Непростые тексты апостола Павла
Крещение для мертвых (1 Кор. 15:29)
«Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?» (1 Кор. 15:29)
У мормонов есть обряд заместительного крещения за умерших родственников. В защиту этого обряда ссылаются именно на этот текст. Согласно учению мормонов, родственные узы всегда остаются в силе; такие отношения не разрывает даже смерть. Крестясь за умерших, люди предоставляют им еще один шанс как бы «задним числом» принять на том свете Евангелие Иисуса Христа и войти в общину верных. Таким образом, речь идет о заместительном крещении живых людей, которые выступают «от имени» своих умерших предков. Этим и объясняется то, что мормоны уделяют очень большое внимание родословным. В главном офисе этой организации в Солт-Лейк-Сити находится самое полное собрание данных о семейных узах в мире.
Но это ли имел в виду Павел? Действительно, есть истолкователи, именно так понимающие 1 Кор. 15:29. В греко-римском мире люди пытались помочь умершим родственникам или друзьям по их «прибытии» на тот свет. Приносились жертвы богам, организовывались памятные трапезы. Потому предполагается, что нечто подобное делали также члены коринфской общины, которые крестились для блага умерших родственников или друзей, которые так и не обратились. Тогда эти умершие могли бы «посмертно» рассматриваться как христиане.
Но о «заместительном крещении» как христианском обычае нигде не говорится ни в Новом Завете, ни в документах ранней церкви, за исключением сектантского движения маркионитов, которые, по свидетельству некоторых отцов церкви, практиковали такое крещение. Кроме того, в нашем отрывке под «мертвыми» подразумевается какой-то не совсем понятный круг людей, который противопоставляется «живым». Павел не говорит, кто эти умершие; а потому мы не знаем, были они или не были родственниками коринфян. Он также сосредотачивается на том, что сам думает о крещении за мертвых. Вряд ли речь идет о какой-то определенной группе людей, придерживавшихся подобных взглядов на крещение, – вроде той группы из общины, которая отвергала воскресение мертвых (ст. 12).
Были предложены альтернативные толкования этого загадочного текста. Например, «крещение» понимали как образное выражение, передающее то, что люди вынужденно претерпевают или что их подавляет. В этой связи указывают на «погружение» в мученичество (ср. Мк. 10:38; Лк. 12:50), а также на попечение о мертвых – будь то в языческом смысле (через жертвы и трапезы) или через ритуальные омовения, которые предписывались в иудаизме после прикасания к мертвым телам (ср. Сир. 34:40; Евр. 9:10). Но против такого рода интерпретации «крещения» как образного выражения свидетельствует то, что в первой части этого послания поднимается конкретный вопрос о крещении, интересовавший коринфскую общину. Неважно, кем человек крещен, - утверждает Павел, - и понимание единого христианского крещения должно прекратить все дробления на группы в общине (1 Кор. 1:14-17).
Поэтому, следуя мнению большинства греческих отцов церкви, мы должны понимать здесь обычное христианское крещение. Причем крещение понимается так, как подразумевается в контексте: люди принимают крещение ради своего собственного тела, которое в Адаме обречено на смерть (ст. 22). Не стоит ли каждый человек, так сказать, одной ногой в могиле? Тогда наш отрывок может означать: эти люди крестятся не ради других, умерших, а ради себя, то есть для того, чтобы, умирая физически, избежать поглощающей силы смерти. Возможно, коринфяне рассуждали так: благодаря союзу со Христом в крещении верующие становятся причастниками воскресения и вечной жизни (тогда греческий предлог ὑπέρ указывает на причину: «из-за», «ради»; в таком же смысле он употребляется в 2 Кор. 1:11б и Флп. 1:29). Текст не говорит о том, принимают люди крещение уже пред лицом смерти или же раньше.
Показались ли Павлу такие мысли коринфян слишком похожими на магию, словно крещение само по себе спасает от смерти? Кажется, он пытается несколько отмежеваться от такой практики, говоря в третьем лице о христианах с таким пониманием крещения. Ни в одном из своих посланий он не устанавливает прочную связь между крещением и воскресением. В то же время апостол и не отрицает ее, используя это своеобразное «коринфское» понимание крещения для того, чтобы подчеркнуть реальность воскресения. Если в будущем мертвые не воскресают, тогда крещение теряет всякий смысл, в том числе и для настоящего!
Что бы ни означало крещение для (или ради) мертвых и какими бы ни были его мотивы, ясно, что Павел усиливает свои рассуждения о воскресении риторическими вопросами, на которые его читатели могли легко ответить. На основании воскресения Христа он аргументировал то, что смерть не является непобедимой (ст. 20-28). И теперь он спрашивает: чего же хотят достигнуть крестящиеся для мертвых? Зачем они это делают? Предполагаемый ответ таков: они делают это из убеждения, что есть жизнь после смерти не только в форме духовного существования, но также и посредством воскресения из мертвых. И этим они, как и все крещеные христиане, пытаются достигнуть того, о чем говорит протестантская форма крещения: «чтобы в конце концов получить вечную жизнь в общине избранных».
Роб ван Хаувеленген
Этот материал еще не обсуждался.