Дэвид М. ВанДрунен
Что ты с нами сделал?
Соберите несколько христиан консервативного толка в одном месте, и вскоре один из них выразит негодование по поводу самых последних проявлений упадка культуры современного общества: «Только представьте, что они сделали!». Однако в подобном собрании мы не часто услышим следующие слова: «Нет ничего удивительного в том, что в обществе происходят такие возмутительные вещи, ведь все мы сборище закоренелых грешников».
С библейской точки зрения нас удивляет не то, насколько безнравственными могут быть проявления этого мира, а то, что часто они приводят к благим последствиям. Ведь во многих государствах созданы системы здравоохранения, экономики и права, которые, несмотря на свое несовершенство, работают на благо огромного количества людей. Учитывая нравственное состояние человечества, «… все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт.6:5) — вышеупомянутый факт поражает и озадачивает нас.
Христиане ссылаются на несколько богословских концепций, чтобы объяснить существование этих, на первый взгляд, несопоставимых аспектов человеческой культуры. По Своему провидению Бог производит добрые плоды из грешных человеческих намерений. Божья общая благодать сдерживает полное проявление беззакония и изливает на человечество множество (не спасительных) благословений. Многие христианские богословы, объясняя нравственные предпосылки и понятия большинства нехристиан, ссылались именно на естественный закон. Естественный закон представляет собой неотъемлемую часть естественного откровения. Бог являет Себя и Свой нравственный закон в структуре сотворенного мироздания, включая саму человеческую природу, в которой отражен Его образ. Естественный закон не излагает Евангелие и не обладает силою возрождать падшие человеческие сердца. Несмотря на то, что естественный закон не спасает, он, тем не менее, запечатлевает нравственные императивы в сознании всех людей, даже тех, кто совершенно не знаком с Божьим откровением в Святом Писании.
Новый Завет называет христиан «странниками и пришельцами» в этом мире (1 Петр. 1:1, 17; 2:11). По Божьей благодати, во Христе мы уже являемся небесными жителями (Флп. 3:20), временно пребывающими вдали от дома «среди строптивого и развращенного рода» (Флп. 2:15). Безусловно, естественный закон играет важную роль в нашем стремлении «жить в мире со всеми» (Рим. 12:18).
Хотя Святое Писание никогда не употребляет термин «естественный закон», оно, тем не менее, во многих случаях подразумевает это понятие и ссылается на него. Одни из самых интересных и важных ссылок представлены в повествованиях о патриархах в книге Бытие. Называя верующих «странниками и пришельцами», Новый Завет отождествляет нас с патриархами Ветхого Завета, которые были от начала «странниками и пришельцами» в земле обетованной (Быт. 12:10; 15:13; 20:1; 21:34; 23:4). Патриархи, проживая среди язычников и не имея постоянного дома, верили в истинного Бога. Святое Писание учит нас понимать собственную жизнь в современном мире в свете жизни патриархов в древнем мире. Каким же образом реальность естественного закона формировала их земное странствование?
Удивительная встреча Авраама с языческим царем Авимелехом (Быт. 20) представляет собой поучительный пример. Опасаясь за свою жизнь в Гераре, Авраам назвал Сарру сестрою, а не женою. Авимелех воспользовался случаем и забрал понравившуюся ему Сарру к себе во дворец. Узнав от Бога, что Сарра жена Авраама, Авимелех с негодованием спрашивает его: «Что ты с нами сделал?» (ст. 9). Совершенно ясно, что языческий царь поражен таким неуважительным отношением к браку со стороны Авраама. Поэтому Авимелех обвиняет его следующими словами: «Ты сделал со мною дела, каких не делают» (ст. 9). Авраам, в свою очередь, отвечает: «… я подумал, что нет на месте сем страха Божия, и убьют меня за жену мою» (Быт.20:11). Оказалось, что Авраам был неправ. Эти язычники на самом деле боялись Бога (в определенном смысле) и понимали, что некоторые вещи делать нельзя. Естественный закон запечатлел фундаментальные нравственные истины в их сердцах.
Из этой истории можно извлечь несколько уроков, полезных для странствования христиан в современном мире. Во-первых, естественный закон дает неверующим людям представление о нравственных границах, которые нельзя преступать по собственной прихоти. Даже язычники, подобные Авимелеху, узнав о нарушении подобных границ, выражают свое негодование. Осознание данного факта должно ободрять нас и напоминать о возможности вести плодотворный диалог с неверующими относительно этических принципов.
Во-вторых, люди часто преступают эти нравственные границы, зная, что поступают неправильно. Кроме того, их поступки отрицательно сказываются на верующих. Дина, дочь Иакова, была изнасилована языческим князем, несмотря на то, что «так не надлежало делать» (Быт. 34:7). Жители Содома и Гоморры грубо нарушали нравственные устои общества. По этой причине Лот был вынужден спасаться бегством (Быт. 19). Но следует помнить, что естественный закон никогда не приведет к появлению идеального города – Утопии. Поэтому, мы должны здраво оценивать окружающую нас действительность и ожидать небесного града (Евр. 13:14).
В-третьих, сами верующие, к сожалению, время от времени преступают нравственные границы. Авраам и Исаак трижды допускали обман, выдавая своих жен за сестер, каждый раз получая за это жесткий выговор от язычников (Быт. 12:18; 20:9; 26:9–10). Столкнувшись с проявлениями культурного упадка общества, христиане могут поспешно, с осознанием собственной праведности, обвинить остальных в моральной деградации. Но не стоит забывать, что христиане также совершают ужасные грехи, и мы не должны думать, будто неверующие их не замечают. Странствующим в этом мире христианам необходимо жить осторожно и смиренно. Нам следует постоянно помнить, что мы праведны не благодаря собственным заслугам. Наша праведность – дар Христа, который принимается верою.
Впервые статья опубликована в журнале Tabletalk
Этот материал еще не обсуждался.