Христос превознесен так высоко, Его небесная слава так велика, что Он Сам носит Божественное Имя. К Отцу и к Сыну можно теперь обращаться по одному и тому же имени; все и вся преклонится перед этим единым Именем и признает Божественный авторитет Отца и Сына. То, что Отец и Сын носят одно Имя, не означает, что стирается всякое различие между Ними. Иисус есть Бог, так как равен Богу; Он – Сын и разделяет небесную славу Отца.
Между тем апостол Павел ставит в пример образ мыслей Иисуса общине в Филиппах и всем христианам. Иисус есть Бог, но подобны ли мы Иисусу? Давайте же учиться у Него, как относиться к другим в общине и вне ее. Мы можем следовать Его примеру: воплощать на земле небесные принципы. Как актуально в этом смысле звучат слова, которые предшествуют песнопению об Иисусе: «ничего [не делайте] по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе [только] каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (ст. 3-5).
Роб ван Хаувелинген
Этот материал еще не обсуждался.