Непростые тексты апостола Павла
Спасение через чадородие? (2 Тим. 2:12-15)
«а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии… и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (2 Тим. 2:12,14,15).
Павел делает краткое и категорическое утверждение: жены не могут учить мужей и властвовать над ними. Как это соотнести с тем, что многие женщины в нашем обществе работают учителями или руководителями? Не должны ли мы, современные женщины, посвятить себя прежде всего рождению и воспитанию детей? Ведь, кажется, именно таков путь спасения для нас, женщин. Но что тогда делать незамужним или бесплодным? Нельзя же утверждать, что они не могут спастись только по этой причине.
В 1 Тим. 2:8-3:1 Павел научает христиан, что им надо делать, когда они собираются вместе. Касательно мужчин здесь все ясно. Они должны преданно молиться, а это подразумевает, что они должны оставить раздоры и злобу. Насчет желаемого поведения женщин Павел пишет более пространно. Им не к лицу разодеваться, ведь что действительно красит христианок, так это добрые дела и достойное, скромное и добропорядочное поведение. А далее апостол говорит так: «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» (2:11,12).
Итак, касательно обучения акцент тот же: скромное, или (если перевести точнее) тихое поведение. Использованное Павлом слово указывает на молчание и тишину (покой). В 11-м стихе он усиливает эту мысль, добавляя: «со всякою покорностью». «Со всякою» – то есть «с полной» покорностью. Это понятие производно от глагола ὑποτάσσω («подчиняться»), который Павел часто использует для описания поведения женщин (1 Кор. 14:34; Еф. 5:21,22,24; Кол. 3:18; Тит. 2:5).
Кому или чему именно должны подчиняться женщины, здесь не уточняется. Истолкователи выдвигают разные гипотезы: Богу, Его Слову, получаемым истинам, тому, кто их преподает, мужчинам в целом, мужьям в браке. Но мы не будем здесь долго рассуждать об этом. Павел пытается в первую очередь обратить внимание на стиль их поведения, призывая к тишине и покорности во время обучения.
Это также означает, что сами женщины учить не могут. Павел говорит, что не позволяет женщинам учить и властвовать над мужьями. Можно даже перевести стих 12 так: «жене не позволяю учить, а значит властвовать над мужем». Такой перевод более правдоподобен, потому что устанавливает связь между обучением и властью и таким образом позволяет нам понять главный мотив Павла: он не хочет, чтобы женщины публично возвышались над мужчинами. Через этот запрет Павел хочет добиться того, чтобы женщины проявляли покорность, в частности, в отношениях с мужчинами.
Обучение на собраниях общины – это хороший конкретный пример случая, когда, по мнению Павла, проявляется чья-то власть. В таких ситуациях женщина должна обучаться, но было бы крайне неуместно, если бы она сама учила общину. Ведь тогда бы она оставила свое подчиненное положение и пошла бы против правильного понимания отношений между мужчиной и женщиной. Пустить женщину за кафедру – значит неверно поменяться ролями. Это вызовет смятение.
Павел обосновывает запрет на власть женщин, указывая на первую пару – Адама и Еву. Ева была сотворена после Адама (ст. 13), но впала в грех первой (ст. 14). Именно она взяла инициативу в свои руки, когда они съели запретный плод. Эти два события (сотворение и грехопадение) были для Павла достаточным основанием из Ветхого Завета, чтобы предоставить власть мужчине над женщиной, а не наоборот.
Апостол завершает эту тему обнадеживающим предложением: «впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (ст. 15).
Греческий текст имеет здесь одну особенность, которая ускользает от нас в переводе. Предложение содержит неожиданный переход от единственного к множественному числу: «спасется…, если пребудут». О ком речь? В стихах 13 и 14 говорится о Еве, которая преступила Божью заповедь и заслужила наказание смертью. Но, говорит Павел, она (то есть Ева) спасется, и спасется именно чадородием. Ева была достойна своего имени и стала матерью всех живущих (Быт. 3:20). Впоследствии именно ее дети должны пребывать в вере и целомудрии. Очевидно, апостол подразумевает дочерей Евы, то есть женщин, для которых он и пишет эти строки.
Таким образом, Павел не имеет в виду, что женщины в целом спасаются через рождение детей. Выражение «через чадородие» указывает скорее на то, как осуществилось спасение нашей прародительницы Евы. Бог осуществил Свой замысел спасения через людей. Для женщин после Евы, то есть для ее потомков, важно стоять в вере и любви, стремясь к благопристойности (целомудрию). О целомудрии Павел уже упоминал ранее (2:9), говоря о приличествующем христианке одеянии. Повторяя то же самое в стихе 15, он как бы завершает цикл своих наставлений для женщин (ст. 2:9-15).
Этот непростой текст апостола Павла играет большую роль в дискуссиях о том, могут ли женщины служить в церкви старейшинами и пасторами. Часто повторяется, что эти наставления даются Павлом именно на случай христианских собраний. Это приводит к тому, что возникает довольно противоречивая ситуация: если женщина работает учителем или руководителем, то нас это не беспокоит, а вот если заходит разговор о проповедовании в церкви, то сразу возникают большие проблемы.
Но Павел, несомненно, предполагал более широкое применение своих наставлений. Он не ограничивал сферу их применения только собранием христианской общины. Как мы уже отмечали, мысль о подчинении встречается и в других наставлениях апостола, где обсуждается вопрос женского поведения. Такие наставления были прочно укоренены в тогдашних представлениях об отношениях между мужчиной и женщиной и о том, как они должны относиться друг к другу в присутствии других. Возможно, именно потому, что христианские собрания были открытыми и публичными, Павел и делает акцент на этих формах взаимоотношений мужчин и женщин.
Поэтому в этой дискуссии важно не только то, что Павел указывает на пример Адама и Евы. Не менее важен и такой вопрос: почему апостол Павел требует, чтобы женщины-христианки вели себя на людях так, как то предполагалось в то время в обществе? Очевидно, он не хотел вызывать излишнее противостояние со стороны нехристиан, которые посещали христианские собрания. По этой же причине апостол пытался, например, упорядочить говорение на иных языках в церкви (см. 1 Кор. 14:23). Нельзя допускать, чтобы посторонних людей раздражало просто неприемлемое для них поведение христиан. Единственное, что может их раздосадовать – это крест Христа (1 Кор. 1:18).
Таким образом, надлежащее поведение христианок может способствовать тому, что люди будут приходить ко Христу. Ведь именно этим мотивом руководствуется апостол, когда сам приспосабливается к своей аудитории (см. 1 Кор. 9:19-22). Он хочет убедить как можно больше людей в том, что Бог хочет спасти всех людей (1 Тим. 2:4). Эта мотивация проявляется и тогда, когда апостол Петр призывает христианок подчиняться (опять то же слово!) своим неверующим супругам: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были» (1 Петр. 3:1).
Наряду с этим, в наше время важным остается следующий вопрос: а что в нашей культуре является общепринятым и желательным, и какие бы выводы извлек из этого апостол Павел?
Мириам Клинкер-де Клерк
Этот материал еще не обсуждался.