Симон Газеркоул
Что Павел имел в виду на самом деле?
Представители «Нового взгляда на Павла» утверждают, что нам необходим новый взгляд на оправдание верою.
[Статья опубликована на сайте Christianity Today («Христианство сегодня») 8/10/2007 8:48]
Возьмите любой недавно опубликованный библейский комментарий или учебник по богословию, и вы прочитаете о таком явлении как «Новый взгляд на Павла». На протяжении десятилетий семинарии с повышенным интересом обсуждали вопрос, как новые аспекты понимания иудаизма (периода Второго Храма) влияют на наше восприятие богословия Павла. По мнению некоторых сторонников «Нового взгляда», реформаторы XVI столетия направили протестантов на неправильный путь понимания чрезвычайно важного учения об оправдании.
Как следствие, «Новый взгляд на Павла» вызвал серьезные разногласия. Лигон Дункан, бывший модератор деноминации Пресвитерианской церкви в Америке (The Presbyterian Church in America (PCA)), сказал, что «богословие «Нового взгляда» подрывает уверенность верующих в вопросе сущности евангельской вести». В июне Генеральная ассамблея Пресвитерианской церкви Америки заявила, что сторонникам «Нового взгляда» необходимо уведомить пресвитерии, членами которых они являются, о своих воззрениях, так как они не соответствуют Вестминстерским стандартам.
Н. Т. Райт, ведущий богослов «Нового взгляда на Павла», неоднократно отвечал на критику в свой адрес. В 2004 году в беседе с Д. Г. Данном (который создал термин «Новый взгляд на Павла») Н. Т. Райт обвинил своих критиков в создании веб-сайтов, где они «…крайне грубо отзываются о двух мужчинах, сидящих на этой сцене (то есть о Райте и Дане), заявляя, будто бы они предали Павла и отреклись от истинного реформатского учения об оправдании по вере…».
Итак, можем ли мы назвать обсуждение данного вопроса среди реформатских богословов «мышиной возней»? Конечно же, нет! Ведь некоторые представители «Нового взгляда» также учат, что учение Мартина Лютера, будучи обусловленным его полемикой в борьбе с католической церковью, сбило всех протестантов с правильного пути. Необходимо ли нам, дабы сохранить верность Писанию, изменить наше учение и проповедь? Британский ученый Симон Газеркоул попытается ответить на этот вопрос в предлагаемой вниманию читателя статье.
Редакция журнала Christianity Today (Христианство сегодня).
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
В течение приблизительно тридцати лет ряд богословов обсуждают вопрос «нового взгляда» на апостола Павла и его учение об оправдании по вере. По мнению сторонников этого подхода, обеспокоенность представителей протестантской Реформации по многим вопросам была изначально обусловлена либо ошибочными, либо не совсем удачными предпосылками. Одним из этих вопросов была доктрина об оправдании, которую Мартин Лютер называл не иначе как «краеугольным камнем христианского вероучения». Тем не менее, по мнению некоторых представителей евангелического лагеря, в работах богословов «Нового взгляда» (в особенности в работах Джеймса Д. Г. Дана и Н. Т. Райта) содержится ключ к пониманию первоначального замысла апостола Павла. Так из-за чего весь этот сыр-бор?
Что же такого нового можно сказать о Павле?
Прежде всего, нам необходимо прояснить один очень важный момент. На самом деле, название «Новый взгляд на Павла» не совсем соответствует действительности (то есть название не вполне соответствует содержанию).
Во-первых, нет никакого тайного общества, которое занималось бы распространением идей этого нового направления. Сторонники данного направления даже не выступают единым фронтом. Кроме того, ученые, которых обычно отождествляют с «Новым взглядом», спорят друг с другом так же, как и представители традиционного протестантского лагеря. Таким образом, «Новый взгляд на Павла» представляет собой скорее удобную площадку для современного направления в области изучения богословия апостола с весьма узкой специализацией.
Во-вторых, «Новый взгляд на Павла» не предполагает пересмотр всех без исключения аспектов богословия апостола. Например, он не говорит ничего нового о личности Христа, Святом Духе или христианской жизни. По сути, новый взгляд сосредоточен на учении Павла об оправдании. Более того, здесь предпринимается попытка понять, против чего именно выступает апостол, обсуждая вопрос об оправдании по вере. В особенности «Новый взгляд на Павла» занимается рассмотрением трудностей, которые были у апостола, с «делами» или «делами закона».
Различия между традиционным и новым взглядом можно вкратце выразить следующим образом. Согласно традиционному пониманию, дела закона представляют собой деяния праведности, которые совершаются с целью приобретения благоволения в глазах Бога. С точки зрения нового взгляда, дела закона – это составляющие иудейского закона, которые подчеркивают привилегированное положение иудеев и отличают Израиль от других народов.
Новый взгляд состоит из двух жизненно важных элементов. Первый элемент выражается, в большей степени, в новом взгляде на иудаизм, нежели на Павла. Он выступает против традиционного понимания, согласно которому, иудеи времен Павла верили, что могут заслужить награду у Бога посредством собственных дел. Вместо того чтобы рассматривать современников Павла как законников, «Новый взгляд» утверждает, что ранний иудаизм стремился сохранить идентичность иудейского народа, особенно посредством соблюдения Шабата, обрезания новорожденных младенцев и употребления кошерной пищи. Эти характерные особенности или свидетельства идентичности иудейского народа подчеркивали его исключительность, его положение как Божьего народа, состоящего в завете.
Во-вторых, данное понимание иудаизма первого столетия применяется, следовательно, и к Павлу. Согласно «Новому взгляду», Павел, упоминая о «делах закона», имеет в виду только эти аспекты иудейской жизни (Шабат, обрезание, законы о кошерной пище). Таким образом, проблема, с точки зрения Павла, не заключалась в законнической самоправедности. Скорее для иудеев эти дела закона подчеркивали богоизбранность израильского народа, к которому не принадлежали язычники. Будучи призванным Богом обращать язычников, Павел отмечает, что иудеи заблуждались, считая, будто бы Божий завет ограничивается только Израилем. Этот принцип апостол применяет и в контексте церковных отношений. Как иудеи неправильно ограничивали Божий завет, так и христиане из иудеев ошибочно настаивали на соблюдении закона христианами из язычников как условии того, чтобы стать полноправными учениками. Подобная обстановка привела к тому, что Павел обличил Петра в Антиохии (Гал. 2:11-14). Как Петр мог позволить себе избегать общения с христианами из язычников в этом городе? Совершенно очевидно, что его действия не соответствовали истине Евангелия.
Итак, данные положения представляют собой результат исследовательских работ, которые начали появляться как грибы после дождя в конце семидесятых, начале восьмидесятых годов двадцатого века. Новый взгляд на иудаизм отстаивался в основном Е. П. Сандерсом в работе Paul and Palestinian Judaism (Павел и палестинский Иудаизм) (1977). Сандерс был особенно обеспокоен антииудейскими тенденциями традиционного взгляда, и его склонностью изображать иудаизм менее значительным, чем христианство. Сандерс стремился воспроизвести первоначальную, свободную от наслоений, картину раннего иудаизма, которая не была искажена христианским предубеждением. Он утверждал, что как предшествующий христианству иудаизм, так и его преемник – раввинистический иудаизм, так же сильно подчеркивали важность благодати, как и христианство Павла. В иудаизме избрание, как и Божье спасение Израиля от египетского рабства, занимало центральное положение. Соблюдение закона всего лишь удерживало (хранило) иудеев в завете, который заключил Бог.
В ученых кругах работа Сандерса была расценена как весомый вклад в исследование иудаизма. Однако, применение его идей в области исследований богословия Павла не вызвало серьезного интереса. Таким образом, Н. Т. Райт и Д. Г. Данн, наряду с самим Сандерсом, попытались более успешно выразить идеи нового взгляда на иудаизм с помощью нового взгляда на Павла. Они сосредоточили внимание на «эксклюзивизме», на чувстве национальной праведности, которое поддерживалось посредством таких проявлений как, например, соблюдение Шабата, обрезание и употребление кошерной пищи. Задача Павла, как утверждают представители «Нового взгляда», заключалась в том, чтобы предупреждать иудеев об опасности эксклюзивистской национальной праведности, так как Бог давал возможность людям из всех народов веровать в Мессию.
Хорошее начало, плохой конец
Практически все ученые, как прошлого, так и настоящего, соглашаются с тем, что Павел решает проблему «дел закона» посредством «веры». Однако если наше понимание дел закона изменилось под влиянием «Нового взгляда», тогда значение веры, или, по крайней мере, расстановка ее акцентов, должны быть также изменены. Традиционно вера понимается как упование только на Божью милость, а не как упование на дела человеческой праведности. Однако, с точки зрения нового взгляда, вера представляет собой признак, знак принадлежности, который могут иметь все – как иудеи, так и язычники.
«Новый взгляд» не обязательно отрицает традиционное определение веры. Он скорее смещает ее основной акцент на другой объект. Вера продолжает занимать главное положение в учении Павла об оправдании, так как это означает, что язычники не должны становиться израильтянами, приняв христианскую веру. С точки зрения «Нового взгляда», Павел подчеркивает эту идею в начальных главах Послания к Римлянам.
Эта идея выражена также и в Послании к Галатам, но только в ином контексте. В данном случае Павел сталкивается с проблемой в самой церкви. Вторая глава Послания к Галатам нарушает правила изложения истории, которая имеет счастливое начало и печальный конец. Первоначально Петр и Павел на встрече в Иерусалиме пришли к согласию относительно того, что соблюдение закона не обязательно для христиан из язычников (Гал. 2:1-10). Позднее, в Антиохии, Петр вновь возвел стену между иудеями и эллинами. Будучи ортодоксальным иудеем, Петр беспокоился о собственной репутации, вследствие чего избегал общения с христианами из язычников (2:11-14). Павел считал подобное поведение губительным. По этой причине Павел подверг Петра резкой критике, напомнив ему о том, что вера, и только вера, а не дела закона, является лакмусовой бумагой, определяющей принадлежность людей к Божьему завету (2:15-16). Вера подразумевает, что иудей и язычник должны вкушать пищу вместе.
В соответствии с этой моделью, оправдание верою, а не делами закона, является основным фактором в принятии Богом не только иудеев, но также и язычников. Некоторые исследователи утверждают, что Павел наиболее ярко выразил эту идею в Рим. 3:28-30: «Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона. Неужели Бог [есть Бог] Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру». Сторонники «Нового взгляда» склонны воспринимать этот текст как утверждение о Боге, принимающем язычников, которым не нужно следовать иудейским обычаям, таким как соблюдение Шабата, обрезание и употребление кошерной пищи. Данное истолкование подтверждается следующими стихами (29-30), в которых вновь подчеркивается тот факт, что Бог есть Бог не одного народа, но всех народов – как иудеев, так и язычников.
Оценка «Нового взгляда на Павла»
Не следует думать, будто бы в «Новом взгляде на Павла» нет ничего полезного, в чем некоторые критики пытаются нас убедить. Например, один из важных вкладов «Нового взгляда» заключается в том, что он подчеркивает Божьи деяния во Христе, охватывающие все народы. Павел использует оправдание, дабы показать, как все христиане, как из иудеев, так и из язычников, имеют доступ к Богу на одном единственном основании – на основании веры.
«Новый взгляд» также показывает важность исторического контекста Павла. Совершенно ясно, что некоторые важные аспекты обсуждения, в котором Павел участвовал вместе с современниками, предваряют более поздние богословские споры (например, противостояние между Августином и Пелагием и, в меньшей степени, между Лютером и его противниками). Тем не менее, мы не должны истолковывать действия Павла, опираясь на наши излюбленные дебаты из церковной истории. Е. П. Сандерс верно указывает на тот факт, что в целом традиционное протестантское восприятие иудаизма (периода Второго Храма) обусловлено реакцией на католическое учение о праведности по делам. Вот почему Сандерс стремится изображать иудаизм честно и непредвзято. Это еще один важный вклад: в церкви не должно быть места дешевым карикатурам на иудаизм. Сандерс побудил исследователей более серьезно относиться к иудейским источникам времен Павла, дабы понять их истинный смысл.
Тем не менее, другие ученые представили доказательства того, что Сандерс, выступая против традиционного однобокого понимания иудаизма, и сам представил однобокий взгляд. Поэтому, серьезное изучение этих источников все еще представляет собой важную область научного исследования. Нам также необходимо следить за тем, что мы говорим об иудаизме с кафедры и во время изучения Писания. Христиане должны избегать как дешевых карикатур, так и политически корректного беспокойства о высказывании, что евреи должны услышать Евангелие.
Подобным образом, пасторы, проповедуя на основании Евангелий и книги Деяний апостолов, должны объяснять, что, с одной стороны, Иисус и Павел подвергали своих современников критике, а с другой стороны, высоко ценили закон Моисеев. Вполне очевидно, что некоторые иудеи первого столетия, истолковывая закон, вкладывали в него смысл, чуждый Торе. Однако мы не должны критиковать сам закон, как если бы он представлял собой некий сборник маловажных правил и ограничений. В противном случае, мы будем критиковать Самого Бога. Ведь Его закон «свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Рим.7:12).
Шесть тенденций
С другой стороны, в «Новом взгляде на Павла» есть несколько аспектов, которые, на мой взгляд, ошибочны.
1. Нам необходимо вернуться к Е. П. Сандерсу и его настойчивому утверждению, согласно которому иудаизм времен Павла не рассматривал спасение как нечто заслуженное или обретенное посредством послушания закону. Вне сомнений, протестантские богословы ранее преувеличивали данный факт. Однако нельзя сказать, что они полностью ошибались в этом вопросе. Согласно документам времен апостола Павла, некоторые иудеи верили, что послушание закону будет вознаграждено в последний день спасением. Например: «Человек, поступающий праведно, запасает (накапливает, собирает) себе жизнь с Господом» (Псалмы Соломоновы, приблизительно 50 гг. до Р.Х.). «Чудеса, однако, будут в свое время явлены тем, кто спасен посредством своих деяний» (2 книга Варуха, около 100 г. от Р.Х.). Таких примеров достаточно. Понимание оправдания Павлом имеет смысл лишь в контексте критики соблюдения закона как средства обретения вечной жизни (см. Рим. 3:20). Кроме того, многие современники Павла верили, что соблюдение закона возможно и без радикального вмешательства Бога.
С другой стороны, Павел считал, что спасение невозможно без потрясающих событий Креста, Воскресения и Пятидесятницы. Как было отмечено ранее, соблюдение закона, согласно Сандерсу, заключается лишь в вопросе о том, как именно люди пребывают в завете, который Бог заключил ранее. Однако для Павла послушание не было пустой формальностью, для этого необходимо было, чтобы Бог совершил величественные деяния.
2. Действительно ли Павел главным образом думал об обрезании, соблюдении Шабата и законах о кошерной пище, употребляя выражение «дела закона»? На мой взгляд (который разделяет ряд других исследователей), Павел сосредотачивает внимание на соблюдении закона во всей полноте. Дела закона подразумевают исполнение закона – во всей полноте. Таким образом, суть вопроса относительно дел закона заключается не так в иудейской идентичности, как в способности израильтян, как людей, исполнять весь закон. Мы еще вернемся к данному вопросу позднее.
3. Критика «индивидуалистического» прочтения Павла способна выплеснуть вместе с водой и ребенка. Некоторые представители «Нового взгляда» стремятся оградить нас от индивидуалистического понимания оправдания. Рассматривая веру как явление, охватывающее все культуры, доступное как иудеям, так и язычникам, эти исследователи смещают акцент с личного обращения на общую картину Божьих деяний в истории спасения. Однако мы не можем отрицать существование в богословии Павла таких тем как обращение и личная вера. Они жизненно важны. Церковь представляет собой не некую безликую массу людей, а собрание личностей. Вера, согласно Павлу, выражается посредством личностей (напр., Рим. 4:5; 12:3; Гал. 2:20), а также является характерной чертой общин (напр., Рим. 1:8; Кол. 1:4). Личная и общинная вера - не чуждые друг другу понятия.
4. Следующая тенденция «Нового взгляда»: склонность смешивать содержание оправдания с его применением. Верно утверждение, согласно которому оправдание верой подразумевает включение язычников в число народа Божьего. Однако крайне важно понять, что ключевое значение оправдания по вере выражается в том, что верующим, несмотря на их грехи, вменяется праведность пред Богом. В таком случае, мы можем говорить о пределах оправдания, которые охватывают всех верующих из всякого языка, племени и народа. К сожалению, при неосторожном использовании акцент на включении в завет в качестве основной составляющей оправдания может привести к двум неверным выводам.
5. Взгляд, согласно которому оправдание, главным образом, заключается во включении язычников в число Божьего народа, может привести к преуменьшению (умалению) значимости греха. При таком подходе к оправданию можно упустить из виду чрезвычайно важное ударение, сделанное Павлом на том, как именно грешники становятся праведными. Один ведущий исследователь Нового Завета объяснил свой взгляд на оправдание следующим образом. Оправдание – это строительство Богом дополнительной комнаты в доме для язычников. Однако такой подход не учитывает тот факт, что израильтяне, как и язычники, являются грешниками и нуждаются в оправдании.
6. Так как при обсуждении вопроса оправдания в некоторых случаях ударение делается на включении в завет, терпимости и экуменизме, существует опасность недооценки важности доктринальной ясности. В одном недавно изданном толковании на Послание к Римлянам подчеркивается важность взаимной открытости, как ключа к пониманию этой работы. Показательно то, что толкователь рассматривает Рим. 16:17-20 как позднюю вставку, так как данный текст подчеркивает важность доктринального наставления и удаления от еретиков. Однако Павел настаивает на том, что единство и учение не являются взаимно исключающими понятиями. Истинное единство достигается не ценой уступок в сфере учения, а образуется вокруг основополагающих истин Евангелия.
Нам вновь необходимо напомнить о том, что «Новый взгляд на Павла» не выступает единым фронтом. Как следствие, выдвинутые ранее критические замечания нельзя применить к каждому отдельно взятому представителю данного направления. Однако эти критические замечания представляют собой общие тенденции, которые следует иметь в виду при изучении «Нового взгляда».
Каменные сердца нуждаются в оправдании
Следует отметить, что одного лишь рассмотрения работ, посвященных богословию Павла, недостаточно. Нам также необходимо понять, что Святое Писание говорит об оправдании.
«Бог оправдывает!» (В английском переводе (дословно): «Бог есть Оправдатель!»), Рим. 8:33. Триединый Бог по великой любви послал Сына в этот мир, дабы Он умер как заместительная жертва. На этом основании Бог оправдывает верующих (Рим. 5:1-11). Но что происходит в процессе оправдания? Само слово «оправдание» истолковывается по-разному. Поэтому, будет полезным рассмотреть библейские тексты, которые объясняют значение данного выражения. Апостол Павел заимствует это выражение из Ветхого Завета, в особенности из текста Быт. 15:6: «Ибо, что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим. 4:3, прямая ссылка на Быт. 15:6).
В Ветхом Завете «праведностью» называется положение, которое получает израильтянин при неукоснительном соблюдении требований закона, «и в этом будет наша праведность, если мы будем стараться исполнять все сии заповеди пред лицем Господа, Бога нашего, как Он заповедал нам» (Втор.6:25). Однако трагедия завета заключается в том, что, несмотря на славный Божий дар искупления и Тору, израильтяне зачастую вели себя как язычники. Будучи жестоковыйными людьми с каменными сердцами, они восставали против Бога. Израильтяне так и не заняли положения праведности, которое было бы даровано им, если бы они жили в соответствии с идеалом заповеди, изложенной во Второзаконии.
Однако это положение праведности является именно тем, что было даровано верующим во Христа. Несмотря на то, что эти бывшие идолопоклонники променяли славу Бога и подавляли истину неправдою, Бог, тем не менее, провозглашает их праведными. Бог называет их людьми, которые исполнили пред лицем Его все, что Он повелел. Выражение «пред лицем Господа, Бога нашего» (Втор. 6:25) имеет серьезное значение. Оправдание, в котором вменяется нам праведность, представляет собой как юридическое провозглашение нашего положения, так и утверждение о наших отношениях с Богом. Люди-грешники объявлены Богом таковыми, кто исполнил все, что Он заповедал.
Это оправдание, ставшее возможным благодаря кресту Христа, означает, что нам не следует тревожиться перед лицом Бога (в присутствии Бога). Нет ничего, что может стать преградой между оправданным человеком и вечным благословением жизни с Богом во время Судного дня. Выражение «Бог есть Оправдатель!» (Рим. 8:33) – это ответ Павла на вопрос: возможно ли, чтобы кто-либо выдвинул обвинения против избранных Божиих. Конечно же, нет! Павел, несомненно, в данном случае ссылается на великое свидетельство пророка Исаии о Боге:
«Близок оправдывающий Меня:
Кто хочет состязаться со Мною?
Станем вместе.
Кто хочет судиться со Мною?
пусть подойдет ко Мне.
Вот, Господь Бог помогает Мне:
кто осудит Меня? Вот, все они, как одежда,
обветшают; моль съест их»
(Ис.50:8,9).
Оправдание по вере
Вера – еще один термин, которому Павел с готовностью дает определение. (Павла не так уж и трудно понять, если подобрать правильный ключ!) Он ссылается на повествование из книги Бытия и отклик Авраама на Божье обетование, предлагая следующее ясное описание веры: «Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: "так [многочисленно] будет семя твое". И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении; не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное. Потому и вменилось ему в праведность» (Рим.4:18-22).
В этом отрывке представлены три особенно важных аспекта веры (или акта веры, в греческом языке это формы одного слова).
1. Авраам признал бессмысленность своего будущего без Бога и Его помощи. Согласно Божьему обетованию, потомки Авраама будут так же многочисленны, как звезды небесные. Однако с человеческой точки зрения это невозможно. Авраам прекрасно понимал, что его тело «уже омертвело». Уповая на Бога, он «сверх надежды, поверил с надеждою». Таким образом, упование на Бога не является чем-то обыденным, повседневным. Христианская вера требует радикального изменения направления нашего отношения к чему-то, к кому-то.
2. Но вера – это не только отношение. Она также представляет собой отклик на Божьи особые обетования. В случае с Авраамом, его вера представляет собой отклик на слова Бога: «Так (многочисленно) будет семя твое». Вера не является бессодержательным смирением, в котором таится надежда на высшую силу, нет! Верою мы откликаемся на Божье слово и его особенное вербальное содержание. Бог говорит, и мы, откликаясь на Его слово, веруем в Него. Бог дал особые обещания Аврааму. В Рим. 4 Павел продолжает развивать мысль о том, что Бог обещает оправдание уповающим на Него, как на Бога, воскресившего Иисуса из мертвых (Рим. 4:23-25; см. также Рим. 10:9).
3. Вера сосредоточена не только на сказанном Богом, но также и на Его характере. Авраам верил, что «Бог силен исполнить обещанное». Библейская вера отражает Бога, как объекта этой веры. В повседневной жизни мы обычно имеем разную степень доверия к людям, в зависимости от того, какие у нас с ними складываются отношения. У нас есть один уровень доверия к мужу или к жене, другой – к врачу, третий – к пастору или к другу. Рассказывая нам о том, каков Бог, Святое Писание определяет, какой должна быть наша вера в Него. Он есть Бог, оправдывающий нечестивых людей (Рим. 4:5), творящий все из ничего (4:17) и воскресивший Иисуса из мертвых (4:24). Будучи всемогущим, Бог использует Свою силу, чтобы создать праведность там, где не было никакой праведности, творение там, где не было никакого творения, жизнь там, где не было никакой жизни. Именно в такого Бога мы и верим.
Не делами закона
Что же тогда не так с делами закона? Согласно ответу Павла, они отождествляются с плотью. «Дела закона» подразумевают послушание закону, которое осуществляется вне Христа, без обновляющей и созидающей силы Святого Духа. Совершенно очевидно, что в таком случае мы неспособны соблюсти закон, «потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех» (Рим.3:20). Павел видел доказательство этому утверждению в истории Израиля. Даже этот народ, которому было «вверено Слово Божье» (Рим. 3:2), закон «святой, праведный и добрый» (Рим. 7:12), не смог угодить Богу.
Плоть не способна повиноваться. «Как закон, ослабленный плотию, был бессилен…» (Рим. 8:3). Попытка повиноваться закону по плоти подобна попытке взобраться без снаряжения на крутую отвесную скалу, на которой нет ни одного углубления, ни одного выступа. Такая попытка заранее обречена на провал.
На самом деле проблема намного глубже. Она не ограничивается бессилием плоти. Ведь плоть находится в состоянии войны с Богом. «Потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим.8:7).
Подчиняются ли революционеры закону? Нет! Они пытаются отменить его. Иногда мы склонны изображать грех как неспособность человека в той или иной степени достичь Божьих стандартов. Однако текст Рим. 8:7 объясняет, что мы даже и не начинали угождать Богу. Проблема с делами закона, согласно Павлу, заключается в жестоковыйности человеческих существ, которые, будучи преданы собственным похотям, ни на йоту не приблизились к цели угодить Богу.
Апостол Павел четко и ясно показывает римлянам, что Бог вменяет праведность исключительно по благодати. Он подчеркивает, что Бог есть единственный вершитель нашего спасения. Нет места программе, предлагаемой законом, согласно которой, «в этом будет наша праведность, если мы будем стараться исполнять все сии заповеди пред лицем Господа, Бога нашего, как Он заповедал нам» (Втор.6:25). Как мы уже увидели, речь не идет о некоем успешном соблюдении закона, когда нужно получить лишь дополнительную поддержку от Бога, чтобы выполнить все требования. Нет, если говорить о праведности, то мы даже не начинали соблюдать закон. Бог действует таким образом, дабы показать всем, что всю работу спасения Он осуществляет Сам. «Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело» (Рим.11:6).
Основная идея учения об оправдании заключается в том, что грешникам чудесным образом может быть вменена праведность пред лицем Бога. Праведность вменяется всем, кто верует. Она не имеет никакого отношения к соблюдению закона, что невозможно для грешников. Приняв эту предпосылку, мы можем продолжить рассмотрение того, как Павел использует учение оправдания по вере. «Новый взгляд» верно отмечает, что Павел на основании учения об оправдании показывает, что христиане из язычников не должны преклоняться под иго закона (Послание к Галатам), а также, что христиане из иудеев и язычников должны жить вместе в мире и согласии (Рим., гл. 14-15). Не забывая о важности выполнения этих требований, мы, в то же время, не должны допустить, чтобы второстепенное преобладало над главным.
Комментарии: