05.05.2013
Скачать в других форматах:

Томас Уотсон

Доктрина покаяния

Глава 2. Поддельное покаяние

Прежде чем исследовать, что есть истинное покаяние, я вначале покажу, что не является таковым. Существует несколько обольщений насчет покаяния, которые могут вызывать то, о чем говорит Августин, что "покаяние проклинает многих". Он имел в виду ложное покаяние: человек может обманываться поддельным покаянием.

1. Первое обольщение покаяния - законный страх

Человек упорно живет во грехе. Наконец, Бог ловит его, показывает ему, в какое отчаянное положение он попал, и человек начинает испытывать муки. Через некоторое время буря в совести утихает, и он успокаивается. Затем человек заключает, что он по-настоящему покаялся, потому что он испытал какую-то горечь во грехе. Не обольщайтесь: это - не покаяние. Ахав и Иуда испытывали некоторые душевные муки. Но одно дело быть напуганным грешником, а другое - быть кающимся грешником. Чувства вины достаточно для порождения страха, а влияние благодати порождает покаяние. Если бы боли и переживаний было достаточно для покаяния, то проклятые в аду были бы самыми кающимися, так как они испытывают муки в высшей степени. Покаяние зависит от изменения сердца. В нем может быть страх, но не быть изменения.

2. Другое обольщение покаяния представляет собой решение покончить с грехом

Человек может намереваться сделать это и давать обещания, и все же не каяться. "Ты говорил: не буду служить идолам" (Иер. 2:20). Здесь решение было принято, но посмотрите, что следует дальше: "под всяким ветвистым деревом ты блудодействовала". Несмотря на свою торжественную помолвку, она блудодействовала, порвала с Богом и побежала за своими идолами. Мы знаем по опыту, какие торжественные заявления человек может давать, находясь на одре болезни, но если Бог восстанавливает здоровье, он остается таким же испорченным, как и раньше. Так и проявляется старая природа в новом искушении. Решение покончить с грехом может происходить:

(1) исходя из насущной необходимости; не потому что грех грешен, а потому, что он мучителен. Такое решение вскоре потеряет силу.

(2) от страха перед будущим наказанием, от опасения смерти и ада: "И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним" (Откр. 6:8). Что только не сделает грешник, какие только клятвы не даст, когда он знает, что должен умереть и предстать перед судом! Клятву на одре болезни вызывает себялюбие, но любовь ко греху превозможет ее. Не доверяйте страстным обетам: они возникли в шторме и умрут в штиле.

3. Третье обольщение покаяния - оставление многих греховных путей

Я признаю, что оставить грех есть дело великой важности. Человеку так дорог грех, что он скорее расстанется со своим ребенком, чем с похотью. "Разве дам плод чрева моего за грех души моей?" (Мих. 6:7). С грехом можно расстаться и без покаяния.

(1) Человек может расстаться с одними грехами и совершать другие, как Ирод устранил многое из того, что было неправильным, но не смог оставить грех кровосмешения.

(2) Прежний грех может быть оставлен для того, чтобы развлечься новым, так же, как вы заменяете одного слугу на другого. Это значит обменять грех. Грех может быть разменянным, а сердце остаться неизмененным. Так, кто был мотом в юности, становится ростовщиком в старости. Раб продан еврею, еврей продает его турку. В данной ситуации хозяин поменялся, но - раб остался рабом. Так человек, переходя от одного порока к другому, все же остается грешником.

(3) Грех может быть оставлен, не столько под силой благодати, как по причинам продиктованным благоразумием. Человек видит, что грех хоть и приносит ему удовольствие, но он, тем не менее, не в его интересах. Он повредит его репутации, испортит здоровье, нанесет ущерб имуществу. Поэтому он расстается с грехом.

Настоящее оставление греха может быть только тогда, когда действие греха прекращается от вмешательства законов благодати, так же как помещение перестает быть темным от проникновения света.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.