Непростые тексты апостола Павла
«Сложный» ли Павел?
Как-то один студент, который готовился сдавать зачет по посланиям Павла, пришел ко мне и подарил книгу. Кто был этот студент и как прошел зачет, я уже не помню. Но помню, как называлась книга: «Этот сложный Павел». Вероятно, студент намекал на сложность предмета.
Сетования на «сложность» Павла отнюдь не новы. Даже апостол Петр разделял их: «долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (2‑е Петр. 3:1-16).
Разумеется, были и такие люди, которые не хотели понять апостола Павла. У них были неверные мотивы. Писания Израиля также толковали превратно. Библейской критикой занимались во все времена.
Но действительно ли апостол Павел так сложен для понимания? Естественно, его письма нуждаются в исследовании и пояснении. Но «нечто» не значит «все», и «неудобовразумительное» (сложное для понимания) не значит «непонятное», «непостижимое». Человек, который вчитывается в то, что Павел хочет сказать, оказывается под влиянием от прочитанного, потому что апостол не может молчать о том, что задело его самого: он не может молчать о Божьей благодати. Благодаря Христу мы получили доступ к этой благодати, несмотря на то, что все человечество виновно пред Богом. Ключевая мысль апостола Павла дает человеку надежду. Какие же есть основания для искажения таких слов?
С интеллектуальной точки зрения, благодать не так уж сложна. Сложности появляются в эмоциональной сфере: Божью благость сложно принять. Этому пришлось учиться и самому апостолу Павлу. Его призвание к апостольству было Божьим даром. Он учился жить, как человек спасенный, то есть как человек, принимающий все как дар от Иисуса Христа, а не определяющий свою жизнь самостоятельно. Здесь мы сталкиваемся с самой сутью всей Библии. Эта суть очень хорошо отражена в посланиях Павла. Он говорит о благодати, и делает он это из (по) благодати. Возможность нести Евангелие миру для него представляется счастьем и честью. Он мог говорить об этом, не умолкая; он повсюду призывал людей к вере, - к тому, чтобы разделять эти блага.
Переходим к самим трудностям при чтении Павла. Некоторые из них (например, его недоброжелательность к женщинам или его призывы к христианам жить как добропорядочные граждане в эллинистическом смысле) можно разрешить, если читать его послания сквозь модернистские, критические очки. В современных исследованиях шесть из тринадцати посланий, приписываемых Павлу, уже не рассматриваются как аутентичные. Речь идет о Втором послании к Фессалоникийцам, Послании к Ефесянам, Послании к Колоссянам и трех Пастырских Посланиях (Первое и Второе к Тимофею, а также к Титу). Суть этого «решения проблемы» проста: раз не Павел писал эти послания, то его нельзя осуждать за то, что в них написано.
Такие ученые полагают, что в особенности язык и стиль, но также и теологическое содержание этих писем настолько отличаются от остальных семи, что они не могли быть написаны самим апостолом Павлом. Семь бесспорных посланий Павла – это Послание к Римлянам, Первое и Второе послания к Коринфянам, Послания к Галатам, Филиппийцам, Первое послание к Фессалоникийцам и Послание к Филимону. Предполагается, что остальные шесть посланий написали ученики апостола или же неизвестные авторы, которые работали дальше в рамках традиции Павла. Именно в этих посланиях нашло свое отражение дальнейшее развитие в церкви (например, недоброжелательность к женщинам или так называемая «христианская добропорядочность»). Но такие взгляды, по мнению этих ученых, нельзя приписывать самому апостолу.
Хотя различие между «бесспорными» и «спорными» посланиями Павла стало сейчас общим местом в богословских исследованиях, все же оно остается лишь рабочей гипотезой, которая к тому же спорна сама по себе. Например, среди критиков совсем нет единодушия относительно статуса Второго послания к Фессалоникийцам. Некоторые склоняются к тому, чтобы и его причислить к аутентичным посланиям Павла. Также отмечается, что Второе послание к Тимофею содержит столько личных подробностей о Павле, что оно едва ли было написано кем-то другим.
Кроме того, весьма сомнительно, что неаутентичные писания были бы причислены к новозаветному канону. Псевдоэпиграфия (то есть написание книги под другим именем) в древности не была чем-то странным; но раннехристианская церковь осудила эти явления как противоречащие девятой заповеди: истина не может прибегать ко лжи относительно авторства. Например, когда около 200 года обнаружилось, что за книгой «Деяния Павла» (которая приписывалась апостолу) стоит пресвитер из Малой Азии, он был осужден и смещен со служения, хотя и сознался, что сделал это из любви к Павлу (Тертуллиан, «О крещении», 17).
В любом случае, послания, подписанные именем Павла, были переданы нам в новозаветном каноне как единое целое. Поэтому говорят о «паулинистском собрании посланий», или corpus paulinum. Внутри этого собрания проводится формальное различие между письмами к церквам и письмами к отдельным людям, но никакого различия в статусе не проводится.
Таким образом, даже с научной точки зрения различие между «бесспорными» и «спорными» посланиями Павла не так очевидно, как кажется. И действительно ли от этого Павел становится менее трудным для понимания? Когда говорят о недоброжелательности по отношению к женщинам, то обычно указывают на заповедь о молчании из Первого послания к Тимофею. Но Первое послание к Коринфянам (почитающееся «бесспорным») также содержит сложные отрывки на этот счет: например, об обязанности христианок носить головное покрывало. Относительно так называемой «христианской добропорядочности» обычно приводят «списки добродетелей» из «спорных» Посланий к Ефесянам и Колоссянам, но как нам быть тогда еще и со стихом 4:8 из «бесспорного» Послания к Филиппийцам? Ведь там тоже приводится целый ряд эллинистических добродетелей в христианском контексте: «что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала».
Поэтому в этой книге мы не придерживаемся подобного современного подхода. Он спорный и едва ли что-то упрощает или объясняет. Апостол Павел не становится от этого более понятным. Мы выбрали из всех посланий Павла 75 текстов, которые на первый взгляд кажутся странными, неудачными или даже возмутительными. В этой книге мы предложим свое толкование этих текстов.
Недавно, с помощью Нового нидерландского перевода, я обнаружил то, чего не замечал ранее. Оказывается, во Втором послании к Коринфянам Павел дал подсказку для понимания его писем! Он приводит пояснение, как читать его послания. Но сначала рассмотрим контекст. Коринфяне были сильно возмущены тем, что запланированное Павлом посещение общины откладывалось. Не приведет ли отсрочка к отмене? В ответ на это Павел и Тимофей объясняют, что они всегда подчиняют себя Божьей благодати. Поэтому их совесть совершенно чиста: отсрочка не означает, что коринфяне должны быть готовы к отмене визита. У Павла нет скрытых замыслов: он пишет то, что думает. Его намерение ясно, если только мы хотим понимать его.
«И мы пишем вам не иное, как то, что вы читаете или разумеете» (2‑е Кор. 1:13а).
Роб ван Хаувелинген
Этот материал еще не обсуждался.